Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь: этапы развития

Зарождение общины

В 1796 году настоятельницей общины была избрана Ксения Михайловна Кочеулова, отличавшаяся строгостью к себе и другим. К 1826 году численность насельниц возросла до 40 человек. В это время была образована Мельничная девичья община из 8 послушниц Казанской общины. Место для общины по указанию Пресвятой Богородицы обнесли Канавкой, которая представляла собой ров с насыпным валом. По преданию, здесь прошла сама Богоматерь. Канавку вырыли сами монахини. А преподобный Серафим пророчествовал, что через нее в конце времен не сможет переступить Антихрист.

Первой настоятельницей стала Елена Мантурова. Ее брат Михаил Мантуров получил исцеление от неизлечимой болезни по молитвам святого Серафима Саровского. После этого он до конца своей жизни всячески помогал устройству Мельничной общины. Так как преподобный Серафим никуда не выходил из Саровского монастыря и лесных пустынек, все, что касалось управления Дивеевский общины, он поручал Михаилу Мантурову («своему Мишеньке»).

Забота преподобного Серафима о дивеевских сестрах вызывала недовольство в Саровском монастыре. Монахи считали, что он так способствует расхищению монастырского имущества. Игумен Нифонт даже дал указание солдатам, охранявшим монастырь, останавливать дивеевских сестер и проверять ношу, которую они получали от преподобного. Однажды была остановлена монахиня Евпраксия. Когда привели ее к игумену, то у нее в мешке были обнаружены старые лапти, обрубки разные и камни. В другой раз у монахине в мешке нашли песок и камни. После этого, как и предвещал святой Серафим, никто больше не останавливал дивеевских сестер.

Превращение в монастырь

Землю для общины пожертвовала в 1830 году Вера Постникова (Баташева). В 1839 году здесь подвизались 115 сестер.

В 1842 году Казанская и Мельничная общины были объединены в одну, Серафимо-Дивеевскую. С 1861 года она стала монастырем. Первой настоятельницей обители в этом статусе была Мария (Ушакова). Монахини жили по строгому Саровскому Уставу. Большую пользу монастырю оказал попечитель Николай Александрович Мотовилов.

В 1875 году было завершено строительство Троицкого собора. Монастырь активно развивался и в 1904 году в нем насчитывалось 270 монахинь, 1474 послушницы.

Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно

Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.

На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.

Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).

В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.

В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.

Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).

За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.

За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.

В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.

В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.

Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.

От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.

Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.

Храм Рождества Богородицы

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?

Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.

Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.

Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».

Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке. Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей…. Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.

В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.

Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Здание мэрии

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на источник Серафима Саровского в Цыгановке, а затем — в Муром.

Богадельня и монастырское кладбище в Серафимо-Дивеевском монастыре

Кстати, о той самой внешней стороне жизни в обители.

На данный момент она милостью Божией благоустроена. Есть поликлиника с прекрасным зубоврачебным кабинетом (в поликлинике принимают как монахинь, так и рабочих монастыря). Своя машина скорой помощи с круглосуточным дежурством фельдшера. Современный медицинский центр для сестер монастыря. А еще есть богадельня.

Это православный аналог (а исторически и предшественник!) современного дома престарелых. Тут находятся больные и старенькие монахини, которые уже не могут нести никаких послушаний. За ними ухаживают молодые сестры, выполняющие роль нянечек. По необходимости их консультируют врачи, а медсестры выполняют медицинские процедуры.

К ним приходит священник. А по четвергам в домовой церкви «Всех скорбящих радосте», что находится на втором этаже богадельни, служится литургия.

Старенькие монахини по мере сил и возможностей продолжают молится, читать псалтырь и духовные книги. И готовятся к смерти.

К смерти здесь относятся именно так, как и подобает людям духовным – спокойно. И к ней стремятся подготовится, исповедаться, причаститься. И, как правило, умирают покойно, со всеми примирившись и простившись.

Раньше, еще до революции сестринское кладбище находилось на территории мельничной обители, в ограде Канавки. После революции кладбище сравняли с землей, и построили на том месте школу. После возрождения обители, монастырь долгое время не имел своего кладбища. Священников и старых монахинь еще дореволюционного Дивеева, доживших до наших дней, хоронили за Троицким собором, где и сейчас можно поклониться их могилам.

На месте старого кладбища (после передачи этой земли монастырю) при реставрационных работах было найдено несколько останков и склепов. Они сейчас оформлены в могилы, и каждый, кто идет по Канавке может видеть этот уголок старого кладбища с покаянным деревянным крестом возле них.

На обычном кладбище монастырем выкуплена часть земли под могилы, так как на территории обители на данный момент нет возможности устроить свое отдельное кладбище.

Церковные лавки, торговля на территории монастыря, и как к этому относиться?

Очень многих людей соблазняет сам факт торговли на территории монастыря. Многие даже вспоминают евангельские слова спасителя о торгующих в храме, хотя устройство Иерусалимского храма и законы там были иные. В России же сложилась несколько иная традиция.

И долгое время, да и сейчас отчасти, монастыри просто вынуждены были себя кормить трудами рук своих. Если мы заглянем в «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», то увидим, что уже тогда сестры продавали свое рукоделие, рисовали, плели четки и даже делали сувениры. И это практиковалось во многих обителях, так как не у всех монастырей были благодетели, жертвовавшие на содержание насельников.

Итак, давайте посмотрим, как все обстоит на самом деле.

Благодетели в основном жертвуют на восстановление храмов и строительство нового собора. Но ведь у монастыря есть и другие нужды. Кормить насельников, послушниц, рабочих и паломников. Выплачивать заработную плату рабочим, платить по счетам за свет, воду, отопление; закупать продукты питания, одежду и обувь. Кроме того, в монастыре есть своя православная школа, где дети учатся бесплатно; своя поликлиника, где оказывают бесплатную медицинскую помощь всем работникам монастыря (помимо монахинь). И все это требует денежных вложений.

Поэтому иногда удивляют скептические и презрительные обвинения тех, кто сюда приезжает на день – два. Можно было бы и обойтись без торговли, по крайней мере такой обширной, но многие ли из тех, кто недоволен ею, готовы просто так жертвовать на монастырь?

Вот и получается, чтобы кормить монахинь, паломников, и обеспечивать себя, монастырь как организация не может на данный момент обойтись без торговли.

Есть и еще один момент, о котором знают только те, кто непосредственно работает в монастыре. Часть выручки, которую монастырь получает от продажи сувениров, икон и свечей, идет вовсе не ему. Митрополит распределяет их между приходскими церквями, которые находятся в глухих селах Нижегородской области. Их также необходимо реставрировать, поднимать из руин, содержать клир.

Вот и получается, что Серафимо-Дивеевский монастырь не только себя обеспечивает, а еще помогает и далеким сельским церквушкам, а также своим собственным скитам, которые находятся, как правило, вдали от паломнических маршрутов, и тоже практически на самообеспечении.

Большинству скитов предоставлена возможность торговать на территории Серафима–Дивеевского монастыря, и они имеют свои церковные лавки. Кстати, тут и кроется «секрет» небольшой разницы в ценах в разных лавках.

Поэтому, в следующий раз, когда возникнет соблазн осудить монастырь за торговлю, вспомните об этих фактах.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Выбор монашеского пути и современное состояние монастырей

В православной церкви к выбору монашеского пути всегда старались подходить серьезно и осознанно. И выбор этот уважали.

После революции многое изменилось в России. Еле теплилась сама традиция монашеской жизни. Старые монахи умирали, а новые почти не приходили. Новая жизнь без веры исключала саму возможность иной, нежели светская, жизни. Альтернатив не было. А те, кто ее искал преследовались.

Неудивительно, что при такой политике из народа ушло само понимание сути монашества. Для многих современников монахи – чудаки, непонятно зачем отказавшиеся от радостей, возможностей и успеха обычной мирской жизни.

Те люди, которые пополнили ряды монахов и монахинь в 80-х – начале 90-х годов прошлого века, по сути, стали первопроходцами. Они еле-еле успели перехватить преемственность у последних иноков, переживших революцию и чудом доживших до конца XX века.

То, что это вообще произошло, по сути своей чудо.

Есть очень хорошие проповеди в книге Александра Шаргунова «Миражи любви», где он, насколько это возможно, раскрывает полноту подвига новомучеников Российских, пострадавших в годы советской власти. Мне запала в душу одна фраза: «Точно также смертью новомучеников открылось небо в России для многих тысяч молодых людей наших дней, родители которых оказались не в состоянии дать им веру».

Именно так и происходило с «первыми» будущими монахами наших дней – они прозревали. Неожиданно. Они не были поняты своими родителями и старшими родственниками. И таких примеров даже в нашем монастыре масса, когда молитвами своих детей-иноков родители на закате своей жизни также приходят к вере.

Господь их призвал, но им было непросто. И самым тяжелым оказалось не возведение из руин поруганных и разрушенных монастырей и храмов, а возрождение духовной жизни, о которой все пришедшие тогда к вере люди (как те, кто выбрал монашеский путь, так и те, кто решал остаться и подвизаться в миру) знали лишь по книгам.

Возрождение духовной жизни происходит в монастырях и по сей день, и процесс этот долгий и сложный. И прежде чем приезжать в паломничество в святую обитель с мыслью «что все тут должны быть святыми и относиться к паломникам так, как пишут в духовных книгах», подумайте о том, что в монастырь все наши современные монахи и монахини ушли из нашего с вами мира – полного искушений, злобы и противоречий. А для того, чтобы избавиться от привычек и перекроить себя по-новому, требуются годы.

Но и этого времени у многих нет, ибо враг рода человеческого дьявол – не дремлет и мир искушающий наступает и на монастыри. И только воспрянув из руин, они оказались в очень трудном положении.

Нестроения в самой православной церкви, нестабильная политическая обстановка в мире, вынужденное положение искать пропитания. И как следствие – обширная торговля. А там, где торговля – там и соблазн комфорта. Но даже при всех минусах, монастырь, а тем более Серафимо-Дивеевский монастырь, остается местом святым. И кто с верой и открытым сердцем сюда приедет, тот уезжает всегда утешенным.

Золотошвейные и другие мастерские в Серафимо-Дивеевском монастыре

Монастыри всегда славились своими мастерскими. Сама жизнь ставила их в такие условия, что обеспечивать себя они должны были сами. Дивеево не было исключением.

Здесь много лет существует своя свечная мастерская, где производят свечи; своя типография. Есть золотошвейная. О ней можно было бы рассказать поподробнее.

Работы дивеевских сестер потрясают своей красотой, аккуратностью и мастерством. Сестры вышивают иконы, церковные облачения, плащаницу. Они искусно владеют золотым шитьем, используют в своих работах бисер, камни, золотые и серебряные нити. Подобная кропотливая работа требует усидчивости, и сестры, получившие здесь послушание, учатся не только вышивать, но и познают великую духовную науку терпения.

Дореволюционный монастырь славился и своей живописной мастерской.

Отрадно, что эта традиция возрождается. В обители есть своя иконописная, а живописи учат теперь всех желающих детей (на территории монастыря действует детская художественная школа).

Игуменский корпус

Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.

По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».

Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!

Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».

При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.

Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.

Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.

Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.

Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.

Краткая история и описание

Согласно православному преданию, четыре духовных обители на Земле Божья Матерь взяла под своё особое покровительство. Известны её земные уделы — Иверская земля в Грузии, греческая гора Афон, Киевская Лавра и Дивеево, на которые Царица Небесная изливает свои божьи милости, бывая Сама лично по три часа в день в каждом из этих мест.

Монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря в селе Дивеево началась в 1760 году, когда странствующей монахине Александре, в миру Агафье Семёновне Мельгуновой, Богородица явилась во сне со словами: «Здесь твой предел, предназначенный тебе Божественным Промыслом.

Живи и угождай здесь Господу до конца своих дней. И я всегда буду с тобой и в пределе твоего жительства я создам обитель, равной которой нет на всём свете.

Вид на Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны реки Вичкинза

Это мой четвёртый земной удел во Вселенной». С этого времени началось устроение общины. В 1773 — 1774 годах матушка Александра на собственные средства воздвигла церковь Казанской иконы Божьей Матери. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше, пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, прилегающей к Казанскому храму. На этой земле матушка Александра построила несколько келий с общей оградой, где поселилась сама с четырьмя послушницами. Сёстры жили по строгому Саровскому уставу, проводя дни в усердном труде и ежечасно (то есть 24 раза в сутки) вставая на молитву.

Собор Спаса Преображения

Скудная пища привозилась один раз в день с трапезной Саровского монастыря. Незадолго до своей смерти, в 1789 году игуменья Александра постриглась в Великую Ангельскую схиму и поручила принять попечение о Дивеевском монастыре иеродиакону Серафиму, известному своими духовными подвигами. В 1794 году Серафим удалился в лес в 5 км от Дивеево и устроил там маленькую келью, посвятив себя аскетическому житию. В продолжение 30-летнего подвижничества иеродиакон зимой и летом носил одну и ту же убогую одежду, питался картофелем, свёклой и снятью, выращенными на своём пустынном огороде. В начале отшельничества отец Серафим брал хлеб из обители, и из своей недельной порции часть отдавал медведям и другим диким зверям, которые приходили к месту его молитвословия.

Собор Троицы Живоначальной

Позднее отец Серафим принял подвиг столпничества и прожил 1000 суток на каменном валуне. Выдержав трёхлетний обет молчания, Серафим сподобился явления Богородицы, повелевшей ему выйти из затвора. За покаянные подвиги преподобный получил дар исцеления и прозорливости, и люди со всей России потянулись к нему за советом.

Однажды келью Серафима посетил помещик Михаил Васильевич Мантуров в сопровождении слуг. Михаил страдал от тяжёлой болезни ног. Лучшие врачи из Москвы и Петербурга не могли остановить раздробление костей. После того, как старец помазал Михаилу Васильевичу ноги елеем, страждущий неожиданно почувствовал, что впервые за многие годы может стоять.

Колокольня

В благодарность за исцеление помещик обрёк себя на добровольную нищету, продал своё имение и стал преданным учеником Серафима. При содействии Мантурова была основана Мельничная община, возглавляемая сестрой помещика — Еленой Васильевной Мантуровой. В 1842 году, через 9 лет после смерти преподобного Серафима две общины объединились в одну, а в 1861 году обитель получила статус монастыря. В 1903 году в Дивеево приезжал император Николай II и беседовал с блаженной Пашей Саровской, предсказавшей ему рождение наследника, царевича Алексия, революцию 1917 года и крах династии Романовых.

Святая канавка

Что посмотреть в Дивеево за один день?

А вот дальнейший выбор маршрута будет зависеть от того, есть ли у вас личный транспорт или нет. Например, три источника на Северном поселке хоть и находятся территориально в самом Дивеево, будут труднодоступны для пеших прогулок в зимнее время, а также людям пожилым или слабым здоровьем. Проще говоря, до них далеко идти. А вот источник матушки Александры в центре села по силам посетить даже бабушкам.

Желанный для многих источник батюшки Серафима находится не в Дивеево, а в 15 км от него в деревне Цыгановка. Пешком до него точно не добраться. И если в вашем распоряжении всего один день, а вы очень хотите попасть именно на этот родник, вам придется делать выбор. И если у вас нет личного транспорта, то возможно, придется отказаться от посещения Дивеевских источников в пользу Серафимовского.

Добраться в д. Цыгановка можно на личном транспорте, на такси, с монастырской экскурсией и районными автобусами.

Такси доступно не для каждого, районные автобусы доезжают именно до деревни, а от нее до источника еще пешком идти 3 км. Получается, если вы паломничаете своим ходом, без машины, наилучшим вариантом может стать монастырская экскурсия.

В паломническом центре Серафимо–Дивеевского монастыря ежедневно совершается экскурсия на источник батюшки Серафима. В дороге вам расскажут историю этого места и правила поведения на его территории. Обязательно отводится время на купание, после чего экскурсантов собирают и отвозят назад в монастырь. Время отправления около 13, 14 часов, поездка занимает примерно 2 часа.

Подобные услуги – сопровождение на святые источники – предлагают и многие Дивеевские гостиницы.

Таким образом, всего за один день вы сможете посетить множество Дивеевских святынь, и этот насыщенный событиями день надолго останется в вашей памяти.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

История монастыря восходит ко второй половине XVIII века: тогда матушке Александре (Агафье Семеновне Мельгуновой) было видение Пресвятой Богородицы, которая и указала ей на то место, где будет заложена обитель. Фундамент Казанской церкви, освященной в 1780 году, матушка Александра заложила на собственные средства, полученные от продажи всего имущества. Основательница монастыря скончалась в 1789 году у стен Казанской церкви, будучи постриженной в великую схиму.

Постепенно появились новые строения обители. Рядом с Казанской общиной была обустроена Мельничная община в 1827 году, позже их объединили в одну. Названием вторая община обязана тому, что сначала здесь была возведена мельница, а потом уже кельи для сестер.

В 1861 году женская Дивеевская община была возведена в степень монастыря. С этого времени по 1904 годы были возведены многие сооружения, в том числе, колокольня, около 30 корпусов для сестер и Троицкий собор, в котором можно поклониться мощам преподобного Серафима Саровского.

Marina VR

В 1905 году началось строительство еще одного большого собора, но его освятить не успели, так как началась революция. В 1927 году советская власть закрыла обитель, некоторые купола снесли, каменную ограду разрушили, кладбище и храм при нем уничтожили. В 1950-ые серьезно пострадала Казанская церковь. Монахини и послушницы после закрытия обители пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Возрождение монастыря началось в 1988 году. Сначала был зарегистрирован церковный приход, а затем состоялось и открытие монастыря. Перед освящением в Казанскую церковь торжественно внесли икону Серафима Саровского.

Игумения Серафимо-Дивеевского монастыря в настоящее время — матушка Сергия.

Сейчас на территории обители расположены следующие объекты:

  • соборы: Казанский, Троицкий, Преображенский, Благовещенский.
  • церкви: Рождества Христова, Рождества Богородицы, а также Казанская церковь на источнике.
  • храмы: Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, другие домовые храмы.
  • колокольня.
  • часовня.

На сегодняшний день отреставрированы все здания, расписаны стены соборов. Ведутся работы по облагораживанию прилегающих земель. Почитать про историю каждого строения можно на сайте монастыря.

План Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Помимо мощей преподобного Серафима важной святыней Дивеево является Канавка Божией Матери (Тропа Божией Матери) длиной 700 метров, берущая начало за Преображенским собором и опоясывающая монастырь. Канавку, призванную защитить обитель от антихриста, начал рыть сам Преподобный Серафим, а работы завершились уже после его смерти

Сегодня тысячи паломников проходят по тропе с именем Богородицы на устах. Молитву Пресвятой Богородице нужно прочитать 150 раз. Другая значимая реликвия — икона Божией Матери «Умиление», сохранившаяся от преподобного Серафима.

Канавка Божией Матери, Елена Акимова

Святые Серафимо-Дивеевского монастыря

С историей монастыря связаны имена нескольких святых, чьи мощи хранятся в соборах обители:

  • Преподобный Серафим Саровский.
  • Преподобные жены Дивеевские: Елена, Марфа и Александра.
  • Дивеевские блаженные: Мария, Параскева Ивановна, Пелагия Ивановна.
  • Новомученики и новомученицы

Чудеса

Многие верующие делятся своими историями исцелений, произошедших в результате посещения Дивеево, купания в источниках или приложения к мощам. Прочитать некоторые отзывы о чудесах можно на сайте Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Максим *****

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма. При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».

Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.

Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.

Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.

Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector