Приволжская возвышенность

Животные

Распространённым и типичным животным здесь считают лисицу. В лесах обитают привычные лесные звери: лоси и кабаны, зайцы, волки и другие животные. К редким обитателям относят бурого медведя, рысей и горностая, европейскую косулю и таёжного хоря.
У воды селятся норки и выдры.

Степные жители – маленькие грызуны. К редким видам относят крапчатого суслика и степную пеструшку.
В полупустыне нередки встречи с узорчатым полозом, ящерицами и гадюкой.

 

 змееяд фото

Типичные обитатели птичьего царства — тетерев, вальдшнеп, глухарь, дрофы. В степи живут осоед, пустельга, луговой лунь, орёл-карлик.

В Красную книгу занесли орлана — белохвоста, филина, европейского тювика, змееяда и могильника. Из лесных и водоплавающих пернатых – так же привычные обитатели.

Приволжская возвышенность

POI: 53.200000, 45.000000

wikipedia (Русский):

Приво́лжская возвы́шенность — возвышенность, часть Восточно-Европейской равнины, расположенная на западном берегу Волги и протянувшаяся от Нижнего Новгорода на севере до Волгограда на юге. На западе ограничена Окско-Донской равниной (Тамбовская равнина). На большей части территории возвышенность сложена сравнительно легко разрушаемыми горными породами: песками, глинами, мергелями, мелами, опоками, относящимися к юре, мелу и палеогену. В районе Самарской луки, а также на отдельных локальных участках (близ Саратова и др.) выходят более твёрдые и древние отложения — каменноугольные и пермские известняки и доломиты. Среди палеогеновых отложений имеются бронирующие слои крепких песчаников. Кристаллический фундамент глубоко опущен (более 800 м).

Рельеф

Приволжская возвышенность круто, местами уступами, обрывается к Волге и полого снижается к Окско-Донской низменности. Приволжскую возвышенность, особенно её волжский склон, рассекают многочисленные балки и овраги, создавая сильную пересеченность местности. Отдельные части высокого волжского склона называют горами. Местами широкое развитие получили карстовые формы рельефа. Территория сильно распахана.
В северной части Приволжской возвышенности, где её окаймляет широтный отрезок Волги, преобладают высоты 150—180 м. По направлению к югу высоты увеличиваются и на широте Ульяновска достигают во многих местах 200 м, а южнее — в верховьях Суры, а также в Жигулях — отдельные возвышенности превышают 300 м. Их площади увеличиваются к верховьям Медведицы. Наивысшая точка Приволжской возвышенности — 381 м — расположена в Жигулевских горах, в непосредственной близости от Волги. Аналогичные высоты имеются в Хвалынских горах (369 м), в Гуссельском кряже севернее Камышина (359 м). Южнее Камышина Приволжская возвышенность постепенно снижается, и у Волгограда основной фон создают поверхности с высотами в 125—130 м. Ширина Приволжской возвышенности в северной её части значительно больше, чем в южной. На широте Жигулей с востока на запад она тянется более чем на 500 км, в то время как у Волгограда её ширина не превышает 60 км.

Гидрография
По Приволжской возвышенности проходит Волжско-Донской водораздел. В северной части возвышенности водораздельная линия отстоит далеко от Волги — западнее Суры. В южной части она подходит к реке почти вплотную, так что волжский склон и донской оказываются развитыми чрезвычайно неодинаково. На Приволжской возвышенности берут начало или протекают такие крупные реки, как Сура, Свияга, Мокша, Хопёр, Медведица, Иловля и ряд более мелких..

Полезные ископаемые
Полезные ископаемые: нефть, горючие газы и сланцы, фосфориты, стройматериалы.

Литература
Краткая географическая энциклопедия, Том 3/Гл.ред. Григорьев А. А. М.:Советская энциклопедия — 1962, 580 с. с илл., 19 л. карт…
  … (Русский)

Volga Upland — English -> Русский  
Wolgaplatte — Deutsch -> Русский  
Plateau de la Volga — Français -> Русский  
Wyżyna Nadwołżańska — Polska -> Русский  
Приволзька височина — Український -> Русский  
Alture del Volga — Italiano -> Русский  
Meseta del Volga — Español -> Русский  
Pavolgio aukštuma — Lietuvos -> Русский  
Volgaplatået — Norske -> Русский  
伏爾加高地 — 简体中文 -> Русский  

Жигулевские горы

Рассказывая о Приволжской возвышенности, нельзя не упомянуть о Жигулевских горах. Это невероятно красивый массив, расположенный в излучине Волги (так называемой Самарской Луке). Именно здесь находится Наблюдатель – самая высокая точка средней полосы европейской части страны. Другие известные вершины массива – Молодецкий курган, Попова гора, Могутова гора.

Жигули – уникальное место. Ведь, по сути, они являются единственными тектоническими горами на всей Русской равнине. И по геологическим меркам они достаточно молодые – им всего-то 7 миллионов лет. При этом Жигулевские горы продолжают расти (на 1 миллиметр в год).

Благодаря своим живописнейшим пейзажам Жигули пользуются большой туристической популярностью. Пожалуй, самое посещаемое здесь место – урочище Каменная чаша с его источниками.

Строительство мостов

В 80-е и 90-е годы XIX века появилось несколько проектов строительства железной дороги до Астрахани. Хотя провели изыскания, ни один из проектов не нашел поддержки правительства. Около 10 лет шли споры о выборе направления, которые разрешились лишь в начале XX в., когда 10 июня 1902 года вышло высочайшее повеление о строительстве ширококолейной линии от Астрахани до станции Красный Кут «с перешивкою узкоколейного пути от сего пункта до Покровской слободы в широкую колею». В 1903 г. Общество Рязано-Уральской железной дороги приступило к сооружению линии. Строители и инженеры столкнулись с большими трудностями: дорога пересекала три главных рукава реки Волги — Ахтубу, Бузань и Болду; две менее значительные реки — Кривой Буз и Рычу; а также 11 малых водотоков. На дельте построили 14 мостов, из которых самые крупные: через реки Ахтубу, Бузань, Болду. 9 июля 1907 года открыто движение на участке Красный Кут — Бузань-пристань, 15 декабря 1909 года — на участке Бузань — Астрахань1.

Современный мост в городе Саратов

Паромные переправы

Для обеспечения перевозок грузов в Заволжье в районе станции Увек построили, первую в России, паромную железнодорожную переправу через Волгу. С помощью двух паромов и ледокола осуществлялась связь между правым и левым берегами. Первые ледокол и паром были произведены английской компанией «Армстронг» в 1890-х годах. Когда Волга замерзала и покрывалась льдом, дорогу для парома готовил ледокол. Вскоре паром «Саратовская переправа» перестал справляться с увеличившимся потоком грузов. Поэтому в 1908 г. Общество Рязано-Уральской железной дороги заказало Сормовскому заводу второй, более мощный паром, который получил название «Переправа вторая». За год два парома перевозили через Волгу в оба конца 130 тысяч вагонов. Зимой 1914 г. для увеличения пропускной способности на лед уложили железнодорожный путь, по которому поезда перемещались конной тягой.

Береговые станции снабжались специальными наклонными платформами. С помощью которых грузы поднимались с пароходов или опускались на них. Поскольку из Баку через Саратов везлась нефть, на волжских станциях построили нефтехранилища и завозные склады. Также соорудили плавучие и береговые нефтекачки, которые переливали нефть из барж в цистерны и наоборот. Склады нефти с плавучими нефтекачками располагались на береговых станциях Увек, Покровск, Камышин и Бузан. В 1914 — 1918 гг. на Рязано-Уральской дороге возникли новые линии. Это Саратов — Каменоломня, Пенза — Харьков, Тамбов — Моршанск, Балашов — Ершов и Николаевск -Самара. В сентябре 1918 г. дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения. 1930 — 1935 гг. соорудили мост через Волгу у Саратова.

Приволжская железная дорога — строительство новых линий

Вокзал в Вогограде

В 1891 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги представило план расширения своего предприятия, который состоял в сооружении новых линий: от Рассказово до Камышина, от Покровской Слободы до Уральска, от ст. Богоявленск до села Сосновки и в слиянии этих дорог вместе с Рязанско-Козловской и Козлово-Саратовской линиями. План утвердили правительством, а Общество Рязанско-Козловской дороги преобразовано в Общество Рязанско-Уральской дороги. С 1892 года по 1897 год в эксплуатацию ввели линии. Это Лебедянь — Елец (75 верст), Тамбов — Камышин (444 версты), Покровск — Уральск (396 верст), Ершов — Николаевск (88 верст), Урбах — Александров Гай (173 версты), Аткарск — Вольск (235 верст), Богоявленск — Сосновка (79 верст), Красавка-Баланда (75 верст), Саратов — Нефтяная (12 верст).

↑ Города

  • В столице Поволжья, Саратове, живут 1 млн. жителей. Город — транспортный узел с развитой промышленностью. Достопримечательностью называют Соколовую гору с музеем боевой техники.
  • Центральную часть Приволжья занимает Пенза. Промышленный и культурный центр области и центра России, стоит на реке Сура, Москва в 710 км. Недалеко расположился курорт Ахуны. 
  • Камышин – маленький городок с 117 тысячами жителей. Река Камышинка делит город на 2 части. Городская черта тянется на 15 км вдоль Волгоградского водохранилища, севернее Волгограда на 200 км.
  • Сызрань, город в Самарской обл., занимает 117 кв. км. До областной столицы 108 км на запад по берегу водохранилища.
  • Ульяновск знаменит машиностроением и металлообработкой на «Ульяновском автозаводе» и «Волжских моторах». Город расположен на берегу Куйбышевского водохранилища и реке Свияга.
  • Столица Мордовии, Саранск, располагает 8 площадями, тремя парками и зелёными скверами. Насаждениями занято 2504 га. Спортивный центр Поволжья.

Геоморфология и гидрология территории (кратко)

Средние высоты в пределах Приволжской возвышенности – 150-200 метров. На юге они возрастают до 250-300 метров над уровнем моря. Максимальная точка возвышенности – гора Наблюдатель (381 м).

Главный массив возвышенности представляет собой плато, рассеченное многочисленными речными долинами, оврагами и балками. При этом чем ближе к Волге – тем сильнее территория расчленена овражно-балочной сетью. Наиболее выразительные в ландшафтном плане участки склона реки принято называть горами (например, Климовские или Жигулевские горы).

В южной части возвышенности наиболее резко проявляется почвенная эрозия. К югу от реки Сызранки, на склонах балок и долин, также можно наблюдать оползни. Местами получили распространение карстовые формы рельефа.

По территории Приволжской возвышенности проходит Волжско-Донская водораздельная линия. Здесь зарождается огромное количество рек и речушек. Самые крупные из них – Сура, Мокша, Иловля, Хопер, Медведица и другие.

Реки и озера

Горы разделяют бассейны рек Волги и Дона. На севере линия водораздела расположена западнее Волги, а на юге – восточнее Дона. В итоге обеим рекам достаётся одинаковое количество воды.

На север, в Волгу, стекают воды Свияги и Оки с Сурой. В Оку впадают Мокша и Теша. В Суру впадают: Урынга, Киря, Барыш и много рек и речушек, текущие с холмов.

 

река Хопер фото

К Дону стекают реки, текущие на юг и на юго-запад: Хопёр с Вороной, Иловлей и Медведицей.
В Приволжье известен самарский комплекс из 3-х Воронежских озёр с пляжем и 300-летними дубами.

Жемчужина в Ульяновской области – самоочищающееся древнее Белое озеро на высоте 250 м. Это курортное место.

Руководство

Начальник дороги — Альмеев Сергей Анварович (ранее — Храпатый Александр Васильевич)

Первый заместитель начальника дороги — Майоров Евгений Владимирович (ранее — Герус Владимир Леонидович)

Главный инженер — Смородин Александр Николаевич

Первый заместитель начальника железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации — Бахтеев Ринат Исхакович

Заместитель начальника дороги — Главный ревизор по безопасности движения поездов — Лоещук Владимир Васильевич

Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам — Воротнев Александр Сергеевич

Заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам — Нелипа Геннадий Николаевич — до 2016 г.

Заместитель начальника железной дороги по взаимодействию с органами власти — Лиходаев Сергей Николаевич

Заместитель начальника дороги по безопасности и режиму — Васильев Сергей Викторович

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) — Васильев Сергей Николаевич

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) — Тарасенко Анатолий Васильевич — до 2016 г.

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) — Смертин Сергей Александрович

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) — Заставной Александр Петрович — до 2016 г.

Заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) — Свечкарев Сергей Анатольевич

Начальник регионального общего центра обслуживания — структурного подразделения Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» — Бирюкова Ольга Петровна

Начальник службы корпоративных коммуникаций — Егораева Ольга Сергеевна

Приволжская возвышенность: тектоническая структура и геология

В основе возвышенности лежит асмиметричное приподнятое плато, цоколь которого образован отложениями верхнего палеозоя. Древний кристаллический фундамент находится здесь на приличной глубине (более 800 метров).

В целом, Приволжская возвышенность расположилась сразу на нескольких тектонических структурах. Так, северная ее часть соответствует приподнятому Волго-Уральскому своду, а южная находится на пологом склоне Воронежской антеклизы. Упомянутые тектонические структуры отделяет друг от друга узкая Саратовско-Рязанская синеклиза, протянувшаяся от Саратова до Рязани.

Возвышенность сложена легко разрушаемыми породами палеогенового и мелового периодов – мелом, глинами, мергелями и песками. В некоторых местах на поверхность выходят более древние отложения, в частности, известняки, песчаники и доломиты. Недра этого региона богаты полезными ископаемыми: нефтью, газом, фосфоритами, а также различным строительным сырьем.

Схема Приволжской железной дороги.

Приволжская железная дорога.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни ездил по железной дороге на электричке или в поезде дальнего следования. И каждый, наверное, почувствовал преимущества этого вида транспорта: путешествие строго по расписанию, доступность, комфортные условия (Сапсан, Ласточка). Приволжская железная дорога не исключение из этих правил, а дополнение.

Приволжская железная дорога расположена на юго-востоке Европейской части России, в регионе Нижней Волги и среднего течения Дона. Находится Приволжская дорога в основном на территории Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей, частично проходит также по территории Ростовской области и Казахстана.

Приволжская железная дорога образована в 1953 году путём объединения участков Рязано-Уральской железной дороги и Сталинградской железной дороги.

В 1970 году Приволжская железная дорога награждена орденом Ленина.

Характеристика Приволжской железной дороги.
Управление дороги находится в Саратове. В состав Приволжской дороги входят отделения: Саратовское, Волгоградское, Астраханское.

Приволжская железная дорога граничит с железными дорогами:

— Юго-Восточная
— Северо-Кавказская
— Казахстанская
— Южно-Уральская
— Куйбышевская

Эксплуатационная длина Приволжской дороги — 4276,1 км.

Основные узловые станции Приволжской дороги: Анисовка, Саратов, Астрахань-1, Волгоград-1, Петров Вал, Верхний Баскунчак, Аксарайская, Ершов, Пугачёвск, Аткарск, Сенная, Колоцкий.

На отдалённую перспективу запланировано строительство обхода Саратовского железнодорожного узла Приволжской железной дороги и строительство линии Волгоград — Элиста.

По состоянию на декабрь 2014 года парк Приволжской дороги включает 890 локомотивов: пассажирских электровозов — 74, пассажирских тепловозов — 84, грузовых электровозов — 230, грузовых тепловозов — 346, маневровых локомотивов — 240.

В границах Приволжской железной дороги расположены несколько крупных предприятий железнодорожной отрасли, не имеющих подчинения Приволжской дороге или РЖД, но тем не менее являющихся важными для функционирования железных дорог.

В дореволюционное время в грузообороте Приволжской железной дороги преобладали с.-х. грузы. Важную роль играли перевозки рыбы и соли из озера Баскунчак. За годы Советской власти на территории, прилегающей к Приволжской дороге, возникло много промышленных предприятий и ряд промышленных центров — Саратовский, Волгоградский, Астраханский, Балаковский, Вольский, Камышинский и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Приволжская железная дорога являлась прифронтовой и осуществляла перевозки для обеспечения войск во время Сталинградской битвы 1942—43. Почти все основные участки Приволжской железной дороги переведены на тепловозную тягу. Перевозка грузов на наиболее важных направлениях выполняется электровозной тягой.

Грузооборот Приволжской железной дороги 103 млрд. т․км. или 3,5% от сетевого. В перевозках значительный удельный вес имеют нефтяные, минеральные грузы, стройматериалы, зерно, мука, лес (перевалка с водного на ж.-д. транспорт).

Развиты пассажирские перевозки, из них примерно 4/5 в пригородном сообщении и 1/5 в дальнем. Наиболее интенсивный пассажирообмен Приволжская дорога осуществляет с Московской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Куйбышевской железной дорогой. Удельный вес Приволжской дороги в суммарном пассажирообороте сети железных дорог во всех сообщениях составляет чуть менее 3% (в пригородном — около 1,5%).

↑ Прирродные ресурсы возвышенности

Благодаря умеренно — континентальному климату и микроклимату в курортных зонах круглый год используются рекреационные ресурсы. Солнечные дни, фитонциды, Кимериджская голубая глина. Кроме того, минеральные воды, сравнимые с Трускавецкими и Карлововарскими водами, лечение кумысом предлагают получение щадящего, тонизирующего или тренирующего климатотерапевтического режима.

Недалеко от Саратова расположился природный парк «Кумысная поляна», в Пензе – курорт «Ахуны», «Надежда», санаторий, рядом с Саранском. Много других рекреационных зон. Водные ресурсы дают электроэнергию (Жигулевская ГЭС), рыбу и воду для орошения полей.

На территории в достатке полезные ископаемые осадочных происхождений, достаточных для удовлетворения собственных потребностей и для вывоза. Благоприятные условия климата и почва разрешают выращивать кормовые (70%) и зерновые культуры (20%). Так же овощи и арбузы (4%). Много диких животных, боровой и водоплавающей птицы, разрешённых для охоты.

Щербаковская балка

В пределах Щербаковского природного парка находится еще один ценный памятник природы – балка с одноименным названием. Ее общая площадь – около 140 гектаров. За красоту и уникальность ландшафтов это место также нередко называют Волжской Швейцарией. А вот местные жители прозвали Щербаковскую балку аптекой под открытым небом, ведь здесь произрастает огромное количество различных лекарственных растений.

Уникальность Щербаковской балки – в потрясающем многообразии ландшафтов и природных комплексов. Здесь, на небольшой территории, березовые рощицы соседствуют с практически горными водопадами и скалистыми утесами. Флора балки насчитывает не менее 300 видов, из которых полсотни являются редкими или исчезающими.

Приволжская возвышенность

Приволжская возвышенность расположена вдоль правого берега Волги, на востоке она приподнята и круто обрывается в сторону Волги. Западный склон, более низкий и пологий, постепенно понижаясь, почти незаметно переходит в Окско-Донскую низменность. Максимальная отметка высоты в Саратовской области — 379 м — находится в районе Хвалынских гор. Северные и восточные склоны гор расчленены на отдельные сопки и вершины. К западу от города Хвалынска возвышается гора Богданиха, имеющая вид нескольких сопок. Севернее Богданихи расположена конусообразная гора Таши («Таши» — в переводе с татарского «камень»). На юго-западе Хвалынска находится гора Каланча, сложенная белым мергелем.

К высоким участкам Приволжской возвышенности относятся Змеевые горы. Они протянулись от Вольска вниз по течению Волги до села Воскресенского. Среди них выделяются горы Большой Маяк и Малиниха.

В окрестностях Саратова на севере находится Соколовая гора, на юге — Алтынная, на западе — Лысогорский массив.

Южнее села Белогорского, что на границе с Волгоградской областью, возвышается над Волгой утес Степана Разина. По преданию, в далекие времена именно там стоял шатер знаменитого атамана. Ниже по течению находится гора Дурман с оползневыми площадками.

Почти весь правый берег Волги характеризуется оврагами и оползнями. Наиболее заметны их проявления в районах Хвалынска, Вольска, села Усть-Курдюм, Саратова (от устья речки Гуселки до устья Глебучева оврага и от поселка Лесопильный до поселка Нефтяной, общей площадью 23,5 км2), в Красноармейском районе.

Причины оползней: а) наличие водоносных горизонтов; б) подмыв, подтопление коренного берега в связи со строительством плотин на Волге; в) эрозионная деятельность рек, потоков, волн водохранилищ, выветривание горных пород, их увлажнение, высыхание, морозные воздействия; г) тектонические процессы; д) влияние бесконтрольной хозяйственной деятельности человека.

Первые сведения об оползнях относятся к 1783 году. Катастрофический характер оползней наблюдался в 1968 году. По геологическому строению преобладающее значение в структуре Приволжской возвышенности имеют меловые (глины, мел, мергель, опоки, пески) и палеогеновые (опоки, пески, песчаники) отложения.

Приволжская возвышенность расчленена речными долинами. Она лежит в бассейнах рек Волги и Дона. Более возвышенные участки — восточный край Донского бассейна. Пониженные участки — бассейн притоков Волги — Курдюма, Терешки, Чардыма.

↑ Растения

Флора образована тремя типами растительности: дубравной, боровой и степной. Дубравное широколиственное сообщество представлено дубом, ясенем, клёнами, липой и вязами. Из кустарников чаще встречаются заросли орешника, калина, черемуха. Покров под деревьями покрыт снытью. Боровой вид представлен сосновым лесом. Место под соснами занято майником, грушанкой, брусникой.

Щербаковская балка фото

Известковые скалы покрыты травяными борами, где растёт ракитник, бересклет, вишня. Состав степных трав близок к травам среднерусской луговой степи: колокольчик волжский, полынь широколистная и шелковистая. Распространены ковыли, овсец, морковник и другое. Реликтовые виды — папоротник атирий и округлозубчатый, австрагал Цингера.

Приволжская железная дорога — подъем железнодорожного строительства в России

Можно выделить два периода подъема железнодорожного строительства в России: первый приходится на 60-70-е годы XIX в., второй — на начало 90-х. Эти периоды характеризуются развитием концессионного строительства, когда частным компаниям выдавалась значительная ссуда. Именно в это время осуществлялось сооружение железнодорожных линий, связавших центральную Россию с приволжскими губерниями. На первом этапе построили Московско-Нижегородская (1862 г.), Московско-Рязанская (1864 г.), Московско-Ярославская (1870 г.) и Тамбово-Саратовская дороги (1871 г.). На втором этапе эти линии получили свое продолжение и дали выход в районы нижней Волги и Урала.

Вопрос о сооружении железной дороги от Саратова до Тамбова ставился в 1866 г. на первом Саратовском губернском земском собрании. В 1867 г. Тамбовское и Кирсановское уездные земства направили в правительство ходатайство о разрешении на постройку дороги. Министр Путей Сообщения П. П. Мельников с высочайшего разрешения внес этот вопрос на рассмотрение Комитета железных дорог, который утвердил направление железной дороги от Тамбова к Саратову через Кирсанов и Аткарск. На основании этого постановления в феврале 1867 года земства произвели изыскания и было образовано Общество Рязано-Козловской дороги.

Спустя год началось сооружение трассы. Концессию на строительство линии Тамбов-Козлов получил бывший директор правления Московско-Рязанской дороги П. Г. фон Дервиз. Подрядчиком по оптовому контракту выступало товарищество Арман и Задлер. Первый участок Тамбов — Умет был открыт для движения 22 августа 1870 года, второй участок до Аткарска — 27 января 1871 года и третий до Саратова — 17 июля 1871 года. В 1891 г. Козлово-Саратовская и Тамбово-Козловская линии были объединены в Козлово-Саратовскую железную дорогу, которая перешла в казну.

Области и местности протекания

Основная часть протекает от Тверской до Астраханской области. Самое начало водоема формируется около деревни Волговерховье.

Это небольшое поселение близь Твери. Там она соприкасается с озерами, питая их.

После прохождения через Кострому верхняя часть водоема значительно уменьшается. Она становится системой водохранилищ, проходит массу населенных пунктов, среди которых встречается Ярославль, Ржев.

Средняя часть имеет больший объем воды. Она течет вдоль Приволжской возвышенности. В среднюю часть притекают наиболее крупные водоемы.

Нижняя часть соприкасается с малым количеством водоемов. Она протекает около Тольятти, огибая Жигулевские горы. Дельта считается самой крупной частью водоема. Нижняя область относится к:

  • Саратовской,
  • Волгоградской,
  • Астраханской области,
  • республике Калмыкия.

Важно! Русло проходит через леса, вблизи посевных полей. Благодаря реке развивается сельское хозяйство, рыболовство.

Рельеф и геология

Здесь нет сильных отличий рельефа. Это повышенное волжское правобережье, ряд плато с плосковерхими останцами на месте древнего моря. Размываемые известняки и породы мелового периода заменяются оврагами и балками, часты сходы пластов грунта.

Территория считается повышенно-эрозионной местностью. В некоторых местах гор карстовые отметки из воронок, провалов и пещер. Сильно рассечённой считают восточную часть.

 

Жигулевские горы фото

В северной и южной части обширные речные долины, песчаные террасы и грядо-увалистые водоразделы. В недрах найдены нефть, газ, фосфориты и строительное сырьё.

Средняя высота поднятий в пределах 150-200 м с повышением к югу до 300 м.
Выделяющиеся участки называются горами:

  • выше других Жигули; 
  • юг отмечен Гусельско-Тетеревятским кряжем; 
  • Хвалынские, Услонские и другие горы.

↑ Полезные ископаемые

Недра представлены тремя группами полезных ископаемых: рудами, горючими и, преобладающими, нерудными ресурсами. Сызранская нефть открыта в 1936 г., из неё вырабатывают светлые нефтепродукты и смазочные масла. Саратовский газ открыт в 1942 г. Северное подножие Жигулёвских гор украшено буровыми вышками.

Жириновск фото

Река Медведица славится нефтедобывающим центром Жирновском. В Кашпировке добывают горючие сланцы, цементное сырьё в Золотом, Вольске, Хвалынске и в Жигулях. Тетюши дают серу. Важны фосфориты. В «Камышинском бассейне» много железной руды.

Из нерудных запасов преобладают строительные материалы: 

  • Стекольные (кварцевые) пески добывают в Елшанском и Камышинском месторождениях.
  • По Камышинке 3 км месторождение дорожных строительных, силикатных и песков и глауконитсодержащих песков. 
  • В Сестрёнкинском месторождении (Хвалынск) добывают тонкодисперсную глину, из которой делают керамзит. 
  • На Липовском месторождении (Камышин) обнаружены кирпично — черепичные глины.

Растения

Растительности 3 типа: 

  • Дубравные широколиственные леса образованы ясенями, дубами, липой, клёном и вязом с редкими берёзами. Второй ярус из орешников, черёмухи и других кустарников. Травяной покров чаще из сныти. 
  • Сосновые боры встречаются на местах с сухими участками. Из трав обилие брусники, майника, грушанки и другие виды. В известковых скалах травяные боры с вишней, ракитником и бересклетом.
  • Из степной растительности преобладает ковыль, полыни и степные злаки.

 

Список региональной Красной книги пополнился астрагалом коротколопастным, кендырем сарматским и шиповниками: мохнатым и щитконосным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector