Задонский тихоновский преображенский женский монастырь в липецкой области

Возрождение Задонского монастыря

В революционные времена монастырь пришел в запустение и советская власть разместила на его территории консервный завод.
Только в 1990-хх гг. земли вернули церкви, началась реконструкция.

Возрождение обители Задонского Рождество-Богородицкого монастыря стало возможным благодаря благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в конце XX века.

Так, в августе 1990 г. первый раз за шестьдесят лет во Владимирском соборе состоялось богослужение. Восстановительные работы начались с кровли и куполов. Более четырех лет художники из столицы реставрировали росписи Владимирского собора.

Завершение реставрации легло на плечи художников из монастыря. Руководство работами было возложено на отца Феофана. И уже в 2008 г. отреставрированные и обновленные внутренние настенные росписи украсили собор. Параллельно заполнялся иконами центральный иконостас, к написанию которых привлекались профессиональные иконописцы.

Возрождение обители в в XXI веке

С 2010 г. центральный собор монастыря объявлен памятником истории и культуры на региональном уровне.

Одновременно с реставрацией Владимирского собора была реконструирована восьмидесятиметровая колокольня с церковью в честь святителя Николая Чудотворца.

Благодаря проектной группе под руководством архитектора В.Рулевого по старинным фотоснимкам был довольно точно воссоздан внешний вид разрушенной колокольни. Верхнюю часть оснастили электромеханическими курантами с диаметром циферблата 2м, а двадцатидвухметровый шпиль украсил пятиметровый крест. В течение нескольких лет архитектурный ансамбль был дополнен лепными капителями, вазонами, ангелами и внешней декоративной подсветкой.

На сегодняшний день Надвратная церковь с колокольней и гостиницей взята под государственную охрану и отнесена к материально-духовным ценностям федерального значения.

Силами обитателей монастыря осуществлялись восстановление и реставрация храма в честь Вознесения Господня, который называют Трапезным и церкви, построенной на месте, где находилась келья святителя Тихона. Монахи украсили храмы не только собственноручно писаными иконами, а и иконостасом, вырезанным из дерева. Этот иконостас можно увидеть в церкви Вознесения Господня.

Сохранившиеся фотографии помогли и в восстановлении храма Божией Матери в честь ее иконы «Живоносный источник». Сегодня храм Божией Матери – основа комплекса «Живоносный источник» с закрытой купальней, открытым источником и сторожкой.

Разрушенный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы начали восстанавливать лишь в 2004 г. Все, что осталось от первоначальной церкви, легло в основу нынешней восстановленной православной святыни. И так же, как и сто лет назад, храм радует своей архитектурой и декором.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

Другие православные храмы Липецка:

  • Христо-Рождественский кафедральный собор Липецка
  • Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.


Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.


Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

История Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря

Как гласит предание, к ней во сне явился сам Тихон и предсказал, что на этом месте быть монастырю. Она загорелась этой мыслью, вскоре Матрону Попову возвели в сан и нарекли Марией, а на указанном участке создали женскую общину с церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Определение статуса

До 1880 г. община существовала по факту, но не имела официального статуса. Место стало пристанищем для нуждающихся, бездомных, больных людей. Сестры занимались хозяйством, швейным промыслом. Одна из них написала письмо прокурору, где просила выполнить последнюю волю Марии — дать общине официальный статус. Примечательно, что они не просили финансирования из казны, а жили за счет благотворительности и собственного труда.

Но путь к признанию был нелегким: то общину хотели объединить с тюнинской; то не могли поладить между собой наместники; то Синод отказывал в признании. Камнем преткновения было и нежелание разрешать женской общине принимать странников мужчин: это могло породить толки среди людей.

Однако, 17 августа 1880 г. статус был получен. Вскоре при общине открылась богадельня, рукодельный класс, церковноприходская школа. По свидетельствам современников, Тихоновская женская община по укладу жизни и благонравственности ничем не уступала монастырям. В 1888 г. Синод дал официальное название “Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь со странноприимным при нем домом”.

Желающие стать монашками проходили длительный испытательный срок. Принимали только девушек не моложе 20 лет. Странников пускали на 3 дня, обеспечивали местом для сна, имущие часто были благотворителями, а неимущим давали скромное, но бесплатное питание. Умерших на иждивении хоронили за счет монастыря.

Община в годы революции и советской власти

Тревожные годы сильно сказались на жизни женского монастыря. Сначала часть построек были изъяты под гражданские нужды. А уже в 1920 г. власть решила выселить послушниц и монахинь, а сам монастырь лишить юридических прав и расформировать.

В 1922 г. изъяли все ценности, насельницам оставили сосуд, 2 креста и 2 книги Евангелия. А уже в 1929 г. начали репрессии: о. Иларион и монахиня Смарагда с насельниками были высланы в лагеря. Службы и любая деятельность, связанная с Богом, прекратились. В этом же году монастырь закрыли. Дальнейшая участь построек:

  • 1938-1941 — детский дом;
  • 1941-42 — окончательно до нижнего яруса разобрали колокольню;
  • 1950-60 гг. на территории храма действовали хлебокомбинат, некоторые помещения обустроили под жилые.

Частично отреставрировали храм и открыли для богослужений только в 1972 г.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть — это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

Как добраться до монастырей

Добраться до Задонска – дело нехитрое, ведь он расположен возле Ростовской трассы М-4. Прямо в центре города находится Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. Как доехать или дойти с Ростовской трассы, подскажет любой человек, в том числе и не местный. Из Задонска до Тюнино, где расположен Богородице-Тихоновский монастырь можно добраться автобусом, маршруткой или, как истинный православный, пешком. Расстояние между поселками составляет чуть более 2 км. Немного далее, около 7 км от Задонска, расположен Свято-Тихоновский монастырь, добраться до которого поможет общественный транспорт или такси. Сложнее доехать до Лебедяни. Там находится Свято-Троицкий Задонский монастырь. Карта автомобильных дорог или автонавигация помогут в этом. Удобней всего и ближе добираться из Липецка. Учитывая такое расположение, в один день посетить все Задонские монастыри довольно проблематично.

Святитель Тихон

Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.

Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.

Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.

В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.

Возведение обители

Обустройством занялся архимандрит Серафим. Он установил дубовый сруб на источник, возвел несколько деревянных изб для иноков и заложил пасеку. Так скит просуществовал до 1864 г.

На следующий год установили деревянную церковь, на первом каменном этаже обустроили трапезную. Уединенное место привлекало все больше и больше иноков, поэтому основание монастыря оставалось лишь вопросом времени. Тяжести строительства пали на плечи архимандрита Дмитрия. Немалую помощь ему оказал помещик В. Воейков. Тихоновский мужской общежительный нештатный монастырь открыли 7 октября 1873 г.

На территории возвели:

  • двухэтажный собор;
  • трехпрестольную церковь;
  • колокольню;
  • расширенную пасеку;
  • корпусы для братии.

Помещик подарил монастырю ближайший лес, поэтому владения могли жить за счет своего промысла. Также построили гостиницы для иноков и паломников, часовню, конюшню. На территории работала даже больница, куда провели специальный проход, чтобы люди могли слышать проповеди.

Чем храм привлекает?

Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся

В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности

С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.

Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.

За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.

Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:

  • в купель окунаться без одежды, в простом и чистом нижнем белье;
  • нательный крестик положено оставлять, а украшения снимать;
  • макияж смывать, не сорить, не стирать, ноги и обувь не мыть;
  • не сквернословить, не создавать шума, не смеяться и не курить.

Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.

Паломничество в Задонск

Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.

Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь – это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.


Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.


Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.


Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря

Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).

История

8 июля 1579 года 9-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году — к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector