Базилика санта-мария-маджоре в риме

Часовня Святого Николая

Третья часовня справа, Капелла Мута Буси, посвящена святому Николаю Бари. Она была оборудована в 1727 году, но восстановлена примерно в 1800 году.

Алтарь святого анонимен. Св. Николая показывают поклонение Мадонне с младенцем, при участии Иоанна Крестителя.

Часовня Святого Николая

Маленький купол имеет привлекательную фреску ангелочка того же периода, держащего в руках баннер с надписью «Euge serve bone» («Молодец, хороший слуга»).

Часовня Святого Николая

Здесь хранится гипсовая копия древнего алтаря Аполлона, оригинал которого использовался как алтарь в церкви Санта-Мария в Портико.

Часовня Святого Николая

Капелла Карнаро

Святая Тереза Авильская – это монахиня-кармелитка, проживавшая в 16 веке в испанском городе Авила и возведенная в ранг святых благодаря подвижнической жизни, отказу от мирских благ. Тереза из Авилы стояла у основания ордена босых кармелитов в 1593 году, так как боролась за возвращение к первоначальному строгому уставу ордена.

По преданию, Бернини создавал свой шедевр на основании сюжета из жизни Святой Терезы: святую во время сна посетил ангел в обличии обычного человека и поразил ее стрелой из чистого золота, имевшей наконечник из огня. Тереза Авильская, обладавшая литературным даром, рассказала об этом видении в одном из писем, вспоминая о состоянии «сладкой муки» от удара ангела прямо в сердце.

Скульптура высотой 3,5 м создавалась с 1647 по 1652 годы. «Экстаз Святой Терезы» отличается сложностью и театральностью композиции.

Архитектура

Автором проекта стал талантливейший архитектор Беренджера де Монтагута. Он спроектировал собор, который является одним из немногих образцов чистого стиля Каталонской готики. В отличие от европейского готического стиля, каталонский стиль более минималистичен: не поражает помпезностью, устремленными ввысь шпилями и башнями, каменным кружевом и барельефами.

В фасаде Церкови Санта-Мария-дель-Мар из серого камня преобладают горизонтальные гладкие плоскости, минимум украшений. В конструкции здания отсутствует вертикальная направленность. Внешне он строг, приземист, несколько массивен и кажется небольшим. На самом деле его размеры 80*33 м, высота центрально нефа – 33 м. Две восьмигранные башни-колокольни, установленные по краям здания, высотой 40 м, оканчиваются ровными горизонтальными навершиями.

Очень красивы витражи здания. Над полукруглым арочным входом расположено единственное яркое украшение собора – великолепный большой витраж в форме розетки, датируемый 1459 годом. По фасаду – множество стрельчатых арок, витражных окон.

На своде центральной арки – резные фигуры и узоры. В углублении над входными воротами – сидящий на троне Христос–Спаситель, перед ним склонились в низком поклоне Дева Мария и Иоанн Предтеча. По обеим сторонам в нишах находятся скульптуры апостолов Петра и Павла. Но главная тайна собора, в которой проявился гений архитектора, находится внутри здания. Все входящие в церковь останавливаются пораженные контрастом: мрачные внешние стены скрывают огромное светлое внутреннее пространство, пронизанное мягким лучистым светом.

Легкость и воздушность конструкции придают 18 тонких высоких колонн восьмиугольного сечения, поддерживающие плоский 33-метровый свод. Их редкие ряды отстоят друг от друга на 13 м и визуально разделяют собор на три симметричных нефа. Высота центрального и бокового нефа примерно одинаковая. Именно это придает объемность и цельность пространству, оно представляется единым.

Фасад

Двухъярусный фасад церкви напоминает церковь Иль-Джезу. Высокая, впечатляющая фасадная стена, «прикрывающая» основной объем сооружения, тектонически построена на многообразном использовании двух колонных портиков, то выступающих вперед, то отходящих назад, подчеркивающих вертикальный план. Эффектно и красиво задумано завершение, в виде сочетания вкомпонованных друг в друга лучковых и треугольных фронтонов. Многоярусное использование колонн позволило архитектору создать иллюзию движения, стремящегося вверх.

фасад

У церкви нет обычной колокольни, но над первой часовней слева расположена высокая конструкция. Она состоит из трех высоких кирпичных столбов, соединенных арками наверху. Четыре колокола висят в промежутках между колоннами.

колокольня

Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история

История этой церкви основывается на легенде, которая передается из поколения в поколение. Эта легенда гласит, что летом 352 года Папе Либерию и местному аристократу Патрицио приснился одинаковый сон: будто к ним явилась Дева Мария и сказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа в летнюю пор

Спустя столетие Папа Сикст III на этом месте церковь перестроил в базилику и посвятил ее Богоматери. В 1377 году к базилике достроили колокольню, высота которой составляет 75 метров и она является самой высокой в городе. А через несколько веков в 1740-х годах здесь сделали лоджию и фасад.
С каждым годом новые папы все больше расстраивали и украшали Санту-Марию-Маджоре, и уже в 18 столетии она приобрела современный облик. Сегодня эта церковь – одна из самых старинных, которая почти целиком сохранила первичный облик.

С 352 года каждый год 5 августа существует традиция осыпать прихожан белыми лепестками цветов в память о сне или видении, которое стало стимулом для сооружения этого собора. Кроме того, его часто называют «Божья Матерь в снегах», поэтому не удивляйтесь, если услышите это название.

История базилики

Базилика Санта-Мария-Маджоре названа так в честь Мадонны, ей и посвящен этот храм. Нынешняя приставка «маджоре» – «великая», скорее всего, досталась базилике, поскольку она является самой большой и старшей среди всех храмов Богоматери.

Но базилика известна и под другими именами. Называли ее и Либерианской , и Санта-Мария-ад-Прайсепем , и Санта-Мария-делла-Неве – Богоматерь Снежная.

Главный фасад базилики был перестроен в конце XVIII в.

Последнее название возникло благодаря легенде, связанной с основанием базилики. Одной августовской ночью 352 г. тогдашнему епископу Либерию приснился сон. Явилась ему Дева Мария с поручением построить храм там, где на следующий день  выпадет снег.

Представьте себе, что утром 5 августа римляне и правда увидели заснеженный холм Эсквилин. Это даже для наших широт явление удивительное, а уж для южных берегов и вовсе чудо.

Оказалось, что не только Либерий увидел в ту ночь Богородицу. Тот же сон посетил и одного зажиточного патриция по имени Джованни. К слову, детей у него не было, и нажитое имущество сеньор давно завещал Деве Марии.

Ну а теперь, благодаря провидению, он уже точно знал, как распорядиться своим состоянием. Епископ поспешил вместе с Джованни на Циспий – ту самую вершину Эсквилина – и собственной рукой нарисовал на снегу очертания будущего храма.

Здание базилики, дошедшее до наших дней, было заложено несколько позже событий, описанных в легенде, в V в. при папе Сиксте III. Считается, что новый храм возвели на месте уже построенного ранее Либерием, но на деле это не совсем так.

Кoлокoльня, пoстpoeнная в 1378 гoду, cчитaeтся самой выcoкой в Риме

Археологи выяснили, что под базиликой предположительно находятся руины виллы Нерациев, датированной I в. А вот ничего похожего на церковные постройки так и не обнаружили. Возможно, первая Санта-Мария-Маджоре находилась где-то поблизости.

Сейчас внешний вид храма очень далек от первоначального. Подобно тому, как ствол дерева обрастает годовыми кольцами, базилика обрастала все новыми и новыми пристроями, ведь каждый священнослужитель высокого ранга, будь то папа, кардинал или епископ, хотел привнести свой вклад в ее историю.

С течением времени она расширялась, достраивалась и реставрировалась. Однако, несмотря на это, конструктивные особенности все-таки сохранились, что дает представление о той простоте и гармонии, которая была присуща раннехристианским святилищам.

Скульптура папы Пия IX перед Святыми яслями

Папой Иоанном Павлом II в 2001 г. был открыт музей, посвященный истории базилики и христианской религии в целом. Здесь собраны произведения искусства, церковная утварь, книги, документы, папские одежды и прочие сокровища. Находится музей в цокольном помещении храма.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство церкви очень лаконично. Это объясняется тем, что огромное количество ценного имущества храма было безвозвратно потеряно: на протяжении многих лет различные потрясения разрушали базилику. Но одно из самых больших несчастий случилось в период гражданской войны в июле 1936 года. Храм подожгли, и он горел несколько дней подряд.

Великолепный барочный алтарь, литургические предметы, скульптуры и многие изображения сгорели. Уцелели только стены, колонны и витражи на верхнем уровне, потому что огонь не поднялся так высоко. После восстановления и устранения последствий пожара гармония и пропорциональность форм строения, свободного от многочисленных предметов, стала еще более очевидна и поразительна.

Удачные колористические решения вместе с изяществом конструкций создают ощущение невероятного простора, не отяжеленного многочисленными скульптурами, барельефами, лепниной. У алтаря находится скульптура, изображающая Коронацию Богоматери. В ногах статуи – парусный корабль. Эта сцена олицетворяет покровительство Божьей Матери мореплавателям.

В храме находятся усыпальницы знатных людей, их имена выгравированы на плитах пола вдоль стен.
Уникальна акустика церкви, ежедневно здесь звучит органная музыка, совершаются мессы. Центральный неф заполнен многочисленными скамейками для верующих. Часто в стенах храма проводятся концерты классической музыки. Сюда приезжают многие знаменитые люди послушать мессу, для совершения обрядов венчания, крещения.

Часовня святой Зиты

Из четырех маленьких часовни в углах святилища только эта по-прежнему функционирует как таковая. Она была посвящена святой Зите, потому что она приехала из Лукки, как и святой Джованни Леонарди, основатель Регулярных клерков (см. ниже). Она является покровителем женских домашних слуг.

Часовня богато облицована полихромным мрамором, подарком семьи Васелли. Некоторые памятники к ним находятся на стенах. Оригинальный анонимный алтарь XVIII века святого был заменен иконой Пьета в византийском стиле, подарком художника Эльзы Фратини. Сам алтарь находится над стеклянной коробкой с изображением Христа в Гробнице 19 века.

Часовня святой Зиты

Легенды и факты

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница императора Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из базилики Святого Иоанна Крестителя (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в Сиене.

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

История строительства

Церковь была возведена между 1329 и 1383 годами всего за 55 лет – рекордно короткий срок для такого сооружения. Для сравнения, Кафедральный собор Барселоны строился 122 года. Если бы не несчастье, случившееся в ходе строительства, храм был бы закончен еще раньше: в 1379 году, разразившийся пожар уничтожил значительную его часть. На восстановление ушло 4 года, и 3 ноября 1383 года его окончательно построили, а в августе следующего года освятили и начали проводить мессы.

Место под строительство выбрали не случайно. До X века здесь стояла Церковь Санта Мария дель Ареньс, где тайно хранились останки мученицы Эулалии, которая является любимой святой и покровительницей Барселоны. После обретения мощей, на этом священном месте было решено начать возведение храма Санта-Мария-дель-Мар.

Краеугольный камень современного храма был заложен 25 марта 1329. При закладке присутствовал король Арагонии Альфонсо IV. Свидетельство об этом выбито латинскими и каталанскими буквами, в чем можно убедиться, прочитав две надписи по бокам от входной двери. Со стороны монарха это была дань признательности высшим силам за процветание страны и лидирующее положение, которое занимала Испания в XIV веке на море.

Район Ла-Рибера издавна известен как место проживания простого народа: ремесленников, моряков, рыбаков, судостроителей, портовых грузчиков, торговцев. На их средства и их силами строилась церковь. Жизнь этих людей зависела от переменчивой морской стихии, поэтому каждый хотел принять участие, внести свою лепту в строительство храма в честь Морской Богоматери – покровительницы и защитницы моряков.

Приморские бедняки решили возвести «свою, морскую церковь», которая затмила бы строившийся в это время роскошный Кафедральный собор, предназначавшейся для королевской семьи, церковной и светской знати. Это было настоящее народное строение, где все принимали участие: торговцы и ремесленники жертвовали деньги, портовые грузчики и рыбаки носили камни с каменоломен горы Монжуик. Их тяжелый труд увековечен на главных входных воротах: согнувшиеся фигурки людей несут на спинах тяжелые каменные глыбы. Здесь также можно увидеть герб гильдии портовых рабочих.

Время работы, стоимость билетов

Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.

.

У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.

Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.

Фотографировать в самой базилике можно, но есть ряд ограничений – нельзя делать фотографии возле реликвария, в капеллах и на подземном уровне.

Из этого видеоролика вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:

История строительства

Небольшая церковь в стиле поздней готики была выстроена в XV веке.

Началось все с того, что в 1463 году граф Вимеркати, занимающийся меценатством, подарил монашескому ордену доминиканцев участок земли, на котором было решено построить церковь.

Строительство, начавшееся в 1469 году по заказу монахов-доминиканцев, велось под руководством Джинифорте Солари.

Но на завершающем этапе строительства в работу внезапным образом вмешался герцог Лодовико Сфорца, который задумал сделать из церкви личную усыпальницу.

Для этого был в срочном порядке вызван архитектор Донато Браманте, коему выпала честь завершить строительство.

Браманте изменил первоначальную архитектуру, перестроив купол храма и хоры внутри помещений, а также сделав вместо полукруглой апсиды куб с тремя апсидами.

К нему были пристроен портик с колоннами, а на подвратном медальоне изображен сам Лодовико с супругой (работа Леонардо да Винчи).

Все великолепие венчает огромный купол. На кирпичной стене фасада изображен герб семейства Сфорца.

Построена церковь из красного кирпича, а фасад облицован небольшими плитами из светлого мрамора. Высокий потолок образуется нефными перекрытиями.

В росписи стен фресками принимали участие известные ломбардские мастера – Донато Монторфано (ему принадлежит работа под названием «Распятие»), Гауденцио Феррари (серия фресок на тему жизни Иисуса Христа). Слева от входа находится капелла делла Крокиа.

Браманте также принадлежит идея внутреннего дворика: обычно внутренний двор церквей эпохи Раннего Возрождения отличался мрачностью и замкнутостью пространства, но Браманте построил светлый просторный дворик с маленьким бассейном посередине.

Есть у этого дворика и свой секрет. Пройдя по небольшой галерее к старинной ризнице, можно отыскать скрытый подземный ход, который соединяет помещения Санта-Мария-делле-Грацие и замок герцога Сфорца.

Несмотря на то, что Сфорца со временем потерял свои лидирующее позиции и влияние, работы по строительству и отделке церкви не прекратились. Чуть позже здесь обосновался Суд инквизиции, и работы по украшению церкви продолжились с удвоенным рвением – расписывались стены и потолки сценами из библейской жизни. Ремонтные работы длились вплоть до конца XVII века.

В 1980 году монастырский комплекс Санта-Мария-делле-Грацие (монастырь и церковь) был внесен в список Всемирного наследия по версии ООН.

Интерьер

Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III

Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.

Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.

Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.

Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.

Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.

Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).

Как добраться до церкви Санта-Мария-Новелла

Базилика расположена на одноименной площади, в пешей доступности от центрального вокзала Флоренции, носящего идентичное название. Вход в музей находится справа от центрального фасада церкви.

Со стороны железнодорожной станции останавливаются трамваи Т1.3 и Т2, а также автобусы № 1, 7, 52 и 82. Непосредственно на Пьяцца ди Санта Мария Новелла есть автобусная остановка маршрутов № 11, 36 и 37. Сориентироваться помогут схемы общественного транспорта Флоренции и городских маршрутов.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Найти и сравнить!

Дата последнего обновления: 17.02.2021
Автор статьи: Италия для италоманов unitalia.ru

Церковь Санта Мария ин Кампителли (Santa Maria in Campitelli)

Церковь Санта Мария ин Кампителли (S. Maria in Campitelli) с её великолепным барочным фасадом, без сомнения, главное здание площади Кампителли. Церковь также известна как Санта-Мария в Портико (Santa Maria in Portico), а официальное название, используемое епархией, теперь — Санта-Мария в Портико в Кампителли (Santa Maria in Portico in Campitelli). Барочная церковь Санта Мария ин Кампителли  возведённая в 1662-1667 гг, считается одним из лучших творений ученика Бернини, архитектора Карло Райнальди. Церковь построена на месте более древнего храма в память об избавлении от чумы. В ней продемонстрирована скорее северо-итальянская, чем римская манера.

История церкви Санта Мария дель Пополо

Основание базилики восходит к началу XII века, когда по указу Папы Пасхалия II на склонах холма Пинчо был разрушен древний мавзолей Домиции Энобарби и на его месте построена небольшая часовня.

Это интересно!

Согласно свидетельствам древнеримского историка Светония Транквилла гробница содержала урну с прахом императора Нерона, обвинившего христианскую общину города в поджоге Рима в 64 г. На протяжении более тысячи лет среди римлян бытовало распространенное мнение, что когда-нибудь Нерон может вернуться из потустороннего мира в образе Антихриста. Подобное утверждение основывалось на причудливом силлогизме некоторых христианских авторов, которые связывали текстовый отрывок «Апокалипсиса» (из откровения 13-15 Иоанна) с тем фактом, что числовое значение букв, составляющих на иврите слова «Nerone Cesare», давало в сумме число 666 – число зверя. Папа Пасхалий II приказал построить молельню в знак окончательного изгнания дьявольского духа императора, а его прах развеять над Тибром. Однако по официальной исторической версии решение о строительстве часовни было принято понтификом 13 августа 1099 года, когда Рима достигла весть о победе Первого крестового похода и захвате Иерусалима.

Первоначально возведенная часовня была расширена папой Григорием IX, и в 1235 году, после переноса из Латеранской базилики образа Святой Марии, преобразована в церковь. Поскольку самая первая часовня была построена на пожертвования римского народа (populus romanus), церковь с тех пор обрела название «Санта Мария- или Мадонна дель Пополо», которая, в последующем, дала название Народной площади — Пьяцца дель Пополо.

В середине XIII века к церкви Санта Мария дель Пополо был присоединен женский монастырь, вверенный монахам-августинцам. Настоятели Ордена, по воле Папы Сикста IV делла Ровере, между 1472-1477 гг. предприняли кардинальную реконструкцию древнего здания, придавшую ему монументальные формы.

Санта Мария дель Пополо. Гравюра. (Израиль Сильвестр, 1640)

Однако свой нынешний внешний вид церковь Санта Мария дель Пополо обрела в 1650-е годы. По случаю триумфального приезда в Рим шведской королевы Кристины, отрекшейся от престола, по указанию Папы Александра VII Киджи скульптором Джованни Лоренцо Бернини были восстановлены северные городские ворота Порта дель Пополо и реконструирован примыкавший к ним церковный фасад.

История

С основанием этой церкви связана интересная легенда XIII века. В IV веке трём людям: папе Либерию, римскому патрицию Иоанну (Джованни) и его жене, явилась во сне Дева Мария. Патриций и его жена были бездетны, и много лет молились о рождении ребёнка. Дева Мария во сне сказала патрицию, что ниспошлёт ему долгожданное дитя, если он выстроит церковь на холме Эсквилин, на том месте, где на следующий день обнаружит снег. Наутро патриций поделился сном с женой, и оказалось, что она видела тот же сон. Вместе патриций и его супруга отправились к папе, и тогда выяснилось, что Дева Мария явилась и ему, и сказала во сне о необходимости строительства новой церкви и об указующем место снеге. Было 5 августа 352 года (или 358 года), жаркое римское лето, когда папа Либерий, патриций Иоанн и его супруга в сопровождении процессии духовенства отправились на Эсквилин. На холме, среди зелени, лежал чистый белый снег. Немедленно была на этом месте заложена церковь. Само событие получило название «чудо о снеге», и в честь него церковь (а позднее и множество других в других странах) была названа в честь Девы Марии Снежной.

Её сменила базилика, построенная в 432—440 годах папой Сикстом III и посвящённая Богоматери. Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Северо-западный фасад оформлен Карло Райнальди в 1673—1680-х гг. Главный фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.

Согласно Пространному житию равноапостольного Кирилла IX века, папа римский принял «книги славянские, освятил и положил их в церкви святой Марии, называемой Фатан», то есть в храме Санта Мария Маджоре, что означало одобрение римской курией созданного для славян письма.

Интересные факты

Многовековая история базилики Санта-Мария-Новелла содержит большое число занимательных фактов, в число которых входят:

  1. Одна из фамильных часовен храма, капелла мантуанских Строцци (Cappella Strozzi di Mantova), была построена на средства Томмазо Строцци. Заказчик пожертвовал огромные деньги в надежде искупить грех ростовщичества. Фресковые росписи «Страшный суд», «Ад» и «Рай», выполненные в соответствии со структурой «Божественной комедии» Данте, принадлежат кисти флорентийского художника Нардо ди Чоне (Nardo di Cione).
  2. Стены и своды самой большой часовни, капеллы Торнабуони (Cappella Tornabuoni), украшены циклом фресок, площадью 580 кв. м.
    Автором масштабного произведения был Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio). Вместе со своими учениками художник трудился в течение 5 лет (1485 – 1490 годы). Работа осуществлялась по заказу управляющего банком Медичи, известного покровителя искусств, Джованни Торнабуони (Giovanni Tornabuoni). Этот факт объясняет, почему помимо библейских образов на всех фресках присутствуют портреты членов семьи мецената и людей, приближенных к Лоренцо Великолепному (Lorenzo de Medici il Magnifico), правителю Флоренции.
  3. Базилика Санта-Мария-Новелла стала местом, где разворачивались события прославленного сборника новелл «Декамерон», написанного в 1352-1354 годах. По замыслу Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio), автора величайшего произведения эпохи раннего Возрождения, герои встретились в стенах капеллы Строцци (Cappella Strozzi) прежде чем покинуть Флоренцию, охваченную эпидемией смертоносной чумы.

История строительства церкви

Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.

Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).

Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.

Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария-Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта-Мария-Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.

Слово «маджоре» означает – «большой, величественный». И в самом деле, базилика Санта-Мария-Маджоре является большей из всех 80 церквей и базилик Рима.

С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгинов). Мозаика на полу у входа в базилику Санта-Мария-Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.

В 440 году папа Сикст III перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.

В 1377 году по распоряжению Папы Григория XIV над базиликой появилась колокольня в романском стиле, высота которой 75 метров, и она считается самой высокой колокольней Рима. Ежевечерне в 9 часов звонит один из пяти колоколов.

В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.

Интерьер

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь

Неф завершается триумфальной аркой. Купол над алтарем освещен окнами-люнетами.

Слева — картина, изображающая рождение Иоанна Крестителя Иль Бачиччиа, 1698 год. Раньше это был алтарь большой лесной неформенной часовни перед святым Джованни Леонардием и был перенесен сюда в 1861 году.

Ниже мемориальная плита кардиналу Массимо Массими, который умер в 1954 году. Он был не только кардиналом церкви, но и крестился здесь во младенчестве. Работа представляет собой барельеф святого Михаила, убивающего дракона, и был выполнен в 1976 году Гвидо Вероем

Стоит обратить внимание на довольно странную голубую расписную деревянную кафедру

слева от алтаря

Справа — впечатляющий мемориал кардиналу Бартоломео Пакке (скончался в 1844 году), который был вылеплен Фердинандом Петричем в 1863 году.

мемориал кардиналу Бартоломео Пакке справа от алтаря

Этот храм был построен на месте старого по желанию горожан. Те хотели создать более достойное сооружение для хранения чтимой иконы Божьей Матери, считающейся чудотворной. Икона называется Санта-Мария-ин-Портико (Святой Марии в портике), датируется 11 в. и выполнена в редкой для Рима технике эмали. Этой иконе римляне молились о спасении от чумы. Когда в 1656 г. особенно страшная эпидемия чумы, поразившая Рим, пошла на убыль, благодарные горожане решили построить для иконы новую церковь. Чудотворная икона помещена над главным алтарем церкви, и окружена пышным золочёным обрамлением с витыми колонками, выполненным Джованни Антонио де Росси и Эрколе Феррата.

золотое обрамление иконы

Икона Мадонны маленькая, только около 25 см в высоту. Поскольку исходная икона недоступна для почитания, воспроизведение происходит во второй часовне справа. 

Икона Мадонны

Алтарь внизу с его скинией — 1737 г., Майклэнгело Спекки.

В раковине апсиды позади находится фреска Джована Баттиста Конти, в которой показан папа Александр VII, предлагающий церковь Богоматери. Она была написана в 1925 году.

алтарь

Боковые капеллы расписывали известные художники эпохи барокко. Боковые часовенки описаны в порядке против часовой стрелки, начиная справа от входа

История постройки

Собор появился в XVII веке, в это время территория Италии была охвачена эпидемией чумы, во время которой погибла третья часть населения Венеции. По преданию, Совет города объявил, что будет возведена церковь в честь Святой Девы Марии, если она остановит болезнь. И эпидемия была остановлена горячими молитвами жителей города Деве Марии, а Совету пришлось сдержать сделанное прилюдно обещание, объявив конкурс среди архитекторов.

Торжественное открытие состоялось в 1681 году, церковь освятили в честь Святой Девы Марии, принесшей венецианцам избавление от смертельной болезни («Салюте» в названии церкви значит «исцеление»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector