Кунсткамера

Музейные экспозиции

Расскажем подробно о тех экспозициях, которые сегодня можно увидеть в стенах музея:

— Осматривая экспозицию, посвященную культуре и быту североамериканских народов, вы как бы совершите путешествие во времени и пространстве. Вы будете двигаться из глубины веков к началу XIX столетия, в то же время продвигаясь и по Североамериканскому континенту — из его северной части в южную.

— Экспозиция, посвященная Японии, рассказывает не только о японской культуре, но и о быте и традициях айнов (этот народ также известен как айну или курильцы). В древности именно они населяли Японские острова. Большая часть экспозиции посвящена рыболовству, ведь именно это занятие долго было одним из основных промыслов японцев. Особое впечатление на посетителей обычно производят доспехи, которые в старину носили самураи. Посетители неизменно отмечают сложность конструкции этих доспехов и красоту их отделки.

— Тем, кто интересуется традициями и историей Африки, особое удовольствие доставит посещение «африканского» зала. Здесь вы увидите одежду, которую носили представители различных племен. Часть экспозиции посвящена земледелию

Обратите особое внимание на бенинские бронзовые таблички — они входят в число наиболее интересных экспонатов коллекции. На них изображены стилизованные фигуры африканских вельмож и воинов

Когда-то таблички принадлежали правителю Бенина и находились в его дворце.

— Экспозицию, рассказывающую о культуре и быте Китая, некоторые могут счесть слишком обобщенной, не раскрывающей многих деталей. Но когда в стране проживает около полусотни национальных меньшинств, очень трудно рассказать подробно о каждом из них. В «китайском» зале вы увидите деревянные, фарфоровые, каменные и костяные изделия. Рядом располагается экспозиция, посвященная монгольским культуре и быту. Здесь можно полюбоваться традиционным орнаментом, украшавшим как предметы одежды, так и орудия труда. Особый интерес посетителей обычно вызывает переносное каркасное жилище кочевников (юрта).

— Один из разделов музея посвящен культурным особенностям и быту народов Южной Азии. Коллекция, размещенная здесь, отличается богатством, в ней множество интересных экспонатов. Это и различные маски, и украшенное резьбой дерево, и костюмы, которые надевали актеры старинных театров во время представлений… Детям особенно понравятся марионетки — участницы спектаклей кукольного театра. Часть экспозиции рассказывает о театре теней

Особое внимание обратите на коллекцию крисов — кинжалов необычной формы. Их стальные лезвия напоминают застывшие языки пламени

— Экспозиция музея, посвященная анатомии, является, как уже было упомянуто выше, самой известной из всех его коллекций. Здесь можно увидеть множество природных редкостей. Немалую часть коллекции составляют экспонаты с различными анатомическими отклонениями от нормы. Например, тут можно увидеть ребенка-циклопа (с одним глазом) и ягненка с двумя головами. В XVIII столетии коллекция насчитывала около двух тысяч экземпляров. Она была приобретена первым российским императором в Нидерландах.

— Отдельная экспозиция посвящена истории музея и всей российской науки XVIII столетия. Собственно говоря, в этой части музея можно увидеть несколько экспозиций, объединенных сходной тематикой. Они известны также как «Музей Ломоносова». Первая из них рассказывает о деятельности академии наук; там же можно увидеть множество экспонатов, связанных с биографией Михаила Ломоносова. Вторая экспозиция посвящена обсерватории, а третья — огромному глобусу, уничтоженному пожаром в 40-е годы XVIII века и позже восстановленному.

Экспонаты Кунсткамеры

Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.

Анатомический раздел (Уроды)

Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».

Это те самые законсервированные «уродцы» — коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, приобретенная Петром I в. 1717 году и первоначально насчитывавшая около 2000 экземпляров.

Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины

Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований

Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.

Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.

Дарья Евсеева

Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»

Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:

Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)

  • Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
  • Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
  • Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).

Этнографические разделы

Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:

  • Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
  • Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.

Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.

На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.

Кунсткамера в составе Академии наук

28 января 1724 г. Петр I издал указ об учреждении в России Академии наук.

Кунсткамера, «натуральных вещей камора», и Библиотека Петра I в Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств 1724 г. рассматривались как неотъемлемая часть Академии наук и как «инструменты», которые способствуют деятельности академиков: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. В над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Именно так они рассматривались на протяжении XVIII- начала XIX вв.

В Регламенте Академии наук 1747 г. Библиотека и Кунсткамера в составе Академии наук названы императорскими, а библиотекарь «должен быть главный командир под президентом». Библиотекарю по утвержденному штату полагались унтер-библиотекарь, помощники по библиотеке и Кунсткамере, аптекарь, а также «маляр зверей и птиц».

В Уставе императорской Академии наук 1803 г. эти два учреждения рассматриваются как «ученые принадлежности Академии». Фактически Библиотеку и Кунсткамеру в составе Академии наук необходимо рассматривать не только как «инструмент» академиков для исследований. Развитие Библиотеки и Кунсткамеры: формирование фондов, их систематизация, составление каталогов – напрямую зависели от деятельности Академии наук. С другой стороны, собираемые для музея экспонаты способствовали формированию новых научных направлений в Академии, например, этнографии, археологии, антропологии.

В первой трети XIX в. в музее Академии наук происходило формирование самостоятельных институтов на базе коллекций Кунсткамеры. В ноябре 1834 г. по запросу члена Британского парламента Бенджамина Хоза, собиравшего сведения о правилах музеев и библиотек в разных странах, была составлена структура учреждений Академии наук. Она включала следующие музеи: 1) минералогический и геогностический; 2) ботанический; 3) зоологический и зоотомический; 4) азиатский; 5) египетский; 6) музей нумизматики и древностей; 7) мемориальный кабинет Петра I; 8) музей этнографии и предметов искусств.

Фактическое преобразование универсальных собраний Кунсткамеры в специализированные музеи было юридически оформлено в Уставе Санкт-Петербургской Академии наук, утвержденном императором Николаем I 8 января 1836 г.. Согласно § 100 «сохранению и управлению» Академией наук вверялись: «музеи: минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет».

Разделение по специализациям универсального собрания  Кунсткамеры Академии наук XVIII в. было продиктовано требованиями современной на тот момент организации науки, а также принципами управления. Каждый специализированный музей получал свой бюджет и штат, что давало перспективы развития в русле представляемой науки.

19-26 ноября 2014 года прошли торжественные мероприятия, посвященные 300-летнему юбилею Кунсткамеры: пресс-конференция в пресс-центре ИТАР ТАСС, международная научная конференция «Кунсткамера — первый музей России: 300 лет традиций и развития», торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России — Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. 

М.И. Махаев, Г.А. Качалов. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Санкт-Петербург. 1753. Гравюра на меди.

Логотип Российской академии наук, включающий изображение здания Кунсткамеры.

Поздравительная телеграмма Президента России Владимира Путина в связи с 300-летием Кунсткамеры в 2014 году

Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 1, 10, 11) или автобусах (№ 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».

Интерактивная карта метро Санкт-Петербурга

Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).

Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.

Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты

Здание

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге строилось специально для музейной коллекции. По преданию, его заложили на набережной в приглянувшемся царю месте, где росла сосна с причудливо вросшими в ствол ветками. Позднее природная «диковинка» пополнила коллекцию музея.

Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.

В единый комплекс были объединены библиотека, музейные залы и анатомический театр, а также астрономическая обсерватория.

Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.

В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.

Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.

Наталья

Правила посещения

Отправляясь на экскурсию в музей помните о важных правилах.

Фотографировать и снимать видно можно только любительской камерой, и без использования вспышки, штатива и другой профессиональной техники.

Посетитель может взять в музей ребенка и использовать прогулочную коляску, но предварительно очистив колеса.

Принимать пищу и напитки можно только в кафетерии музея, делать это в музейных залах запрещено.

Верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб. Как и зонты, чемоданы, крупные рюкзаки, и другие сумки, габариты которых больше 30х30х20 сантиметров.

В случае нарушения этих правил музей в праве отказать вам в предоставлении услуг и удалить из залов, даже при наличии действующего билета.

Билеты и услуги

Стоимость входных билетов в Музей:

Взрослые 400 руб.

Школьники, курсанты высших военных училищ Российской Федерации, студенты, пенсионеры

100 руб.

Билет online для всех категорий граждан

400руб.
К оплате принимаются банковские карты
 
 

Посещение экспозиций «Большой Готторпский глобус» и «Первая астрономическая обсерватория», расположенных в башне музея, возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу.

Право на льготу имеют:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • Учащиеся, в том числе школьники;
  • Курсанты высших военных училищ РФ;
  • Студенты.

Стоимость входного билета каждой из указанных категорий граждан устанавливается распоряжением директора МАЭ.

Стоимость экскурсионных путевок

(При приобретении экскурсионных путевок входные билеты не покупаются)

Название

Цена

Обзорные экскурсии на русском языке для взрослых (до 15 чел. в группе)

7 500 руб.

Обзорные экскурсии на русском языке для учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов  (до 15 чел. в группе)

3 000 руб.

Обзорные экскурсии для смешанной группы (7 взрослых и 7 учащихся)

5 000 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 10 чел. в группе)

5 500 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (для учащиеся (в т.ч. школьники), студенты, курсанты, кадеты, до 10 чел. в группе)

2 500 руб.

Экскурсия на русском языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (5 взрослых и 5 школьников)

4 000 руб.

Игровое занятие для смешанной группы (5 взрослых и 5 учащихся)

4 000 руб.

Игровое занятие (до 10 чел. в группе)

2 500 руб.

Индивидуальное игровое занятие (до 4 чел. в группе)

2 500 руб.

Индивидуальная экскурсия на русском языке (до 4 чел. в группе)

3 100 руб.

Обзорные экскурсии на иностранном языке для взрослых (до 15 чел. в группе)

9 000 руб.

Обзорные экскурсии на иностранном языке для учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов (до 15 чел. в группе)

4 500 руб.

Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» (взрослые, до 10 чел. в группе)

7 000 руб.

Экскурсия на иностранном языке с посещением экспозиций «Большой Готторпский Глобус» и «Первая Российская астрономическая обсерватория» учащихся (в т.ч. школьников), студентов, курсантов, кадетов (до 15 чел. в группе)

4 500 руб.

Индивидуальная экскурсия на иностранном языке (до 4 чел. в группе)

4 600 руб.
Подробнее об экскурсиях

Здания и интерьер Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Музей располагается в двух постройках: здании Кунсткамеры и пристройке к нему — Музейном флигеле 1887 года. Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это старейшее здание в мире, построенное специально для музея. Башня здания символизирует модель Солнечной системы. Место для строительства музея выбрал сам Петр Первый. Проект здания был разработан несколькими архитекторами при личном участии Петра. Работы были завершены в 1734 году архитектором М. Земцовым. Постройка состоит из двух почти одинаковых корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней, завершенной сферой.

Во время пожара 1747 года деревянная башня сгорела и была восстановлена только через 200 лет. В это же время башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). После пожара была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так в 1757 году художник Д. Джанни выполнил лепной узор, а позже скульптор М. Павлов создал два горельефа — Празднующая Европа и Триумф России в зале второго этажа восточного флигеля музея (зал Барокко, где расположена экспозиция Естественно-научные коллекции). Интерьеры музея украшены скульптурными композициями и бюстами великих ученых.

Что посмотреть

В музее работает 16 постоянных экспозиций. Посмотреть их можно за одно посещение. Первая их них посвящена Академии наук и Михаилу Ломоносову, она рассказывает о развитии науки в России, можно увидеть личные вещи великого ученого.


Зрительная труба Ломоносова

Первая астрономическая обсерватория рассказывает о развитии астрономии, метеорологии, географии, топографии и других наук. На выставке представлено оборудование, использовавшееся для наблюдения за космосом, в том числе зрительная труба Ломоносова.

Оригинальный Готторпский глобус бы утрачен в пожаре, но был воссоздан – ему посвящена отдельная выставка.


Готторпский глобус в Кунсткамере

Есть экспозиция, посвященная самой Кунсткамере, где рассказывается о ее истории и архитектуре.

Знаменитые анатомические экспонаты в банках располагаются в зале первых естественнонаучных коллекций. Они были куплены и созданы не из праздного любопытства, а для изучения человеческого тела, что дало огромный толчок развития медицине.

Остальные экспозиции посвящены отдельным странам и территориям: Северной Америке, Латинской Америке, Африке, Индокитаю, Индии, Индонезии, Японии, Монголии, Китаю, Корее, Ближнему и Среднему Востоку.

История музея

Впервые Петр I увидел «комнаты редкостей» в конце XVII столетия во время своей европейской дипломатической миссии. Они произвели на него огромное впечатление. Решив учредить такую «комнату» в своей стране, он начал закупать различные необычные коллекции. Приобретал он и отдельные «редкости» — как природные, так и рукотворные. Все эти приобретения императора стали основой музейной экспозиции.

Привезенные монархом коллекции и отдельные предметы некоторое время находились в одном из помещений на территории Летнего сада (до настоящего времени это помещение не сохранилось). Вскоре после того, как они были там размещены, экспозиция пополнилась новой коллекцией, ранее принадлежавшей аптекарю Альберту Себу (он продал ее российскому императору). В эту коллекцию входили минералы, растения, необычные морские раковины.

Экспонатов в российской «комнате редкостей» становилось все больше. Вскоре возникла необходимость построить для них новое здание. Решено было строить его на восточной оконечности Васильевского острова. В здании должен был находиться не только музей, там предусматривались помещения для библиотеки. Часть помещений была отдана учреждениям Санкт-Петербургской академии наук.

Строительные работы продолжались около шестнадцати лет. Здание было достроено в 30-е годы XVIII столетия. Музей разместился в его восточной части, а академия — в западной. Средняя часть была занята анатомическим театром, а в башне находился огромный глобус (Готторпский), там же размещалась обсерватория. К сожалению, в 40-е годы XVIII века башня была полностью уничтожена пожаром, не удалось спасти и знаменитый глобус. В настоящее время он восстановлен и является одним из самых интересных экспонатов музея.

В 70-е годы XVIII столетия в интерьерах здания были произведены изменения: появились новые украшения — несколько аллегорических скульптурных групп, медальоны и бюсты великих ученых. В начале XIX века интерьеры были украшены росписями.

В 30-е годы XIX века ввиду огромного количества экспонатов решено было разделить экспозицию на четыре части. Так появилось несколько музеев: в одном из них была представлена зоологическая часть коллекции, в другом — минералогическая, в третьем — ботаническая, в четвертом (который и является сегодняшней Кунсткамерой) — этнографическая.

Разновидности мебельных кабинетов[править | править код]

Шкаф-кабинет быстро стал полем для экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз.

Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками и т. п.. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В XX веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями.

Подзабытый тип мебели в конце XX века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).

Кабинеты редкостей вне ренессансной Европы[править | править код]

Собирание древностей и редкостей было распространено не только в ренессансной и постренессансной Европе.

Так, в античности подобным коллекционированием увлекался император Август, собиравший, как пишет Светоний, на своих виллах «древние и редкие вещи: например, на Капри — доспехи героев и огромные кости исполинских зверей и чудовищ, которые считают останками Гигантов».

Собирали всевозможные редкости и китайские императоры династии Цин. Особенное пристрастие питал к своим «кабинетам» император Цяньлун, «очень любивший на досуге разглядывать содержимое этих шкафчиков».

История здания

Автор проекта здания — Георг Иоганн Маттарнови. Он же руководил первым этапом строительства. Позже руководство строительными работами было передано Николаю Гербелю. Он несколько изменил первоначальный проект здания. В частности, кровля с двумя скатами была заменена на четырехскатную, кроме того, она стала значительно выше; также более высокой стала башня, ее увенчал купол (в первоначальном проекте ее завершала балюстрада).

В первой половине 20-х годов XVIII века были завершены отделочные работы в помещениях. Тогда же в них было установлено специальное музейное оборудование. В этот период времени произошло неожиданное и трагическое событие — скончался архитектор, руководивший ходом работ и внесший изменения в проект здания.

Руководство строительством было передано Гаэтано Киавери. В уже возведенной части здания был обнаружен ряд дефектов, в связи с чем пришлось перестроить некоторые помещения.

В середине 30-х годов XVIII века строительные работы завершились: «последним штрихом» стали статуи, установленные в нишах фасадов. Нужно отметить, что музейные коллекции были перевезены в здание за несколько лет до окончания его строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector