Храм рождества христова в измайлово, москва

Как добраться

Церковь иконы Казанской Песчанской Божией Матери находится в столичном районе Измайлово по адресу: 9-ая Парковая улица, владение 4а.

Чтобы посетить возрождающийся храм необходимо доехать до станции метро «Первомайская» и следовать по Парковой улице по направлению к Измайловскому парку.

С каждым годом храм иконы Казанской Песчанской Божией Матери преображается. В него приходят молиться не только местные жители, но и люди, желающие попросить помощи перед чудотворным образом.

Храм Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Москве

История села Измайлова

    Село Измайлово уже существовало в XV веке. Оно располагалось на территории современного Измайловского острова и принадлежало великим князьям. Царю Алексею Михайловичу Романову вотчина перешла от его бездетного дяди Никиты Ивановича Романова.

    В 1663 году молодой царь задумал здесь создать крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотные дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Чтобы осуществить грандиозный замысел, в Измайлово переселили крестьян из Костромы, Валдая, Переславля и других земель.

    Новые жители обосновались на пустоши Хоругово и образовали Новую Слободу села Измайлово. Для них позже и была возведена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Мирликийского Николая. Такое посвящение престолов связывается с тем, что царь Алексей Михайлович стремился подражать своему предшественнику Иоанну IV (особенно в начале своего царствования). Поэтому в новой резиденции воспроизвёл посвящения церквей и приделов: Рождеству Христову и святителю Николаю чудотворцу, как в древнейших посадских храмах Александровской слободы – любимейшей усадьбы Грозного.

    Посвящение третьего престола измайловской церкви — Казанской иконе Божией Матери — характерно для храмов дворцовых сел. Романовы и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили этот образ, явивший своё заступничество в Смутное время и способствовавший утверждению новой династии.

Воскресная школа

В 1991 г. в храме Рождества начала свою работу воскресная школа. Учащиеся разделены на 5 групп и формируют 5 основных классов. Занятиями с воспитанниками занимается обширный состав преподавателей: уроки ведут профессиональные школьные учителя, а так же члены причта.

Детям преподаются уроки Закона Божьего, церковно-славянского чтения, литургика, религиоведение, основы нравственного жития, уроки жития святых. Так же из учащихся сформирован детский хор. Те, кто не задействован в пении, все равно участвуют в Литургии: читают часы и апостол, звонят в колокола, исполняют обязанности пономарей.

Помимо занятий, детям предлагаются различные кружки на выбор: кружок пения и вокала, кружок изобразительного искусства, различные спортивные занятия и туристические походы по району.

В качестве дополнительного кружка так же существует музыкальная группа, которая состоит из учащихся. Ансамбль исполняет различные патриотические песни и без его участия не проходит ни одного выступления школы. Сами выступления устраиваются регулярно на каждый большой праздник усилием родителей и детей под руководством опытных педагогов.

Архитектура и иконостас

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.

Композиция храма симметрична, объём состоит из бесстолпного двусветного четверика, боковых приделов с главками (в честь Казанской иконы Божьей Матери и святого Николая) и двустолпной трапезной. Пространство внутри храма объединено с пространством приделов при помощи широких, во всю ширину боковых стен, арочных проёмов, что необычно для храмов XVII века.

Декор фасадов включает сложный венчающий карниз, спаренные угловые колонки, пышные оконные наличники со стрельчатыми кокошниками, перспективные порталы с «дыньками». Оформление колокольни характерно для архитектуры барокко петровского времени и включает обработку стен рустом, люкарны, овальные окна, обрамлённые волютами.

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.

Храм Святителя Николая в Измайлово, предшественники и окружение

Старейшим из таких собраний является Спасский погост на онежском острове Кижи в Карелии. Коллекции зданий из дерева есть в музее-заповеднике Коломенское, в музее Витославлицы близ Иверского монастыря (Валдай). Реальные древности собраны и в Коломенской слободе одноименного старинного города. Деревянные строения воссоздаются в разном масштабе. Малые модели демонстрирует музей леса, побольше — этнографический центр Моя Россия в Сочи. Однако гораздо привлекательнее деревянное зодчество в натуральную величину.

Это признано не только у нас, деревянные строения коллекционируют во многих странах. На Украине это замок в Батурине, в Швеции – музей Скансен, грандиозный Запретный город и другие объекты – в Китае. Однако не припоминается действующего культового здания из дерева, каков храм Святителя Николая в Измайлово. Высотная фотография демонстрирует его расположение в культурном центре, построенном на берегу бывшего царского пруда. Меньше километра отсюда по прямой до древнего Покровского собора на Серебряном острове.

Окружение и описание

Развлекательный комплекс Русское подворье в Измайлово, созданный одноименной частной фирмой, состоит из двух частей. На запад обращен расписной Измайловский кремль, терема с фигурными, разнообразно окрашенными крышами. Восточная часть территории застроена строениями из дерева, контрастирующими с балаганным многоцветием. Храм Святителя Николая в Измайлово окружает деревянная крепостная галерея со сторожевыми башнями, посередине небольшой прудик. За крепостной стеной ансамбль окружен автостоянками, незаконченными стройками.

Своеобразный комплекс зданий под старину отдаленно напоминает восстановленный дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Каждый терем, особняк или палаты отличаются от других архитектурно и зрительно, составляющими формами и раскраской. Пышные гербы, изящные флюгеры на шпилях словно меркнут в соседстве с простым деревянным крестом. Храм Святителя Николая в Измайлово, разительно отличаясь от ярмарочной яркости, отчасти ее компенсирует своей выразительностью.

Иногда целесообразно приводить в обзорах достопримечательностей их официальные описания, как сделано на некоторых объектах Коломенского. Имеет такое и храм Святителя Николая в Измайлово, причем богато иллюстрированное. Текст достаточно лаконичен, предельно понятен и содержит только очевидные факты. Фотографиями показаны некоторые моменты существования, чаще праздничные и торжественные. Посещение самим патриархом Кириллом красноречиво свидетельствует об уровне поддержки по сути коммерческого начинания.

Почетен факт приписки к самому Даниловскому монастырю, духовному и административному центру российского православия. Подчиненность резиденции Синода и других значимых отделов церковного управления – статус редкий, даже выдающийся. Какими заслугами храм Святителя Николая в Измайлово заработал такое высокое положение, — не тема статьи. Из информации следует, что службы здесь достаточно редки, формы общения с прихожанами традиционны. То есть в основном это туристический объект.

Описание архитектуры

Строительство храма иконы Казанской Песчанской Божией Матери ещё не закончено, но о его конечном внешнем виде можно судить по готовой восточной части и изображению, расположенному на официальном сайте прихода.

Здание выполнено в стиле московской архитектуры XVII-XVIII веков. Его стены сложены из красного кирпича, покрыты штукатуркой и окрашены белой фасадной краской. Фасады храмовой части визуально делятся на три вертикальные части с арочными завершениями — закомарами. Такими же архитектурными элементами оформлены основания пяти барабанов, увенчанных луковичными главами. К западному фасаду собора примыкают три апсиды, центральная из которых украшена небольшой главой, стоящей на барабане.

Традиционные для московского архитектурного стиля арочные окна и двери украшены декоративными карнизами и наличниками. Характерное горизонтальное членение фасада достигается выступающими карнизами, опоясывающими всё здание.

Храмовая западная часть здания уравновешена восточным трехэтажным крылом с мансардным завершением, покрытым двускатной крышей. Эту часть строения увенчана тремя главами, поставленными на барабаны с закомарными основаниями. Белый цвет стен подчёркивает темный окрас кровли, цоколя и выступающих архитектурных элементов.

Период революции

Храм Рождества Христова в Измайлове лишили церковно-приходской школы на том основании, что церковь отделена от государства. Духовенству запретили проводить занятия по Закону Божию в земском училище. Несмотря на это, дети все равно приходили в храм и пели в хоре.

В 1922 году проводилось изъятие ценностей. К этому моменту измайловских жителей осведомили, что никакое сопротивление не можетт удержать комиссию от выноса ценностей. Забрали 196 разных предметов: восемьдесят венцов с икон, пятьдесят серебряных риз, 3 кадила, кресты, серебряные углы с Евангелий и другие.

Наибольшее возмущение верующих вызвало действие комиссии по снятию ризы с чудотворного образа Божьей Матери Иерусалимской. Большевики стали ее топтать, чтобы высвободить драгоценные камни. Возмущенные прихожане написали письмо-протест против выноса церковных ценностей, за которое их потом арестовали, но вскоре выпустили.

В течение 1923 года храм восполнял утрату вещей. Только серебро заменила медь. Неизвестно как, но на место вернулась риза, которую сняли с чудотворной иконы Иерусалимской Божией Матери.

Архитектура и внутренний уклад Рождественского храма запечатлели историю прихода от возникновения до наших дней и связанных с ним судьбы людей.

Дело купца И.В. Бутюгина

Рубеж веков ознаменован следующим этапом ремонтно-строительных работ в храме Рождества Христова в Измайлове. Большой вклад в реконструкцию внес купец Иван Васильевич Бутюгин (1841- 1911). Он происходил из рода зажиточных крестьян, которые имели в Измайлово и Москве свои шерстоткацкие фабрики и кирпичные заводы. По заказу его родственника для Рождественского храма был изготовлен крест, который в 2000 году был передан на Серебряный остров в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Как и его семья, он занимался организацией фабричного производства и благотворительностью. Являлся попечителем библиотеки, земского училища, выделял средства на храм, в завещании упомянул свой дом, который отдал в пользу бедных для приюта и постоянного жилья престарелых девиц и вдов, который в 1912 году был открыт.

На средства Бутюгина по проекту архитектора П.П. Сальникова (1864-1901) в конце 19 века были созданы двойные железные двери, до сих пор стоящие при главном входе в церковь Рождества Христова в Измайлове. Кроме того, по заказу Ивана Васильевича во время поновления икон было создано несколько образов святителя Николая и Божьей Матери Казанской, стоявших в соответствующих приделах храма.

Дальнейшее обустройство усадьбы Измайлово

Федор Алексеевич продолжил обустройство усадьбы Измайлово и превратил образцовое хозяйство в парадную государеву резиденцию.

Государев двор, состоявший из жилых хором, домовой церкви, хозяйственных зданий, был окружен каменной оградой с двумя парадными воротами. Передние ворота и Задние ворота на противоположной стороне Государева двора были построены по одним чертежам – это одни из первых сооружений в стиле русского барокко с обилием деталей, которые придавали воротам нарядный вид.

Деревянный царский дворец не сохранился. Вероятно, внешний вид дворца и убранство хором было таким же, как Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце принимали иностранных гостей, послов, устраивались шумные праздники.

Во времена правления Екатерины Великой по распоряжению императрицы в 1767 году разобрали обветшавший царский дворец в Измайлово и каменный мост, ведущий к Мостовой башне.

Во время войны 1812 года был разграблен Покровский собор, затем стал разрушаться фундамент собора, покосился центральный купол, вскоре службы в Покровском соборе прекратились, вся усадьба пришла в запустение.

Прошло время. В дни празднования 25-летия конца Отечественной войны 1812 года император Николай I (1825 – 1855 годы), посетив царскую усадьбу в Измайлово и зная бедствующее положение ветеранов войны, решил перестроить усадьбу в военную богадельню – разместить на Измайловском острове приют для ветеранов Отечественной войны 1812 года.

В 1839 г. началось строительство новых зданий богадельни и переустройство усадьбы Измайлово под руководством талантливого архитектора Константина Андреевича Тона.

Необходимо было отреставрировать постройки бывшего Государева двора, приспособить их для новых нужд и построить новые здания для богадельни.

Офицерский корпус Измайловской военной богадельни, архитектор В. Ф. Небольсин – построен на пожертвования московских купцов, предназначен для проживания 15 офицеров-ветеранов.

Был укреплен фундамент Покровского собора, проведены реставрационные работы, Покровский собор стал домовым храмом для ветеранов. Вокруг собора были вплотную пристроены трехэтажные корпуса богадельни для проживания ветеранов.

В марте 1850 года Измайловская богадельня, названная Николаевской, была открыта для первых ветеранов, солдат и офицеров русской армии, которые после выхода в отставку не имели средств к существованию, отдав всю свою жизнь служению Отечеству. Богадельня была приютом для ветеранов войн Российского государства в XIX – начале XX века.

В 1856 году при участии ветеранов богадельни была отлита Чугунная арка – триумфальные ворота в честь побед русского оружия и доблести российских воинов. Она была установлена при въезде на Измайловский остров, сейчас находится на реставрации.

В 1859 году в мастерской Измайловской богадельни был изготовлен фонтан и установлен перед Покровским собором.

После Октябрьской революции в 1918 году опять прекратились службы в Покровском соборе, а затем собор закрыли. Помещения собора были приспособлены для различных хозяйственных нужд.

Сейчас Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово принадлежит Русской православной церкви и является действующим, здесь проходят службы.

Усадьба Измайлово с 2007 года является частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, это объект культурного наследия Федерального значения.

На экскурсиях по Усадьбе Измайлово Вы узнаете подробную историю Измайловского острова, Государева двора, о жизни царской семьи. Узнаете о молодых годах царя Петра Алексеевича – Петра I, младшего брата Федора Алексеевича, об одном из первых плаваний шестнадцатилетнего царя в 1688 году на боте “Святой Николай” вокруг Измайловского острова и по реке Яузе, прозванного Петром I “дедушкой русского флота”.

На Измайловском острове в честь 300-летия Российского флота и в память об этом событии в 1998 году поставлен памятник Петру I, скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Г. Г. Лебедев.

Ботик “Святой Николай” хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

На Измайловском острове проводятся музейные занятия, выставки, здесь можно узнать об истории Усадьбы Измайлово, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, зданий и сооружений усадьбы. Проводятся реставрационные работы по сохранению памятников истории.

По Измайловскому острову, его просторам, приятно прогуляться в любое время года. Надеюсь, Вам было интересно познакомиться с историей рода Романовых, историей царской вотчины XVII века, с частицей истории Российского государства.

Посмотрите замечательное видео:

XVIII век

    Царь Пётр I перенёс двор в Санкт-Петербург. Крестьяне – основные жертвователи — уезжали работать на фабрики в Москву. Село пустело. Осталось не более пятисот прихожан. Церковь стала одноштатной – один священник, диакон и псаломщик. Московская контора Главной дворцовой канцелярии, обеспечивающая дворцовые села, давала незначительные средства на содержание храма.

    Крестьянам со своими заботами трудно было поддерживать приход. Обветшало здание, деревянная звонница буквально на глазах разваливались… По прошению управителя Измайлова Якова Нормацкого и настоятеля Никиты Васильева храму были переданы иконы дворцового села Алексеевского, но те тоже оказались ветхими.

    Только в начале 1744 года, после проведения трёх торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.

     В середине 1740-х годов храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII века, новые облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Говорят, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.

     К её благодеянию следует отнести и строительство колокольни. В одном из донесений 1761 года говорилось, что «в церкви Рождества Христова и в приделе… и колокольня деревянная ветха и от ветру шатается и опасно, чтоб не обвалилась и не учинила колоколам повреждение».

    В связи с этим было велено поправить церковное строение, вместо деревянной устроить каменную колокольню, а старые колокола перелить с прибавкой меди. В 1761 году на старом каменном фундаменте была выстроена трехъярусная каменная колокольня, первоначально увенчанная шпилем. Для этой колокольни в конце XVIII-XIX веках были отлиты новые колокола.

Мостовая башня на Измайловском острове (городок Баумана, дом 1, строение 4)

Трехъярусная башня, построенная в 1671–1679 годы, служила парадным въездом в усадьбу Измайлово. К ней с юга вел каменный арочный мост через Серебряный пруд. На первом этаже располагались ворота и стрелецкие службы, на третьем — колокольня соседнего Покровского собора. А второй этаж использовался как отапливаемая палата для приемов гостей. Трубы от печей сохранились — их можно увидеть в углах гульбища (крытой галереи) башни.

С 1696 года в усадьбе жили царица Прасковья Федоровна, вдова царя Ивана V, брата Петра Великого, и три ее дочери — царевны Екатерина, Анна и Прасковья. До 1713 года они жили в Измайлове постоянно, а потом бывали здесь наездами. Став императрицей, Анна Иоанновна избрала Измайлово своей резиденцией. Считается, что в это время на втором этаже Мостовой башни собиралось правительство — сенат.

В 1920-е годы в Мостовую башню также пришли коммунары. Коммуна авиационного — одна из первых в Москве — заняла весь Измайловский остров, ставший рабочим городком имени Баумана. В бывших палатах поселились строители нового государства. Позже в советское время в башне располагались коммуналки и различные учреждения. Сегодня здесь работает музей «Московский изразец», открытый в башне в 2008 году.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Подробнее о деятельности Христорождественского прихода можно узнать на официальном сайте: hramrh-izmaylovo.moseparh.ru.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный , который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели Время Служба
Воскресенье 7:00 Ранняя литургия
10:00 Поздняя литургия
17:00 Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»
Понедельник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Вторник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»
Среда 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Четверг 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист святителю Николаю Мирликийскому
Пятница 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Суббота 9:00 Ранняя литургия
11:00 Панихида
17:00 Всенощная

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Подробнее о деятельности Христорождественского прихода можно узнать на официальном сайте: hramrh-izmaylovo.moseparh.ru.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный , который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.


При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели Время Служба
Воскресенье 7:00 Ранняя литургия
10:00 Поздняя литургия
17:00 Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»
Понедельник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Вторник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»
Среда 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Четверг 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист святителю Николаю Мирликийскому
Пятница 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Суббота 9:00 Ранняя литургия
11:00 Панихида
17:00 Всенощная


Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главная святыня храма

Прошло всего 15 лет со дня распятия Христа, когда евангелист Лука написал икону Иерусалимской Божией Матери. Святыня много путешествовала, даже когда-то спасла Константинополь. Список с нее оказался в Успенском соборе в Москве. Сохранялась там до нападения Наполеона, потом исчезла без следа.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы верующие приходили поклониться особо почитаемой иконе Божьей Матери Иерусалимской в Храм Рождества Христова. В Измайлове хранится копия, которая уже успела прославиться своими чудесами к описываемому времени. Сейчас она в храме главная святыня.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение завода «Салют» для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Реставрация и возвращение в православие

В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.

1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.

Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.


Купола Покровского собора

Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:

  • на день рождения Петра Первого приглашаются ветераны морского флота, служатся панихиды;
  • здесь прошли великолепные праздники в честь 310-летия создания российского морского флота Петром первым.

На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово. Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.

Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.

Усадьба Измайлово имеет давнюю историю…

Село Измайлово возникло во второй половине XVвека, стало так называться по фамилии дворян Измайловых, первых владельцев имения.

А уже в середине XVI века оно перешло во владение Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, который был родным братом Анастасии из рода Захарьиных, ставшей царицей, любимой женой царя Ивана IV (Ивана Грозного) в 1547 году.

Никита Романович, брат Анастасии, был приближен ко двору царя и получил село Измайлово в числе других земель, пожалованных ему государем.

Сыновья Никиты Романовича взяли себе фамилию по имени деда — Романовы. Этот род — Романовы, ставший впоследствии царской династией, правил Россией в течение 300 лет, начиная с XVII века.

После смерти Никиты Романовича село Измайлово перешло младшему сыну Ивану Никитичу Романову. Он входил в состав совета из самых богатых и уважаемых бояр «Семибоярщины» и после освобождения Москвы от поляков в 1613 году на Земском соборе, на котором должны были избрать царя, подписал грамоту об избрании на московский престол князя Михаила Федоровича, своего племянника, сына старшего брата Федора Никитича Романова, который вскоре был венчан на царство.

Сам Иван Никитич поселился в усадьбе Измайлово. При нем была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Дальнейшим обустройством усадьбы занимался его сын Никита Иванович, его наследник, который взялся за развитие и обустройство своей вотчины.

Молодой царь Алексей Михайлович Романов, следующий в династии Романовых, который правил Московским царством в 1645 — 1676 годах, часто приезжал в родовое гнездо, усадьбу Измайлово поохотиться, отдохнуть от государевых дел. Боярин Никита Иванович Романов привил царю Алексею Михайловичу страсть к соколиной охоте.

После смерти дяди, Никиты Ивановича, усадьба Измайлово полностью переходит во владение Алексея Михайловича. Царь Алексей Михайлович начинает с 1663 года переустройство усадьбы. Любимые им места, родовую вотчину бояр Романовых он хочет сделать парадной резиденцией государя, образцом усадьбы для своих подданных, а также для иноземных гостей.

Виноградный и Серебряный пруды возникли при Алексее Михайловиче по его указу: в 1667 году речку Серебрянку (ранее река Робка) разделили и перегородили двумя плотинами, что превратило место бывшей вотчины бояр Романовых в рукотворный Измайловский остров, со всех сторон окруженный водой.

В середине Измайловского острова располагался Государев двор. Государев двор в Измайлове был отгорожен водой так же, как Московский кремль в середине города.

При Алексее Михайловиче через Серебряный пруд был построен большой 14-пролетный кирпичный мост — это был парадный въезд на остров в царскую усадьбу. Через арку Мостовой башни, которой заканчивался мост, гости попадали к Покровскому собору.

Мостовая башня, построена по указу царя Алексея Михайловича в 1671 ÷ 74 годах из красного кирпича, трехъярусная, была украшена ценными изразцами, символизирующими райский сад. Изразцы, покрытые синей, белой, желтой, зеленой глазурью, также украшали парапеты кирпичного моста.

В нижнем ярусе Мостовой башни в XVII веке были стрелецкие караульни, в верхнем ярусе размещалась палата, часы и колокольня.

В государево село Измайлово за пределами острова входили обширные сельскохозяйственные угодья, теплицы, в которых выращивали арбузы, дыни, грецкие орехи, финики. В усадьбе к северу от острова был Виноградный сад, тутовый сад, где пытались выращивать шелковицу.

На Государевом дворе располагался зверинец, где обитали лоси, олени, медведи, соболи и даже львы, тигры и барсы — для гостей Измайловской усадьбы было много неожиданных и удивительных сюрпризов, было что показать гостям в царской усадьбе.

В Измайловской усадьбе была пасека, небольшой стекольный завод, куда были приглашены мастера-стеклодувы из Венеции. Всюду было много цветов, выращивались редкие лекарственные травы, на территории усадьбы были многочисленные пруды, проведены водопроводы для полива растений.

Усадьба Измайлово, преобразованная и обустроенная во времена царя Алексея Михайловича, создавала впечатление райского сада на земле, что было отражено и в архитектурных творениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector