Машиностроение

Сырьевые ресурсы отрасли

Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.

Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.

Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Сельскохозяйственное машиностроение мира.

Сельскохозяйственное
машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено
в главных сельскохозяйственных регионах мира

Развитые страны, добившиеся
высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство
сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и
технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся
странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по
производству тракторов выделяются:

Япония (150
тыс. шт.)

Индия (100 тыс.
шт.)

США (около 100
тыс. шт.)

Лидирующее
положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов,
а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы.

Таблица 7

14. Группировка
стран по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением Страны, где машиностроение отсутствует
США Бразилия Монголия Саудовская Аравия
Канада Китай Иран Ливия
Германия Австралия Перу Мадагаскар
Россия Индия Куба Сомали
Франция Аргентина Албания Исландия
Швеция Мексика Индонезия Лаос
Италия ЮАР Алжир Ботсвана
Япония Корея Египет Конго
Великобритания Испания Чили Панама
Швейцария Португалия Ирак Коста-Рика
Австрия Ирландия Турция Гаити
Голландия Дания Заир Тунис
Бельгия Норвегия Нигерия Судан
Польша Финляндия Вьетнам Свазиленд
Румыния Греция Таиланд Непал

Определение отрасли, ее значение

Машиностроение
– наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического
прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли
машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает
также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно
характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным
подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию –
производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных
предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству
литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной
структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие
важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная
и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная,
подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей
народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей
промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и
горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство
технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для
непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых
приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме
отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического
процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По
металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее
и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает
производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения
характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость.
В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных
закономерностей в географии не имеют.

В
машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие
отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей
машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая
промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника,
паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных
отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям,
возникшим еще в XVIII
и первой половине XIX
вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое
значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение
машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача –
реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной
механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных
отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими
товарами.

Электротехническая промышленность

Электротехническая
промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную
базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых
индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль
характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно
встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых
или новых индустриальных стран, а также Китай.

По производству
телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются:

Китай (25 млн.
шт.)

Южная Корея (16
млн. шт.)

Япония (15 млн.
шт.)

По производству
радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются:

Китай (свыше 50
млн. шт.)

Малайзия (более
20 млн. шт.)

Сингапур (20
млн. шт.)

По производству
часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:

Китай (почти
400 млн. шт.)

Япония (около
300 млн. шт.)

Швейцария (25
млн. шт.)

По производству
стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и
Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.

Автомобилестроение мира

90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.

Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:

Япония (8,5
млн. шт.);

США (6,8 млн.
шт.)

Германия (4,4
млн. шт.)

В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.

Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

Список литературы

География
промышленности России. – М.; просвещение, 1990 год

Новое в мире
(Цифры и факты). – М.;«Дрофа»,1999 год

Готовимся к
экзамену (Экономическая география 9-11 классы). – М.; «ОЛМА-ПРЕСС», 2000год

Учебник
(Экономическая и социальная география мира). — М.; просвещение,1998 год

География (3-х
томник). – В.П. Максаковский.

География
мирового хозяйства
. – М.; 1991. Стр. 114.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Страницы:

Размещение отрасли

Размещение
машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде
всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых
ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой
машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации
и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства,
содействует более рациональному использованию оборудования, повышению
производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого
развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является
автопромышленность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector