Кунсткамера (музей антропологии и этнографии им. петра великого)

Экспонаты Кунсткамеры

Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.

Анатомический раздел (Уроды)

Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».

Это те самые законсервированные «уродцы» — коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, приобретенная Петром I в. 1717 году и первоначально насчитывавшая около 2000 экземпляров.

Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины

Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований

Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.

Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.

Дарья Евсеева

Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»

Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:

Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)

  • Помимо биографии большого разностороннего ученого, каким был Ломоносов, здесь так же можно увидеть экспозицию «Конференц-зал Петербургской академии наук». Она рассказывает о повседневной жизни и деятельности первого в своем роде учреждения в России, занимающегося научными исследованиями.
  • Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Здесь же находилась служба точного времени и условный Петербургский меридиан.
  • Большой Готторпский Глобус-Планетарий (пятый этаж).

Этнографические разделы

Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:

  • Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — первый этаж;
  • Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.

Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.

На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.

Этнографические коллекции

Кунсткамера у подавляющего большинства туристов, впервые посещающие город на Неве, ассоциируется с диковинными «мострами» и анатомией уродств, которые хранятся в Кабинете Рюйше (первую свою коллекцию из 2000 экспонатов Петр I купил у этого голландского анатома, чье имя сейчас закреплено за соответственным залом и коллекцией). Однако, бОльшую площадь и бОльшее количество экспонатов хранят этнографические залы.

На первом этаже расположены залы Северная Америка, Латинская Америка, Япония и Африка.

Все, что вы хотели знать и видеть о индейцах Северной Америки вы найдете в соответствующем зале. В зале представлены традиционная одежда, предметы быта, боевые маски, оружие и шаманские атрибуты всех народов от Аляски до Калифорнии.

Не смотря на то, что Япония является нашим морским соседом, о культуре Страны восходящего солнца мы знаем немного. Тем интереснее и ценнее зал, посвященный Японии. Здесь представлены предметы, охватывающие всю жизнь японцев – от орудий производства шелка и рыбной ловли до атрибутов театра но, кабуки и кагура. Несколько витрин посвящено культуре самураев, продемонстрирован их внешний вид и виды оружия.

Зал Африки ярок, многолик и самобытен как и сам континент.  Коллекция охватывает быт, отдых, работу и верования большого количества племен, разбросанных по Африке. Представленные экспонаты собраны в XX веке, но коллекция пополняется до сих пор.

     

Залы второго этажа переносят посетителей на Восток — в Китай и Индонезию. Зал Ближнего и Среднего Востока восхищает красотой мужских и женских нарядов. Особенно ценные экземпляры в коллекции этого зала – рукописные и печатные образцы Корана, а также атрибуты мусульманских обрядов.

Зал с китайской коллекцией считается одним из самых старых в музее. Гордость коллекции – китайский фарфор. Также в экспозиции представлены орудия труда, резные изделия из камня и дерева, а также костюмы и предметы быта различных слоев населения Поднебесной.

О Монголии и Корее наши сведения тоже невелики, поэтому знакомство с их культурами, обычаями и населением по коллекциям музея будет очень увлекательно.

     

Залы Индии, Индокитая и Индонезии демонстрируют культуры народов, населявших территории современных Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, народов Суматры и, разумеется, Индии. Помимо предметов быта и костюмов,  много экспонатов рассказывают о религиозных представлениях и обрядах. В коллекции есть редкие амулеты, ритуальные маски и книги жрецов.

     

Кунсткамера – один из самых популярных музеев Санкт-Петербурга. Надо сказать, что задумка Петра – просвещать и обучать людей по средствам походов в музей удалась на отлично. В период туристического сезона в Кунсткамеру выстаиваются очереди, а Зоологический музей – отделившаяся часть когда-то единого музея – является одним из самых любимых и взрослыми и детьми в городе.

Планируя поход в Кунсткамеру, помните, что музей не ограничивается Кабинетом Рюйше, в нем много интересного и познавательного.

Посещение Большого Готторпского глобуса возможно только в составе группы и по предварительной заявке.

История Кунсткамеры

Что означает это слово — «кунсткамера»? Оно произошло от немецкого Kunstkammer, что означает «кабинет редкостей». Так называли место хранения коллекций редких вещей, которые обладали исторической, научной или художественной ценностью. Это слово относилось и непосредственно к самой коллекции.

Петербургская Кунсткамера была основана в 1714 году Императором Петром I. Из исторических архивов известно, что российский государь много учился наукам и медицине, знал несколько иностранных языков, путешествовал, а потому мог воочию наблюдать зарождение эпохи Просвещения в Европе.

Понимая, что Россия не должна отставать от других стран, за годы своего правления он провел реформы, затрагивающие чуть ли не все сферы жизни. Реформа образования была одной из них, и она поспособствовала открытию школ, продвижению грамотности населения, созданию Академии Наук, библиотек и музеев. Любознательность Петра проявилась не только во внутренней политике, но и в личном увлечении. Из своих путешествий он привозил разные интересные вещи, покупал природные редкости, книги, приборы и оружие.

Первый российский император вообще был известный забавник. Для хранения всех этих диковинок и был создан «государев Кабинет», который последователи Петра Великого столетиями дополняли интересными объектами со всего мира. До наших дней он не только сохранился, но и превратился в полноценный музей — Кунсткамеру. К слову, самый первый музей в России.

Сегодня поход в Кунсткамеру — это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. И не только это.

Основные экспозиции

Китообразные, ластоногие и насекомые (например Синий кит длинной 27 метров — является самым большим скелетом кита в музеях, коллекция мамонтов, Стеллеровая корова, хищники тюленевых и моржовых, южный слон высотой более четырех с половиной метров, пауки и бабочки).

Птицы, рептилии, рыбы, амфибии (антарктические и глубоководные рыбы, пещерные рыбы, летающие и нелетающие птицы, трубконосые, веслоногие и многие другие. Птицы представлены не только по отрядам, но и в естественной среде, они гнездятся, летаю, учат потомство, взаимодействуют друг с другом, конечно в статичном виде, но это все равно завораживает, кажется секунда и ястреб взмахнет крыльями и метнется ввысь, больше всего умиляет стенд с пингвинами, около него все посетители задерживаются).

Млекопитающие (лошадь Пржевальского, утконосы, броненосцы, муравьеды, волки на охоте, множество грызунов, медведи и тигры, животные красной книги, различных материков, нашего леса).

Очень запоминающийся стенд с личными животными Петра I — любимая лошадь Лизетта, которой при жизни позволялось находиться даже на балах обедах, собака по кличке Тиран породы буленбейцер (быкодав), собака Лизетта — гладкошерстный терьер.

Natasha Vidrum

Как добраться до Зоологического музея

Зоологический музей расположен в центре Санкт-Петербурга, недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Посещение музея можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро — «Адмиралтейская» (10–15 минут пешком). При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади, Эрмитажа. Через несколько минут Вы окажетесь на берегу Невы. Нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег и Вы окажетесь на стрелке Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — это Кунсткамера.

Также можно дойти от метро «Василеостровская» (около 30 минут пешком). От метро идти по 6–7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет 20–25 минут, проходит по пешеходной зоне (6–7 линия В.О.); с Университетской набережной открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж. Идти около 20 минут.

Детям или взрослым?!

Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!

Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.

Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!

Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.

Немного истории


Петр I

Основателем знаменитого русского музея диковин стал Петр Великий, вдохновленный увиденным в Европе кабинетом редкостей Альберта Себа (Голландия). Первые экспонаты будущего музея были куплены Петром у голландского коллекционера и перевезены в Петербург. Строительство музея продолжалось 16 лет и было закончено в 1734 году.

Петр I издал Указ о том, чтобы в Кунсткамеру со всех уголков страны передавались редкие вещи:

  • каменья причудливой формы;
  • кости и черепа, принадлежащие человеку или животному;
  • старые надписи и иероглифы на железных, каменных, медных предметах;
  • старинное оружие;
  • посуда;
  • необыкновенные, диковинные вещи.

Благодаря Указам Петра, музей в течение 200 лет пополнялся коллекциями, собранными в экспедициях и путешествиях знаменитыми мореплавателями и землепроходцами. Коллекция заполнялась дарами русских дипломатов, привезенных из разных стран.

Как появились идолы во дворике Кунсткамеры

Как же попали индейские боги в этот укромный уголок? По одной из легенд каменные статуи привезли из экспедиции по Центральной Америке в конце 19 века. Тогда во время шторма большая часть трофеев была утеряна, но несколько идолов удалось спасти и привезти в Санкт-Петербург. Но дирекция музея отказалась установить их в залах и поэтому их поставили на улице. Из-за своего мистического могущества статуи остались целыми и невредимыми во время революционных потрясений и блокады.

Опровергли все эти мифы сотрудники Музея антропологии и этнографии. Оказывается, во время своего путешествия по Южной Америке знаменитый путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних скульптур в долине Сан-Августин. Там, по всей ее территории разбросано несколько сотен каменных изваяний и некоторые имеют высоту до пяти метров. Эти индейские боги охраняли гробницы вождей, находящиеся под землей. По снятым слепкам в 1913 году в Германии были изготовлены скульптуры богов и затем их привезли в Петербург. Настоящие же каменные идолы все еще стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии и созданы они были действительно в древности — в первом тысячелетии нашей эры.

Сотрудники музея поместили привезенные скульптуры в сарай, поскольку это были не оригиналы, а только копии древних идолов. Там они и пролежали до середины 60-х годов, когда их выставили во двор на всеобщее обозрение. Переносить в другое место тяжеленные скульптуры пока не собираются.

А каменные идолы все же обладают магическими свойствами. Рядом с ними посетители не мусорят, да и вандалы побаиваются их грозных пронзительных взглядов — мало ли что, а вдруг индейские боги накажут их?

Здание

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге строилось специально для музейной коллекции. По преданию, его заложили на набережной в приглянувшемся царю месте, где росла сосна с причудливо вросшими в ствол ветками. Позднее природная «диковинка» пополнила коллекцию музея.

Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.

В единый комплекс были объединены библиотека, музейные залы и анатомический театр, а также астрономическая обсерватория.

Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.

В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.

Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.

Наталья

Шокирующее свойство

Сразу хочется отметить, что дети и взрослые получают совершенно разные впечатления от выставленных экспонатов. Если достигшим 21-летней отметки экспонаты покажутся просто «прикольными», то детям до 14 лет некоторые моменты могут показаться просто шокирующими

Не факт, но стоит на это обратить внимание

На экскурсию можно потратить от 40 минут до 3 часов, всё зависит от вашей любознательности и ретивости. Советуем воспользоваться услугой экскурсовода. Даже не так! Стоит, для начала, прочесть краткий экскурс в историю, потом пригласить экскурсовода, а уж потом вдумчиво обойти все экспонаты и пошевелить «серым веществом», осознавая «что» и «откуда» берётся. А информации для размышления, уж поверьте, будет предостаточно!

Конечно, для беглого ознакомления с экспонатами хватит и получаса, но в этом случае вы рискуете остаться с впечатлением «массы колбочек с чем-то непонятным и массой этнических шкурок». Если же погрузиться в экспонаты «с головой», то можно почерпнуть бесконечное количество бесценной информации, которой не зазорно будет поделиться с друзьями. Заинтриговали? Тогда, вперёд за знаниями!

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН – выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России – 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос – “Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?”. Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так “испортила” родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Как добраться на авто и такси

Адрес для такси: Университетская наб., 3

Адрес парковки: Волховский пер., 4

Если путешественник посещает Санкт-Петербург на личном автомобиле, то чаще всего пользуется навигатором. Автодорог, ведущих к Васильевскому острову несколько. Обычно автолюбители выбирают проезд через Дворцовый мост до парковочной стоянки у Ростральных колонн. Это самая близкая парковка. А далее идут пешком к Университетской набережной.

Можно заказать такси из любой точки города. Средняя цена – 700-1000 руб. Все зависит от местоположения и загруженности дорог. Современный турист может воспользоваться любым из агрегаторов такси: Гетт, Болт, Ситимобил, Яндекс, Убер. Для этого необходимо скачать на смартфон приложение и получить два преимущества сразу: машина найдется быстро, а стоимость поездки окажется минимальной.

История Кунсткамеры и первые естественно-научные коллекции

Когда в составе российского посольства будущий реформатор империи впервые посетил Европу, ему было 25 лет. Тогда же он и увидел подобные кабинеты диковинок — «куншты». Свою первую коллекцию Петр и собрал в Европе, скупая как отдельные предметы, так и целые собрания. Вначале все это составило основу «государева кабинета». При переезде новой столицы из Москвы в С.-Петербург, «государев кабинет» обустраивают в Летнем дворце. Но количество экспонатов оказывается огромным, для присмотра над ними выделяется специальный штат и помещение. Его-то и называют «куншткамерой», или «комнатой редкостей». С тех пор, 1714 год так и считают днем рождения первого естественного музея в России – Кунсткамеры.

В отведенных для этого дела Кикиных двухэтажных палатах Петр повелевает всю коллекцию надлежащим порядком расставить и пускать смотреть всякого интересующегося, рассказывая ему толком и показывая предметы. Здесь же в палатах размещают и личную 15 тыс. библиотеку императора. Указом самодержца Кунсткамера быстро обрастает новыми экспонатами – со всех концов страны несут, везут, шлют разные диковины – от растений, животных, камней, до старинных предметов быта и культуры.

     

Кроме этого, в Кунсткамере жили и живые «монстры», которых также демонстрировали зрителям. Это были люди-уроды, с сильно выраженными различными внешними патологиями или изъянами. Например, карлик ростом в 1,26 м с двумя пальцами как на руках, так и на ногах. Этого живого экспоната звали Фома. Другой, напротив, был великаном. Его Петр лично привез, следуя тогдашней европейской моде на придворных уродцев. Рост этого великана был 2,27 м, звали его Буржуа.

После смерти его скелет также становится музейной диковинкой. Разумеется, что все эти таинственные природные аномалии, которые не могли быть объяснены человеком того уровня знаний, порождали тьму россказней, легенд и сказок. Так, например, когда после пожара 1747 года пропадает череп того самого Буржуа, на его место устанавливают другой, подходящий по размеру. Тогда и пошла гулять легенда, что по ночам в Кунсткамере ходит призрак этого монстра в поисках своей «настоящей» головы.

Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

Государственный Эрмитаж

5 отзывов

Храм Спаса на Крови

7 отзывов

Большой Дворец

3 отзыва

Государственный музей-памятник Исаакиевский собор

3 отзыва

Дворцовая Площадь

5 отзывов

Екатерининский дворец и парк

3 отзыва

Петергоф

11 отзывов

Петропавловский Собор

7 отзывов

Исаакиевский собор

7 отзывов

Невский проспект

3 отзыва

Казанский кафедральный собор

3 отзыва

Государственный Русский музей

3 отзыва

Гранд Макет Россия

3 отзыва

Музей Фаберже

Юсуповский Дворец на Мойке

Никольский Морской собор в Кронштадте

Государственный Музей-Заповедник

Государственный академический Мариинский театр

Набережные Невы

Дворцовый мост

2 отзыва

Адрес, как добраться и другая информация

В настоящее время Кунсткамера имеет полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН).

Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Кассы закрываются на час раньше. Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт).

Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3. Ближайшая станции метро — «Адмиралтейская».

Добраться от станции метро «Адмиралтейская» на наземном транспорте, идут: автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. Пешком около 15 минут. При выходе из метро нужно повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской, затем повернуть направо, пройти несколько метров до Невского проспекта.

Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади и Эрмитажа. Потом будет берег Невы, нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег, попасть на стрелку Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — Кунсткамера.

От станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор» до Кунсткамеры идут автобусы 7, 24, 191; троллейбусы — 1, 7, 10, 11. От ст. м. «Василеостровская» — автобусы 24, 47 Ст. м. «Спортивная» — автобусы 191, 10; троллейбус – 1.

Рассказываем очень подробно, как добраться до Кунсткамеры в Петербурге, также аудиогид о истории и интересных фактах Кунсткамеры, проч.

К сожалению, музей не оборудован пандусами, лифтами и подъёмниками, что реально может явиться ложкой дёгтя в бочке меда, но факт остаётся фактом.

Здание Кунсткамеры

Располагается в 2-х строениях: основное здание и Музейный флигель, пристроенное в 1887 г.

Построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России. Одно из старейших здание в мире, возведенное специально для музея. Кунсткамеру венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

По слухам, место для строительства выбрал Петр I. Его взор упал на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.

Первоначальный проект составил архитектор Андреасом Шлютером. Затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра.

Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.

После пожара в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Сгоревшая деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же ее увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector