Свято-пафнутиев боровский монастырь

В гости к преподобному Пафнутию Боровскому

Поездка была организована православным информационным сайтом «Православие и Мир» 8-го марта 2005 г. и с благословения настоятеля храма Всемилостивого Спаса (г. Москва) иерея Александра Ильяшенко. Паломниками были, в основном, прихожане храма Всемилостивого Спаса. Но поехать мог любой желающий, послав заявку по электронной почте, что я и сделал.

Интересна судьба этого храма. Храм находится на территории бывшего Скорбященского монастыря. Теперь здесь расположен детский парк и Станкостроительный институт. Само же здание храма — это здание бывших келий монастыря и по внешнему виду это обычный небольшой двухэтажный дом.

Главной целью паломнической поездки было посещение Пафнутьево-Боровского монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским. Пафнутьево-Боровский монастырь находится под г. Боровском, Калужской области. Расположен город на реке Протва (приток Оки), в 15 км от ж.д. станции Балабаново, в 106 км к северу от Калуги и в 80 км к юго-западу от Москвы.

Вначале мы заехали в сам город Боровск, чтобы посетить Благовещенский Кафедральный собор. В настоящее время наиболее чтимыми святынями в соборе являются: Казанская икона Божией Матери, резная икона святителя Николая, икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно почитается резная в рост человека икона Николы Можайского. Происхождение ее относят к XIV в., ко времени Димитрия Донского. Так же в храме хранится икона-мощевик, которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня Гроба Господня и мощи 18 святых, в том числе святителя Николая Чудотворца.

Город Боровск известен с 1356 года и изначально принадлежал черниговским наместникам. Позже — рязанским князьям. Упоминается как «Боровеск», позже «Боровск». Название города происходит от древнерусского слова «бор», что означает «сосновый лес». В 1382 город вошёл в состав Московского великого княжества. Сейчас город Боровск — маленький и тихий городок. Говорят, что в городе нет ни одного светофора, машин очень мало, совсем нет современной застройки, кроме немногочисленных зданий, в которых размещены госучреждения. В Боровске большое количество храмов, но не все – действующие. Боровск исторически является центром старообрядчества в России, поэтому в нём есть и старообрядческие храмы. В XVII веке в Пафнутьево-Боровский монастырь был сослан духовный отец старообрядцев протопоп Аввакум. В Боровске в молодости жил основатель космонавтики — Циолковский. В городе есть музей его имени. Музей мы не посещали, но увидеть дом с изображением Циолковского было тоже очень интересно. Этот дом находится практически напротив Благовещенского Кафедрального собора.

Далее наш путь лежал в монастырь.

Архитектура

Территория Свято-Пафнутьева монастырского комплекса ухожена, паломников и насельников вдохновляет окружение пестрых цветов, умиротворяющей зелени и могучих, спокойных деревьев. Пустынь обнесена крепостной стеной с несколькими башнями, каждой из которых присвоено индивидуальное имя, за этой оградой течет река и стоит небольшой пруд.


Надвратная икона-фреска «Оранта» при входе в монастырь

  • Центральным зданием является церковь, освященная в честь Рождества Пречистой Богоматери. За 4 века существования собор неоднократно переделывался. Внутренне убранство расписано в византийском стиле. В стене на северной стороне располагается потайная комната, где устроено помещение для хранения монастырских денег и прочих ценностей.
  • В 1670 г. в обители заложили первый камень одноэтажного небольшого храма в честь Илии пророка. В качестве строительного материала использовался тяжелый кирпич. К зданию примыкают два притвора, которые ранее использовались в качестве госпиталя и трапезной. В память о трагичных событиях Смутного времени неподалеку возведен поклонный крест.
  • Церковь в честь святителя Митрофана была сооружена в середине XVIII в., она считается одной из самых поздних построек на территории Пафнутьева монастыря. Храм стоит на высоком основании, имеет один этаж и главку. В подклете (нижнем ярусе) располагается две палаты. В 1992 г. собор освятили, а в престол положили чудотворные останки великомучеников Хозевитских.
  • К трапезной пристроена высокая колокольня, являющаяся самостоятельным зданием. Её высота от основания до кончика креста составляет 55 метров. Издревле на первом ярусе располагалась лестница, ведущая в собор и внешнюю пристройку. На втором этаже колокольни находилась библиотека и ризница, а на третьем были установлены часы с колокольным механизмом. Верхние ярусы изначально предназначались для звона, который усиливался за счет полых сосудов в стене.
  • В XVII столетии воздвигли трехэтажное здание, которое назвали палатами архимандрита. Корпус многократно перестраивался и сегодня напоминает казарму николаевских времен. На первом ярусе расположены кельи для гостей, на втором — покои настоятеля, выше — братские палаты.

Отец Власий из Боровского монастыря

Как уже говорилось ранее Власию выпала нелегкая судьба, он вынужден был покинуть медицинский университет из-за искренней любви к Богу и желанию развиваться в сфере религии. Его родная бабушка привила ему эту любовь. Несмотря на все сложности, когда он стал заниматься своим любимым делом, он ощутил сильный поток жизненной энергии, силы и бодрости.

Несколько лет он был вынужден скрываться от правоохранительных органов, потому что считался злостным нарушителем закона. Потихоньку жизнь стала налаживаться и случилось несчастье: грабители напали на монастырь, избили так, что врачи очень долго боролись за его жизнь, но все-таки их усилия были оценены и дали положительный результат.

Через некоторое время, он пережил еще несколько операций и был вынужден уехать из России. Ни на минутку не переставая молиться, и верить во Всевышнего, он долгих 6 лет был очень далеко от дома. Его молитвы были услышаны, и болезнь отступила, он полностью исцелился и смог со спокойной душой вернуться в Пафнутьев-Боровский монастырь, где служит и сейчас.

Его позитива, жизненной энергии, силы и жизнерадостности хватает на всех, он никогда не жалуется, а смиренно принимает все, что ему дает Всевышний. Один раз, взглянув на совершенно незнакомого ему человека, он с точностью может сказать, что его беспокоит и подсказать мудрым советом, как жить дальше.

Обязательно к прочтению:  Как стать батюшкой в православной церкви

Главное, прислушиваться к его словам и верить в то, что все обязательно будет хорошо, жизненные трудности для того и дается, чтобы постоянно бороться и получать бесценный опыт. Многие люди задаются вопросом, как попасть к отцу Власию, в какие дни он принимает?

Полезные статьи:

6 ЕЖЕГОДНЫХ ЧУДЕС ПРАВОСЛАВИЯ.
1. Схождение благодатного огня происходит ежегодно в Великую Субботу (канун празднования Светлого Христова Воскресения) в Иерусалимском Храме Гроба Господня. Множество людей почувствовали на себе Благодатный Огонь. Первые 5 — 10 минут он совершенно не жжет.2. Накануне дня … Читайте далее

Список архангелов
Архангелы:  Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать
Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!!! ДО СЛЁЗ, ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ!
Жил в старой деревне отшельник-горбун,
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нём, будто он — злой колдун,
И люди его стороной обходили.Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без о… Читайте далее

Попасть к нему можно предварительно позвонив в монастырь и записавшись.Он принимает каждый день (исключением являются религиозные праздники) с 04:00 до 21:00.Если Вам необходимо исповедоваться, то приходите заранее до открытия храма, чтобы занять очередь.

Отец Власий

Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.

После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.

Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.

Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.

За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.

Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.

Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.

В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.

Как записаться на прием к отцу Власию

Раньше попасть в монастырь на приём к отцу Власию можно было предварительно записавшись по одному из контактных телефонов, но годы берут своё, и схиархимандрит уже не может круглые сутки посвящать себя проблемам прихожан. Приём ведётся по состоянию здоровья старца: когда позволяет самочувствие, он всё с тем же рвением и горящими глазами спешит на помощь нуждающимся, уделяет время каждому.

Поскольку фиксированного графика нет, а о.Власия стараются не беспокоить, люди часто приезжают лишь уповая на Божью волю и остаются в Боровске на некоторое время.

Записи и списка очередности нет – работает, как в старые добрые времена, принцип живой очереди: кто первый пришёл, тот первым и зайдёт.

Взгляд в прошлое

Обитель часто навещали московские государи, которые не скупились на пожертвования. Монастырь быстро рос и богател, быстро строился в камне.

В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, московские правители укрепляют монастырь, который превратился в пограничную крепость: вокруг вырыли искусственные пруды и глубокий ров, возвели каменную ограду.

Богатое подворье не обходили стороной враги: дважды обитель разоряли и жгли. Первый раз – в 1610 году по приказу Лжедмитрия, когда в побоище на территории монастыря погибло 12000 человек, защищая обитель. Возглавлявший русское воинство князь Михаил Константинович Волконский погиб в соборе.

В середине XVII века из-за сопротивления церковным реформам патриарха Никона в монастырь заточили протопопа Аввакума. Несмотря на это, раскол задушить не удалось. Позднее сюда привезли опальную боярыню Морозову, которая умерла голодной смертью в земляной яме на подворье монастыря, так и не отказавшись от своих убеждений, и захоронена в Боровском городище.

После окончания «смутного» времени обитель восстановили, а в 1812 году ее разорили солдаты Наполеона, сожгли богатую библиотеку и разграбили ценности.

Вновь разорили монастырь с приходом к власти большевиков. Братию прогнали, а обитель объявили национальным памятником, передав имущество Главмузею. В 1923 году за крепостной стеной монастыря устроили исправительную колонию, с колокольни сбросили 9 колоколов, в том числе древнейший колокол, из икон иконостаса делали судки собакам и клетки для кроликов.

В 1942 году в здании монастыря обустроили Политуправление Западного фронта, позднее – сельхозтехникум. В 1991 году Боровский мужской монастырь вернули православной епархии, церкви повторно освятили и возобновили службы.

История

Пафнутий Боровский

История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье.

В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря — главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители.

Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь.

После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины.

Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.

Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 .

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево. Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра). Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Mayya

За 500 р на троих сводили на колокольню.

Сергей

Верный страж

Боровский действующий мужской монастырь, основан в 1444 году прп. Пафнутием. Архитектурный ансамбль сложился в 16–17 веках. Открыт для посещения мирскому населению….

Смотреть отзывы на

История о воронах

Вокруг обители, в лесу, обитали чернопёрые многоголосые вороны, вили гнёзда и блаженный Пафнутий очень радовался, видя это. Радовался, как будто видел что-то большее. И заповедовал он всем не трогать воронов и их птенцов, не губить ни руками, ни оружием. Однажды проезжал мимо сын местного воеводы, повернув голову и, увидев ворона, поразил его стрелой из своего лука. Он обрадовался, но когда хотел повернуть голову обратно, не смог сделать этого. Он тотчас вспомнил заповедь блаженного и направился к нему. Испросив прощения, он просит святого помолиться за него. Преподобный Пафнутий совершил молебен, осенил крестом сына воеводы и сказал: «Обратись наперед силою Животворящего Креста». После этого сын воеводы смог без труда повернуть голову обратно, он ушёл, радуясь и славя Господа и святого.

В течение 33 лет Преподобный Пафнутий обустраивал монастырь. Он собрал вокруг себя 95 человек братии. Это было самое большое количество монахов за всю историю монастыря.

В 1477 году, 1 мая, Преподобный Пафнутий отошёл ко Господу. Сразу после кончины он стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный был рождён по молитвам Преподобного Пафнутия и называл его в одном ряду с Сергием Радонежским. Всё остальное время после кончины Преподобного монастырь находился на острие событий, происходящих на Руси. Самозванец Тушинский, идя на Москву, в 1610 году разорил монастырь. Произошло это из-за измены некоторых предателей среди защитников монастыря. Все оборонявшиеся и монахи были убиты. Воевода Михаил Константинович Волконский был убит прямо в соборе. Храм-усыпальница Волконских находилась на месте бывшего учебного корпуса механизации, построенного большевиками после революции (теперь в этом здании находится воскресная школа для мирян г.Боровска и окрестностей и комнаты для размещения).

В 1812 году обитель была вновь разорена, на этот раз французами Наполеона. Тогда сгорела большая монастырская библиотека. В начале 20 века при монастыре существовало братство, миссионерское по своей деятельности.

Сразу после большевистского переворота 1917 года на монастырь начались гонения. Но первое время братии удавалось сохранить духовные святыни. Они жили и работали в монастыре под видом сельскохозяйственной коммуны.

Но далее они уже не смогли противостоять вооружённым отрядам красноармейцев. Монастырь был разорён. По распоряжению помощника начальника трудовой колонии товарища Баранова в 1932 году был сброшен отлитый в 1488 году (через 11 лет после кончины Преподобного) один из самых древнейших и известных колоколов в России. Из икон иконостаса Ирининского предела делали судки для собак и клетки для кроликов. Имущество обители частично было «передано» Главмузею, который до сих пор существует на территории монастыря. В этом музее до настоящего момента находятся ценные исторические предметы, принадлежащие ранее монастырю, например, старое издание Евангелия. И музей отказывается возвращать эти «экспонаты».

Тем не менее, облик монастыря сохранился достаточно неплохо благодаря многолетней работе реставраторов. Хранителем духовного наследия монастыря считают старца схиархимандрита Амвросия, который жил неподалёку и почил за 10 лет до его возрождения. Благодаря Высокопреосвященному Клименту, архиепископу Калужскому и Боровскому, в марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь пророка Илии (до этого там проводили химические опыты) с больничной и трапезной палатами. По преданию, церковь была построена на месте захоронения защитников монастыря в 1610 году. После возвращения там помещались все монастырские службы.

Постепенно к монастырю перешла большая часть строений, монастырский сад с заросшими прудами и со святым источником Преподобного. Позднее в храм были перенесены ковчег с частицей Преподобного Пафнутия (место же захоронения или нахождения останков неизвестно) и икона Рождества Богородицы из храма Преподобного Сергия Радонежского села Передоль, которая до переворота 1917 года находилась в Боровском монастыре. Мы взобрались на самую высокую колокольню по шатким деревянным лестницам, прошли по старинным галереям, осмотрели все храмы, приложись к святыням. Многие из паломников посетили источник и окунулись в нём с трёхкратным погружением, со словами: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

К вечеру усталые, но счастливые, вернулись домой — здоровыми и невредимыми.

Архитектура монастыря

В центре композиции монастыря — пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины ().

В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (), а также Митрофаниевская церковь () в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.

Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).

Храмы монастыря:

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Колокольня
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней
  • Купальня и Святой источник прп. Пафнутия Боровского
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector