Триумфальная арка тита в риме

Путеводитель и маршруты по Риму

Пришло время составить небольшой путеводитель. Я сгруппировала все основные достопримечательности с названиями, которые расположены рядом друг с другом. Получилась карта Рима с достопримечательностями на русском. Группы отличаются по цветам, каждый цвет — отдельный маршрут.

1 день в Риме

Если вдруг у вас всего лишь один день, то и его можно использовать продуктивно. Можно успеть увидеть большую часть главных достопримечательностей если есть возможность гулять с утра до вечера. Постройте маршрут следующим образом:

  • Колизей, Форум, Капитолий (Витториано, Капитолийский дворец и площадь Венеции) — находятся в шаговой доступности
  • Собор Святого Петра, улица Примирения, замок Святого Ангела, набережная и мосты через Тибр (мост святого Ангела, мост Виктора Эммануила 2) — все эти объекты расположены практически в одном месте
  • Пантеон, площадь Навона, фонтан Треви, площадь Испании (на расстоянии, нужно будет ходить)

Вот эти три локации стоит посмотреть, если выбирать лучшие места. Я бы назвала их ТОП 10 достопримечательностей Рима. Вы можете утром отправиться на Колизей и Форум, после обеда прогуляться по центру, посетив Пантеон и Треви, а вечером поехать в Ватикан. Или наоборот утром в Ватикан, а вечером на Колизей чтобы посмотреть подсветку.

Маршруты

Другие группы достопримечательностей, которые можно посмотреть за 2-3 дня:

  • холм Пинчо: пьяцца дель Пополо, смотровая на Пинчо, вилла Медичи, вилла Боргезе
  • холм Авентин: Трастевере, смотровая на Джаниколо, Авентинская замочная скважина, Ботанический сад, апельсиновые сады
  • Тиберина, Уста истины, Бычий Форум, театр Марцела
  • Аппиева дорога, катакомбы, можно заехать в термы Каракаллы

Как видите, проще разделить локации по холмам, так проще будет посмотреть их самостоятельно. Этот список достопримечательностей Рима не включает все известные и святые места, т.к. их очень много.

Есть также относительно современные места, которые можно посмотреть, но о которых я не упомянула. Например, Дворец итальянской цивилизации (его еще называют Квадратным Колизеем) спроектированный в 1937 году. Вы могли видеть его в фильме Эквилибриум. Или церковь 21 века Дио-Падре-Мизерикордозо архитектура которой основана на образе корабля с надутыми парусами.

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Как арка выглядела до реставрации, в период Средневековья

В период Средневековья многие памятники Древнего Рима пострадали или были попросту разрушены. Период процветания великой империи сменился на мрак, который окутывал Рим почти 1000 лет. Арка Тита перестала быть символом триумфа правителя самого большого мегаполиса Древнего мира и превратилась в бесформенное сооружение.

В XI в. влиятельная римская семья Франжипани (Frangipani) включила арку в построенную ими крепостную стену, повредив колонны и художественные рельефы.

Гравюра Пиранези (Piranesi), картины Каналетто (Kanaletto) и Паннини (Pannini) запечатлели городской пейзаж 40-х годов XVIII в., где Арка Тита занимает центральное место.

В XVI в. при понтификате Павла II и Сикста IV древнеримский монумент был включён в структуру церкви святой Франчески Римской (Santa Francesca Romana), известной ранее как Santa Maria Nova. Церковь сохранила арку именно потому, что она олицетворяла истребление евреев и разрушение Иерусалима, которые приветствовались христианами того времени.

Архитектура Триумфальной арки Константина

Трехарочное сооружение, перекрытое аттиком, имеет важное архитектурно-историческое значение. Его основная часть выполнена из мраморных блоков, а аттик — возведен из кирпича и облицован

Аттик — завершающий элемент триумфальной арки, расположенный над венчающим строение карнизом. Стенка выполняла декоративные и защитные функции, часто декорировалась рельефными изображениями, надписями, скульптурными композициями и квадригой.

Боковые поверхности и фасады арки Константина украшены барельефами, на которых запечатлены эпизоды двухсотлетней истории Римской империи. Фигуры высекали из мрамора разного качества, но многие детали были заимствованы с других монументальных объектов. Объяснений этому несколько, начиная с короткого периода строительства и утраты навыков в оформлении монументальных изваяний, заканчивая мнением о желании причислить Константина к числу «пяти хороших императоров» из династии Антониев.

Северный фасад,  Сергей Архипкин

  • Высота арки с аттиком — 21 м.
  • Высота центрального свода — 11,45 м.
  • Высота боковых сводов — 7,4 м.
  • Глубина — 7,4 м.
  • Общая ширина — около 26 м.
  • Ширина центрального пролета — 6,5 м.
  • Ширина боковых пролетов — 3,4 м.

Колизей

Колизей (от colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине «Вид Рима. Колизей». На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима. 

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. 

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей — его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей. 

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Триумфальная арка Тита.

Поднимаясь по мощеной улице Сакра (Via Sacra) от Колизея к Римскому форуму, нашему взору открывается триумфальная арка Тита. Это самая старшая арка из всей троицы. Она была возведена по приказу императора Домициана в 81 г.н.э. в честь своего старшего брата и предшественника  императора Тита (после его смерти), в память о его победе над иудеями в 70 году.

           Арка имеет один пролет, строгий фасад и более скромные размеры по отношению к арке Константина и Септимия Севера.
Строительным материалом является пентелийский мрамор, привезенный с Аттики. Декором арки послужили полуколонны композитного ордера (архитектурный ордер, представляющий слияние элементов коринфского и ионического ордеров, а именно орнамента в виде листьев аканта и валюты (завитка). В углах возле пролета изображены четыре крылатые Виктории — богини победы.

Внутри пролета (по бокам) два барельефа. На одном из них изображается торжественное шествие римлян с трофеями, захваченными в Иерусалиме, на другом император Тит, управляющий квадригой (двухколесная колесница, запряженная четырьмя конями). На вершине арки была расположена статуя Тита на квадриге (для примера: квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве), но до наших дней она не сохранилась.

              Над пролетом в аттике высечена надпись на латыни: «Сенат и люди Рима посвящают эту арку божественному Титу Веспасиану Августу, сына божественного Веспасиана».
В средние века триумфальная арка Тита вошла в крепостную постройку, из-за чего в дальнейшем была частично разрушена, но при папе Пие VII в 1821 году Джузеппе Валадье (итальянский архитектор, археолог, реставратор) проводит реставрацию арки, где воссозданные элементы воплощаются в травертине, а не в мраморе. На другой стороне на аттике появляется новая надпись: «Этот монумент, замечательный с позиции как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».

Какому событию посвящена?

Однопролётная арка, посвящённая триумфу Тита, была возведена уже после смерти императора по указанию Домициана (Titus Flavius Domitianus) – последнего представителя династии Флавиев. Победа римлян в Первой Иудейской войне стала важным событием в истории Древнего Рима, а отголоски её моральной стороны сохранились и в настоящее время.

Восстание евреев против римлян вспыхнуло в Иудее (землях Израиля) в 65 г. На его подавление в 67 г. направилась многотысячная армия во главе с Веспасианом (Titus Flavius Vespasianus), рядом с которым сражался и его старший сын Тит. После того как в 69 г. Веспасиан вернулся в Рим чтобы стать императором, Тит остался, чтобы завоевать Иерусалим и положить конец войне в Иудее.

Долгая осада, начавшаяся в марте 70 г., закончилась в июле сожжением Храма Ирода (Второй Иерусалимский Храм), резнёй евреев и полным разрушением города; осталась нетронутой только знаменитая Стена Плача.

Война принесла одной стороне унижение и многотысячные жертвы, а другой трофеи и славу. Тит с триумфом вернулся в Рим, где выставил для обозрения народом около 700 пленных и вывезенные богатые убранства Храма Ирода.

Не все сыновья Израиля были казнены; еврейские рабы были использованы при возведении Колизея, а часть из них основали первую диаспору.

Особенности Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме. Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».

Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение. Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.

Возможно Вас заинтересует:

По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия. Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует). Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума.

В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана. Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения.

На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.

Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов. Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения. Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «константиновские» выглядят значительно проще.

Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Интересные и красивые места Рима

Эти локации официально не относятся к достопримечательностям, но представляют определенный интерес для туриста и их лучше посмотреть самостоятельно.

Трастевере

Трастевере — симпатичный райончик за рекой (trans Tiberim так и переводится — за Тибром). Раньше здесь проживала богема, да и сейчас район считается престижным. Он очень уютный со своими маленькими средневековыми улицами, хорошими ресторанами, имеет два красивых храма. В Трастевере можно устроить отличную фотосессию или зайти на блошиный рынок.

Но большинство туристов приезжают на Трастевере из-за красивых видов. В этом районе располагается холм Яникул, откуда открывается отличный вид на Рим, а смотровых площадок на город не так уж много. Яникул (второе название Джаниколо — Mons Janiculus) имеет несколько обзорных точек:

  1. Остановка и улица Passeggiata del Gianicolo
  2. Небольшая смотровая у маяка — Piazzale del Faro
  3. Площадка Джузеппе Гарибальди — Terrazza del Gianicolo

Лучше всего добраться на самый верх (можно доехать на автобусе), а оттуда идти вниз. Также на холме находится Ботанический сад, где можно гулять и любоваться на средиземноморские растения (учитывайте, что он закрыт по воскресеньям).

Авентинская замочная скважина

Про это известное место вы наверняка знаете. Посмотрев в эту замочную скважину вы одновременно увидите три государства: Ватикан, Италию и Мальтийский орден. Про последнее вы возможно слышите в первый раз. Мальтийский орден считает себя отдельным государством, но официально он признан только государствоподобным образованием.

Но вернемся к замочной скважине. Она находится на площади Кавальери на Авентинском холме в двери резиденции Мальтийского ордена (Villa dei Cavalieri). Не заметить ее невозможно — обычно к скважине выстраивается очередь, к тому же ее охраняет полиция. Что можно увидеть? Купол собора святого Петра (Ватикан), кусочек земли Мальтийского ордена и Рим (Италия) между первым и вторым участками.

Апельсиновые сады

На холме Авентин есть еще что посмотреть в Риме. На его вершине расположен чудесный апельсиновый сад с видом на город. Кстати, отсюда тоже видно три страны, как и в случае с замочной скважиной, при этом не нужно стоять в очереди. Интересно, что апельсины здесь не съедобные (горькие и мелкие), а вот сами деревья роскошные и высокие — создают тень и прохладу. У входа в сад старинный фонтан-маска по типу как Уста истины, а в центре аллея итальянского актера Нино Манфреди. Найти сады можно по адресу Via di Santa Sabina.

Вилла Медичи

Медичи — богатая и влиятельная итальянская семья, члены которой были известными меценатами и политиками. В 1576 году Фердинанд Медичи приобрел землю на холме Пинчо и построил там виллу. Он был коллекционером, поэтому вилла стала местом хранения многих произведений искусства.

Сама вилла выстроена со вкусом, украшена барельефами и статуями, на стенах внутри фрески 16 века. Но более всего вилла известна своими садами. Сады Медичи были устроены с размахом — 7 гектаров деревьев и клумб с фонтанами и скульптурными группами на вершине холма. Ради такой красоты и приезжают сюда туристы.

Род Медичи прервался в 1737, и в начале 19 века вилла была передана Французской академии искусств. Мы на виллу не поехали, но при желании ее посещение можно совместить с посещением пьяцца Испания или Пинчо.

Квартал Коппеде

В районе Триесте расположен интересный квартал Коппеде, обустроенный в 1927 году. Он совершенно не похож на привычную Италию, и считается более современным. Из-за этого его сравнивают как с красивой сказкой, так и с фильмом ужасов. Архитектура квартала действительно необычная: от форм домов до их украшения. Это понятно даже из названий:

  • дворец Паука
  • домик Фей
  • фонтан Лягушек
  • Мавританская арка

В общем, если вы устали от древностей — то вам сюда. Правда добираться не очень удобно, квартал лежит немного в стороне от центра.

Фонтан черепах

На пьяцца Маттеи есть интересный фонтан 16 века. Он множество раз переделывался и видоизменялся — в разное время по очереди и вместе фонтан украшали черепахи, дельфины и обнаженные юноши.

Триумфальная арка Септимия Севера.

Возведена арка в 203-205 г.н.э. в честь побед, одержанных Септимием Севером над парфянами в 195 и 197 гг. Находится сооружение на северо — востоке Римского Форума, между Курией и храмом Сатурна.

         Арка имеет три пролета, из которых центральный, по ширине и высоте, превосходит крайние пролеты. Все три пролета соединены между собой двумя арочными проходами меньших размеров. Строительный материал: кирпич, травертин и мраморные плиты. Арка частично пустотелая, так как в ней находятся лестницы ведущие в комнаты, которые находятся внутри аттики.
Римские монеты с изображением триумфальной арки говорят нам о том, что на ней находилась квадрига с императором Септимия Севера, Каракаллы и Геты (сыновей императора).
Украшают фасад арки восемь выступающих колонн (по четыре с каждой стороны), стоящие на плитах с барельефами изображающими римских солдат и пленных парфян. Колонны выполнены в композитном ордере. Над главным пролетом (в его пазухах) изображены Виктории, летящие над Гениями Времен года, а в пазухах боковых арок речные божества. Чуть выше находится фриз с триумфальным шествием императоров. Над боковыми арками помещены четыре панели, где представлены наиболее значимые сражения с парфянами. В замках (пирамидальный или клинообразный элемент кладки в вершине свода) арочных сводов прикреплены два изображения Марса (бога войны) в центральной арке и по два мужских и женских персонажа в боковых арках, из которых можно узнать фигуру Геркулеса.

        На аттике с двух сторон выбит текст в честь Септимия Севера и Каракаллы: «Императору Цезарю Луцию Септимию Северу, сыну Марка, Пию, Пертинаксу, Августу, Отцу отечества, Парфянскому, Аравийскому и Адиабенскому Парфянскому, Великому Понтифику, одиннадцать раз ставшему народным трибуном, провозглашенному в одиннадцатый раз Императором, трижды консулу, проконсулу и императору Цезарю Марку Аврелию Антонину, сыну Луция, Августу, Пию, Феликсу, шесть раз ставшему народным трибуном, консулу, проконсулу, Отцу отечества, наилучшим и наимогущественным властителям за спасение государства и расширение владения римского народа, и за их выдающиеся заслуги на родине и вне её — сенат и римский народ».

Что посмотреть

Триумфальная арка императора Тита — сооружение высотой 15,4 метра из белого пентельского мрамора и травертина. Изначально она была полностью мраморной, но при реставрации в 19-м веке Валадье сделал восстановленные детали травертиновыми, и сейчас можно различать, какие элементы сохранились спустя 2 000 лет, а какие появились относительно недавно. Хотя в целом этот памятник Древнего Рима выглядит практически так же, как и в год постройки.


Чертеж арки

Если посмотреть на монумент издалека, внешне он лаконичен и строг, а единственным украшением являются только полуколонны в стиле композитного ордера и четыре крылатых богини Виктории. Но его особенность в том, что главное видно изнутри! Заходя в пролет, стоит лишь поднять голову — и взгляду откроются роскошные барельефы, которые рассказывают о военных подвигах древнеримского императора. На двух рельефах справа и слева можно увидеть разрушенный Иерусалимский храм и шествие легионеров с трофеями. А на самом верху император Тит возносится на орле — это символизирует его обожествление.


Барельефы и свод сооружения

Интересно: среди трофеев, изображенных на барельефах, хорошо виден знаменитый семисвечник или золотая Менора — библейский символ иудаизма. Согласно Библии, он украшал походный храм евреев во время их скитаний с Моисеем по пустыне.


Барельеф с добытым римлянами в Иерусалиме трофеем — золотой Менорой (библейский символ иудаизма)

Самым интересным является восточный фасад. Здесь хорошо сохранился резной фриз с изображением парадного шествия Флавия: солдат, захваченных пленников и животных, предназначенных для жертвоприношений. Правда, ввиду немалых размеров арки, снизу фриз непросто рассмотреть, однако сразу заметна вырезанная в камне надпись. Она гласит, что этот монумент римляне посвятили Титу, сыну Веспасиана.


Барельеф с триумфальным шествием Тита


Фото надписи, которая гласит, что монумент посвящен Титу, сыну Веспасиана

Западный фасад тоже украшает надпись, но более поздняя, появившаяся уже при реставрации в 1821 году. Там написано, что древний памятник Рима отремонтировали по указу папы Пия VII.

Архитектура

Арка включает в себя три пролета: самым крупным является центральный (11,5 метров в высоту), с боковых частей располагаются порталы меньших размеров. В высоту сооружение достигает 21 метра, ширина составляет 25,7 метров.

Фото: Sergej Borzov / Shutterstock.com

При строительстве использовались главным образом мраморные блоки. Аттик, находящийся в верхней части, изготовлен из кирпича, но имеет мраморную облицовку.

Сполии

Скульптурные и рельефные элементы, представленные в оформлении арки, перенесены из более старинных монументов. Таким образом, арка сочетает целый ряд античных фрагментов.

Это так называемые сполии (spolia), характерные для позднего античного времени и Средневековья. Декоративные элементы древних памятников выламывали и применяли для возведения новых сооружений.

С чем связано использование в Триумфальной арке сполий? Одни объясняют это упадком древнеримского искусства в 4 веке — хотя на настоящий момент данная версия является очень спорной.

Другие склоняются к мнению, что создавать новые элементы декора было просто некогда: арку поручено было возвести всего за три года.

По иной версии, создатели стремились поставить Константина в один ряд с Траяном, Адрианом и Марком Аврелием. Тем самым они намеревались утвердить положительный образ императора.

Аттик и барельефы

В верхней части арки можно увидеть восемь барельефов. Они были перенесены с монумента, созданного в период правления Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus) во 2 веке нашей эры.

Изображения посвящены сражениям Марка Аврелия против квадов (Quadi) и маркоманнов (Marcomanni) – древнегерманских племен.

Что означают барельефы на южной стороне:

  • представление побежденного германского вождя перед императором;
  • другие германские пленники;
  • обращение императора к армии;
  • жертвоприношение на поле сражения.

На северной стороне изображены другие сцены с императором:

  • возвращение из военной кампании;
  • покидание Рима по Фламиниевой дороге (Via Flaminia);
  • дарение денег горожанам;
  • допрос взятого в плен германца.

Каменные плиты, имеющие форму прямоугольника, изготовлены в высоту примерно три метра.

Медальоны

Непосредственно над боковыми пролетами находятся по два медальона или тондо (tondo). Их создание относится к эпохе императора Адриана (Publius Aelius Traianus Hadrianus). Диаметр каждого тондо составляет два метра.

Примечательно, что голову Адриана в рельефах охоты заменили на голову Константина, а в изображениях о жертвоприношениях – на головы императоров Констанция I Хлора (Flavius Valerius Constantius) и Флавия Лициния (Flavius Licinius).

Что изображено на медальонах с северной стороны:

  • сцена охоты на вепря;
  • обряд жертвоприношения Аполлону;
  • эпизод охоты на льва;
  • сцена жертвоприношения Геркулесу.

Рельефы с южной стороны содержат следующие повествования:

  • отправление на охоту;
  • обряд жертвоприношения Сильвану;
  • эпизод охоты на медведя;
  • сцена жертвоприношения Диане.

Боковые стороны монумента декорированы другими изображениями: в восточной части можно увидеть рельеф бога Солнца, в западной части — бога Луны.

Фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock.com

Рельефный фриз

Между медальонами и началом боковых арок располагается горизонтальный рельефный фриз, изготовленный в эпоху Константина. Он посвящен теме похода императора против Максенция.

Рассматривать рельеф нужно с восточный части: сначала Константин отправляется из Милана, затем изображаются сцены из военного похода. Далее рассказывается о возвращении правителя в Рим, его выступлении перед горожанами и даровании им денег.

Колонны

При взгляде на арку привлекают внимание колонны коринфского ордера: по четыре с каждый стороны. Занимают основной ярус сооружения, завершаясь перед аттиком

Изготовлены из желтого мрамора, добытого в Нумидии (Numidia) — области, существовавшей в Северной Африке.

В основании колонны декорированы рельефами, относящимися к периоду правления Константина:

  • с лицевой стороны можно увидеть изображение Виктории;
  • с боковых частей — военных Древнего Рима и их пленных.

Каждая колонна увенчана статуями даков (Daci), которые относились к племенам фракийцев. В боковых частях аттика располагаются рельефные изображения, означающие победу над даками.

Считается, что эти скульптуры изначально находились на форуме Марка Траяна (Marcus Ulpius Nerva Traianus).

Мраморная арка – история строительства

Мраморная арка (Marble Arch) открыта в 1833 г. Ее возвели в честь триумфальной победы Великобритании и союзников по Седьмой коалиции над Наполеоном в битве при Ватерлоо. Своим названием постройка обязана материалу облицовки – белому каррарскому мрамору. В изготовлении отдельных элементов декора использован мрамор из карьеров итальянского городка Серавецца (Seravezza).

При создании проекта архитектор Джон Нэш (John Nash) вдохновлялся Триумфальной аркой Константина, что стоит на площади (Piazza del Colosseo) рядом с Колизеем в Риме. Сравнивая оба памятника архитектуры, мы увидим трехарочную структуру с увеличенным центральным пролетом, четыре ионические колонны-пилястры на прямоугольных основаниях и отчетливо выраженный аттиковый этаж.

Архитектурные заимствования: Триумфальная арка Константина в Риме (315 г.) и Мраморная арка в Лондоне (1828 г.)

На сохранившихся эскизах видно, что экстерьер арки задумывался более пышным. Первоначальный проект включал барельефы на аттиковых панелях, с изображением легендарных побед британского оружия на земле и на море. Венчать арку должна была бронзовая статуя короля Георга IV на коне. Всадник стоял на четырехугольном постаменте, окруженном горельефами. На углах постамента четыре скульптуры крылатой богини победы Ники с лавровым венком в правой руке. В центре композиции прямо под конной статуей восседал Посейдон с трезубцем и щитом. По бокам от бога морей геральдические звери – лев и единорог – символы государственной власти Великобритании. На вершине каждой из четырех колонн, разделяющих секции арки, стояли статуи четырех британских полководцев.

Макет оригинальной Мраморной арки из музея королевы Виктории и принца Альберта

Возведение арки началось в 1827-м, но через три года приостановилось из-за смерти короля Георга IV. Его преемник Вильгельм IV сократил смету. Батальные сцены остались на бумаге. Готовые части фриза использовали при оформлении Букингемского дворца. Рельефная карта Евразии стала экспонатом Национальной галереи. А уже отлитая статуя британского монарха заняла отдельный постамент на Трафальгарской площади.

Строительство завершилось в 1833-м. Изначально арка стояла перед Букингемским дворцом и служила парадными воротами в резиденцию британских монархов.

Мраморная арка на своем первоначальном месте перед въездом в Букингемский дворец. Рисунок 1840 года

Через несколько лет итальянский мрамор потемнел от угольного дыма и постоянной влаги. В 1847 году лондонский журнал Шарп (Sharpe) сравнивал Мраморную арку с «обесцвеченным от дыма и сырости сахарным домиком в витрине кондитерского магазина».

Королева Виктория первой среди британских монархов официально объявила своей резиденцией в Букингемский дворец. После чего началось его расширение и строительство нового флигеля. С 1847 по 1851-й арку демонтировали и построили заново в северо-восточном углу Гайд-парка.

Теперь она стоит на пешеходном островке, и рассмотреть достопримечательность поближе туристам мешает оживленный трафик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector