Кунсткамера в санкт-петербурге

Ладья небесная. Китайская заводная игрушкаЕдва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Экскурсии

Кунсткамера в Санкт-Петербурге предлагает посетителям различные экскурсионные программы. Для детей предусмотрен специальный вариант, включающий знакомство с естественнонаучными коллекциями.

Посетив залы, посвященные различным народностям, ребенок познакомится с особенностями их культуры, быта, а также с уникальными гравюрами, украшениями, предметами культовой и повседневной одежды, узнает много новой и познавательной информации.

В кунсткамере СПБ организовываются следующие виды программ:

  • классические обзорные экскурсии, в ходе которых можно познакомиться с основными экспозициями антропологического музея и посетить большинство заслуживающих внимания залов;
  • знакомство с Готторпским глобусом, который является одним из первых экспонатов кунсткамеры. Когда-то он считался самым большим планетарием-глобусом в мире. Сегодня его можно лицезреть воочию, купив билет на право посещения 4-5 этажей музея;
  • тематические экскурсии, посвященные традиционной культуре народов мира. Посетив такую экскурсию можно узнать о самых древних формах религии (тотемизм, анемизм), способах обработки дерева, камня и других материалов, кулинарных предпочтениях и особенностях построения жилищ;
  • экскурсионные программы из цикла «Ветер странствий», рассказывающие о великих путешественниках и первооткрывателях, а также о Русской Америке и этапах ее освоения.

Для школьников кунсткамера в Петербурге предлагает ряд познавательных экскурсий, на которых они смогут познакомиться с достижениями китайской цивилизации, японской культуры, узнать много нового о представителях первобытного общества, астрономии, астрологии и прочих дисциплинах. Существуют даже специальные квесты, в которых дети отыскивают слонов, слоняясь по музею и набирая игровые баллы для грандиозной раздачи слонов.

Работа с детьми

Петербургский музей этнографии проводит занятия не только со школьниками, но и с детьми младшего возраста. Дошкольники и учащиеся начальных классов могут поиграть в индейцев, научившись языку жестов и вызову дождя вместе с шаманом Пуэбло. Много интересного ребят ждет на занятиях, посвященных особенностям празднования китайского нового года Они могут принять участие в настоящих танцах с драконами.

Важно! Для самых смелых есть возможность принять участие в постановке, основанной на сюжетах индийских сказок, поиграв при этом на настоящих музыкальных инструментах и примерив пари и сари

Краткая информация

Сейчас полное название кунсткамеры звучит, как Музей антропологии, этнографии имени Петра Великого. Находится он в подчинении Российской академии наук. Это первый музей, доступный для различных слоёв населения, созданный царем.

В идеологии его создания красной нитью прошла мечта неугомонного реформатора сделать Россию передовой, процветающей страной. По твёрдому убеждению Петра I, кунсткамера создавалась не с демонстративными целями. А в качестве живого организма развивающихся научных познаний в различных областях жизни человека. Все экспонаты настоящие.

Петербургская Кунсткамера привлекает большое количество туристов разного возраста, интересующихся хранящимися экспонатами, историей её создания.

Кунсткамера Санкт Петербурга

Кунсткамера почти ровесница Санкт-Петербурга. Она была построена в 1714 году, всего через 11 лет после закладки первого камня в основание северной столицы. Армиллярная сфера, венчающая купол здания, давно стала одной из визитных карточек этого прекрасного города.

Изначально она была задумана Петром Первым как музей аномалий и анатомических редкостей. Это было подражание многим другим королевским дворам Европы, при которых часто можно было встретить кабинеты редкостей, как в старину предпочитали называть подобные места.
Коллекция Кунсткамеры неуклонно разрасталась, но ее не миновали и потери. Разразившийся в 1747 году пожар уничтожил множество экспонатов, обсерваторию, в которой работал великий ученый М.Ломоносов, и Готторпский глобус, находившийся в башне здания.

История Кунсткамеры и первые естественно-научные коллекции

Когда в составе российского посольства будущий реформатор империи впервые посетил Европу, ему было 25 лет. Тогда же он и увидел подобные кабинеты диковинок — «куншты». Свою первую коллекцию Петр и собрал в Европе, скупая как отдельные предметы, так и целые собрания. Вначале все это составило основу «государева кабинета». При переезде новой столицы из Москвы в С.-Петербург, «государев кабинет» обустраивают в Летнем дворце. Но количество экспонатов оказывается огромным, для присмотра над ними выделяется специальный штат и помещение. Его-то и называют «куншткамерой», или «комнатой редкостей». С тех пор, 1714 год так и считают днем рождения первого естественного музея в России – Кунсткамеры.

В отведенных для этого дела Кикиных двухэтажных палатах Петр повелевает всю коллекцию надлежащим порядком расставить и пускать смотреть всякого интересующегося, рассказывая ему толком и показывая предметы. Здесь же в палатах размещают и личную 15 тыс. библиотеку императора. Указом самодержца Кунсткамера быстро обрастает новыми экспонатами – со всех концов страны несут, везут, шлют разные диковины – от растений, животных, камней, до старинных предметов быта и культуры.

     

Кроме этого, в Кунсткамере жили и живые «монстры», которых также демонстрировали зрителям. Это были люди-уроды, с сильно выраженными различными внешними патологиями или изъянами. Например, карлик ростом в 1,26 м с двумя пальцами как на руках, так и на ногах. Этого живого экспоната звали Фома. Другой, напротив, был великаном. Его Петр лично привез, следуя тогдашней европейской моде на придворных уродцев. Рост этого великана был 2,27 м, звали его Буржуа.

После смерти его скелет также становится музейной диковинкой. Разумеется, что все эти таинственные природные аномалии, которые не могли быть объяснены человеком того уровня знаний, порождали тьму россказней, легенд и сказок. Так, например, когда после пожара 1747 года пропадает череп того самого Буржуа, на его место устанавливают другой, подходящий по размеру. Тогда и пошла гулять легенда, что по ночам в Кунсткамере ходит призрак этого монстра в поисках своей «настоящей» головы.

Предыстория

Петр много путешествовал и не мудрено, что идею создания своего кабинета редкостей он почерпнул за границей. И даже назвал он его на европейский манер «Куншткамерой». Для этого царь собрал огромную коллекцию животных, растений, минералов, а также анатомических препаратов, которую он постоянно пополнял. И с этой же целью в 1718 году был издан приказ «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей». Своим указом Петр Великий хотел просветить невежд, думающих, что «уроды родятся от действа дьявольского, чрез ведовство и порчу: чему быть невозможно, ибо один Творец всея твари Бог, а не дьявол».
Интересен тот факт, что петровская Кунсткамера была создана одной из последних. Так, самое первое упоминание о Кунсткамере относится к 1553 году — именно тогда, в Вене, Фердинанд I, император Священной Римской Империи, основал Кунсткамеру Габсбургов. За ним последовал Август Саксонский, около 1560 года учредивший Кунсткамеру в Дрездене.

С 1563 по 1578 гг. в Мюнхене завершилось формирование еще одной коллекции редкостей из собрания Альбрехта V, герцога Баварского. Параллельно с этим в 1573 году вблизи Инсбрука велась работа над аналогичным проектом по приказу Фердинанда II, эрцгерцога Тирольского. К собственной пражской коллекции эрцгерцог добавил унаследованную им от отца часть Венской Кунсткамеры — обе коллекции были размещены во дворце Амбрас, где находятся и по сей день. Новые Кунсткамеры были открыты в Берлине, Штутгарте, Касселе, Шлезвиге и Копенгагене.

Кунсткамера в новом здании

Строительство Санкт-Петербурга было в самом начале и пока в дельте Невы по большей части были леса и болота. По проекту архитектора Ж. Б. Леблона центром новой столицы должен был стать Васильевский остров. Есть легенда о решении Петра I строить здание Кунсткамеры именно на нынешнем месте.

Императору не приходилось приказывать дважды, и в этом же 1718 году началась разработка архитектурного проекта. Предположительно, первоначальные эскизы сделал зодчий Андреас Шлютер.

Его идеи разработал и воплотил в готовый проект архитектор Г. Маттарнови. В доработке проекта и его изменениях принимал непосредственное участие сам император. Он же и утвердил нынешний вид и архитектурную концепцию Кунсткамеры.

Строительство началось в 1718 году под руководством Г. Маттарнови. В 1722 году работами по строительству руководил Н. Гербель. После него, с 1724 года, руководителем строительства стал Г. Киавери.

В каменной кладке башни он обнаружил дефекты в виде трещин и созвал авторитетную комиссию. В нее вошли ведущие зодчие того времени Доменико Трезини и М. Земцов.

В результате компетентных выводов комиссии почти готовую башню полностью разобрали, и Киавери сделал новый проект, увеличив высоту нижнего яруса и цилиндрической части башни.

В процессе продолжающегося строительства начались перемещения музейных ценностей из Кикиных палат в готовые помещения новой Кунсткамеры. К 1728 году все коллекции заняли свои места в новом здании, и в этом же году музей официально был открыт.

Строительство самого здания продолжалось под руководством М. Земцова вплоть до 1834 года. В результате получилась величественная постройка в стиле барокко на удачном месте Васильевского острова, внушающая уважение и к российской науке и к русскому зодчеству.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.

Во дворик  можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.


Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры

Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.

Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере

Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.

Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.

Голова Монса

Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.

В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.

Глобус в Кунсткамере

В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.

Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.

Череп Хаджи Мурата

В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.

Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.

Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся  Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.

В 2001 году  останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.

Скелет великана

В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.

Скелет Николя БуржуаДвухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Анатомические диковины

Зал анатомических редкостей и все последующие, кроме истории науки,  расположены на втором этаже Кунсткамеры и является здесь центральным. В отличие от помещений первого этаже, перекрытия не имеют арочной конструкции, зато украшены растительной белой лепниной по лазоревому фону.

Анатомический зал по периметру потолка опоясан балконом, точнее проемом в перекрытии под третьим этажом. Достаточно просторное помещение встречает посетителей множеством экспонатов в своих витринах, и многие сначала присматриваются издали, выбирая интересующие их объекты для осмотра.

Есть и не задерживающиеся в этом зале посетители, что обусловлено спецификой его экспонатов.

Фото, видеосъемка, заказ билетов через Всемирную сеть и расписание

Согласно правилам, посетителям не запрещается производство любительской видео и фотосъемки. При этом нельзя использовать профессиональное съемочное оборудование, вспышку и штативы.

Кунсткамера в Питере работает со вторника по воскресенье.

График работы касс: с 11 до 18 часов.

Время посещения: с 11 до 19 часов.

Музей не работает по понедельникам, праздникам и в санитарные дни (последний вторник каждого месяца).

Посетить первую астрономическую обсерваторию и экспозицию, посвященную Большому Готторпскому глобусу, можно исключительно с экскурсоводом. Билеты надо заказывать заранее.

Существует несколько вариантов:

  1. Обратиться напрямую в кассы по номеру телефона, указанному на официальном веб-сайте кунсткамеры либо отправить заявку на адрес электронной почты.
  2. Приобрести входные билеты в одной из онлайн касс, однако их стоимость будет несколько выше, чем в случае покупки напрямую.

Стоимость билетов начинается от 100 рублей (для детей) до 300 рублей (для взрослых)*. Цены на посещение экскурсионных программ необходимо уточнять в кассах музея либо на сайтах посредников.

* Цены указаны на 2018 год.

Кунсткамера в палатах Кикина

Это двухэтажный дворец опального вельможи А. В. Кикина. Особняк в духе петровского барокко находится недалеко от Смольного храма и является одним из первых каменных строений города.

На момент переезда музея оно не было достроено и возведение завершилось лишь к началу следующего года. В его залах экспозиции Кунсткамеры стали по-настоящему выставлены для народного обозрения.

Примечательно, что вход был бесплатным. Даже, более того, посетителям полагалось угощение за счет государства. Это было блестящим маркетинговым ходом тех времен. Таким образом, государь поощрял тягу народа к просвещению и познанию неведомого.

Залы большого дворца Кикина позволяли развернуть экспозиции музея во всем их многообразии. В те годы музей представлял собой несколько постоянных помещений:

  • «Натюр-камера» — экспонаты, относящиеся к естественным наукам. В том числе и анатомический зал с «уродцами» Рюйша.
  • «Мюнцкамера» — здесь демонстрировались древние монеты и медали.
  • «Кунсткамера» — экспозиции предметов быта с разных континентов и произведений искусства народов различных стран.
  • «Государев Кабинет» — коллекция самого императора, собранная в разные годы.

Особый интерес в музее петровской эпохи представляли живые «монстры». Это были люди с необычными анатомическими отклонениями и шокирующими особенностями.

Они проживали при музее и всесторонне изучались учеными. Своей необычной внешностью они неизменно вызывали повышенный интерес посетителей.

Со временем, Кунсткамера стала приобретать известность в народе, и полюбопытствовать на ее диковинки появлялось все больше желающих. Не заканчивалось и поступление новых интересных находок, стекавшихся к воротам музея «полноводной рекой».

Даже Кикиных палат стало мало для всего количества редкостей, собранных в Кунсткамере. Стала очевидной необходимость специального здания. Разумеется, для такого заведения, как Кунсткамера и место расположения должно быть особенным. Так и получилось.

Современный период

Открыв двери в неведомое, посетители оказываются в удивительной и загадочной стране, где каждый шаг приносит новые открытия и незабываемые впечатления. Древнейшие этнографические и антропологические коллекции поражают своими экспонатами.

Они отражают все разнообразие культур и народов, населяющих нашу планету. Триста лет российские ученые и путешественники собирали уникальные раритеты, рассказывающие о происхождении человека, развитии человеческих рас и культур всех континентов.

Они уникальны по своему составу и не имеют аналогов в европейских музеях и музеях Америки. Несомненно, бесценные сокровища Кунсткамеры являются достоянием всего человечества.

Адрес музея: Университетская наб. 3. Ближайшие станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор», «Василеостровская».

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

История музея

На сегодняшний день Кунсткамера обладает почетным статусом музея этнографии и антропологии. Она считается первым музеем России, учрежденным еще Петром I. Идея создания подобной коллекции пришла к царю во время его пребывания в Великобритании и королевстве Нидерланды. Там он был впечатлен посещением анатомического театра, которым руководил голландский ученый Фредерик Рюйш. Император не задумываясь приобрел у владельцев «комнат редкости» внушительную коллекцию уродцев, помещенных в особый раствор. Выделил он немалые средства и на покупку изделий из камня, металла и слоновой кости, скульптур, монет и картин.

После возвращения в Россию в начале восемнадцатого столетия царь издал указ о возведении дворца в стиле барокко, предназначенного специально для размещения экспонатов со всех уголков планеты. Под его эгидой велась активная деятельность по изучению самых разных аномалий человеческого тела, к которой были привлечены известные ученые своего времени. Внушительная часть тех экспонатов сгорела в результате пожара, случившегося в середине восемнадцатого века, но на сегодняшний день многие из них отреставрированы и представлены на экспозициях.

Кунсткамера в Петербурге

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН – выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России – 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос – “Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?”. Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так “испортила” родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Выбор места для строительства здания Кунсткамеры

По плану архитектора Ж.-Б. Леблона центром нового города Санкт-Петербурга был Васильевский остров. На красивой и удобной стрелке Васильевского острова планировалось построить научный и культурный центр: Академия наук, Кунсткамера и Библиотека, Двенадцать коллегий и пр. 

По преданию на Васильевском острове Петр I увидел «диковинную сосну». Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него наподобие ручки кувшина. Здесь Петр и приказал выстроить здание. Автор каталога и путеводителя по Кунсткамере унтер-библиотекарь Осип Петрович Беляев посвятил этой сосне специальный раздел в своей книге:

«Любопытный отрубок сосны. В сем же отделении Кунст-камеры сохраняется отрубок сосны, длиною в 2 аршина и 4 вершка, а толщиною в отрубе в 6 вершков. Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места, и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища. Чудесно и непонятно может быть покажется некоторым, как мог таким образом сук, выросши из одного места, врасти опять в другое. Но ежели и в самом человеческом роде бывают уроды, то почто ж того не случиться и в других произведениях природы; в прочем отдаю сие на суждение господам естествоиспытателям, коим таинства и чудеса природы паче, нежели другим, суть ведомы. Мое дело есть объявить, что сия сосна, если верить преданию, росла на самом том месте, где находится ныне Кунст-камера, и где прежде был дремучий сосновый лес; и будто Петр Великий, проходя по случаю сие место, увидел сие любопытное по своему сростку дерево, приказал оное срубить и сказал: “Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунст-камера построена”. И в самом деле, сей отрубок был первый, как любопытная наипаче по тогдашнему времени вещь, внесен в Кунст-камеру, которой все посещающие ныне Кунст-камеру не столько для уродливости его, сколько для помянутого с ним приключения, рассматривают с любопытством».

В переиздании этой книги в 1800 г. Беляев не только повторил этот же текст, но и среди четырех гравюр, помещенных в издании, привел изображение этого фрагмента сосны вместе с паникадилом из слоновой кости, изготовленным Петром I, видимо как самого раннего экспоната Кунсткамеры.

Справедливости ради следует упомянуть, что в Эрмитаже, куда были переданы экспонаты Кабинета Петра Великого (первый раз в 1848-1849 гг. и окончательно в 1941 г.) также хранятся несколько фрагментов этой же (?) сосны. Но именно ту часть ствола сосны, росшей на месте Кунсткамеры, которая изображена на гравюре в старом путеводителе, можно и сегодня видеть на экспозиции, посвященной истории Кунсткамеры в историческом здании музея.

Г.И. Унферцагт. Палаты императорской Академии наук, Кунсткамеры и Библиотеки. Таблица I: План императорскаго столичного города Санкт-Петербурга, сочиненный в 1737 году. 1741. Санкт-Петербург. Гравюра резцом.

Ствол сосны. XVIII в.

«Любопытный отрубок сосны, которая росла на том самом месте, где ныне стоит Кунсткамера, и которая подала Петру Великому мысль к собранию редкостей» / О.П. Беляев. Кабинет Петра Великаго… Часть II. СПб., 1793

Экспозиции и коллекции

В Кунсткамере имеются следующие экспозиции и коллекции:

М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века. Ломоносов был одним из первых академиков, часть экспозиции посвящена ему и представлена личными вещами, мозаичными портретами из его мастерской, научными приборами, инструментами, книгами. Выставлены также различные предметы искусства. Интерес представляет макет лаборатории академика, изготовленный в середине XIX века.

Первые естественные коллекции. Экспозиция основана на приобретенных Петром I экспонатах – сохранилась только их часть.

  • Историческая экспозиция. Посвящена она истории и архитектуре самой Кунсткамеры. Она представлена гравюрами, фотографиями, макетами. Примечательно и само убранство помещений – бывший мюнц-кабинет, где сохранилась декоративная лепнина XVIII века. Организована динамическая электронная презентация.
  • Африка. Эта коллекция регулярно пополняется, а ее основа формировалась более полувека – с середины XIX века. Жемчужиной коллекции называют бенинскую бронзу – литье с изображением правителей Бенина, их матерей, царедворцев, животных.

Ближний и Средний Восток. Экспозиция включает множество предметов искусства, быта, памятников культуры и религии. Есть несколько экземпляров Корана, в том числе рукописных, национальные костюмы, оружие.

Индия. Экспозиция представлена археологическими находками еще со времен палеолита, предметами быта, оружием, доспехами. Особого внимания заслуживает индийский текстиль. Выставлена также национальная одежда, украшения. Уникальным экспонатом является дворцовый портик XVIII века.

  • Индокитай. Большую часть коллекции собрали сами сотрудника музея и российские востоковеды. Примечательны национальная одежда, музыкальные инструменты, буддийская скульптура, парадное оружие, театральные маски, предметы быта.
  • Индонезия. Экспозиция отражает религиозно-магические представления и практики жрецов батаков – амулеты, маски, книги, фигурки. В коллекции есть предметы быта, образцы различных ремесел.

Китай. Особого внимания в этой экспозиции заслуживает собрание китайского фарфора, художественные изделия XVIII-XIX веков, образцы резьбы по различным материалам. Выставлены национальные костюмы различных слоев общества, культовые предметы, предметы погребального обряда.

  • Корея. Эта экспозиция примечательна контрастом археологических находок и современных изделий. Здесь можно увидеть национальную одежду, предметы быта, ритуальную посуду, дворцовую утварь. Уникальность представляют старинные изделия – металлические, фарфоровые, из селадона с росписью.
  • Латинская Америка. Экспозиция отражает традиционную культуру коренных народов. Некоторые экспонаты относятся еще к XVI веку. Уникальным является парадный костюм вождя с украшениями из перьев, костюм шамана чамакоко. Выставлены различные ритуальные предметы, предметы искусства, трофеи.

Монголия. Помимо традиционной одежды и предметов быта экспозиция включает модель юрты, коллекцию буддийских масок из папье-маше.

  • Северная Америка. Экспозиция посвящена американским индейцам, отражая их культуру начала XIX века. Музей особенно гордится алеутскими деревянными головными уборами, предметами снаряжения, ритуальными костюмами, традиционной одеждой, керамикой.
  • Япония. В экспозиции отражены традиции японской культуры – традиционная одежда, атрибуты японского театра, чайных церемоний, сельскохозяйственные орудия, инструменты и предметы для изготовления шелка.

Одним из великолепных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, который был подарен Петру I Карлом Фридрихом. Диаметр конструкции составляет более 3 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector