Собор петра и павла

Архитектура и убранство собора

Я, к сожалению, человек не просвещенный в терминах архитектуры и вообще в этой науке, поэтому не смогу впечатлить вас какими-то необычными словами. Мне это величественное здание напоминает собор Василия Блаженного в Москве, и со мной согласятся многие, кто видел оба святых места. При этом главный собор Петергофа не такой пестрый в своих цветах: благородные красный и синий цвета здесь более приглушенные и темные, что придает всему комплексу ощущение незыблемой старины.

Здание выполнено в неорусском стиле. Снаружи оно кажется больше, чем оно есть внутри, при этом потолки центрального зала возносятся вверх на несколько десятков метров. Все иконы в нем старые, потрепанные, и некоторые из них даже обшарпанные. Моя любимая часть собора – это коридор, который окружает главный зал по периметру. Стены его расписаны на древнеславянском языке, узоры вызывают какую-то ностальгию по славянскому духу и традициям, которые сейчас можно прочувствовать только тогда, когда читаешь мифы, сочиненные крестьянами Руси.

Я уверена, храм вас впечатлит и не оставит равнодушным. Он прекрасен, и идеально вписывается своим величием и одновременно простотой в общую картину Петергофа.

Церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Шуваловский парк, д. 41

Неожиданный для православного храма стиль неоготики использован из-за того, что рядом находится склеп, построенный в похожем стиле.

В 1820-е годы мызой (усадьбой) Парголово владела графиня Варвара Петровна Шувалова. Она бывала замужем трижды, но смерть одного из мужей – швейцарца Адольфа Полье – потрясла графиню особенно сильно. Овдовев, она поручила Александру Брюллову построить в парке сквер, где впоследствии и похоронила мужа. Это был склеп в готическом стиле, украшенный стрельчатой чугунной аркой перед входом.

Позднее Варвара Петровна обратилась в духовную консисторию с просьбой разрешить строительство церкви над склепом по проекту того же архитектора. После 10-летнего строительства церковь Петра и Павла стала семейным храмом Шуваловых-Воронцовых. Именно здесь венчался русский композитор Николай Римский-Корсаков с Надеждой Пургольд. 

В 1930-е гг. церковь закрыли, интерьеры, ранее созданные Гаральдом Боссе и Степаном Кричинским, уничтожили. В здании попеременно расположился физиотерапевтический кабинет, а позже – даже опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина.

Церковь вернули верующим только в 1991 году. Тогда же ее отреставрировали, восстановив изначальный облик. 

Архитектура и внутреннее убранство

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.

Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.

Внутреннее убранство храма

Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.

Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.

Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.

Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.

В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».

В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855-1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).

Внешний вид

Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.

Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.

Внутреннее оформление

Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.

Церковный корпус

Это пятиглавый храм входит в комплекс Большого Петергофского дворца и находится в его западной части, на границе Верхнего и Нижнего парков. Храм был построен по проекту великого итальянского архитектора Бартоломео Растрелли в 1747-1751 гг. Архитектор выполнял распоряжение императрицы Елизаветы, захотевшей иметь в своей резиденции церковь рядом с Большим дворцом. В 1751 году храм был освящён и начал выполнять свою роль придворной церкви. Сегодня внутреннее убранство храма, в общем, соответствует тому, как он выглядел во времена Елизаветы Петровны, хотя его второе открытие и освящение прошло совсем недавно – в 2011 году. Церковь получила название во имя апостолов Петра и Павла. Когда-то пышные интерьеры в стиле елизаветинского барокко украшали Церковный корпус и его восьмиугольный зал и трапезную. Здесь всё насыщено золотом – символом Божественной славы, а лики святых на иконах смотрят мягче, чем в других храмах. Ещё одной особенностью церковного корпуса является отсутствие амвона (возвышение, подиум) перед алтарём. Внешне церковь соответствует канонам православия, хотя внутри художественные стили смешаны и разнообразны. Эти стены хранят тайны царской семьи, ведь именно здесь совершались многочисленные таинства – от крещения до исповеди многих членов императорской фамилии.

История

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Ходатайство через министра Иллариона Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.

На конкурс были назначены императором архитекторы Леонтий Бенуа, Николай де Рошефор, А. И. Семёнов и Николай Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Султановым.

В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.

Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор Василий Косяков. Строительство собора велось на средства министерства императорского двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы во имя святого Александра Невского и преподобной Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел святого Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским, а придел преподобной Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским.

Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преподобного Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (архитектор Николай Бенуа), разрушенная в 1957 году.

После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).

В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.

Как и многие другие памятники Петергофа, здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.

После войны здание храма использовался под склад тары.

В 1972 году собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.

В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.

В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма церкви.
С 1990 года шёл ремонт собора, было произведено осушение подвалов, восстановление водоснабжения, электричества, очищен церковный двор. В соборе была открыта церковно-приходская школа и благотворительный центр при храме. В интерьерах собора старые росписи были законсервированы до времени их возможной реставрации, собор был расписан заново. По старым фотографиям был восстановлен иконостас.

9 июля 1994 года храм был освящён патриархом Алексием II.

Перспективное будущее

В 1990 году стал вопрос исторической справедливости, который вызвал полемику. В 1993 году здание кирхи, решением Петросовета, вернули лютеранской общине. Церковь едва «держалась на ногах». Бассейн размыл грунт, стены клонились. Реликвия требовала срочной реставрации. Российское правительство выделило почти 50 миллионов рублей, германское – миллион марок. Нашлись и благотворители-лютеране. Но вернуть святыне родной облик реставраторы не смогли. Над чашей бассейна появилось перекрытие и новый зал для богослужений. Среди чердачного хлама в лютеранской школе нашлись четыре оригинальных колокола.

В наше время в кафедральном соборе Святых Петра и Павла проходят ежедневные богослужения, на немецком и русском языках. Настоятель прихода — 54-летний немец Михаэль Шварцкопф, в прошлом программист. В кирхе обустроены также канцелярия епископа Евангелическо-Лютеранской церкви в России и культурный центр.

Во дворе церкви стоит памятник-бюст Иоганну-Вольфгангу фон Гете. Скульптура великому немецкому поэту и мыслителю, а также государственному деятелю, который на своем посту сделал очень много для повышения европейского интереса к русской культуре, органично вписалась в общий архитектурный ансамбль как Собора, так и Северной столицы.

Церковная школа внешне сохранилась, но общине не принадлежит. Теперь это муниципальная школа № 222. В ее стенах в разные годы и эпохи учились такие знаменитости, как декабристы Пестель и Кюхельбекер, архитектор Бенуа, академик Бах; писатель Даниил Хармс, актеры Михаил Козаков и Лидия Федосеева-Шукшина.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова

Ул. Академика Лебедева, д. 6В

«Во имя святых апостолов Петра и Павла на Большом Самсониевском проспекте, домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Когда-то на территории Военно-медицинской академии существовало восемь храмов, теперь действуют три.
По указу Петра I на Выборгской стороне был заложен сначала морской, а потом сухопутный госпитали. При каждом из этих госпиталей возводились домовые храмы, в том числе и церковь святых апостолов Петра и Павла. Из-за проблем с финансированием строительство храма затянулось на десятилетия, поэтому домовую церковь разместили на втором этаже нового Морского госпиталя.  
Храм святых апостолов Петра и Павла был оформлен только в 1818 году после капитального ремонта, в 1838 году перешел под управление клира домовой церкви Военно-медицинской академии (церковь Смоленской иконы Божией Матери). В середине XIX века по проекту Г. С. Войницкого церковь переделали, а в начале 1890-х годов по проекту П. И. Балинского была выстроена каменная часовня для отпеваний. Она выполнена в русско-византийском стиле, лепку исполнил Д. И. Иенсен. В церкви хранилась двусторонняя икона с мощами преподобного Сергия Радонежского и четыре серебряные лампады – подарок Екатерины II.
В советское время храм закрыли. В 2015 году, после благодарственного молебна по случаю 260-летия освящения первого храма академии в честь апостолов Петра и Павла, было решено вернуть помещение верующим. Теперь здесь проводятся богослужения. 

Советская власть

После прихода к власти большевиков и публикации декрета об отделении церкви от государства необходимость божьего присутствия стала оспариваться. Крещение, исповедь и причастие стали необязательны. Церковные богатства конфисковались. Рабочие завода ФТК-1 не раз обращались с требованием уничтожить храм, напоминавший каждому проходящему мимо о смирении и покаянии. Помешали сносу святыни следующие обстоятельства:

  • техническая невозможность вывоза обломков и мусора после разрушения;
  • собор являлся морским ориентиром и находился на всех лоциях.


Из тридцати храмов Петергофа закрыты были все, кроме часовни на кладбище. В домах Божьих расположились квартиры, склады и магазины.

Восстановлением храма занялись только через тридцать лет после войны. Реконструкцией руководил Евгений Севастьянов. 9 апреля 1974 года вокруг собора соорудили леса. Началась реставрация. В 1980 году, с помощью вертолёта на храм установили кресты. Городу оказался нужен храм, а человеку — Бог.

В 1994 году Собор был освящён патриархом Алексием I. I. Тогда же прошла первая после многих лет служба. Православная жизнь возрождалась.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке

Сестрорецк, Петровская наб., д. 1

Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.

В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.

Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Архитектура и убранство сооружения

Храм Петра и Павла был признан одним из лучших образцов русского зодчества. Впервые в проекте храмовой постройки воплотились идеи гардеробных при каждом входе, комнаток для освящения пасхальных яиц и куличей. Также церковь окружает уникальная крытая галерея для проведения крестных ходов.

Внешний вид

Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.

Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.

Внутреннее оформление

Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.

История создания храма

Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме. Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.

Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.

В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.

Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.

Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.

Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.

Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.

Возведение и основание

Возведение здания началось только через год после принятия проекта Султанова, то есть в 1894 году. Через 4 года храм был полностью возведен, еще около 3 лет заняли отделочные работы фасада и внутренних помещений. Роспись собора и устроение иконостаса продлились 2 года.

В общей сложности постройка собора Петра и Павла продолжалась в течение 9 лет.

Петропавловский собор был освящен 12 июля (по старому стилю) 1905 года преподобным отцом Иоанном. Боковые приделы во имя Александра Невского и преподобной Ксении были освящены позже (28 августа 1905 года) протоиереями Николаем Кедринским и Петром Благовещенским.

Историческая судьба

После прихода к власти большевиков церковь Петра и Павла была переведена в статус собора. Деятельность храма продолжалась вплоть до 1938 года. Именно в это время был подписан приказ о сносе здания собора. Однако Великая Отечественная Война помешала осуществлению планов по уничтожению святыни.

Во время войны здание церкви не избежало ее разрушительного действия. Задняя часть строения была практически полностью уничтожена. После окончания военных действий помещение храма использовалось в качестве склада.

Восстановление и реконструкция

Реконструкция Петропавловского собора началась только в 1974 году и продолжалась в течение почти 20 лет. Руководил работами Евгений Севастьянов. В 1994 году храм освятил патриарх Алексий II. Тогда же прошла и первая, после долгих лет забвения, служба.

Современное положение

Собор Петра и Павла активно участвует в современной жизни общества. Тем, кто оказался в сложном положении, готов помочь социальный работник, который ведет прием два раза в неделю. В здании церкви постоянно присутствует священнослужитель, который дает наставления и советы прихожанам.

Также в храме организована воскресная школа, которую могут посещать как взрослые, так и дети. Священнослужителями ведется работа и с теми, кто только ищет путь к Богу.

Современная жизнь собора

После реставрации первоначальный внешний вид и особенности архитектуры были полностью восстановлены. Храм отстаивали по всем канонам русского зодчества, которые соблюдали архитекторы XVI и XVII веков. По задумке Султанова строение должно было напоминать пирамиду и иметь 5 шатровых глав с куполами.

Для внешней отделки был использован красный и жёлтый кирпич. Стены были украшены колонками из песчаника, глиняными изразцами и фресками. Фасады здания украшены иконами с изображениями святых, которые покровительствовали императорской семье.

Вокруг храма расположилась застекленная галерея для проведения крестного хода. Сам собор имеет 4 входа, в каждом из которых расположены сени для верхней одежды. Главный вход имеет 2 крыльца, шатровую звонницу и часовню.

В помещении собора установлены кабинка исповедальни и часовня для отпевания, первая к востоку, а вторая к западу от северной стены. Особого внимания заслуживают иконостасы храма святых Петра и Павла. Главный из них выполнен из майолики по подобию иконостаса церкви святого Георгия в Венеции.

История создания храма

Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме.

Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.

Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.

В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.

Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.

Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.

Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.

Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.

Обзорная площадка

Незаслуженно малоизвестная особенность собора заключается в том, что в нем можно подняться на колоннаду. Разумеется, высота ее далеко не такая, как будет, скажем, в Исаакиевском соборе, но для обзора Петергофа много и не надо – город-то маленький. Обойдя по кругу унылый и обшарпанный коридор, вы сможете увидеть Ольгин пруд, у которого стоит собор, Верхний парк и золотой купол царской церкви, где-то вдалеке, в хорошую погоду, вы сможете разглядеть Кронштадт. Помимо всего этого, вокруг вас будут рассыпаны тут и там невысокие жилые домики Петергофа.

Вход на колоннаду открыт с 10:00 до 18:00. Билет обойдется вам в 100 рублей (детям скидка, вроде бы, в 50 рублей).

Церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)

Невский пр., д. 22 — 24, лит. б

Церковь Святых Петра и Павла широко известна как Петрикирхе – «Церковь Петра» в переводе с немецкого. Эта лютеранская церковь в самом центре города появилась при Петре II, который в 1727 году подарил немецкой лютеранской общине кусок земли на Невском проспекте. Через год, в день святых апостолов Петра и Павла, церковь заложили, а еще через два года освятили – это случилось в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.

Первое здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. До нашего времени оно не дошло. В течение 100 лет церковь обветшала, и в начале 1832 года община объявила конкурс на создание нового проекта. Лучшей работой был признан вариант заслуженного профессора архитектуры Императорской Академии художеств Александра Брюллова, старшего брата знаменитого художника Карла Брюллова.

В августе 1833 года заложили новое здание. В интерьере и архитектуре новой церкви сочетались романские, готические, ренессансные и античные мотивы. 

В начале и середине XX века Петрикирхе использовалась как складское помещение сначала для театральных декораций, потом для овощей. В эти годы церковь даже была переоборудована под плавательный бассейн. Была существенно изменена планировка и утрачен интерьер.

Немецкой лютеранской общине удалось вернуть себе церковь только в 1990-е годы. Помимо богослужений здесь проходят благотворительные концерты, экскурсии в музей «Катакомбы» (1 этаж), курсы по изучению немецкого языка. А третий этаж административной (задней) части здания переоборудован под германо-российский центр встреч.

Духовенство

Настоятели собора
Даты Настоятель
12 июня 1905 — 10 октября 1906 протоиерей Владимир Александрович Налимов (1857—1909)
30 октября 1906 — сентябрь 1918 протоиерей Михаил Андреевич Дьяконов (1880 — после 1935)
20 ноября 1918 — 14 декабря 1919 иеромонах Николай (Ярушевич)
1920 — весна 1934 протоиерей Вячеслав Васильевич Изумрудов (1873—1934)
май 1934 — 13 декабря 1937 протоиерей Иоанн Фёдорович Горемыкин (1869—1958)
1938—1989 период закрытия
январь 1990 — март 1990 протоиерей Виктор Иосифович Грозовский (1934—2008)
11 марта 1990 — август 1990 священник Стефан Курьянов
1 сентября 1990 — июнь 1991 священник Анатолий Кочмарук
июнь 1991 — 14 декабря 1992 священник Григорий Владимирович Ковальчук (род. 1956)
14 декабря 1992 — июль 1996 протоиерей Владимир Александрович Фортунатов (род. 1949)
29 июля 1996—2013 протоиерей Александр Васильевич Кудряшов (род. 1936)
2013 — октябрь 2017 протоиерей Павел Александрович Кудряшов (род. 1975)
октябрь 2017 — настоящее время протоиерей Михаил Терюшов

В 1990—1995 годах настоятелем собора официально являлся митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), и до 1992 года туда для служения командировались священники из Санкт-Петербурга, а протоиерей Владимир Фортунатов числился «исполняющим обязанности настоятеля». Все они внесены в данный список.

Немного истории

Постройка собора началась в конце 19-го века. О необходимости постройки этого места говорил тот факт, что практически все церкви Петербурга и Петергофа были сделаны исключительно для царской семьи, таким образом ставя простых прихожан в очень неудобное положение. Приказ возвести собор именно в этом месте был отдан самим царем Александром III. Работы велись с 1894 по 1905. Освящен новый собор был уже в присутствии императора Николая II.

Вплоть до 1934 года в собор собирались жители всей округи на службы, венчания, крещения и молитвы. Затем под влиянием антирелигиозной политики СССР здание было закрыто и подверглось разграблению. Золотая облицовка куполов была содрана, были вынесены кресты и иконы. То, что когда-то радовало глаз любого проходящего мимо человека, привлекало каждого зайти внутрь, превратилось в печальное зрелище. Во времена войны здесь укрывались немецкие войска, поэтому северная сторона, с которой выглядывал на Финский Залив наблюдатель за передвижениями судов, была полностью разрушена.

Лишь в 80-х годах начались работы по реставрации храма. К 1989 году они были завершены. В том же году верующие добились того, что здесь приказали учредить церковь. В начале 90-х годов было восстановлено убранство. Тем не менее, некоторые остаточные реставрационные работы ведутся и по сей день.

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Неоготическая капелла в Александрии


Интересным объектом, непохожим на другие церковные здания в Петергофе, стала готическая капелла, спроектированная архитекторами К. Ф. Шинкелем, А. Меналасом, И. И. Шарлеманем. Расположена капелла в парке «Александрия» и была построена, как домовая церковь Николая I. В 1834 году прошло освящение церкви во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Капелла стала неким мини-собором в нео-готическом стиле, а также отличной декорацией Александровского парка.

Интересным архитектурным решением на восточной стороне здания стала апсида – выступ с тремя гранями, над которым установлены звонницы. Восемь шпилей капеллы венчают восьмиконечные кресты. Декорациями капеллы стали сорок три медные скульптуры ангелов, апостолов, Богородицы, которые смоделировал скульптор В. И. Демут-Малиновский, а также кружевное чугунное литьё. Внутреннее убранство состоит из витражных окон и иконостаса, созданного придворным художником Тимофеем Неффом

На протяжении правления четырёх императоров в летнее время Романовы ходили в этот храм на богослужения, называя это действие «Малым выходом». В годы оккупации здание капеллы почти не пострадало, в отличие многих других строений Петергофа. Может быть, сказался его внешний облик, который соответствовал представлениям немцев о церковной архитектуре. Второе освящение капеллы прошло в 2006 году, одновременно с перезахоронением императрицы Александры Фёдоровны, супруги Александра III, чей прах тогда прибыл из Дании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector