Дворцовый мост

Наши рекомендации

1. Прочитать наш материал о том, где можно провести время после развода до открытия метро.

2. При большой толпе сильно выручают селфи-палки. Тротуар вдоль набережной, с которого вы будете фотографироваться на фоне моста, узенький, а людей по нему ходит много.

3. Если вам нужны очень-очень хорошие фотографии или видео, то из всей фототехники важнейшим из инструментов является штатив. Лучше забыть фотоаппарат, но вот штатив надо взять, потому что фотоаппарат еще можно у кого-то попросить, а штатив, скорее всего, нет.

4. По набережной и рядом с ней ездят бомбилы, готовые отвезти вас домой. Во-первых, чем дальше от мостов, тем они дешевле; во-вторых, официальное такси надежнее, безопаснее, а если и дороже, то ненамного.

5. Для любителей велосипедов – берите велосипед, если нет своего — есть велопрокат. Придется поматериться, пытаясь протиснуться сквозь толпу, зато (за счет мобильности двухколесного друга) можно увидеть развод сразу трех мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого.

6. Тем, кто хочет вот такую классическую фотографию из Санкт-Петербурга:

нужно занять место рядом с Дворцовым мостом на Английской набережной, около Адмиралтейства.

P.S.

Да, а как же, спросите вы, тот самый мост, на котором арт-группа «Война» написала слово, в котором первая буква – это вторая буква в слове «ухо», а вторая буква – это первая буква в слове «ухо», ну и так далее? Это Литейный мост, он тоже находится в центре – в двух километрах от Невского проспекта по Литейному. Правда, особой популярностью у туристов не пользуется. Но если что, разводится он в 01:40.

Иван Семенов

История

Предшественником нынешнего Дворцового моста, соединяющего стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и Зимний дворец, был плашкоутный мост. Как временная переправа над Невой он появился в 1856 году, но через некоторое время жители этого района Санкт-Петербурга и общественные деятели стали обращаться в Городскую Управу с просьбами о возведении постоянного сооружения над рекой.

Сначала эти просьбы оставались без внимания. В 1896 году плашкоутный мост из-за обустройства сквера у Зимнего дворца перенесли на 53 м ниже его месторасположения. И всё-таки в 1900 г. городские власти задумались о проектировке постоянного моста и даже объявили международный конкурс, победитель которого должен был получить право на проведение инженерных работ, связанных с сооружением будущей конструкции.

В процессе конкурсного отбора, проходившего в 1901 г., представители Городской Думы рассмотрели 27 проектов, однако ни один из них не смог произвести на них должного впечатления. Хотя среди них и выделялся один, достойный рассмотрения. Это был проект от фирмы «Батиньоль», который так и не стал основой для строительства Дворцового моста, ведь за его претворение в жизнь компания запросила около 5 млн рублей.

Правительство города не стало заключать столь дорогостоящий для бюджета договор, и конкурс продолжился и закончилось в 1909 г.. Его победителем стал Пшеницкий А.П. со своим проектом, работы по архитектурному оформлению моста были возложены на зодчего Мельцера Р.Ф.

Начало февраля 1911 г. ознаменовалось заключением договора на постройку моста между властями Санкт-Петербурга и Обществом Коломенских заводов, которое в те годы считалось самым крупнейшим объединением. Окончание строительства планировалось на середину октября 1913 г., но с началом войны 1914 г. работы по возведению моста пришлось приостановить. По этой причине мост был открыт намного позже – 23 декабря 1916 г. Спустя 20 лет конструкция чугунного Дворцового моста претерпела некоторые изменения – на смену его деревянным перилам пришли литые чугунные поручни с простым рисунком. Автором этих работ был Крестовский И.В.

В свое время менялось и название Дворцового моста. Так, с 1917 и до 1944 года он именовался как Республиканский, а затем строение вновь получило свое первоначальное название. За весь период своего существования сооружение лишь единожды подвергалось капитальному ремонту (1967 г.). А спустя десятилетие оно претерпело и некоторую реконструкцию, в процессе проведения которой на мосту появились новые фонари, настил и разводная конструкция также обновились. В 1994 г. с моста убрали трамвайные пути. Последние работы по улучшению моста проводились в 1997 г. под руководством Петрова Юрия.

О том, насколько гармоничным получился облик Дворцового моста, можно сказать следующее. При возведении столь масштабного сооружения необходимо было учитывать выдающиеся шедевры архитектуры Санкт-Петербурга находящиеся вокруг моста. Однако добиться полной гармонии мастерам так и не удалось. Причина их неудачи состояла в том, что в строительстве моста было задействовано большое количество лиц, имеющих разное мнение относительно вида возводимой переправы. Поэтому его конструкция наполовину закрывала вид на здания Биржи, Адмиралтейства и башни Кунсткамеры. Но, несмотря на эти недочеты, только опытному архитектору под силу заметить некоторый диссонанс в планировке моста и окружающих его зданий. Как бы там ни было, а расходящиеся в обе стороны крылья почти 8-тонной конструкции выглядят весьма эффектно, создавая подобие огромной арки. Дополнительную привлекательность Дворцовому мосту создает и художественная, люминесцентная подсветка (оснастили осенью 1997 года), благодаря которой мост выглядит очень помпезно.

На тот момент Дворцовый мост считался третьим по счету мостом, получившим подобное освещение. Примечательно и то, что при проведении праздничных массовых гуляний городские власти находят разведенным крыльям моста и другое применение – они превращают их в экраны для показа кинофильмов.

Достопримечательности рядом

Со стороны Адмиралтейского острова по одну сторону Невского проспекта можно увидеть Зимний дворец (Эрмитаж) и Александровскую колонну. За Эрмитажем, если пройти вдоль Невы, расположен Дворец Великого князя Владимира Александровича.

По другую сторону Невского проспекта стоит Адмиралтейство, а чуть дальше вдоль Невы — Медный всадник. За Медным всадником открывается вид на величественный Исаакиевский собор.

Со стороны Васильевского острова расположены Ростральная колонна, Кунсткамера и здание Биржи, а через Малую Неву открывается вид на Петропавловскую крепость, стоящую на Заячьем острове.

Интересные факты Перед тем, как открыть мост в 1916 году, его проверяли на прочность. Для этого на него одновременно въехало 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов.

С 1917 по 1944 год Дворцовый мост назывался Республиканским.

Мостостроители не используют выражение «свести мост», а говорят «навести пролёт».

В рамках международного арт-форума «graFFFest» в ночь с 17 на 18 августа 2012 года крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа служило гигантским экраном. Его площадь составила более 400 квадратных метров, сделав Дворцовый мост самым большим кинотеатром под открытым небом.

Дворцовый мост включен в реестр объектов культурного наследия РФ.

Конструкция

Мост пятипролётный металлический с разводным пролётом посередине. Постоянные пролёты перекрыты двухпролётными металлическими клепанными сквозными фермами балочно-неразрезной системы, с криволинейными поясами. Масса стальных конструкций 7770 т (в том числе 2800 т — противовесы разводной части моста).

Длина моста 250 м (255,05 м), ширина моста между перилами 27,73 м, из них ширина проезжей части — 22,0 м (3 полосы для движения транспорта в каждом направлении) и два тротуара по 2,85 м. Схема разбивки на пролёты: (38,63 + 47,12) + (9,20 + 58,60 + 9,20) + (47,12 + 38,63) м. Судоходный габарит 22,0 × 6,3 (30,00) м.

Стационарные пролётные строения — двухпролётные металлические клепанные сквозные фермы балочно-неразрезной системы — 38,63 + 47,12 м.
В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с криволинейным нижним поясом. Сечение поясов коробчатое, раскосов и стоек двутавровое. Расстояние между главными фермами — 3,6 м. Все фермы попарно объединены поперечными балками и ветровыми связями. Проезжая часть и тротуары выполнена в виде металлического настила (лотковое железо), прикреплённого к верхним поясам ферм и поперечным балкам, поверх которого уложен слой бетона и покрытие проезжей части.

Один из разводящих моторов

Разводной пролёт — двукрылый, раскрывающейся системы с шарнирно прикреплённым противовесом и с неподвижной осью вращения, с электромеханическим приводом и отверстием в свету 56,6 м. В наведённом положении пролетное строение работает по схеме трёхшарнирной арки. Каждое крыло разводного пролёта уравновешено системой противовесов, подвешенных к его нижней части на шарнирах по системе Штрауса. При разводке моста противовесы опускаются в колодцы опор, которые расположены на глубине до 6,0 м ниже ординара воды в Неве.
В поперечном сечении пролёт состоит из восьми главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом. Сечения элементов — Н-образные и коробчатые. В пределах длины крыла главные балки связаны между собой продольными и поперечными связями. Масса крыла — 700 т, масса противовесов — 1400 т.

Фундаменты левобережного устоя и всех промежуточных опор сооружены на кессонах, опущенных на глубину 23,5—25,89 м от ординара и заполненных камер-бетоном. Тело опор выше обреза кессонов — бетонная и железобетонная кладка с гранитной облицовкой чистой тёски.
Правобережный устой на деревянном свайном основании. Тело опоры выше обреза ростверка — бутовая кладка с гранитной облицовкой чистой тёски. На открылках правобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками облицованные гранитом.

Ограждение на стационарных пролётах — гранитное высотой 450 мм, на разводном пролёте — металлическое высотой 400 мм. Дорожное покрытие на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. Покрытие тротуаров на пролетных строениях мелкозернистый асфальтобетон. На пролетах моста установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными парапетами. Для освещения и контактной сети на мосту установлено 16 опор с архитектурным декором и 4 опоры контактной сети на разводном пролёте.

Строительство постоянного Дворцового моста

Необходимость в сооружении постоянной переправы возникла еще в 1880-х годах, но тогда Городская управа не решалась начать такое крупное и дорогостоящее мероприятие. Весной 1899 года старые плашкоуты, прослужившие более 40 лет, стали протекать и затонули, что ускорило принятие решения о строительстве.

В апреле 1901 года был объявлен конкурс на проектирование. В комиссию было представлено 27 работ, в том числе 13 эскизных проектов, созданных архитекторами Петербурга, но ни одна из работ не была одобрена.

Единственный проект, оцененный положительно, был выполнен французской фирмой «Батиньоль», но проектировщики запросила за него около 5 миллионов рублей. Договор на такую дорогостоящую работу комиссия заключать не стала и объявила второй тур конкурса, причем в Техническом задании были указаны новые условия:

  • Разводной пролет должен находиться в центре сооружения, а его ширина должна составлять не менее 42,67 метров
  • Мост должен соответствовать «красоте вблизи расположенных зданий»
  • Относительно конструктивного решения указывалось, что езда должна быть «по верху».

Участниками второго тура были многие известные русские архитекторы и инженеры, в том числе Андрей Пшеницкий и Леонтий Бенуа, Роберт Мельцер и Мариан Перетяткович. Победителем конкурса, завершившегося в 1909 году, стал проект архитектора Андрея Пшеницкого, а оформление сооружения было поручено архитектору и художнику Роберту Мельцеру.

5 февраля 1911 года был заключен договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому строительство должно было вестись с использованием только отечественных материалов, силами только русских рабочих и инженеров и закончиться к 15 ноября 1913 года.

Дворцовый мост был самым сложным с инженерной точки зрения. Его строительство началось в октябре 1911 года, однако, сдать мост в срок не представлялось возможным. Этому помешало наводнение, повредившее одну из строящихся опор, а также начавшаяся Первая Мировая война, на которую уходило много средств.

Только в конце 1916 года все инженерные конструкции были готовы. Их прочность проверили с помощью 34 грузовиков, наполненных грузом в 600 пудов в каждом. К этому времени были установлены лишь временные деревянные перила и деревянный настил, а оформление еще не было завершено. Несмотря на это 23 декабря Дворцовый мост, был открыт.

Мероприятие прошло достаточно скромно, поскольку шла война, а за неделю до этого убили Григория Распутина. Из всех приглашенных гостей на открытие пришла лишь десятая часть, не присутствовала ни царская семья, ни глава города.

Длина сооружения составила 260,1 метров, ширина — 27,75 метров, масса металлических пролётных конструкций — 4 868 тонн, противовесов — 2 800 тонн.

Несмотря на все усилия авторов проекта, полной гармонии им достичь не удалось. Дворцовый мост закрывает здания Биржи и Зоологического музея, Адмиралтейства и башню Кунсткамеры. Но лишь опытный архитектор сможет увидеть некоторый диссонанс в планировке сооружения и окружающих его зданий. Избежать этого, при низких берегах Невы и условии создания высокого пролета для судов, было невозможно.

За свою историю Дворцовый мост сменил свое название один раз: с 1917 по 1944 год он именовался Республиканским.

В 1939 году деревянные перила были заменены на чугунные с простым рисунком, изображающим советскую символику — герб и знамёна, пучки колосьев и пятиконечные звёзды. Авторы этой работы — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

117357

Ограда

В 1967 году переправу капитально отремонтировали, а через 10 лет прошла реконструкция сооружения, во время которой были заменены разводной механизм и настил, а также установлены новые фонари.

В 1997 году под руководством инженера Юрия Петрова Дворцовый мост был обновлен. 13 ноября того же года состоялась торжественная церемония открытия, во время которой на набережной был устроен фейерверк. О празднике известил пушечный залп с Петропавловской крепости, а на мосту в это время танцевали пары в старинных костюмах. Дворцовый мост стал третьим мостом, украшенным подсветкой, после Троицкого и Лейтенанта Шмидта.

Последняя реконструкция прошла в 2013 году, причем движение транспорта и пешеходов во время замены пришедших в негодность конструкций полностью не останавливалось.

Екатерина I

Ж.-М. Натье «Портрет Екатерины I»

23 декабря 1721 года Сенатом и Синодом она была  признана императрицей. Петр собственноручно возложил на ее голову корону, которая была великолепнее, чем корона царя. Это событие произошло в Успенском соборе московского кремля. Считается, что Петр собирался сделать Екатерину своей преемницей, но она завела себе любовника, Вилли Монса, и когда Петр об этом узнал, то приказал казнить Монса, а отношения его с Екатериной стали ухудшаться. Измена столь любимой им женщины  очень сильно подорвала его здоровье. Кроме того, теперь он не мог доверить ей престол, опасаясь за будущее того большого дела, которое он делал. Вскоре Петр заболел и слег окончательно. Екатерина все время находилась у постели умирающего мужа. Петр умер 28 января 1725 г., так и не назвав преемника.

На престол могли претендовать  малолетний внук Петр Алексеевич  (сын казненного царевича Алексея), дочь Елизавета и племянницы Петра. У Екатерины не было оснований на престол.

В день смерти Петра собрались сенаторы, члены Синода и генералитет (чиновники, принадлежащие к четырем первым классам табели о рангах), чтобы решить вопрос о престолонаследии. Князья  Голицын, Репнин, Долгоруков признавали  внука Петра I как прямого наследника мужского пола. Апраксин, Меньшиков и Толстой настаивали  на провозглашении правящей императрицей Екатерину Алексеевну.

Но неожиданно к утру в зал, где шло совещание, вошли гвардейские офицеры и ультимативно потребовали воцарения Екатерины.  На площади перед дворцом  выстроились под ружье два гвардейских полка, которые выражали барабанным боем поддержку императрице. Это прекратило спор. Екатерина была признана императрицей.

Наследником престола объявили внука Петра I по первому браку, сына царевича Алексея, великого князя Петра Алексеевича.

Так была возведена на престол под именем Екатерины I женщина-иноземка, простого происхождения, ставшая женой царя на весьма сомнительных законных основаниях.

Историк С. Соловьев писал, что «знаменитая ливонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правление. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею».

История появления моста

Многие гости города признают, что все исторические объекты Санкт-Петербурга произвели на них неизгладимое путешествие. И если им доведется опять здесь побывать, то они с удовольствием пройдутся по Дворцовому мосту, а вечером опять станут свидетелями как его разводят: очень эффектно смотрятся разведенные величественные крылья двух половинок на фоне шпиля не менее популярной Петропавловской крепости.

Появился на свет Дворцовый мост в Питере 1916-го года. Был построен по проекту Герарда, местного инженера. Инициатором создание моста являлся биржевой комитет Санкт-Петербурга. Они высказали предположение, что если перенести наплавной Исаакиевский мост к лодочной переправе вблизи Зимнего дворца, то так будет на много удобнее сообщаться разным частям города.

В XIX веке к Зимнему дворцу доставили понтонный Исаакиевский мост, он служил в качестве переправы с Сенатской площади на Университетскую набережную. Был произведен небольшой косметический ремонт, наплавной мост сразу сделали разводным, а имя ему дали – Дворцовый, так как Зимний дворец был совсем недалеко. Это был 1853 год. Спустя несколько лет, в 1897 году, когда архитектуру города меняли, и недалеко от Зимнего дворца разбили сад, мост опять перенесли, но всего лишь на 53 метра.

Однако власть имущие города были недовольны: ведь у этого моста функции были не только связать два берега Невы, но показать, насколько крепки связи между представителями власти, заседающими в Зимнем дворце, и предпринимателями. Нужно было создать переправу мощную, надежную и величественную. Более того, была бы решена проблема, как облегчить переход с Васильевского острова.

Дело в том, что в те времена невдалеке размещались Биржа и многие солидные учреждения, в том числе принадлежащие Торговому порту, – организации, игравшей значительную роль в жизни города. И только у Эрмитажа размещалась лодочная переправа, которая не справлялась со своими задачами в полной мере.

Потому представители биржевого комитета были вынуждены поднять вопрос об удобном движении. Поэтому они подали прошению государю Николаю I рассмотреть вопрос о строительстве моста в данном месте. Был тогда 1853 год. Вначале появилось инженерное сооружение, возводимое по проекту инженера И. К. Герарда. Благодаря этому проблема движения между Дворцовым проездом и Биржевой площадью была решена положительно.

Дворцовый мост большое количество раз перестраивали, основательно переделав. Но все же в 1900 году было принято окончательное решение: должен появиться капитальный мост. Для этого были выделены средства для разработки и постройки инженерного сооружения.

На следующий год, в апреле, объявили соответствующий конкурс. Судьи-эксперты, а это были известные инженеры-мостовики, профессора архитектуры, долго не могли выбрать достойных кандидатов, потому продлился конкурс до мая 2014 года. Победил в конечном итоге проектная программа, выдвинутая обществом «Батиньоль»: с 5 симметричными пролетами, в центре с разводным, фермами консольно-балочного типа.

Но война с Японией, революционные события отсрочили воздвижение моста.Начались работы в 1912 году, проектировал мост А.П. Пшеницкий. К сожалению, вначале из-за задержки строительных материалов, а затем из-за кровавых событий 1914 года пришлось временно работы прекратить: началась война, и финансовые отчисления понадобились совсем другому министерству.

Но все же идея была реализована, и в 1916 году, 23 декабря, произошло хоть и скромное, как свидетельствуют исторические документы, но значимое событие – новое движение было открыто, сопровождаемое небольшим торжеством, и теперь все жители и гости города смогли пользоваться достойной переправой.

Правда, декорировать мост так и не закончили, так он и остался без художественных изысков, настил уложили из дерева, а перила установили временные, тоже деревянные. На чугунные их заменили спустя время. Но все же он функционировал к удовольствию всех.

Поцелуев мост – прекрасная легенда для влюблённых

Больше всего мифов и легенд сложено о возникновении романтического названия – Поцелуев мост. По одним преданиям, здесь прощались влюблённые, когда граница города проходила через этот мост. По другим преданиям – здесь прощались с родными заключённые, отправляясь в тюрьму. Как бы там ни было, нынешние влюблённые свято верят в то, что поцелуй на этом мосту сулит обязательную встречу и счастливую жизнь.

   

Поцелуев мост.
Открытка XIX в

 

Поцелуев мост.
Открытка нач. XX в

 

Поцелуев мост через реку
Мойку в Санкт-Петербурге. 
Открытка 1914 г

У молодожёнов есть обычай – обязательно посетить Поцелуев мост в день свадьбы. Предания гласят, что если начать поцелуй на одном берегу, а закончить его на другом, то долгая совместная жизнь обеспечена. Кроме этого, прогуляться по этому мосту одно удовольствие: с него открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор.

«Поцелуев мост» на Яндекс.Фотках

Доехать можно на метро до станции «Садовая», далее – идти пешком на улицу Глинки. Улица Глинки заканчивается возле реки Мойки и выходит на Поцелуев мост. Путешествуя по красивейшему городу на Неве, двум влюбленным обязательно следует найти немного времени и посетить этот знаменитую достопримечательность.

Если у вас есть вопросы и заявки, оставляйте их пожалуйста в гостевой. Будьте корректны и объектывны, заранее Вам признательны.

Иоанновский мост

Иоанновский мост обязан своим попаданием в этот рейтинг своей истории и зайцу. Вот так

Обойти этот мост вниманием невозможно, ведь с него началась история мостов Северной Венеции: город начался с Петропавловской крепости, и первый городской мост, названный Петровским, соединял Заячий остров с Петроградским островом (тогда — Городовом). Иоанновским он стал в 1738 году по названию Иоанновских ворот одноименного равелина, от которых он и начинается

На свае рядом с мостом стоит фигурка зайца, в которую все, пришедшие на остров, пытаются попасть монеткой. Если монетка удержится на свае — загадываем желание. По неофициальной версии все зайцы Заячьего острова напоминают о спасшихся от наводнения зверюшках.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге — это сердце города. Ее архитектурный ансамбль сложился не сразу. Современный Зимний дворец уже пятый по счету: первый был построен при Петре I в 1705 году, нынешний пятый в 1762 году. Здание Главного Штаба было построено в 1829 году, Александровская колонна в 1834 году. Завершающим звеном стало здание штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Дворцовая площадь, вид сверху

Несколько фактов о Дворцовой площади:

  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге более чем в два раза превышает Красную площадь в Москве.
  • Свое название площадь получила из-за Зимнего дворца, расположенного на ней.
  • Во времена Анны Иоанновны на месте площади расстилался большой Адмиралтейский луг, где императрица любила охотиться на зайцев. Здесь устраивались народные гулянья с фейерверками.
  • При императрице Елизавете часть Адмиралтейского луга была засеяна овсом, а в другой части паслись коровы Елизаветы. Луг оставался местом проведения празднеств и гуляний.
  • Адмиралтейский луг постепенно начал превращаться в Дворцовую площадь под влиянием архитектора Растрелли, возводивший роскошный Зимний дворец.
  • Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге является местом трагических событий 9 января 1905 года, получивших название «Кровавое воскресение». Здесь были убиты и ранены царскими войсками мирные демонстранты и случайные прохожие.
  • Здесь в 1914 году Николай II объявил о начале войны с Германией.
  • В 1918 году на Дворцовой площади был убит революционер и председатель Петроградской ЧК Урицкий Моисей Соломонович. В этом же году в честь него площадь была переименована в площадь Урицкого. Только в 1944 году площади вернули прежнее название.
  • В царское время на Дворцовой площади проводились военные смотры и парады, в советское время — демонстрации и военные парады, в наше время — различные массовые мероприятия, концерты и празднования.
  • Часть площади замощена брусчаткой.
  • Дворцовая площадь в настоящее время пешеходная. По ней можно покататься только в карете или экипаже.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector