Свято-успенская почаевская лавра: рассматриваем обстоятельно

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры.  В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Проверенные ресурсы которые нам помогают сэкономить при самостоятельном планировании путешествий

Мы составили список полезных и проверенных ресурсов, которыми сами пользуемся в путешествиях. Они помогают нам сэкономить время деньги и нервы.

Aviasales – бюджетные авиабилеты по всему миру. Buruki – тоже поиск авиабилеты по всему миру.

MyRentacar – прокат автомобилей.Черногория, Россия, Крым, Чехия.

Busfor – удобный сервис бронирования и покупки автобусных билетов по Украине, России, Европе и странам СНГ.

Cherehapa – покупка страховки в путешествие онлайн. Для визы тоже подходит. Tripinsurance – тоже покупка страховки онлайн.

Kiwitaxi – бронирование трансфера с аэропорта.

​Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

Интересные факты

Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:

  1. В лавре есть весьма загадочное место. Это пещерка, в которой некогда жил и возносил свои молитвы ко Господу преподобный Иов. Войти в неё нельзя, можно только вползти. Но и это сделать может не каждый. Те же, кому удалось попасть в то намоленное место, точно уверуют в существование загробного мира: скользкие от влаги стены, мрак, теснота такая, что ни сесть, ни лечь нельзя, острое ощущение замкнутости и изолированности от всего мира. А святой Иов проводил в этих условиях не только целые дни, а порой и недели. От постоянного стояния на коленях его ноги были покрыты незаживающими язвами, следы которых сохранены и на нетленных мощах. Но это не останавливало Иова в его стремлении неустанно молиться «о благосостоянии мира во зле лежащем».
  2. Негативное отношение Сталина к церкви известно всем. Однако, согласно преданию, он изменил его после чудесного исцеления своей дочери Светланы почаевским старцем Амфилохием. И Иосиф Виссарионович, и Светлана были благодарны старцу. После смерти отца Светлана Аллилуева решила уехать за границу и решила увезти Амфилохия, которому грозили советские репрессии. Но старец не принял приглашения и, несмотря на то, что уже были приобретены билеты, остался в Лавре.
  3. Возле Главный иконы монастыря до сих пор стоят костыли. Их оставил человек, пораженный детским церебральным параличом. Приехав в Почаев с надеждой на исцеление и подойдя к иконе Богородицы, он услышал её голос, призывающий бросить костыли и идти самостоятельно. Больной вышел из храма здоровым, и с тех пор он ходит по святым местам, рассказывает всем о происшедшем с ним чуде и прославляет Матушку Пресвятую Богородицу.

Свято-Успенская Почаевская Лавра: греко-католический период

Под влиянием польских властей в начале 18 века Почаевский монастырь официально отошел к Уни­ат­ской Церк­ви. В ней при сохранении византийских обрядов главой Церкви почитался Папа Римский. Однако в числе братии оставались противники ла­ти­ни­за­ции. Пришедшая униатская власть стремилась искоренить почитание преподобного Иова Почаевского. К его нетленным мощам был ограничен доступ для православных.

Но вскоре униаты стали сами свидетелями чудес преподобного. В 1719 году святой Иов наказал параличом монаха Паисия, взявшего без благословения игумена деньги из кружки у раки с мощами. В 1737 году сына местной помещицы Понтовской парализовало у мощей Иова за хулу на святого. При этом искренне верующие паломники, католики и православные, по молитвам преподобному Иову исцелялись от своих болезней.

Сохранились записи об исцелении Агнессы Пражмовской от головных болей (1748), Григория Волынского от ревматизма (1778), австрийского графа Иосифа Яворского от смертельной горячки (1800). Всего за период с 1719 по 1830 годы зафиксировано было 539 чудес по молитвам перед Почаевской иконой Божией Матери и перед мощами преподобного Иова Почаевского.

В греко-католический период на территории обители возводились каменные кельи с трапезной. При содействии польского графа Николая Потоцкого (1706-1782) был построен Свято-Успенский храм (1771-1791).

Новая страница в истории

Считается, что до XV века Почаевская лавра находилась в запустении, поэтому про нее практически ничего не известно. Новый виток в развитии и прославлении монастыря произошел в 1597 году, когда на эти земли переехала богатая помещица Анна Гойская. Очевидно, она была богобоязненной, так как пожертвовала значительную сумму денег на развитие лавры. На них были достроены Почаевская церковь и кельи для монахов.

Помимо денег, Анна Гойская пожертвовала земельные наделы, имения. Все это подтвердило статус монастыря официально. Значительным подарком Почаевской лавре стала икона Богородицы, которая хранилась у помещицы около тридцати лет и была чудотворной. Возле нее случилось исцеление брата Анны, Филиппа Козинского. Он от рождения был слепым, а после усердной молитвы подле образа чудесным образом прозрел. Это послужило началом того, что Свято-Почаевская лавра стала одним их крупных православных центров на западной Украине. Особенно это проявилось, когда после утверждения унии в 1596 году начались преследования и навязывания другой религии. Все это способствовало укреплению православного духа и веры. В это время многие находили тут пристанище, спасались от преследования униатов и католиков.

К концу XVII века монастырь стал очень знаменитым. В это время его игуменом был Иов Почаевский. При его мудром руководстве Почаевская лавра имела период расцвета. Тут появились школа, большая типография, церковь Святой Троицы, которая стала сводом для стопы Божьей Матери

Также было уделено внимание и другим постройкам, к примеру, возведены оборонная стена, различные храмы, хозяйственные сооружения

Иов Почаевский прожил до 1651 года, а в 1659 году были обнаружены его нетленные мощи. Игумен был возведен в сонм святых. В 1721 году монастырь стал резиденцией греко-католиков и практически на целое столетье превратился в их обитель. И только в 1831 году храмовый комплекс вернулся обратно в православие. А в 1883 году Святейший Синод присвоил ему статус лавры. С этого момента начался новый виток. Провелись многие работы по обустройству, что привело лавру к тому виду, который мы знаем.

В дальнейшем она пережила атеизм Советского Союза. Монахи Почаевской лавры совершили настоящий подвиг, поддерживая нескончаемую веру. Это было время гонений, расстрелов, тюрем. Членов религиозной общины сажали в психиатрические лечебницы. В результате всего этого значительно уменьшилось количество монахов, проживающих тут. Развал Советского Союза породил появление новых держав, нового государства, которое по-другому стало относиться к церкви. Таким образом, была открыта очередная страница в истории лавры. В 1997 году монастырь обрел статус ставропигии, что означает прямое подчинение митрополиту.

Крупнейший монастырь в Украине

3 оценило

Почаевская лавра — православный монастырь в Почаеве Тернопольской области Украина.

Почаевская лавра

Почаевская лавра является крупнейшим православным храмовым комплексом в Западной Украине и второй по величине в Украине после Киево-Печерской лавры. 

История Почаевской лавры

Считается, что в 1240 году монахи Киево-Печерской лавры были вынуждены бежать от монголов Батыя. Подходящее место для себя монахи нашли на Волыни. Скалистые горы с густым лесом показались им надежным укрытием. Так на Волыни появилась новая православная обитель.

С приходом монахов сразу же распространилась легенда в окрестных землях, что они обнаружили здесь камень с отпечатком ступни Богоматери. Причем из камня начала сочиться целебная вода. Современным ученым хорошо известен эффект плацебо. Да и отпечаток Богоматери сильно похож на современные рекламные компании. Похоже, что монахи хорошо знали психологию. И воспользовались верой людей в чудо. В результате к святому месту потянулись паломники с окрестных территорий.

С каждым годом число монахов росло. Поэтому было принято решение о строительстве монастыря. Вначале монахи возвели деревянную церквушку у самого подножия горы. В наши дни здесь находится часовня. А в 1649 году возвели добротную каменную церковь, которая затем превратилась в собор. Причем возведена она была на вершине горы.

Первые письменные упоминания о Почаевской лавре можно встретить в летописях начала XVI века. А уже в начале XVII века Почаевская лавра превращается в православный центр Волыни. Развитие монастыря связано с Анной Гойской, которая завещала монахам огромные земельные наделы и чудотворный образ Богоматери. Этот образ считается одной из реликвий лавры.

В XVII веке при монастыре заработала типография, в которой печатали православную литературу. Кроме того, монахи обучали грамоте детей из соседних сел.

В 1667 году поляки передали монастырь униатам. В результате православный монастырь стал греко-католическим. Вот только в XIX веке униаты активно помогали польским бунтовщикам. В результате они были изгнаны из монастыря, а в его стенах вновь появились православные монахи. В это же время монастырь получает статус лавры. А в наши дни Почаевская лавра является самым крупным православным храмом на Западной Украине. Принадлежит она УПЦ МП.

Достопримечательности Почаевской лавры

К достопримечательностям Почаевской лавры можно отнести Чертов камень, Пещерную церковь XVIII века, Успенский собор XVIII века, кельи монахов XVIII века, Троицкий собор XX века, источник целебной воды и след ноги Богоматери. Кроме того, здесь можно увидеть руины доминиканского монастыря XII века.

Святыни Почаевской лавры

В лавре имеются следующие святыни:

  • след стопы Божьей Матери с источником целебной воды;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
  • мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Сооружения Почаевской лавры

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)

Чудотворная икона

Отдельно следует рассказать об иконе Богородицы, которая была подарена лавре помещицей Анной Гойской. Также она ее презентовала за оказанное гостеприимство митрополиту Неофиту.

Первым чудом, которое произошло благодаря иконе, стало прозрение брата Анны, который был слепым от рождения. После этого образ Богородицы помещица и подарила Почаевской лавре.

Вторым зафиксированным случаем чуда иконы было наказание. В 1623 году ее украл из монастыря Андрей Фирлей. Он и его жена насмехались над святыней. Но затем супругу Фирлея одолели бесы, и она была ими одержима до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

Не один раз Почаевская лавра осаждалась захватчиками. В 1675 году султан Магомет хотел захватить ее. Однако все монахи стали на молитву, которая продолжалась всю ночь. И случилось чудо. Святое место защитила сама Богородица, которая предстала в светлых одеждах с ангелами-защитниками пред ордой захватчиков. Все стрелы, которые летели в сторону монастыря, возвращались обратно. Все войско неприятеля в ужасе бежало.

В то же время случилось еще одно чудо с юношей, который был захвачен турками. Искренняя молитва Богородице спасла его – он был перенесен в монастырь. Там до сих пор сохранились цепи. В дальнейшем также продолжали случаться чудеса. Граф Потоцкий не смог убить кучера, который повернул к монастырю. Три раза стрелял он, все разы пистолет давал осечку. Это было чудо, которое произвело неизгладимое впечатление. Очевидно, поэтому граф после выделял значительные суммы монастырю. Если говорить про исцеления, то особо благоволит почаевская святыня тем молящимся, которые плохо видят или вообще незрячи.

Для написания иконы использовались масляные краски, ее основа – это липовая доска. На образе написана Богоматерь, которая держит младенца в правой руке. В левой руке – плат. На головах у обоих – корона. Также на иконе изображены святые (их семь).

Целебное озеро Святой Анны

Этот водоем является местом постоянного паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро святой Анны находится оно в поселке Онишковцы, близ него и расположен монастырь. Температура воды здесь всегда неизменна – 5-8 градусов. Тем не менее многие паломники спешат окунуться в святые и целебные воды в надежде обрести здоровье. Многие говорят, что исцеление происходит благодаря большому содержанию кремния в водах, а также большому количеству ионов серебра.

Однако существуют предания, согласно которым раньше на месте источника была православная церковь. Когда было нашествие татар, она чудесным образом опустилась под землю и так спаслась от разорения. Через некоторое время здесь было еще знамение – появление иконы святой Анны. Ее много раз пытались перенести, но она все время возвращалась. В итоге решили построить тут часовню. Через некоторое время на этом месте появился целебный источник. В советское время много раз пытались его уничтожить, но ничего не получалось.

Итак, в этой местности знаменита не только Почаевская лавра, где находится стопа Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Приезжают сюда очень часто женщины, так как водичка особо полезна для тех, кто пытается забеременеть. Несмотря на ледяную воду, после выхода из бассейна люди отмечают тепло и жар в теле, еще не было случаев простуды от купания в озере. Считается, что такие окунания помогают закалить организм и увеличить жизненные силы. Некоторые даже уверены в эффекте омоложения.

Для тех, кто приехал испытать на себе целебную силу источника, существуют некоторые правила:

  • женщинам желательно быть в длинных сорочках, покрыть голову;
  • для всех – белье нательное должно быть новым;
  • перед погружением следует прочитать молитву “Отче наш”, перекреститься, затем обратиться к святой Анне;
  • после можно окунаться, это нужно сделать три раза с головой.

Многие знают, что действительно искренняя молитва творит чудеса.

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

Бывший экскурсионный офис

Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова

В подземном храме Иова Почаевского

в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относились к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовали у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударили в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрали своим наместником архимандрита Владимира (Мороза)

Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее

К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

История Почаевской лавры

Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена

Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси


Свято-Успенская Почаевская Лавра

Основание обители

В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

Период войн и разорения

Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.


Внутреннее убранство Преображенского собора Почаевской лавры

Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

Как возникло название обители

Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

История основания монастыря

Почаевская Лавра расположена на естественном холме с природными скальными гротами. По преданию, здесь остановились монахи-отшельники из Киево-Печерского монастыря, которые в 1240 году бежали от татар. Однажды два монаха увидели Пресвятую Богородицу, стоящую в огненном столпе на вершине горы. Божья Матерь стояла с короной на голове и скипетром в руке. Монахи расценили видение как благословение Пресвятой Богородицы на основание здесь новой монашеской обители. На камне остался отпечаток от правой стопы Божией Матери. Из него стала истекать целебная вода, от которой многие верующие получали исцеление от различных болезней. Вскоре на южном склоне Почаевской горы построили Успенскую церковь (сейчас здесь стоит часовня). Так началась история Почаевского монастыря. 

Существует несколько версий происхождения названия данного места. Согласно одной, киевские монахи назвали гору своего уединения в память о реке Почайне, правом притоке Днепра. По другим сведениям, после явления Пресвятой Богородицы на вершине горы среди местного населения распространилась присказка: «Поча Діва творити чудеса» («Начала Дева творить чудеса»). Из слов «Поча» и «Діва» сложилось название — «Почаів» (Почаев).

В 14 веке большая часть Киевской Руси оказалась под властью литовских князей, изначально покровительствовавших Православной Церкви. Однако в 15-16 веках ситуация изменилась — на западно-русских землях насильно стало насаждаться католичество. В этих условиях Почаевский монастырь становиться оплотом Православия в Волынских землях.

Впервые о существовании Почаевского монастыря упоминается в Летописях 1597 года. Местная помещица Анна Гойская подарила монастырю земельные угодья и чудотворный образ Божьей Матери. Ее завещанием было сохранение Православный веры и обрядов восточной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector