Метро стамбула

Стамбул — Европа или Азия?

На запад от Стамбула тянется Европа. Настоящая, современная, преуспевающая. На Восток — открываются огромные пространства арабской Азии: степи и пустыни, загадочный исламский мир и очарование бесшумных арабских ночей, песни муэдзинов и настоящая восточная роскошь.

Если взглянуть на Стамбул на карте мира, сразу бросается в глаза его разделение на две части. Разделение чисто географическое — город раскинулся по обе стороны Босфорского пролива, главной и единственной судоходной артерии между Чёрным и Средиземным морем. Ничего удивительного, что этот лакомый участок территории всегда был яблоком раздора практически всех существовавших на этой территории цивилизаций — греков, турков-османов, римлян, македонян. Ведь тот, кто контролировал Босфор, мог контролировать основную часть морской торговли между средиземноморскими странами, славянским миром и Малой Азией.

До 1930 года Стамбул именовался Константинополем, и в истории с ним связано огромное количество драматических моментов. Завоевать Константинополь и управлять им считалось делом чести для большинства правителей со времен Римской империи. Немудрено, что свой след в городе оставили многие, а экскурсии по нему будут похожи на путешествие во времени.

Как будет замечено в любом отзыве туриста о Стамбуле, очень сильно ощущается слияние двух религий — христианства и мусульманства. Исторически именно отсюда — из древнего Константинополя — по всему Причерноморью и части Европы распространялось учение Христа, но позднее город оказался под властью турков-османов, исповедовавших ислам.

История Мармарая

Султанская идея

Подводное сообщение под Босфорким проливом – идея, которая пришла в голову стамбульцам еще во времена султаната. Соединить два континента подводным тоннелем мечтал султан Абдул Меджид в далеком в 1860 г, за год до своей кончины. Тогда обсуждался проект из металла. Но для него не было подходящих технологий, к тому же империя испытывала финансовые трудности – ведь в 1858 г. султанскую казну объявили банкротом.

Кстати, при этом падишахе в Стамбуле заработал телеграф и железная дорога. Султан проводил реформы по европейскому образцу. Но политические и последовавшие за ними финансовые неудачи подорвали дух Абдул-Меджида, он запил и умер от туберкулеза в 1961 году.


Султан Абдул-Меджид, портрет кисти Луиджи Рубио, 1948 г.

Время шло, и спустя лишь столетие – в 1985 году – было завершено первое технико-экономическое обоснование строительства евразийского тоннеля. Второе обоснование и пересмотр его маршрута в Стамбуле представили в 1997 г. дальше Турция подписывала кредитные соглашения, проводила геотехнические и другие исследования и подготовку.

Археологические находки

В 2002 году началось первое глубоководное бурение на проливе Босфор. Подводный тоннель между Европой и Азией планировали закончить за четыре года. Но не тут-то было. Уже в 2004 году только начатая стройка застопорилась – археологи нашли в этом районе важные исторические останки времен Византии. Евразийский проект вызвал большое волнение во всем мире, ведь были обнаружены сокровища древних веков.

Некоторые найденные исторические постройки на участке станции Йеникапы культурологи разрешили ликвидировать с последующим восстановлением после строительства станции. А другую часть артефактов сохранили в районах Кызылтопрак, Бостанджи, Фенеролу, Мальтепе, Гезтепе, Картал, Эренкей, Юнус и Суадие из-за их ценных исторических характеристик.

В интерьере станции Yenikapi в связи с найденными сокровищами использовано очень красивое оформление, это одна из самых ярких станций:


Станция Мармарай Еникапы

В древнем порту Феодосия (что в районе Еникапы) – крупнейшей гавани города 4 в.н.э. – была обнаружена флотилия из 36 византийских кораблей. Среди находок – фрагменты городских стен, туннелей и гробница короля. Отдельным древностям аж 8500 лет. Всего обнаружили 11 тысяч важных артефактов.


Декоративная лодка, вписанная в интерьер станции Еникапы, символизирует богатые древние находки этого района

Окончание стройки

В августе 2013 года завершили 95% работ по строительству испытательных полигонов Мармарая. Первая очередь прогонов была введена в эксплуатацию осенью 2013 года, а именно 29 октября. Поезда импортировали из Южной Кореи.

После завершения второй очереди образовалась линия длиной 76,6 км, обслуживающая 43 станции.


Линия тоннеля Мармарай через Босфор

Железные пути на разных континентах соединили ж/д трубой под Босфором. Таким образом, Мармарей стал самым глубоким в мире трубчатым туннелем, который используется железнодорожными системами. Глубина залегания путей – 60,46 метра под уровнем моря и на глубине 55 м под водой.


Метро Мармарай – внутри поезд выглядит как обычная современная подземка

Станции и линии метро. Как пользоваться метрополитеном Стамбула

Первая линия — М1
Первая линия метро обозначается на карте красным цветом и называется М1. Она соединяет основные станции Havalimanı — Аксарай — Еникапы. Скоростной поезд преодолевает расстояние от одной конечной станции до другой всего за 32 минуты. Расстояние между ними — 19,5 км.

Эта ветка удобна тем, что соединяет важные пункты сообщения: аэропорты, автовокзалы и пр. Линия М1 идет от станции метро аэропорт Ататюрк до района города под названием Аксарай. По пути следования расположен и автовокзал Байрампаша. Район Аксарай для туристов представляет интерес тем, что в нем есть огромное количество отелей разной ценовой категории, а неподалеку расположен район Лалели, на котором много больших рынков, оптовых магазинов и складов. Сюда приезжают коммерсанты, заинтересованные в выгодных оптовых закупках.

На ветке есть и важная станция Zeytinburnu. Если сойти на ней и пересесть на скоростной трамвай № Т1, то можно легко добраться до центра туризма — исторического района мегаполиса, который называется Султанахмет. От нее же можно добраться до ж/д вокзала Сиркеджи и морских причалов в районе Эминёню. А от станции Аксарай рукой подать до причала Йеникапы. От него отходят паромы в Бандырму и Ялову. В 2014 году линия М1 была продлена, благодаря чему теперь с ее помощью стало легче добраться до аэропорта Сабиха Гекчен и района Таксим.

Вторая линия — М2Вторая ветка метро немного короче первой — 16 км — и соединяет конечные станции Yenikapı и Hacıosman. Она называется М2 и обозначается на картах зеленым цветом. Время, за которое поезд проходит от одной конечной станции до другой, равно 27 минутам. Ветка М2 соединяет районы Истикляль, Таксим и Бейоглу с Аксараем и причалом Йеникапы.

Третья линия — М3
Третья ветка — соответственно, М3 — проложена по направлению Kirazlı – Olimpiyat – MetroKent. Она ведет в спальные районы города. На схеме ее можно распознать по голубому цвету. Протяженность линии М3 равна 15,9 км, а время движения от одной конечной до другой — 20 минутам.

Четвертая линия — М4Следующая по нумерации — розовая линия М4 — соединяет станции Kartal и Kadıköy. Длина — 22,7 км, а время в пути — 30 минут. Она проложена от спальных районов мегаполиса до пристани Кадыкёй.

В Стамбуле есть также радио метро, оповещающее пассажиров обо всех новостях этого вида транспорта.

Подводное метро Мармарай
Еще одна разновидность стамбульского метро — Мармарай (название происходит от словосочетаний «Мраморное море» и «рельсы»). Это подводное метро Турции, проложенное под проливом Босфор. Проект Мармарай включает также и модернизацию веток, которые проходят вдоль Мраморн

Тоннель подводного метро залегает на глубине 60 метров под поверхностью залива. Это второе по глубине залегания метро в мире (после японского Сэйкан). Сам проект подводного тоннеля Мармарай обошелся Турции в 3,5 млрд долларов, а вместе со всей инфраструктурой — все 5.

Первые пассажиры смогли прокатиться на подземном метро 29 октября 2013 года. Тоннель, пролегающий под Босфором, состоит из 11-ти сейсмоустойчивых секций. Одна такая секция имеет длину 130 метров и весит 18 тысяч тонн. Въезд в подводное метро на азиатской стороне пролива находится в Айрылыкчешме, на европейском берегу — в Казлычешме. Первые 2 недели стамбульцы и гости города могли пользоваться подводным тоннелем бесплатно. Сейчас проезд по нему стоит столько же, сколько и на обычных ветках метро.

Советы и рекомендации путешественников

Для того чтобы удобно передвигаться по городу, гостям предлагают пользоваться метрополитеном. На самом деле это удобный способ, избавит от длинных пробок на дорогах. Поэтому туристы обычно интересуются стоимость проезда и в котором часто отправляются первые поезда.

Как правило, первые поезда выходят на пути в 6:15 и отправляются в депо примерно в 24:00. Частота движения: каждые 4-5 минут в будние дни и субботу, в воскресенье — каждые 7 минут.

Важно! Еще одна особенность стамбульского метрополитена — платные пересадки на узловых станциях. Добраться из Москвы в Стамбул можно на самолете

Многие туристические компании признали, что Стамбул-Москва является наиболее популярным направлением. Клиенты обычно заранее начинают покупать билеты, бронировать отель, чтобы провести отдых на турецком курорте или в городе с богатой культурой. По данному направлению регулярно осуществляется прямые рейсы такими авиакомпаниями, как Turkish Airlines, Трансаэро и Аэрофлот. Время в пути составляет не больше 3 часов

Добраться из Москвы в Стамбул можно на самолете. Многие туристические компании признали, что Стамбул-Москва является наиболее популярным направлением. Клиенты обычно заранее начинают покупать билеты, бронировать отель, чтобы провести отдых на турецком курорте или в городе с богатой культурой. По данному направлению регулярно осуществляется прямые рейсы такими авиакомпаниями, как Turkish Airlines, Трансаэро и Аэрофлот. Время в пути составляет не больше 3 часов.

В завершение следует отметить, что приобретение жетонов возможно в автоматах. Стоимость за проезд одного жетона с надписью «Жетонматик» составляет 4 TRY. Перед тем как пройти к эскалатору, стоят турникеты. Специальные карты для метро можно приобрести на вокзалах или в кассах.

Новый аэропорт Стамбула как добраться до центра

1. Линия метро M11

Линия M11, которая официально называется линия метро Гайреттепе — Стамбул М11, или линией нового аэропорта в Стамбуле M11 (тур. Gayrettepe — İstanbul Yeni Havaalanı Metro Hattı) — это скоростная транзитная линия метро Стамбула, которая еще строится. Главная ее задача — обеспечить прямой и быстрый доступ от нового аэропорта Стамбула, который построен в районе Арнавуткёй до главного коммерческого и делового района города — Левента (Levent).

На территории Стамбула линия метро пройдет через районы Шишлы ( Şişli), Эйюп (Eyup) и Арнавуткёй (Arnavutköy). Станции на линии метро будут расположены довольно далеко друг от друга. В юго-восточном конце ветки метро у M11 будет только две станции на территории городской зоны: Гайреттепе ( Gayrettepe) — действующая и Кясхане (Kağıthane) — строится.

Общая длина М11 — 37,2 км, всего будет построено девять станций. Время в пути, которое будут тратить пассажиры, чтобы добраться к новому аэропорту Стамбула — 30 минут.

Участок линии метро М11 начнется от существующей уже станции метро Гайреттепе (Gayrettepe) на линии М2. Линия M11 будет соединена с другими линиями скоростного транспорта на станции Gayrettepe до M2 Yenikapı – Hacıosman и в аэропорту — до линии высокоскоростных поездов. Первая очередь линии метро Gayrettepe — YHL — Halkalı обеспечит перевозку из центра Стамбула в 3-й аэропорт Стамбула.

Станции: Gayrettepe — Eyup — Кемеrburgaz — Gokturk — Ihsaniye — Новый аэропорт (cм. карту)

Когда линия будет завершена, ее свяжут с линией метро M2 Yenikapı — Hacıosman и станцией метробуса на станции Gayrettepe.

В настоящее время в новый аэропорт Стамбула на метро можно доехать по следующим маршрутам:

до станции Еникапы (Yenikapı), здесь возможна пересадка на зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула), далее на автобусе Ist-1
до станции метро площадь Таксим( зеленая линия метро M2), далее автобусом Ist-19
до станции метро Mecidiyeköy(зеленая линия метро M2), далее автобусом H-2

Воспользовавшись картой метро Стамбула, каждый путешественник с легкостью определит станцию, где надо будет сделать пересадку, чтобы попасть в свой отель. Карту мы опубликовали ниже.

Стамбульский метрополитен доступен для проезда по карточке метро и жетону, их продают в специальных автоматах. Стоимость одной поездки в метро — 5 турецких лир (61 руб.) в одну сторону, стоимость жетона на 2 поездки — 8 тур. лир. Жетоны продаются в автоматах Jetonmatik, в газетных киосках, на автобусных остановках.

На станции метро Gayrettepe (линия M2) останавливаются:

Метробус: 34, 34BZ, 34G, 34AS, 34A, 34Z

İETT автобус: 25G, 27E, 27SE, 29, 29A, 29C;29D, 29İ, 29P, 36L, 40B, 41E, 42, 42M, 42Z, 43R, 49Z, 58A, 58N, 58S, 58UL, 62, 62G, 63, 121BS, 125, 559C, D2, U

2. Скоростной поезд

Линия высокоскоростных поездов в Новый аэропорт Стамбула начнется от ж. д. станции Халкалы( тур. Halkalı garı) — западной станции на линии железной дороги Мармарай(Marmaray) — железнодорожного участка, проходящего под проливом Босфор и соединяющего европейскую и азиатскую части Стамбула.

На этой линии будет всего шесть станций, включая непосредственно аэропорт и ж. д. вокзал Халкалы.

Станция Халкалы (тур. Halkalı garı) — самая западная станция на железнодорожной линии Стамбул — Халкалы и в Стамбуле. Со станции Халкалы отправляются региональные поезда в Эдирне, Узункёпрю, Черкезкёй, поезда международного сообщения, следующие в Бухарест (Румыния), Белград (Сербия) и Софию (Болгария).

На станции Халкалы останавливаются İETT автобусы 8A, 34AS, DT2, 27SE, 89 А, 98S, 252.

Новый аэропорт в Стамбуле на карте, отели

3. Автобус — третий вариант, как добраться в новый аэропорт Стамбула из центра и площади Таксим

Линия метро M11 все еще продолжает строиться и будет сдана в 2019 — 2020 году, не закончена и новая скоростная ж. д. магистраль. Поэтому сегодняшний реальный вариант, как добраться в уже действующий аэропорт / из аэропорта — городские автобусы.

Всего в настоящее время к аэропорту курсируют 8 автобусных линий:

  1. Ist-1 — до остановки Еникапы (Yenikapı), откуда возможна пересадка зеленую линию метро M2, красную линию — M1 и линию Мармарай (Marmaray), один из двух подводных тоннелей Стамбула
  2. Ist-2 — до района Tüyap
  3. Ist-3 — до автовокзала Otogar, оттуда доступна красная линия метро M1
  4. Ist-7 — до станции метро Kozyatağı( азиатская часть Стамбула) — дальше возможна пересадка на розовую линию метро M4
  5. Ist-19 — до станции метро площадь Таксим, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
  6. H-2 — до станции метро Mecidiyeköy, откуда можно воспользоваться зеленой линией метро M2
  7. H-3 — до Halkalı
  8. H — 4 — прямой маршрут автобуса от Нового аэропорта Стамбула до аэропорта имени Ататюрка

Билеты и проездные в Стамбуле

Самым современным и основным способом оплаты проезда в Стамбуле является Istanbulkart. Жетоны не принимаются, к примеру, в автобусах, ровно как и стоимость проезда по ним гораздо выше, чем по Istanbulkart. Выгода карты очевидна: проезд по жетону стоит 5 TL, а по карте — 3.50 TL. Если сделать следующую пересадку в течение 2 часов, то цена за проезд снижается: первая пересадка — 2.50 TL, вторая пересадка — 1.90 TL, все последующие — 1.20 TL. Дети до 6 лет имеют право бесплатного проезда при наличии документа, подтверждающего возраст.

— неперсональная пополняемая карта, которую можно передавать третьим лицам. Карта действительна в метро, Мармарай, автобусах, метробусах, фуникулерах, канатных дорогах, паромах, но НЕ действительна в долмушах, минибусах и туристическом транспорте.

istanbulkart.istanbul

Стоимость карты составляет 10 TL. Далее карту необходимо пополнить. Купить и пополнить карту можно в одном из билетных автоматов, киосках и магазинах с надписью Istanbulkart или в представительствах. Пополнить карту самостоятельно можно в специальных автоматах Dolum Noktasi, зарегистрировавшись на  или через мобильное приложение, которое доступно для iOS и Android (на английском языке).

Пользоваться картой довольно просто: для оплаты проезда необходимо приложить ее к считывателю. По одной карте имеют право ездить несколько человек, что очень удобно, когда вы путешествуете с семьей. Другие виды Istanbulkart доступны на официальном сайте.

Также можно приобрести  — электронную карту на определенное число поездок. Стоимость карты в 2021 году:

  • BİRgeç (на 1 поездку) — 7 TL;
  • İKİgeç (на 2 поездки) — 11 TL;
  • ÜÇgeç (на 3 поездки) — 15 TL;
  • BEŞgeç (на 5 поездок) — 23 TL.

Билет на метро, автобус и трамвай обойдется в одну цену. Стоимость проезда на Metrobus немного отличается и зависит от количества остановок:

  • от 1 до 3 — 2.50-3.50 TL;
  • от 4 до 9 — 4 TL;
  • от 10 до 15 — 4.40 TL;
  • от 16 до 21 — 4.60 TL;
  • от 22 до 27 — 4.75 TL;
  • от 28 до 33 — 4.85 TL;
  • свыше 34 — 5.20 TL.

Со всеми тарифами на проезд в общественном транспорте можно ознакомиться на официальном сайте муниципальной транспортной компании IETT.

Стоимость проезда по ветке Мармарай в 2021 году также будет зависеть от количества остановок:

  • от 1 до 7 — 3.50 TL;
  • от 8 до 14 — 4.50 TL;
  • от 15 до 21 — 5.20 TL;
  • от 22 до 28 — 6 TL;
  • от 29 до 35 — 7 TL;
  • от 36 до 43 — 7.75 TL.

Суммируя вышесказанное, вы приобретаете Istanbulkart за 6 лир, пополняете ее на сумму в зависимости от количества планируемых поездок, при поездках с карты списываются деньги в зависимости от вида используемого транспорта. Если к моменту вылета на балансе карты остались деньги, то вернуть их нельзя. Возврату подлежит только стоимость самой карты — 6 лир, поэтому не стоит пополнять Istanbulkart на крупную сумму.

Некоторые туристы предпочитают покупать Istanbul Welcome Card, которая действительна 7 дней и включает в себя 5 поездок на общественном транспорте Стамбула (метро, трамвай, паром, фуникулер, автобус, метробус), карту города, круиз по Босфору и посещение ряда достопримечательностей со скидкой. После окончания 5 поездок, карту можно пополнять. Насколько данная карта будет выгодна стоит решать индивидуально, так как это напрямую зависит от количества желаемых к посещению достопримечательностей. Стоимость карты напрямую зависит от пакета услуг (от 223 до 758.42 TL).

Линии

Действующие линии метро

  • Линия 1 представляет собой линию легкого метро. Соединяет центр города с Международным аэропортом имени Ататюрка.
  • Линия 2 проложена из центра города на северо-восток, имеет 16 станций. Пересекает бухту Золотой Рог по метромосту.
  • Линия 3 пролегает по западным окраинам Стамбула, имеет 11 станций.
  • Линия 4 длиной 26,5 км с 19 станциями (из них 3 — строящиеся) в азиатской части Стамбула. После открытия линии Стамбульский метрополитен стал первым в мире, находящимся в двух частях света.
  • Линия 5 длиной 20 км с 9 станциями. Вторая линия, построенная полностью в азиатской части Стамбула.
  • Линия 6 проходит по европейскому берегу Босфора и состоит из 4 станций.
  • Линия 7 длиной 18 км с 15 станциями соединяет линию 2 и линию 3 на северных окраинах города.
Линия Маршрут Дата открытия Длина Станции Примечания
Еникапы (Yenikapı) Аэропорт им. Ататюрка (Atatürk Havalimanı) 1989 26.1 км 23 Последний участок открыт в ноябре 2014.
Еникапы (Yenikapı) Хаджиосман (Hacıosman) 2000 23.5 км 16 Последний участок открыт в феврале 2014.
Киразлы (Kirazlı) Метрокент (Metrokent) 2013 15.9 км 11 Запланировано продление на 9 км с 8 станциями в южном направлении.
Кадыкёй (Kadıköy) Картал (Kartal) 2012 26.5 км 19 Строится участок на юго-восток города, длиной 4,8 км с 3 станциями
Юскюдар Чекмекёй 2017 20 км 16 Открыта 15 декабря 2017 года. Работает с 6:00 до 0:00 по турецкому времени.
Левент (Levent) Босфорский университет (Boğaziçi Üniversitesi) 2015 3.3 км 4 Из-за небольшой протяжённости линию иногда называют «мини-метро».
Всего: 133 км 104

Трамваи

Трамвайное движение появилось в Стамбуле еще в 1914 году, достигнув к пятидесятым годам XX века протяжённости сетей около 150 километров. Но спустя десятилетие трамваи исчесли из списка общественного транспорта. И только в 1992 году в Стамбул вновь вернулись трамваи, но уже не в таком колическтве, как раньше.

В настоящее время в Стамбуле действуют две линии современного скоростного трамвая — Modern Tram, а также две короткие линии, обслуживаемые историческими вагонами и имеющие туристическое значение — Nostalgic Tram.

Скоростной трамвай в Стамбуле

Скоростной трамвай Т1 курсирует по маршруту Кабаташ (Kabataş) – Багджилар (Bağcılar). Он имеет протяженность 19,5 километров и состоит из 31 станции.

Скоростной трамвай Т4 курсирует между Топкапы (Topkapı) и Месджид-и Селам (Mescid-i Selam). Маршрут имеет протяженность 15,3 километра и состоит из 22 станций. Причем одиннадцать станций этого маршрута расположены под землей, за что этот трамвай получил название «легкое метро».

Время работы скоростных трамваев Т1 и Т4 – с 06-00 до 00-00, интервал движения составляет от 2 до 10 минут.

Исторический трамвай в Стамбуле

Специально для туристов по Стамбулу курсируют ретро-трамваи со старинными вагонами – это маршруты трамваев Т2 и Т3.

Маршрут исторического трамвая Т2 пролегает в европейской части города. Он проходит вдоль пешеходной улицы Истикляль (Istiklal Caddesi) между площадью Таксим (Taksim) и станцией подземного фуникулёра Тюнель (Tünel).

Маршрут имеет протяженность 1,64 километра и включает 5 остановок.

Трамваи Т2 выходят на маршрут с 07-00 до 20-00 с интервалом в 10-20 минут.

Исторический трамвай T3 имеет круговой маршрут и курсирует в азиатской части города от автовокзала Кадыкёй (Kadıköy) вокруг района Мода (Moda).

Протяженность маршрута этого трамвая составляет 2,6 километра, он имеет 10 остановок.

Время работы трамвая Т3 — с 07-00 до 21-20. Частота движения составов — 10 минут.

Актуальную информацию о трамваях Стамбула можно уточнить официальном сайт метрополитена и на сайте исторического трамвая.

Подвижной состав

Интерьер подвижного состава М2

Хотя линия М1 представляют собой (свет) линия метро, ее подвижный состав в эксплуатации с 1989-состоит из типичных АББА легких рельсовых транспортных средств (LRVs). Отчасти они такие же, как на трамвайной линии T4 .

Первый Стамбул полный метро подвижного состава, который был введен в эксплуатацию 16 сентября 2000 года на площади Таксим — 4. Левент линии, были построены Alstom . Эти поезда оснащены кондиционерами и ЖК- экранами, а внешний вид этих поездов аналогичен первым трем поколениям подвижного состава, использовавшимся в метро Каракаса в Венесуэле .

30 января 2009 года в строй вступили первые 8 поездов (каждый с 4 вагонами) производства Eurotem (турецкий завод Hyundai Rotem ). Сегодня в системе 268 поездов. Эти поезда также оснащены кондиционерами и ЖК-экранами, а также динамической картой маршрута, показывающей местоположение и направление поезда.

В сентябре 2009 года CAF подписала контракт на поставку 144 единиц для линии M4 на сумму 1.156.159 евро. Эти метрополитены состоят из 4 вагонов общей длиной 90 метров и имеют максимальную транспортную вместимость 1300 пассажиров.

Как добраться в аэропорт Стамбула на арендованном авто

Арендованный автомобиль в Стамбуле — настоящая находка для тех, кто хотел бы познакомиться с городом самостоятельно и без экскурсоводов, вооружившись лишь картой и GPS навигатором. Затея отличная, но немного рискованная. Стамбул славится многочисленными автомобильными пробками, местные водители водят авто лихо и не особенно придерживаются правил. К тому же, Стамбул — город, построенных на гористой местности, улицы меняют направления, транспортный поток движется то вверх, то вниз, возникает много ситуаций, требующих хорошего навыка использования ручного тормоза.

Заказать аренду автомобиля советуем на проверенных международных сайтах, например, на Rentalcars — здесь есть предложения автомобилей самых разных классов и цен. В новом аэропорту Стамбула есть две парковки(крытая и закрытая), рассчитанных на 70 тыс. авто, оставить машину перед полетом будет несложно прямо там, а оттуда ее уже заберет фирма — арендодатель.

Календарь лучших цен на авиабилеты в Стамбул

Туристический автобус

Туристический автобус в Стамбуле

Для гостей Стамбула организован специальный туристический двухэтажный автобус Big Bus Istanbul. Поездка на этом автобусе позволит ознакомиться со многими популярными  достопримечательностями Стамбула. 

Туристические автобусы работают по принципу Hop-On Hop-Off и курсируют по двум маршрутам — Красный и  Синий.

Красный маршрут (Istanbul City Tour) позволяет увидеть восточно-европейскую часть Стамбула. Общее время поездки составляет около 2 часов.

Синий маршрут (Golden Horn Tour) позволяет увидеть западную набережную Золотого Рога и его противоположный берег. Общее время поездки по Синему маршруту составляет 1 час 15 минут.

Оба маршрута автобусов отправляются с площади Султанахмет.

На борту автобусов имеется аудиогид на 8 языках, в том числе русском, карта достопримечательностей и бесплатный WI-FI.

Время работы туристических автобусов – с 11-00 до 17-00.

Интервал движения автобусов – 30 минут.

Билеты на автобус можно приобрести на официальном сайте Big Bus Tours с 10% скидкой, а также на остановках или у кассиров в самом автобусе.

Как добраться до телебашни Чамлыджа в Стамбуле

Как добраться до телебашни из Султанахмет

Если вы остановились в старом городе Султанахмет, тогда садимся на трамвай Т1 или идем пешком до пристани Эминёню. Садимся на паром до Ускюдар (Üsküdar). Выйдя на пристани Ускюдар, проходим к остановке, что напротив мечети и садимся на автобусы 11M, 11L, 11Y или 11ST и доезжаем до Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu), оттуда идем 10 минут пешком по направлению к башне.

Как добраться до телебашни из Таксим

Вы можете спуститься пешком до пристани Каракёй (от Галатской башни идти около 12-15 минут вниз). На пристани садимся на паром до Ускюдар. Идем до остановки, что возле пристани (Üsküdar Camii Önü) и садимся на автобусы 11M, 11Y, 11L, 11ST и выходим на остановке Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu). Идем до телебашни пешком.

Как добраться от Кадыкёй

От пристани Кадыкёй, до которой вы также можете доплыть от Эминёню или Каракёй, можно добраться до телебашни несколькими автобусами. Например, от остановки, что недалеко от пристани паромов Турйол (Turyol), можно уехать автобусами 15ТК, 14DK 15BK до остановки возле станции метро Булгурлу (Bulgurlu metro). От нее до телебашни Чамлыджа придется идти около 15-17 минут.

На автобусе под номером 14, остановка недалеко от пристани паромов Турйол (Turyol) вы можете доехать до остановки Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu), а далее пройти к телебашне пешком.

Как добраться из Ускюдар

На остановке транспорта, что рядом с пристанью и мечетью – Üsküdar Camii Önü, садимся на автобус 11Y, 11L, 11M или 11ST и доезжаем до остановки Шехит Онур Энсар Айаноглу Илькокулу (Şehit Onur Ensar Ayanoğlu İlkokulu). От остановки пешком идем около 10 минут.

Цены на линии Marmaray

Marmaray — это ветка наземного метро, которая имеет один подземный участок в тоннеле под проливом Босфор. Это важная ветка метро, которая соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула.

На ветке Marmaray цена проезда зависит от количества станцией. До 7 станций — 3,5 лиры, дальше дороже. Максимальная цена — 7,75 лир.

На входе к поездам нужно приложить к турникету карту İstanbulkart. Система спишет с карты теоретически максимальную сумму, которую сможете потратить. На крайних станциях это будет 7,75 лир, на центральных станциях меньше. То есть, система по-умолчанию подразумевает, что Вы проедете максимальное количество станций.

Важный момент! На выходе не нужно прислонять карту к турникету. Выход со станций Marmaray свободный. Нужно найти после турникетов специальный автомат. Как он выглядит, смотрите на фото справа, кликните на фото для увеличения.

Нужно прислонить к этому автомату карту, и автомат вернёт на счёт разницу между максимальной и фактической ценой проезда. Выглядит это так.

Если забыли вернуть деньги, это Ваши проблемы, оплатите проезд дороже. На то оно и рассчитано, чтобы получать дополнительную прибыль с тех пассажиров, кто забыл или не знал. Тоннель под Босфором для поездов Marmaray и вся ветка стоила 2,5 миллиарда долларов, деньги нужно «отбивать».

Если пересаживаетесь на Marmaray с другой ветки метро, с трамвая или автобуса. Тогда проезд на Marmaray будет стоить ровно 3,5 лиры, не зависит от количества пройдённых станций. Возврат денег в этом случае делать не нужно.

Схема линий метро

  1. Линия М1 (красная). Havalimanı – Yenikapı – Kırazlı. Путь в аэропорт Ататюрка.
    Состоит из двух ответвлений: М1А и М1В. Маршрут на первых восьми станциях у них одинаков: Еникапы-Отогар (автовокзал Байрампаша), далее поезда расходятся в разных направлениях.
    Длина первой ветки М1А – более 26 км, ее конечные станции соединяют пристань Еникапы с аэропортом Ататюрка.

    Всего у нее 18 подземных и наземных станций, их проезд занимает 35 минут. Именно эта ветка метро ведет от аэропорта Ататюрка к Султанахмету (выйти надо на остановке Зейтинбурну (Zeytinburnu), далее пересесть на трамвай Т1).

    Протяженность ветки М1В составляет 14 км, маршрут соединяет Еникапы и Киразлы. Между конечными остановками 13 станций, а поездка длится 25 минут:

  2. Линия М2 (зеленая). Yenikapı – Hacıosman. Везет до Таксима.Соединяет районы Еникапы и Хаджиосман. На этом маршруте длиной в 23,5 км 16 станций, время поездки — полчаса. Воспользовавшись зеленой веткой, турист может доехать до знаменитой торговой улицы Истикляль, площади Таксим и фешенебельного Бейоглу.

  3. Линия М3 (голубая). Нетуристическая.Начали строить линию в 2006 году и через 7 лет она начала работать полноценно. Линия соединяет районы Киразлы и Олимпият с Башакшехиром (Метрокентом). Длина ветки — 16 км, всего 11 станций. Время в пути 22 минуты. Эта ветка метро совершенно нетуристическая, поскольку ведет к спальным районам Стамбула.

  4. Линия М4 (розовая). Перспективная.

    Эта ветка полностью на азиатской части Стамбула, целиком находится под землей. Линия проходит параллельно наземной ж/д линии Стамбул-Анкара. Она является транспортным связующим звеном между Кадыкеем и Тавшантепе. Ветка самая длинная — 26,5 км с 9-ю станциями. Длительность поездки из конца в конец — более сорока минут. Скоро линия М5 станет стратегической: ее продолжат до района Султанбейли и аэропорта имени Сабихи Гекчен.

    Линия метро М4 в Стамбуле

  5. Линия М5 (фиолетовая).
    Двадцатикилометровая ветка на азиатской части города, открыта в 2017 году. Соединяет Юскюдар (Üsküdar) и Чекмекей (Çekmeköy), функционируют 16 станций. Добраться из одного конечного пункта в другой можно за полчаса.

  6. Линия М6 (коричневая).
    Самая короткая линия метро — всего 3 км и четыре станции между университетом Богазичи и районом Левент. Открыли ветку в 2015 году, поездка из конца в конец продлится всего 7 минут.

Схема метро Стамбула 2021

Красным, зеленым, голубым, розовым, фиолетовым, коричневым цветом на схеме обозначены действующие шесть веток метро.

Карта метро Стамбула 2021

Транспорт

Транспорт в Стамбуле развит очень хорошо, к вашим услугам: метро, автобусы, трамваи, долмуши (маршрутки), такси, электричка Мармарай, паромы и фуникулеры. В городе на большинстве видов транспорта действует единая электронная карта Istanbulkart. В сравнении с разовыми билетами, она позволяет существенно экономить на проезде. Каждое последующее ее использование в течение 2 часов снижает стандартный тариф c 3,5 до 1,2 лир (3-5 пересадки).

Ниже мы опишем транспорт вкратце, так как подробно о нём имеется отдельная статья.

1. Автобусы и долмуши.

Сеть автобусных маршрутов в Стамбуле хорошо развита, доехать легко в любую точку города.

Долмуши (маршрутки) хорошая альтернатива автобусам, ходят по разным популярным направлениям. Стоят немного дороже, ходят чаще и быстрее. Стоимость проезда различается, оплата наличными.

2. Метробус.

Метробус — нечто среднее между автобусом и метро. Рейсы выполняют обычные автобусы, но они минуют стамбульские пробки, поскольку имеют собственную выделенную полосу на шоссе. Маршрут связывает азиатскую и европейские части.

Читайте подробнее о метробусе.

3. Метро, трамвай и фуникулеры.

Метро в Стамбуле очень популярный вид транспорт. Маршрутная сеть состоит из 6 веток с 89 станциями, большие усилия вкладываются в расширении. В планах довести метро до Аэропорта Стамбул (2021 год) и Аэропорта имени Сабихи Гёкчен (2021 год).

На текущий момент метро состоит из 6 линий: M1, M2, M3, M6 расположены в европейской части; M4 и M5 — азиатской.

Трамваи двух типов: туристические, которые имеют исторические вагоны и обычные городские. Некоторые станции подземные.

Фуникулеры имеют три линии: Каракёй — Бейоглу, Кабаташ — Таксим, Сейрантепе — Вадистанбул.

4. Мармарай.

Мармарай — линия пригородной электрички, используемая в качестве городского транспорта. Похожа по функционалу на метро и трамвай. Главное преимущество для пассажиров — удобная возможность перемещаться между европейской и азиатской частями Стамбула.

В марте 2019 года линия полностью запущена. Поезда следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части города до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части Стамбула через тоннель «Мармарай» под проливом Босфор.

На Мармарай добраться до Султанахмета из аэрпорта Сабиха удобнее всего из бюджетных способов.

Подробнее про Мармарай.

5. Водный транспорт.

В Стамбуле хорошо развит водный транспорт, главный из которых — паромы между причалами Золотого Рога, Босфорского пролива и Принцевых островов. Их функция сугубо практичная, удовлетворяющая спрос в первую очередь местных жителей — разгрузить плотный траффик в часы пик. К услугам туристов также широко предлагаются поездки по Босфору и Золотому Рогу на различных прогулочных лодках и катерах.

6. Аренда авто.

Прокаты автомобилей есть в аэропортах Стамбула и в самом городе. Арендовать понравившийся транспорт, можно как по прилету, так и заранее. В последнем случае существенно сэкономите время, да и выбор у вас будет побольше. Учитывайте, что в Стамбуле плотный траффик и особенно в час пик серьезные пробки.

Более подробно об аренде машин.

7. Такси.

Безусловно на такси всего удобнее перемещаться по Стамбулу, но отнюдь не всегда быстрее из-за пробок, чем, например, на метро. Поэтому не рекомендуем его брать на длинные расстояния в рабочие дни, особенно в час пик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector