Храм апостолов петра и павла в ясенево: история, современная деятельность и святыни

Орган

См. также: Органы Москвы

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый трехмануальный орган у известной немецкой из Людвигсбурга (нем. E.F. Walcker, Ludwigsburg), ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории. Будучи вдвое компактнее, немецкий инструмент «отставал» всего на 8 регистров. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета, где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

Орган «W. Sauer» на хорах собора

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический романтический орган . История этого органа начинается в лютеранской церкви св. Михаила в Немецкой слободе, в которой в 1898 году он был изначально установлен. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий. В 2005 году (нем. Reinhard Hüfken) из Хальберштадта был произведен капитальный ремонт органа, после чего 2 декабря того же года, установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган лютеранского собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России. По количеству регистров в настоящее время он занимает 6-е место в Москве, после органов, установленных в Доме музыки, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Католическом соборе, Большом зале Московской консерватории и Баптистской церкви (бывшей Реформатской).

Кафедральный собор всегда играл важную роль не только в религиозной, но и в культурной жизни Москвы — в нём выступали выдающиеся российские и иностранные музыканты. В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники. В соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей: Международный фестиваль искусств «Дорога в Рождество», «Музыка в изгнании», Международный Баховский фестиваль, музыкально-инсталляционный проект «Ночь в соборе», «Хоровые ассамблеи в Кафедральном» и др. Актуальная концертная программа представлена на официальном сайте Кафедрального cобора.

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр»

Диспозиция органа «Вильгельм Зауэр» (нем. Wilhelm Sauer)», Франкфурт-на-Одере, Германия, Opus 755, 1898 год.

16’
Principal 8’
Gamba 8’
Flöte 8’
Gedackt 8’
Viola d’amour 8’
Octave 4’
Rohrflöte 4’
Cornett 3—5 f.
Trompete 8’
16’
G.Principal 8’
Concertflöte 8’
Quintatön 8’
Dolce 8’
Gemshorn 4’
Traversflöte 4’
Mixtur 4 f.
Clarinette 8’
16’
Spitzflöte 8’
L.Gedackt 8’
Salizional 8’
Aeoline 8’
Voix-céleste 8’
Flauto dolce 4’
16’
Subbass 16’
Gedacktbass 16’
Octave 8’
Violoncelle 8’
Flöte 4’
Posaune 16’

33 регистра, 3 мануала и педаль (33/III/P).

Cистема кегельладе с пневматической игровой и регистровой трактурами.
Вспомогательные устройства:

  • копулы мануалов: III/II, III/I, II/I;
  • копулы к педали: III/P, II/P, I/P;
  • 2 свободные комбинации;
  • готовые комбинации: p, mf, f, Tutti, Rohrwerk
    ;
  • швеллер на III мануале;
  • Walze;
  • Walze ab.;
  • HR ab.

Концерт фонда Бельканто

Здание собора по адресу Старосадский пер.,7/10 стр.10 является также центром базирования благотворительного фонда Бельканто. Фонд Бельканто ставит своей целью благородную задачу содействовать развитию музыкальной культуры.

До или после концерта в помещении собора у администратора можно оформить дисконтную карту Бельканто, которая дает ощутимые скидки при покупке билетов на мероприятия, проводимые фондом. К примеру, наш льготный билет стоил 600 руб. 

Попасть внутрь собора, осмотреть его и одновременно посетить интересный концерт — это отличной совмещение приятного с приятным. Давайте попадем внутрь лютеранского собора на мероприятие, посвященное Айвазовскому. Как видим на фото ниже для зрителей предлагаются удобные широкие скамьи с высокими спинками:

Сидячие места внутри собора

В холодный период в храме не жарко, так что не убирайте далеко теплую одежду. Вот-вот начнется концертная программа, зал заполнен нетерпеливыми зрителями:

Перед началом концерта

Полотна художника, воспевшего море, и музыка органа, дудука и саксофона сплетаются вместе под сводами храма.

Проекция песочной анимации на своды храма

Изображения картин Айвазовского и песочная анимация на протяжении всего концерта служат прекрасным дополнением музыки. Необычное ощущение, когда одновременно выступают на сцену живая музыка и не менее живое рисование песком.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Заряд оптимизма

Сегодня церковная жизнь полностью возродилась: идут регулярные богослужения в соборе и капелле. Большим интересом у прихожан и гостей пользуются традиционные
служения. Проходят также конференции, концерты, лекции, семинары. Как раз в день юбилея в вечерней программе празднования значился концерт «Шедевры европейской духовной музыки»; зрителей ждали
произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Рахманинова… А утром ряды общины пополнили гости, поспевшие к началу богослужения после авиаперелётов и ночи в поезде, из Уфы, Питера, Самары, Оренбурга,
Калининграда, Саратова, Крыма. Люди приехали для участия в церковном дне на тему «Молодёжное служение в общине».

В тот же день в стенах крипты состоялась презентация памятного альбома «Собор святых Петра и Павла. 200 лет в Старосадском». На плотных глянцевых страницах прошлое
и будущее, великолепные иллюстрации дней сегодняшних и редкие архивные кадры. «Когда мы писали об этом, у нас в глазах стояли не балки, строительные леса, колокола и не отдельные архитектурные
элементы, – рассказывает член авторского коллектива П. Гнилорыбов. – Мы размышляли о людских судьбах, о сильных эмоциях. В книге есть рассказ о
выдающихся прихожанах XIX в. Он даёт большой заряд обоснованного жизненного оптимизма. Поражаешься, какие тихие, ежедневные подвиги совершали пасторы и прихожане собора Петра и Павла».

«Люди – это главное, – согласен пастор общины Кафедрального собора святых Петра и Павла Виктор Вебер. – В годы учёбы
в семинарии мы с друзьями размышляли о будущем нашей маленькой церкви, у которой мало пасторов и прихожан. Но спустя десятилетия я вижу, что приходят крещёные, некрещёные или крещённые в других
конфессиях люди, они интересуются нашей евангелическо-лютеранской традицией, и теперь я нисколько не сомневаюсь в прекрасном будущем общины».

Святыни

Каждая из них имеет свою историю, связанную с историей или сегодняшним днем православной Москвы.

Возвращение Апостолов

12 июня 2010 г. произошло подлинное чудо: Петропавловский получил святыню, которая была здесь со дня основания. Это образ свв. Петра и Павла, пожертвованный сюда самим Петром I.

Это была большая, полутораметровой высоты икона, которую с XVIII в. украсили драгоценной ризой из серебра, вес которого составил 8 кг.

Во время гонений святой образ был потерян, причем было вполне ясно: навсегда, не было даже версии, куда его могли передать. Но в 2008 г. икону внезапно нашли… в Троице-Сергиевой лавре. Лишенная оклада,  с сильно пострадавшей ризой, исцарапанная – но это была она! Реставрация продолжалась 2 года, пока наконец москвичи не обрели долгожданную святыню. Ныне она – единственное, что осталось из дореволюционного внутреннего убранства этой уникальной церкви.

Реликварии

Еще одна святыня, прямо связанная с небесными покровителями церкви – частицы их чудотворных мощей. Их, как говорит сайт прихода, благочестивые прихожане «в одном из частных собраний». Обретенный реликварий, относящемся к XVIII в., кроме мощей Первоверховных Апостолов, были частицы:

  • мафория Богородицы;
  • власяницы св. Иоанна Крестителя;
  • одеяния прав. Иосифа;
  • мощей папы Григория Великого.

Мощи свв. Апостолов извлекли из реликвария и, поместив в особый ковчег, передали Петропавловскому. Ныне они доступны для поклонения на престольный праздник, а также во время молебнов, акафистов святым.

Среди других святынь:

  • частица мощей св. Марии Магдалины, которая также хранится в алтаре, но выносится на молебны, акафисты;
  • ковчег с частями честных останков еще 24 угодников Божиих.

Святыни храма

В этот древний храм приезжает множество паломников, чтобы поклониться хранящимся здесь святым мощам:

  • ап. Андрея Первозванного, Луки и первомученика Стефана;
  • равноап. Марии Магдалины;
  • прав. Лазаря Четверодневного;
  • вмцц. Варвары и Екатерины;
  • первомученика св. Стефана;
  • прмцц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары
  • мц. Татианы;
  • мч. Трифона;
  • свтт. Григория Богослова, Иоасафа Белгородского, Филарета Московского и Илариона (Троицкого);
  • бессер. Косьмы и Дамиана;
  • прпп. Евфимия Великого, Александра Свирского.

В этом храме хранятся мощи преподобных оптинских отцов: Исаакия Старшего, Варсофония, Льва, Макария и др. Также здесь хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

Святой апостол Андрей Первозванный

Святитель Николай Чудотворец

Святая великомученица Екатерина

На лезвии веков

Начало XX века община и церковь встретили богатыми, влиятельными институциями. Архитектурный ансамбль включал здания церкви, школы, больницы, приюта и обширный сад.

Октябрьский переворот 1917 года отсек двухвековую историю лютеранской церкви. Недвижимость и 18 килограммов драгоценностей экспроприировали Советы. Но четыре тысячи прихожан продолжали собираться на службы, а семинаристы — в учебные классы. Управлял ими 60-летний епископ. Только в 1936 году, будучи тяжелобольным, старик покинул СССР, вернулся в Германию.

В 1929 году начались первые аресты. Семинаристов и пастора выселили в деревню Мартышкино в 30 километрах от города. В Рождественский Сочельник 1937 года кирху закрыли, пастора с сыном арестовали и расстреляли. Остатки утвари экспроприировали. Так “Распятие” Брюллова попало в Русский музей, “Иисус” Гольбейна – в Эрмитаж.

Церковный орган, знавший руки Петра Чайковского, пытались пристроить в Московском концертном зале. Неудачно. И со временем инструмент исчез. По непроверенным данным, его детали отдали для строительства органа в Донецкой филармонии.

Зачищенное здание по-своему служило Советам. В нем размещались то склады театральных декораций, то овощехранилище, то студия кинохроники. Внутренние интерьеры потеряли лицо. А к 1962 году подверглись грубой переделке: в церкви открыли плавательный бассейн.

Юдиттен-кирха

Юдиттен-кирха – это, пожалуй, самое древнее строение Калининграда, которое удалось сохранить. Год постройки – 1288. Примечательна католическая кирха тем, что сюда веками приходили толпы паломников. В конце XIV века была построена звонница с двумя колоколами, созданы яркие и сочные фрески, внутри кирхи находилась древнейшая в Пруссии скульптура – «Мадонна на полумесяце», которой приписывают великие чудеса и исцеления.

Кирха осталась практически неповреждённой после войны, немецкие жители в ней проводили службы до 1948 года. Но здание было основательно разрушено переселенцами из Советского Союза. В начале 1980 года, чтобы уберечь достопримечательность от разрушения, кирху передали Православной церкви. Сейчас здесь находится женский Свято-Никольский монастырь.

Приходская жизнь

Сейчас здесь служат 2 священника, включая настоятеля, игумена Симеона (Шевцова), и диакон. Богослужения идут ежедневно с 7.30 и 17 ч., а по воскресным дням литургия начинается часом позже.

В последнее время здесь активно развивается не только богослужебная жизнь, но также образовательные, просветительские проекты.

Преемственность традиций

Духовное образование, которое получали здесь в первые годы после революции, находит место в этих стенах и теперь. С 2011 г. в помещениях при церкви заработал Центр духовного образования военнослужащих. Он работает при Православном Свято-Тихоновском университете. Это достаточно серьезное образование, срок обучения составляет 4,5 года, а диплом дает право работы по специальности «Религиоведение».

Несколько курсов центра обучаются на территории Петропавловского. Это не случайно: ведь занятия, вместе с другими преподавателями, ведет сам настоятель церкви, игумен Симеон.

Кроме того, действуют

  • курсы греческого языка, обучение на которых занимает 4 года;
  • мастерская иконописи, чьи выставки регулярно проходят на приходе.

«Ищем таланты»

Хотя вернее было бы сказать – сами воспитываем. С 2015 г. здесь работает школа раннего развития по так называемому «методу Судзуки». Это японский педагог, разработавший методику обучения детей музыке, а также другим искусствам, похожую на обучение языку. Подход заинтересовал прихожан: теперь здесь регулярно проходят занятия.

Еще одна сфера приложения сил прихожан – хор «Cantabile», исполняющий светскую и духовную музыку. Он уже стал лауреатом не одного конкурса.

«От березы до сакуры»

Связь с Японией, где действует Православная Церковь, основанная свт. Николаем Японским, не случайна: на приходе работает Дальневосточный культурно-просветительский центр, курирующий различные миссионерские проекты. Среди них – «От березы до сакуры», популяризация жизни и деятельности свт. Николая Японского в разных регионах страны, в том числе в Москве, а также различные проекты патриотического воспитания, конференции, российско-японские встречи, фестивали, посвященные свт. Николаю.

«Вестники»

Так именуется православное молодежное движение при Петропавловском. Проводятся регулярные встречи для общения, просмотра кинофильмов. С молодежью регулярно общаются священники. Участвуют юные прихожане в социальном служении: ведь приход постоянно окормляет детский дом, Центр социальной адаптации.

История Собора свв. Петра и Павла

Первыми лютеранами в Москве были приглашенные в шестнадцатом веке из Европы ремесленники, врачи и купцы. Тогда отношение к «иноверцам» было весьма неоднозначное.
В 1694 году Пётр Первый заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая была освящена при его личном присутствии.

Во время Большого Московского пожара 1812 года храм сгорел, а приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест.
18 августа 1819 года храм освятили. В феврале 1837 года в нём впервые зазвучал орган.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и приезжие исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

В 1862 году была произведена реконструкция Собора в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта, и уже в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.
Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года.

В 1928 году также была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган 1898 года, а также похищенный крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе.

Службы в Кафедральном соборе были прекращены ещё в 1936 году.

В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора в Москве.

В июле 1992 года здание было возвращено общине решением Правительства Москвы. В 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. 30 ноября 2008 года состоялось освящение возрождённого собора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. С 2005 года ведётся восстановление деталей исторического интерьера.


Концерты в Анненкирхе

Самыми популярными светскими мероприятиями церкви Святой Анны считаются музыкальные. Афиша включает симфонические концерты, выступления джазовых и народных коллективов, вечера органной музыки. В Анненкирхе можно услышать известные произведения — «Реквием» Моцарта, «Времена года» Вивальди. Часто концерты сопровождаются мультимедийными шоу.

Особой любовью пользуются так называемые «концерты при свечах», это музыкальные вечера, во время которых зал освещается светом сотен свечей. Пострадавшие от пожара интерьеры при этом выглядят необычно, создается особая атмосфера, погружающая зрителя в увлекательный мир Анненкирхе.

Посмотреть афишу концертов и спектаклей Анненкирхе, узнать стоимость билетов

Интерьеры Анненкирхе:

Советские годы[править]

После революции 1917 года спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).

Характерен такой факт: в г. в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К -му их осталось только четверо.

Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.

Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923-1924 гг.) Советская власть принялась за лютеран.

1926-1928 гг. остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в -м — 45, в -м — 8, а к концу г. — ни одного.

Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в г. их депортировали в Среднюю Азию.

В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 г. насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.

Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хаими и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.

Некоторые изменения начали происходить в г., когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).

В г. петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход. Следующий был открыт только в г. в г. Пушкине — сайт прихода, который на протяжении многих лет был духовным центром. Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период перестройки. К лету г. только в Ленинградской области их было уже 18.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма. Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Троицком соборе в Троицко-Сергиевом монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector