Свято-варсонофиевский женский монастырь

Правила посещения женской обители

Конечно, всякий, кто оказывается на территории обители, должен придерживаться определенных правил, чтобы его пребывание не нарушало ритма жизни и деятельности монастырского сообщества и не противоречило нормам жизни этого богоугодного места.Здесь нельзя:

  • быть в шортах, спортивной форме, открытых платьях;
  • пить, курить и находиться в состоянии опьянения, алкогольного или наркотического;
  • заходить на газоны и срывать цветы;
  • не имея соответствующего позволения, фотографировать и снимать на видео;
  • женщине быть с непокрытой головой и в неприличной одежде;
  • мужчине в головном уборе находиться в храме;
  • разговаривать, пока идет богослужение;
  • включать мобильники.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Начало этого монастыря старожилы села Покровские Селищи полагают с предсказания блаженной девицы Дарии, уроженки этого села. Около 100 лет назад она прозрела духовными очами, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Давно уж нет блаженной, разрушен Покровский храм, а о предсказании люди не забывали, и в самые темные и смутные времена гонений на православную веру оно согревало сердца.

Прошло злое наваждение, и в 1992 году Никольскую церковь возвратили верующим. Служили первое время буквально под открытым небом, но постепенно трудами и пожертвованиями прихожан храм преобразился. Много сил и духовного труда положил на восстановление храма его настоятель иеромонах Алексий. Собирали материалы для церкви буквально с «миру по нитке.

Видя ревностное служение батюшки Богу, его попечение о людях, многие захотели разделить с ним молитвенный подвиг и оставить мир.

Так сбывается предсказание блаженной девицы Дарии: в 1996 году в старинном селе Покровские Селищи открылся новый женский монастырь, духовником которого стал игумен Алексий (Дегаев). А на месте разрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы вознесся свечой собор Воскресения Христова.

10 октября 1996 года с именем Варсонофия приняла монашеский постриг Кузьмичева Валентина Кузьминична. Как ее тезоименитый святой «…по благодати Христовой и по благословению преосвященного архиепископа Гурия…создал монастырь, построил церковь и поставил кельи » в новопросвещенном городе Казани, так и ей предстояло стать первой настоятельницей и строительницей монастыря.

Архимандрит Алексий (в миру Дегаев Александр Михайлович, 12.01.1964) с 1978 г. нес послушание в храме села Старая потьма, с 1985г. – в храме села Журавкино.

5 июля 1991 г. по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия принял монашеский постриг в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре с последующим рукоположением в сан иеродиакона и иеромонаха.

С 24 июля 1991 г. являлся настоятелем храма в селе Журавкино, а с 7 февраля 1992 г. – настоятель Варсонофиевского храма села Покровские Селищи. Со времени преобразования Покрово-Селищенского прихода в Свято-Варсонофиевский женский монастырь — духовник обители. В 1996-2000 гг. – благочинный. 4 апреля 2001 г. возведен в сан игумена.

9 января 2012 г. за заслуги в созидании обители Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награжден наперстным крестом с украшениями. В 2012 году Избран членом Епархиального суда.

По ходатайству духовника обители игумена Алексия 3 марта 1997 г. указом епископа Саранского и Мордовского Варсонофия она была назначена настоятельницей Свято-Варсонофиевского женского монастыря.

А ко дню Святой Пасхи 2002 года за усердное служение Святой Православной Церкви матушка была награждена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси саном игумении.

В 2011 году в день тезоименитства Преосвященным Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским, награждена наперстным крестом с украшениями.

431121, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, село Покровские Селищи, Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Сайт: https://varsonofy.ru/

LiveInternetLiveInternet

Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский (во имя свт. Варсонофия Тверского) женский монастырь возник на месте обычного прихода, в с. Покровские Селищи (Покровское) Зубово-Полянского р-на. Селищенские мокшане, принявшие крещение, как и все окружающие мордовские села, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1743, уже вскоре проявили себя как хорошие христиане, построив себе сразу два деревянных храма – холодный Покровский и теплый Никольский (1756). От летнего храма пошло второе, церковное наименование села, – в отличие от недалекого русского Селища, Введенского тож. В XIX в. сложившийся крупный Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 чел., разделился на два: соседнее с. Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшее 3900 жителей, в 1854 построило себе деревянную Покровскую церковь с Никольским приделом, а затем, на рубеже XIX и ХХ вв. – грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами – Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь св. кн. Владимира св. муч. Ирины, спроектированный по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1903 селищенские и бозуновские крестьяне входили в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор преподобный Серафим, его иконы высоко чтятся местными верующими. В 1920-е верующим удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 оба села церкви потеряли, причем в Покровском Селище здания еще долго стояли нетронутыми, то в Новых Выселках храм был разрушен до фундамента.

Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады, предварительно свалив колокольню и кресты. В 1975 Покровский и Никольский храмы, признанные памятниками архитектуры XVIII в., были поставлены на государственную охрану, что не помешало вскоре летний храм снести. С возникновением Саранской епархии в Покровских Селищах возродился приход. В феврале 1992 в бывшей Никольской церкви, вновь освященной во имя свт. Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, состоялась первая литургия. Вскоре при храме возникла женская иноческая община. Официально признанная как скит, община, выросшая до 20 чел., в 1996 была обращена указом Святейшего Патриарха Алексия в женский монастырь. Обитель возглавила игумения Варсонофия (Кузмичева); духовником бессменно остается игумен Алексий (Дегаев), возродивший в селе приход. Молодой монастырь уже успел вырасти в крупное по меркам Мордовии монашеское объединение, удивляющее хозяйственников районного и республиканского уровня высокорентабельным производством, а верующих – строгостью иноческой жизни и благолепием службы. Сестры занимаются земледелием, пчеловодством, животноводством, в т. ч. разведением экзотических пород птиц. В своей экономической деятельности монастырь опирается на районные инфраструктуры, воспринимающие обитель как равноправного делового партнера. Трудовые послушания сестер и послушниц являются образцом для поселян, а заработанные деньги идут на строительство, буквально преобразившее заброшенный уголок села. Построено несколько келейных корпусов, в т. ч. один с домовой Покровской церковью, восстановлен основной храм, возведена крупная гостиница для паломников, поток которых увеличивается от года к году. Средства идут также на увеличение и улучшение хозяйственной части, на помощь детским домам, на работу с местными детьми. Покрово-Селищенская школа, от которой обитель отгорожена всего лишь стеной – главный коллективный прихожанин монастыря, а дети – главные помощники сестер в повседневности. В самом монастыре постоянно проживают от 45 до 60 насельниц, по происхождению как местные жительниц,ы так и выходцы из многих областей России.

Славятся селищенские воды, – в самом монастыре имеется колодец, которым пользуются жители даже отдаленных сел; поблизости от обители есть благоустроенный источник с часовней, освященной в честь иконы Божией Матери «Донской». Из имеющихся икон сестрами и богомольцами более всего почитаются образа свт. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского.

Архитектурный ансамбль

Строения на территории монастыря отличаются по стилю, некоторые отделаны в традиционных минималистических русских линиях, другие — поражают яркими цветами и узорами. Всего в приходе 8 храмов, самый главный — это Собор Воскресения Христова, был построен в 2002 году и получил прозвище «Белоснежная жемчужина».


Собор Воскресения Христова Варсонофиевского монастыря

Спроектировал собор архитектор Курбатов, который решил воздвигнуть большой 10-главый храм с колокольней. Заложили собор в 2002 году, а окончательно он был освящен и введен в эксплуатацию в 2004 году. Высота его колокольни достигает 39 метров, а общий вес 8 колоколов — 200 пудов. В длину собор всего 35 метров, а в ширину — 20 м, его общая площадь около 680 кв. м, а по своей форме собор напоминает крест.

Варсонофиевская церковь, которая была построена самой первой в приходе в 1756 году и называлась ранее Никольской, за все время существования почти полностью разрушилась. Но после ухода советской власти монахини начали ее восстановление.

Интересно! После долгой реставрации храм вновь освятили в 1992 году (тогда же она стала Варсонофиевской) и сразу же начали проводить богослужения в ней. Она построена по типу базилики и имеет всего один купол.

Домовая церковь, которая была построена в 2010 году и освящена в честь целителя Пантелеимона. Она расположена в том же здании, где разместили и богадельню, только на его первом этаже.

Домовый храм, который был освящен в 2000 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы располагается в келейном корпусе, на нижних этажах. А в мансарде расположили храм Святителя Николая, который освятили в 1999 году. Здание с этими храмами было перестроено из сельской школы, оно претерпело многочисленные изменения и была восстановлена почти из руин.

На территории святого источника возвели церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» вместо старой деревянной часовни. Церковь, в здании которой также располагается закрытая часовня, была освящена в 2012 году епископом Климентом.

Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила — одна из самых молодых на подворье,её построили в 2005 году и освятили в 2012 г. Она имеет также, как и Варсонофиевский храм всего один купол, но строительство его и отделка все еще продолжаются.


Церковь Михаила Архангела в Варсонофиевском монастыре

К приходу также относят деревянная церковь в честь священномученика Владимира в деревне Новые Выселки (1,5 км от монастырского подворья) и старый деревянный храм Рождества Христового в Покассах — он является архитектурным памятником XIX столетия.

Восстановление и современность

Только не ограничивался он лишь ролью молитвенного места. Куда шире стояла задача – превратить его в настоящий центр духовно-просветительского и социального служения.

А при этом обитель продолжает строится и живет своими заботами:

  • Сельхозугодья обрабатываются со всем старанием и умением. Здесь возделывают культуры зерновые, кормовые и овощные, выращивают лекарственные травы. Есть сад и свои пчелы.
  • Скотный двор заполнен крупным рогатым скотом, овцами с козами. Есть птичник, где занимаются разведением кур и гусей, даже индюков и уток. А монастырские пруды полны рыбы.

О других послушаниях тоже сказать надобно. Здесь просфоры выпекают, ухаживают за старушками немощными, воспитывают и обучают монастырских деток, изучают историю церкви в мордовском крае и при этом иных дел не оставляют:

  • производят молокопродукты;
  • солят рыбу;
  • заготавливают консервы из овощей;
  • засушивают плоды разные и травы;
  • готовят целебные бальзамы и настойки, мази из лекарственных трав.

И это далеко не полный перечень дел, коими заняты дни монастырских сестер.

Трудятся монахини на других работах:

  • В собственной переплетной мастерской издают духовную литературу;
  • Сами шьют себе монашеские церковные и повседневные одежды, священнические облачения. Для этих целей имеется собственная пошивочная мастерская;
  • Сохраняют здесь и развивают древние традиции монашеского рукоделия. Занимаются иконописью и плетением поясов, вышиванием и вязанием.

Стоит отметить: здесь нет предельного штата. Сегодня обитают и трудятся 60 сестер: монахинь, инокинь и послушниц. Причем далеко не все они из этих мест. Есть прибывшие сюда из российских регионов. Все дни их проходят в служении, молитвах и послушании.

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.


Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2020 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.


Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.


Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Воскресенский собор

Десятиглавый белокаменный, по форме напоминающий крест – он был заложен в самом начале века.

Примите во внимание: в его 390-ти метровой колокольне восемь разновеличинных колоколов. Если их взвесить, то общий вес окажется в двести пудов

Из них самый большой, стопудовый, отлит в 2004-ом.

Нижняя церковь освящена в честь иконы Богоматери «Знамение», а верхняя – Христова Воскресения.

Весь собор занимает площадь в 680 кв. м. Непросто выбиралось место под него. Были выкуплены для этого дела каменным дом с деревянными постройками и участок директора местной школы, который был ярым врагом веры Христовой. Владыка Варсонофий для храма предлагал другое место – кладбище, что на монастырской территории. И таких предложений было несколько.

Интересный факт: иеромонаху Алексию оставалось молиться усердно о знамении от Господа. Что он и делал, пока двор не сгорел полностью, а с ним деревянная баня. Как оказалось, материалом для ее строительства послужили бревна, оставшиеся от старого храма. Пожар этот посчитали долгожданным знаком – огнем Господь осветил место, где должно подняться собору. А отец Алексей, аки прозорливый старец, смог знак сей провидеть и узреть.

Но знамение это было не единственным. Уже был возведен первый этаж, когда в Рождественский пост вдруг на потолке появился Нерукотворный Крест. Он был огромным, из инея, совершенно правильной формы, и буквально сиял. До самого начала Великого поста он оставался в неизменном виде. Это реально послужило укреплению веры.

До сих пор собор обустраивается: выполняются отделка и роспись, обустраивается иконостас и ведутся прочие работы.

Возвращение прихода

В 1991-м году началось возрождение духовной жизни в селе Новые Селищи. Первым знаковым событием было образование Саранской епархии, куда жители обратились с просьбой вернуть церковь и образовать приход. Просьбы адресовались к владыке Варсонофию, и в 1992 году Никольская церковь была возвращена общине. Она требовала ремонта, восстановления и нового освящения. Обряд состоялся 7 февраля того же года, церковь освятили в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.

Торжественную литургию совершил настоятель храма Алексий. Активными участниками восстановления храмов и самыми ревностными прихожанами часто становятся женщины. Так было и в приходской церкви, где довольно быстро организовалась небольшая сестринская община. Руками сестер была проделана большая работа, а количество приверженцев постепенно росло.

Социальное служения обители

С христианством на Русь пришла и благотворительность

Ей суждено было стать весьма важной традицией сострадания, жалости, сочувствия, любви к ближнему. А Свято-Варсонофиевский монастырь – отличное тому подтверждение

С 2002 года на его территории работает богадельня.

Здесь живут одинокие старушки и насельницы-монахини числом около 20-ти. В обустроенном при монастыре домовом храме каждую неделю проходят богослужения. Всех, кто не может вставать и двигаться самостоятельно, причащают прямо в их кельях.

Примите к сведению: те из сестер, у кого имеется медицинское образование, высшее или среднее, принимают в монастыре пациентов. И не только насельники из обители могут рассчитывать на врачебную помощь, но и любой паломник или местный житель.

Приют для малолетних сирот обеспечивает воспитание двадцати пяти маленьких девочек 3-18 лет, оставшихся без родителей. Кто-то из них просто оказался в сложной ситуации, кто-то инвалид. У каждой есть свой дом – келья и собственная «мама», своя постелька и уголок с игрушками. А уход за больными такой, что отступает даже ДЦП.

На территории монастыря живут и детки насельниц. Потому тут открыли и детсад. Он мало отличается от других детских учреждений: те же воспитатели, нянечки, есть свой музыкальный работник, приходит медицинская сестра. Их матери находятся днем на своих послушаниях и по вечерам после работы забирают девочек из детского сада.

Обратите внимание: в садике есть даже зубной кабинет, а девочки-школьницы заглядывают сюда к малышкам, чтобы понянчиться с ними. При обители есть и школа

Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия

При обители есть и школа. Русский язык преподают, литературу, математику, здесь познают историю, в том числе православия.

Проект монастыря «Музей для друзей» стал участником конкурса «Православной инициативы 2015-16» и оказался лучшим. А в результате здесь случилось знаковое событие – открытие церковно-исторического музея с довольно разнообразными экспозициями. Они посвящены истории села и самого монастыря, культуре и традициям народа, его населяющего (мордва-мокша).

Основание монастыря

В Саранской епархии данная обитель считается самой молодой. Ведь появилась она всего двадцать лет назад, в 1996-ом.

История, о которой мы упоминали в самом начале, действительно более древняя, своими корнями уходит во времена царствования Елизаветы Петровны, когда, собственно, и произошло обращение местного народа в христианство. Мокшане выказали себя христианами усердными. В 1756-ом взялись они поставить не один храм, а целых два, оба деревянные. Сказано – сделано. Так вот и появились Покровская (холодная) и Никольская (теплая) церкви. А село получило название от одной из них – Покровские Селищи.

Уже далеко за 5,5 тысяч верующих насчитывалось в Покровско-Селищенском приходе к XIX-му столетию. Со временем он оказался разделенным надвое. Один остался в Покровских Селищах, где храм Никольской. А Покровская церковь со своими почти четырьмя тысячами местных жителей образовали второй – в соседних Новых Выселках (Бозуновке).

Это интересно: еще до начала прошлого века жители села собрали достаточно средств, чтобы возвести вместо старого холодного здания — грандиозный храм из камня в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Накануне причисления к лику святых почтенного старца по имени Серафим (1903) случилось бозуновским и селищенским мужикам оказаться включенным в число охранников поезда, коим царственные особы до Сарова следовали от железнодорожной станции. И вот с той самой поры иконы того святого здесь стали почитать особенно.

Чудеса Варсонофиевского монастыря — исцеление незрячих

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом источнике. Находится на территории Варсонофиевского монастыря

Одна из церквей расположена возле ключа, обладающего исцеляющими свойствами. Они неоднократно подтверждались многочисленными свидетельствами избавления от тяжелых болезней.

Известен он с давних времен. По легенде, когда-то его обнаружила маленькая девочка, лишенная зрения. Ей приснился сон и, следуя его подсказкам, она нашла источник и умылась. После чего прозрела и узрела икону Донской Божьей Матери.

На этом месте долгое время была деревянная часовенка. После революции ее сломали, но в народе всегда помнили об этом чудесном месте. И в 2000-м г. сооружен храм в честь иконы Донской Божьей Матери. Сейчас при нем есть закрытая купальня.

Собор Воскресения Христова – гордость монастыря

Когда строили монастырскую гордость — Собор Воскресения Христова — произошло чудо. Длительное время не могли выбрать подходящее место. И попросили Божией помощи в своих молитвах.

И тогда на территории, ранее принадлежавшем яростному противнику церкви, вспыхнул сильный пожар. В его пламени сгорели деревянные постройки, которые он когда-то сложил из бревен старого храма. Это посчитали знаком и на этом месте и возвели Собор.

При его постройке произошло еще одно чудо. На потолке недостроенного здания проступил светящийся крест из инея. И продержался до Великого поста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector