Спасо-евфимиев монастырь. спасо-преображенский собор. роспись и песнопения. фото, видео

Следующая история

В 1940 г. в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 г. после начала Величавой Российскей войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в каком бойцы и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошло 8232 человека.

1 января 1943 г. монастырь стал лагерем военнопленных, в каком содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. А именно, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 гг. на местности монастыря располагалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (поначалу мальчишек, а после мятежа 1947 года — девченок).

В 1968 г. монастырь стал музеем.

в Спасоевфимиевом монастыре

Соборная церковь Спасо-Ефимиева монастыря

Изображенные на рисунке две церкви с колокольнею находятся в Суздальском Спасоевфимиевом монастыре, основанном при Великом князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском, зяте Олгердовом.

Строение каменной соборной церкви Преображения Господня Великий князь поручил вызванному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию — ученику Св. Дионисия, Епископа Суздальского и собеседнику Преподобного Сергия Радонежского. В присутствии Господаря Суздальского заложена была сия церковь 1352 г.; в течение двух лет она окончена под надзором черноризца-зодчего и освящена Архиепископом Иоанном, который Евфимия рукоположил в иеродиакона, потом в иеромонаха, наконец поставил его Архимандритом новоустроенной обители. На него также возложено было Великим князем строение келий и ограды. По имени зодчего и первого Настоятеля, монастырь стал называться Евфимиевым, а по соборной церкви Спасским, впоследствии Спасоевфимиевым.

В 1501 г., при Архимандрите Константине, весь монастырь выгорел; но вскоре возобновлен иждивением доброохотных дателей и старанием Настоятеля. Преемник Константина Кирилл, продолжая возобновление обители, увидел, что соборная церковь, потерпевшая от пожара, обветшала; посему, с благословения Суздальского Епископа Симона, разобрав ее, 1511 г., воздвигнул новую, где поставил на вскрытии св. мощи первого Архимандрита сего монастыря, найденные нетленными при копании рвов для фундамента. Но когда и сия церковь через 82 года обветшала, тогда сооружена на прежнем месте другая, доныне существующая. По свидетельству Митрополита Платона, стены вокруг монастыря простираются на 575 сажен.

Этот храм расположением и стенописью сходен с Московским Успенским и Троицко-Лаврским соборами. Древний в нем местный образ Преображения Господня в серебряном окладе с золотыми венцами и с драгоценными каменьями, так равно иконы Св. Троицы, Казанской Богоматери и Святителя Алексия принесены в дар князьями Пожарскими, имевшими особенное усердие к этой обители, которая служила родовою их усыпальницей.

В Спасоевфимиевом монастыре, как с вероятностью заключают, покоится прах знаменитого защитника Москвы, князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. Место могилы его неизвестно, оттого что в 1765 или 1766 г. много истреблено надгробных камней, употребленных на ступени крылец и починку стен. Но путевая икона князя Д.М. Пожарского недавно найдена в этом монастыре. В 1612 г., когда князь Дмитрий Михайлович с войском прибыл из Нижнего Новгорода в Ярославль, то отсюда нарочно ездил в Суздаль: «помолиться Всемилостивому Спасу и проститься с гробами родительскими.»

Соборная колокольня особенным устройством своим сходствует с Новгородскою при Софийском соборе, Ростовскою и бывшею в Симоновом монастыре.

Общая информация |
История |
Торговые ряды |
Воскресенская церковь |
Казанская церковь |
Кресто-Никольская церковь |
Входоиерусалимская церковь |
Пятницкая церковь |
Цареконстантиновская церковь |
Скорбященская церковь |
Борисоглебская церковь в Кидекше |
Лазаревская церковь |
Антипиевская церковь |
Иоанно-Предтеченская церковь |
Козмодамианская церковь |
Кремль |
Васильевский монастырь |
Александровский монастырь |
Покровский монастырь |
Ризоположенский монастырь |
Спасо-Евфимиев монастырь |
Усыпальница под Покровским собором |
Гостиницы

Архимандритский корпус

Сразу рядом со звонницей мы увидели лестницу и пошли по ней вверх. Наверху нас встретила злобная смотрительница и рассказала нам, что это выход с выставки, а вход где-то с другой стороны. Я сделала с высоты несколько отличных кадров, и мы отправились на поиски входа на выставку.

Вид на монастырь

Вид на монастырь

Как это ни странно, но указателя, откуда начало просмотра, нигде не было. Мы обошли здание по периметру и наконец-то попали внутрь.
На первом этаже была выставка иконописи. Снимать там, к сожалению, было нельзя, поэтому иллюстраций не будет. В каждой комнате есть подробное описание стилей и направлений местных мастеров.

На втором этаже Архимандритского корпуса была интересная выставка «Книжные сокровища», специально для нас «книжных черве». В пяти залах были выставлены прекрасные экземпляры книгопечатения, начиная с фрагментов древних летописей XIII века. Их можно было разглядывать бесконечно: тут и первая книга книгопечатника Федорова, и Синопсис, и Евангелие в тяжелой оправе. Эта выставка нам понравилась больше всех, экспозиция просто отличная!

Книжные сокровища

Книжные сокровища

На территории монастыря.

Монастырь

Монастырь

Далее у нас по плану была Золотая кладовая. Мы вышли в нужном направлении: налево был тюремный корпус (туда мы решили не ходить в этот раз, так как уже не раз посещали его), а направо — то куда мы стремились.

Тюремный корпус

Тюремный корпус

Тропарь, кондак и канон преподобному Евфимию Суздальскому

Тропарь, глас 3.

Яко светозарная звезда, пришед от востока на запад. Оставль отечество свое Нижнии Новград. И дошед Богом спасаемаго града Суждаля. И прием чюдес дар от Бога отче Евфимие. И бысть о Христе собеседник, и спостник преподобному Сергию. С ним же у Христа Бога испроси, людям нашим здравие и спасение, и на поганыя победы. И душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2.

Волнении множество невлажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне. И чюдес дар прием. Моли непрестанно о всех нас.

Библиотека Русской верыКанон преподобному Евфимию Суздальскому →

Читать онлайн

Мемориал Д.М. Пожарского

Князь Пожарский, мемориал которому установлен на территории бывшей обители – это знаковая фигура в русской истории. Благодаря его руководству в 1612 году Москва была освобождена от иностранных интервентов. 20 апреля 1642 года он был погребен по завещанию в Спасо-Евфимиевской обители. Род Пожарских был известным в среде знати, но впоследствии обедневшим. К концу XVII века поколения Пожарских по мужской линии иссякло, усыпальница пришла в запустение и фактически была уничтожена «за ветхостью». Только в 1850 году по распоряжению князей Николаевичей захоронение восстановили, а по распоряжению царя Александра II в 1858 году был объявлен конкурс на проект новой усыпальницы. Потребовалось почти четверть века, пока мраморный мемориал обрел свой облик.

Спасо-Евфимиевский монастырь в своей истории пережил как период расцвета, так и времена упадка, повторяя опыт трагических страниц истории России и стадии ее расцвета. То, что его бережно хранят из поколения в поколение – уже показатель духовной культуры общества. Приобщиться к ней можно через погружение в прошлое и наслаждение настоящим архитектурного комплекса

Важно, что одна из страниц русской истории входит в богатства наследия, признанного мировым сообществом. Это обязательно нужно говорить своим детям во время посещения музея, развивая их духовную культуру

После прогулки по территории монастыря, на это потребуется отвести целый день, можно насладиться живописной панорамой, открывающейся со смотровой площадки, обустроенной на берегу Каменки. Вид на старинный город станет логичным завершением путешествия в историческое прошлое, точкой соприкосновения прошлого в виде музейного комплекса и будущего, открывающегося в городской панораме.

Архимандритский корпус

Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».

Архимандритский корпус

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмаль

Выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»

Древнерусские книги

Архангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в Москве

Нотная рукопись

Краткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI век

Евангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром Мстиславцем

Экспозиция, посвященная книгам XVIII века

Письменные принадлежности, XVIII век

Экспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX века

Журнал «Нива»

Первые советские книги

Е.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 год

Балкон-гульбище Архимандритского корпуса

Старообрядцы, заключенные в Суздальском монастыре

В 1766 году по указу Екатерины II в Суздальском монастыре была устроена тюремная крепость для «безумствующих колодников». Здесь в течение пятнадцати лет, с 1826 по 1841 годы, был заточен и преставился весьма популярный в некоторых кругах т. н. «Авель-прорицатель». О видных старообрядческих деятелях, также заключенных в этом месте, подробно написано в книге Д. Урушева «Святая Русь»:

В знаменитой духовной тюрьме при Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре содержались проповедник Афоний Козьмич Кочуев, предложивший учредить архиерейскую кафедру за границей, и благочестивый мирянин Василий Жигарев (1792-1856), привезший в 1847 году на Рогожское кладбище святое миро из Белой Криницы. Здесь же томились четыре святителя: Алимпий (Вепринцев), Аркадий (Дорофеев), Геннадий (Беляев) и Конон (Смирнов).

Архиепископ Аркадий Славский (1809-1889) и епископ Алимпий Тульчинский (прест. 1859) были арестованы в 1854 году на территории тогдашней Турции русскими войсками во время очередной войны. Архиереев обвинили в том, что они служили молебен о победе турецкой армии и, как важных государственных преступников, отправили в Россию. Три месяца их держали в Киеве, три месяца — в Москве, подвергая строжайшим допросам.

Затем арестантов определили в Суздальскую духовную тюрьму. Их поместили в одиночные камеры и лишили имен: Аркадий стал секретным заключенным № 1, а Алимпий — секретным заключенным № 2. В камере здоровье владыки Алимпия совершенно ослабло, и он скончался в 1859 году.

В том же году в духовную тюрьму был привезен под конвоем еще один узник — епископ Конон Новозыбковский (1798-1884), арестованный жандармами в 1858 году. В 1863 году в монастырские казематы был заключен епископ Геннадий Пермский (1824-1892).

Святителей обвиняли в «незаконном присвоении священного сана» и в «совращении в раскол», что являлось одним из тягчайших преступлений в Российской империи.

Только 8 сентября 1881 года три епископа-страдальца, совершенно лишившиеся здоровья в темных и сырых камерах, были освобождены указом императора Александра III, только что вступившего на престол.

К освобождению архиереев был причастен Лев Николаевич Толстой… Дочь писателя Мария Львовна Оболенская рассказывала об отце: «Он был знаком с тульским раскольничьим архиереем Савватием, а этот Савватий рассказал отцу о заточенных. Отец же передал рассказ своему приятелю, тогдашнему тульскому губернатору Урусову (Леониду Дмитриевичу), который, в свою очередь, рассказал об этом министру Игнатьеву. Игнатьев и устроил их освобождение».

Именно по докладу министра внутренних дел Николая Павловича Игнатьева Александр III распорядился выпустить епископов на свободу» (Д. Урушев, «Святая Русь», стр.203-206).

Тюремный корпус Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря

Последние узники тюрьмы были освобождены указом императора Николая II в 1905 году. В 1923 году на территории Спасо-Евфимиева монастыря разместился СЛОН — Суздальский лагерь особого назначения. По свидетельствам очевидцев условия содержания здесь были не менее суровые, чем в Соловецком лагере. Через него прошли многие политические деятели, священнослужители, экономисты и др., осужденные по политическим статьям. В годы Второй Мировой войны на этой территории был фильтрационный лагерь и лагерь для военнопленных. В 1946 году лагерь был преобразован в детскую колонию при МВД. Сейчас в бывшем Тюремном корпусе находится большая экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Проездная башня

Наиболее впечатляет своей красотой Проездная башня. Высота башни 22 метра, шатер на самом верху четырехугольной башни увенчан башенкой и дополнительно украшен флюгером. Место под башенными арками сейчас занимают билетные кассы. Нижняя часть стен оформлена киотами для икон, Христа Спасителя и преподобного Евфимия. Выше на башне находятся бойницы, самой богато украшенной частью здания является ее верхняя часть, здесь в изобилии использованы декоративные обрамления, карнизы.

Сквер у входа к башне украшает скульптура, выполненная архитектором Захаровым в 1995 году. Это памятник князю Пожарскому, усыпальница с его мощами, как дань памяти великому историческому деятелю, расположена на территории монастыря.

Справа от Проездной башни на территории монастыря находится зеленая зона. Это огород и фруктовый сад, естественная атрибутика монастырей, вид монастырского послушания, впрочем, весьма полезный. Здесь и сейчас выращиваются лекарственные растения и есть фруктовые посадки, а рядом с ними обустроена детская площадка.

Преподобный Евфимий Суздальский. Иконография

Изображения преподобного Евфимия, как и многих других основателей русских монастырей, встречаются относительно редко. Это связано с особенностями местного почитания святого, известного в основном в Суздальских и Нижегородских пределах. Можно также предполагать, что многие иконы были утрачены.

Преподобный Евфимий Суздальский. Пелена, ХVII векПреподобный Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы Христос Великий Архиерей с припадающими прпп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским. Георгий Зиновьев. XVII век. Из собора Рождества Богородицы в Суздале

Одним из самых ранних изображений святого, дошедших до нашего времени, является образ Божией Матери «Одигитрия с избранными святыми» последней четверти XV века, написанный Дионисием или мастером его круга из Троице-Сергиевой Лавры.

«Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В центре верхнего поля иконы представлена Святая Троица, повторение главного образа Троице-Сергиева монастыря, а по углам — фланкирующие этот образ полуфигуры архангелов. На боковых полях изображены поклоняющиеся Богоматери преподобные в рост: слева — Евфимий Великий, подвижник конца IV — V века, основатель лавры близ Иерусалима, послуживший одним из примеров смиренного монашеского жития для Сергия Радонежского, а справа — сам святой Сергий. На нижнем поле помещены пять поясных изображений преподобных, предположительно Евфимия Суздальского, Варлаама Хутынского, Димитрия Прилуцкого, Кирилла Белозерского и Павла Обнорского.

Преподобный Евфимий Суздальский на поле иконы «Одигитрия с избранными святыми». ХV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконах преподобный Евфимий Суздальский изображается человеком среднего возраста с темными волосами с проседью или старцем с седыми волосами в монашеских одеждах.

Преподобный Евфимий Суздальский. Середина ХVII векаПреподобный Евфимий Суздальский. Суздаль, около 1800 г.Преподобный Евфимий Суздальский. Современная икона

Стены Преображенского монастырского собора расписаны фресками ХVII века с многочисленными сценами из жития преподобного.

Погребение преподобного Евфимия, архимандрита Суздальского. Фреска Спасо-Преображенского собора Евфимиевского монастыря г. Суздаля. ХVII век

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.


Интерьер Спасо-Преображенского собора

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.


Богослужение в в Спасо-Евфимиевом монастыре

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Спасо-Преображенский собор

По праву это главное сооружение всего музейного комплекса. Рядом с ним находится Евфимьевский придел — место, где хранятся мощи Преподобного Евфиема, первого игумена обители. Собор возводился в XVI веке, чуть позже, уже XVII веке он был оформлен росписью снаружи. Внутри здания стены расписаны по эскизам художника Гурия Никитина, известного на Руси своими фресками в Соборах городов Золотого кольца и его помощника Силы Савина.

Сцены из этапов жизни Преподобного Евфимия изображены в приделе, в самом соборе – фрески с обликом царя Михаила Федоровича и его сына. Роспись хорошо сохранилась, как и убранство Сбора. Можно получить большое эстетическое удовольствие от созерцания отделки амвона, живописной росписи куполов и атрибутики усыпальницы Преподобного Евфимия. Около Собора на площади расположена Звонница и Трапезная успенская церковь.

Кутузка в монастыре

В 1829 году тут скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдорвей Шаховской.

В 1826 году по приказанию правителя Николая I в Суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 г. в монастырской кутузке содержался фаворит секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и погиб.

Тут же с 1869 года отбывал заключение фаворит секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 объявивший себя воплощением Святого Духа. В кутузке Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книжек, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некие, как Алимпий, погибли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения, некие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в кутузке содержался старообрядец Фёдорвей Ковалёв, похоронивший живьем 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 годы в кутузке содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 г. четыре месяца в монастырской кутузке провёл Иван Чуриков, основоположник движения чуриковцев.

В 1923—1939 годы в монастырской кутузке существовал политизолятор (с 1935 г. — кутузка особенного предназначения). В нём содержались, а именно, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, партийные и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Строительство монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь, история которого началась в далеком 14 веке, был основан по указу князя Бориса, который правил в то время Нижегородско-Суздальским княжеством. Первоначально монастырь имел название Спасо-Преображенский, но в память игумена Евфимия, возглавлявшего его более 50 лет, был переименован. Будучи изначально деревянным, Спасо-Евфимиев мужской монастырь был перестроен заново в 16 веке с использованием кирпича и в этом виде сохранился до сегодняшнего дня.

Расположение монастыря на берегу речки Каменка и с северной стороны города имело важное стратегическое значение. Огороженный на 1200 метров крепостной стеной со сторожевыми башнями, Спасо-Евфимиев монастырь (Суздаль) был настоящей боевой крепостью и защитой для городских жителей

Эти стены вокруг монастыря были возведены в конце 17 столетия, а 12 сторожевых башен с бойницами в свое время являлись самыми мощными во Владимирской губернии. Самой большой является проездная башня, высота которой составляет 22 метра. Она является входом в храмовый комплекс, хотя до ее строительства эту функцию выполняла надвратная церковь Благовещения, которая вошла в Спасо-Евфимиев монастырь и оказалась внутри крепостных стен. В то смутное время постройка подобного укрепления при монастыре была жизненной необходимостью, так как именно в храмах православные спасались от нападений завоевателей.

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.


Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно

Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.


Спасо-Евфимиев монастырь окружен каменными стенами

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Заключение в Спасо-Евфримиевом монастыре

Восемнадцатый век ознаменовался для монастыря частым заточением власти неугодных лиц. Здесь организовали место для заключения так называемых безумцев. Позже, в заточении оказывались и люди в здравом уме, которые противоречили политике государства и церкви. Монастырь стал местом для заточения многих представителей духовенства, староверцев, сектантов, а также декабристов, участвовавших в восстании Пугачева.

Помещенные в тюрьму не могли знать, когда освободятся, так как никому не разъясняли, на какой срок их посадили. Чаще всего, освобождение происходило после исправления или по кончине.

Многие невиновные люди, которые были неугодны власти, были заточены в монастырь. Обвинения таким людям предъявляли в непосещении церкви, или в непризнании священников. Также, действия, которые могли мешать кому-то за пределами храма, не редко становились причиной заточения.

Людей, заключенных в тюрьму не переодевали, они находились в своих вещах.

В 1923 году на месте монастырской тюрьмы был организован лагерь, где занимались с теми, кого не устраивал Советский Союз. Спустя 12 лет, НКВД обустроило здесь тюрьму особого назначения.

В Великую Отечественную Войну в Спасо-Евфримиевый храм привозили советских людей, которые были в плену. По некоторым данным, в течение 12 месяцев тут проверили больше 8 тысяч человек. Большая часть таких людей отправлялась в Главное управление исправительно-трудовых лагерей и уничтожалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector