Спасо-преображенский усть-медведицкий монастырь: история и достопримечательности

Содержание:

История обители

Своё название монастырский комплекс получил от Усть-Медведицкой казачьей станицы, расположенной рядом с обителью. В 1933 г. её переименовали в г. Серафимович в честь известного советского писателя, жившего и работавшего здесь.

Священнослужители смогли освятить монастырский храм Преображения Господня лишь спустя 5 лет (1670 г.). Строил первый святой комплекс игумен Исайя с тремя старцами. Их имена – Кирилл, Иосиф, Корнилий. Сохранилось предание о С. Разине угрожавшем разорить мужскую обитель. Поднялась буря, он не смог перебраться через реку. Утром атаман раскаялся, одарив монастырь украшениями и деньгами.

Пасхальной ночью 1752 г. разлитый Дон размыл берег. Половодье значительно разрушило храм, он полностью «сполз» в реку. Монахи приняли решение перенести комплекс на более высокое место. К началу 1759 г. его отстроили вновь. Мужской монастырь стал женским в 1785 г. благодаря помощи казачьего атамана Алексея Ивановича Иловайского.

Епископ Воронежский Тихон III назначил дьякона Михайлова В. управлять духовной жизнью монахинь. Монастырь просуществовал всего три года. Императрица Екатерина II своим указом от 1788 г. закрыла несколько обителей относящихся к Воронежской епархии. Среди них оказалась Усть-Медведицкая.

Её открыли вновь как женский монастырь спустя десять лет (1 октября 1798 г.) для приема вдов и осиротевших девочек. Им руководила всё та же М. А. Карпова. В 1827 году после того как она скончалась, женскую обитель возглавила игуменья Августа.

Под её началом обитель находилась восемь лет, и было отмечено весьма важным новшеством: монастырь стал принимать на воспитание маленьких дочерей местных казаков. 1835 год стал печальным для обители. Умерла настоятельница Августа. Игуменство приняла Афанасия. Именно в это время Святейший синод решил обновить положение об Усть-Медведицком монастыре (оно выпущено в 1798).

Новое издание не включало некоторые позиции обеспечивающие монастырю государственное содержание. Заступился за сестёр архиепископ Игнатий, руководивший в те годы епархией. Он лично составил и передал прошение на имя царя. Николай I распорядился восстановить насельниц в их правах.

После кончины наставницы Афанасии в 1847 г. игуменствовала казначея Версавия. Во время её управления была построена двухэтажная трапезная, увеличилось число монахинь (от 17 до 32 сестёр). 21 ноября 1863 г. она умерла.

Монастырь достиг своей лучшей поры в период правления пятой настоятельницы матушки Арсении (в мире – Анны). Она происходила из богатого, знатного рода донского помещика Себрякова Михаила Васильевича, получила хорошее образование.

Серафимович — женский монастырь в Волгоградской области. Он имеет богатую историю.

Когда дочери исполнилось 17 лет, по желанию Анны отец привёз её в тогда ещё бедную обитель 30 декабря 1850 г. Девушка отличалась красотой, умом, добрым нравом, трудолюбием. Спустя 4 года она приняла постриг. Нарекли её именем Арсения.

За время руководства матери Арсении монастырь превратился в настоящий духовный центр. Открыта школа для обучения девочек и монахинь грамоте. Устроена библиотека, студия живописи. Отстроены дома для священнослужителей, новые корпуса в два этажа для монахинь, хозяйственные строения. Обновлено подворье монастыря. За территорией комплекса построена гостиница для паломников.

В 1867 г создано женское училище, где могли получить четырёхлетнее образование девочки разных социальных сословий. Оно было бесплатное. В нём преподавали Закон Божий, русский, церковнославянский язык, арифметику, историю Руси, географию. Работало образовательное заведение до 1918 г.

Игуменья Арсения написала несколько больших икон. До сегодняшних дней сохранилась одна из них – «Плащаница Спасителя». По ходатайству игуменьи Арсении в 1871 г. архиепископ Платон дал разрешение на постройку Казанского храма.

Здание собора проектировал известный столичный архитектор Горностаев Иван Иванович. Строительные работы начались в 1874 г. Возведение верхней части храма закончено летом 1885 г. Собор освящён 8 сентября этого же года, а на 15-й день придел святых апостолов Петра и Павла.

Новости благочиния

Мужской ансамбль «Дорос» выступил с концертом в Сатке16 января 2020 года, во Дворце культуры «Магнезит» г. Сатка состоялся концерт мужского вокального ансамбля «Дорос» музея «Покровский собор» (Храм Василия блаженного) г.Москва. Выступление стало возможным благодаря Златоустовской епархии, АНО «Фонд содействия развитию Саткинского района», Группе Магнезит и администрации муниципалитета. Коллектив видит свою основную миссию в развитии и сохранении традиций …
17.1.2020

Архиерейское богослужение в Сатке16 января 2020 года, в день памяти мученика Гордия, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий совершил Божественную литургию в Никольском соборном храме г. Сатка. Его Преосвященству сослужили: секретарь Епархиального совета архимандрит Иннокентий (Третьяков), секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов, окружной благочинный иерей Александр Коротовский, настоятель прихода протоиерей Евгений Хватков, настоятель Кресто-Воздвиженского …
17.1.2020

Благодарность Губернатору Челябинской областиПравящий архиерей, духовенство и прихожане Златоустовской епархии от души благодарят Губернатора Челябинской области А.Л.Текслера за заботу о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения Горнозаводского края нашего региона. Благодаря заботе Алексея Леонидовича, на территории Златоустовской епархии были организованы четыре Рождественские елки. Губернатор Челябинской области позаботился о подарках для ребятишек, для участия в спектаклях …
14.1.2020

В Сатке состоится концерт мужского вокального ансамбля «Дорос»16 января 2020 года в ДК «Магнезит» г.Сатка состоится концерт мужского вокального ансамбля «Дорос». Основной своей миссией мужской вокальный ансамбль «Дорос» называет пропаганду и сохранение традиций церковного и народного пения Мужской вокальный ансамбль «Дорос» существует с 2002 года и является достойным продолжателем русской певческой традиции. С момента создания ансамбля, деятельность этого …
11.1.2020

Рождественские елки губернатора Челябинской области прошли в Златоусте и Сатке10 января 2020 года в городах Златоуст и Сатка состоялись Рождественские ёлки под патронажем губернатора Челябинской области А.Л.Текслера. Праздничные мероприятия собрали большое количество ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Гостями старейшего на Южном Урале драматического театра «Омнибус» стали 360 детей из Златоуста, Чебаркуля, Миасса и Кусы. Видеопоздравление ребятам направил непосредственно …
10.1.2020

Кухня и рестораны

В любом, даже самом маленьком городе туристы без еды не останутся. Вопрос только в том, где ее купить. А второй вопрос — где можно поесть в приятной, спокойной обстановке. Серафимович в этом плане — типичный российский городок, в котором можно насчитать от силы 3-4 хороших заведения. Ну а к чему больше?

Это обычные кафе с разнообразной, но такой знакомой каждому туристу кухней, где можно найти все — от яичницы до пасты, от жареного мяса до блинов со сметаной. Отдельно стоит отметить рыбные блюда — в Серафимовиче здорово развита рыбалка, поэтому нужно попробовать местные деликатесы.

Усть-Медведицкий природный парк

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Грот

Одно из природных сокровищ – грот, посвященный святой грузинской царице Шушанике или Сусанне, которая даже под пытками не отреклась от христианства и сберегла свою веру.

Вход в грот частично завален землей и закрыт для посещения. В дальнейшем планируется реконструкция памятника природы и проведение экскурсий по нему.

Арка-звонница

Арка-звонница – это остатки постройки XVII века, когда обитель была мужской. В 1934 году это сооружение взорвали и от него осталась только небольшая арка.

При возрождении монастыря она была приспособлена под звонницу. На перекладине, установленной поперек портала, подвешены 7 небольших колоколов, которые издают чудесные звуки во время больших церковных праздников.

Верхушку арки украшают 2 небольших, окрашенных в лазоревый цвет, купола со шпилем. Для того чтобы монахиням было удобно звонить, под порталом сооружен небольшой деревянный помост и лестница.

Источник

Источник известен уже более 200 лет.

Первые письменные свидетельства о нем датируются временем, когда игуменьей была Августа (конец XVIII века). В 1830 году от к роднику была построена каменная лестница.

Некоторые ее фрагменты можно сохранились до наших дней.

Могила семи монахинь

Игуменья Арсения

Могила семи монахинь – относительно новый памятник в Усть-Медведицкой обители.

Он был образован в 2014 году, когда на территорию перенесли останки семи его обитательниц, живших в монастыре до 1928 года. После закрытия они образовали коммуну и трудились в ней и постройках комплекса.

Пережили несколько волн репрессий и расстрелов. После смерти монахинь похоронили на городском кладбище Серафимовича и только недавно положили в землю обители.

Храм Святого Равноапостольного князя Владимира

Приход образован в 1999 году. Молитвенный дом перестроен из бывшего Дома культуры «Селикатчик». Зрительный зал был переоборудован под храм. Первое богослужение в новом храме состоялось 20 февраля 2000 года, хотя трудностей с реконструкцией и капитальным ремонтом несколько лет было еще достаточно много.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Клирики окормляют Волгоградскую академию МВД и казачью организацию «Станица Покровская». Работает воскресная школа, библиотека и благотворительная столовая. На приходе постоянно оказывается материальная помощь согражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию: болящим на операцию или покупку лекарств, малоимущим, нуждающимся.
В храмя находятся частица мощей Святого Равноапостольного князя Владимира, икона-страдалица Святого пророка Иоанна Предтечи, святые мощи Конкордии Римской (III век н.э.). Святой Конкордии Римской молятся о благополучии семьи и детей. У мощей просят о здоровьи для всех членов семьи, терпения и мужества в преодолении тяжелых жизненных ситуаций. Со времени принесения святых мощей старицы Христовой, блаженной матушки, мученицы Конкордии уже стали известны случаи исцелений и благодатной помощи:

Один житель г.Санкт-Петербург, много лет страдал болезнью печени. Побывав в Волгограде дважды в командировках, он прикладывался с молитвою к мощам и в скорости получил исцеление. О чем сообщил телефонным звонком в храм с просьбой поставить свечи у мощей и поблагодарить её.  

Преобразование мужского монастыря в женский

Новая страница в жизни монастыря открылась, когда десятилетие спустя распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женскую обитель. Произошло это событие в июне 1785 года. Принято считать, что подвигло синодальных чиновников к такому решению ходатайство, направленное в Санкт-Петербург войсковым старшиной А. И. Иловайским, имевшим там немалые связи.

Так оно было или нет – доподлинно не известно, но только вскоре в кельях, оставленных прежними насельниками, разместились сорок девиц из находившейся неподалёку Сиротинской станицы, составлявших там женскую православную общину. Все они пожелали отказаться от образа жизни, приличествующего их полу, и навсегда затвориться от мира в стенах обители. Первой их настоятельницей стала родная сестра войскового старшины Мария Карпова, а духовником — семидесятилетний дьякон отец Василий (Михайлов).

Архитектурная композиция

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.33-главый Спасо-Преображенский Храм
  • На территории также находятся: колокольня, звонница, часовня С. Саровского, дом игумена, гостиница для паломников. Монастырский надвратный храм освятили в честь Николая Угодника в середине лета 2015 г.
  • Большой интерес вызывают местные пещеры. Одна из версий гласит, что к их созданию лично причастна игуменья Арсения, которой помогали несколько монахинь. Работы длились целых 13 лет, настоятельница желала благоустроить подземную церковь, но кончина не позволила довести задуманное до завершения. Общая протяженность катакомб составляет примерно 165 м. Посетителям разрешено продвигаться только до помещения, где храниться камень Богородицы (50 метров). Здесь круглый год одна и та же температура воздуха +8°, вход расположен в церковном притворе нижней части главного собора.
  • В монастыре находится грот, который посвящен святой матушке Сусанне, перенесшей страдания ради христианского учения. Вход в этот памятник отчасти засыпан, монахини желают в скором времени восстановить доступ, чтобы проводить экскурсии.
  • В 1934 г. советские власти взрывом уничтожили каменную церковь, построенную в XVIII столетии. От разрушения осталась только каменная часть в форме дуги, в новое время этот памятник решили модифицировать под звонницу. Строение оснастили перекладиной и установили здесь семь колоколов.

Интересно! На территории расположен святой источник, которому 200 лет, рядом сохранился фрагмент каменной лестницы 1830 г. Большим почетом также пользуется захоронение семи монахинь, пребывавших в обители до 1928 г.

Гостиницы Серафимовича

В Серафимовиче несколько гостиниц приличного уровня, где можно провести пару-тройку ночей. Им можно дать максимум полторы «звезды», потому что по дизайну и уровню сервиса они до сих пор остались в Советском Союзе.

Куда более привлекательны базы отдыха, расположенные на берегу Дона. Стоимость проживания здесь начинается от 1000 RUB в сутки. Цены зависят от обустроенности домиков и услуг, которые предлагают владельцы базы. Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

Обычно дома рассчитаны на 2 или 4 человек. Здесь душевые кабины, телевизор, холодильник, сплит-система. Рядом с домами — летние террасы и площадки, где можно пожарить шашлыки. В качестве развлечений базы предлагают пейнтбол, теннис, конные прогулки и походы на байдарках.

суббота, 23 марта 2013 г.

Монастырь, г.Серафимович, Волгоградской области

13:40
 Ольга
 

На правом холмистом берегу р.Дон (ныне г.Серафимович Волгоградской области) близ слияния р. Медведицы и р.Дон (6 км.) в 1665г. был возведен 1-й монастырь донских казаков.

сохранившаяся часть 1-го храма

Основным
промыслом казаков были походы за «зипунами». В XVII в. уже на Дону появляются три группы
монастырей: 1) Черкасские, 2) Полковых казаков, и 3)Донских казаков. Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, был основан
по собственному желанию казаков, для престарелых от военной брани. Первоначально
монастырь был не большим, окопан рвом и обнесен валом для защиты от набегов. В 1775г. внешние отношения казаков были непростые, а с 1781г. монастырь стал женским.

казанский храм,под кот.пещеры
нижний Казанский храм 

 Выше по склону им пришлось строить новый храм,т.к. прежний от подвижки и намокания грунта из-за разлива реки стал разваливаться. Большую роль в истории монастыря сыграла монахоня Арсения (Анна), дочь
знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, которая не пожелала жить в миру. Генерал, любя свою дочь не стал противиться ее воли и направил в монастырь. Будучи образованной, она организовала при монастыре обучение монашек грамоте, живописи (иконописные мастерские). Кстати в наше время в верхнем храме Казанского монастыря висит ее одна из сохранившихся икон.Написана неплохо, она действительно была талантлива. Тогда она совершала много паломнических поездок. Ее сильно впечатлили пещеры  Киево-Печерской лавры. С 1874г. под Казанским храмом она втайне по ночам начинает рыть пещеры. Пещеры
ориентированны на юг в гору, протяженность их составляет 77 сотен, стены и
потолок грунтовые, цементированы, пол кирпичный залит цементом. 

так выглядел 1-й монастырь

Температура в
пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. В 30-х гг. пещеры были
засыпаны, в 70-х гг. местные жители раскопали заваленные входы. Сейчас не все ходы очищены от завалов. Меня лично поразило  целеполагание Арсентии: днем нести монашеское послушание,а по ночам рыть подземные ходы. Грунт там тырсово- глинястый и копать твердую породу — великого труда стоит, по сравнению с трудом строительства меловых храмов Костомарово, Дивногорья и Святогорья. «Прогулка» по коридорам подземелья в Серафимовиче мне дала пищу для размышления.

Сейчас он отстраивается.

Восстановленный Казанский храм, который в военные годы остался без куполов, зато стены, мраморные колонны верхнего храма и своды нижнего — все сохранилось и помнит свою иегуменю Арсению.

Вот так сейчас выглядит основная его территория.

Необычно для средней полосы России смотрится новый Иессусов храм ха территории монастыря. Он имеет 33 главки по числу прожитых лет И.Х. на Земле. Такой северо-русский архитектурный стиль нам не свойственен.

Территория монастыря граничит с  побережьем Дона.

А за холмом находиться сам городок Серафимович.

Снег 16 марта, когда я там была, только сошел. Однако его следы еже просматриваются в ложбинах. Но безрадостная старая растительность позволяет увидеть интересный рельеф холмов.Они, по-своему колоритны.

Вот так встретил меня Дон, когда я спустилась на его еще не высохшие берега после зимней спячки.

Река не освободилась еще ото льда. Второе открытие, которое я обрела, стоя на берегу — я услышала, как стонет река, ломая лед. Звук неописуемый : скрежет, хруст, скрип, стон, словно душа реки стонет, вырываясь на свободу от оков. Монашки тоже говорят, что бывают ночи, когда они просыпаются от душераздирающих непривычных звуков.

А на территории монастыря оживает растительность.

В то время, как с холмов звонко журчат бегущие ручьи в Дон.

Вот такой он, этот монастырь.

Живет своей жизнью и находиться в очень красивом природном месте.

Posted in: Места силы,Православие,путешествия,храмы

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.


Мироточащий камень Богородицы

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Заступничество архиепископа Игнатия

Дело в том, что в тот год Святейший синод пересмотрел положение о монастыре, изданное им в 1798 году, и в новую редакцию не вошли пункты, дававшие ему право на получение государственного пособия. Это было настоящим ударом для сестёр. Отныне они не только лишались возможности заниматься благотворительностью (в том числе и воспитанием казацких дочерей), но и обрекались на голодное существование.

Выручил монахинь возглавлявший в те годы епархию архиепископ Игнатий. Он лично обратился с прошением на высочайшее имя, и благодаря распоряжению, отданному государем Николаем Павловичем, насельницы монастыря были восстановлены в своих правах и могли впредь не опасаться за будущее.

История

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начиналось строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А. И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821—1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён придел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и рассчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места.

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

История обители

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

Всем будет полезно узнать, где в России находятся Святые места, исцеляющие людей.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Основные моменты

Сегодня хорошо отреставрированный комплекс Свято-Тихоновского Преображенского монастыря привлекает немало верующих и туристов. Его сердцем считают величественный Троицкий храм, построенный в 1883 году по типовому проекту известного российского архитектора Константина Андреевича Тона. Живописная пятиглавая церковь имеет два храма – верхний и нижний. В 2007 году она была полностью отреставрирована и расписана. Рядом с ней возвышается надвратная четырехъярусная колокольня и Преображенский храм.

В память о чудотворце Тихоне в восточной башне обители обустроена мемориальная келья. Кроме того, о святителе напоминает источник, за водой к которому приходит много верующих и туристов.

В наши на монастырской территории разбиты цветочные клумбы, посажены декоративные кустарники. Сегодня в монастыре живет 115 насельниц. Свято-Тихоновский Преображенский монастырь владеет 200 га земли и сельхозтехникой. Монахини обслуживают коровник и курятник, трудятся на огородах, а также работают в швейной и иконописной мастерских. Здесь регулярно идут церковные службы и три раза в год проводят крестный ход к святому источнику.

Приезжающие в обитель путешественники могут поесть в монастырской трапезной и остановиться на ночлег в гостинице для паломников. Для туристических групп по территории монастыря проводятся экскурсии.

История Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

История Свято-Тихоновского Преображенского монастыря началась в 1865 году с возведения уединенного скита Богородицкой обители. По преданию, скит для монахов начали строить в том месте, которое очень нравилось Тихону Задонскому, почитаемому верующими.

Святитель жил в Богородицкой мужской обители и любил приходить в один из уголков близлежащего леса, говоря о нем, как о земном рае. Своими руками он выкопал в лесу глубокий колодец. Когда в 1783 году Тихона не стало, жители окрестных сел и деревень стали приходить к лесному колодцу за водой. Вода из него считалась целебной, ее пили и набирали впрок, чтобы вылечить различные недуги.

Возведением монашеского скита занимался архимандрит Дмитрий с благословения местной епархии. Сначала в лесу построили деревянный трехпрестольный храм и освятили его в честь Тихона Задонского. А потом возле церкви появился двухэтажный келейный корпус.

В начале прошлого века в монастыре жило около ста монахов и послушников. После прихода советской власти Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, как и большинство обителей на территории страны, закрыли. Церковные книги и богослужебная утварь из него пропали. В разные годы в старых зданиях находились психоневрологический интернат, школа для трудных подростков, воинская часть, госпиталь и разведшкола.

Территорию монастыря вернули верующим в 1991 году. Тогда же на территории бывшей мужской обители создали женский монастырь. После этого началось восстановление монастырских построек и храмов.

Святой источник

Сотни паломников и туристов приезжают в Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, чтобы посетить святой источник, носящий имя Тихона Задонского. Возле него стоит небольшая красивая часовня. Одноэтажная кирпичная постройка имеет форму куба и покрыта четырехскатной кровлей, на верху которой возвышается аккуратная позолоченная главка.

Для удобства верующих в 1994 году рядом с источником построили маленькую купальню. Перед ней часто выстраивается очередь из желающих окунуться в прохладную воду и исцелиться от недугов.

Как добраться

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь расположен в 7 км к северу от Задонска и в 62 км к юго-западу от Липецка. Добираются сюда на рейсовых автобусах, курсирующих из Липецка в Задонск. Дважды в день, в 7.10 и 14.00, автобусы из Липецка идут через село Бутырки и проходят мимо монастыря. Остальные рейсы следуют через Камышевку, объезжая обитель стороной. В этом случае, паломники и туристы добираются до Задонска, а потом подъезжают к Свято-Тихоновскому Преображенскому монастырю на такси. Следует иметь в виду, что стоянка такси расположена рядом с автостанцией Задонска.

Православный календарь

24 мая, Понедельник(11 мая по ст.ст.)

Седмица 4-я по Пасхе. Сщмч. Мокия (ок. 295). Равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учи́телей Словенских. Равноап. Ростислава, князя Великоморавского (870).

Прп. Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Сщмч. Иосифа, митр. Астраханского (1671). Свт. Никодима, архиеп. Сербского (1325).

Сщмч. Михаила Белороссова пресвитера (1920); сщмч. Александра, архиеп. Харьковского (1940).

Утр. –Ин., 36 зач., X, 9–16.Лит. –Деян., 24 зач., X, 1–16.Ин., 24 зач., VI, 56–69.Равноапп.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Мф., 11 зач., V, 14–19.

День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector