Дворец великого князя владимира александровича

Шереметевский дворец («Фонтанный дом»)

Потрясающий памятник усадебной архитектуры середины XVIII века, выполненный в стиле раннего барокко. Принадлежал нескольким поколениям графов Шереметевых.

На протяжении полутора столетий особняк неоднократно перестраивался, изменялись интерьеры. Последний хозяин Фонтанного дома создал Общество любителей древней письменности, которое разместилось в одном из флигелей дома. Также в особняке было устроено хранилище древних рукописей и книг.

После Октябрьской революции в здании был открыт музей дворянского быта. Впоследствии особняк занимали различные НИИ.

В северном флигеле были квартиры, и в одной из них почти полвека проживала поэтесса А. Ахматова.

В настоящее время  часть здания принадлежит Музею театрального и музыкального искусства. Проведены масштабные работы по реставрации внешнего облика дворца и его интерьеров.

Наша группа ВКонтакте: http://vk.com/sc.club. Объявления и оперативная информация.

Дом ученых в Лесном находится в живописной части парка Политехнического университета недалеко от станции метро «Политехническая». Для нескольких поколений ученых нашего города он стал вторым домом, местом проведения научных дискуссий и политической учебы, интересных встреч, отдыха и досуга.

Осенью 2014 года Дом ученых отметил 80-летний юбилей.

Немного истории

История Дома ученых официально ведет свой отсчет с 1934 года, в октябре которого был учрежден Клуб ученых в Лесном при Ленинградском индустриальном институте (так в те годы назывался Политех) для «проведения политико-воспитательной работы и культурно-бытового обслуживания ученых, научных работников и членов их семей», и для этих целей Институт выделил Клубу здание в южной части лесопарка – двухэтажный каменный дом постройки 1926 года, а образованное из ученых Политеха организационное бюро занялось превращением его в будущий культурно-просветительский центр севера Ленинграда. Тогда же были созданы первые секции технической, художественной и спортивной направленности.

В годы блокады в здании Дома ученых был развернут стационар, благодаря которому множество сотрудников ЛПИ было спасено. С сентября 1946 года Клуб ученых в Лесном был преобразован в Ленинградский Дом ученых в Лесном. В эти годы основными направлениями деятельности Дома ученых были лекции и доклады, научно-технические конференции, дискуссии и беседы по вопросам науки и техники, внутреннего и международного положения страны, творческие вечера и концерты с виднейшими деятелями науки, техники, литературы и искусства, творческие и детские коллективы. Все увеличивалось разнообразие секций, кружков и художественных объединений. Дом ученых стал активно развивать работу с детьми и подростками.

В 80-е годы XX века Дом ученых занимал одно из первых мест в списке родственных культучреждений. Проводя до 200 мероприятий научного плана в год, Дом ученых вел шефскую работу со школами Калининского района, организовывал выездные лекции на предприятия города и предлагал огромный спектр досуговых мероприятий.

В 90-е годы, когда научная активность ослабла, многие направления деятельности Дома ученых претерпели изменения или вовсе прекратили свое существование. На смену им пришли новые, а деятельность ДУ была диверсифицирована в пользу разнообразных курсов.

С 1991 года Дом ученых стал структурным подразделением СПбГПУ (Санкт-Петербургского государственного политехнического университета).

Дом ученых сегодня

Нынешний Дом ученых сочетает научно-просветительскую деятельность с работой студий и курсовой сети. У нас проводится около 80 научных и культурных мероприятий в год. Работают студии вокала, вышивки, изостудия; проходят собрания литературного объединения и различных творческих коллективов. Все разнообразнее становятся направления курсов.

  • Итак, Дом ученых сегодня — это:
  • место для проведения научных конференций, лекций, встреч, концертов и праздников (Большой зал на 139 мест, Малый зал на 42 места, 2 гостиные в английском стиле, 2 комнаты для переговоров и отдыха);
  • сеть курсов иностранных языков — английский, немецкий, французский; к нам приходят учиться целыми семьями!
  • спектр развивающих курсов для дошкольников;
  • изостудия и танцевальная студия;
  • открытые теннисные корты (работают в весенне-осенний период);
  • кафе, обслуживающее банкеты, свадьбы и корпоративные мероприятия;
  • различные творческие коллективы и объединения:
    • студия вокала (руководитель – О.В.Ковалева)
    • литературное объединение ЛИТО (руководитель – член Союза писателей А.И.Михалевич)
    • студия прикладного искусства «Русские узоры»
    • любительское творческое объединение «Островок» (руководитель — И.П.Забелина)
    • хор ветеранов СПбГПУ

и многое другое.

Приходите — мы будем рады знакомству!

Мало-михайловский дворец

Дворец расположен на Адмиралтейской набережной, в самом сердце Санкт-Петербурга. Вплоть до семидесятых годов XIX века здание принадлежало Адмиралтейской верфи. После часть дома была куплена внуком Николая Первого, великим князем Михаилом Михайловичем. Тут он планировал строить свой собственный дом по достижении совершеннолетия. Великий князь планировал на будущее. Архитектор получил задание от него, которое звучало следующим образом: «построить нам прекрасный дом», имея в виду самого Михаила Михайловича и его еще даже не выбранную будущую супругу.

Интерьер и техническая часть убранства дворца отвечали самым высоким требованиям того времени. Он был газифицирован, электрифицирован, был проведен водопровод и канализация. Имелся в том числе и телефон. Дорогу перед дворцом было приказано покрыть асфальтом.

Более подробную информацию про дворец можно почитать – здесь.

Однако судьба распоряжается по-своему.  После нескольких попыток великого князя вступить в ясно неравный брак, он все же преуспел в своем желании, и женился на графине Меренберг, являвшейся дочерью герцога Нассауского, а также внучкой А.С. Пушкина.  В Россию они с супругой больше не вернулись, а выплаты из семейных счетов были прекращены. Денег на строительство дома больше не стало.

Так как в Санкт-Петербурге уже были дворцы с названием Михайловский и Ново-Михайловский, дворцу добавили приставку «мало», чтобы как-то отличать их.

Не имея возможность жить в своем дворце, Михаил Михайлович принял решение о его продаже. Однако покупателей долго не было, приходилось сдавать помещения. В конце концов в здании было размещено Министерство промышленности и торговли.

По сей день дворец переходит из рук в руки. В 90-х годах здание занимал банк, но рост цен на аренду вынудил их искать новое помещение, а Мало-Михайловский дворец снова опустел.  Трудности есть и в решении вопросов собственности, поэтому по состоянию на сейчас дворец не открыт для посещений.

Адрес: ул. Адмиралтейская набережная 8 / Черноморский переулок 5 / Азовский переулок 1, Санкт-Петербург, метро Адмиралтейская

Предыстория

Традиции вообще, а тем более, если они имеют династическое начало, помогают лучше понять российскую действительность XIX столетия. Еще Николай I ввел негласное правило возводить в Санкт-Петербурге великокняжеские резиденции в виде роскошных дворцов для императорских потомков по достижении теми 20-летнего возраста

Не обошли вниманием и Владимира – младшего сына императора Александра II. 

Поскольку на то время на Дворцовой набережной уже не осталось незанятой земли для строительства приличествующего сану великого князя особняка, его было решено сооружать на историческом месте. Еще при Петре Великом первым официально признанным владельцем этого надела считался контр-адмирал гребного флота Боцис. В первой четверти XVIII века здесь располагался дом Мусина-Пушкина, впоследствии же после смены череды «временщиков» территория перешла во владение князя Волконского. Генерал-интендант занялся возведением нового дома, однако вскоре после отставки был вынужден перебраться в Михайловский дворец. 

В 1807 году по желанию Александра I здание передали французскому посольству, находившемуся там до 1839 года. В период войны с Наполеоном это место стало популярным у русских кавалергардов, которые заключали пари и на скаку метким броском камня в окно первого этажа пытались разбить стоявший на подоконнике бюст французского императора.    

В 1839-1862 годах здание относилось к Гофинтендантской конторе при Министерстве императорского двора и уделов. После ремонта его кратковременно использовали в качестве Запасного дворца для приема императорских гостей. Затем здесь находилась рота дворцовых гренадеров.

Достопримечательности рядом

Маршрут к дворцу князя Владимира Александровича проходит по Дворцовой набережной. Дворцовая набережная застраивалась с VIIIX века. Архитектурный тон задавали представительства Петра Великого. Периодически набережную переименовывали.

Из-за расположения Почтового двора даже называли Почтовой. Затем здесь построили царскую резиденцию — Зимний дворец. Дворец и послужил переименованию набережной. При советской власти название сменилось снова: набережная Девятого Января. Так было до 1944, пока набережная стала Дворцовой окончательно. Это первая набережная, выполненная из камня.

Дворцовая набережная наполнялась знаменитыми людьми. Например, династия Романовых. Здесь образовалось скопление шедевральных достопримечательностей:

  1. Эрмитаж;
  2. Зимний дворец;
  3. Русский музей.

Государственный Эрмитаж – частичка города и гордость страны. Однажды Екатерина Великая поместила в уединенное место сотни художественных произведений.

Здесь собраны легенды Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, сыгравших определенную роль в формировании искусства. Таковых насчитывается 3 млн.


Эрмитаж

Эрмитаж занимает 6  зданий, включая Зимний дворец. С 18 по начало 20 века Зимний дворец выступал как приемная императорских семей. Был возведен итальянским архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В IXX веке случилось торжественное открытие еще одного государственного музея. Это первый государственный музей русского искусства.

Художественные произведения отражают периоды расцвета русского искусства, исторические виды, основные жанры и виды.

В декабре 2016 года, в Западном павильоне Михайловского замка, открылся Центр мультимедиа. Высокотехнологичная мультимедийная экспозиция «Романтический наш император» посвящена владельцу ансамбля Михайловского замка Павлу I.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 272 times, 1 visits today)

История Владимирского дворца

В 1720—1862 годах на месте дворца располагался неоднократно перестроенный особняк, постепенно превратившийся в «самый красивый дворец», где жили последовательно И. А. Мусин-Пушкин, И. А. Остерман, Н. В. Репнин, И. П. Кутайсов, Д. П. Волконский, А. де Коленкур, а с 1841 года размещалась Рота дворцовых гренадеров.

В 1862 году было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца Великого князя. Дворец был сооружён по проекту архитектора А. И. Резанова в 1867—1868 годах, однако ещё несколько лет, до 1874 года, шло оформление помещений.

В мае 1917 года во дворце разместилась комиссия Красного креста по делам военнопленных, с октября 1917 года — правление Союза международных торговых товариществ, с октября 1918 года — театральный отдел Наркомпроса, а в 1919 году — издательство «Всемирная литература».

Дом Учёных открыт 31 января 1920 года решением Петросовета по инициативе Петроградской комиссии по улучшению быта учёных (председатель Максим Горький) в бывшем дворце Великого князя Владимира Александровича.

В 1920—1930-х годах в Доме учёных еженедельно по субботам читали научные доклады, по четвергам — общедоступные лекции, проводили диспуты, концерты. В октябре 1920 года Дом учёных посетил Герберт Уэллс (и затем отметил это в книге «Россия во мгле»). В начале 1930-х годов избран первый общественный совет Дома учёных (председатель — Н. И. Вавилов), организованы первые научные секции. В 1932 году Дому учёных было присвоено имя М. Горького.

В годы Великой Отечественной войны Дом учёных продолжал работу, оставаясь одним из общественно-культурных центров Ленинграда. В начале 1942 года в Доме учёных был развёрнут стационар на 50 мест для страдавших дистрофией. При Доме учёных действовало бюро научно-технической помощи городу и фронту (многие его разработки осуществлены по заданию штаба Ленинградского фронта). Учёные выступали с лекциями и докладами в воинских частях, на кораблях, в госпиталях.

История дворца

Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.

Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру  двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.

В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.

Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.

Строительство и внешний облик

Первоначально Александр II планировал соорудить на одном земельном участке дворцы для обоих сыновей – наследника Владимира и Александра. Но обстоятельства сложились таким образом, что под строительство особняка для великого князя была отдана вся площадь. Работу над проектом вел Александр Резанов, авторству которого принадлежит московский храм Христа Спасителя.

В 1867 году начали разбирать стены прежней застройки, однако впоследствии фундамент и некоторые элементы конструкций частично были сохранены и использовались при возведении нового дворца. Как вспоминал позже архитектор Шретер, «дешевле, прочнее и честнее… редко строили в России». Основные работы были завершены к лету 1873 года, но само освящение здания произошло лишь 10 августа 1874-го. Дата выбиралась неслучайно: спустя всего шесть дней состоялось бракосочетание великого князя с принцессой Мекленбург-Шверинской. 

Внешне особняк напоминает петербургский Мраморный дворец: ему присуща та же эклектичная стилистика, аура флорентийского палаццо периода эпохи Возрождения. Одним из архитектурных акцентов, усиливающих такое восприятие, являются арочные венецианские окна.

Отличительной особенностью дворцового фасада можно назвать выдающуюся вперед входную группу и обилие гербов. Здесь находятся гербы:

  • царства Казанского;
  • царства Польского;
  • царства Херсонеса Таврического;
  • великого княжества Киевского;
  • великого княжества Владимирского;
  • великого княжества Финляндского;
  • великого княжества Грузинского;
  • царства Сибирского и царства Астраханского;
  • родовой герб Владимира Александровича;
  • родовой герб и вензель Марии Павловны.

Научные и творческие секции

Научной и творческой деятельностью наполнены будни здания на ул. Пречистенка, 16 (Дом ученых). Ежедневно, с 18:30 в торжественных залах ЦДУ проводятся заседания научных секций, открытые для свободного посещения каждым заинтересованным лицом. Работа секций и заседаний проходят в формате живого общения между посетителями и видными учеными, преподавателями университетов.

Дом ученых на Пречистенке предлагает посетить научные секции:

  • Географии, истории, демографии, геологии.
  • Медико-биологии, математики, машиностроения, кибернетики.
  • Права, психологии, политэкономии, международных отношений.
  • Садоводства, сельского хозяйства, пищевой промышленности.
  • Транспортную, строительную, статистическую.
  • Управления экономикой, физики, философии, экологии.
  • Химии и технологических процессов, энергетики, социологии.

Ежемесячно проводятся семинары, конференции, куда открыт доступ любому желающему, для этих мероприятий предназначен Большой зал. Еще одним интересным и увлекательным мероприятием являются устные выпуски журналов «Наука и жизнь», «Будь здоров» и многие другие. На тематических неформальных вечерах видные ученые делятся своими впечатлениями о путешествиях, прочитанных книгах, поются песни и обсуждаются актуальные вопросы.

В структуре ЦДУ есть общие направления для развития личного творческого потенциала:

  • «Наука и творчество» (устный журнал).
  • «Собеседник» (студия художественной речи и слова).
  • Литературное объединение.
  • Книжная секция.
  • Секция кино профессора Н. И. Преображенского.

Русско-византийское наследие: церковь при дворце

Придворная церковь – архитектурное решение Владимирского дворца. Характеризуется русско-византийским стилем.

Расписанные окна –  классическая декоративная деталь храма, отражавшая стилевую характеристику. Церковь охватывает четвертый этаж здания. Расположена по периметру главного фасада с видом на Неву.

Первоначально здесь располагался иконостас из ореха, собравший 25 святых образов. Василий Верещагин «украсил» стены храма своими работами.

Иконы не сохранили в первоначальном состоянии. Оригинальные только потолок и балки.

Украшениями служат лепные скульптуры евангелистов – головы ангелков, льва и тельца.

В 17-м году XX века, княгиня Мария Павловна уехала из дворца. Насыщенная жизнь прекратилась и, вместе, прекратила свое существование церковь. Богослужения затихли.

Спустя 100 лет, 7 апреля 2017 года, домовой храм при дворце впервые принял гостей и служителей Господу.

Прозвучал праздничный молебен. В православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздничные молитвы читались перед храмовой иконой Петра Аксенова. На богослужении присутствовала директор Дома ученых Камила Датаяшева. Впервые двери были открыты для всех желающих почувствовать атмосферу IXX века.

Современный музей

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.

Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.

Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.

Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.

Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.

Интерьер дворца

Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.

Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.

Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором-  Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.

При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены  светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.

Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector