Собор святого петра

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра. Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан, которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов, пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций, но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела. Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то к базилике, то к центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо делла Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше, чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена, таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карло Мадерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с Виа делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

Популярные достопримечательности

Все достопримечательности

Экскурсии и достопримечательности в Ватикане

В самом сердце Рима, на Ватиканском холме находится маленький город-государство – Ватикан. Это суверенная территория Святого престола, резиденция высшего духовного руководства Римско-Католической Церкви, а также одно из самых влиятельных государств мира.

Ватикан – это прекрасный архитектурный комплекс величественных памятников разных эпох, интереснейшие музеи, в которых собраны шедевры мирового искусства, и прекрасные сады. Самой главной достопримечательностью Ватикана (а также всего Рима) является собор Святого Петра. Это грандиозное сооружение – главный католический храм мира. Впечатляет своим величием и раскинувшаяся перед собором огромная одноименная площадь с монументальными колонами. Площадь Святого Петра была построена по проекту известного итальянского архитектора Лоренцо Бернини и является главными воротами Ватикана.

За собором Святого Петра находится потрясающий архитектурный ансамбль Ватиканских дворцов (папская резиденция). Он объединяет в себе огромное количество различных сооружений (дворцы, галереи, капеллы, часовни, музеи и т.д.), построенные в разные эпохи и в разных стилях и считается одним из самых красивых архитектурных комплексов мира. Садовые дворцы являют собой образцовый пример садово-паркового искусства. Среди самых интересных мест стоит выделить Апостольский дворец (дворец Сикста V), Бельведерский дворец, Сикстинскую капеллу, Зал Реджа, Королевскую лестницу, апартаменты Борджиа, Станцы Рафаэля, капеллы Никколина и Паолина. В великолепных музеях Ватикана представлено поистине уникальное собрание шедевров мирового искусства с древних времен — живопись, скульптуры, церковные реликвии и многое другое.

Знаменитая Сикстинская капелла является одной из главных достопримечательностей Ватикана, а также величайшим памятником эпохи Возрождения. Капелла знаменита прекрасными фресками работы таких выдающихся мастеров как Микеланджело, Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккьо и др. Именно в Сикстинской капелле (начиная с XV века) проходят конклавы — выборы нового Папы.

Ватиканская библиотека знаменита редчайшим собранием рукописей средневековья и эпохи Возрождения, прекрасной коллекцией инкунабул, огромным количеством книг и манускриптов. В библиотеке также имеется огромное количество интересных гравюр, географических карт, монет и медалей.

Огромную историческую и культурную ценность имеет и Ватиканская пинакотека, основанная еще папой Пием VI во второй половине XVIII века. Здесь выставлена уникальная коллекция живописи 11-19 веков. Главным образом, в пинакотеке представлены творения знаменитых итальянских мастеров, но имеется и коллекция византийского искусства, некоторые работы художников из других стран. Традиционно в собрание входят только произведения религиозной тематики.

Представлен в Ватикане и шедевр современного искусства – так называемый «Земной шар» работы итальянского скульптора Арнальдо Помодора. Он был приобретен при папе Иоанне Павле II в 1990 году и выставлен в центре двора Пинии. Огромная (4 м в диаметре) медная скульптура состоит из двух сфер, при этом маленькая (наша планета) размещается в большой (Вселенная). Изломанные зеркальные поверхности сфер несут глубокий философский смысл – как бы ни малы были люди в отношении Вселенной, их действия часто приводят к разрушению окружающего нас мира.

Прекрасная архитектура, уникальные музейные коллекции и неповторимая атмосфера Ватикана ежегодно привлекает огромное количество посетителей самых различных вероисповеданий.

Чаевые

Чаевые составляют 10%-15% от суммы заказа. Иногда в меню указано, что плата за обслуживание уже включена в цены. При обслуживании у стойки чаевые не приняты.

Часы работы учреждений

Церкви открыты с раннего утра до 12.00 или 12.30, затем они закрываются на 2-3 часа, вновь открываются после «сиесты» и работают до 19.00 или даже позднее. Основные соборы и базилики открыты весь день, но чаще график работы индивидуальный.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Перед собором расположена овальная площадь, окруженная массивными колоннами. Сам собор имеет внушительный вид, в высоту он достигает 136 метров, длина его составляет около 211 метров. Основой храма является массивный купол, который считается одним из символов Ватикана. Это сооружение из шестнадцати ребер, с окнами, расположенными по всей окружности, а барабан, на который опирается купол, украшен прекрасными коринфскими колоннами. На самой вершине конструкции возвышается крест.

Главный фасад с порталами

Главный фасад имеет два яруса и украшен пилястрами. Нижний ярус является конструкцией, состоящий из пяти бронзовых ворот. Ворота образуют своеобразные порталы, которые украшают изображения со сценами из Ветхого завета.

Каждый портал-вход имеет свое сакральное значение и функцию:

  • Филарете, или центральный портал, сохранился со времен первой базилики, здесь изображены Христос, Санта Мария на троне, святые Петр и Павел, а чуть ниже поместилась сцена их мученической смерти;
  • Святой портал используется редко — всего один год каждые 25 лет, он открывается в канун католического Рождества, а через год его снова замуровывают;
  • портал Смерти, или Судного дня, представляющий собой ворота с изображениями сцен убийства Петра, Гроба Господня, используется только для выноса тела умершего папы Римского;
  • портал Таинства в настоящее время является главным входом для туристов, он посвящен семи таинствам церкви: крещению, миропомазанию, причащению, покаянию, таинству священства, таинству брака и елеосвящению;
  • портал Добра и Зла украсил мастер Лучано Мингуцци в 70-х годах XX века.

Оформление купола

Купол Ватиканского храма опирается на четыре массивные колонны и имеет надпись-цитату слов Христа из Евангелия от Матфея. Цитата гласит о Церкви, Петре и ключах от небесного царства. Внутренний фасад купола украшен изображениями авторов Евангелия. Купольная площадка имеет балкон, с которого открывается завораживающий вид на Рим.

Правый Неф

Правый Неф собора представляет собой небольшую капеллу, в которой находится величайшее творения Микеланджело, выполненное им в возрасте 23-х лет. Скульптура мраморная «Пьета» была одной из первых работ, подписанных мастером. Так же в Нефе располагаются капелла Распятия, надгробие Матильды Тосканской, надгробие понтифика Григория VIII, которому обязан своим существованием григорианский календарь.

Внутреннее оформление

Внутренне оформление поражает своим величием и торжественностью. Собор Петра и Павла в Риме может вместить в себя более пятидесяти тысяч человек, что является уникальным для всех храмов мира. В центральном нефе на полу присутствуют отметки других великих храмов планеты, указывая, как легко они могут поместиться в здание собора.

Самым главным творцом внутреннего убранства храма считается Бернини. Его руке принадлежит центральный балдахин, увенчанный фигурами ангелов и являющийся настоящим произведением искусства. Также в центральной зале находится бронзовая статуя фигуры апостола Петра. Многочисленные прикосновения туристов, загадавших желание, сделали ступни статуи отполированными до блеска. Вершиной творчества Бернини является алтарь в центральном Нефе, кафедра которого украшена бронзой и позолотой.

Реликвии храма

Одной из реликвий храма является трон, сокрытый в кафедре, созданной Бернини. По правилам место, где хранится реликвия, должно напоминать о ней. Отдавая дань традиции, Бернини выполнил трон из бронзы, а барельефы описывают сцену передачи ключей апостолу Петру.

Гробница Святого Петра

Важнейшим сокровищем храма является гробница, где был похоронен сам святой мученик Петр. К гробнице ведут две лестницы, которые спускаются до уровня первой базилики. Здесь находится могила апостола. Над гробницей установлен алтарь, сотворенный Бернини, украшенный четырьмя колоннами и великолепным балдахином.

Ризница

Ризница собора в настоящее время представляет собой музей Сокровищ. Здесь собраны все важнейшие атрибуты и артефакты католического мира. Ризница принадлежит творению рук мастера Карло Марчионни, которому строительство ее поручил в 1776 году папа Римский Пий VI. Ризница пристроена к главному зданию собора.

Достопримечательности площади Ватикана

Главной достопримечательностью площади, конечно же, является сам собор Святого Петра. Его величественный фасад, высота которого вместе с куполом составляет 136 с половиной метров, в свое время поражал воображение паломников.

Выбираясь из тесных и темных улочек Рима, перед ними внезапно открывалось огромное, залитое солнцем пространство ватиканской площади с торжественно-монументальным грандиозным зданием церкви в обрамлении великолепной колоннады.

Колоннада Бернини

Построенная по проекту Бернини в 1656-1667гг. колоннада двумя эллиптическими по форме полукружьями ограждает площадь Святого Петра с обеих сторон. Четыре ряда параллельных колонн, увенчанных 140 статуями, скрывают от вошедшего на площадь паломника пространство, расположенное справа и слева от фасада величественной базилики, маскируя и, одновременно, не заслоняя его.

Таким оригинальным приемом гениальный архитектор добился частичного сокрытия вида на Апостольский дворец и прочие папские владения.

Тем не менее, увидеть все, что скрывается за массивной колоннадой Бернини можно, если найти на площади Святого Петра одну из двух круглых мраморных плит, вмонтированных в брусчатку. Они находятся в точках центра полукружий колоннады, по обе стороны от расположенных на площади фонтанов. Став на один из маркеров, все четыре ряда колонн сольются в одну, открывая взору пространство за колоннадой.

Фонтаны

Не меньшей достопримечательностью являются два практически идентичных фонтана, украшающих площадь. На первый взгляд кажется, что они сделаны рукой одного мастера, однако это не так. Расположенный слева от входящего на площадь Ватикана фонтан «Антика», согласно историческим свидетельствам, находился здесь уже с 1490 года, украшая плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой. В 1614 году древний фонтан был несколько изменен архитектором Карло Мадерно – он увеличил его высоту, поместив нижний, наиболее вместительный бассейн на восьмиугольное основание, заменил верхнюю малую вогнутую чашу выпуклой, а также украсил основание фонтана барельефами с папской символикой.

После того, как площадь Святого Петра была обрамлена колоннадой, по проекту Бернини в 1677 году был возведен еще один фонтан, практически ничем не отличавшийся от предыдущего. Авторство работы приписывается Карло Фонтана, хотя некоторые историки утверждают, что возможно его изготовил сам Бернини. Единственное различие между двумя средневековыми шедеврами состоит в нанесенной на них папской символике.

Для сохранения архитектурной симметрии фонтан Карло Мадерно пришлось перенести на новое место. Оба фонтана были размещены по обе стороны Ватиканского обелиска, вдоль разделяющей площадь Святого Петра горизонтальной осевой линии.

Возможно Вас заинтересует:

Ватиканский обелиск

По центру площади возвышается стела из красного гранита, установленная здесь при понтификате Сикста V в 1586 году. Единственный, оставшийся не разрушенным с древнейших времен египетский обелиск ранее украшал цирк Нерона. Уникальные работы, связанные с его перемещением и установкой на новом месте, проводились под руководством выдающегося инженера и архитектора Доменико Фонтана. Столь неординарное событие по воздвижению монумента было увековечено на одной из фресок Апостольской библиотеки в Ватикане.

Советуем прочитать

Скульптуры на площади Ватикана

У подножия ступеней, ведущих к базилике, с правого и левого углов ее фасада находятся две статуи – Святого Петра и Павла, выполненные итальянскими скульпторами Джузеппе де Фабрисом (1790-1860) и Адамо Тадолини (1788-1868) соответственно. Скульптуры, установленные в 1847 году, заменили собой находившиеся на этом же месте две предыдущие работы Паоло Такконе и Мино дель Реаме, которые с 1461г. украшали плато Санкти Петри перед Константиновской базиликой.

По центру верхней части фасада Собора находится статуя несущего крест Спасителя, со стоящей рядом фигурой, изображающей Крестителя Иоанна. По обеим от них сторонам расположены статуи 11 апостолов, причем фигура самого Петра отсутствует.

140 статуй, украшающие колоннаду, представляют собой экклесию молящихся святых (от др.-греч «ἐκκλησία» – народное собрание). Все громадные изваяния были выполнены в мастерской Бернини и по его эскизам.

Советуем ознакомиться

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) — католический собор, центральное крупное сооружение Ватикана и крупнейшая историческая христианская церковь в мире.

Над его созданием трудилось несколько поколений великих итальянских зодчих: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.

Строительство собора началось в 1506 году. Автором первого проекта стал Браманте, далее в работе участвовали Рафаэль, Перуцце, Сангалло. Микеланджело разработал конструкцию купола. Джакомо Порте и Виньола выстроили купольную конструкцию, Мадерна удлинил здание и оформил фасад. Проект площади перед храмом разработал в XVII веке Джованни Бернини, он же создал потрясающие детали интерьера.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна составляет 48 метров, а ширина — 118,6 метра. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати  апостолов.

Из портика в собор ведут пять порталов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII века «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» созданы в 1949 — 1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу.

Внутри собор поражает своей гармонией и строгостью пропорций, огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, а также множество замечательных произведений искусства.

В конце центрального нефа, находится бронзовая статуя Святого Петра XIII века.

Купол собора, имеет внутри высоту 119 метров, диаметр 42 метра и опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя святого Лонгина работы Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится еще один шедевр Бернини — огромный балдахин, высотой 29 метров,  в окружении 95 лампад. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра, которая включает в себя также кресло Святого Петра.

Собор Святого Петра

Справа от кафедры находится надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, а слева — надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта.

В правом нефе находится шедевр Микеланджело — мраморная «Пьета», созданная им на рубеже XV и XVI столетий, капелла Распятия, в которой хранится деревянное распятие конца XIII — начала XIV века, надгробие маркграфини Матильды Тосканской работы Бернини, надгробие Григория XIII, а чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой надгробие  Климента XIII.

В левом нефе  — надгробие Александра VII работы Бернини и надгробие Иннокентия VIII, созданное в 1490-х годах скульптором  Антонио Поллайоло.

В сокровищнице собора Святого Петра, пройти в которую можно через левый неф, хранится знаменитое рельефное надгробие папы Сикста IV, работы Антонио дель Поллайоло, а также папские тиары и украшенные реликварии.

Здесь можно увидеть усыпальницы Пап Римских, императоров, кардиналов, представителей королевских семей, а также небольшие часовни.

В Священных Гротах Ватикана похоронены двадцать один Папа Римский. На сегодняшний день, в гротах можно увидеть гробницы Пап Бонифация VIII, Пия XI, Пия XII, Сикста IV, Павла VI и Иоанна Павла I. Здесь же обрели покой император Священной Римской империи Оттон II, правивший в X веке н.э., королева Швеции Кристина, королева Кипра Шарлотта и многие другие знатные персоны.

Доступ в Священные Гроты осуществляется из трансепта базилики.

Время работы Собора Святого Петра
Вход в Собор Святого Петра открыт ежедневно: с апреля по сентябрь — с 07-00 до 19-00, с октября по март — с 07-00 до 18-30. Каждую среду, во время проведения понтификом общей аудиенции на площади, собор в утренние часы закрыт.

Стоимость посещения Собора Святого Петра
Вход в собор бесплатный. Вход в сокровищницу собора — платный. Священные Гроты Ватикана открыты для свободного посещения, однако попасть в некрополь можно только в сопровождении гида, предварительно заказав экскурсию.

Если вы хотите увидеть Ватикан сверху, то вам необходимо посетить обзорную площадку на куполе собора Святого Петра.

Подняться наверх можно пешком по 551 ступеньке, либо на лифте.

Обзорная площадка купола открыта ежедневно:с апреля по октябрь с 07-30 до 18-00, с октября по март — с 07-30 до 17-00.

Стоимость билета при подъеме пешком составляет 8 евро, на лифте — 10 евро.

Актуальную информацию о времени работы и стоимости билетов на смотровую площадку на куполе Собора Святого Петр можно уточнить здесь.

О месте Базилика Святой Пётр в веригах

Базилика Святого Пётра в веригах является одной из семи паломнических церквей Рима. Здесь расположен памятный монумент Юлия Второго.История возникновения
Базилика Святой Пётр в веригах относится к древнему историческому римскому периоду. Церковь была создана в пятом веке для хранения вериг Святого Апостола Петра на денежные средства императрицы Евдоксии (дочь византийского императора Феодосия Второго и Евдокии). По приданию, именно этими цепями был скован Святой Пётр во время своего ареста в Иерусалиме в 42 году. Это был период правления Ирода Агриппы. Эти вериги были отданы в дар папе Льву Первому императрицей Евдоксией. Существует легенда, что когда папа римский взял эти две цепи, которыми был прикован Апостол Пётр в момент истязаний в Риме, они были единым целым. В базилике имеется и вторая ценная реликвия периода Возрождения – скульптура Моисея, автором которой является Микеланджело. Базилика Святой Пётр в веригах в Риме за период своего длительного существования многочисленно реставрировалась. Самые основательные изменения были в одиннадцатом веке. Уже к концу пятнадцатого века церковь полностью перестроили. В 1475 году к лицевой части храма был добавлен портик. Его конструкция состоит из шести арок, которые поддерживаются опорами восьмиугольной формы. В верхней части опорного сооружения изображён герб папы римского Юлия Второго. Спустя некоторое время по проекту итальянского архитектора и скульптора к храму был добавлен клуатр.Архитектура
Внутреннее пространство церкви делится с помощью трёх нефов, имеющие двадцать дорических колонн. Эти колонны имеют более раннее происхождение, чем сам храм, поскольку они были созданы ещё в период имперского правления для неизвестного римского здания. Потолок базилики имеет художественное оформление на тему «Пётр в веригах». Эти работы проводились в восемнадцатом веке. В левом нефе находится мозаика, посвящённая изображению Святого Себастьяна. Отличительной чертой данного полотна  принято считать то, что автор изобразил святого с бородой. Возле алтаря слева располагается капелла, где находится образ «Снятие с Креста». Автором этого творения является Христофор Ронкалли. Также в базилике имеются гробницы выдающихся скульпторов: Антонио и Пьеро Полайоло. Над местом захоронения находится фреска, выполненная лично мастерами, а рядом располагаются два бюста с изображением лиц живописцев. Базилика расположила в себе два алтаря. В левой части трансепта располагается погребальный монумент, установленный в честь папы Юлия Второго. Именно здесь располагается известная работа Микеланджело – статуя Моисея. Автор изобразил Моисея с рогами – символ божественного сияния. С обеих сторон статую окружают другие две скульптуры из Ветхого Завета – Лии и Рахиль. Эти работы также выполнил Микеланджело. Одной из ценных реликвий, датируемой пятнадцатым веком, считается бронзовый реликварий, где расположены вериги Святого Петра.Окрестности
Базилика Святого Петра в веригах в Риме имеет большую популярность и культурную ценность. Рядом находятся такие достопримечательности как: Колизей, вилла Боргезе, площадь Испании и знаменитый фонтан Треви.Туристу на заметку
Базилику Святого Пётра в веригах туристы и паломники могут посетить в любой день недели. Часы работы: с 07:00 до 12:30, затем после перерыва храм открывает свои двери с 15:30 до 18:00 часов. В летний период базилика работает на час дольше в вечернее время.

Как добраться до площади Святого Петра

Белая линия, нарисованная на каменной брусчатке площади, является государственной границей Ватикана.

Существует несколько способов, чтобы добраться до Ватикана:

  1. Пешим маршрутом.
  2. Метро – линия A, до станции «Ottaviano».
  3. Автобусным маршрутом по остановкам:
    • ост. «Piazza del Risorgimento» — № 23, 32, 81, 590, 11(ночной);
  4. ост. «Crescenzio/Risorgimento» — № 49, 492, 982, 990, 10(ночной);
  5. ост. «Cavalleggeri/Fornaci» — № 64;
  6. ост. «Cavalleggeri/San Pietro» — № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные).
  7. Трамваем № 19 – остановка «Piazza del Risorgimento».
  8. Региональные поезда – остановка «Roma S.Pietro».
  9. Такси.

Пройти к площади лучше всего от замка Сант-Анджело по улице Примирения – Via della Concilazione.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector