Мост золотые ворота в сан-франциско

Экскурс в историю

Как уже упоминалось выше, у идеи строительства огромного подвесного моста было немало противников. Но все же здравый смысл и напористость инженеров под предводительством Джозефа Страусса перевесили скепсис некоторых граждан и подарили нам поистине восхитительное сооружение, которое как нельзя лучше раскрывает все возможности человеческой сущности.

Как оформить визу в США самостоятельно читайте в нашем лайфхаке.

Но автору проекта Джозефу Страуссу пришлось ждать несколько лет, прежде чем его предложение согласуют городские власти Сан-Франциско. Интересно, что изначально предполагалось строить мост на опорах. Именно поэтому проект и не нашел поддержки у властей. Поэтому инженеру пришлось просить помощи у тех, кто имел хоть какое-то представление о специфике подвесных мостов. И таким специалистом оказался Леон Моисеев, который считается одним из соавторов не менее известного Манхэттенского моста в Нью-Йорке.

Кроме них активное участие в разработке принимали Чарльз Эллис (отвечал за расчеты) и Ирвинг Морроу (занимался архитектурным проектированием). Кстати, именно последнему принадлежит оригинальная идея покрасить мост в оранжевый цвет.

Среди противников строительства моста было немало влиятельных людей, в том числе и военнослужащих. Генералы военно-морского флота США неоднократно высказывали опасения по поводу возможной диверсии, что воспрепятствует выходу военных кораблей в Тихий океан. Против выступали и железнодорожные компании, которые до возведения моста были монополистами в переправке граждан через пролив с помощью паромов. Но главным испытанием, которое выпало на долю «Золотых Ворот» стала Великая депрессия, которая чуть не погубила грандиозный архитектурный проект. Власти США приняли решение завершить строительство за счет выпуска облигаций займа.

В результате на церемонию открытия моста пришло боле 200 тыс. человек, а сегодня посетить уникальное строение, которое словно парит в воздухе в нескольких десятках метров над темными водами пролива, может каждый желающий. Общая длинна моста составляет 2737 метров, а длинна его подвесной части равна 1966 м. Ширина моста составляет 27 метров и вмещает шесть полос для движения автомобилей и два тротуара

Ну и последняя цифра, на которой стоит акцентировать внимание – это толщина основных тросов, которая составляет 92 см в диаметре

Достопримечательности

Вход в парк свободный для всех желающих, однако за посещение некоторых объектов взимается плата.

В парке можно проникнуться восточной философией, посетив Японский чайный сад. Он начал создаваться в 1894 году как временная экспозиция в рамках проходившей тогда Всемирной выставки. Однако после ее завершения было принято решение сохранить его на постоянной основе, в дальнейшем он видоизменялся и совершенствовался. Роль таких садов в том, чтобы создавать необходимую атмосферу для проведения чайной церемонии. Все элементы здесь гармоничны и настраивают на умиротворяющий лад, в основе ландшафтной композиции — деревья, камни, ручьи и другие природные объекты. В саду высажено много японских растений, в прудах можно увидеть плещущихся рыб. На территории сада размещаются пагоды, мосты, водопады, статуи.

Пруд в Японском чайном саду, Ирина Дементьева

Любителям музеев стоит зайти в Калифорнийскую академию наук, занимающуюся не только исследованиями, но и организацией выставок, знакомящих с естественной историей. В ультрасовременном комплексе можно посетить планетарий, увидеть живой тропический лес и его обитателей, в его аквариуме можно понаблюдать за подводным миром. Разнообразие экспозиций и увлекательная подача материала не дадут заскучать ни детям, ни взрослым.

Также на территории «Золотых ворот» находится художественный музей, носящий имя своего основателя де Янга. В нем собрана коллекция американского искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное творчество), охватывающая период с XVII века до наших дней. В экспозиции представлено собрание, дающее представление о разнообразии и богатстве африканского искусства, значительная часть экспонатов была создана в период с XIX по середину XX веков. Отдельная выставка посвящена тканям и текстильным изделиям. Также в музее можно увидеть выставку фотографий, в том числе значимые исторические снимки. Изюминкой музея является наличие смотровой площадки, с которой открываются превосходные виды на город.

Еще одним интересным местом в парке является Консерватория цветов — ботанический и парниковый сад, в котором собраны растения со всего миром, особый акцент делается на тропических.

Также в парке находятся Ботанический сад, ветряные мельницы, сад тюльпанов, загон с бизонами.

Карта парка «Золотые ворота»

Вид на парк из туристического автобуса, Maksim Starostin

О самых длинных мостах США

Саншайн Скайуэй

Железобетонное висячее сооружение, возвели в честь Боба Грэма, губератора Флориды в 1987 году над заливом Тампа. Длина моста равна 6668 м. Размеры пролетов равны  366 м в длину и 131 м. в высоту. Сооружение  построили для соединения  городов Сент-Питерсберг и Терра Сейя. По обеим сторонам тросов проходят дороги, шириной  40 футам. 1-й мост  (1954 г), получил частичные разрушения во время шторма. В южную часть моста врезалось грузовое судно. Свыше 1 000 футов моста упало в воды залива. Погибло 35 человек (пассажиры и водители автобуса). Мост за короткое время был восстановлен.

Мост «Юбилейная дорога», Алабама

Строительство конструкции было завершено в 1978 году. Юбилейная дорога представляет собой параллель двух бетонных мостов, через которые идет дорога № 10. Дорога идет над заливом, начинаясь  у туннеля Джордж Валлес (восток Мобила, остров Блэйкли) и доходит вплоть до Испанского форта. Мосты имеют по две полосы. Сумма длины полос составляет 7,7 миль.

Мост Генерала Уилсона младшего, Алабама

Мост расположен на федеральной дороге № 65 и состоит из 4 полос движения, соединенных при помощи арочных конструкций из стойкой стали. Построили его в 1978 году над дельтой реки, под названием Тенсо, которая расположена на севере Мобила, в штате Алабама. Это одно из самых длинных сооружений в США было названо именем главного инженера Вооруженных Сил Соединенных Штатов, Уолтера Уилсона, проживавшего долгое время в Мобиле.

Семимильный мост штата Флорида

Этот семимильный железнодорожный мост, построенный в период с 1909 по 1912 гг, был предназначен для соединения архипелага Флорида Кис со Флоридой. В 1982 году была проведена его реконструкция, и его открытие для автомобильного движения. Длина сооружения равна 10887 метров, а ширина – 11,5 м. Мост имеет еще одно название, «Заморская железная дорога». Она получила сильные повреждения в результате последствий урагана 1935 года, в результате чего была реконструирована для автомобильного движения. Новая ветвь увеличила ее проходную способность. Мост со временем ветшает и становится опасным для использования. С 2012 года за его сохранение борется общественная  организация «Друзья Старой Семерки».

Мост Сан Матео-Хайвард в штате Калифорния

Сооружение считалось самым длинным мостом в районе залива Сан-Франциско до 1929 года. Длина его равна 7 милям. Он был построен для соединения  Восточного залива с полуостровом Сан-Франциско.  В 2000 его модифицировали с целью усиления конструкции, способной устоять перед сильными землетрясениями. Реконструкция 2003 года ставила целью приведения в соответствие нижней эстакады моста верхней. Ее расширили с 4-х до 6-ти полос движения. Средняя пропускная способность моста за один день составляет 93 000 автомобилей.

Мост с туннелями над Чесапикским проливом в Вирджинии

Конструкция пролегает над проливом. Он состоит из четырех полос движения, длина которых составляет двадцать миль платной дороги. Строительство моста завершено в 1954 году. Создан он был для соединения Южного Хамптон-Роудс с восточным побережьем Вирджинии. Конструкцию относят к 7 инженерным чудесам света. Она включает в себя:

  • пять с половиной миль подъездной дороги;
  • две мили плотины;
  • четыре высоководных моста;
  • четыре искусственных острова (по тридцать футов высоты и пяти с четвертью акров);
  • два туннеля по одной миле каждый;
  • двенадцать миль эстакады.

Известные мосты США

Среди известных сооружений, много мостов, простоявших длительный период:

  1. Бруклинский мост – это висячая конструкция (Нью-Йорк), построенный в 1883 году над Ист-Ривер для того, чтобы соединить Манхэттен с  Бруклином. Длительное время он был самым длинным висячим мостом в мире. Это символ Нью-Йорка, его  Национальный исторический памятник.
  2. Старейший железнодорожный крытый мост штата Нью-Гэмпшир в долине Контукук. Это сооружение строили с 1849 по 1850 годы. В настоящее время сооружение внесено в перечень национальных исторических мест США.
  3. Самый старый мост в Вашингтоне Фрэнсис Скотт Ки бридж знают больше, как Ки. Построили его не так давно (1923 год). Оно проложено над речкой Потомак. Конструкцию установили, чтобы соединить Рослин с Арлингтоном в  штате Виргиния.
  4. Старейший автомобильный мост США – Франкфурт Авеню находится на Северо-Востоке Филадельфии, штата Пенсильсвания, построили в 1697 году. Это наиболее старое сооружение для автомобильного движения в США.

Как попасть к мосту Golden Gate и на него?

Есть несколько вариантов, как добраться до моста и попасть на него. Можно доехать на автомобиле, общественном транспорте, присоединиться к туристической экскурсии, прокатиться на арендованном велосипеде или вовсе прогуляться до моста и по нему пешком. Ниже я опишу подробнее каждый из этих вариантов.

На автомобиле

Golden Gate Bridge является частью Highway 101 и доступен для проезда на автомобиле. С юга на север мост можно пересечь совершенно беспрепятственно и бесплатно, а вот чтобы вернуться обратно в город, придется заплатить сбор (около 6-7 долларов, в зависимости от способа оплаты).

На велосипеде

Все желающие могут совершенно бесплатно прокатиться по мосту на велосипеде, причем для велосипедистов доступ открыт 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Стоит учесть, что есть определенные правила, которые нужно соблюдать, к примеру, в определенные часы можно ездить только по западному или только по восточному тротуару, а ночью, проситься, чтобы вас пустили.

Будние дни (летнее время):

  • с 5:00 до 15:30 можно ездить только по восточному тротуару,
  • с 15:30 до 21:00 – только по западному тротуару,
  • с 21:00 до 5:00 проезд разрешен по восточному тротуару, однако автоматические ворота в этот промежуток времени закрыты, чтобы сотрудники удаленно их открытии, нужно нажать на кнопку «buzzer» («звонок») рядом с воротами (при въезде и на выезде с моста).

Праздничные и выходные дни (летнее время):

  • с 5:00 до 21:00 можно ездить только по западному тротуару,
  • с 21:00 до 5:00 – только по восточному тротуару + та же процедура «ночной проезд».

Будние дни (зимнее или стандартное время):

все то же самое, только вместо 21:00 подставляйте 18:00, то есть автоматические ворота закрывают на три часа раньше, ситуация с западным и восточным тротуарами аналогичная.

Пешком

Отличный способ познакомиться с Голден-Гейт-Бридж поближе – прогуляться по нему и потоптать его собственными ногами. Доступ на мост открыт семь дней в неделю, но пешеходы допускаются только на восточный тротуар. В летнее время проход возможен с 5:00 до 21:00, в зимнее – с 5:00 до 18:30, в остальное время автоматические ворота закрыты.

При прогулке по мосту нужно соблюдать следующие пункты:

  • Стараться идти как можно ближе к краю моста со стороны воды и подальше от автомобилей;
  • Быть аккуратнее во избежание столкновения с велосипедистами;
  • Когда тротуар перегружен, ходить друг за другом, чтобы не занимать всю его ширину.

На туристическом автобусе

Способ для ленивых или торопящихся – воспользоваться предложениями туристических агентств и приобрести поездку на туристическом автобусе. Тур можно забронировать заранее онлайн, либо приобрести на набережной (Fisherman’s Wharf) или где-то в городе – вариантов множество.

Что запрещено?

Проезд по тротуарам моста на скутере или электровелосипеде (их можно только провезти через мост с выключенным мотором);

  • Проезд на роликах или скейтборде;
  • Не допускаются домашние животные.

Пожалуй, больше добавить нечего, со всем остальным вы справитесь сами.

*****

Приятного вам знакомства со знаменитым мостом, дорогие читатели!

Шеболдасик и Андрюсикс

Алькантарский мост (Испания)

Пересекая реку Тахо рядом с испанским городом Алькантара, мост Алькантара является шедевром древнего римского зодчества. Мост был построен между 104 и 106 годами нашей эры по приказу римского императора Траяна, который был удостоен триумфальной арки в центре моста и небольшого храма на одном конце. Мост Алькантара имел чрезвычайно  удачное стратегическое положение и в результате его довольно часто пытались уничтожить. Мавры уничтожили самую маленькую арку с одной стороны в 1543 году, в то время как вторая арка с другой стороны была повреждена испанцами в 18-м веке, чтобы остановить португальцев. Но несмотря на это, мост великолепно сохранился до нашего времени.

Архивы

Выберите месяц Февраль 2021 Декабрь 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Март 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Сентябрь 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Октябрь 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Ноябрь 2014 Июль 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011

Технические характеристики

Голден Гейт производил впечатление. Мастерство инженеров удивило всех. Стало понятно, каких трудов стоила эта работа.

Каждая опора достигала более 200 метров в высоту и состояла из отдельных частей.

Использовали более миллиона заклепок. По легенде, в каждую опору последней вбивали золотую заклепку, в знак гордости за проделанную работу.

Сооружение удерживают тросы с двух сторон. А канаты, в свою очередь, прикреплены к бетонным противовесам. Это обеспечивает устойчивость конструкции.

Длина, учитывая подходы, составляет 2737 метров. Долгое время сооружение обладало статусом длиннейшей висячей конструкции.

Оборудовано 6 трасс для транспорта, дополнительно обустроили дорожки для пешеходов и велосипедистов. Проезжая часть занимает 19 метров, для тротуаров отведено 3-метровое пространство, а общая ширина – 27 метров.

Строительство моста Золотые ворота

Много лет Сан-Франциско и округ Марин соединяло только паромное сообщение. Каждая автомобильная переправа занимала 17-20 минут и стоила 1 доллар. С годами спрос на них возрастал, а мощностей паромной компании не хватало. Остро встал вопрос о строительстве через залив автомобильного моста. Однако эта идея многим казалась просто сумасшествием из-за мощных ветров и течений в заливе, частых туманов, активного судоходства и глубокого залегания прочных пород.

Проектирование сооружения и финансирование

Несмотря на сложные условия для потенциального строительства, один смельчак и архитектор-энтузиаст все-таки нашелся.

«Отцом» Золотых ворот Сан-Франциско называют Джозефа Штрауса. Он разработал проект консольной конструкции и провел огромную работу по его продвижению среди населения, в административных кругах, а также в военном департаменте. Только благодаря усилиям Штрауса, который одновременно был архитектором, промоутером и менеджером, проект моста стал реальностью.

Разрешение на строительство Д. Штраус получил 11 августа 1930 года на условиях сотрудничества с инженерами и проектировщиками, которые имели больший опыт в мостостроительстве. Ими стали Лев Моисеев и Чарльз Эллис.

Они внесли весомый вклад в разработку конструкции, изменив ее с консольной на подвесную, найдя нужные инженерные решения для получения безопасного результата. Однако Д. Штраус никогда не признавал их заслуг, поэтому имен этих архитекторов нет даже на памятной табличке на южной башне моста в Сан-Франциско.

Определенная сложность заключалась в финансировании проекта. После внесения ряда изменений его окончательная стоимость составила 35 миллионов долларов. Найти спонсоров в те годы было практически невозможно, государство также не хотело ввязываться в сомнительный проект.

Решением стал выпуск облигаций на необходимую сумму. Залогом служили фермы, дома, коммерческая недвижимость сторонников Штрауса. Последняя облигация была погашена в 1971 году. Сумма выплаченных процентов составила почти 39 миллионов долларов.

Ход строительства

Строительство моста Золотые ворота началось 5 января 1933 года и почти сразу же рабочие столкнулись с трудностями. При возведении фундамента южной башни обнаружилась нестабильность грунта, поэтому ее вынесли на другое место. Работать в этой части залива получалось лишь во время отлива, когда отсутствовало мощное течение, а это около 20 минут в день.

В ноябре 1933 года рабочие приступили к возведению башни со стороны округа Марин. По различным данным они завершили его в июне или в ноябре 1934 года. В этом же году активно строились пирсы на обоих берегах залива. Башню со стороны Сан-Франциско возводили с января по июнь 1935 года.

18 ноября 1936 года две части подвесного пролета соединили ровно посередине моста. В этом же году рабочие монтировали систему тросов.

В середине апреля 1937 года была завершена укладка асфальта, а уже 27 мая состоялось торжественное открытие моста Золотые ворота в Сан-Франциско. В этот день по нему прошло около 200 000 пешеходов.

Меры безопасности в ходе работ

В период работы были приняты беспрецедентные меры безопасности. Когда в сфере мостостроительства на 1 миллион вложенных долларов приходилась смерть одного рабочего, Д. Штраус решил сделать все, чтобы минимизировать количество жертв на стройке.

  1. Был установлен категорический запрет на выполнение рискованных трюков и дурачества на рабочей площадке. За его нарушение следовало увольнение.
  2. Под угрозой увольнения рабочих обязали носить каски. Это были модифицированные шлемы горняков, над которыми поработал Эдвард Баллард.
  3. Рабочим выдавали защитные безбликовые очки и респираторные маски.
  4. Под висячей частью моста была натянута металлическая сетка, которая за время строительства удержала 19 рабочих, сорвавшихся с конструкций. Ее стоимость составила 130 000 долларов.

Определенную заботу проявил Штраус о состоянии здоровья рабочих. Им выдавали защитные кремы для рук и лица, разработали диету от головокружения на высоте и даже лечили похмелье капустным рассолом.

На пирсе был развернут мобильный пункт медицинской помощи. Несмотря на все принятые меры, за 4 года на стройке погибли 11 человек. Их имена увековечены на мемориальной доске на южной башне Золотого моста в Сан-Франциско.

Карлов мост (Чехия)

В 1357 году Карл IV поручил Петру Парлеру (архитектору Собора Святого Вита) заменить мост Джудит-Хевти 12-го века, который был смыт наводнениями в 1342 году.  Новый мост был завершен в 1390 году и назван Карловым мостом. 

Карлов мост украшен 30 статуями на парапетах с обеих сторон. Большинство из них были размещены там между 1706 и 1714 годами. Первый крест был поставлен на Карловом мосту в 14-м веке. Статуя Брунсквика была установлена ​​там до 1503 года, но сохранился только пьедестал. Его можно увидеть в Национальном музее, а на Карловом мосту есть реплика. Самая старая сохранившаяся статуя — святой Иоанн Непомуцкий с 1683 года, новейший — святой Кирилл и Мефодий с 1928 года. Несколько статуй были повреждены наводнениями в течение столетий. В основном они были размещены в другом месте, а реплики установлены на мосту.

Карлов мост — это самый знаменитый каменный готический мост в мире, он пересекает реку Влтава в Праге, Чешская Республика. Сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей в Праге с художниками, уличными музыкантами и другими лицедеями выступающими на этом мосту. 

Юбилей моста 1987

К годовщине моста, когда он был закрыт для движения, 24 мая 1987 года (воскресенье) на мосту одновременно находилось около 300 000 посетителей. Еще около 500 000 ждали на своих концах. Тротуар упал до 7 футов посередине. Дальнейший доступ был заблокирован. Согласно более поздней легенде, существовала опасность обрушения, и об этом сразу после этого заявил окружной политик Гэри Джакомини. Однако, по словам инженеров моста, такой опасности никогда не существовало. Мост был спроектирован так, чтобы выдерживать динамическую нагрузку в 4000 фунтов на фут, которая увеличилась до 5700 фунтов после капитального ремонта моста (более легкая стальная конструкция) в середине 1980-х годов. Однако, даже когда они стояли почти плечом к плечу, пешеходы несли бремя всего около 5400 фунтов (примерно вдвое больше, чем пробка). Кроме того, мост спроектирован таким образом, чтобы иметь коэффициент безопасности не менее 1,5, и нередки случаи, когда подвесные мосты такого размера перемещаются по тротуару на расстояние до 10 футов (конструкция должна иметь колебания до 16 футов по вертикали и 27 футов). ноги выдерживают горизонтально без необратимых повреждений) Повторение неограниченного прохода для пешеходов исключено по другим причинам, например, из-за возможной паники. В день годовщины наступил критический момент, когда потоки посетителей с обеих сторон встретились посередине, и люди поняли, что больше не могут двигаться вперед или назад. Они также обнаружили, что мост двигался естественным образом при ветре, дующем со скоростью около 40 миль в час, что доставляло некоторым людям дискомфорт.

Колоссальный результат

Строительство, наконец, закончилось. Сооружение получилось грандиозное. Джозеф Страусс построил мост с учетом последних разработок инженерной мысли и техники. Полная его длина над проливом Golden Gate составила 2737 метров. Длина центрального проема достигла размера в 1280 метров, общая ширина полотна составила 27 метров, из них по 1.5 метра с каждой стороны отводилось на пешеходные и велосипедные дорожки, остальное пространство занимала проезжая часть.

Огромный пролет обусловил и гигантскую высоту опорных столбов — 227 метров. Главные тросы, тянущиеся по обе стороны конструкции, имеют диаметр около метра. Через каждые 15 метров от них спускаются поддерживающие канаты, скрученные из стальной проволоки, покрытой цинком. Необходимая толщина тщательно рассчитывалась. В те времена не было мощных компьютеров, способных решить эту задачу за мгновение. Все расчеты проводились вручную и проверялись не один десяток раз.

Ирвинг Морроу, будучи ответственным за дизайн, внес предложение покрасить это чудо инженерной мысли в оранжевый цвет. Это решение было нестандартным. Традиционно мосты красили в черный или серый цвет, а чаще оставляли натуральную окраску конструкции. Еще одно предназначение краски — защита металла от коррозии. Морроу разработал и проект оригинального освещения. Опорные столбы должны были освещаться только снизу, создавая иллюзию бесконечности. Но именно этот вариант был реализован только во время ремонтных работ.

Мистический образ конструкции

Изумительный по красоте и величию мост между Сан-Франциско и Оклендом – по-настоящему мистический объект. Он приманивает самоубийц, начиная с момента строительства и бьет мировые рекорды по количеству случайных смертей.

Первый суицид на опорах Золотых Ворот был совершен через 2 недели после возведения последней балки и торжественного открытия. С 1937 и до 1990 года велась официальная статистика смертности на мосту, но, когда число сведших счеты с жизнью перевалило за 1000 человек, власти отказались от этой идеи. Сегодня неофициально насчитывается 1300 человек, прыгнувших в воды залива Голден Гейт – в среднем, это один прыжок раз в 2-3 недели. Наиболее «урожайным» считается 1995 год.

Удар о воду после падения с высоты в 67 м заканчивается в большинстве случаев смертью. Однако, некоторым потенциальным самоубийцам удалось выжить. Часть из них рассказывает невероятные истории. Они говорят, что и в мыслях не имели сводить счеты с жизнью, но оказавшись на мосту, поддавались сиюминутному наваждению и прыгали вниз.

Достоверных объяснений ситуации не существует. В разные годы специалисты по паранормальным событиям комментировали мистическое влияние моста по-разному. Две версии, наиболее прижившиеся у общественности:

  1. Опасное наваждение возникает у людей из-за недоброй ауры конструкции и вызвано ее формами.
  2. Виной всему трагедия, случившаяся незадолго до завершения строительства. Она унесла жизни 10 невинных монтажников, что определило судьбу моста и всех, на нем пребывающих.

За последние 20 лет существования Золотых Ворот тенденция к самоубийствам снизилась на треть. Ситуация улучшается, и есть основания полагать, что вскоре трагические смерти прекратятся вовсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector