Базилика санта-кроче во флоренции

Капелла Барончелли

Капелла Барончелли

Относится к числу капелл, примыкающих к правому рукаву трансепта.

Левая стена — фрески Таддео Гадди (1328—1338) со сценами из жития Марии.

Правая стена — фреска Себастьяно Майнарди (1490) «Мадонна с поясом» (общий вид, фрагм. 1, фрагм. 2).

Алтарный полиптих, так называемый полиптих Барончелли (итал.)русск. (ок. 1328—1334) (общий вид, центральная панель), судя по надписи OPUS MAGISTRI JOCTI (над пределлой) и свидетельствам Гиберти и Вазари — работа Джотто. Однако, на основе стилистического анализа исследователи выявляют в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению и работа целиком приписывается Таддео Гадди. Стилистически относится к кругу поздних работ Джотто и его учеников, в которых наблюдается нарастание готических тенденций, проявляющееся в более утонченных очертаниях фигур, усилении общей декоративности. Тем не менее, коленопреклоненные ангелы в нижней части центральной панели стилистически близки подобным в Мадонне Оньисанти (англ.)русск. Джотто. В целом центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий, трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые. Среди них идентифицируются на первой панели (слева направо) — Святая Клара и Святой Франциск; на второй — апостол Петр (с ключом), Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева; на четвертой — апостол Павел, Авраам и Иоанн Креститель; на пятой — святые Стефан и Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) неидентифицированного святого епископа, Иоанна Крестителя, Христа, Святого Франциска и Святого Онуфрия. Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним.

Витражи с изображением четырех пророков — Таддео Гадди (фото 1, фото 2).

В стене справа от входа в капеллу находится усыпальница семейства Барончелли работы Джованни ди Бальдуччо (итал.)русск.(ок. 1328—1330) (фото). Он же является автором статуй архангела Гавриила (фото 1, фото 2) и Марии (фото 1, фото 2) по сторонам входа в капеллу.

Статуя Мадонны с младенцем в капелле — Винченцо Данти (англ.)русск. (1568) (фото 1, фото 2).

Кафедра Медичи церкви Санта-Кроче

Капелла Медичи церкви Санта-Кроче во Флоренции характеризуется как наиболее зрелое из церковных сооружений Микелоццо. Она расположена рядом с  капеллой Пацци. Выполнена капелла в простом плане, образующемся сочетанием прямоугольного помещения для молящихся и примыкающих к нему маленького, квадратной формы, алтаря и двух симметрично расположенных ризниц.

Сводчатые потолки лишены всяких украшений; спокойные, гладкие стены, прорезанные каждая двумя высоко поднятыми окнами; полное отсутствие орнаментики и лепки.

Представляет интерес сочетание античных форм с некоторыми готическими элементами, в том числе розетками, профилями, применяемыми в качестве отдельных декоративных элементов.

Ряд архитектурных моментов сближает капеллу Медичи с другим сооружением Микелоццо — монастырем Св. Марка во Флоренции. В последнем заслуживает особого внимания помещение библиотеки, имеющей удлиненную прямоугольную форму, разбитую аркадами на три нефа. Все они имеют сводчатые перекрытия, причем средний неф при одной и той же ширине выше боковых.
Боковые стены прорезаны прямоугольными окнами, над каждым из которых расположены еще круглые окна, ритмически отвечающие аркам центрального нефа.

Колонны, на которые опираются арки, легки и изящны. Такое же впечатление производит и вся зала.
Интересны и два внутренних двора монастыря, каждый из которых опоясан изящными галереями, образованными сводами, опирающимися своими пятами на выступающие из стены кронштейны и на легкие редко поставленные ионические колонки.

Сочетание грациозных аркад с гладкими, спокойными стенами, прорезанными небольшими окошечками, — мотив, часто встречающийся у Микелоццо, заимствован очевидно у Брунеллески, который применил его еще в Воспитательном доме во Флоренции (приют Инноченти).

Пантеон Санта-Кроче

В церкви Санта-Кроче (Флоренция) покоятся самые известные люди Италии и почетные граждане Флоренции. Часть захоронений — истинные, в которых погребены умершие знаменитости, а другие, называемые кенотафы, — надгробные памятники, не содержащие человеческих останков.

Санта-Кроче по праву считается местом зарождения Ренессанса, т.к. содержит монумент-гробницу Л. Бруни, итальянского политика, созданную в 1444 г. мастером Б. Росселино. Этот монумент стал образцом для будущих работ эпохи Ренессанса, включая надгробие К. Марсуппини недалеко от северной стены церкви.

Самые известные надгробные памятники размещены вдоль правого нефа южной стены:

Памятник-бюст Микеланджело, выполненный мастером Вазари (1579), и множество статуй и фигур работы Дж. Баттиста и В. Чиоли. Хотя Микеланджело и умер в Риме, но завещал себя похоронить в родном городе. Выполняя его наказ и с разрешения мэра Флоренции, Л. Буанаротти выкрал тело Микеланджело из Рима и тайно перевез его сюда.

  • Кенотаф Данте Алигьери и статуи героев его произведений сделаны скульптором Риччи (1829).
  • Памятник Макиавелли работы Спинации (1787).
  • Гробница Галилео Галилея, умершего в 1642 г., однако из-за запрета церкви не был похоронен по христианским обычаям до 1737 г. Тогда его тело перевезли и поместили в церкви, скульптурная композиция и бюст Галилея выполнены Дж.Баттиста Фоггини.

  • Надгробие композитора Дж. Россини, который прославил Италию оперой «Севильский цирюльник». Спустя 9 лет после смерти в 1868 г. в Париже его тело было перевезено с кладбища Пер-Лашез и захоронено здесь во Флоренции.
  • Надгробие историка и дипломата Н.Макиавелли.
  • Гробница Жозефа Наполеона и его дочери и др.

Всего на территории церкви похоронены почти 300 именитых итальянцев, причем каждое надгробие украшено скульптурами и барельефами.

Достопримечательности

Главное впечатление от базилики сегодня создает реконструкция в стиле барокко XVIII века фасада и интерьера.

Тем не менее, здесь можно увидеть:

фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста

неф и напольное покрытие XII века

8 гранитных колонн в нефе, которые использовались в оригинальной церкви IV века

истинный крест с надписью.

Часовня св. Елены.

Легенда гласит, что святая Елена в IV веке, во время своего путешествия по святой Земле, обнаружила истинный крест, на котором был распят Иисус и другие реликвии. И тогда ей пришла идея построить храм в Риме для паломников, которые не могли поехать в Иерусалим.

Расположена она вниз по лестнице от главного алтаря. Часовня и две смежные комнаты являются частью императорского дворца.

В первой комнате есть статуя Святой Елены, которая была преобразована со статуи языческой богини Хелен с добавлением креста.

Григорианская часовня

Рядом с часовней Елены находится григорианская часовня, построенная в XV веке. Она разработана как зеркальное отображение часовни св. Елены. Мраморный рельеф был добавлен в XVII веке, а алтарь святого Григория содержит знаменитый реликварий.

Туринская плащаница

Туринская плащаница представляет собой очень древнее льняное полотно длинной более чем в четыре метра, на котором имеются золотистые нерукотворные отпечатки обнаженного, жестоко истерзанного Человека.

На этой ткани имеются два образа обнаженного мужского тела во весь рост, расположенные симметрично друг к другу голова к голове.

В углу стоит статуя Иисуса, которая была разработана на основе портрета из плащаницы.

Святыня Антониетты Мео

У основания лестницы есть святыня, где содержатся останки святой Антониетты Мео. Это особая часовня и небольшой музей, посвященный маленькой Преподобной.

Данный титул сопровождает ее с 2007 года, когда Папа Бенедикт XVI признал в особом декрете героические добродетели маленькой римлянки, самой молодой из всех почитаемых в истории Церкви.

Она была маленькой, но зрелой свидетельницей Евангелия, и от нее могут многому научиться дети и взрослые, воспитатели и катехизаторы.

В Риме Антониетту почитают больше всего дети, часто навещающие свою святую сверстницу в соборе Пресвятого Креста. Здесь хранятся игрушки и одежда Антониетты и ее письма.

Статуя Свободы

Фредерик Бартольди, выдающийся французский скульптор, создатель статуи Свободы в нью-йоркской гавани жил во Флоренции в 1870 году.

В это же время флорентиец Пио Феди приступает к созданию статуи Свободы Поэзии. Сходство между двумя статуями поразительно.

Гробницы известных людей

В Базилике Санта-Кроче обрели вечный покой:

  • Астроном Галилео Галилей;
  • Мыслитель Никколо Макиавелли;
  • Изобретатель беспроводного телеграфа Гульельмо Маркони;
  • Архитектор Леон Баттиста Альберти;
  • Композиторы Михаил Огинский и Джоаккино Россини;
  • Драматург Викторио Альфери;
  • Скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти;
  • Философ Джованни Жентиле;
  • Поэт Уго Фосколо;
  • Жена и дочь Йозефа Бонапарта – старшего брата императора Франции.

Также в базилике находятся кенотаф Данте Алигьери и мемориальная доска физика Энрико Ферми.

На площади возле храма поставлен памятник автору Божественной комедии. Также на ней проводятся городские фестивали и концерты, а также соревнования по флорентийскому футболу.

Живопись

Кроме надгробий, здесь находятся многие шедевры живописи. Например, капелла Перуцци, где изображено житие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Здесь же – капелла Барди и житие Франциска Ассизского, обе работы принадлежат Джотто (1320 – 1325).

Витражи в капелле Веллути созданы по эскизам Якопо ди Ландино. Капелла Барончелли знаменита фресками Таддео Гадди, а капелла Медичи – работа архитектора Микелоццо.

Флорентийский Пантеон

Свое второе название — Флорентийский Пантеон — базилика Санта-Кроче заслужила благодаря множеству надгробий с именами самых известных жителей Флоренции. Среди них не только люди искусства, но также политики, общественные деятели и просто представители богатых, знатных семей Италии.

Многие старинные надгробия расположены прямо на полу базилики, однако те из них, что принадлежат знаменитым личностям, находятся, как правило, в стенах. Некоторые являются лишь кенотафами, т.е. пустыми гробницами — например, это надгробие Данте, который на самом деле похоронен в Равенне, а также одного из создателей радио Маркони. Другие же представляют собой подлинные места захоронения выдающихся личностей. Но каждое из них стоит внимания как настоящее произведение искусства.

С некоторыми надгробиями базилики Санта-Кроче связаны интересные истории. Так, могила Галилея с роскошным памятником, где фигуру ученого окружают статуи Астрономии и Геометрии, появилась здесь лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально Папа Римский запретил ставить какие-либо памятные знаки на могиле еретика в Арчетри, и лишь в 1737 году прах ученого был перенесен в базилику Санта-Кроче, где перезахоронен с почестями.

Не менее интересна и могила поэта Никколини — на ней установлена скульптура, поразительно напоминающая Статую Свободы. Вот только памятник был выполнен в 1872 году, а нью-йоркская статуя была завершена лишь в 1886 году. Так что есть все основания предполагать, что скульптура в Санта-Кроче послужила прототипом знаменитой статуи.

Главный ориентир Флоренции

Площадь Санта Кроче расположена прямо в «сердце» Флоренции. Как все дороги Италии ведут в Рим, все дороги Флоренции – на знаменитую площадь. Испокон веков здесь проходит оживленная жизнь города. В прежние времена – ярмарки, турниры. Сейчас – костюмированные спектакли, которыми так гордятся жители. На площади Санта Кроче в соответствии с веяниями времени туристы могут посетить множество ресторанов, кафе, ночных клубов, дискотек. Необычный колорит придает площади брусчатка и старинные здания, расположенные по периметру. Но самое необыкновенное зрелище, открывающееся тем, кто пришел на площадь – потрясающей красоты базилика Санта Кроче с ее Капеллой Пацци и богатейшим внутренним убранством.

https://youtube.com/watch?v=6PNrjviIZdU

История базилики

В 1226 году скончался Франциск Ассизский, основатель монашеского нищенствующего ордена, носившего его имя. Спустя два года его причислили к лику святых. И францисканцы возвели в его память небольшую церковь во Флоренции.

Но город хотел иметь большой собор, который бы соответствовал статусу Флоренции, и в 1294 году на месте церкви было начато строительство. Искусствоведы считают, что архитектором был назначен Арнольфо ди Камбио. Средства были пожертвованы богатыми семьями города. Но Ди Камбрио умер, не доведя до конца это строительство.

Возведение собора затянулось надолго, его освятили только в 1443 году, когда во Флоренцию прибыл папа Евгений Четвертый, и храм получил название Санта-Кроче, базилика Святого Креста. Но храм и тогда не был закончен.

В этом храме крестили в 1452 году Леонардо да Винчи.

Храм подняли на несколько метров, и теперь туда ведут восемь ступенек. Базилику в XV веке наконец достроили, но фасад по-прежнему имел незаконченный вид. Известная всей Италии знатная семья Кваратези согласна была дать деньги на завершение работ, но при одном условии, оказавшемся невыполнимым для монахов-францисканцев: на фасаде собора нужно установить герб семьи Кваратези.

И только в середине XIX века Гаэтано Баккани, известный архитектор, завершил оформление фасада. А деньги на эти работы были собраны протестантами, живущими в Англии, и поэтому на соборе укреплена синяя звезда.

Капеллы церкви

Внутри церкви Санта-Кроче (Флоренция) в трансептах располагается 16 капелл (часовен), каждая из которых является отдельной пристройкой. Капеллы украшены уникальными фресками и скульптурами разных столетий, которые были выполнены самыми знаменитыми мастерами Италии: Маттео Россели, Дж. До Сан Джованни, Фра Бартоломео, Дж. Ли Бондоне и его учениками.

Самые известные из них:

  • Часовня Маджоре и фреска «Легенда о Святом Кресте» выполнена А.Гадди (1380).
  • Капелла Кастеллани с фресками А. Гадди с сюжетами из жизни Святых (1385).
  • Часовня Барончелии с фамильной гробницей и нищей, расписанной Т. Гадди «Мадонна», на других стенах — мотивы из жизни Девы Марии.
  • Капелла Ринуччини представляет работы мастера Дж. Ди Милано, изображающими жизнеописание Магдалины и Девы Марии (1379).
  • Часовня Перуцци содержит изображение жития И. Крестителя и И. Богослова, написанные художником Джотто.
  • Капелла Барди — освещает житие Фр. Ассизского (художник Джотто).
  • Другие капеллы (Медичи, Тосиньи, Пульчи и др.) также хранят бесценные произведения искусства.

Внутри базилики расположен Монастырский двор, из которого также есть выходы в капеллы. Так, Капелла дей Пацци, названная «подлинной жемчужиной Раннего Возрождения», украшена прекраснейшими работами Брунеллески (1443), декорирована знаменитыми итальянскими мастерами Д. да Сеттиньяно, Л. дела Роббиа, Дж. Да Майано. Перед капеллой находится пронаос, состоящий из коринфских колонн. В 1461 г. она была укрыта небольшим куполом.

Что посмотреть

Безусловно, Базилика Санта-Кроче считается одной из наиболее популярных во Флоренции. Путешественники желают заглянуть сюда не лишь для того, чтобы узреть гробницу Микеланджело, Галилео и остальных выдающихся уроженцев Флоренции, но и налюбоваться бесчисленными живописными фресками, в том числе труды Джотто.

В Базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царствует уникальная обстановка душевного спокойствия и тишины. В светлые дни, солнечные проблески невероятно привлекательно переливаются сквозь бесчисленные витражные окна.

Базилика Санта-Кроче изображает собой галерею известнейших фресок и статуй, сделанных Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и иными италийскими архитекторами и живописцами.

В Базилике Санта-Кроче особо приковывает внимание превосходный алтарь, созданный Джерини. Его скрашивает картина Мадонны со Святыми

На алтаре высится распятие труда Чимабуэ.

Не менее приметной считается неописуемо шикарная кафедра труда Бенедетто де Майано, сотворенная им в 1472 году. Кафедра декорирована бесчисленными барельефами, рассказывающими о жизни Св. Франциска Асисского. Собор еще известен своими шестнадцатью часовнями.

Так, в Большой капелле стены декорированы фресками Аньоло Гадди «Обретение Св. Креста». Роспись капелл Барди и Перуцци исполнил известный Джотто. К сожалению, многочисленные труды Джотто не выжили в период чумы, когда собор применялся в качестве лазарета, а его стены были побелены.

В капелле Барди можно увидать обрисовки из жизни Св. Франциска Асисского. Часовня Медичи была украшена Микелоццо по заказу Козимо I

В этом месте сразу обращает на себя внимание терракотовая скульптура Мадонны с ребенком произведение италийского архитектора Андреа делла Роббиа

Часовня Пацци, размещенная во внутреннем дворе собора, оформлена прославленным италийским умельцем Брунеллески. В часовне Барди ди Вернио располагается уникальный деревянный крест, сделанный Донателло.

Базилику Санта-Кроче нередко именуют Пантеоном Флоренции, так как в этом месте похоронены известные жители данного городка. В общем, в Базилике насчитывается примерно 300 гробниц общественно-политических и культурных деятелей Флоренции. Более того, храм Св. креста считается первой похоронной базиликой эпохи Ренессанса. Гробницы в храме кажутся как мраморная кровать, на которой представлена фигура покоящегося в ней флорентийца. Сверху саркофага располагается свод с двумя колоннами. При этом каждая усыпальница представляет собой истинное произведение искусства работы того или иного италийского умельца.

В Базилике Санта-Кроче похоронены Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Лоренцо Бартолини, Фосколо, Джоаккино Россини, Маркони, Витторио Альфьери, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми.

Еще в Базилике Санта-Кроче находится могила Данте Алигьери. Могила была построена в 1829 году. Останки же знаменитого поэта 13-14 столетий располагается в Равенне, хотя Данте был гражданином Флоренции.

литература

отсортировано в алфавитном порядке по авторам / редакторам

  • Августовский рейв: Christiformitas. Исследования францисканской иконографии флорентийского Треченто на примере бывшего цикла ризниц Таддео Гадди в Санта-Кроче (= рукописи по истории искусства в издательстве Вернера 2). Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 1984, ISBN 978-3-88462-901-7
  • Госберт Шюсслер: Провокационный образ Страстей: распятие Донателло работы С. Кроче. В: Карл Мезенедер (ред.): Спор об изображениях. От Византии до Дюшана. Reimer, Берлин 1997, ISBN 3-496-01169-6 , стр. 49-72.
  • Рольф Томан (ред.): Искусство итальянского Возрождения. Архитектура — скульптура — живопись — рисунок. Könemann, Кельн, 1994. ISBN 3-89508-054-3
  • Манфред Вундрам : Путеводитель по искусству Флоренции . Reclam, Штутгарт, 1993. ISBN 3-15-010385-1 , стр. 165-184.
  • Клаус Циммерманнс: Флоренция. Европейский центр искусства. История, памятники, коллекции . DuMont, Кельн, 1984. ISBN 3-7701-1441-8 . 6-е издание: 1990 г.

История

Basilica di Santa Croce переводится как Церковь Святого Креста.

Была заложена в 1294 году на том месте, где раньше уже находилась церковь. Легенда говорит, что ту церковь заложил Франциск Ассизский – святой, основатель ордена францисканцев.

Сейчас Санта Кроче считается крупнейшей францисканской церковью в мире.

Архитектурные особенности

За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.

Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.

Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.

Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.

Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?

Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.

Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.

У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Интерьер

Внутри здания нас ждут не менее интересные детали. Например, здесь готические арки вполне мирно соседствуют с деревянными перекрытиями.

По сути же, базилика представляет собой Пантеон, где захоронены флорентийские знаменитости.

Здесь находится множество гробниц рода Галилеев. На одной из них вы увидите надпись «Галилео Галилей». Это — дедушка учёного. Прах же Галилея-учёного хранится в стене.

Гробница Галилео Галилей

Интересно, что сразу после смерти ученого Папа высказывался против его захоронения в базилике, поэтому прах учёного был вынесен в специальную отдельную комнатку. Торжественно перезахоронили его в 1737 году. Саркофаг увенчан аллегорическими изображениями Геометрии и Астрономии.

Присмотритесь повнимательнее к памятнику поэта Никколини. Ничего не замечаете? Это практически статуя Свободы!

Могила политика Макиавелли украшена изображением Дипломатии. Известна надпись его надгробия, которая гласит, что нет эпитафии, которая была бы достойна такого человека.

Ещё раз повторюсь: здесь похоронено очень много знаменитых итальянцев.

Есть здесь и кенотафы. Например, кенотаф Данте Алигьери. Сам поэт похоронен в Равенне.

Росписи

Над фресками базилики Санта Кроче трудились лучшие мастера, начиная с Джотто и Джамболоньи.

Не менее впечатляющи и алтарные украшения, выполненные Донателло.

Над кафедрой, украшенной барельефами, посвященными святому Франциску, трудился знаменитый резчик Бенедетто де Майано.

Всю эту красоту вы наблюдаете при свете проходящим, через многочисленные витражи церкви, которые делают ее интерьер еще более привлекательным и заметно расширяют пространство.

На данный момент базилика больше похожа на музей. Сюда приходят насладиться работами великих художников и скульпторов.

Рядом с церковью находится автобусная остановка Magliabechi С3.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16

Архитектура базилики Санта-Кроче

На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.

Фасад

Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.

Фото: Alexander Mak / Shutterstock.com

Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.

Внутреннее убранство

Трехнефная базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.

Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.

К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.

Что посмотреть

Конечно, базилика является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.

В базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.

Здесь находятся знаменитые фрески и скульптуры, созданные Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.

Особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми

На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.

Не менее значимой является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.

Фото: D.Bond / Shutterstock.com

Капеллы

Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Наиболее известные из них:

Большая капелла, стены которой украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста».

Капеллы Барди и Перуцци, расписанные знаменитым Джотто. К сожалению, многие работы мастера не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены. В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.

Капелла Медичи, декорированная Микелоццо по заказу Козимо I

Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.

Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма. Оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.

Часовня Барди ди Вернио, в которой находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.

Фото: Eug Png / Shutterstock.com

Знаменитый купол Брунеллески

Правительство Флоренции было раздосадовано: четыре десятилетия кафедральный собор Дуомо оставался без «головного убора», то есть купола. Вместо него на небо смотрела огромная дыра, через которую место главного алтаря (его, кстати, тоже не было) то обильно орошалось ливнями, то иссушалось жарким итальянским солнцем. Однако время шло, а дерзновенная мечта о грандиозном куполе и не думала воплощаться. Все беспомощно разводили руками: как возводить грандиозный, диаметром 45 метров, купол на 55-метровой высоте? Вдобавок ко всему правители города решили отказаться от готических элементов в строительстве: стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов. Сделано это было в угоду политическим амбициям. Потому что классическая готика пользовалась популярностью в соперничавших с Флоренцией северных итальянских городах. В частности, у заклятых врагов – миланцев. Однако, отвергнув единственно надежные приемы готики, власти взамен не предложили ничего, никакой альтернативы. Никто не знал, выдержат ли стены храма объемный и тяжеленный купол без дополнительных опор. Также нужно было много древесины, без которой невозможно выстроить кружала – специальную деревянную форму для поддержания опалубки, по которой выполняется кладка. Но никто не знал, достаточно ли в Тоскане древесины.

Чтобы больше не ломать себе голову, флорентийские власти решили объявить конкурс. Тому, кто предложит самый лучший проект купола, они обещали щедрое вознаграждение в две сотни золотых флоринов и пожизненный почет в городе, не говоря уже о славе на века. На рассмотрение поступило множество проектов, одно замысловатее и фантастичнее другого. Автор одного предлагал подпереть купол колонной внутри собора, другой хотел использовать для него пористые вулканические породы, чтобы снизить давление на стены. Но отцы города остановили свой выбор на проекте… ювелирных дел мастера и по совместительству архитектора-самоучки Филиппо Брунеллески. Несмотря на суровый нрав, невзрачную внешность и репутацию болтуна, он сумел убедить отцов города, что именно его план реальный и выполнимый, заявив, что ему даже не понадобятся специальные леса (это сулило огромную экономию средств). В 1420 году архитектор-самоучка был официально утвержден руководителем работ по строительству Большого купола.

Гениальность задумки Брунеллески состояла в следующем: купол он решил сделать из двух оболочек – внутренней (ее можно видеть, находясь в помещении собора), и внешней (более широкой и высокой). Оболочки планировались концентрическими, то есть имеющими общий центр. Чтобы избежать возникновения трещин и возможного обрушения, Брунеллески решил укрепить стены собора, по типу как скрепляют обручами бочки, и использовал для этого каменно-железно-деревянные натяжные кольца. Чтобы работа двигалась в творческой конкурентной борьбе, власти Флоренции назначили Филиппо напарника по руководству строительством, им стал такой же золотых дел мастер Лоренцо Гиберти. Он известен также как один из декораторов золотых дверей находящегося по соседству баптистерия Сан-Джованни, с легкой руки Микеланджело названных «Вратами рая». Брунеллески не особо жаловал своего более удачливого конкурента, но был вынужден согласиться на совместную работу, которая омрачалась взаимными интригами. Само по себе возведение грандиозного Большого купола стало настолько значимым событием, что предопределило жизнь города последующие шестнадцать лет. В результате его таки построили, и он гордо возвысился над городом – как свидетельство независимости Флорентийской республики на фоне недружественной политики Милана. А еще красный купол Брунеллески, его еще называли «Куполоне», стал символом смены эпох – стеснявшего развитие прогресса Средневековья на чистый воздух свободы Ренессанса.

Как добраться

Церковь Санта Кроче находится на одноименной площади, почти в самом центре Флоренции. Удобней всего добираться до нее пешком. Но также можно доехать на общественном транспорте. На автобусе С3 до остановки Magliabechi, она находится непосредственно у церкви. Чуть дальше, примерно в паре минут ходьбы от площади, находится остановка Verdi, до нее ходит автобус С1. И еще примерно в пяти минутах ходьбы по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi расположена остановка Agnolo. До нее ходит самое большое количество автобусов: № 14, 23 и C2. Карта с маршрутами общественного транспорта Флоренции.

Если вы предпочитаете передвигаться на автомобиле, то можно воспользоваться службой поиска такси по городу — Taxi Florence. Имейте в виду, что на улице ловить машину не принято, лучше позаботиться об этом заранее. Парковки рядом с Санта Кроче нет.

Флоренция площадь Республики.

Улицы Флоренции созданы для пеших прогулок. Прогуляйтесь до площади Республики. В древности территория площади была занята римским Форумом, в средние века она превратилась в оживленный центр Старого рынка. Свой современный облик площадь приобрела после реконструкции в 1887. Появились новые здания, кафе, ставшие излюбленным местом встреч поэтов и художников. Кроме того, была воздвигнута арка, посвященная первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. В 1956 году в центре площади была установлена «Колонна Изобилия», а Карусель перед аркой всегда была одним из любимых детских развлечений.

Большие ворота Chiesa di Santa Croce

Рядом с Санта Кроче в Риме находится площадь Больших ворот – Пьяцца-ди-Порта-Маджоре, на ней располагаются древние акведуки. Большие ворота представляют собой двойную арку водопроводов, возведенных в 52 году императором Клавдием.

Не раз акведуки восстанавливались императорами Рима, не преминувшими написать об этом:

Подобные надписи оставили после себя императоры Веспасиан и Тит.

Недалеко от ворот размещена гробница булочника Вергилия Эврисака (40-30 гг. до н.э.). Надпись на ней знакомит нас информацией о роде его деятельности, выпечка этого римлянина использовалась для государственных нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector