Софийский собор (киев)

История собора

«Повесть временных лет» говорит о том, что место для Софии специально не искали. Ярослав приказал заложить храм там, где одержал победу над печенегами. Еще до завершения строительство Собор стал важным культовым сооружением в Киевской Руси.

Сильно храм пострадал в 1240 г., когда на Киев напали монголо-татары.

Внешний облик собора изменился на границе XVII – XVIII вв., когда главным архитектурным стилем в оформлении стало украинское барокко.

Богослужения проводились в храме до 1929 г., а потом Софию Киевскую превратили в заповедник. Сейчас Софийский собор является частью Национального заповедника «София Киевская», куда также включены Золотые ворота, Кирилловская и Андреевская церкви. Храм взят под эгиду ЮНЕСКО и признан памятником архитектуры в Украине.

Из-за того, что Софию Киевскую включили в Список Всемирного наследия, тут запретили совсем проводить богослужения. Только один день в году здесь проводиться служба – 24 августа, когда отмечается день Независимости Украины.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Строительство Софийского собора, его автор и история

Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.

Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.

Софийский собор в Киеве на google-панораме:

В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.

На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.

Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.

Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.

На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.

Евхаристия в Софийском Соборе

Под Орантой — многофигурная композиция «Евхаристия»- символическая сцена причащения апостолов. В центре — престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос — в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.

Мозаика Софийского Собора «Евхаристия». Главный алтарь:

Мозаика «Евхаристия». Фрагменты:

Мозаика «Евхаристия». Фрагмент: Христос; Фрагмент: Ангел:

Мозаика Софии Киевской «Евхаристия». Фрагменты:

Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.

Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему прислуживают ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.

Изображение причащающихся апостолов получает широкое распространение в X—XI веках. В «Евхаристии» Софийского собора представлена уже развитая иконография этого сюжета.

Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.

Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже. Трое крайних левых апостолов в софийской «Евхаристии» крайне сложны для атрибуции, к единому мнению, кто здесь изображен, исследователи так и не пришли. Две фигуры, крайние справа, не сохранились — во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками. Предположительно, это апостолы Варфоломей и Фома.

«Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софийского собора. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

Как с главным храмом православия в то время со Святой Софией связана и попытка преодоления раскола в христианстве.

Символом этого стала Флорентийская уния 1439 года. Пойти на нее ‒ а затем на вынужденный компромисс в вопросах веры с Римом ‒ Константинополь заставила угроза от турок.

«(Император) Константин ХІ был скорее воином, чем теологом, и его взгляд на унию был чисто прагматическим, ‒ пишет Роджер Кроули. ‒ Его волновало только одно ‒ спасение города, древнее наследство которого свалилось на него для защиты».

Константин ХІ не короновался в Святой Софии (единственный из византийских императоров) и службы в ознаменование Флорентийской унии не было несколько лет. Еще одна проблема ‒ Константинопольский патриарх Григорий, поддержал унию, отбыл в Рим, и замены некоторое время не было.

По странному стечению обстоятельств, Папа римский Николай хотел, чтобы решение Флорентийского собора таки было освящено в Святой Софии в Константинополе, и для этой миссии он выбрал нового кардинала Исидора ‒ бывшего киевского митрополита, он согласился с решением Флорентийского собора, но его после этого не восприняли киевляне.

Исидор получил отряд из 200-х лучников и отправился в Константинополь. Флорентийскую унию в Константинопольской Святой Софии таки освятят, но уж в середине декабря 1452 года. Исидор организует литургию, но, как отмечали летописцы, настроение у присутствующих в Святой Софии было скорее мрачным.

Но после этого начался многомесячный бойкот служб в Святой Софии со стороны константинопольцев.

Мозаика «Святительский чин» в Софийском соборе

В нижнем ярусе апсиды изображены «отцы церкви» («Святительский чин») — святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур). Тонкий рисунок, богатая и разнообразная цветовая гамма, целостность и завершенность композиции делают «Святительский чин» одним из самых высоких образцов древнерусской монументальной живописи. Лица святителей наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особенно показательна голова Иоанна Златоуста (в правой части композиции).

Мозаика Софии Киевской «Святительський чин». Фрагменти. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Иоанн Златоуст. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Василий Великий. XI ст. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Архидиакон Лаврентий. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Нисский. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Богослов. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святий Климент папа Римский. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Епифаний. Главный алтарь:

История сооружения Софии Киевской

Наибольшего развития государство достигло за время правления Владимира Святославовича, а также его сына Ярослава Мудрого. В 988 году в Киевской Руси было введено христианство. Это укрепило и дало новый толчок для развития отношений с Византией и прочими европейскими государствами.

Сразу после этого началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. Для их сооружения использовались самые новые достижения эпохи, привлекались лучшие строители и художники. Стены украшались каменной резьбой, разнообразными произведениями искусства, настенными росписями. Именно в тот момент и был воздвигнут Софийский собор — митрополичий храм, который стал основным монументальным строением города.

Точной даты строительства в летописях не указано, но известно, что это было между 20-30-ми годами 11 века. Вокруг Софийского собора находилось большое количество различных храмов, дворцов, жилищ горожан. До наших же дней дошли только руины Золотых Ворот и Софийский собор. Название пошло от греческого слова «София», что означает мудрость. В нем проводили церемонию «посадки» князей на престол, а также прием иностранных послов.

Под его стенами проводили народное вече. Со временем тут была основана первая библиотека. За свое существование она не раз потерпела от грабежей, пожаров, ремонтов, разрушений. Самое сложное время было во время набегов хана Батыя. Часть архитектуры города была разрушена, а собор уцелел и был действующим храмом.

Все последующие года храм то разрушали, то реставрировали и восстанавливали. Но с каждым разом он обретал какую-то неповторимую красоту.

Фрески и мозаики

Описание Софийского собора в Киеве можно продолжать бесконечно. На стенах церкви можно увидеть более 500 изображений тысячелетней давности. Часто учёным сложно атрибутировать изображение, потому что вертикальные подписи на греческом языке мало где сохранились. Помогают в этом, настенные надписи — граффити. Несмотря на то что церковный устав запрещал портить стены, прихожане часто выцарапывали на них обращения к святым.

Наиболее известные фрески:

  • Сошествие Христа в ад.
  • Апостол Павел.
  • Воин.
  • Святая Варвара.
  • Пророк.
  • Святой Николай.
  • Явление архангела Валааму.
  • Крещение.

В центральной части храма в XI веке был написан княжеский семейный портрет. К сожалению, от этого портрета сохранилось только шесть фигур. Только две детские фигуры на северной стороне и четыре фигуры на южной. Атрибутировать их сложно. Поскольку все эти фрески были обновлены в XVIII—XIX вв. еках масляной живописью.

Центральная апсида и купол украшены мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектура, мозаика и роспись образуют неповторимое единство. Все изображения выполнены в суровом стиле, рождённом в отдалённых монастырях Византии.

Фрески и мозаики храма Святой Софии в Киеве

Граффити Софии Киевской

Макет Софийского собора в Клагенфурте

В Софии Киевской были обнаружены надписи: о мире на Желяни, азбука из двадцати семи букв: 23 греческих и 4 славянских (б, ж, ш, щ), о кончине Ярослава Мудрого, о покупке вдовой князя Всеволода Ольговича земли, ранее принадлежавшей Бояну, за 700 гривен соболей, автограф Анны Ярославны, надписи, сообщающие о рождении и смерти князей, приходе и отъезде церковных владык, погодных явлениях, захоронениях и перезахоронениях. Надпись «Спаси, Господи, кагана нашего», как полагают, говорит о сыне Ярослава Мудрого — Святославе Ярославиче, княжившем в Киеве в 1073—1076 годах. Всего изучены 77 тысяч граффити. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Киевской эта граница приходится, в основном, на XV век с единичными экземплярами текстов до XVII века. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской. Архаичное отчество в надписи Домки Безуевича (записанное с пропуском у) в соотносится с именем автора граффито № 102 Софии Киевской, датируемого XI веком.

Некоторые украинские издания считают, что граффи́ти Софии Киевской присущи черты современного украинского языка.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали 12 апостолов и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Архитектурные особенности

Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проёмами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплён по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

5 отзывов о Софийском соборе в Киеве

Софийский собор в Киеве
10.0
великолепно

4

  • Софийский собор, Киев Софийский собор находится в самом центре столицы, недалеко от Майдана Независимости и Михайловского собора. Это — одна из самых главных достопримечательностей Украины. Это то место, где приятно гулять и летом и зимой. Последние годы на Софийской площади прямо возле собора власти Киева устанавливают главную елку страны, проводят праздничные концерты и выступления.

    В Новогодние праздники здесь собирается много киевлян и гостей города. И дети и взрослые катаются на специально установленных горках,

    Читать отзыв целиком
    15 февраля 2017

    Юлия Сагировабыл(а) здесь в январе 2017

  • 10 великолепно

    Древнейшая достопримечательность Киева Это была первая достопримечательность, которую я посетила в Киеве. Когда-то вход на территорию был бесплатный, но сейчас за деньги, хотя плата символическая – всего 3 гривны. За эти деньги можно погулять по дворику, посидеть спокойно, подумать. Атмосфера здесь самая благоприятная для этого, такая тишина и ни за что не скажешь, что рядом центр большого города. За дополнительную плату можно подняться на колокольню на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на всю Софийскую площадь и Михайловский

    Читать отзыв целиком
    15 апреля 2014

    ТТанябыл(а) здесь в сентябре 2012

  • 10 великолепно

    Собор под лучами солнца Софиевский собор — один из древних и исторических соборов Киева, строительство которого началось при князе Ярослеве Мудром во время Киевской Руси. Ранее это была Десятинная церковь. При реставрации собора его немного изменили: надстроили наружные галереи, достроились новые купола и побелили собор. Храм построен в византийской технике. Внутри собора можно увидеть графику, мозаику и фрески, выполненных византийскими мастерами.Можно увидеть следующие иконы из мозаики: Богоматерь Оранта, Благовещение,

    Читать отзыв целиком
    04 ноября 2013

    AAnnaexpertбыл(а) здесь в июне 2013

  • 10 великолепно

    Очень интересный исторический собор Один из старейших , исторических соборов города героя Киева . Софийский собор находится в центре Киева на Софийской площади , напротив Михайловськой площади , добраться можно пешком от метро Золотые Ворота минут 7 идти , или от метро Майдан Независимости минут 10 пешком . Рекомендую идти от метро Майдан Независимости , увидите Крещатик , фонтаны и еще много интересного . Сам по себе Софийский собор напоминает величественное сооружение , у него чувствуешь себя будто ты переместился в одиннадцатый

    Читать отзыв целиком
    01 ноября 2013

    EElinбыл(а) здесь в сентябре 2013

  • 10 великолепно

    Корона на голове Киева «Променадя» по Киеву, из центра выхожу на площадь Богдана Хмельницкого, одну из величественных улиц города. Особенность её в том, что она — из брусчатки, как автомобильная часть, так и пешеходная. На этой улице находится храм — один из монументов архитектуры древней Руси. Мы решили тоже пожаловать с собор с экскурсионной группой и узнать немного о нем. Богослужения в тот день не было, как мы узнали потом, оно проводится по расписанию.Софиевский собор в Киеве несет в себе часть истории,

    Читать отзыв целиком
    25 октября 2013

    AAnnaexpertбыл(а) здесь в июле 2013

Закрыть

Другие достопримечательности рядом

Киев‏‎

  • Что посмотреть: первым делом — прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску, не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в Киево-Печерской лавре с ее 120 памятниками, в Софийском и Михайловском Златоверхом соборах, увидеть монумент Родина-Мать и полюбоваться на растреллиевскую Андреевскую церковь. Наконец, не забыть подняться на Владимирскую горку и перелистать страницы классики в «доме Турбиных».
  • Вас также могут заинтересовать Египет, Турция, Болгария, Кипр, Россия.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Софийский собор на монетах

  • 3 рубля 1988 года «Софийский собор в Киеве. 1000-летие древнерусского зодчества»
    В 1988 году Софийский собор изображен на памятной монете СССР номиналом 5 рублей.

  • В 1988 году Софийский собор изображен на серебряной памятной монете СССР номиналом 3 рубля «Софийский собор в Киеве. 1000-летие древнерусского зодчества».
  • В 1996 году Национальный банк Украины выпустил золотые (999,9 пробы) памятные монеты «Оранта» весом 3,11 г, 7,78 г, 15,55 г, 31 г и номиналом соответственно 50 гривен, 125 гривен, 250 гривен и 500 гривен. На аверсе всех четырёх номиналов монет изображен Софийский собор.
  • В 2011 году Национальный банк Украины выпустил серебряную монету «1000-летие основания Софийского собора» массой 500 граммов и номиналом 50 гривен.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector