Дворец игоря шувалова, на который запрещено смотреть

Шедевры коллекции – украшение музея

Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.

Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.

Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.

Выставочные залы дворца Шувалова

В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.

По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:

  1. Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
  2. Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
  3. В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
  4. Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
  5. Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
  6. Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  7. Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
  8. Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
  9. Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
  10. Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.

Картины в музее

Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:

  • В. Поленова;
  • К. Маковского;
  • И. Айвазовского;
  • В. Аммона;
  • А. Харламова;
  • П. О. Ренуара;
  • К. Коровина;
  • Анри Мартена;
  • Г. Семирадского;
  • К. Брюллова;
  • Луи Вальта;
  • К. Горбатова.

Ювелирные яйца музея «Фаберже»

На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:

  • Ренессанс;
  • Курочка;
  • Бутон розы;
  • Коронационное;
  • Ландыши;
  • Петушок;
  • Лавровое дерево;
  • 15-я годовщина царствования;
  • Орден Святого Георгия;
  • Воскресение;
  • Весенние цветы;
  • Курочка Кельха;
  • Шантеклер;
  • Скандинавское;
  • Яйцо герцогини Мальборо.

Первый период. Пруды, регулярный парк, Малый дворец.

Первый период обустройства усадьбы относится к 1746-1780 годам и протекал под руководством графов Петра Ивановича (1711-1762 г.г.) и Андрея Петровича Шуваловых (1742—1789 г.г.). О заслугах каждого из них перед отечеством есть по огромной статье в Википедии.

Петр Иванович Шувалов и Андрей Петрович, отец и сын, первые владельцы усадьбы

В это время разбивается регулярный парк с центром у пруда «Звезда». Пруд на самом деле имеет круглую форму, а от него в разные стороны лучами расходятся 10 аллей, именно благодаря зведообразной аллее, соединявшей эти лучи пруд и обрел свое имя. Уже на планах Парголовской мызы 1770 года можно увидеть эту часть парка.

Пруд «Звезда»

Во второй половине XVIII веке Шуваловский парк наряду с тогда еще не застроенным Елагиным островом был одним из центров масонства в Санкт-Петербурге.

Карьеры, где местные крестьяне в XVIII добывали глину для изготовления посуды углубили и образовали два разно уровневых пруда и насыпную гору «Новый Парнас», обиталище муз по аналогии с одноименной горой в Греции. Перепад высоты между верхним прудом «Шляпа Наполеона» и нижним «Рубаха Наполеона» составляет порядка 3 метров. Такие странные названия прудам дал граф Павел Андреевич Шувалов (1776-1823), сын Андрея Петровича (см портрет выше), герой Отечественной войны 1812 года. П.А.Шувалов состоял в карауле Наполеона и сопровождал его в ссылку на остров Эльбу.

Верхний пруд «Шляпа Наполеона» и нижний пруд «Рубаха Наполеона»

Насыпной горе «Новый Парнас» была придана треугольная форма, а вокруг нее было образовано 10 террас, засаженных кустами сирени. Треугольная форма – масонский символ, стороны треугольника – свет, тьма и время. Сейчас холм «Новый Парнас» находится в ужасном состоянии. Террасы еле угадываются среди леса.

Вид на новые кварталы Парголово с горы Новый Парнас

Во время Великой Отечественной войны в горе находился один из командных пунктов Ленинградского фронта, подземные ходы там сохранились еще с графских времен. В 1991 году двое мальчишек полезли в эти ходы и их там завалило, в связи с чем в парк загнали тяжелую технику, раскопали весь холм, да так и бросили, в результате холм «Новый Парнас» потеряла 15 метров высоты. Один из мальчиков погиб. Сейчас все подземные ходы завалили во избежание повторения несчастных случаев.

В 1770-е годы в парке возвели два кирпичных дворца, один из которых сохранился до настоящего времени. Этот дворец называют Малым дворцом.

Малый дворец Шуваловского парка

Все дворцы в наше время расположены на охраняемой территории НИИ Токов высокой частоты и подойти к ним не возможно. Можно только посмотреть на них через забор сквозь решетку. Фотографии дворцов я сделала, просовывая объектив между прутьями решетки.

Забор вокруг НИИ Токов высокой частоты

Состояние дворцов оставляет желать лучшего, в них сейчас находятся лаборатории НИИ.

Гора «Старый Парнас» имеет вид просто холма, поросшего лесом, о былом величии ничего не напоминает. Рядом со «Старым Парнасом» сохранились остатки каменной скамьи. В былые годы с нее, якобы открывался вид на Финский залив, но простое измерение по карте говорит о том что расстоянии по прямой до Финского залива порядка 12 км. Холм, где стоит скамья достаточно низкий, а окрестные деревья высокие. Вид мог открываться только если деревьев по прямой почти не было, что само по себе странно. Сейчас видимость до ближайшего препятствия порядка 300 метров.

Останки каменной скамьи в Шуваловском парке

Музей Фаберже залы

Рыцарский зал

В Рыцарском зале размещены кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.

Красная гостиная

В Красной гостиной, во втором выставочном зале, собраны лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.

Синяя гостиная

Синяя гостиная — это главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.

Золотая гостиная

В Золотой гостиной, бывшей столовой, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Аванзал

В аванзале представлены ювелирные украшения и аксессуары, а так же предметы быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.

Белая и Голубая гостиные

В Белой и Голубой гостиных представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.

Готический зал

В Готический зале, бвший кабинет графа Шувалова, здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков.

Выставочный зал

В выставочном зале, когда то домашний музей Шуваловых, сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.

История приобретения Шуваловского парка

Есть две версии приобретения фамилией Шуваловых этих земель. По одной из них земли достались Петру Ивановичу Шувалову (1711-1762 г.г.) от Екатерины I в подарок, по другой версии земли достались Петру Ивановичу от Елизаветы Петровны в дар за поддержку во время переворота 1741 года, приведшего Елизавету на трон. Смысл в обоих случаях одинаковый, земли достались Шуваловым в дар от царствующего дома Романовых с целью их освоения.

В более ранние времена парголовские земли принадлежали Новгородской республике, а в течение 100 лет до Северной войны (1700-1721 г.г.) земли принадлежали Шведскому королевству, в связи с этим в населении сначала преобладали финские крестьяне, численность которых постепенно уменьшалась вплоть до начала XX века.

Петр Иванович Шувалов, получив обширное имение, простиравшееся от Поклонной горы до нынешнего Мурино, переселяет сюда своих крестьян из Суздальской губернии. Этим и объясняется название близлежащих Суздальских озер.

Далее я буду знакомить вас с состоянием парка в хронологическом порядке его строительства.

«РОСТЕХ» — это перспективно

Впрочем, ВНИИТВЧ – это все-таки не только уникальные исторические здания, в стенах которых он расположен уже почти семьдесят лет. Это — мощный научный центр с непростой судьбой, трудным настоящим, но, хочется надеяться, оптимистичным будущим. Чем же сегодня живет ВНИИТВЧ?

 Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. Фото предоставлено ВНИИТВЧ.

Генеральный директор института Петр Яременко:  — До конца 1980-х годов это был процветающий институт, в его научно-производственную площадку входило пять заводов, которые выпускали серийную продукцию, разрабатывавшуюся в институте. Наши заводы были на Урале, на Украине, в Армении, под Москвой. Все они потом стали акционерными обществами и живут сами по себе. На 1990-й год институт и пять опытных заводов насчитывали порядка 10 тысяч сотрудников. Сейчас во ВНИИТВЧ немногим более ста сотрудников. В нашем распоряжении сегодня есть только опытное производство, которое находится здесь, на территории института. Мы можем изготавливать тут штучные экземпляры по индивидуальным заказам. 

Нашими наработками пользуются фактически во всем мире, но о том, что изобретения были сделаны у нас, как-то забывают. Далеко ходить не надо: сегодня в каждой кухне есть микроволновая печь. А первое такое устройство было изобретено здесь, в нашем институте, еще в 1965 году.

Уверен: еще как минимум лет пятьдесят институт будет востребованным, а если мы перейдем на альтернативные источники энергии, которые будут преобразовываться в электричество, то наши разработки будут все более и более актуальными. Токи высокой частоты – это не только атомные станции, ТЭЦ, ГЭС и тому подобное. Все то, что создает электричество, может быть использовано в токах высокой частоты. А от закалки металла никто никогда не откажется. Это одна из основных, на сегодняшний момент, возможностей сделать металл как можно более прочным. До тех пор, пока металл будет использоваться в любом производстве, работа над изменением свойств металла никуда не денется.

Поэтому, институт занимается не только закалкой металла, но и разработками ультразвуковых установок, позволяющих получать новые свойства металлов, применяемых, в том числе, и в медицине. Давным-давно мы разработали ультразвуковые скальпели. Первый ультразвуковой скальпель для микрохирургии глаза был создан именно у нас, а никак не в Германии. Над выращиванием кристаллов весь мир работает по наработкам нашего института. У нас еще продолжают трудиться люди, которые отдали институту всю свою жизнь. У нас есть уникальные специалисты, равных которым нет во всем мире. Их опыт и знания ни в коем случае не устарели. 

Наша структура следующая: ВНИИТВЧ – акционерное общество. Акции сейчас передаются госкорпорацией «Ростех» в управление холдингу «РТ-Химкомпозит». Это 100% дочернее предприятие ГК «Ростех», оно руководит жизнью предприятия.

Какие у ВНИИТВЧ перспективы на ближайшие годы? Есть несколько направлений – индукционный нагрев, высокочастотная закалка, ультразвуковая очистка. Эти направления развивались здесь много лет, они и сегодня востребованы. Мы сейчас максимально продвигаем кооперацию внутри нашего Холдинга. Чаще всего ВНИИТВЧ выполняет работы, больше похожие на научно-исследовательские. Причем такие, которые никто никогда не делал, а мы за них беремся.

«Ростех» рассмотрел план финансового оздоровления ВНИИТВЧ на 2017-2021 годы. Он подразумевает оптимизацию имущественного фонда, оптимизацию расходов, увеличение заказов по тем моментам, которые мы можем сделать в части серийного изготовления, увеличение кооперации с предприятиями ГК «Ростех».

Мы налаживаем работу с институтами: нашими площадками всегда были Политехнический институт и ЛЭТИ. Ведем переговоры о привлечении к нам молодых специалистов. Перспектива работать внутри комплекса «Ростеха» — очень хорошая. Это крупнейшая в России государственная корпорация, и работа в ней так же престижна, как в «Газпроме» или «Лукойле». Мы можем гарантировать интересную работу, возможность развиваться в научном плане, здесь очень много шансов получить научную степень. Здесь есть широкий простор для научно-производственной работы.

История Шуваловского Дворца и создания музея

Точная дата постройки роскошного здания на набережной Фонтанки не установлена. Предположительно дворец относится ко 2-ой половине 18 столетия. По внешнему виду, он напоминает стиль, присущий архитектору Д.Кваренги. Изображение дома можно увидеть на популярной гравюре «Набережная Фонтанки у Аничкова моста» Б.Патерсена. Первоначально зданием владел граф Воронцов. В конце 18 в. его выкупила М.А.Нарышкина. Она решила использовать помещения для размещения личной коллекции произведений искусства. В Музеуме Нарышкиной были собраны картины, скульптуры, оружие, часы, нумизматика и прочее. Хозяйка часто устраивала приемы, где бывали знаменитые литераторы (Пушкин, Крылов, Карамзин) и живописцы (Брюллов).

Посещение бала наследником короны, превратило усадьбу Нарышкиных в центр светской жизни российской столицы. После замужества С.Л.Нарышкиной, дворец в качестве ее приданного, перешел во владения Шуваловых. В 1844-1859 гг. здание перестроили. Авторами проекта выступали архитекторы Б.Симон и Н.Ефимов. Корпус приобрел черты в стиле неоренессанса. Шуваловский дворец служил петербургской резиденцией графской семьи вплоть до начала 1-ой мировой войны. В 1914 г. Е.В.Шувалова передала дом для нужд военного госпиталя. В комнатах разместили лазарет для раненных офицеров. В 1918 г. дворец перешел в собственность советского государства. Однако большинство ценностей удалось спрятать в надежных тайниках.

Их обнаружили и вскрыли в 1919 г. Найденные сокровища передали в учрежденный Музей дворянского быта. Он существовал с 1919 до 1925 г. Позже Шуваловская коллекция перешла в фонды Государственного Эрмитажа и Русского музея. В конце 20-х гг. в корпусе функционировал Дом Печати, в 30-х гг. – дом техники и проектный институт. Во время войны дворец неоднократно подвергался бомбовым ударам и получил значительные повреждения. Понадобилось несколько реставраций (50-60 гг.), чтобы вернуть залам прежний вид. С 1963 г. в Шуваловском палаце размещался Дом дружбы народов. В начале 21 в. дворец отдан в аренду фонду В.Вексельберга «Связь времен».

По решению мецената, здание переоборудовано в музей. Реконструкция осуществлялась на протяжении 7 лет. Открытие состоялось в 2013 г. Главным достоянием экспозиции стала коллекция пасхальных яиц Фаберже (14 экземпляров), а также другие изделия известного ювелира. В планах фонда создание сети подобных музеев в разных уголках РФ. Музей Фаберже в Санкт – Петербурге стал первым проектом, воплощенным в жизнь.

Экспозиция

В фондах музея хранится св.4 тыс. артефактов. Большая часть реликвий являлась принадлежностью императорской семьи Романовых. В залах Шуваловского дворца на всеобщее обозрение представлены предметы царского быта, а также бесценное собрание пасхальных яиц, созданных в ювелирном доме Фаберже. Интерьер отлично дополняют живописные полотна прославленных российских художников – К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского, К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина и других.

Аванзал

Осмотр музея начинается с аванзала. В нем посетители могут увидеть аксессуары и галантерейные изделия, которыми пользовались аристократы в конце 19 – начале 20 вв. Неподдельный интерес вызывают ювелирные украшения с клеймом Фаберже. Цветная эмаль придает изделиям эффектный внешний вид. Это незначительная часть наследия, уцелевшая до нашего времени.

Белая и Голубая гостиная

Две большие комнаты объединены общей тематикой. В них собраны фарфоровые предметы, изготовленные российскими мастерами 19 в.: П. Овчинниковым, И.Хлебниковым, А.Кузьмичевым, Ф.Рюкертом. Артели, под их руководством выпускали эмали наивысшего качества. За свою безупречную работу ремесленники удостоились чести стать поставщиками императорского двора. Изделия эмальеров также по достоинству оценили ювелиры. Антип Кузьмичев заключил контракт с компанией Тиффани. А его коллега, Федор Рюкерт являлся соавтором многих аксессуаров, выпускаемых под знаком Фаберже.

Выставочный зал

Во времена Шуваловых помещение именовалось Большим кабинетом и использовалось для хранения личных коллекций хозяина дома. В наше время зал переоборудован для выставочных целей. Его экспозиция имеет 2 направления: живопись российских художников 19 в. и резные изделия, выполненные из камня.

Готический зал

Графский кабинет П.Шувалова преобразован в музейный зал, где вниманию экскурсантов предлагаются культовые предметы. В частности стены помещения занимают старинные иконы 16-20 вв. Многие из них вправлены в оклады из благородных металлов, украшенные самоцветами. Наиболее древний предмет коллекции – царские врата, датируемые 1600 г.

Золотая гостиная

Комната предназначалась для торжественных трапез. Ее стены покрыты штофом золотистого цвета, что придает обстановке праздничный вид. В помещении собраны подарки, которые презентовались членам императорской фамилии. Довольно часто Романовы дарили друг другу шкатулки или табакерки с портретами, а также ювелирные украшения. Среди изделий, выставленных в зале, фигуры из камня, миниатюрная мебель и посуда, канцелярские принадлежности. В 19 в. малозначимые вещи именовались «фантазийными». Они выполняли исключительно эстетическую функцию.

Красная гостиная

Комнату часто именую Нарышкинской. Своим прозвищем она обязана фамильному гербу на потолке. В гостиной собраны изделия из серебра 18-20 вв. Они были изготовлены в прославленных ювелирных мастерских Российской империи: Фаберже, братьев Грачевых, Сазикова, Тигельштейна, Никольса и Плинке. Каждая фабрика специализировалась на определенном стиле. Так, Фаберже выпускали серебряные изделия в стиле модерн, а у Сазиковых делали предметы в славянских традициях. Настоящим шедевром считается чайный сервиз в морском стиле, преподнесенный в качестве свадебного подарка Великому Князю Константину Николаевичу. Эскиз для него рисовал Ф.Солнцев, а отливкой предметов занимались на фабрике И.Сазикова. Коллекция художественно серебра в Шуваловском дворце является поистине уникальной.

Рыцарский зал

Зал заполнен экспонатами, связанными с военной тематикой. В нем представлены доски, которые устанавливались при закладке военных судов. В витринах посетители могут увидеть серебряные наборы для вина. Их преподносили в дар командирам по торжественным случаям. Стены помещения украшают полотна в батальном жанре, принадлежащие кисти К.Пиратского и П.Балашова. Характерной особенностью зала является фриз, на котором нарисован турнир рыцарей. Отсюда и название – Рыцарский зал.

Синяя гостиная


Главная комната в доме именуется Синей гостиной из-за шелковой обивки стен. В ней сосредоточена гордость музея Фаберже – пасхальные яйца с сюрпризами. Они создавались в качестве подарков супругам императоров Александра Третьего и Николая Второго. Посетители имеют возможность осмотреть 14 легендарных изделий. Среди них первое («Курочка») и последнее («Орден св. Георгия») яйцо из пасхального цикла. Каждое имеет неповторимый дизайн и обладает собственным секретом. Изготовление памятных сувениров для членов императорской фамилии принесло небывалую славу ювелирному дому Фаберже. На создание яйца-ларца с сюрпризом мастера тратили до одного года.

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Фото и описание

Во второй половине 18 века началась застройка правого берега реки Фонтанки – от Симеониевского до Аничковского моста. Однако угловой участок между Итальянской улицей и набережной реки долгое время оставался пустым. На соседнем участке, который был в то время во владении графини Воронцовой, по проекту неизвестного архитектора был возведен двухэтажный дом с восьмиколонным портиком. В 1799 г. его, а заодно и пустующий поблизости участок, приобрела Мария Антоновна Нарышкина, жена гофмейстера Д.Л. Нарышкина.

Практически сразу после смены владельцев (ранее хозяином дворца была графиня Воронцова) особняк начали перестраивать. Нарышкины вели светский образ жизни, любили устраивать балы, концерты, представления, а потому очень скоро к зданию дворца был пристроен «муземиум» и большой танцевальный зал, украшенный рядами колонн, облицованных искусственным мрамором. Между ними находились скульптурные панно, посвященные Троянской войне.

Это место очень быстро стало пользоваться большой популярностью у людей высшего света Санкт-Петербурга. В некоторых мемуарах той поры говорилось, что во дворце на увеселительные мероприятия собиралось иногда до 1000 человек. На балах у Нарышкиных бывали Крылов, Пушкин, Державин, Вяземский. Часто на увеселительные представления и танцевальные вечера приходил сам император Александр I. Причем ходили упорные слухи, что он являлся не только почетным гостем, но и личным другом хозяйки дома. Гофмейстер Д.Л. Нарышкин, подогревая сплетни, из 6 детей признавал родной только одну из дочерей – Марину.

Пока особняк находился во владении семейства Нарышкиных, его перестраивали множество раз. В середине XIX века девица из семейства Нарышкиных вышла замуж за П.П. Шувалова. Дворец перестроили вновь. Реконструкцию вели почти 10 лет. После завершения всех работ особняк стали называть Шуваловским дворцом. В нем появился Белоколонный зал, который был самым большим в Санкт-Петербурге. Прежние традиции вечеров, балов, званных обедов и ужинов остались. Теперь они были даже многолюднее и грандиознее.

Авторство проекта фасада перестроенного дворца принадлежит архитектору Н.Е. Ефимову. Декор парадных залов выполнен Симоном. В оформлении Золотой гостиной мастер применил сложнейшие деревянные дверные и оконные обрамления. Сферический потолок украшен орнаментальной лепкой и великолепной росписью. Красная гостиная отделана полированным темным орехом. В других залах и комнатах видны готические мотивы, например в Рыцарском зале, где во фризе изображены сцены турниров.

После Октябрьской революции в здании Шуваловского дворца расположили Музей быта. В 17 залах экспонировались коллекции фарфора, фаянса, резной кости, серебра, картин. В 1925 г. коллекция была передана музеям города и Эрмитажу. Музей упразднили. В начале 30-х годов во дворце поместили Дом инженерно-технических работников.

Во время войны в 1941 году в перекрытие колонного зала попала зажигательная бомба. Зданию был нанесен серьезный ущерб. После войны дворец был отреставрирован и реконструирован для новых нужд. Здесь появилось кафе, комнаты отдыха, кабинеты, выставочные залы. Проект реконструкции принадлежит М. Плотникову. После завершения всех работ в бывшем Шуваловском дворце состоялось открытие Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран.

Тайны «Желтой дачи»

Мы заглянули на «Желтую дачу». Деревянная, с резными деталями, она напоминает то ли готический дворец, то ли сказочный русский терем. Находится она прямо напротив дворцового комплекса. Ее современный адрес — Шуваловский парк, 13-15. 

Постройка эта — след «дачной лихорадки», охватившей Парголовское имение Шуваловых во второй половине XIX века. Построил «Желтую дачу» известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георга. Первый проект дачи датирован 1870-ми годами, однако год завершения строительства – 1902 – указан на флюгере, вместе с инициалами владельца «GM».

В архиве музея ВНИИТВЧ хранятся уникальные архивные документы по этому зданию, переданные туда историком архитектуры Татьяной Евгеньевной Тыжненко, автором книги о Максимилиане Месмахере. Сопроводительная записка гласит: «Приношу в дар 2 документа на землевладение Г. Месмахера и постройку дачи 1899 и 1909 г. Желаю удачи музею и хочу быть полезна ему. С почтением».

Первый документ, от 25 января 1899 года: «отставной статский советник Георг Георгиевич Месмахер и поверенный Высочайше учрежденного Опекунского Управления над имениями и делами Князя Михаила Андреевича Воронцова, графа Шувалова, Великобританский подданный Николай Егорович Кларк заключили этот контракт в следующем: Я, Месмахер, взял в арендное содержание принадлежащее князю Воронцову графу Шувалову и находящиеся 2-го стана, С-Петербургского уезда, в Парголовском имении его, у «Вторых» или «Красных» ворот Шуваловского парка, напротив дач г.г. Буренина и Рейна…».

Второй документ, от 16 сентября 1909 года: «Мы, нижеподписавшиеся: доверенности Статс-Дамы, Графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой, артиллерии Подполковник (в отставке) Алексей Петрович Акинин и отставной Статский Советник Георг Георгиевич Месмахер заключили настоящий контракт…»

 Дача Георга Месмахера, или «Желтая дача»

(источник — spbhi.ru)

Что же касается нынешней жизни дома Месмахера, то на протяжении последних лет сторож и фактически хранитель дома Месмахера – заядлый рыбак по имени Марат. Как бы то ни было, но он уже тоже стал персонажем из истории шуваловской усадьбы.

— Раньше работал в охране ВНИИТВЧ, — рассказал Марат. — Потом мне дали возможность – сказали: хочешь – живи в этом доме, только стереги его, как зеницу ока, и ни в коем случае никого сюда не пускай.

По словам Марата, отпугивать непрошенных гостей ему приходится постоянно. То бомжей, то любителей пофотографировать старину, то какие-то киношники с треногой пытались забраться…

— Однажды внутрь хотели попасть – говорят, снимали дипломную работу про Гарри Поттера. Все равно не пустил. Бывают просто «тихие» любители старины – просят им показать дом внутри. И все равно никого не пускаю, — говорит Марат.

— Несмотря на сегодняшнее неприглядное состояние дачи Георга Месмахера, есть люди, которые заинтересованы в ее приобретении, — отметила советник гендиректора по строительству и реставрации ВНИИТВЧ Инна Пухальская. – Они понимают архитектурную и историческую ценность этого здания, готовы его восстановить и приспособить под современное использование. Это может быть ведомственный дом отдыха, штаб-квартира какого-нибудь творческого или спортивного союза, мини-отель или просто дача для отдыха на природе.

История знаменитого здания

Шуваловский дворец изначально принадлежал семье Воронцовых. В 1799 г. он был выкуплен женой гофмейстера Нарышкина – Марией Антоновной. По решению новых владельцев здание расширили. К нему были пристроены парадные помещения для музея, картинной галереи и бального зала.

В 1834 г. Нарышкины уехали из Санкт-Петербурга. С этой поры домом, возвышавшимся на Фонтанке, стали владеть их родственники. Новым хозяином дворца стал в 1846 г. Петр Павлович Шувалов. Дом был приданым Софьи Львовны Нарышкиной, на которой он женился. И вот с этого периода дворец стали называть Шуваловским.

С середины сороковых годов девятнадцатого века была начата перестройка дома. Стать автором проекта пригласили Бернара де Симона. Архитектором Н.Е. Ефимовым были соединены отдельные корпуса, преобразован фасад. Внешний вид дворца стал соответствовать стилю итальянского Ренессанса.

На первом этаже разместилась контора Шуваловых. В этих помещениях было организовано руководство предприятиями и поместьями семьи. Прежний сквозной проезд со стороны Фонтанки выгодно сменили на Парадный вестибюль, украшенный мраморной лестницей. В период с 1844 по 1846 года были созданы великолепные гостиные. Среди них Синяя, Золотая, Белая и Голубая. Помимо этого, Шуваловский дворец приобрел Готический и Большой кабинеты, а также рыцарский зал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector