Спасо-андроников монастырь в москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Монастырь в Средние века

Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский
митрополит Алексий по пути в
Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в
Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он
благополучно достигнет бухты
Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу
Нерукотворному.

Как было установлено О. Г. Ульяновым, в 1356 году
Алексий, будучи повторно в
Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного
Образа (первая половина XIV века), которая стала особо почитаемой
святыней Андроникова монастыря. Поэтому современная датировка
основания
Андроникова монастыря мирополитом Алексием в Заяузье на
великокняжеской земле приходится на 1357 год.


Andronnikov Monastery — SergeyRod @ Flickr

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о
константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее
одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским
валом.

Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного
Сергия Радонежского — Андрони́к († 1373; память — 13
июня). В монастыре долгое время сохранялся святой колодец,
ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна
из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).


St.Andronicus Monastery: Saviour Cathedral — Dmitry Shakin @ Flickr

В 1425—1427 гг. был построен белокаменный собор Спаса
Нерукотворного, который сохранился до наших дней. В интерьере
собора уцелели фрагменты фресок, выполненных весной 1428 года
Андреем Рублевым, который был иноком Андроникова монастыря. Андрей
Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во
время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное
местонахождение могилы неизвестно).

В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря
во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с
1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством
Кремля).

При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом
монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине
после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого
монастыря).

В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров
переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную
часть сочинений Максима Грека.


andronic’s abbey — stolbovnet @ Flickr

В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям
(1571, 1611).

В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп
Аввакум.

0313-03 — Alexey Nikulnikov @ Flickr

По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной
монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили
церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили
церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и
Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте
освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи).
Был также устроен еще один придел — во имя святого Александра
Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница
Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.

В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили
настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Монастырь в XX веке

После Октябрьской революции Андроников монастырь упразднён; на
его территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК,
главным образом для иностранцев. В 1922—1928 годах в монастыре
располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория
была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот»,
в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат
для рабочих. В 1930—1940-х годах там также располагались учреждения
Наркомата обороны.

В 1929—1932 годах уничтожена колокольня монастыря (1795—1803),
вторая по высоте в Москве после
Колокольни Ивана Великого
, 13 сентября 1927 года —
некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены Андрей Рублев,
воины, погибшие во время Северной войны 1700—1721 и Отечественной
войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков,
представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые,
Барятинские, Аладьины, Щербатовы.


St.Andronicus Monastery: Saviour Cathedral — Dmitry Shakin @ Flickr

Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и
превращении его в музей принадлежит П. Д. Барановскому и
Г. Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных
форм собора сыграли работы П. Н. Максимова и
Б. А. Огнева.

Исследованиями П. Д. Барановского и П. Н. Максимова
было впервые установлено, что после многочисленных переделок
сохранился белокаменный Спасский собор Андроникова монастыря XV
века.


Храм Архангела Михаила — BWMax @ Flickr

Возрождение монастыря началось после Великой Отечественной
войны, когда выяснилось, что собор монастыря — самое древнее
сохранившееся здание Москвы (собор Спаса на Бору был снесён, от
церкви Воскрешения Лазаря в Кремле уцелело лишь несколько
помещений). В 1947 году (в год 800-летия Москвы) инициативная
группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к
правительству с просьбой о создании на территории монастыря Музея
древнерусской
живописи. 10 декабря 1947 г. Председатель Совета
Министров СССР Сталин подписал постановление № 3974 о создании в
Андрониковом монастыре историко- архитектурного заповедника имени
русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель»
работы по созданию музея-заповедника были заморожены, что вынудило
авторитетных специалистов по древнерусской культуре М.В. Алпатова,
Н.Н. Воронина, В.Н. Адрианову-Перетц, Д.С. Лихачева выступить с
открытым письмом в газете «Правда» (№ 300, 26 октября 1956 г.).

В 1959—1960 годах произведена реставрация первоначальных форм
Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы
утраченной главы и кокошников.. Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.
Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему
академиков М.В.Алпатова и народного художника СССР С.В. Герасимова
официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 году, который был
объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи
с 600-летием со дня его рождения.

С 1985 года музей носит современное название — Центральный
музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
(ЦМиАР).

В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены
богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории
упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная
звонница.


Москва: Спасо-Андроников монастырь — GooDCoFF @ Flickr

Примечания

  1. 12Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Новые открытия. 1995. — М., 1996. — С. 183—184.
  2. Вагнер Г. К. От символа к реальности. М., 1980. С. 187.
  3. Ульянов О. Г. Цикл миниатюр… С. 183-84
  4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. М., 1962. С. 325—337.
  5. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории собора Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря. М., 2008. С. 13-21.
  6. Иоанно-Предтеченский женский монастырь
  7. Зинде Э. Уничтоженные посмертно // Московское наследие : журнал. — М.: Департамент культурного наследия города Москвы, 2011. — № 17. — С. 24—25.
  8. Заграевский C. В. Некоторые вопросы архитектурной истории. — С. 3—9.
  9. Мокеев Г. Я. Кому нужен ажиотаж вокруг могилы преп. Андрея Рублёва.
  10. Генпрокуратура внесла представление Минкультуры: в церкви XVII века проводят бизнес-встречи — Газета.Ru | Новости. Общество. Проверено 23 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.

III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.

Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.

«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.

Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)

Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм. Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился. Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен. Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар. С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер. Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector