Отрасли машиностроения

Образование и наука

Главное здание МВТУ — флагмана машиностроительного образования в России, находится в немецкой слободе — историческом центре московских промыслов

В России во многих школах в рамках программы (трудовое обучение в школе) мальчикам дают основные навыки работы с деревом и металлом, сборки из них различных конструкций, часто обучают работе с машинами. Еще с 1950-х годов в старших классах многих школ обучают черчению, в том числе принципам машиностроительного черчения. Иногда при школах существуют дополнительные углублённые курсы.

Начальное и среднее профессиональное образование в машиностроении, в России как правило осуществляется в профессиональных лицеях и училищах при относительно крупных или важных предприятиях.

Наиболее известные общемашиностроительные высшие учебные заведения в России:

  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
  • Московский государственный технологический университет «Станкин»
  • Санкт-Петербургский политехнический университет
  • Механико-технологические факультеты региональных университетов: Уральского и Сибирского, Нижегородского, Самарского, Сибирского университета науки и технологии.

В некоторых российских школах менеджмента существуют машиностроительные направления, например в Московском университете управления действует кафедра отраслевого управления в машиностроении.

Важным профильным научным центром в России остаётся Московский институт машиноведения, и другие учреждения в рамках Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН

Довольно сильные машиностроительные школы существуют в Минске, Киеве, Харькове и Днепре.

В мире

Главное здание МТИ, снимок с самолёта

Крупные технологические высшие школы с машиностроительными направлениями обучения в мире:

Англоязычные

Массачусетский технологический институт
Инженерные факультеты северо-американских и британских университетов

Германоязычные

Швейцарская высшая техническая школа ЦюрихаБерлинский и Штутгартский университеты

Прочие

Марсельская высшая школа механики, Тулонский университет
Пекинский политехнический университет, Гуандунский технологический университет (Гуанчжоу)

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Таблица машиностроительного комплекса

Тяжелое машиностроение

Общее и среднее машиностроение

Точное машиностроение

Металлургическое машиностроение

Химическое машиностроение

Приборостроение

Горное и Подъемно-транспортное машиностроение

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Электронное машиностроение

Энергетическое машиностроение

Электротехническое машиностроение

Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение

Автомобильная промышленность

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.

Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Что мы узнали?

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.

  1. Вопрос 1 из 7

Начать тест(новая вкладка)

Проблемы отечественного машиностроения

Российской промышленности присущ ряд проблем, главные из которых перечислены ниже:

Недостаточное развитие наукоемкого машиностроения и переизбыток металлоемкого

Следует в первую очередь уделять внимание развитию наукоемких отраслей.
В связи с возникшим перекосом в сторону отдельных направлений машиностроения, необходимо уравновесить развитие всех сфер отрасли.
Основная задача — перепрофилирование крупных предприятий с учетом современных тенденций и сложившихся обстоятельств в рыночной среде.
Многие предприятия были ориентированы на развитие военно-промышленного комплекса. Требуется частично переориентировать их на гражданскую промышленность, произвести конверсию предприятий.
Выпуск морально устаревшей продукции из-за низких темпов обновления оборудования, его износа

Стоит задача по ускорению темпов его замены на новое.
Низкое качество отечественного оборудования не дает возможности занять лидирующие позиции в Европе и на международном рынке.
Зависимость от импорта оборудования из-за низкого качества, произведенного в РФ. Необходимо уменьшить зависимость машиностроительных отраслей от поставок импортного оборудования.
Машиностроительная продукция российского производства уступает импортной по техническому уровню и надежности (особенно это касается товаров массового потребительского спроса). Это сказывается на ее низкой конкурентоспособности. Стоит задача по повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции.
Производственные мощности таких отраслей как электроника, приборостроение, станкостроение растут недостаточно быстро. В перспективе — обеспечить ускорение их роста.
Отсутствует должный контроль за качеством продукции, из-за чего уже через год требуется наладка и ремонт части оборудования.
Недостаточно высокое качество поставляемого отечественного металла. Необходимо добиваться повышения качества российского сырья (металла).
Низкая эффективность производственной кооперации. Не отлажена на должном уровне организация технологических связей.
Использование устаревших технологий. Необходимость модернизировать производственные процессы.
Неэффективное использование многих производственных линий из-за их простоя.
Спад, либо низкие темпы развития ведущих отраслей машиностроения.
Нехватка финансирования для проведения полной программы преобразований стратегического характера (из-за низкой инвестиционной и кредитной привлекательности отечественных машиностроительных предприятий).
Острая нехватка квалифицированных кадров.

Примечание

Причиной многих из проблем машиностроения является сильный спад производства в этой отрасли после распада Советского Союза. Это объясняется разрывом налаженных производственных связей между предприятиями бывшего СССР.

Резкое снижение темпов развития производства из-за кризисов, недостаточное количество научно-технических инновационных разработок, износ оборудования (как физический, так и моральный) не способствуют повышению инвестиционной привлекательности российских машиностроительных предприятий.

Кроме того, на производственные способности машиностроительной промышленности сильно влияет покупательная способность компаний-потребителей продукции. А она, в свою очередь, также зависит от инвестиций и экономической конъюнктуры рынка.

Факторы размещения машиностроения в России

Главная > Шпаргалки по географии > География России > Факторы размещения машиностроения в России

НаукоемкостьБольшинство современных отраслей машиностроения в своем развитии опираются на науку.

Предприятия технически сложных и наиболее прогрессивных отраслей (электроника, радиотехническая, авиакосмическая, приборостроение и др.

) сосредоточены в центрах с развитой научной базой (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск и т.д.) Но доля таких отраслей в машиностроительном комплексе России пока очень низка, она составляет всего 20%.

Трудоемкость

Производство сложных и точных машин требует больших затрат квалифицированного труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени, а авиационный и ракетный двигатель собираются еще дольше.

Самой высокой трудоемкостью отличается станко- и приборостроение.

Специализация и кооперирование

Машины – сложные технические устройства и состоят они из множества деталей, например, в электровозе их 250 тысяч. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных заводах, а затем осуществлять сборку готовых изделий. Поэтому создаются взаимосвязанные комплексы предприятий.

Они состоят из головных сборочных заводов и заводов-филиалов, поставляющих детали и оборудование. Такие взаимосвязи называют кооперированием. Оно может осуществляться как между предприятиями одной отрасли, так и с заводами других отраслей.

Наиболее выгодно кооперирование внутри одного экономического района, это сокращает дальние перевозки и способствует комплексному развитию хозяйства. Но в производстве сложных машин могут участвовать десятки предприятий, расположенных в разных частях страны.

Доля таких предприятий в российском машиностроении всего 2%, но они производят почти 1/3 всей продукции комплекса. Например, только одно предприятие выпускает швейные машины (Подольск), станки для паркетного производства (Петрозаводск), мотороллеры (Тула), фотоаппараты (Санкт-Петербург).

Транспортный фактор

Широкое развитие кооперации и необходимость перевозки машин или их деталей определяют важность транспортного фактора. Машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях

Металлоемкость

Производство различного оборудования требует много металла. Поэтому предприятия, выпускающие его, тяготеют к металлургическим базам. Самые крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург) и в Сибири (Иркутск, Красноярск).

Ориентация на потребителя

К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение (комбайны и прочая техника), производство машин для лесной промышленности, горное оборудование и др.

Примерно 20% предприятий комплекса ориентировано на потребителя.

Военно-стратегический фактор

Военно-стретегический фактор имеет значение для заводов, выпускающих оборонную продукцию

При их размещении важно учитывать интересы национальной безопасности, и они, как правило, удалены от государственных границ. В большинстве случаев доступ в такие города и, тем более, на предприятия ограничен

Дислокация тракторостроения

Годы перестройки и приватизации почти разрушили тракторостроительную отрасль. Финансовые барьеры разорвали связь между заводами и профильными НИИ. Отсутствие научных наработок, дефицит оборотных средств привели к снижению конкурентоспособности выпускаемой техники, падению объёмов производства, ликвидации ряда предприятий, например, таких, как Волгоградский тракторный.

Машиностроение России никак не оправится от кризисных явлений, установить причины несложно:

  • заводские мощности изношены;
  • техническое перевооружение не проводится, технологическая база отстаёт в развитии;
  • многие профтехучилища закрылись, сложился дефицит кадров, особенно в металлообработке;
  • потребители предпочитают более современную импортную технику.

К действующим центрам тракторостроения относятся предприятия:

  • в Санкт-Петербурге, где выпускаются сельскохозяйственные трактора, тракторная техника специального назначения, продукция экспортируется во многие страны мира;
  • в Челябинске по выпуску колёсной и гусеничной техники;
  • в Чебоксарах, где производиться тяжёлая бульдозерно-рыхлительная техника;
  • в Петрозаводске, на Алтае по выпуску машин для лесопромышленного, газового и нефтяного комплексов.

Предприятия тракторо- и станкостроения могут получить дальнейшее развитие, если выпускаемая техника будет соответствовать зарубежным аналогам по экономичности, надёжности, экологическим параметрам. Восстановление утраченных позиций машиностроения требует особого государственного внимания по типу национальных проектов, какие уже приняты по ряду направлений.

образование и учеба

Университет, технический колледж

Основная статья : Изучение машиностроения

В университетах (включая технические университеты ), технических университетах и технических колледжах степень инженера-механика является одним из трех классических направлений обучения (в дополнение к электротехнике и гражданскому строительству ) для будущих инженеров .

Как правило, 10 семестры указаны в качестве стандартного периода обучения , если степень успешно завершена, академическая степень (или дипломированный инженер (FH) ). В процессе стандартизации структур высшего образования в Европе вводится многоуровневая система обучения ( Болонский процесс ). Этот процесс должен быть завершен к 2010 году. К этому времени университеты и технические колледжи должны отменить дипломный курс и заменить его дипломом бакалавра. Студенты первого курса могли получить академическую степень бакалавра наук или бакалавра технических наук после 6-8 семестров стандартного учебного времени, а еще через 2-4 семестра — академическую степень магистра наук или магистра технических наук . Некоторые колледжи, такие как B. Университет Циттау / Герлица и Дрезденский университет технологии и экономики будут продолжать предлагать дипломные курсы до дальнейшего уведомления.

Поскольку ассортимент и размер товаров варьируются от, например, Например, от небольших часовых механизмов до бытовой техники и двигателей до товаров массового производства и огромных роторных экскаваторов , инженер уже не может справиться с этими задачами в одиночку. Поэтому вы специализируетесь на более поздних исследованиях в определенной предметной области (например, легкое производство , производственная инженерия , текстильная инженерия , морская инженерия , бумажная технология , промышленная инженерия и т. Д.). Частично из независимых исследований, таких как инженерная информатика , производство и логистика , технологические процессы , технологические процессы , энергетика , автомобилестроение , аэрокосмическая техника , мехатроника и др. учредил.

Технический колледж

Помимо инженерной подготовки в университетах и ​​технических колледжах, неуниверситетская подготовка в качестве инженера-механика традиционно имеет большое значение в немецкоязычных странах . В Германии 4-семестровый курс технического колледжа требует предметной профессиональной подготовки и нескольких лет профессионального опыта и завершается экзаменом на получение диплома государственного технического специалиста . В Швейцарии после шести семестров и сдачи дипломного экзамена можно подать заявление на получение диплома. Вызвать техника TS / HF . В Австрии, помимо обучения в университетах и ​​технических колледжах, существует возможность обучения на инженера в HTL .

Двойное профессиональное обучение

В немецкоязычной области машиностроение предлагает различные виды коммерчески-технического профессионального обучения в рамках двойной системы . Типичные варианты осуществления являются профессиональным техническим рисовальщиком , Konstruktionsmechaniker , Zerspanungsmechaniker , промышленный механик или мехатроникой . Кроме того, некоторые университеты предлагают двойной курс обучения , то есть стандартный курс в сочетании с практическими семестрами или признанным курсом обучения.

Энергетика

Важнейшая отрасль экономики, обеспечивающая электроэнергией население и предприятия страны, а также осуществляющая экспорт в приграничные государства.

Основную часть электроэнергии в России получают на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях. Свыше 60% выработки обеспечивают тепловые электростанции, около 17% – гидроэлектростанции, а 16% приходится на АЭС. Еще около 5% электроэнергии вырабатывается на мощностях промышленных комплексов. По состоянию на текущее время Россия входит в число десяти наиболее обеспеченных электроэнергией стран мира.

Выработку энергии на гидравлических мощностях в России обеспечивают 15 крупных и свыше ста средних и малых гидроэлектростанций.

В сегменте атомной энергетики в РФ в настоящее время действует 36 энергоблоков суммарной мощностью 30 ГвТ, еще четыре энергоблока находятся в стадии сооружения. Согласно программе развития ядерной энергетики до 2030 года в стране планируется построить еще 14 новых энергоблоков. В целом, в ближайшей перспективе предусмотрен заметный рост доли атомной энергии в структуре энергообеспечения страны.

Важной составляющей энергетического сектора России является экспорт ядерного топлива и строительство ядерных энергоблоков за рубежом. Доля РФ на мировом рынке сооружения и обслуживания АЭС составляет около 20%

Среди наиболее перспективных проектов российской ядерной энергетики следует отметить разработку и создание плавучих АЭС малой мощности, предназначенных для энергообеспечения регионов Крайнего Севера. Первая плавучая ядерная установка была введена в эксплуатацию в текущем году.

Крупнейшими производителями являются:

  • Саяно-Шушенская ГЭС;
  • Красноярская ГЭС;
  • Братская ГЭС;
  • Усть-Илимская ГЭС;
  • Волжская ГЭС;
  • Балаковская АЭС;
  • Ростовская АЭС;
  • Нововоронежская АЭС;
  • Курская АЭС;
  • Смоленская АЭС.

15.01.2020

Энергомашиностроительная отрасль

Это отрасль тяжелого машиностроения, которая производит оборудование для генерации и передачи электроэнергии. К основной продукции, производимой ею, относятся турбины, трансформаторы, генераторы, оборудование для АЭС, паровые котлы, тягодутьевые машины.

Крупнейшим направлением отрасли является производство турбин и моторов. Доля этого производства составляет 11 % в отраслевой структуре машиностроения, что примерно в 2 раза выше доли станкостроения и в 5 раз больше, чем доля машиностроения для легкой промышленности.

В отличие от других отраслей тяжелого машиностроения, производство турбин и моторов концентрируется в руках немногочисленных крупных компаний. Так, крупнейшими игроками на этом рынке являются: немецкая компания Deutz, американские фирмы Caterpillar и Cummins, японские Mitsubishi , Siemens и Toshiba. Ежегодный оборот каждой из них составляет 10–40 млрд долларов. Доля российских компаний в настоящее время составляет около 2 %.

От того, где добыто чёрное золото, сколько усилий на это потрачено, зависит его цена, если интересуетесь ценами на нефть читайте нашу статью

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий).

Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье.

Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного

Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию

В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать

Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто

В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась

Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector