Роман с романтизмом: что смотреть на новой экспозиции в третьяковке

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

Огромная ретроспектива классиков современного искусства уже успела стать одним из самых ярких культурных событий этой осени. Организованная совместно с Эрмитажем и лондонской Тейт-Модерн, выставка представляет около 500 экспонатов, позволяющих досконально изучить творчество художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых. 

Среди экспонатов есть и живописные работы, и графика, и макеты, и тотальная инсталляция, для которой важно и само выставочное пространство. Посетителям гарантировано увлекательное путешествие по лабиринтам сознания Кабаковых, которым свойственно играть с каноном, рушить ожидания и иронично относиться к искусству в целом

Выставка открыта до 13 января 2019

Третьяковская галерея

Шедевры русского искусства XI — начала XX веков выставлены в исторической Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Древнерусское искусство

В 7 залах вашему вниманию представлены древнерусская живопись, скульптура и мозаика домонгольского периода русской истории. Здесь находятся произведения Новгородской, Псковской, Ростово-Суздальской и Тверской школ, а также несколько сотен икон XII-XVIII веков, в том числе работы мастеров Симона Ушакова и Андрея Рублева (в том числе его самая известная работа «Троица»).

Искусство XVIII века

В этом разделе представлена живопись и скульптура XVIII века в 7 выставочных залах. Сюда вошли скульптуры Ивана Мартоса и Федота Шубина, городские пейзажи Санкт-Петербурга и Москвы Федора Алексеева, сельские пейзажи семена Щедрина, большое количество портретов Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Ивана Никитина (основоположника русской портретной школы), исторические сцены Антона Лосенко (одного из основателей исторического движения в русской живописи).

Искусство XIX века

27 залов посвящены искусству XIX века. В первой половине XIX века преобладают романтические произведения, такие как картины Карла Брюллова, пейзажи Сильвестра Щедрина, сцены сельской жизни Алексея Венецианова, религиозные сцены Александра Иванова (в том числе его великий опус «Явление Христа народу»), портреты Василия Тропинина и Ореста Кипренского (например, его хваленый портрет Пушкина).

Часть экспозиции второй половины XIX века посвящена реалистическим работам признанных передвижников, в том числе Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Исаака Левитана и Ивана Шишкина. Пейзажи последних двух художников, как говорят, воплощают русскую национальность. Среди других представленных работ — две самые известные картины Константина Флавицкого («Княгиня Тараканова» и «Христианские мученики в Колизее»), пейзажи Алексея Саврасова и Федора Васильева, морские сцены Ивана Айвазовского, военные сцены Василия Верещагина и фольклорные картины Виктора Васнецова (дизайнера символического фасада Третьяковской галереи в русском стиле).

Искусство ХХ века

Художественные тенденции, сопровождавшие бурные политические и социальные сдвиги в России конца XIX — начала XX века, представлены в 12 залах. Здесь можно увидеть портреты Андрея Рябушкина из обычной русской жизни, импрессионистские сцены Константина Коровина, постимпрессионистские картины Игоря Грабаря (впоследствии директора Третьяковской галереи). Также вы найдете здесь мифические портреты и религиозные сцены Михаила Нестерова, скульптуры Анны Голубкиной (первой выдающейся женщины-скульптора России), мастерские жанровые полотна Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, работы Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля (основоположников русского символизма).

Адрес Третьяковской галереи и её отделов

Основные здания

Главное здание музейного комплекса носит название Государственная Третьяковская галерея. На карте Москвы она располагается в центре города, в пределах Садового кольца, недалеко от Москвы-реки. Она находится по адресу: пер. Лаврушинский, дом № 10. Третьяковка содержит огромную коллекцию картин и икон, каждая из которых является шедевром русского художественного искусства. Её основная экспозиция посвящена русской живописи с 10 века и до начала 20 века .

Расположилась Третьяковская галерея там же, где находится метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая». Проще всего добраться до Третьяковки от станции «Третьяковская». Выйдите из метро. Поднимитесь на улицу из метрополитена и пройдите к улице, носящую название Большая Ордынка. Перейдите её, и вы окажетесь у здания бара-ресторана. Слева от здания бара-ресторана будет Ордынский тупик. Далее, идите до конца Ордынского тупика, мимо сквера Шмелёва, до переулка Лаврушинский. На другой стороне переулка будет стоять строение Инженерного корпуса, а правее от него ГТГ.

Станция «Новокузнецкая» находится недалеко от станции «Третьяковская». Перейдите по переходу метро «Новокузнецкая»-«Третьяковская» и выйдите из метрополитена. Далее, идите тем же маршрутом, как и от станции «Третьяковская». С обратной стороны Инженерного корпуса находится храм Святителя Николая на Толмачах. Его адрес: переулок Малый Толмачёвский, дом № 9. Здесь выставляются церковные художественные ценности.

Новая Третьяковка находится на улице Крымский Вал, 10. Третьяковская галерея на Крымском Валу знакомит с работами советских и российских художников периода новейшей истории, т. е. 20 века и начала 21 века.

Чтобы добраться от станции «Октябрьская»

Дома, квартиры и мастерские художников

  • Дом-музей В. М. Васнецова , известного художника-сказочника, находится в Мещанском округе города Москвы. Его адрес: переулок Васнецова, дом № 13. Здесь можно узнать о том, как жил великий художник, а также познакомиться с его знаменитыми и менее известными работами. Дойти до него можно от станции метро «Проспект Мира». Для этого, выйдя из метро, надо идти по улице Гиляровского налево. Дойти до улицы Дурова и повернуть направо. Затем, минуя улицу Щепкина, свернуть на улице Мещанская и идти по ней до переулка Васнецова. 100 метров по переулку. И вы возле музея.

  • Музей-квартира Аполлинария Михайловича Васнецова, художника-пейзажиста и историка — москвоведа расположена в доме № 6 в Фурманном переулке. Добраться до неё можно от станции метрополитена «Чистые пруды». От станции сверните на Гусятников переулок и идите по нему до Большого Харитоньевского переулка. Сверните налево и идите пока справа не появится улица Чаплыгина. Пройдите по улице Чаплыгина до Фурманного переулка. Во втором доме справа, во 2 подъезде, на 3 этаже находится искомая квартира.
  • Музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной находится по адресу Большой Лёвшинский переулок, дом № 12. Добираться до неё проще от станции метро «Парк Культуры». Уйдя из метро, нужно найти автобусную остановку «Метро Парк Культуры» на Зубовском бульваре, в направлении от Крымского моста, и дождаться автобус №Т10 или №Т79. Далее, доехать до остановки «1-й Неопалимовский переулок». Вернуться чуть-чуть назад до Большого Лёвшинского переулка, и в первом доме слева будет мастерская. В сентябре 2017 г. помещение закрыли на реконструкцию.

  • Дом-музей П. Д. Корина расположен на улице Малая Пироговская, дом № 16, строение 5, флигель. Здание сейчас ремонтируется.

Наталия Турнова. «Безмолвствующие»

Новая Третьяковка дает возможность познакомиться с ранее не выставлявшимися работами современного живописца и скульптура Наталии Турновой – это 7 скульптурных металлических объектов и 14 картин. Экспозиция непросто так носит название «Безмолвствующие»: ее лейтмотивом стала идея добровольного затворничества художника, которому необходимо молчание и внутренняя сосредоточенность на творчестве. Тем не менее умиротворенность в работах Турновой практически отсутствует. Ее живописная серия представляет собой буйство цвета и человеческих эмоций.

Выставка открыта до 25 ноября

Остров гармонии

Другие ключевые фигуры выставки — Алексей Венецианов и Александр Иванов. Каждому из них, как и Фридриху, посвящен отдельный раздел. О таких известных с детства шедеврах, как «На жатве. Лето», «Крестьянская девушка с теленком», обычно не говорят в контексте романтизма. Кажется, это вещи сугубо наши, почвенные, стоящие особняком от магистральной западноевропейской линии. Но проект Третьяковки убеждает: в глобальном смысле идеи — те же. И в общую канву полотна прекрасно вписываются. Как и «Явление Христа народу».

Роман с романтизмом

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Никеричев

Великую композицию действительно можно увидеть на Крымском валу, только не финальное воплощение, никогда не покидающее Лаврушинского переулка, а эскиз середины 1830-х. Широко представлены и другие подготовительные штудии к opus magnum Иванова, равно как и иные религиозные рисунки. Экспозиция вообще напоминает о значимости сакрального для этой, казалось бы, утратившей набожность эпохи.

Темой веры и завершается всё повествование, что, пожалуй, символично. В последнем блоке работ публику ждет встреча с еще одним хрестоматийным образом, который, однако, именно в этом варианте в Москве впервые. В 1832 году Алексей Марков написал полноразмерную копию с «Сикстинской Мадонны». В Петербурге работу признали удачной и приобрели для музея Академии художеств. Культ Рафаэля — действительно важнейшее явление эпохи, затронувшее и Россию. Известно, что Николай I лично курировал приобретение работы ренессансного мастера. А выражение «гений чистой красоты» впервые прозвучало именно в отношении «Сикстинской Мадонны» из уст Жуковского, а вовсе не в адрес пушкинской возлюбленной в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Роман с романтизмом

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Андрей Никеричев

Впрочем, в связи с рафаэлевским эхом в XIX веке стоит говорить даже не о религии, а о стремлении к возвышенному и недостижимому идеалу, а также о попытке найти в идиллически-прекрасном прошлом спасение от несовершенства мира сегодняшнего. Романтики обращали взор к эпохе Возрождения, мы же сегодня ностальгируем по романтизму. Поэтому нет сомнений, что выставка станет очередным хитом. Слагаемые успеха налицо: множество образцов той привычной массам красоты, которая не требует объяснений, немало громких имен. Но главное, при всех жизненных драмах и душевных терзаниях романтиков, их творчество для нас — островок гармонии, которой так не хватает в наши тревожные времена.

«Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»

Продолжить изучение русского авангарда можно на необычной интерактивной выставке, посвященной творчеству Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, которая также была спутницей Михаила Ларионова на протяжении всей жизни. По словам кураторов, достичь глубокого внутреннего переживания можно только при непосредственном «общении» с произведением искусства. Поэтому Третьяковка предлагает каждому посетителю надеть очки виртуальной реальности и, изнутри узнав особенности творческого метода художников-авангардистов, самому создать натюрморт из виртуальных объектов. 

Помимо VR-эксперимента, выставка уделит внимание биографиям Малевича и Гончаровой и специфике их уникального стиля. 

Выставка открыта до 30 декабря

Музеи Третьяковской галереи

Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.

Главное здание

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10.

В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.

Культурный центр в Толмачах

Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.

Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.

Дом-музей В. М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, 13.

Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.

В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.

Музей А. С. Голубкиной с сентября 2017 года находится на реконструкции

Музей П. Д. Корина

Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.

Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.

Музей П. Д. Корина закрыт на реконструкцию до 2022 года

На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:

От Фридриха до Виолы

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» — первый международный музейный проект такого масштаба в пандемическую эпоху. Открытие его планировалось еще в 2020-м, но и то, что он не был отменен вовсе, в условиях закрытых границ и европейского локдауна выглядит чудом. Да, совсем недавно ГМИИ им. Пушкина представил ретроспективу Билла Виолы. Но с ней ситуация проще хотя бы потому, что все исходники там цифровые (видеофайлы), ничего везти через границы не надо. Кстати, работа Виолы есть и в третьяковской экспозиции, причем та, что в Пушкинском не представлена — «Плот» (2004). И эта перекличка на самом деле не случайна. Хотя Виолу чаще сравнивают с мастерами барокко, романтических корней у него не меньше.

Роман с романтизмом

Картина Ивана Айвазовского «Черное море» (на первом плане) на выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Третьяковской галерее в Москве

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Да и у кого их нет? В Третьяковке деликатно, но убедительно сопоставляются морские панорамы Ивана Айвазовского и фотографа Вольфганга Тильманса, виды из окна, изображенные Василием Жуковским (поэт брал уроки рисования) и концептуалистом Ильей Кабаковым. И пусть эстетически современное искусство может быть бесконечно далеко от XIX века, идеи во многом те же.

Именно по идеям — или, иначе говоря, темам — и сгруппирована масштабная экспозиция, занявшая самое обширное пространство в здании на Крымском валу. Здесь есть разделы, посвященные внутреннему миру (мотив ухода в себя), природе (в ней романтик ищет ответы на вечные вопросы), протагонистам (создание возвышенного, но зачастую несчастного героя). И подчас непросто сказать, не глядя на этикетки, немец ли автор или русский. Но дело не столько во влиянии и подражании, сколько в тех настроениях, которые витали в воздухе по всей Европе.

Вот, например, суровый утес под мрачным небом. Подножье скалы обходят несколько маленьких фигур — люди с верблюдами. От полотна веет меланхолией. Автор — Михаил Лермонтов, тот самый. А вот еще одна горная местность, и на краю пропасти стоит одинокий путник. Но это не хрестоматийный «Странник над морем тумана» Каспара Давида Фридриха, а «Горы» (1935) Августа Маттиаса Хагена.

Роман с романтизмом

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

«Странника», конечно, нет, и ждать его в гости не стоило — пожалуй, самое известное полотно эпохи и в лучшие годы едва ли часто покидает Гамбург. Однако, других работ Фридриха в экспозиции немало. Среди них выделяется поистине мистический сюжет: «Гробница великана осенью» (ок. 1820). В центре композиции — огромная овальная каменная глыба, будто парящая над пейзажем. Чем не современное искусство?

Выставка Михаила Ларионова

Ретроспектива прослеживает весь творческий путь художника-экспериментатора Михаила Ларионова от его первых серьезных работ начала века до самых поздних картин и эскизов для балета «Шут», в создании которого также участвовали организатор парижских «Русских сезонов» Сергей Дягилев и композитор Сергей Прокофьев. 

Широкой публике Ларионов известен прежде всего как основоположник абстрактного искусства в России, и одним из его изводов стал лучизм: этому движение посвящен отдельный зал экспозиции. Однако выставку художника, стоящего у истоков русского авангарда, можно неофициально назвать «Неизвестный Ларионов». Импрессионистский период, вдохновленный Клодом Моне и Винсентом Ван Гогом, полотна в жанре примитивизма и натюрморты – работы разных стилей по-новому откроют Ларионова даже для тех, кто был ранее знаком с творчеством художника.

Выставка открыта до 20 января 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector