Владимирский собор в севастополе

Выдержки из истории храма

По историческим справкам города Херсонес в одном из трех храмов был крещен князь Владимир

Собор был задуман императором Александром I, именно он принял решение увековечить важное для страны событие. Изначально планировалась постройка на месте крещения князя, но ввиду дефицита церквей в Севастополе, адмирал Лазарев написал правителю, последнему русскому императору Николаю I

I. , прошение возвести Владимирский собор не в Херсонесе, а в Севастополе. Позже в Херсонесе тоже появился Владимирский собор, но над его проектом работал совсем другой архитектор.

Местоположение постройки было утверждено из соображений, что до нее добраться проще в черте города, чем если бы она находилась за его чертой. Позже было решено воздвигнуть Владимирский собор на центральном холме Севастополя. Чугунная ограда с тремя воротами и двумя служебными домиками появились в проекте храма уже перед строительством.

Ближе к XIX веку была заложена стройка, завершить которую планировалось через 3 года. Адмирал лично заказывал иконы и иконостас, но его неожиданно постигла смерть. Погиб он в Вене, но тело его единогласно было решено вернуть на полуостров и захоронить в специально построенном склепе на месте, где велось строительство храма.

Лазарев был не единственным, кто обрел свое последнее пристанище на том месте. Во время крымской войны другие погибающие адмиралы просили захоронить их тела именно там, рядом с учителем. Поле боя они могли покинуть либо мертвыми, либо тяжелоранеными. Так стал Владимирский собор Севастополя усыпальницей адмиралов, но достроить его не было возможным. В это тяжелое для Крыма время, собор в народе стали называть «адмиралтейским».

Адмиралы, захороненные в склепе собора:

  • Лазарев;
  • Нахимов;
  • Корнилов;
  • Истомин.

Хоть и было подписано перемирие, для России война проиграна. Южная часть города стала принадлежать англичанам и французам, насчет российского флота было выдвинуто требование, чтобы тот больше не присутствовал у побережья Черного моря. И только на подходе к XX веку было решено возродить строительство собора.

Одним из самых потрясающих храмов в России является Собор Святой Софии в Великом Новгороде.

Собор и революции

Советская власть в Севастополе была установлена в 1920 году. Революции оставили свой след на всех храмах и церквях города, не исключением стал и Владимирский собор. Православным христианам было разрешено занять храм, но с условием, что угрожающая советскому строю пропаганда будет пресечена на корню. Советская диктатура все же изменила отношение людей к религии.

Собор подвергся расхищению, часто замечались случаи глумления над святынями. В начале тридцатых годов богослужения в храме прекратились. Место христианской общины заняло авиационно-строительное сообщество, которое уничтожило останки адмиралов, затем политическое управление Черноморского флота устроило из стен собора склад.

Отечественная война тоже оставила свой след на стенах храма — он был почти разрушен. Только в середине шестидесятых годов началась реконструкция. После ее завершения был открыт музей Героической обороны и освобождения Севастополя. Музей получил лишь треть живописи, иконостас был уничтожен совсем. Только в 1999 году храм был полностью восстановлен.

Смена политического строя вернула храм православной церкви. Были найдены обломки костей четырех захороненных офицеров, их было решено перезахоронить в склепе. Родственники Истомина и Корнилова присутствовали на торжестве.

Помимо могильных плит первых адмиралов, в склепе имеются еще 9 захоронений, также обозначенные могильными плитами. Они располагаются по обе стороны от четырех первых, выложенных крестом. Фамилии героев, чьи тела остались в склепе храма:

  • Перелешин П. А.
  • Карпов П. А.
  • Дефабр М. И.
  • Шмидт В. П.
  • Диков И. М.
  • Тыртов С. П.
  • Чухнин Г. П.
  • Саблин М. П.
  • Шестаков И. А.

Первые пятеро были участниками первой обороны Севастополя, следующие трое были командующими Черноморского флота, последний был управляющим Морским министерством в восьмидесятых годах прошлого века.

Херсонес Таврический, Херсонес, Херсон: история городища от возникновения до упадка

Херсонес Таврический построили на полуострове, который с XIX века называется Гераклейским. В ходе исследований этой территории археологам удалось найти предметы III – нач. II тыс. до н. э., признаки существования катакомбной и кизил-кобинской культур. Они подтверждают, что на херсонесской земле еще до греческой колонизации проживали люди. На сегодняшний день на месте городища не проводились исследования мезолитических и неолитических памятников, поэтому ученые не уверены, что таковых не имеется.

Херсонес Таврический возник где-то в V в. до н. э., официальная дата — 422–421 гг. до н. э. Его основатели – греки-дорийцы, ранее проживавшие в Гераклее Понтийской. Вместе с ними в колонизации, вероятно, принимали участие и жители острова Делос.

В середине IV в. до н. э. поселение было небольшой демократической рабовладельческой республикой, там процветала торговля. В конце века размеры государства резко увеличиваются и Херсонес Таврический занимает весь Гераклейский полуостров.

Древнегреческие сосуды для хранения продуктов – пифосы, найденные
на территории Херсонеса

Далее, оккупация северо-западного Крыма, взятие Керкинитиды позволили приумножить территории полиса. Его жители начали активно заниматься земледелием. После чего наступает период расцвета Херсонеса Таврического, который заканчивается в III в. до н. э. 

Херсонес, монетный двор
периода IV-III веков до н.э.
Фундамент и подвал жилого помещения
древнего Херсонеса

В начале II в. до н. э. полис оказался ослабленным. Такое состояние объясняется войнами со скифами, таврами, и возможно, сарматами в III в. до н. э. Нарастающая скифская угроза заставила обратиться за помощью к понтийцам. Скифов удалось сдержать, но независимость Херсонеса Таврического была потеряна. Он вошел в состав государства, которым на тот момент руководил царь Митридат.

Уже во времена правления Цезаря Рим сделал этот город свободным. Полис стал элитарной республикой. В I в. туда проникло христианство. Под конец II в. римляне стали активно помогать в борьбе с варварами, что позволило стабилизировать ситуацию. Римские гарнизоны находились на территории Херсонеса Таврического примерно до 250–275 гг.

В конце IV в. город стали называть Херсонесом. Его статус возрастает. С VI в. местные жители массово принимают христианство. 

Для Византии Херсон (этот топоним утвердился под конец VI в. а в славянских летописях город именовался как Корсунь) имел особое значение. Он был ее главным форпостом на северном побережье Черного моря. Вместе с тем город очень быстро стал местом, где постоянно возникали мятежи: жители города продолжали бороться за свою независимость. 

Владимирский собор в  Херсонесе.
В 988 году на этом месте крестился
Великий князь Владимир Святославович,
принёсший затем христианство на Русь.
Памятник Владимиру Великому
у входа в музей-заповедник
«Херсонес Таврический»
Купол Владимирского собора
в Херсонесе
на украинской почтовой марке

С XIII века население Херсона начинает страдать от набегов монголо-татар. В 1278 г. город был разрушен, после чего осталась лишь та его часть, которая находилась в Портовом районе.

Экспонаты исторического музея в Херсонесе:
Посуда XIII века, найденная
на территории Херсонеса
Детали конской упряжи VIII — XIV веков, найденные
на территории Херсонеса 

Он постепенно теряет свое торговое значение, становится бедным. 1399 г. – дата окончательной гибели Херсонеса Таврического. 

Карло Боссоли. Руины античного Херсонеса близ Севастополя. 1840-42 
Комментарий художника: “На переднем плане руины и Херсонесская бухта; на заднем — форт Константина и вход в Севастопольскую гавань”

Караимская кенасса

Далеко не все севастопольцы знают, что здание школы бокса «Спартак» на улице Большой Морской – это бывшая караимская кенасса. Но если присмотреться, архитектура храма в нем просматривается.

Не все знают также, кто такие крымские караимы. Это – немногочисленная тюркская народность. На основе антропологии, лингвистики и других данных большинство ученых считает их потомками хазар. Есть материалы и о генетической связи караимов с дохазарским населением Крыма, например, с сарматами. В прошлом караимы жили в основном в горном районе полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале). В 14 веке часть караимов попала в Литву (Тракай и другие поселения), а затем в Украину – в Луцк, Галич и в Польшу. Крымские караимы – один из самых малочисленных народов на планете. Во всем мире насчитывается порядка двух тысяч крымских караимов.

В конце 19 века в Крыму проживало 13 тысяч караимов. Севастопольская караимская община составляла в 1897 году 446 человек.

Вопрос о строительстве новой караимской синагоги (кенассы – авт.) в Севастополе был поднят еще в 1879 году. Исполняющий должность Главного командира Черноморского флота и портов доложил в Санкт-Петербург о предполагаемой постройке синагоги на Центральном городском холме на месте, принадлежащем караимскому обществу. Когда же выяснилось, что возведение синагоги намечено на одной улице с храмом св. Владимира, в 65 саженях от него, да еще на городском холме, Святейший Правительствующий Синод признал это «противным закону». Он сослался на ст. 258 п. 2 строительного устава, согласно которому расстояние между двумя конфессиональными зданиями должно составлять не менее 100 саженей. В строительстве было отказано.

В 1884 году караимское общество приобрело место на улице Большой Морской для строительства кенассы. Проект здания утвердили в 1896 году, но из-за отсутствия средств строительство затянулось. Кенасса была построена городским архитектором Александром Вейзеном из крымбальского камня. Богослужения начались в 1908 году.

Новая кенасса была рассчитана на 400 человек. По свидетельству очевидцев, здание было «весьма изящной архитектуры в стиле ренессанс». В здании было электричество, из заграницы привезены и установлены люстры.

После Октябрьского переворота все изменилось. В процессе активной антирелигиозной работы со стороны органов власти в конце 1920-х годов верующие все же были вынуждены отказаться от аренды здания кенассы. Постановлением КрымЦИКа от 5 февраля 1931 года караимская религиозная община прекратила свою деятельность, а здание было переоборудовано под клуб для караимов и крымчаков.

В феврале 1931 года кенассу закрыли, а затем в ней разместился спортивный зал общества «Спартак». Во время войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад. В 1953 году было восстановлено с перепланировкой под спортивные помещения. На фото выше – сохранившийся фонтан для омовений напротив главного входа. Сейчас фонтан не работает.

На днях в Севастополе состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Вопросы сохранения культурного наследия караимов». «По данным последней переписи населения, в Крыму проживает 535 караимов, в том числе 35 человек живет в Севастополе. Наша задача – пробудить в людях сопричастность к своей национальности и желание сохранить культуру предков. Задачи сохранения культурного наследия стоят перед всеми народами. С 2016 года мы занимаемся оцифровкой старинных документов и памятников. Мы решили сделать модели каждого памятника караимского кладбища, и на сегодняшний день обработаны данные уже двухсот памятников», – рассказал председатель Севастопольского караимского общества «Фидан» Евгений Баккал.

На здание кенассы караимы ни при Украине, ни при России не претендовали.

Евген Жук, блогер из Севастополя (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Туристу на заметку

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Владимирский собор (Херсонес Таврический) Севастополь

Владимирский собор возведен в 1850 г. в память о крещении святого
равноапостольного князя Владимира в 988 г. в Херсонесе (Севастополь) а также в ознаменование начала крещения Руси.
Православный Владимирский собор расположен на территории Херсонеса Таврического,
в настоящее время относящегося административно к территории Гагаринского
района города Севастополя.

По
имеющимся историческим свидетельствам и церковным преданиям, крещение киевского Великого князя
Владимира Святославича состоялось в городе Херсонесе в 988 году. Город Херсоне
древние русичи еще называли Корсунь, а сейчас это Национальный заповедник «Херсонес
Таврический».

Еще
в 1825 году идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя
Владимира принадлежала и впервые была
высказана главнокомандующим Черноморским флотом вице-адмиралом А. Грейгу. Именно
поэтому в 1827 году в Херсонесе по инициативе А. Грейгу и под руководством К.
Крузе, были проведены археологические раскопки. В результате проведенных
исследований, были
обнаружены руины древних христианских храмов.

Особый интерес среди них вызвали остатки
церкви, в плане имевшей крестоподобный вид и расположенной в центре главной площади города.
Историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич в начале 30-х годов 19 века предположили, что
именно в этой базилике
великий князь и принял Святое Крещение. Это послужило веским основанием для
определения места сооружения храма во имя святого Владимира — крестителя Руси в Херсонесе: он должен был
встать над
руинами древней святыни. И поэтому, 23 августа 1861 года произошла торжественная закладка собора в честь
равноапостольного князя. Чуть раньше, в 1850 году, благодаря ходатайствам
архиепископа Херсонского и Таврического, святителя Инокентия, здесь была основана Свято-Владимирская
обитель.

Академик
архитектуры Д. Гримм, стал автором проекта Владимирского собора в Херсонесе. По
его замыслу храм должен был быть возведен в византийском стиле и он должен был
стать одним из самых больших
соборов страны. Его максимальная высота составляла 36 м, общая площадь собора
была 1726 кв.м. а диаметр купола 10,5
м. Этот собор мог вместить одновременно до тысячи православных верующих.

Строительство собора длилось почти 15 лет и только в 1874-76 годах, благодаря активному
участию в нем
инженера-архитектора М. Арнольда было завершено. Однако основные работы по убранству храма,
начались значительно позже, только накануне празднования 900-летия Крещения Руси.
Видимо поэтому, и ввиду грандиозности собора, завершить все работы по росписи
собора и
его украшению до знаменательной даты не удалось.

 Ко дню памяти равноапостольного князя Владимира 13 июня
1888 года был освящен Нижний храм
в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В нем был установлен резной деревянный иконостас,
а чуть позже, в этом же году, начались работы в Верхнем храме по обустройству
его интерьера. Росписи
и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора были поручены академику
живописи А. Корзухина, а общее руководство по завершению строительства и
обустройства были возложены на архитектора Н. Чагину. В интерьере храма были использованы живописные произведения
российских мастеров: академика Т. Неффа и художника П.
Рисса, а иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы были
выполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини: иконостас
Верхнего храма, а также мозаичный пол собора и мраморная балюстрада вдоль солеи
и некоторые другие работы. Целиком, освящение
Владимирского собора произошло 17 октября 1891 года, но и после этого работы по окончательному
завершению
оформления храма было продолжались вплоть до 1894 года.

В Херсонес еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего
дворца Санкт-Петербурга, было передано в мраморном ковчеге в виде
Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. А после
сооружения Владимирского собора эту святыню поместили в Нижнем храме рядом с историческими
руинами древней базилики. Кроме того в собор было передано мощи еще 115
православных святых. В алтаре Верхнего храма находился также список с чудотворной
Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из
Херсонеса.

Владимирский собор во время Второй мировой войны был
разрушен, а работы по его восстановлению начались только в конце 90-х годов 20 века.
Начиная с 2002 года Владимирский собор был заново расписанный
художниками, которые воссоздали утраченную живопись академика А. Корзухина. Освящение главного алтаря воссозданного
Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3 апреля 2004 года, а еще спустя неделю в
соборе прошло Пасхальное богослужение.

Усыпальница четырех Адмиралов.

Главный морской храм в городе Севастополь полуострова Крым — собор Равноапостольного князя Владимира (Усыпальница адмиралов). Расположен он в центре города на Городском холме. Это и действующий православный храм, и исторический памятник – место захоронения адмиралов Российского флота.В 1836 году адмирал Лазарев просил разрешения у императора Николая I о строительстве Владимирского храма на центральном холме г. Севастополя. В 1843 г. указ был подписан.Адмирал М.П. Лазарев не дожил до дня окончания строительства, уйдя из жизни в 1851г. На месте будущего храма построили склеп, и похоронили великого флотоводца. В дни обороны Севастополя В.А Корнилов и П.С. Нахимов пожелали быть похороненными рядом с ним. В первые дни обороны погиб В.А Корнилов, за ним — контр-адмирал В.И. Истомин, а вскоре и П.С. Нахимов. Собор святого князя Владимира стал памятником всем героям Крымской войны.

Владимирский собор в Херсонесе. Как добраться

Для того чтобы посетить Владимирский собор, для начала нужно приехать в историко-археологический музей-заповедник Херсонес на одноимённом полуострове. Туда ходит общественный транспорт, нужная остановка – улица Дмитрия Ульянова. По ней нужно будет спуститься в сторону Севастопольской бухты. Далее улица Дмитрия Ульянова вольется в улицу Ерошенко, которая в свою очередь – в улицу Древнюю. Гуляя по музею под открытым небом, вы не сможете не заметить Владимирский собор, ведь он стоит на открытом пространстве, представляющем собой местность, на которой археологические раскопки явили белому свету далёкое прошлое бывшей греческой колонии. Колокол стоит северо-западнее на берегу залива.

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством флотского чиновника К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял крещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Как устроен Херсонес

Город окружала мощная оборонительная стена толщиной 5 метров с башнями. Самая большая башня – круглая оборонительная башня Зенона диаметром 23 метра. От ворот города начиналась центральная улица длиной 900 м, вдоль которой большие дома и храмы. Усадьбы херсонесской знати – маленькие крепости с высокими стенами и башнями из каменных блоков высотой 12 и толщиной 2 метра.

Прямые неширокие улицы делили город на одинаковые прямоугольные кварталы из четырех домов, в которых жили рядовые горожане. В центре многолюдного города – главная площадь Агора, где стояли храмы Афродиты и алтарь богини Девы и статуи. Здесь поклонялись богам, посещали храмы и алтари.

На площади построен собор в честь князя Владимира Святославовича. Рядом с собором – памятник апостолу Андрею Первозванному. На белой мраморной стеле, установленной в центре площади, высечен текст присяги, которую торжественно приносили свободные граждане античного Херсонеса.

В северо-восточной части города – монетный двор, где при раскопках найдены заготовки монет и плавильный горн. В Херсонесе построен водопровод и общественные бани, парильни и бассейны. Окно в мир для Херсонеса – порт, куда заходили корабли из Черного и Средиземного морей.

Жители Херсонеса – мореходы и рыбаки. При раскопках найдены останки кораблей и каменные якоря весом 60 кг. Имя древнего города увековечено в названии мыса, западное окончание крымского полуострова называется мыс Херсонес.

Что посмотреть рядом с храмом

Рядом с храмом находится множество достопримечательностей историко-архитектурного комплекса. После посещения собора можно зайти в музей голограмм, где представлены голографические изображения ценных памятников истории. Рядом расположена выставка древних амфор. Археологические находки размещены под стеклом прямо под открытым небом. Далее видна старинная Корсунская церковь, построенная в конце XIX века.

Прогуливаясь по территории комплекса, можно увидеть остатки древних городских сооружений. Особый интерес представляет амфитеатр, руины древнего храма, остатки башен.

Желающим подробнее узнать об истории Херсонеса стоит заглянуть в местный музей. В нем находится много старинных экспонатов, которые были найдены при раскопках древнего города.

Остатки древнего города, Мария Чахнашвили

Где находится, особенности

Расположен древнейший город Крымского полуострова в Севастополе, Гагаринском районе. Если вы решили провести отпуск именно в этом городе-герое, обязательно посетите Херсонес. Правда его территория настолько огромна, что за один день все посмотреть не удастся. Поэтому советую распланировать экскурсионную программу дня на два.

В противном случае у вас просто не хватит время познакомиться со всем. Город еще в древние времена имел удачное расположение, что и способствовало его быстрому развитию и расширению. Он хранит вековые тайны не только Крымского полуострова, но и разных народов, в различные времена проживавших здесь.

Меня больше всего впечатлили размеры развалин. Тут однозначно есть что посмотреть и это не только знаменитый Амфитеатр. Интересна история его развития, расцвета и спадов. Название древнее поселения, точнее сказать – целой колонии, также получило не случайно. «Херсонес» переводится как полуостров, в принципе он им и являлся в те времена. А «Таврический» его назвали из-за проживания по соседству Тавров. Но это не единственное название, есть еще и древнерусское – «Корсунь».

Херсонес Таврический, Севастополь

Что посмотреть рядом с храмом

Рядом с храмом находится множество достопримечательностей историко-архитектурного комплекса. После посещения собора можно зайти в музей голограмм, где представлены голографические изображения ценных памятников истории. Рядом расположена выставка древних амфор. Археологические находки размещены под стеклом прямо под открытым небом. Далее видна старинная Корсунская церковь, построенная в конце XIX века.

Прогуливаясь по территории комплекса, можно увидеть остатки древних городских сооружений. Особый интерес представляет амфитеатр, руины древнего храма, остатки башен.

Желающим подробнее узнать об истории Херсонеса стоит заглянуть в местный музей. В нем находится много старинных экспонатов, которые были найдены при раскопках древнего города.

Остатки древнего города, Мария Чахнашвили

Колокол

Впервые после 77- летнего перерыва Пасхальная служба в соборе была совершена в мае 2005 года. Событие было отмечено голосом большого берегового колокола. У него тоже есть своя история. Его отлили из трофейного тяжелого оружия времен русско-турецкой войны в 1776 году и установили в монастыре.

В период Крымской войны захватившие обитель французы, кроме всего награбленного, увезли колокол в Париж. Через много лет его нашли на звоннице собора Парижской Богоматери. В 1913 году, в знак добрых отношений между народами, колокол вернули в Россию, где установили на звонницу Владимирского собора в Херсонесе Таврическом.

Пока действовал монастырь, он служил не только прихожанам церкви, но и был звуковым маяком для суден в море. Услышав его звон, моряки понимали, что находятся рядом с опасным побережьем, полным острых камней. В 1925 году, при закрытии монастыря, все колокола были сняты, и один из них установили на специальных опорах у берега, где он по прежнему звучал в ненастную погоду. Позднее оказалось, что это тот самый колокол, вылитый в 18 веке.

На его теле сохранились следы от двух войн, в 60-х годах был снят язык, и колокол лишился своего мощного спасительного голоса. Услышать его звучание можно был только с помощью камешков, что и делала местная ребятня. На бортике колокола и сейчас можно различить старинную надпись, сделанную древнерусской вязью.

Табличка на одном из поддерживающих пилонов кратко рассказывает его историю от создания до возвращения из Парижа. В Пасхальный праздник возродилась не только обитель, собор, но и колокол, возвестивший о начале новой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector