Храм покрова пресвятой богородицы в измайлово

Деятельность прихода

Помимо духовной деятельности в стенах просветительского центра, работающего при церкви иконы Казанской Песчанской Божией Матери, ведутся занятия с детьми. Они имеют возможность посещать Воскресную школу и различные кружки:

  • пение;
  • рисование;
  • бисероплетение;
  • танцы;
  • театральная студия.

Добровольная волонтерская служба оказывает поддержку нуждающимся в помощи людям. Церковнослужители регулярно посещают заключенных, одного из исправительных учреждений, и совершают службы в психоневрологическом интернате.

Интересно! На базе просветительского центра работает киношкола «Зерно», где подростки под руководством профессиональных педагогов осваивают искусство создания художественных фильмов.

Храм Святителя Николая в Измайлово, предшественники и окружение

Старейшим из таких собраний является Спасский погост на онежском острове Кижи в Карелии. Коллекции зданий из дерева есть в музее-заповеднике Коломенское, в музее Витославлицы близ Иверского монастыря (Валдай). Реальные древности собраны и в Коломенской слободе одноименного старинного города. Деревянные строения воссоздаются в разном масштабе. Малые модели демонстрирует музей леса, побольше — этнографический центр Моя Россия в Сочи. Однако гораздо привлекательнее деревянное зодчество в натуральную величину.

Это признано не только у нас, деревянные строения коллекционируют во многих странах. На Украине это замок в Батурине, в Швеции – музей Скансен, грандиозный Запретный город и другие объекты – в Китае. Однако не припоминается действующего культового здания из дерева, каков храм Святителя Николая в Измайлово. Высотная фотография демонстрирует его расположение в культурном центре, построенном на берегу бывшего царского пруда. Меньше километра отсюда по прямой до древнего Покровского собора на Серебряном острове.

Окружение и описание

Развлекательный комплекс Русское подворье в Измайлово, созданный одноименной частной фирмой, состоит из двух частей. На запад обращен расписной Измайловский кремль, терема с фигурными, разнообразно окрашенными крышами. Восточная часть территории застроена строениями из дерева, контрастирующими с балаганным многоцветием. Храм Святителя Николая в Измайлово окружает деревянная крепостная галерея со сторожевыми башнями, посередине небольшой прудик. За крепостной стеной ансамбль окружен автостоянками, незаконченными стройками.

Своеобразный комплекс зданий под старину отдаленно напоминает восстановленный дворец царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Каждый терем, особняк или палаты отличаются от других архитектурно и зрительно, составляющими формами и раскраской. Пышные гербы, изящные флюгеры на шпилях словно меркнут в соседстве с простым деревянным крестом. Храм Святителя Николая в Измайлово, разительно отличаясь от ярмарочной яркости, отчасти ее компенсирует своей выразительностью.

Иногда целесообразно приводить в обзорах достопримечательностей их официальные описания, как сделано на некоторых объектах Коломенского. Имеет такое и храм Святителя Николая в Измайлово, причем богато иллюстрированное. Текст достаточно лаконичен, предельно понятен и содержит только очевидные факты. Фотографиями показаны некоторые моменты существования, чаще праздничные и торжественные. Посещение самим патриархом Кириллом красноречиво свидетельствует об уровне поддержки по сути коммерческого начинания.

Почетен факт приписки к самому Даниловскому монастырю, духовному и административному центру российского православия. Подчиненность резиденции Синода и других значимых отделов церковного управления – статус редкий, даже выдающийся. Какими заслугами храм Святителя Николая в Измайлово заработал такое высокое положение, — не тема статьи. Из информации следует, что службы здесь достаточно редки, формы общения с прихожанами традиционны. То есть в основном это туристический объект.

Родовое село, ставшее дачным поселком

На протяжении всего последующего XIX столетия эта земельная собственность многократно продавалась, наследовалась и, как результат, переходила от одних владельцев к другим. По счастливому стечению обстоятельств беды, обрушившиеся на российские города и села в период наполеоновского нашествия, не коснулись Медведково, так как захватчики не дошли до него и не причинили урона ни храму, ни местным жителям.

В 80-е годы хозяином земельного участка стал московский купец 1-й гильдии Н. М. Шурупенков, преобразовавший бывшее село в дачный поселок, пользовавшийся популярностью среди москвичей среднего достатка. Есть сведения о том, что здесь неоднократно проводили летние сезоны такие известные деятели российской культуры, как поэт Валерий Брюсов и художники Михаил Врубель и Константин Коровин.

Дальнейшее обустройство усадьбы Измайлово

Федор Алексеевич продолжил обустройство усадьбы Измайлово и превратил образцовое хозяйство в парадную государеву резиденцию.

Государев двор, состоявший из жилых хором, домовой церкви, хозяйственных зданий, был окружен каменной оградой с двумя парадными воротами. Передние ворота и Задние ворота на противоположной стороне Государева двора были построены по одним чертежам – это одни из первых сооружений в стиле русского барокко с обилием деталей, которые придавали воротам нарядный вид.

Деревянный царский дворец не сохранился. Вероятно, внешний вид дворца и убранство хором было таким же, как Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце принимали иностранных гостей, послов, устраивались шумные праздники.

Во времена правления Екатерины Великой по распоряжению императрицы в 1767 году разобрали обветшавший царский дворец в Измайлово и каменный мост, ведущий к Мостовой башне.

Во время войны 1812 года был разграблен Покровский собор, затем стал разрушаться фундамент собора, покосился центральный купол, вскоре службы в Покровском соборе прекратились, вся усадьба пришла в запустение.

Прошло время. В дни празднования 25-летия конца Отечественной войны 1812 года император Николай I (1825 – 1855 годы), посетив царскую усадьбу в Измайлово и зная бедствующее положение ветеранов войны, решил перестроить усадьбу в военную богадельню – разместить на Измайловском острове приют для ветеранов Отечественной войны 1812 года.

В 1839 г. началось строительство новых зданий богадельни и переустройство усадьбы Измайлово под руководством талантливого архитектора Константина Андреевича Тона.

Необходимо было отреставрировать постройки бывшего Государева двора, приспособить их для новых нужд и построить новые здания для богадельни.

Офицерский корпус Измайловской военной богадельни, архитектор В. Ф. Небольсин – построен на пожертвования московских купцов, предназначен для проживания 15 офицеров-ветеранов.

Был укреплен фундамент Покровского собора, проведены реставрационные работы, Покровский собор стал домовым храмом для ветеранов. Вокруг собора были вплотную пристроены трехэтажные корпуса богадельни для проживания ветеранов.

В марте 1850 года Измайловская богадельня, названная Николаевской, была открыта для первых ветеранов, солдат и офицеров русской армии, которые после выхода в отставку не имели средств к существованию, отдав всю свою жизнь служению Отечеству. Богадельня была приютом для ветеранов войн Российского государства в XIX – начале XX века.

В 1856 году при участии ветеранов богадельни была отлита Чугунная арка – триумфальные ворота в честь побед русского оружия и доблести российских воинов. Она была установлена при въезде на Измайловский остров, сейчас находится на реставрации.

В 1859 году в мастерской Измайловской богадельни был изготовлен фонтан и установлен перед Покровским собором.

После Октябрьской революции в 1918 году опять прекратились службы в Покровском соборе, а затем собор закрыли. Помещения собора были приспособлены для различных хозяйственных нужд.

Сейчас Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово принадлежит Русской православной церкви и является действующим, здесь проходят службы.

Усадьба Измайлово с 2007 года является частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, это объект культурного наследия Федерального значения.

На экскурсиях по Усадьбе Измайлово Вы узнаете подробную историю Измайловского острова, Государева двора, о жизни царской семьи. Узнаете о молодых годах царя Петра Алексеевича – Петра I, младшего брата Федора Алексеевича, об одном из первых плаваний шестнадцатилетнего царя в 1688 году на боте “Святой Николай” вокруг Измайловского острова и по реке Яузе, прозванного Петром I “дедушкой русского флота”.

На Измайловском острове в честь 300-летия Российского флота и в память об этом событии в 1998 году поставлен памятник Петру I, скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Г. Г. Лебедев.

Ботик “Святой Николай” хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

На Измайловском острове проводятся музейные занятия, выставки, здесь можно узнать об истории Усадьбы Измайлово, Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, зданий и сооружений усадьбы. Проводятся реставрационные работы по сохранению памятников истории.

По Измайловскому острову, его просторам, приятно прогуляться в любое время года. Надеюсь, Вам было интересно познакомиться с историей рода Романовых, историей царской вотчины XVII века, с частицей истории Российского государства.

Посмотрите замечательное видео:

Измайлово могли посетить все желающие

     Восстановленный Покровский собор вновь освятили в 1847 году. Из-за присутствия на освящении Николаевской богадельни императора Николая I и великого князя Александра Николаевича часто называют и другую дату – 1849 год. Статус богадельни подчеркивался тем, что в ней устроили царские парадные покои на случай, если государь или члены его семьи пожелают навестить призреваемых.

      При этом, Измайлово посещали все желавшие. Здесь побывали многие историки, в том числе Александр Малиновский, Иван Забелин и Иван Снегирёв и др. Французский писатель Александр Дюма приехал в Измайлово посмотреть место, где Петр I нашёл легендарный ботик, а Иван Бунин особенно восторгался церковью святого Иоасафа, которой оставалось жить считанные годы…

История строительства

История Христорождественской святыни начинается с основания села Измайлово. В 1663 г. царь Алексей Михайлович приказал отстроить усадьбу, организовать хозяйство, а также возвести небольшой храм. Вскоре здесь уже заселялись первые люди из окрестных деревень, а год спустя была достроена деревянная церковь. Главный ее престол освятили в честь Рождества Христова, южный – Богоматери, а северный – Николая Чудотворца.


Церковь Рождества Христова в Измайлово

Над Измайловской святыней трудились известные мастера: местный зодчий Спиридон Харламов, костромские иконописцы Сергей Рожков и Дмитрий Емельянов. Их кисти принадлежат лики почитаемых святых, оформление всех трех алтарей, а также боковых клиросов. Так, сохранившуюся икону «Спас Всемилостивый» до сих пор можно увидеть в центральном престоле храма.

Через несколько лет после завершения работ над деревянной постройкой начались разговоры о возведении каменной церкви. Таким образом, в 1678 г. появился новый храм. Целое столетие деревня Измайлово служила резиденцией императора. Августейшее семейство жертвовало большие суммы на церковь, однако после основания Санкт-Петербурга перебралось в новую столицу, и финансовые вливания прекратились. С ними же уехало большинство крестьян, что привело к уменьшению прихода. Штат священников сократили, а про святыню как будто забыли.

Однако стремительное обветшание храма Рождества Христова не повлияло на его деятельность. Там все так же проводились богослужения и собирались пожертвования. Вскоре на скопленные деньги начали потихоньку реставрировать внутреннее убранство, а позже возвели звонницу. Когда случилась Отечественная война 1812 г., церковь чудом осталась невредимой. Все православные реликвии были надежно упрятаны, а после победы возвращены обратно приходу.


Архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов

До 1922 г. храм и весьма пострадавшую деревню активно восстанавливали, однако когда к власти пришли большевики, период расцвета быстро закончился. Церковные святыни вместе с драгоценностями были изъяты, а местные дьяки стали жертвами антирелигиозных гонений. Тем не менее измайловский храм продолжал работать. Даже во время Второй мировой войны там регулярно проходили службы и крестные шествия.

Новый жизненный виток Христорождественского храма случился уже в 80-х годах ХХ столетия. На собранные пожертвования, а также благодаря меценатам церковь начали реставрировать. Параллельно расширялся приход, священники стали заниматься социальной деятельностью, катехизацией, была построена воскресная школа, обновлены расписные иконы.

Усадьба Измайлово имеет давнюю историю…

Село Измайлово возникло во второй половине XVвека, стало так называться по фамилии дворян Измайловых, первых владельцев имения.

А уже в середине XVI века оно перешло во владение Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, который был родным братом Анастасии из рода Захарьиных, ставшей царицей, любимой женой царя Ивана IV (Ивана Грозного) в 1547 году.

Никита Романович, брат Анастасии, был приближен ко двору царя и получил село Измайлово в числе других земель, пожалованных ему государем.

Сыновья Никиты Романовича взяли себе фамилию по имени деда — Романовы. Этот род — Романовы, ставший впоследствии царской династией, правил Россией в течение 300 лет, начиная с XVII века.

После смерти Никиты Романовича село Измайлово перешло младшему сыну Ивану Никитичу Романову. Он входил в состав совета из самых богатых и уважаемых бояр «Семибоярщины» и после освобождения Москвы от поляков в 1613 году на Земском соборе, на котором должны были избрать царя, подписал грамоту об избрании на московский престол князя Михаила Федоровича, своего племянника, сына старшего брата Федора Никитича Романова, который вскоре был венчан на царство.

Сам Иван Никитич поселился в усадьбе Измайлово. При нем была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Дальнейшим обустройством усадьбы занимался его сын Никита Иванович, его наследник, который взялся за развитие и обустройство своей вотчины.

Молодой царь Алексей Михайлович Романов, следующий в династии Романовых, который правил Московским царством в 1645 — 1676 годах, часто приезжал в родовое гнездо, усадьбу Измайлово поохотиться, отдохнуть от государевых дел. Боярин Никита Иванович Романов привил царю Алексею Михайловичу страсть к соколиной охоте.

После смерти дяди, Никиты Ивановича, усадьба Измайлово полностью переходит во владение Алексея Михайловича. Царь Алексей Михайлович начинает с 1663 года переустройство усадьбы. Любимые им места, родовую вотчину бояр Романовых он хочет сделать парадной резиденцией государя, образцом усадьбы для своих подданных, а также для иноземных гостей.

Виноградный и Серебряный пруды возникли при Алексее Михайловиче по его указу: в 1667 году речку Серебрянку (ранее река Робка) разделили и перегородили двумя плотинами, что превратило место бывшей вотчины бояр Романовых в рукотворный Измайловский остров, со всех сторон окруженный водой.

В середине Измайловского острова располагался Государев двор. Государев двор в Измайлове был отгорожен водой так же, как Московский кремль в середине города.

При Алексее Михайловиче через Серебряный пруд был построен большой 14-пролетный кирпичный мост — это был парадный въезд на остров в царскую усадьбу. Через арку Мостовой башни, которой заканчивался мост, гости попадали к Покровскому собору.

Мостовая башня, построена по указу царя Алексея Михайловича в 1671 ÷ 74 годах из красного кирпича, трехъярусная, была украшена ценными изразцами, символизирующими райский сад. Изразцы, покрытые синей, белой, желтой, зеленой глазурью, также украшали парапеты кирпичного моста.

В нижнем ярусе Мостовой башни в XVII веке были стрелецкие караульни, в верхнем ярусе размещалась палата, часы и колокольня.

В государево село Измайлово за пределами острова входили обширные сельскохозяйственные угодья, теплицы, в которых выращивали арбузы, дыни, грецкие орехи, финики. В усадьбе к северу от острова был Виноградный сад, тутовый сад, где пытались выращивать шелковицу.

На Государевом дворе располагался зверинец, где обитали лоси, олени, медведи, соболи и даже львы, тигры и барсы — для гостей Измайловской усадьбы было много неожиданных и удивительных сюрпризов, было что показать гостям в царской усадьбе.

В Измайловской усадьбе была пасека, небольшой стекольный завод, куда были приглашены мастера-стеклодувы из Венеции. Всюду было много цветов, выращивались редкие лекарственные травы, на территории усадьбы были многочисленные пруды, проведены водопроводы для полива растений.

Усадьба Измайлово, преобразованная и обустроенная во времена царя Алексея Михайловича, создавала впечатление райского сада на земле, что было отражено и в архитектурных творениях.

Уникальность первого Покровского собора

Впервые Измайлово, как село, упоминается в 1571 году, здесь обосновалась родовая вотчина царей российских. В 1640 году на Измайловском острове появилась Покровская церковь в качестве благодарности Богородицы за помощь в Смутное время. Романовы стали владеть островом в 1654 году, особый расцвет этой территории приходится на период царствования набожного царя Алексея Михайловича.


Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, он распорядился установить величественные луковичные главы, которые прославили храм своими размерами. 1 октября 1679 года состоялось освящение Покровского собора патриархом Иоакимом.

Интересно! Список с иконы Богородицы «Иерусалимская», написанной евангелистом Лукой, привлекал паломником своими чудесами исцелений и ответов на молитвенные обращения прихожан.

Москва в начале 17 столетия воспринималась прообразом Царства Небесного, на ее территориях старались устраивать райские уголки с прекрасными садами, в которых обязательно должны были расти яблони, как дерево Эдема добра и зла, и виноград — символ Христа. Северным виноградом назван крыжовник. Благоухающий по весне сад украшал соборную территорию Покровского храма.

В 1680 году со всех уголков острова можно было любоваться грандиозным сооружением всей Руси — Покровским собором, высота которого достигала 57 метров.

  • Уникальность храмового строения состояла в удивительной архитектуре красоте крылечек, к которым вели 11 ступеней, обрамлении окон.
  • Двухсветные окна и группа колонн были обрамлены белым камнем, что придало зданию воздушности при монументальности собора.
  • Изразцы тонкой работы, которые покрывала золотисто-зеленая глазурь, украшали фасадные закомары.
  • С сушей остров соединял мост, Мостовая башня которого использовалась в качестве колокольни Покровского собора.

По этому острову гулял царь Петр Первый, здесь любила отдыхать царевна Софья, но со временем царские особы стали редкими гостями на острове, а война 1812 года и варварство французов довершили свое дело.

Николай Первый в 1839 году отдал царские хоромы инвалидам войны, прекрасный собор «изуродовали» пристроенные к нему с трех сторон многоэтажные корпуса, чтобы неходячие солдаты могли принимать участие в богослужениях, лежа в палатах.


Интерьер Покровского храма

Некогда великолепный Собор Покрова Божьей Матери превратился в Домовую церковь при Николаевской богадельне. В 1847 году прекрасные архитектурные строения были отреставрированы.

История основания, строительства

Село Измайлово – царская вотчина, упоминаемая в летописях XVI в. С тех пор сохранилось большое количество чертежей построек и планировки поселения, бытует мнение, что это один из первых комплексов Царской России, где все воздвигалось по ним. Государев двор, многочисленные строения и огромное хозяйство были характерны для Измайлово тех времен, где жили и трудились порядка 4 тыс. крестьян.

Здесь были:

  • сады и оранжереи с экзотическими растениями, здесь выращивали тутовые деревья;
  • скотный двор и мельница;
  • аптекарская палата;
  • стекольный завод;
  • зверинец.

Ни одно поселение не могло существовать без церкви или часовни, тем более царская резиденция. В честь победы 1619 г., когда польский король Владислав пытался занять русский престол, воздвигли в Измайлово деревянный храм. Поскольку событие произошло на праздник Покрова, ему дали название Покровский.

Измайлово стало любимой царской резиденцией, поэтому государь отдал приказ воздвигнуть здесь каменный собор, который строили по образцу храма, находящегося в Александровской слободе. Задумывался он как парадный, где совершались бы все праздничные богослужения, в том числе патриархом.

Храм поражал своими размерами и роскошным убранством, его 5 куполов были самыми большими в Москве. Украшали храм лучшие мастера Ярославля, Москвы и Костромы. Звонницы у собора не было, поэтому ее организовали в башне, соединяющий остров, на котором располагается комплекс Измайлово, с остальной частью, разместив там 7 колоколов и часы.

Любимая царская резиденция и парадный собор сильно пострадали во времена нашествия Наполеона. Храм был разграблен, в нем разжигали костры, иконостас сохранился, но из-за огня началось разрушение здания, свода и куполов. До 1839 г. запустение и разруха были здесь.

Изначально новый собор был исключительно религиозным сооружением, затем к нему пристроили гражданские здания. По приказу императора Николая I, было принято решение построить богадельню для солдат и офицеров — приют для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года.

Архитектор К.А. Тон пристраивает к Покровскому храму с 3 сторон многоэтажные корпусы, напоминающие казармы, при этом сносит 2 крыла собора. По всеобщему признанию это была одна из самых неудачных задумок талантливого архитектора, которая обезобразила величественный храм.

Тем не менее, началась реставрация, на которую пригласили лучших мастеров Петербурга. Отреставрированный собор был освящен в 1847 г., а богадельня на 2 года позднее. В таком виде комплекс сооружений исполнял свои функции до Октябрьской революции.

В те времена многочисленные комиссии посещали собор, отмечая его культурную и религиозную ценность, однако, храм снова был разграблен, иконостас уничтожен и только чудотворную Иерусалимскую икону передали в другой храм.

После этого в здании разместили архив НКВД, а потом и овощную базу.

Через 20 лет было принято решение открыть в соборе концертный зал, началась новая реставрация храма.

Вместо богадельни здесь расположился рабочий городок им. Баумана с первыми коммунальными квартирами.

Территория бывшей царской вотчины застраивалась инфраструктурными объектами Советской России.

Только в 1994 г. здание и реликвии вернули Церкви. Часть интерьеров была отреставрирована, но все еще восстановлению подлежат и иконостас и внутреннее убранство.

В строй действующих после ремонта здания храм вернулся в 1997 году, восстановление внутреннего убранства в основном завершено к 2002 году.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Подробнее о деятельности Христорождественского прихода можно узнать на официальном сайте: hramrh-izmaylovo.moseparh.ru.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный , который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.


При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели Время Служба
Воскресенье 7:00 Ранняя литургия
10:00 Поздняя литургия
17:00 Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»
Понедельник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Вторник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»
Среда 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Четверг 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист святителю Николаю Мирликийскому
Пятница 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Суббота 9:00 Ранняя литургия
11:00 Панихида
17:00 Всенощная


Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мостовая башня на Измайловском острове (городок Баумана, дом 1, строение 4)

Трехъярусная башня, построенная в 1671–1679 годы, служила парадным въездом в усадьбу Измайлово. К ней с юга вел каменный арочный мост через Серебряный пруд. На первом этаже располагались ворота и стрелецкие службы, на третьем — колокольня соседнего Покровского собора. А второй этаж использовался как отапливаемая палата для приемов гостей. Трубы от печей сохранились — их можно увидеть в углах гульбища (крытой галереи) башни.

С 1696 года в усадьбе жили царица Прасковья Федоровна, вдова царя Ивана V, брата Петра Великого, и три ее дочери — царевны Екатерина, Анна и Прасковья. До 1713 года они жили в Измайлове постоянно, а потом бывали здесь наездами. Став императрицей, Анна Иоанновна избрала Измайлово своей резиденцией. Считается, что в это время на втором этаже Мостовой башни собиралось правительство — сенат.

В 1920-е годы в Мостовую башню также пришли коммунары. Коммуна авиационного — одна из первых в Москве — заняла весь Измайловский остров, ставший рабочим городком имени Баумана. В бывших палатах поселились строители нового государства. Позже в советское время в башне располагались коммуналки и различные учреждения. Сегодня здесь работает музей «Московский изразец», открытый в башне в 2008 году.

История основания храма

Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.

  • Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
  • Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
  • Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.

В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.

История становления

Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.


Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме

Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу

В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
В 1812 г

в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение завода «Салют» для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector