Список названия замков средневековья

Замок Конопиште

Конопиште
Oleg N.

Замок-град Конопиште был построен представителями рода Бенешовитчей в конце XIII — начале XIV веков. В свое время эта крепость не имела себе равных среди замков Чехии. В последующие века замок сменил множество владельцев и неоднократно претерпевал реконструкции. Одним из архитекторов, трудившихся над его оформлением, был знаменитый Иосиф Моккер, при котором постройка приобрела раннеготический вид с элементами французского стиля с доминирующей цилиндрической башней, видимой издалека. С 1921 года Конопиште со всем содержимым принадлежит государству. В замке хранится множество экспонатов, имеющих огромную историческую ценность: старинная мебель, фарфор, майолика, люстры, гобелены, оружие и доспехи, охотничьи трофеи, художественные коллекции.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем.
Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны — вернее говоря,
даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у
соседа завелись деньги — их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто
неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь — то здесь
без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам
не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то,
что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом
не корми — дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не
напоминали известные нам замки — разве что ров перед входом вырыт да деревянный
частокол вокруг дома поставлен.

Господские
дворы Хастеркнауп и Элмендорв —
предки замков.

Однако
прогресс не стоял на месте — с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать
свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением
каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности.
Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки,
окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских
(по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические
замки появились в 12 веке.

Осажденный
замок Мортан
(выдерживал осаду 6
месяцев).

Замок
Бьюмари,
принадлежавший Эдуарду I.

Именно
с этого времени и на все последующие века замок превратился в крепость, окруженную
каменной стеной с башнями, возвышающимися над ней. Существовало множество вариантов
замковой архитектуры. Но так как замок — прежде всего крепость, а уровень военных
технологий в разных странах был примерно одинаков, общие принципы строительства
и основные фортификационные элементы оставались неизменными как для Франции или
Германии, так для России, Сирии и даже Японии.

К замку предъявлялись очень простые требования — он должен быть
малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая
ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник
воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции — то есть показывать
мощь, богатство феодала.

Бои
на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и
крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом
— столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только
на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана
таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или
длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников
замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять
друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный
участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке.
Существует только один замок с обратной закруткой — крепость графов Валленштейнов.
При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем
были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц
значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно
нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает
тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося.
Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная
рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти
утратит возможность действовать оружием.

Замок Сихров

Сихров
Оксана Бриль

Замок Сихров — большой романтический замок, построенный в конце XVII века на месте древней готической крепости в окружении живописного ландшафта. На протяжении своей истории замок был несколько раз реконструирован: сначала в стиле ампир, затем в духе псевдоготики. С 1820 года замком владел известнейший французский род Роганов, бывший в родстве с французской короной. Именно усилиями Роганов замок приобрел исключительную гармонию внешнего и внутреннего убранства. Замок привлекает туристов оригинальными интерьерами, украшенными богатой резьбой, ценными коллекциями картин (редкое собрание французских портретов), фарфора, мозаики, изделий из олова и стекла. При замке имеется великолепный классический английский парк. Как и полагается настоящему чешскому замку, в Сихрове есть своя легенда с приведением — о призраке Черной Дамы, охраняющей спрятанные в подземельях богатства.

Шильонский замок, Швейцарская Ривьера

Живописное Женевское озеро приберегло немало сюрпризов, самым ярким из которых выступает грозный Шильонский замок. История самого известного шотландского замка началась в 12 веке, когда на выступающей скале посреди озера был заложен первый камень. Замок, со временем, превратился в надежную тюрьму. Эта страничка истории Шильонского замка прекрасно описана в произведении Джорджа Байрона «Шильонский узник». Сегодня туристы стремятся посетить необычный замок на воде и увидеть уникальную роспись часовни датируемую XIV веком, винный погреб, оружейный склад, тюремное помещение и столовую Шателена.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного
склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение — одно
из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ
— в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности
— стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема
замковых сооружений.
Заметим — две надворотные
башни, самая крупная стоит
отдельно.

Дорога
проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не
прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато,
лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении — естественном
или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда — глубокий ров, а перед ним — вал вынутой земли.
Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым
вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие
врагу передвижение по его территории.

  Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена).
Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались
на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически
невозможно сделать подкоп под стену замка — поэтому глубина рва не имела решающего
значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот
кажется еще глубже), часто нес на себе палисад — забор из вкопанных в землю, заостренных
и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В
зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько
опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок
(прямо у стены) подвижен.

Схема
входа в замок:

2 — галерея на стене,

3 — подъемный мост,

4 — решетка.

Противовесы
на
подъемнике ворот.

Ворота
замка.

Этот подъемный
мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост
приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным
машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей,
обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами,
берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей
(его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась
внутри — лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров.
Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя
(на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в
ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые
в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Смоляные
носы.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к
которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота — наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались
не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще
всего ворота были двустворчатые,
причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи
они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца,
в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов,
ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в
противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные
прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

Цвингер
в замке Ланэк.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего
она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные
решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться
из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны
надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка
висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены,
чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли
вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота,
а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними.
Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные
носы” — отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Способ установки

Выбирая, какой замок поставить на входную дверь сразу определитесь, кто его будет ставить. Для профессионала особой разницы нет, а вот любитель далеко не с каждой системой сможет справиться. Существует 3 варианта монтажа.

  1. Навесной замок. Самый простой вариант, здесь достаточно прикрутить к дверям и коробу ушки и замок установлен. Проблема лишь в том, что этот вариант абсолютно не подходит для жилых помещений, его место на сараях, банях и т.д.
  2. Накладной замок. Здесь механизм монтируется непосредственно на внутреннюю часть двери, а ответная планка на короб. Закрепить такой запор любителю не сложно, но накладные модели чаще ставят как дополнительные, в качестве основных обычно выступают врезные системы.
  3. Врезной замок. Наиболее оптимальный вариант. Как видно из названия, механизм врезается внутрь дверного полотна. Не каждый любитель справится с такой работой, но зато после установки замка вероятность взлома снижается на порядок, плюс визуально такие двери выглядят аккуратней. Как установить накладной и врезной замок своими руками показано «ЗДЕСЬ».

Выбор дверного замка по способу установки

El Castillo de Buen Amor (the Castle of Good Love), Испания.

Переоборудованный в отель замок El Castillo de Buen Amor XV века расположен в сельской местности Кастилии, в 208 км от Мадрида, среди лугов, сосновых рощ и миндальных деревьев.

Легенда гласит, что название замка происходит от одного из его бывших владельцев, епископа Сантьяго, который проживал здесь со своей дамой сердца Марией. Епископ был вынужден отречься от церкви, и говорят, что теперь привидения пары населяют замок.

Само название  El Castillo de Buen Amor говорит о том, что он был построен скорее для удовольствия, нежели в целях обороны, даже не смотря на зубчатые стены с бойницами и высохший ров. То была дань архитектурной традиции того времени.

В отреставрированном в 2003 году четырехэтажном отеле 41 номер, но лучше забронировать заранее, поскольку желающих независимо от времени года много. Этому немало способствуют и очень демократичная ценовая политика отеля.

Интерьер отеля свидетельствует об арабском влиянии. Каменная отделка, охотничьи трофеи и военные доспехи передают атмосферу Испанского Средневековья. Ресторан замка размещается в подземном помещении, бывшей здесь некогда тюрьмы. Окна просторных номеров, напоминающих пещеры, выходят или в центральный внутренний двор или на окружающие луга. Некоторые номера отделаны обработанным вильямайорским камнем, местной разновидностью песчаника.

El Castillo de Buen Amor имеет удобное расположение. Отсюда, взяв автомобиль на прокат, вы можете отправиться в «тур» по близлежащим городам, например, в Альба-де-Тормес, Сьюдад-Родриго (почти на границе с Португалией) или Торо. Или в город Самора, который называют музеем под открытым небом.

В 20 км от отеля находится Саламанка или «Золотой город». Столь яркое название связано с тем, что здания в городе строились из вильямайорского камня. Его поверхность  имеет золотистый оттенок, переливающийся в лучах солнца.

Саламанка — один из самых древних городов Испании – задолго до римлян здесь обитали племена иберийских кельтов. Загляните в Пещеру Саламанки, где, по легенде, преподавал сам дьявол.Перекусите в одном из ресторанчиков города, ведь Саламанка – одна из провинций, где исторически производили и производят хамон – сыровяленый испанский окорок.

Испания, не была бы Испанией без корриды. Обратитесь на стойку регистрации – отель организует экскурсии на ферму, где разводят быков для корриды.

Стоимость: 80-600euro/день

Castel MonasteroResort&Spa, Италия.

В светло-коричневых красках тосканского пейзажа, к югу от Ареззо, среди зелени садов, виноградников и  рощ, затерялся Castel Monastero, имеющий почти тысячелетнюю историю. Собственно, в переводе с итальянского “monastero” означает «монастырь», хотя использовался он и как замок тоже.

В наши дни, атмосфера Castel Monastero далека от скромной монашеской. Сегодня, находясь на центральной площади отреставрированной  деревушки X века, вы обнаруживаете себе в центре роскошного курорта. Теснящимся друг к другом каменным домикам внутри придан современный дизайн, гармонично сочетающийся с окружающей сельской природой. Какой номер выбрать, решать вам: с видом на поля и виноградники, которыми так популярна Тоскана, или на площадь и сады.

Проведите день для себя, расслабившись в спа-центре площадью около 1000 м², завершив день дегустацией кьянти разного срока выдержки в винном погребе XIII века. Или в ресторане La Cantina попробуйте  pici (вид макаронных изделий) или pappa al pomodoro (суп из хлеба и помидоров).

А на следующий день отправляйтесь в находящуюся в 22 км от отеля Сиену, бывшую столицей Сиенской Республики в Средние века. Многие из произведений эпохи Возрождения вы найдете в храмах, палаццо и музеях города.

Любителям активного отдыха тоже скучать не придется. А если велосипед и катание верхом вас утомят, то прогулка на монгольфьере, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться панорамой сиенских холмов и тосканских полей, точно придаст вам сил и воодушевления.

Вы когда-нибудь ходили на охоту за трюфелями? Если нет, то где, как не в Италии этим заняться? Castel Monastero известен как заповедник белых и черных трюфелей. В сопровождении специально обученных собак и  гида рано утром вы отправитесь на охоту…будет чем полакомится вечером.

Укрывшись в этом, будто не подвластном времени месте, мир вокруг кажется невероятно далеким, а проблемы — совсем незначительными.

Цена:  336 – 1760euro/сутки.

Ворота и барбакан

Ещё одно уязвимое место замка — ворота. Действительно, если всё построено из камня, то проще всего проломить единственную деревянную часть сооружения. Поэтому ворота сами превращались в укрепление, которое состояло из башни или даже двух, позволявших обстреливать нападающих.

Если ворота оказывались разрушены, то противника встречала тяжёлая железная решетка — герса. Обычно она находилась в поднятом состоянии, но в нужный момент её опускали, и прорвавшиеся через ворота вражеские бойцы оказывались перед новым препятствием.

Ворота Уорикского замка в Англии

В больших замках укрепления ворот превращались в отдельное фортификационное сооружение. В этом случае на другой стороне рва строили барбакан — дополнительную башню или даже несколько башен, окружённых стеной. В итоге, чтобы просто подойти к замковым воротам, надо было не только преодолеть ров, но и перед этим взять барбакан. От барбакана к воротам вёл мост, который или делали подъёмным, чтобы развести в случае осады, или, недолго думая, разрушали.

Крепость Калемегдон, Сербия(источник фото)

Замок Ланже, Франция


В 992 году началось строительство замка Ланже, который первоначально представлял построенный на насыпном холме деревянный донжон. Это место находится в 24 километрах от Тура, владельцем этих земель был первый граф Блуа. В отличие от других капитальных донжонов, этот возводился в спешке, но и его стены имели 1,5-метровую толщину. Далее следовали одна за другой войны. Например, за время Столетней войны замком многократно овладевали англичане. Наконец, они согласились его покинуть в 1428 году, но с условием, что замок разрушат, оставив лишь донжон.

Король Людовик XI приказал в 1465 году восстановить замок, после чего им владели многие монархи. В Ланже приезжала Анна Бретонская. Когда в 1797 году замок приобрёл Шарль-Франсуа Муазан, то отметился лишь тем, что привёл его в запустение, распродал окружающие земли, а на первом этаже замка устроил конюшню. После покупки замка в 1839 году Кристофом Бароном для него начинается возрождение. В 1886 году новым владельцем Ланже становится министр торговли и мэр Гавра Жак Зигфрид, который два последующих десятилетия посвятил реставрации комплекса, особенно его интерьеров. А в 1904 году он подарил замок институту Франции.

Дворец Потала, Лхаса, Тибетский автономный район, Китай

Что рассказать о дворце Потала в Тибете? Это самый высокий дворец-замок в мире! Это эмблема и символ Тибета и Лхасы! Это неповторимый памятник древнетибетского зодчества! Этот дворец находится в списке мирового наследия ЮНЕСКО… Все это замечательно, но простой турист видит не внешнюю помпезность и титулованность, он видит внутреннюю красоту, энергетику и чувствует загадочное притяжение Потала. Залы дворца рассказывают захватывающие истории через рисунки, библиотеки пестрят старинными священными текстами, изделия из драгоценных камней помнят прикосновение мастера, а жертвенные принадлежности заставляют задуматься и обратить взоры к фрескам на стенах. Здесь история, религия и верования… здесь душа буддийской религии.

Дворцово-ландшафтные ансамбли центральной полосы России

Их много – один другого достойнее и обворожительней. Вычурных и строгих, компактных и объемных, с уводящей к истокам православия и сравнительно «свежей» двухсотлетней историей. Мы остановимся на двух жемчужинах нижегородского дворцово-усадебного «букета» – самой крупной и сравнительно небольшой, из дворянских усадеб для одного-единственного рода.

Кремль Нижнего Новгорода

Возраст пятого по величине российского мегаполиса превышает 800-летнюю отметку. Кремлевско-дворцовому же комплексу, по свидетельствам летописцев, не менее шести с половиной столетий. В 1374 г. были заложены Дмитриевские ворота, впоследствии «обраставшие» крепостными стенами-валами-рвами и сторожевыми башнями. Во второй половине XV века пограничное княжество превратилось в неприступную крепость Московского государства на Волге. После распада Орды ему предстояло преграждать войскам Казанского ханства путь к столице.

Сооружались исторически и архитектурно значимые фрагменты Нижегородского Кремля в 1508-1515 годах, реконструкций же он пережил несколько. Без них красавице-цитадели невозможно было обойтись: естественное старение, расширяющиеся оползни и пожары вынуждали к таким мерам каждые 10-20 лет. О преимуществах разработанной талантливыми инженерами системы обороны свидетельствует то, что ни единого раза казанцы не прорвались внутрь приволжского города-воина.

Возводившиеся по указке московских князей архитектором-итальянцем Пьетро Франческо сооружения реконструировались в 40-80-х годах прошлого века под руководством Святослава Агафонова. В составе нынешнего ансамбля-гиганта – 13 башен высотой 18-30 метров, соединенных кирпичной стеной 4-метровой толщины, достигающей местами 22-метровой отметки. Башни Георгиевская, Борисоглебская, Ивановская и Никольская носят имена соседских церквей, Зачатьевская же (Живоносная) и Белая (Симеоновская) соотносятся с названиями монастырей.

Здешние соборы грандиозны, площади и набережные на крутых уступах зелены, названия музеев и монументально-скульптурных групп на слуху у миллионов россиян. Один только Памятник Минину и Пожарскому чего стоит! А насколько величественен вид на стрелку Волга-Ока – не передать! Плывущие же из Нижнего Новгорода в Бор кабинки канатной дороги над Волгой – незабываемый, захватывающий дух аттракцион!

Шереметевский замок в Юрино

Диво-замок на приграничной нижегородско-марийской территории в окружении суровых, напоминающих сибирскую тайгу лесов неудержимо тянет назвать замком-оркестром – так экзотически-ярок, колоритен полудворец-полукрепость с зубчатыми башенками-домиками, разностильными очертаниями оконных проемов и пестренькими витражами. Эклектичность просматривается в общей композиции, отсутствии каноничных решений и смелом сочетании черт романо-готического барокко, арабских мотивов и древнерусской декоративности.

Об отцах-основателях усадебно-замкового альянса ходят легенды – возвышенные и пугающие, с добрыми и злыми привидениями, юными прелестницами и похотливыми стариками. Здесь попадаются прохладные залы с инкрустированным мраморным полом, орнаментальные восточные комнатки с узорными решетками, мозаичные стеклянные окна-двери, камины с затейливыми изразцами, греческие колонны и щелочки-бойницы. Даже раскидистые пальмы спокойно уживаются под куполом сада-оранжереи с хвойным китайским можжевельником.

Красавцы-холлы – Персидский, Скобелевский, Дубовый – разнятся и ни капельки не совпадают в дизайне, наборе отделочных материалов и по обстановке. Сказочный замок-теремок из ста комнат-залов иллюстрирует продуктивность практики сотворчества строителей-ландшафников и дизайнеров немецких, итальянских, русских «кровей» Мюллера, Штерна, Парланда, Родинонова, Малиновского. Их замок-гибрид – безусловная находка для жаждущих впечатлений необычных и ярких. Сюда охотно съезжаются поклонники старины, участники Скобелевских чтений, просто желающие погулять по тихим аллеям и ощутить единение природы с органично вписавшимися в нее рукотворными объектами.

…А заодно и посетить дорогие сердцу христианина уголки: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и городок-легенду Муром с представительной дружиной православных храмов. Отсюда до упомянутых святых мест – рукой подать. Ублажить ли душеньку и сердце по дороге в Юрино или на обратном пути, решит путешественник. Мы лишь подскажем: добираться в тот и другой пункт из Шереметевской усадьбы – от 50 минут до двух с половиной часов, в зависимости от вида транспорта и избранного туристом маршрута.

Крепость внутри крепости

В центральной части замка всегда возвышался донжон – огромная и наиболее высокая башня, служившая последней линией обороны.

Стены донжона являлись наиболее прочными. Обычно на первом этаже окна отсутствовали, а вход внутрь нередко находился на втором этаже, куда вела галерея из дерева. Если враг прорывался внутрь крепости, то ее поджигали либо уничтожали. В донжоне находились жилые комнаты владельца замка, хранилище с оружием, резерв продовольствия в случае осады противником.

Со временем донжон трансформировался в цитадель – огромный защищенный комплекс в центре замка. Ее основная функция осталась прежней – помешать захвату замка, когда обороняющиеся вынуждены отступить к последней линии защиты. Стены внутри крепости создавали внутренний двор замка. Как правило, он был небольшим, а в центре него находился колодец.

Краткое описание основных элементов

При всём разнообразии архитектуры замков, сохранившихся до наших дней, в их планировке прослеживаются чёткие закономерности.

План средневекового замка предусматривал наличие таких элементов:

  1. Донжон — основная отдельно стоящая башня, жилище рыцаря-хозяина (3−4 этажа).
  2. Мост через ров к воротам и подъездная дорога.
  3. Стены и смотровые башни.
  4. Дворы.
  5. Часовня.
  6. Колодцы.

Стены начиная с XI века возводились из камня. Они устраивались широкими не только для укрепления, но и для того, чтобы защитники замка могли передвигаться по ним. Прятались они за зубцами на вершине стен. По углам устраивались башни с бойницами. Один из сохранившихся подобных замков, Шамбор, находится на Луаре и наглядно демонстрирует их расположение.

Проходы, ведущие из башен на стены, дополнительно защищались прочными дверями. Они, как и внезапные изменения высоты, делили стены на части, что усложняло штурм. Внутри стен размещались коридоры, по которым защитники крепости могли добраться до тайного хода, ведущего за её пределы.

За стенами замка начинался нижний двор, засеянный травой для скота. Здесь находились жилища слуг, мастерские, конюшни, амбары и склады. Склады должны были обеспечивать обитателей замка провизией на длительный срок, ведь нападения противника, особенно во время масштабной войны, могли быть частыми. За состоянием складов тщательно следили. Провизию могли испортить грызуны либо она могла замокнуть, и это было настоящей катастрофой, так как длительная оборона становилась невозможной.

Особенности этого сооружения:

  1. Округлая форма (в эпоху деревянных замков донжоны были квадратными). Продиктована такая планировка экономией и тем, что округлые стены прочнее.
  2. Просторные залы и соседствующие с ними спальни меньших размеров.
  3. Небольшие узкие окна-бойницы, пропускавшие мало света, вследствие чего внутри всегда царил полумрак.
  4. Нежилой первый этаж без окон, который могли использовать как склад или темницу (в последнем случае попасть в него можно было через люк в полу второго этажа).
  5. Вход на второй этаж через лёгкую галерею или лестницу из какой-либо другой постройки.
  6. Тяжёлые люки и приставные лестницы, отделявшие этажи друг от друга. При захвате одного из этажей лестница втягивалась внутрь, что позволяло защитникам продержаться ещё какое-то время.
  7. Смотровая площадка на крыше с караульным на ней.

До роскошного дворца Европы эпох Возрождения и Просвещения средневековому жилищу рыцаря было очень далеко. Но донжоны в более позднее время всё реже использовались хозяевами для проживания, если вокруг царил мир. Для этого во внутреннем дворе возводились отдельные комфортные покои, где кроме того можно было принимать гостей.

Мост был очень тяжёлым, но строили его так, чтобы поднять его мог один человек. Это достигалось благодаря системе противовесов. В поднятом состоянии мост служил дополнительной защитой для ворот от стрел и таранов. Перед воротами нередко возводили своеобразную крепость под названием барбакан, которая отличалась от замка небольшими размерами, а над ними — надвратную башню. Для их створок использовали древесину дуба, обшитую железом. Принудительное открытие укреплённых ворот снаружи, таким образом, было довольно трудной задачей, особенно под градом стрел обороняющихся.

Проезд к надвратной башне перекрывался в случае опасности железными решётками. Их планировалось несколько, чтобы отряд противника можно было разделить на части и расстрелять из арбалетов. Для этой же цели служили и неожиданные повороты дороги под прямым углом. В конце нападавших встречали ещё одни прочные ворота. Рядом с главными воротами, предназначенными для всадников, строили узкую каменную лестницу — проход для пешеходов.

Подъездная дорога к мосту обычно прокладывалась вдоль стен. Это делалось для облегчения коллективной защиты обитателей замка при нападении врага. На стенах выставлялись часовые. Таким образом, проникнуть к мосту незамеченным, чтобы атаковать ворота или сделать подкоп, было сложно.

Замок Фуа, Франция

Этот замок, расположенный на юге Франции, в Пиренеях, принадлежал некогда знаменитому семейству графов Фуа. Начинается его история с 987 года. В завещании графа Каркасонского Рожера I от 1002 года замок был передан его младшему отпрыску Бернарду. В 1034 году он становится центром управления графства Фуа, оставляя в средневековой военной истории заметный след. С XV столетия в замке находилась резиденция губернатора этого региона, одновременно он продолжал выполнять защитные функции на протяжении религиозных войн. До Великой Французской революции в замке квартировал гарнизон.

Здесь губернаторствовали известный по «Трём мушкетёрам» граф де Тревиль и будущий министр Людовика XVI маршал Сегюр. В 1930 году здесь был размещён музей департамента Арьеж, в котором есть экспозиции, посвящённые доисторической, галло-романской и средневековой эпохам на этой земле.

Виндзорский замок, Англия

Это действующая резиденция британских монархов находится в городе Виндзор. Свыше 900 лет возвышаясь на холме в долине Темзы, он является символом монархии. Захватив Англию в 1066 году, Вильгельм I Завоеватель за следующее десятилетие окружил Лондон кольцом из замков, стоящих на насыпных холмах в 30 километрах от столицы и друг от друга. Вначале замок был деревянным, но с каменной стеной по периметру, он стоял на насыпанном из известняка холме примерно на 30 метров выше уровня Темзы.

Первым использовал Виндзорский замок как свою резиденцию король Генрих I в 1110 году, тут же он в 1121 году женился на Аделе. К этому моменту деревянные строения частично разрушились из-за постепенного оседания холма. Тогда в холм вбили деревянные сваи, на которых возвели каменную крепость. Взошедший в 1154 году на престол Генрих II продолжил строительство замка.

В наши дни Виндзорский замок является самым большим из обитаемых замков в мире, ведь там работают и живут около 500 человек. Королева там бывает в марте-апреле и неделю в июне каждого года, там она проводит церемонии, относящиеся к ордену Подвязки. Здесь же она официально принимает иностранных представителей. Каждый год в Виндзор приезжает примерно миллион туристов.

Другие ухищрения

Часто в больших замках применяли несколько рядов стен. Благодаря этому, когда первая линия обороны прорывалась, атакующие оказывались в ловушке. Они попадали в небольшой двор между линиями стен, который отлично простреливался, и несли тяжёлые потери.

Стены замка с внутренней стороны имели галереи, по которым воины могли быстро перебежать к наиболее опасному участку. Сначала галереи делались из дерева, но затем превратились в часть самой стены.

Чаще всего замки окружались рвом. Который, к слову, не всегда был заполнен водой. Но если имелась возможность построить замок на острове, степень его неприступности серьёзно возрастала.

Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Порой укрепления строились не просто на холме, а на вершине скал. В этом случае подняться к стенам замка становилось для осаждающих отдельным квестом. А затащить на гору осадные машины и подавно удавалось не каждому войску.

Замок Лихтенштайн, Германия

И напоследок — о гигиене. Осматривая стены древних замков, иногда можно увидеть такие небольшие выступы размером с платяной шкаф, с отверстием, похожим на машикули. Это замковые туалеты — гардеробы. В маленькой комнатке устраивалось отхожее место, а нечистоты стекали по специальному жёлобу или просто по стене прямо в замковый ров. Чаще всего выход в гардероб находился рядом с господской спальней.

В Новое время, после того как артиллерия сделала средневековые замки бесполезными, правила фортификации очень сильно изменились. Исчезли линии стен, защитные сооружения стали ниже, но существенно толще. Впрочем, об этом читайте в следующем материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector