Александро-невская лавра
Содержание:
О чем молятся святому
Иконография: Александр Ярославич Невский, святой благоверный князь. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 36 см, ширина 31 см. Святой князь представлен в рост, его лицо обращено к Спасителю, изображённому в левом верхнем углу. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
С давних пор благоверный князь считается покровителем воинов. К нему обращаются с молитвой о помощи в ратном деле. Такой образ святого, созданный еще деятелями петровской эпохи, неполон, поэтому стоит помнить, что князь был также заступником за обиженных, защитником вдов, сирот. Он известен твердым стоянием в православии. Наконец, был святой также великий молитвенник: именно иноком Алексием он отошел ко Господу. Поэтому обращаться к святому также стоит:
при нападениях врагов, гонениях, в том числе за веру;
при начале любого важного дела;
об укреплении или обретении веры в Бога;
в любых житейских неурядицах, скорбях, болезнях.
Это интересно: Как изображают святого князя Александра Невского на иконах
Каков же главный урок жизни, смерти, посмертной судьбы князя Александра? Может, он в том, что каким бы великим ни был политик, Господь смотрит не на лицо, а на сердце? Или –что живой и яркий человек куда интереснее любого мифа о нем? А может быть –что иной суд людской, а иной – у Господа? Тленность, либо нетленность тела по смерти – не показатель святости или греховности. Каждый, приходя к мощам, найдет у святого свое, близкое ему. И задумается.
Наталья Сазонова.
Богослужения
К началу XX века на территории монастырского комплекса было 12 действующих церквей. Сейчас, помимо Свято-Троицкого собора и храма преподобного Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе, литургии и богослужения проводят только в трех местах:
- Церковь святого благоверного князя Федора Новгородского
- Надвратная церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих радость
- Никольская кладбищенская церковь
Служба в Свято-Троицком соборе начинается ежедневно в 6-00 утра с братского молебна и заканчиваются в 17-00 вечерним Богослужением. По установленной в начале XX века традиции ежегодно, в день смерти Петра Чайковского, в соборе исполняют литургию Иоанна Златоуста, написанную композитором.
Архитектурные особенности Александро-Невской лавры
Монастырский двор с северной, южной и западной сторон ограничен корпусами. Если смотреть на лавру сверху, то весь комплекс напоминает большую букву «П». Доменико Трезини в своё время представлял комплекс лавры, как нечто среднее между резиденцией, дворцом и учреждением. В течение всего XVIII века над созданием обители трудились многие мастера зодчества. Большая часть зданий, в основном братские корпуса, выдержаны в стиле барокко.
Центральное место занимает во дворе Троицкий собор, выполненный в стиле раннего классицизма, и величественно возвышающийся над остальными постройками монастыря.
Действующие храмы
В наше время на территории лавры расположено девять храмов. Самое старое и величественное здание — Троицкий собор — был сооружен при Петре Великом. Архитектором храма являлся Теодор Швертфегер. Однако собор разобрали, а на его месте возвели новый во времена царствования Екатерины II по проекту Ивана Старова. Немного позже, в XVIII веке, в ансамбль вписались Благовещенская, Феодоровская и Надвратная церкви.
Благовещенская церковь Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
В XIX веке появились Исидоровская и Духовская церкви. Над проектом первой трудился Григорий Карпов. Вторую церковь создал архитектор Василий Петров. На кладбищах лавры стоят Тихвинская и Никольская церкви, а также храм Праведного Лазаря.
Лаврские кладбища
Первое кладбище, основанное на территории лавры в 1716 году, получило название Лазаревское. На нём похоронены многие известные деятели русской культуры, среди которых М. В. Ломоносов, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка и многие другие.
В 1823 году к лавре примкнуло Тихвинское кладбище, которое объединили с Лазаревским в Некрополь. Во второй половине XIX века в Некрополь вошло Никольское кладбище, которое до сегодняшнего дня остаётся действующим.
В шестидесятые годы XX века оно было сокращено во время проведения реконструкционных работ на Невской набережной.
Некрополь Александро-Невской лавры (Никольское кладбище)
Место погребения Александра Суворова
Александр Васильевич, великий русский полководец, был похоронен в Благовещенской церкви, находящейся в составе лавры. Произошло это в 1800 году. Военачальник был в преклонных годах, когда возвращался из очередного похода в родные края. Его хотел видеть император Павел I. В пути у Суворова начались серьёзные проблемы со здоровьем. Старые раны превратились в кровоточащие язвы, появилась угроза гангрены. Узнав об этом, царь направил к Александру Васильевичу своего врача, которому удалось поставить на ноги Суворова. Прибыв в столицу, полководец попал в опалу и не был принят императором. Это вызвало у него много печали и, в конечном счёте, привело к смерти.
Суворова похоронили в Благовещенской церкви, поскольку там нашли упокоение многие знатные особы, в том числе из царской фамилии. К тому же сам Александр Васильевич с глубочайшим уважением относился к Петру I, который заложил Свято-Троицкую лавру. Надпись на надгробии выполнена другом генералиссимуса — поэтом Державиным. Звучит лаконично — «Здесь лежит Суворов».
В 2002 году площадь возле лавры украсил памятник князю Александру Невскому. Скульптура прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем города, и стала его визиткой. Памятник создал В. Козенюк, изобразивший князя верхом на лошади. Сейчас он находится напротив входа в монастырь.
Мощи святого Александра Невского
Святой благоверный князь отошёл в мир иной, будучи в схиме. Случилось это в 1263 году. Практически сразу после смерти его стали почитать. Предпосылкой тому послужили чудесные знамения, которые видел святитель Кирилл, отпевавший усопшего князя.
Мощи благоверного князя Александра Невского в Александро-Невской Лавре
В 1380 году свершилось обретение святых мощей Александра Невского и с тех пор от них стали происходить многочисленные чудеса. Как уже было сказано, в Троицкий собор святыня была перенесена по приказу царя Петра Великого.
На заметку! Сегодня в монастыре братия совершает над ракой святого ежедневный молебен, поскольку он считается покровителем лавры.
Кладбища
В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.
Лазаревское кладбище
Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.
Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.
Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:
- Дж. Кваренги
- К. И. Росси
- А. Н. Воронихин
- И. Е. Старов
На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.
Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств
При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.
Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:
- Ф. М. Достоевский
- П. И. Чайковский
- И. А. Крылов
- И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства
Никольское кладбище
Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.
К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.
Храмы и церкви
Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:
- Теодор Швертфегер
- Пьетро Трезини
- Иван Старов
- Михаил Расторгуев
- Михаил Земцов и другие мастера
В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.
Благовещенская церковь
Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.
История существования
На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.
В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.
В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.
После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.
Свято-Троицкий собор
Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.
Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)
История строительства
В Петербурге по приказу Петра I в 1710 году начались работы по возведению Невского собора. 25.03.1713 г. состоялось его официальное открытие. Заведовал монастырем, также занимался его обустройством архимандрит Феодосий.
Под руководством архитектора Трезини, спустя 2 года, был спроектирован план комплекса Лавры. Ученый представлял это место в виде симметричного ансамбля из каменных сооружений, расположенных меж двух рек – Нева и Монастырка (Черная речка). Однако его реализация затянулась на длительный срок. Фото первоначального проекта Александро-Невской лавры можно посмотреть на карте официального сайта. Основные работы по строительству архитектурного ансамбля были осуществлены во времена правления монархов Елизаветы I и Екатерины II.
Построенный по первоначальному плану собор впоследствии был демонтирован. Архитектор Старов создал новый проект, где включил в состав комплекса весь левый берег Черной речки, а перед входом запланировал воздвигнуть площадь.
Церковь Святого Александра Невского при следственном изоляторе «Кресты»
Арсенальная наб., 7
Центральной постройкой архитектурного комплекса тюрьмы «Кресты», построенного по проекту архитектора Антония Томишко, по праву считается Церковь Святого благоверного князя Александра Невского. Она находится в списке Комитета по охране памятников истории и культуры города.
Храм с пятью куполами на верхнем этаже администрации «Крестов» был возведён силами заключенных. Но в отличие от строительства многих тюремных зданий, постройка церкви имени Александра Невского для заключённых стала возможной лишь благодаря частным пожертвованиям жителей города. Строительство было завершено в 1890 году, тогда же состоялось освящение храма.
После революции в 1918 году церковь в «Крестах» была закрыта, кресты с куполов сняты, а сам храм перешёл в ведение тюремной администрации. В 1999 году церковь вновь стала действующей, при священнике Александре Григорьеве куполам вернули кресты, был создан новый иконостас и отлиты новые колокола.
Фото: mitropolia.spb.ru
Благовещенская церковь
Возведение церкви началось в 1716 году на берегу Черной речки по проекту архитектора Доменико Трезини. Это двухэтажное здание с высокой башней стало первой каменной постройкой монастырского комплекса.
Вскоре, в 1718году, Трезини стал готовить другие проекты Петербурга, и руководство строительства возглавил Х.Конрат, при котором в 1719 году здание было возведено под крышу. В 1720 году его сменил архитектор Т. Швертфегер, который и завершил строительство храма.
Здание церкви представляет собой прямоугольник с башней, увенчанной граненым куполом на восьмигранном барабане. Архитектура постройки характерна для стиля кондового барокко. Это выражается и в отделке цоколя мощной рустовкой и в применении каннелюр дорического ордера и в наличии лепнины на фронтонах.
В одном здании располагается две церкви. В высокой башне – верхняя церковь Святого Великого князя Александра Невского. Освящение произведено 30 августа 1724 года в день чествования святого.
Еще 29 мая 1723 года Петр I повелел перенести в новую церковь честные мощи святого Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира. 30 августа 1724 года ковчег с мощами прибыл по Неве в новый монастырь и, по преданию, государь лично занес святые реликвии в храм, освященный в тот же день.
Над оформлением интерьеров верхнего храма работали многие мастера того времени. Восхищают лепные работы И. Росси, великолепный плафон, расписанный двумя художниками И. Н. Никитиным и И. Я. Вишняковым и иконы, которые написал Г. Гзель.
Нижняя Благовещенская церковь освящена 25 марта 1725 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Интерьер храма впечатляет работами талантливых мастеров. Это алебастровый иконостас, написанный И. Г. Адольским, И. Н. Никитиным и Д. Н. Соловьевым, резьба, выполненная резчиками Адмиралтейства и плоское перекрытие с плафоном «Имя Божие» кисти И. Г. Адольского и М. Л. Негрубого.
Но, несомненно, главным храмом монастырского архитектурного ансамбля является Троицкий собор.
Мастерские
Александро-Невская Лавра знаменита своими ремесленными мастерскими. В них создаются не просто предметы для отправления культа, а подлинные произведения искусства. О сбережении старинной иконографии заботятся специалисты, работающие в реставрационной мастерской. Ее организовали в конце 20 века по распоряжению епископа Назария. Активное участие в деятельности мастерской принимает профессор А.Крылов и иконописец Д.Мироненко. Под их руководством создан новый образ молящегося Александра Невского, изображенного на фоне Троицкой Лавры.
Мастера, трудящиеся в художественно-ювелирной мастерской, производят предметы для богослужения. В своих работах, они используют разнообразные техники – литье, эмалирование, резьбу, гравировку. Ювелирные изделия выполнены из благородных металлов, драгоценных и поделочных камней, редких пород дерева, слоновой кости. В Федоровском корпусе обители с 2006. размещается швейная мастерская. Её сотрудники разрабатывают дизайн материалов для церковного облачения и декора храмовых помещений. Источниками вдохновения часто служат музейные экспонаты, старинные иллюстрации.
С 1974 г. в Ленинграде действует творческая группа керамистов « Альфа». Она занимается созданием образцов новых фарфоровых изделий, в т.ч. с религиозной тематикой. Группа участвовала в выпуске штофа «Невский» с барельефом святого, пасхальных сувенирных яиц, серии фарфоровой посуды «Кижи». В 2007 году «Альфа» преобразована в отдельную художественную мастерскую, которая базируется на территории обители. Монастырь также имеет собственное гончарное производство. В гончарне налажено изготовление посуды, предметов домашнего обихода, игрушек. Продукция реализуется через магазин. Кроме того, в выходные дни для посетителей Лавры организуются мастер-классы. Их участники обучаются навыкам гончарного ремесла.
В конце 90-х гг. 20 в. при монастыре была организована киотная мастерская. Она специализируется на создании и реставрации окладов для хранения икон. Мастера также проводят консультации о правильном обустройстве иконостаса в домашних условиях. Особое место среди монастырских мастерских занимает печатно – графическая. Ее основная продукция – литографии, линогравюры, офорты. В процессе работы применяются старинные технологии ручного печатания. Иллюстрации обладают высокохудожественной ценностью. Они издаются малыми тиражами и являются предметами коллекционирования.
Центральный собор монастыря
Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.
В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.
Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.
Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.
В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.
Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.
Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.
К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.