Кафедральный собор святых петра и павла

Наставники

Собор Святого Петра и Павла (Москва) примечателен тем, что наставниками тут выступают не только мужчины, но и женщины. При этом сестры имеют в служении те же права, что и братья.

Женское служение в немецких церквях началось еще в XIX веке, однако Россия пришла к этому позже. В 90-е годы, во время активного восстановления структуры ЕЛЦ, была ординирована (рукоположена в священники) первая женщина – Инесса Тирбах. Сейчас ее место занимает Пропст Елена Бондаренко.

Подробнее о ней и других наставниках в таблице:

Собор Святого Петра и Павла, Москва. На фото наставник Дитрих Брауэр, назначенный в 2020 году.

Наставник Должность Введение в должность Факты биографии
Елена Бондаренко Пропост 16 декабря 2012 Родилась 19.09.1975 года в г. Самаре. Там же получила диплом филолога-германиста и переводчика. В 2006 году защитила диссертацию по германским языкам, прошла курсы углубленного изучения теологии и викариат в англиканской общине.
Дитрих Брауэр Архиепископ 8 февраля 2020 года Родился 03.01.1983 года в г. Владивостоке. Учился в Москве. С 2005 по 2010 год был пастором Гусевского региона. Весной 2011 года, по результатам голосования участников XVIII Синода был избран епископом. Осенью 2012 года по результатам голосования участников Синода стал исполнять обязанности Архиепископа.
Виктор Вебер Пастор Сентябрь 2013 года Родился 02.06.1975 года в г.Абакане. Получил теологическое и экономическое образование в Новосаратовке. Практиковался в Калининградском пропстве. Затем был переведен в Москву.
Артис Петерсон Пастор Ноябрь 2020 года Родился 18.11.1983 года в г. Даугавпилсе. Закончил Институт Святого Фомы и Новосаратовскую Теологическую Семинарию. Служил проповедником Центрального пропства лютеранской церкви.

Персоналии

Пасторы

Иоганн Готфрид Грегори Генрих фон Дикгоф Теофил Мейер

  • 1626—1647 Якоб Нойенбург
  • 1648—1657 Иоаким (Иван ) Якоби
  • 1657—1688 Иоганн Дитрих Фокерот
  • 1670—1675 Иоганн Готфрид Грегори
  • 1675—1682 Петр Ран
  • 1683—1695 Иоаким Майнке
  • 1695—1699 Франц Лоренс Шрадер
  • 1699—1721 Ульрих Томас Ролоф
  • 1700—1707 Юстус Самуил Шаршмидт
  • 1710—1711 Петр Штапенбек
  • 1715—1720 Иоганн Гассенштейн
  • 1720—1739 Иоганн Райхмудт
  • 1722—1725 Фирот
  • 1733—1743 Иоганн Нойнбауэр
  • 1743—1753 Иоганн Люткен (Лютке)
  • 1753—1775 Карл Готфрид Минау
  • 1776—1801 Иоганн Михаил Ерземский
  • 1776—1811 Вениамин Гайдеке
  • 1811—1842 Фридрих Христофор Юстус Гёринг
  • 1842—1862 Карл Генрих Вильгельм фон Дикгоф
  • 1858—1911 Генрих Генрихович фон Дикгоф
  • 1862—1866 Карл Фридрих Вильгельм Коссман
  • 1867 Фридрих Генрих Вильгельм Келлер
  • 1866—1901 Павел Виктор Гуго Эверт
  • 1869—1873 Иоганн Фердинанд Эмиль Берг
  • 1876—1888 Иоганнес Гершельман
  • 1887—1888 Карл Ирбе
  • 1888—1920 Оскар Фрей (пастор эстонской общины)
  • 1888—1890 Л. Кенигсфельд
  • 1890—1894 Вильгельм Эдуард Михаэль Ферманн
  • 1894—1895 Иоганс Парштраус
  • 1894—1895 Феликс Шпёрер
  • 1895—1901 Рихард Вальтер
  • 1895—1904 Константин Кох
  • 1907—1908 Александр Зигфрид
  • 1911—1928 Теофил Фёдорович Мейер
  • 1911—1921 Бруно Краузе
  • 1924—1932 Михаил Лаппинг
  • 1928—1936 Александр Штрек
  • 1992—1994 Гуннар Фолкхерр Отила фон Шлиппе
  • 1994—1996 Александр Васильевич Дроздов
  • 1994—1995 Иоганнес Лаунхард
  • 1995—1996 Мартин Бер
  • 1997—2001 Петер Ури
  • 1997—2011 Дмитрий Романович Лотов
  • 2003—2009 Готфрид Шпит
  • 2010—2011 Дитрих Эрихович фон Бюлов-Штернбек (урожд. Дмитрий Борисович Амусьев)
  • c 2011 Андрей Викторович Бобылёв

Органисты

  • 1872—1915 Иван Августович Бартц (нем. Johannes Bartz)
  • 1926—1936 Эрнст Хёршельманн (нем. Ernst Hörschelmann)
  • 2002—2011 Юлия Николаевна Лотова
  • 2011—2012 Дмитрий Феликсович Ушаков
  • c 2012 Ирина Шашкова-Петерсон

Известные члены общины

  • Лаврентий Алферьевич Блюментрост (1619—1705) — придворный медик; похоронен при церкви.
  • Иоганн Готфрид Грегори (1631—1675) — один из организаторов и режиссёров первого театра в России.
  • Лев Герасимович Кноп (1821—1894) — 1-й гильдии купец, представитель российского еврейского баронского рода, перешедшего в лютеранство.
  • Анна Ивановна Монс (1672 или 1675—1714) — фаворитка Петра I.
  • Борис Викторович Раушенбах (1915—2001) — один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

История Собора свв. Петра и Павла

Первыми лютеранами в Москве были приглашенные в шестнадцатом веке из Европы ремесленники, врачи и купцы. Тогда отношение к «иноверцам» было весьма неоднозначное.
В 1694 году Пётр Первый заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая была освящена при его личном присутствии.

Во время Большого Московского пожара 1812 года храм сгорел, а приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест.
18 августа 1819 года храм освятили. В феврале 1837 года в нём впервые зазвучал орган.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и приезжие исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

В 1862 году была произведена реконструкция Собора в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта, и уже в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года.

В 1928 году также была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган 1898 года, а также похищенный крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе.

Службы в Кафедральном соборе были прекращены ещё в 1936 году.

В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора в Москве.

В июле 1992 года здание было возвращено общине решением Правительства Москвы. В 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. 30 ноября 2008 года состоялось освящение возрождённого собора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. С 2005 года ведётся восстановление деталей исторического интерьера.

Архитектура Сент-Пола

Разработкой проекта Кристофер Рен занимался несколько лет. Власти утвердили лишь третью его идею, и в 1675 году началась стройка. Вскоре после этого правящий Англией монарх Карл II настоял на том, чтобы у Собора был огромный купол, повторяющий купол базилики Святого Петра — главной церкви Ватикана и Римской католической церкви, что символично, учитывая все предшествующие попытки протестантов освободиться от власти Папы.

Здание собора имеет форму креста и вытянуто в длину на 175 метров. Оно состоит из двух этажей и подвала, в котором находится крипта. Стены сделаны из камня, местами используется ясень. Они имеют большую толщину, так как служат опорой для тяжелых конструкций — вес одного только свинцового купола составляет 65 тысяч тонн!

К слову, именно купол является наиболее примечательной деталью облика собора. Он держится на барабане, который отчетливо делится на два уровня, а венчает купол башенка, которая также состоит из 2 ярусов. На ее вершине установлен золотой крест. Вместе с ним высота собора составляет 111 метров или 365 футов. Цифра неслучайна — она отсылает к количеству дней в году и увлечению Кристофера Рена астрономией.

Издалека можно разглядеть непрерывную колоннаду, выстроившуюся вокруг нижнего уровня барабана. Эта деталь — главное отличие купола Сент-Пола от ватиканского «собрата». Прием называется перистиль, в конструкции Рена он выполняет не только декоративную, но и несущую функцию, являясь опорой для второго уровня и структур купола. Второй уровень представляет собой внешнюю галерею с балконом, которая обходит барабан по кругу. Ее называют «каменной галереей», чтобы подняться на нее, надо преодолеть 376 ступеней.

На вершине купола находится двухъярусная башня на квадратном основании. Нижний уровень окружен «Золотой галереей», знаменитой открывающимся с нее панорамным видом на город. Верхний уровень построен в форме маленького храма, поддерживающего небольшой купол, на котором закреплен золотой шар и поднимающийся из него крест.

Вид на Лондон с Золотой галереи Сент-Пола, Liubov Tukalo

Также примечательна западная сторона храма, облик которой решен в классическом стиле с использованием двухуровневого портика с опорами в виде парных колонн. Обрамляют эту композицию 2 башни, в одной из которых расположена звонница с 12 колоколами, а в другой находятся часовой циферблат и 4 колокола, включая «Большого Пола» и «Большого Тома».

Грандиозный и по сегодняшним меркам проект удалось реализовать за счет введения налога на уголь. Учитывая жестокость английских холодов, мера оказалась непопулярной, но эффективной. С тех времен пошла поговорка, что Сент-Пол построен на стуке зубов. Собор осветили в 1697 году, последний камень положили в 1708-м, а официально открыли в 1711-м, хотя еще несколько лет добавляли резьбу и статуи на фасад.

Современники восприняли неоднозначно: одних восхитила пышность, другие увидели лишь слепое подражание тяжеловесному стилю Ватикана. Судьба новой церкви сложилось счастливо. Даже во время бомбежек Второй мировой храм получил незначительные повреждения. С 1996 по 2011 год в соборе состоялась масштабная реставрация.

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет…»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A. Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма. Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Троицком соборе в Троицко-Сергиевом монастыре.

Примечания

  1. Чулков Н. П. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Концерт Шарля-Мари Видора в лютеранской церкви свв. Петра и Павла в Москве упоминается в статье об органе Большого зала Московской консерватории
  3. Лолейт Артур Фердинандович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014. — Т. Том I. Лица Москвы: .
  4. Джунковский В. Ф. Глава 4. 1908 год. // Воспоминания / Под общей редакцией А. Л. Паниной. — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1912. — Т. 1.
  5. Лиценбергер, 1999, с. 85.
  6. ЦИАМ, ф. 294, д. 10
  7. Die christliche Welt, № 9 (1939) // РГВА. Ф. 1363k, Оп. 5, Д. 64, Л. 49.
  8. Ключ от храма: собор Петра и Павла в центре Москвы передан в собственность лютеран
  9. Ломтев Д. Немецкие музыканты в России: к истории становления русских консерваторий. — М.: Прест, 1999. — С. 21. — 208 с.
  10. Orgelbau Reinhard Hüfken.
  11. См. Список действующих духовых органов в Москве
  12. Органы России : Энциклопедия / авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун, М. В. Воинова. — М.—СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — ISBN 978-5-98712-097-2.
  13. Распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2007 N 2229-РП
  14. Городской реестр культурного недвижимого наследия города Москвы: О. В. фон Дессин Архивировано 28 января 2012 года.
  15. Лиценбергер, 1999.
  16. Цветаев Д. В., 1886, с. 51.
  17. Геринг, Фридрих-Христофор-Юстус // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  18. Назначен органистом в 1872 году, среди источников Biografija.Ru: Бартц Иван Августович (недоступная ссылка). Упоминается в справочнике «Вся Москва» за 1914 год. В справочнике за 1917 год уже не упоминается. Предположительно был органистом до 1915—1916 годов.
  19. Томан, Инга. История в судьбах. — М.: Готика, 2008.
  20. Лиценбергер, 1999, с. 39.

Информация для посетителей

Уникальная акустика собора позволяет слушать музыкальные произведения с любого места в зале. Однако ввиду того, что большинство произведений сопровождается анимацией, проецирующейся на купол собора, лучшими считаются места, расположенные в центральном партере и на центральном балконе.

Неудобными местами считаются те, которые располагаются в боковых нефах партера и на боковых балконах и не позволяют видеть визуальную составляющую концертов. Они обозначены особым образом на схеме зала и стоят немного дешевле.

Вход на большинство концертов осуществляются по билетам, которые можно приобрести на официальном московском сайте заранее или купить у сотрудников непосредственно в день проведения мероприятия (но не позднее, чем за 60 мин до начала). Деньги, полученные сотрудниками собора за входные билеты, значатся как пожертвования Собору Святых апостолов Петра и Павла.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Архитектор и внешняя отделка собора

Самобытная архитектура собора, выполненного в стиле эклектики с элементами модерна и неоготики по проекту В.А. Косова, отличает его от любых других церквей страны. Для внешней отделки фасада выбран необычный песочно-кремовый оттенок.

Центральный вход и декоративные элементы окрашены краской насыщенного шоколадного цвета. А главы выполнены в нейтральном ахроматическом тоне, который объединяет все цвета здания воедино

Портал привлекает внимание масштабным обрамлением с подробно разработанной орнаментацией и рельефной арочной дверью

Узкие оконные проемы разделены каменными переплетами и декорированы стрельчатыми арками. А главное окно в верхней части фасада украшено «готической розой» — традиционным симметричным ажурным переплетом узоров массверков.

По обеим сторонам остроконечной башни, достигающей 62 м в высоту, установлены красивые старинные часы. Над часами арочные проемы с богатыми каменными капителями, имитирующими кресты завитками листьев-акантов.

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Что случилось после революции

После декрета об отделении церкви от государства все имущество церкви национализировали, а учебные заведения при соборе закрыли. От членов прихода потребовали сдать все деньги и ценные бумаги в течение 3 дней, а после оштрафовали за отказ подчиниться.

После переноса столицы в Москву церковь получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора Советского Союза и резиденции епископа. Однако это не сильно повлияло на судьбу прихода: ценности были изъяты, количество прихожан сокращалось.

Через 4 года лютеранская церковь в Немецкой слободе была закрыта и разрушена, члены церковного совета и пастор расстреляны. В 1938 году здание передали Красногвардейскому районному совету для перестройки в кинотеатр. Через несколько лет строение передали студии «Диафильм», которая занялась перепланировкой здания внутри, а в середине XX века разобрала шпиль. Однако юридически церковь никогда не была закрыта.

Здание вернули религиозной общине в 1988 году, в 1991 году была получена регистрация в Управлении юстиции Моссовета. «Диафильм», владевший на тот момент строением, выделил для богослужений небольшой зал, где с сентября того же года возобновились воскресные службы. Уже на следующий год церковь получила постоянного пастора — Гуннара фон Шлиппе.

Однако уладить все проблемы с «Диафильмом» (студии некуда было выселяться) удалось только к 1997 году, хотя с момента передачи собора лютеранской общине уже прошло 5 лет. Постепенно все строения, принадлежавшие лютеранам, были возвращены, с 1997 года началась реставрация.

В декабре 2005 года состоялось освящение престола, в ноябре 2008 года — самого собора. Символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви прошла в конце октября 2017 года. Сегодня в Петропавловском соборе хранятся ценности, доставшиеся ему от разрушенного собора святого Михаила:

  • библия середины XVII века;
  • алтарь XVIII века;
  • орган конца XIX века;
  • крест епископа Майера.

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk
    ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Орган Кафедрального Собора

В настоящее время в Соборе звучит исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр», который был передан возрожденной общине свв. Петра и Павла в конце прошлого века.
С 1898 года этот орган находился в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе Москвы. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году немецкой фирмой «Рейнхард Хюфкен» был произведен капитальный ремонт инструмента, после чего установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Во время концерта в Соборе

Исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer, Frankfurt (Oder), opus 755) Евангелическо-лютеранского Кафедрального собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве (после органа Дома музыки, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Католического собора и церкви евангельских христиан-баптистов), а также одним из самых старых органов в России.

Внутри храма

Все пространство церкви едино, но отчетливо делится на части посредством архитектурных элементов. Есть неф, хоры, несколько часовен в честь различных святых. Своды хора декорированы мозаикой, созданной в XIX веке художником Уильямом Блейком Ричмондом. Интерьер имеет много резных и кованых деталей.

Купол опирается на 8 арок, над которыми проходит карниз, служащий основой для Шепчущей галереи. Это круговая галерея единственная из трех галерей расположена внутри собора. Шепчущей ее назвали потому, что любые слова, произнесенные на ней тихо или шепотом, из-за удивительных акустических свойств можно расслышать в любой ее точке.

Купол украшен картинами Торнхилла, а внутреннее пространство церкви — скульптурами Гринлига Гиббонса. В южном приделе находится копия полотна Уильяма Холмана Ханта «Свет мира», в северном приделе — статуя Мадонны с младенцем работы Генри Мура. В крипте размещено около 200 памятников и захоронений, в том числе адмирала Нельсона и победителя битвы при Ватерлоо герцога Веллингтона, а также создателя собора архитектора Кристофера Рена.

Как доехать на общественном транспорте

Добраться до собора общественным транспортом также не составляет труда.

Неподалеку располагается сразу три остановки:

  • Армянский переулок (на расстоянии около 390 м).
  • Солянка (на расстоянии около 400 м).
  • «Китай город» (на расстоянии около 450 м).

От центра города можно пройти пешком, свернув с Красной площади в направлении улицы Варварки. Время в пути неспешным шагом составляет около 20 – 25 мин.

Наиболее подходящие автобусные маршруты — 158 («3 Павелецкий проспект — Политехнический музей») и М5 («Нагорный бульвар — Политехнический музей»). Ближайшая станция метро — «Китай-город». Если выйти на улице Забелина нужно двигаться в сторону церкви князя Владимира, а затем повернуть налево.

А если выйти на улице Маросейка, то двигаться в сторону Космодамианской церкви, а затем свернуть направо. Из отдаленных районов в нужном направлении следуют поезда Курского, Савеловского, Рижского и Белорусского направления: «Звенигород‎→Царицыно», «Усово‎→Икша», «Нахабино‎→Щербинка», «Нахабино‎→Львовская» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector