Капелла медичи в 2021

Капелла Медичи: описание

В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Вокруг находятся необработанные фасады домов, потому что темные пилястры, наличники на редких окнах, сами окна, светлые стены этого ансамбля дают тревожное ощущение средневековой улицы и площади. Именно такое пространство, которое включает человека в быстро текущий поток времени, создал Микеланджело. Гробница мастера – это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.

История

Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный  собор  Флоренции – это  Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.

Главным архитектором для работы над базиликой был Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.

Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.

После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо. Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.

В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора Микеланджело Буонаротти для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.

Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.

Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».

Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.

Капелла Медичи во Флоренции

Капелла Медичи во Флоренции расположена на территории церкви Сан-Лоренцо и считается одним из самых прекрасных и печальных мест в городе. Благодаря великим мастерам эпохи Возрождения, роскошь земного бытия клана Медичи воплотилась в убранстве их последнего приюта. Склепы и надгробия, выполненные известными мастерами ренессанса, напоминают о тленности земного бытия и вечности мироздания.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 января:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для Android и IOS

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

Лондон

На данный момент есть много определений той территории, на которой располагается город Лондон. Среди них Большой Лондон, Лондонское графство и даже Лондонский почтовый или телеграфный округ. Ученые обычно разделяют в территориальной структуре британской столицы исторический центр (Сити), Внутренний Лондон (13 городских кварталов), Внешний Лондон (пригородные старые районы). Все эти территориальные элементы формируют такую структуру и население, которыми обладают крупнейшие агломерации мира.

Административные границы лондонской агломерации занимают около 11 тысяч км2 с населением около 12 миллионов человек. В эту территорию входят и так называемые города-спутники Лондона: Брэкнелл, Харлоу, Бэзилдон, Кроули и другие. А также непосредственно те территории, которые примыкают к столице: Эссекс, Суррей, Кент, Хартфордшир.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Разрыв с Медичи

Интерьер капеллы

Работа над фигурами часовни растянулась почти на пятнадцать лет и не принесла художнику удоволетворения конечным результатом, поскольку не соответствовала замыслу. Испортились и его отношения с семьей Медичи. В 1527 году республикански настроенные флорентийцы восстали и изгнали из города всех Медичи. Работа над часовней прекратилась. Микеланджело стал на сторону восставших, что породило обвинение в неблагодарности к давним патронам и меценатам.

Флоренцию осадили воины объединенных армий папы римского и императора Карла. Временное правительство восставших назначило Микеланджело руководителем всех фортификационных сооружений. Город был взят в 1531 году, и власть Медичи во Флоренции была восстановлена. Микеланджело заставили продолжить работу в часовне.

Микеланджело, завершив наброски скульптур, покинул Флоренцию, перебрался в Рим, где работал до смерти. Часовню строили по его проектным решениям и установили на соответствующие места недоработанные скульптуры. Фигуры святых Косьмы и Дамиана сделали скульпторы-помощники Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.

Наследие Микеланджело после Медичи

В 1527 году флорентийские граждане, воодушевленные разграблением Рима, изгнали Медичи и восстановили республику . Последовала осада города, и Микеланджело пошел на помощь своей любимой Флоренции, работая над городскими укреплениями в 1528–1529 годах. Город пал в 1530 году, и к власти вернулись Медичи. Полностью сочувствуя репрессивному правлению герцога Медичи, Микеланджело навсегда покинул Флоренцию в середине 1530-х годов, оставив помощников для завершения капеллы Медичи. В последний раз он покинул Флоренцию в возрасте шестидесяти лет, оставив часовню Медичи незавершенной.

Микеланджело, Умирающий раб , заказан в 1505 году для гробницы Папы Юлия II.

Микеланджело решил поселиться в Риме, где он надеялся достроить гробницу Папы Юлия II , но не смог этого сделать из-за нового проекта, порученного ему Папой Юлием II. Таким образом, Микеланджело отложил гробницу, чтобы нарисовать фреску в Сикстинской капелле . Микеланджело было поручено сделать гробницы внука Лоренцо Медичи, Джулиано , герцога Немурского и третьего сына Лоренцо, а также пап Льва X и Климента VII, обоих Медичи; также Лоренцо иль Магнифико. Были закончены только два: Джулиано и Лоренцо.

Хотя строительство памятника Папе Юлию шло не по плану, он был официально открыт в феврале 1545 года. Первоначальный дизайн был сокращен до чего-то небольшого и удобного, всего три скульптуры, выполненные Микеланджело. Семидесятилетний Микеланджело установил высокие стандарты для следующих художников. Люди уже пытались подвести итоги его достижений и обдумывали его место в истории. С этого времени он был известен как «Божественный Микеланджело», живая легенда, мастер итальянского Возрождения . Несмотря на то, что он был стар, в 1547 году папа Павел III назначил его главным архитектором базилики Святого Петра , над которой он работал до конца своей жизни. Микеланджело умер от старости, оставив проект незавершенным. Хотя Микеланджело посвятил этой задаче последние семнадцать лет своей жизни, он отказывался от чего-либо. Он сказал, что сделал это для блага своей души. Спустя годы его тело было привезено из Рима для погребения в базилике Санта-Кроче , выполняя его последнюю просьбу о похоронах в его любимой Тоскане.

Базилика Санта-Кроче

Базилика находится в самом центре города на одноименной площади. Это огромное здание необыкновенной красоты. В переводе на русский язык название означает «святой крест». Вот почему она имеет форму египетского креста. Здесь покоятся многие известные люди Италии, которые жили и творили в этой стране. Храм очень больших размеров.

Внутри картины, фрески и скульптуры знаменитых мастеров. Невероятной красоты памятники Галилео Галилею, Микеланджело, Никколо Маккиавели возведены вдоль стен базилики. Снаружи расположен уютный и красивый дворик со скульптурами и растительностью. Здесь находится памятник великому Данте Алигьери. Вход в базилику платный. Доступ для туристов открывается в 9.30 утра. Цена посещения около 8 евро. В стоимость входит также визит в музей при храме. Запрещается посещать базилику с неприкрытыми руками и ногами.

Если ваша одежда не соответствует правилам, здесь можно приобрести специальный платок. Фотосъемка в храме разрешается, однако, внутри темновато, что затрудняет съемку. Добраться до базилики Санта-Кроче лучше всего пешком. Улочки города слишком малы для большого количества туристов на автомобилях. Для тех, кто боится заблудиться, можно заказать автобусную экскурсию. Это обойдется около 20 евро с одного человека.

Полезная информация

Время работы

Дворец открыт для посещений ежедневно с 9-00 до 19-00, кроме среды. В выходные и праздничные дни палаццо закрывается в 18-00.

ВАЖНО: касса работает с 9-00 до 17-00

Стоимость билетов

Входной билет обойдется вам в 7 евро, для льготной категории (подростки и военнослужащие) – 4 евро. Люди с ограниченными возможностями могут посетить Палаццо Медичи-Риккарди бесплатно вместе с сопровождающим лицом.

ВАЖНО: вход в часовню ограничен по количеству посетителей. Не более 10 человек одновременно

Если вы будете добираться на общественном транспорте, то вам подойдут автобусы №1,6,11,17. Если же вы решите воспользоваться личным транспортом, то припарковать авто можно на Центральном Рынке или железнодорожном вокзале, расположенных неподалеку.

Время работы и цены на билеты

Комплекс исторических зданий в церкви Сан-Лоренцо, различается по времени посещения и предполагает отдельную покупку билетов.

Время работы базилики Сан-Лоренцо:

  • с 10.00 до 17.00 ежедневно
  • с 13.30 до 17.30 в воскресенье
  • не работает в воскресные дни с ноября по февраль

Билетные кассы закрываются в 16.30.

Стоимость билетов:

  • 6 евро для посещения базилики;
  • 8,5 евро для совместного посещения базилики и библиотеки Лауренциано.

Время работы Капеллы Медичи:

  • с 08.15 до 15.45;
  • не работает 1 января, 25 декабря, 1 мая, с 1 по 3, и 5 понедельник месяца, 2 и 4 воскресенье месяца.

Стоимость билетов в Капеллу составляет 8 евро.

Шедевры церкви Санто Спирито

Несмотря на аскетичный экстерьер, внутри церкви находятся многочисленные произведения искусства эпохи Возрождения. При входе, на внутреннем фасаде, сохранились оконные витражи XV века с Пятидесятницей, изготовленные в соответствии с оригинальным дизайном Пьетро Перуджино (1448-1523). Знаменитый художник умбрийской школы обучался в мастерской Андреа дель Верроккьо при дворе Медичи вместе с Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли и другими. Большинство произведений, которые он сделал во Флоренции, были утеряны, тем не менее, некоторые из его работ были воплощены в витражи.

Витраж окна церкви Санто Спирито Sailko / Wikimedia Commons

Главный алтарь, расположенный в пересечении центрального нефа и трансепта базилики, покрыт великолепным киворием с ажурным куполом. Построенный из полихромного мрамора в стиле барокко скульптором Джованни Каччини в сотрудничестве с Герардо Сильвани и Агостино Убалдини в 1599-1607 гг., он украшен мраморными скульптурами и инкрустациями из бронзы и резного камня.

Интерьер церкви Санто Спирито Sailko / Wikimedia Commons

По всему периметру внутреннего пространства в форме идеального латинского креста расположены 38 боковых часовен, принадлежавшие знатным флорентийским семьям района Олтрарно. Богато украшенные капеллы, для оформления которых были привлечены знаменитые скульпторы и художники, сегодня являются настоящим музеем произведений искусства эпохи Возрождения

При посещении церкви Санто Спирито особое внимание следует обратить на:

  • надалтарную картину Алессандро Аллори «Христос и Блудница» (1577) находящуюся в капелле Фрескобальди – пятой часовне придела за киворием;
  • запрестольный образ «Десять тысяч мучеников горы Арарат» (1574) Алессандро Аллори в капелле Питти – четвертой часовне придела за киворием. Предел алтаря украшен панелями с изображением членов семьи Питти и редким изначальным видом на Палаццо Питти до его расширения Медичи;
  • полиптих «Мадонна с младенцем и четырьмя Святыми» (ок. 1345) флорентийского художника Мазо ди Бианко, являвшимся творческим последователем Джотто. Написанная на доске картина, присутствовавшая еще в старой базилике, находится во второй часовне придела за киворием в капелле Веттори;
  • копию ватиканской скульптуры Микеланджело «Пьета» работы скульптора Нанни ди Баччо Биджи (1545), находящейся во второй часовне правого нефа;
  • копию еще одной знаменитой скульптуры Микеланджело «Христос делла Минерва», выполненную Таддео Ландини (1579) и расположенную во второй часовне левого нефа;
  • алтарную картину Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (1503-1577) «Мадонна, Святая Анна и святые» в пятой капелле левого нефа;
  • шедевр Филлиппо Липпи «Pala Nerli» (Мадонна с младенцем и Святыми), написанный маслом по дереву и датируемый 1485-1488 гг. Алтарная картина находится в капелле Нерли, расположенной в пятой часовне правого трансепта базилики.

Мадонна с младенцем (1485-88). Филиппо Липпи Sailko / Wikimedia Commons

Время работы и цены на билеты

Режим работы палаццо Медичи-Риккарди таков:

  • чт-вт 09.00.-19.00
  • ср выходной день

Будьте внимательны: кассы закрываются на два часа раньше самого палаццо. Кроме того, в праздничные дни дворец закрывает свои двери для посетителей в 18.00. Входных билетов существует несколько видов. Общий, подходящий для большей части посетителей, обойдется в 7 евро. Билет за 4 евро могут приобрести маленькие дети, школьники и студенты, а также военнослужащие. Для людей с ограниченными возможностями предполагается бесплатное посещение, причем сопровождающий также не обязан покупать платный билет.

Архитектура

Фасад здания прост и незамысловат, как того и требовал Козимо Медичи Старший. Именно эти качества придают ему величественность и даже некую монументальность. Палаццо разделено на три этажа, и каждый этаж отличается своим оформлением. Первый этаж выложен рустом. Руст – это грубый и неотесанный камень, в те времена таким образом облицовывались лишь общественные здания, и палаццо Медичи-Риккарди стало первым частным.

Такой облицовкой Бартоломео хотел показать, как велико влияние Медичи. Второй этаж уже изящнее: он выложен гладкими белыми плитами прямоугольной формы, а высокие стрельчатые окна делают его словно бы стремящимся ввысь. Окна, кстати, были спроектированы самим Микеланджело. Третий этаж выложен красной плиткой, а также отличается наличием лоджии. К сожалению, сегодня лоджия замурована и закрыта для посещения туристами.

литература

  • Джеймс С. Акерман: Архитектура Микеланджело. Том 1: Текст и таблички (= Исследования по архитектуре. Том 4, ). Zwemmer, Лондон, 1961, стр. 71-96.
  • Ренцо Кьярелли: Сан-Лоренцо и часовни Медичи. Бекоччи, Флоренция, 1976, стр. 36-66.
  • Алессандро Нова : Микеланджело. Архитектор. Белзер, Штутгарт и др. 1984, ISBN 3-7630-1798-4 , стр. 37-112.
  • Клаус Циммерманнс: Флоренция. Европейский центр искусства. История, памятники, коллекции. 6-е издание. DuMont, Кельн 1990, ISBN 3-7701-1441-8 , стр. 252, фиг. 87-92.
  • Рольф Томан (ред.): Искусство итальянского Возрождения. Архитектура — скульптура — живопись — рисунок. Könemann, Кельн, 1994, ISBN 3-89508-054-3 , стр. 224.
  • Эдит Балас: Капелла Медичи Микеланджело. Новая интерпретация (= Мемуары Американского философского общества. 216). Американское философское общество, Филадельфия, Пенсильвания, 1995, ISBN 0-87169-216-3 .
  • Джеймс Бек , Антонио Паолуччи, Бруно Санти: Микеланджело. Часовня Медичи. Thames and Hudson, London et al.2000 , ISBN 0-500-23690-9 .
  • Питер Баренбойм: Рисунки Микеланджело. Ключ к интерпретации капеллы Медичи. Летний Сад, Москва 2006, ISBN 5-98856-016-4 .
  • Петр Баренбойм, Александр Захаров: Мышь Медичи и Микеланджело. Капелла Медичи. = Il topo dei Medici e Michelangeio. Капелла Медичи. Летний Сад, Москва 2006, ISBN 5-98856-012-1 .
  • Питер Баренбойм, Сергей Шиян: Загадки капеллы Медичи. = Микеланджело. Тайны капеллы Медичи. Slowo, Москва 2006, ISBN 5-85050-825-2 .

Галерея Академии

Галерея Академии известна не только в Италии, а и за ее пределами. Это широко известный музей с давней историей и многочисленными экспонатами. Академию называют авторитетным учебным заведением. А собрание Галереи признано одним из самых ценных во всем мире. Здесь собраны работы таких мастеров, как Микеланджело Буонарроти, Джамболоньи, Андреа Орканья, Фра Бартоломео. Сюда в 1873 году была перенесена огромная статуя Давида, выполненная из мрамора. Она много лет стояла на площади перед Палаццо Веккьо, и страдала от погоды и вандализма.

Пока в Галереи не выстроили зал специально для скульптуры. Позднее в музей были перемещены еще 6 творений Микеланджело. Картины 14 века были собраны по многим церквям города. Коллекция живописи в готическом стиле, гипсовые модели, готические алтарные образа, – все это Вы сможете увидеть в Галереи Академии. Добраться до музея нетрудно.

Галерея находится рядом с собором Санта-Мария-дель-Фльоре, в центральной части города. Туда ходят автобусы № 6, 14, 19, 31.

Замысел и проекты

Надгробие эпохи Возрождения прошло значительный путь развития, когда к теме мемориальной пластики был вынужден обратиться и Микеланджело. Часовня Медичи — памятник грозному и могущественному роду Медичи, а не свободное волеизъявление творческого гения.

Скульптура «Скорчившийся мальчик». Эрмитаж.

В первых набросках было предложено создать и надгробие рано умерших представителей семьи — герцога Немурского Джулиано и герцога Урбинского Лоренцо, которых Микеланджело хотел разместить посредине часовни. Но разработка новых вариантов и изучение опыта предшественников заставили художника обратиться к традиционной схеме боковых, пристенных монументов. Микеланджело разработал пристенные варианты в последнем проекте, украсив надгробие скульптурами, а люнеты над ними — фресками.

Художник наотрез отказывался делать портреты. Не сделал исключения и для герцогов Лоренцо и Джулиано. Он подал их как воплощение обобщенных, идеализированных лиц — действенного и созерцательного. Намеком на мимолетность их жизни были и аллегорические фигуры течения суток — Ночь, Утро, День и Вечер. Треугольную композицию надгробия дополняли уже на полу лежачие фигуры речных богов. Последние — намёк на непрерывное течение времени. Фоном служила стена, композиционно обыгранная нишами и пилястрами, дополненная декоративными фигурами. Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки скорчившихся мальчиков (единственный созданный из них позже будет продан в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году его приобретет для собственных дворцовых коллекций российская императрица Екатерина II).

Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска. Кроме надгробий были ещё алтарь и скульптуры Мадонны с младенцем и двух святых врачей — Космы и Дамиана, небесных патронов семьи.

Единство пространства и противоречие содержания

Капелла Медичи находится в Новой Сакристии церкви Сан-Лоренцо. Для небольшого квадратного помещения, площадью около 120 кв. метров, архитектор поставил цель вытянуть по вертикали всю композицию и интерьер, чтобы оно казалось более высоким. Новации художественных взглядов Микеланджело проявились в том, что массивное заполнение пространства (гробницы, скульптуры) вступает в контраст с лёгким обрамлением (карниз нижней зоны сакристии и полуколонны). Динамика архитектурного языка проявилась и в том, что мастер не побоялся прорезать линии обрамления выступающими за их границы фрагментами статуй, словно раздвигая внутреннее пространство капеллы.

Скульптурное убранство было посвящено погибшим Лоренцо и Джулиано Медичи. В отличие от стереотипов XV века, когда умершие изображались мирно почившими, глубоко задумавшийся Лоренцо и полный готовности действовать Джулиано представлены сидящими в нишах. Надгробия словно образуют два фасада дворцовых зданий, скульптуры приобретают естественную пространственную среду.

На крышке саркофага Лоренцо скульптор поместил фигуры «Утра» и «Вечера». «Утро» символизирует мучительное пробуждение, вся пластика этой фигуры полна предчувствий новых страданий. И движение руки, освобождающее лицо от пелены, и вздох, срывающийся с полуоткрывшихся губ, гаснут, едва успев начаться. Поза, выражение лица «Утра» говорят о том, что в этом цветущем теле живёт уставшая, гибнущая душа. Образ «Вечера» исполнен смирения, погружения в дымку сна. Впечатление инертности усиливается сознательной незаконченностью проработки камня скульптуры: лицо, руки, ноги «Вечера» словно подёрнуты сумерками приближающегося угасания.

Гробница Джулиано декорирована фигурами «Дня» и «Ночи». Титаническому образу «Дня», полному мощи и даже некоторой угрозы, противопоставлена «Ночь», оставляющая впечатление полной исчерпанности жизненных сил и умирания.

Для Капеллы Медичи Микеланджело создал также статую Мадонны, кормящей младенца. Расположение скульптуры таково, что предполагает обход по дуге, с каждой точки которой раскрывается совершенно новый аспект выразительности пластики и красоты внутреннего движения.

Старая ризница

Сакристия (ризница) служит для хранения церковных принадлежностей и подготовки священников к богослужениям, но в базилике Сан-Лоренцо она имеет иное предназначение. Старая ризница превратилась в склеп основателя рода Медичи – Джованни ди Биччи. Оформленная архитектором Филиппо Бруннелески, усыпальница представляет собой идеальное квадратное помещение, в архитектуре которого преобладают строгие геометрические линии.

Находясь под влиянием античных мастеров, Бруннелески использует в интерьере колонны и пилястры, свойственные римской архитектуре. Украшением стен служат накладки из серо-зеленого мрамора, которые в сочетании с бежевой штукатуркой подчеркивают правильные формы ризницы. Коридор под сумрачными сводами ведет к нижним погребальным помещениям и к могиле Медичи Козимо Старшего. Стены склепа украшены красным алтарным бархатом с узорами из серебряных витиеватых пластин.

Повсюду расставлены бронзовые бюсты покоящихся Медичи и драгоценная церковная утварь. Особого внимания заслуживает серебряный крест для процессий 877 г, реликварий Святых упокоенных 1715 г, золотая дарохранительница Лоренцо Дольчи 1787. Здесь же находится рака архиепископа 1622 г и сосуды со святыми мощами. Деревянные двери крипты искусно украшены резьбой.

Чем интересна капелла Медичи

Будучи далеко не единственной живописной усыпальницей во Флоренции, Капелла Медичи разительно отличается от других подобных объектов. Микеланджело вложил весь свой талант в то, чтобы создать в капелле атмосферу глубокого трагизма и скорби – здесь все посвящено теме смерти.

Даже характер естественного освещения очень символичен. В самом низу, где расположены саркофаги с усопшими, темнее всего. Чем выше, тем больше света снаружи попадает внутрь здания. Это символизирует бессмертие души и ее переход в царство света после завершения земной жизни человека.

Над усыпальницами Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано можно видеть работы Микеланджело «Мадонна с младенцем», скульптуры святых Косьмы и Домиана

Центральный объект в Капелле Медичи – алтарь. Но отнюдь не он представляет наибольший интерес с художественной и эстетической точки зрения.

По правой и левой стороне от алтаря находятся усыпальницы герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. Прямо напротив алтаря, у противоположной стены в выступающем цоколе покоится прах еще двух Медичи – Лоренцо Великолепного и его родного брата Джулиано.

Эти два представителя могущественного рода были в свое время гораздо более значимыми фигурами, чем их тезки, похороненные «по соседству». Но их саркофаги украшены гораздо скромнее – на склепе установлены три статуи работы Микеланджело – святых Космы и Дамиана, и «Мадонна с младенцем».

Последняя – едва ли не единственная скульптура в капелле, которая лишена трагизма, а наполнена лирическим отражением близости матери и ребенка.

Лоренцо Великолепный был видным государственным деятелем Флорентийской республики и ее руководителем в эпоху Ренессанса. У многих возникает естественный вопрос, почему его с братом усыпальница получила от Микеланджело столь минималистическое оформление.

Ответ на самом деле очень простой. Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский первыми из рода Медичи получили герцогские титулы. В те феодальные времена это обстоятельство имело гораздо большее значение, чем реальная историческая роль того или иного лица.

Аллегорические фигуры «Утро» (женская) и «Вечер» (мужская) украшают надгробие Лоренцо Урбинского

Саркофаги герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи украшены скульптурами, которые принесли еще больше славы и без того знаменитому на тот момент Микеланджело. Это так называемые «Сутки».

Скульптуры «Утро» и «Вечер» установлены на гробнице Лоренцо Урбинского, а «День» и «Ночь» – на саркофаге Джулиано Немурского.

Еще при жизни Микеланджело скульптура «Ночь» оказывала неизгладимое впечатление на современников творца своим глубоким трагизмом. Точно такое же настроение фигура создает и сейчас, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей Капеллы Медичи.

Фигуры «День» (мужская) и «Ночь» (женская) установлены Микеланджело над гробницей Джулиано Немурского

Все описанное – лишь самые заметные творения Микеланджело, созданные в ходе работы над внутренним убранством капеллы. Осознание реального величия этого произведения искусства приходит по мере ознакомления с самой историей создания Капеллы Медичи.

Капелла Медичи

Часовня Медичи расположена при церкви Сан-Лоренцо на одноименной площади. Архитектором проекта был великий Микеланджело Буонарроти. Капеллу называют одним из его лучших творений. Это здание небольшое по своим размерам, вытянутое вверх. Здесь все несет в себе тематику смерти. В этом месте покоятся усопшие. Внутри часовни можно увидеть знаменитую статую «Мадонна с младенцем». Скульптуры, выполненные Микеланджело в капелле, сделали его известным на весь мир. Фигуры Суток: «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Они наполнены силой и трагедией.

Скульптуры производят неимоверное впечатление на посетителей. Доехать до Капеллы можно на автобусе № 1С до остановки «Сан-Лоренцо». Закрыта часовня по крупным религиозным праздникам, а также каждый нечетный понедельник месяца и каждое четное воскресенье.

Внутреннее убранство и шедевры искусства, украшающие базилику

В интерьере храма нефы образуют гармоничное, выразительное и объемное пространство, верхняя часть которого поддерживается при помощи пилонов. Огромные арки со стрельчатыми сводами и череда мраморных колонн создают ощущение устремленности ввысь. Потолок оформлен в готическом стиле и украшен инкрустациями из белого и темно-зеленого натурального камня. Боковые стены декорированы яркими витражами, картинами и фресками с изображением Девы Марии и Христа.

В зале, где располагаются скамейки для прихожан, находится 6-метровый «Расписной крест», станковое произведение, выполненное основателем итальянской школы живописи, Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) в период между 1290 и 1300 годами.

Главный алтарь, установленный в центральной части базилики, считается одним из самых красивых во Флоренции. Рядом с ним, в капелле Гонди (Cappella Gondi), – скульптурная работа «Распятие» (1410 – 1414 годы), вырезанная из дерева молодым мастером Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi). Тело Спасителя представлено обнажённым, без набедренной повязки, что противоречит традиционным церковным канонам. Здесь же можно увидеть чудом уцелевшие фрагменты старинных византийских фресок.

Каждая из капелл базилики по-своему уникальна. К созданию шедевров живописи и скульптуры, украшающих интерьер храма, были причастны такие великие мастера, как:

  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Джамболонья (Giambologna);
  • Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi);
  • Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo);
  • Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti);
  • Бернардо Росселлино (Bernardo Rossellino) и многие другие.

В небольшом помещении архитектурного комплекса, служившим когда-то трапезной, находится музей, в котором хранятся ценные рукописи, фрески, старинные книги, церковная утварь и прочие любопытные экспонаты.

Начало работы

Кардинал Джулио из рода Медичи, избранный папой под именем Климент VII, призвал Микеланджело в Рим и дал твердые указания о том, что капелла Медичи должна быть незамедлительно достроена. Он желает быть прославленным в веках не менее, чем папа Лев Х и его предшественники, оставившие о себе память как о покровителях архитектуры, скульптуры и живописи. Следовало увековечить образы не бывших в давние времена знаменитых Медичи, а тех, кто установил во Флоренции монархию. Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector