Топловский женский монастырь: самый известный и посещаемый в крыму

Как добраться

Если вы добираетесь «воздушным транспортом», то на расстоянии 50 метров от главного входа симферопольского аэропорта есть остановка. На общественном транспорте можно доехать до ж/д вокзала, а затем пересесть на соответствующий рейс либо доехать до центра Симферополя, а там уже выйти. С транспортом никаких проблем нет, он ходит систематично и в ночные часы тоже. Аэропорт простирается на расстоянии 11 километров от города.

Кроме того, можно воспользоваться арендой авто. Стоит учесть один момент: если хотите эконом-вариант, осуществляйте бронь заблаговременно. Можно также взять такси.

Если вы добираетесь с ж/д вокзала, садитесь на троллейбус под номером 5 и выходите на остановке «Сельпо» (она будет четвертая). Также можно сесть на троллейбусы и маршрутки под другими номерами, которые идут через центр (исключение составляет №8). Затем выходите на нужной остановке и по переходу направляетесь в противоположную сторону. Обойдете здание и вы на месте.

Свято-Троицкий собор в г. Симферополь является действующим православным монастырем в Крыму. О том, как протекает жизнь послушниц в обители, вы узнаете из этого репортажа. Приятного просмотра!

Закрытие монастыря

Тревожные годы революции и гражданской войны мало изменили жизнь монастыря.

В годы Первой мировой войны за монастырскими стенами пребывало отделение № 4 Керченского временного городского лазарета для раненых и больных солдат и офицеров Русской армии, а также школа для девочек-беженок.

В период Гражданской войны на земле монастыря обосновались летчики Русской армии генерала Врангеля. В Катерлезе базировались Первый и Третий белогвардейские авиаотряды.

20 февраля 1921 года Керченский уездный комитет постановил ликвидировать Катерлезский монастырь, а имущество передать детскому приюту, который получил монастырскую прописку. Монахиням разрешили остаться, но при непременном отказе от монашества: им разрешили работать, ухаживать за садом, виноградником. Всех женщин, кто не был готов расстаться со своим обетом, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

Летом 1923 года обитель была закрыта, как действующая на территории детского заведения. Однако с закрытием Георгиевской церкви был упразднен и сам детский дом в мае 1924 года. Жители поселка неоднократно обращались в КрымЦИК с просьбой передать им храм, но безрезультатно.

К весне 1928 года от монастыря остались одни развалины. Камни, из которых монастырь был сложен, пошли на частное строительство, а также на постройку школы и других муниципальных учреждений. КрымЦИК на запрос Исполнительного комитета РСФСР объяснили этот разгром тем, что местное население могло разграбить закрытую церковь, а потому её пришлось разобрать. При этом уточнялось, что сделано это было по частной инициативе председателя Керченского райисполкома Лобова.

Камень со следами человеческих стоп несколько раз пытались уничтожить взрывчаткой. От нескольких взрывов он разлетелся на куски, но лишь фрагмент камня с отпечатком копыта сохранилась до сегодняшнего дня.

Топлы – родина Топловского монастыря

Село Топлы (с ударением на последний слог) сегодня известно под названием Тополевка, но именно Топлы дали название одному из самых святых мест Крыма – Топловскому монастырю. Хотя сам монастырь находится в посёлке Учебное, самое большое и известное село района всё-таки Тополевка. Оно находится на трассе Симферополь-Феодосия в Белогорском районе между Белогорском и Старым Крымом. Топлы – село с большой историей, но как часто бывает в Крыму, не православного населения.

В XVII веке, по имеющимся у историков свидетельствам, оно уже существовало, заселённое преимущественно армянами, которые поселились здесь раньше и создали колонию, хотя сложно сказать насколько это было давно и как к этому относились турецкие власти. Молчаливыми свидетелями этой эпохи являются две армянские церкви. Одна из них находится в самом селе и носит название Сурб-Саргиз (Святого Сергия). Полагают, что она уже существовала к середине XIV века, однако сейчас церковь находится в плачевном состоянии, лишенная крыши, обрушившейся в незапамятные времена. Вторая церковь находится за пределами села и называется Сурб-Урбат. Наличие двух церквей и несохранившегося монастыря свидетельствует о силе армянской общины в этих краях. Нельзя забывать, что недалеко, в Старом Крыму расположена ещё одна армянская святыня – монастырь Сурб Хач.

После завоевания Крыма русскими войсками Топлы пришли в упадок, так как все армяне покинули свои дома. К середине XIX века село снова заселяется, на этот раз православным населением, но преимущественно нерусским – болгары, греки, татары. К этому периоду (1864 год) относится открытие Топловского монастыря. Послевоенная миграция, которую затеяло Советское правительство в Крыму, изменила демографический лик населённого пункта и даже название. Теперь Топлы (с 1944 года) стали Тополевкой. Русские стали преобладающей нацией во всём Белогорском районе.

Небольшой посёлок Учебное, раньше носил название Верхний Топлу. Именно в этом населённом пункте находится объект нашего рассказа – Топловский женский монастырь.

История

Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.

Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.

Марина Степанова

Основание

Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.

Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.

Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.

Марина Степанова

Строительство

В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.

Прекращение деятельности

После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.

Марина Степанова

Возрождение

Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.

ЖИТИЕ СВ.ПРЕПОДОБНОМУЧЕННИЦЫ ПАРАСКЕВЫ

Житие святой равноапостольной преподобномученицы Параскевы повествует следующее: она родилась в Риме, в семье благочестивых христиан: Агафона и Политии. Они долгое время не имели детей, и, только после горячих молитв, Господь даровал им единственную дочь Параскеву, названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева — пятница, греч.). Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина — Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н.э.) и в правление которого из них жила Параскева, неведомо.

Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам — проповеди Евангелия.

С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никакого вреда.

Тогда последовал новый приказ — бросить Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву: «Раба истинного Бога, — просил он, — помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство.

Отпущенная с миром Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить Параскеву от евангельской проповеди, но, не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа.

Наконец, святая Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преодобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы святой преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. Частица мощей св.прпмчц.Параскевы имеется и в обители.

Местные крымские жители твердо веровали, что именно здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля (по старому стилю) не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су — источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места.

И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением святой преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением — по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля по старому стилю) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник).

Источники Топловского монастыря

 Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь, что в окрестностях села Тополевка (Белогорский район) – единственный в мире монастырь, посвященный святой Параскеве. Считается, что именно здесь, во II веке святая была обезглавлена преследователями. На том самом месте, где свершилась казнь, уже более 18 столетий бьет из земли святой источник.

 Благоустроили источник в 1882 году, через 18 лет после официального открытия монастыря. Сейчас он имеет форму колодца, над которым возведена часовня. За исцелением прибывали к источнику со всех уголков Крыма и зарубежья, за помощью к чудотворной воде обращаются и сегодня. Считается, что она способна врачевать глазные болезни и другие страшные недуги. Крымские татары также почитали источник и святую, передавая из уст в уста трогательные предания о том, как Параскева ходит вокруг монастыря в монашеском одеянии с посохом и пальмовой ветвью в руках, благословляя и исцеляя каждого встретившегося ей путника.

 Как и в Космодамиановском монастыре в монастыре святой Параскевы и его окрестностях действуют три источника. В 5 километрах от Топловского монастыря, на склоне гор находится источник Трех Святителей (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста). Вода источника стекает со скалы в небольшое озеро, ставшее для паломников купелью. Сюда приходят за исцелением страдающие от недугов нервной системы. Для тех же, кто не имеет возможности подняться к источнику, на территорию монастыря — в нижнюю купель – провели его воду.

 Чуть ближе к монастырю еще один источник с купелью. По преданию, на этом месте монахиням трижды являлся всадник на коне, в котором служительницы узнали Георгия Победоносца. В честь этого святого и назвали источник. Сейчас подле него устроены две купели – мужская и женская, а также часовня святого Георгия и маленькая колокольня. Вода святой купели также целебна и помогает людям с больными суставами и болезнями опорно-двигательного аппарата.

 Добраться до святых топловских источников несложно. Необходимо сесть на любой автобус, следующий по трассе Симферополь – Феодосия и сойти в селе Тополевка. Далее прямая асфальтированная дорога приведет вас к воротам монастыря. Следуя из Симферополя на своем авто, заверните в Тополевке с трассы по указателю направо.

История обители

Некогда то место, где сейчас находится монастырь, носило греческое название Топлу. В речи местных жителей оно становилось все более славянским, пока не превратилось в «Тополевку» — именно так теперь называется поселок, возле которого расположена обитель. Связь с тополем (которой прежде вовсе не было в названии) теперь проявилась даже в названии созданного поблизости детского оздоровительного лагеря — «Тополёк».

По-видимому, именно здесь встретила свою мученическую кончину христианская подвижница Параскева. За давностью лет утверждать это трудно, но подтверждением служит и тот факт, что местные еще в глубокой древности особо почитали святую.

История обители началась с того, что девушке-болгарке по имени Константина явилась святая и указала чудотворный источник, возле которого повелела устроить монастырь. Видение было трижды. Константина поселилась возле источника в пещере и принялась молиться и собирать средства на строительство. Вскоре у нее нашлись последовательницы, их стремление поддержали многие благочестивые миряне, а кроме того — основатель Кизилташского монастыря, игумен Парфений. Поддержал идею создания монастыря и преподобный Алексий, в то время архиепископ Таврический и Симферопольский. Через семь лет началось строительство и был заложен храм в честь святой мученицы Параскевы. А девушка Константина стала инокиней обители под именем Параскевы.

А расцвет женского монастыря в селе Тополёвка связан с тем временем, когда игуменьей стала опять Параскева. При ней велось строительство, а вокруг обители появился дивный сад, где стараниями монахинь выращивались восхитительные фрукты.

После революции монахини зарегистрировали обитель как трудовую общину. Но безбожной власти монастырь колол глаза. Монахинь разогнали, некоторых из них, как и священнослужителей, арестовали и сгубили в лагерях, а образцовое садовое хозяйство уничтожили буквально за пару лет.

Вновь восстанавливаться монастырь стал уже после перестройки, в 1993 году; игуменьей назначили инокиню Параскеву. В настоящее время в обители насчитывается 30 матерей и сестер.

Источник святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне

 Этот источник, расположенный в Церковном гроте пещерного монастыря Качи-Кальон, почитается в Крыму со средних веков. Здесь же некогда была оборудована пещерная церковь святой Анастасии. Каптаж источника представляет собой небольшой, округлый колодец, вырубленный в известняковой породе. По свидетельству путешественников XIX века, ранее источник был обложен камнями и накрыт крышей на железных столбах. Тут же, рядом, соорудили убогую хижину, в которую приходили разрешиться от бремени женщины, молясь о здоровье для своего ребенка.

 Прямо на голой скале подле источника выросла дикая черешня. Узловатый ствол многовекового дерева, чудом выжившего в суровом каменном окружье, напоминает коленопреклоненного человека. На ветви этого дерева повязывают лоскутки ткани, вознося молитвы святой Анастасии.

 Источник, как и все христианские святыни Качи-Кальона находится в духовном ведении Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря. Его послушник ухаживает за источником, следит за чистотой воды в нем. Ежегодно, 22 декабря, в день святой Анастасии к источнику устремляются паломники, а священник монастыря проводит праздничное водоосвящение.

 Пещерный город Качи-Кальон и его источник находятся в 8 километрах от Бахчисарая, и сюда можно добраться на рейсовом автобусе, выйдя на остановке «Предущельное-2». Дорога к пещерному комплексу пройдет мимо примечательного памятника древности – скалы Таш-Аир с ее петроглифами (рисунками на камне), оставленными рукой первобытного человека. Посещение этого уникального памятника эпохи неолита и источника святой Анастасии станет прекрасным вариантом для похода выходного дня.

История Топловского монастыря

История Топловского монастыря тесно связана с источником Святой Параскевы и болгарской женщиной Константиной, благодаря усердию и молитвам которой были собраны деньги на постройку часовни возле целебного источника. До этого Константина подвизалась в обители Кизилташ, но после того, как там была основана мужская обитель, ушла в Топлы. Константина была очень набожной, всё время проводила в молитвах и постах. Её примеру последовали и другие богомолки. Все вместе они жили очень скромно, в основном на подаяние. 

В Топлах начала собираться женская община. Источник святой Параскевы теперь не мог не стать краеугольным камнем будущей обители. Всю жизнь провела Константина в общине, перед смертью в 1874 году приняв постриг под именем святой, имя которой дало название источнику – Параскевы. Принимала постриг Константина уже в монастыре, о котором так страстно молилась. Но как такового монастыря при основании общины ещё не было. Нужен был сильный покровитель и немалые деньги, да и разрешение владельцев земли.  Таким патроном нового монастыря стала Ангелина Ламбири из рода Зотовых, которая, выкупив у сестры её часть земли в Топлах, задумала открыть здесь женский монастырь. В 1863 году был построен храм Параскевы, вокруг которого разросся Топловский монастырь, а в 1864 году женский монастырь был открыт официально.

Монастырь медленно застраивался. В 1891 году был построен храм св. Пантелеймона, в 1899 – больница, достраивались и перестраивались помещения келий, был расширен храм Параскевы, то начиналось, то прекращалось строительство большого Собора Святой Троицы. Жизнь в монастыре текла привычным чередом, а слава его ширилась. Монахини Топловского монастыря помогали в организации женской общины в Косьмо-Дамиановском и Катерлезском монастырях, которые действовали на крымской земле.

Настоящий расцвет Топловский монастырь узнал при настоятельнице Параскеве (в миру Ольга Ивановна Родимцева). Будучи монахиней московского Страстного монастыря, она была отправлена в Крым и в 1890 году приняла сан игуменьи Топловского монастыря. 

В годы Гражданской войны православные храмы и монастыри закрывались и подвергались надруганию. Топловскому монастырю удалось протянуть до 1928 года под вывеской сельскохозяйственной артели «Женский труд». Монахини занимались физическим трудом, однако не прекращали проводить богослужения. Но и этому пришел конец. Власти не устраивал сам факт, что артельщицы на самом деле живут по монастырскому уставу. Святыни монастыря были разграблены, похищена почитаемая икона Казанской Богородицы, взорван так и недостроенный Собор Святой Троицы. Всех этих несчастий сердце игуменьи не выдержало. 3 декабря 1928 года она скончалась. В 2009 году она была причислена к лику святых под именем преподобной Параскевы.

Новой власти этого было мало и, видимо в назидательных целях, в 1929 году на месте Топловского монастыря появился совхоз с характерно-издевательским названием  «Безбожник». В годы Второй мировой войны здесь размещался штаб одной из немецких частей. После войны на территории бывшего монастыря открыл свои двери пионерский лагерь «Тополевка».

Крушение Советского Союза сподвигнуло местных жителей на восстановление Топловского монастыря. Сложным было возрождение женской обители. Нужно было закрыть пионерлагерь, вернуть утраченные земли, на которых уже жили люди – местное население посёлка Учебное. Нужно было отстроить храмовые и келейные помещения. В 1994 году Топловскому монастырю был передан ковчег в виде креста с частичками мощей Киевско-Печерских святых. Настоящим событием для обитателей монастыря стало возвращение считавшихся утраченными мощей святых великомученика Пантелеймона и преподобномученицы Параскевы и частицы Животворящего Креста. Эти реликвии вновь возвратились в Топловский монастырь, где хранятся в алтаре церкви святой Параскевы.

Святыни и купели

Комплекс состоит из церковных храмов, источников, купелей. Желающие могут посетить обитель практически в любое время, узнать об истории от местных экскурсоводов, переночевать в монастырской гостинице.

Источник святой преподобномученицы Параскевы Римской

По преданиям, он располагается на участке, где была обезглавлена святая. Посетители приезжают к нему для лечения заболеваний органов зрения и головы, женщины посещают для решения проблемы бесплодия.

Вокруг криницы гранитная отделка, над выстроена небольшая по размеру часовня.

Источник святого великомученица Георгия Победоносца

Он расположен в 2 км от обители, представлен 2 открытыми и закрытыми купелями, в них находятся отдельные зоны, предназначенные для женщин и мужчин. Помогает в лечении позвоночника, болезней суставов. Недалеко от ключа выстроена маленькая часовня с колокольней.

После водных процедур каждый из паломников может позвонить в колокола.

Источник Трех Святителей

Располагается выше обители, на горе. Вода с вершины скалы спускается в небольшой резервуар, предназначенный для окунания. Его посещают больные с патологиями нервной системы. Водный трубопровод к монастырскому двору от источника проведен для страждущих, которые не могут подняться вверх.

Правила окунания

В Крыму, в монастырской обители, существуют определенные правила для паломников, решивших окунуться в целебные воды.

Топловский монастырь требует соблюдения условий:

  1. На теле страждущего должна быть длинная сорочка, рубашка, майка или новая, ранее не использовавшаяся простыня. Прошедшие обряд крещения должны иметь при себе нательный крест. Если у посетителя нет подходящей одежды или креста, то все необходимое можно купить в монастырской лавке.
  2. Погружаться в воду нужно полностью, вместе с головой. Окунаются 3 раза, перед этим произносят фразу: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь». По окончании каждого погружения обязательно нужно перекреститься.

Любые процедуры требуют разумного подхода. Если у страждущего проблемы с сердечно-сосудистой системой, то низкая температура воды может отрицательно отразится на состоянии его здоровья. При существующих противопоказаниях разрешается не погружение, а омовение или обливание из источника. Они имеют такую же силу, как и полное окунание.

Что необходимо взять с собой

Для совершения процедуры погружения в лечебный источник у посетителя должны быть с собой:

  • нательный крестик;
  • длинная рубашка или новая простыня;
  • полотенце для последующего вытирания.

Другие источники

Гуляя по лесной территории монастыря можно дойти еще до двух источников. Тот, что находится поближе называется «Георгиевским». Представляет собой часовню, на территории которой расположены две купели из красного кирпича. Одна для мужчин, другая для женщин. Здесь окунаются под открытым небом, вода тут более холодная, чем в Параскевской. Сюда доходят и ныряют, не боясь и маленькие дети, и пожилые люди. По своей вере каждый получает исцеление.

Если углубиться дальше в лес, то можно добраться на самый дальний источник – «Трех святителей». Спуск к нему по длинной металлической лестнице. Чем ниже спускаешься, тем темнее становится вокруг, растительность настолько буйная, что заслоняет солнечный свет. Тут уже нет оборудованной купели, заходить нужно прямо в образованную природой ложбину. Сбоку стоит крест, оборудовано место для переодевания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector