Храм воскресения христова в сокольниках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Святыни и реликвии

После революции храм не закрывался, благодаря чему многие святыни из закрывавшихся или уничтожаемых храмов и часовен поступали сюда. Среди них: чтимый список Иверской иконы Божией Матери, находящийся под сплошной поздней ризой, первообраз Страстной иконы, заместительница Боголюбской-Московской иконы Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города, Грузинская икона Божией Матери, перенесённая из закрытого Алексеевского монастыря, что в Красном селе, частица мощей великомученика Георгия Победоносца. В храме находится ростовой образ преподобной Евфросинии Московской, представленной на фоне Вознесенского монастыря, с лестовкой в руке.

История храма

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  • Ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках является уникальным градостроительным памятником церковного зодчества и социального служения. Храм построен на месте усадьбы Преображенского дворца, заложенного царем Алексеем Михайловичем. Юный Петр I командовал в этих местах своим «потешным» войском, ставшим прообразом регулярной российской армии. Домовый Преображенский храм, находившийся при дворце дал название селу, а в последствии району Преображенское.
  • В начале XIX в. дворцовые земли были проданы частным лицам, затем этот район превратился в цепь больниц и богаделен Городской Управы. Первой открыли Ермаковскую богадельню, затем Сокольническую и Бахрушинскую больницы и Дом призрения им. братьев Баевых. Восточную часть этой территории отвели под Сокольническое отделение Московского Работного дома и Дома Трудолюбия. Здесь была организована целая сеть мастерских, а также огородно-оранжерейное хозяйство. Здесь же разместился приют доктора Ф.П. Гааза.
  • В 1915-м году был заложен, а в 1917-м освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом апостола Матфея (по проекту Н.Л.Шевякова). Всю сумму на строительство – 150 000 рублей — пожертвовала Ольга Антоновна Титова, вдова купца первой гильдии, фабриканта-суконщика. В целом генеральный план местности с постройками Работного дома и детского приюта им. доктора Ф. П. Гааза сформировался в 1915 году в виде круга, общей площадью 3 – 3,5 га. Храм стал архитектурной доминантой и духовным центром всего комплекса.
  • ОСВЯЩАЛ ХРАМ

Еп. Серпуховский Арсений Жадановский. священномученик викарий Московской епархии.

 27.09.37 – Бутовский полигон

НАСТОЯТЕЛИ:

1.Прот. Алексей Розанов (Успенский?)

псаломщик Иван Никитич Анашкин

  1. иермон. Авраамий Шарафудинов 10.02.2009 г.
  2. игум. Иоанн Ермаков
  3. свящ. Вячеслав Дробышев
  • Рождества пророка и предтечи Иоанна (верхний) — освящен 15.01.1917 г.
  • Апостола Матфия (нижний) – освящен 10.06.1917 г.
  • В 1923 г. храм был закрыт и обезглавлен, уничтожена надвратная фреска, сняты колокола.
  • С 50-х годов XX столетия здесь находился электромеханический завод. В помещениях храма был размещен термогальванический цех. Ни одного ремонта со времени постройки не производилось. Здание доведено до крайне тяжелого состояния: отсутствует кровля, в сводах имеются пробоины, с трех сторон сделаны пристройки. Со стороны алтаря в храм встроена котельная. Постройка северной линии также находится в аварийном состоянии. От просадки фундамента в стенах появились опасные трещины.
  • В январе 2002 года прошли первые молебны. Осенью 2003 года благодаря помощи и поддержке благотворителей на храме был установлен купол, а 27 декабря при большом стечении народа был освящен и воздвигнут крест. После 80-летнего забвения в храме была совершена первая Литургия, с этого момента здесь стали регулярно совершаться богослужения. Силами прихожан удалось освободить помещение церкви от гальванических ванн и производственного мусора, территория освобождена от дисгармоничных построек, постепенно реставрируются корпуса
  • Рождества пророка и предтечи Иоанна (верхний) — освящен малым иерейским 20 апреля 2003 г.
  • Апостола Матфия (нижний) — недействующий

Престольные праздники:

  • Рождества Иоанна Предтечи — Июль 7
  • апостола Матфея — Ноябрь 29

Район Сокольники

В прошлом — это сосновый бор. Он, со стороны северо-востока, примыкал к Москве. В XV веке это были угодья для княжеской соколиной охоты. С 1890 года, сокольники стали районом Москвы. Сегодня это муниципальный округ с парковой зоной, развитой инфраструктурой, дворцом спорта, музеями и златоглавыми церквями. Великолепные храмы в Сокольниках являются не только религиозными культовыми сооружениями, но и культурной ценность города. Среди них и объект наследия культуры РФ. Каждый из них имеет свою уникальную историю. Благодать от церквей разливается по всей округе. Слышен звон колоколов. Все храмы в Сокольниках заполнены верующими во время богослужений. Но прийти туда можно в любое время, когда они открыты. Прийти полюбоваться внутренним убранством, приложиться к святыням, поставить свечу и помолиться за близких людей.

Храм Воскресения Христова после революции

В отличие от большинства московских церквей, Воскресенский храм не только не был разрушен после революции, но и остался действующим вплоть до наших дней. Закрыть его призывали часто – фабричные рабочие, медперсонал местной психиатрической клиники и т. д. Однако сокольнический Моссовет так и не решился лишить верующих последнего пристанища в районе.

В 1945 году в храме состоялся Поместный собор (первый, начиная с 1918 г.), на котором патриархом РПЦ был избран Алексий I. В мероприятии приняло участие 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Алексий I возглавлял РПЦ почти четверть века вплоть до своей кончины в 1970 году. В наше время храм включен в список сооружений, предложенных для взятия под охрану государством в столице.


Смотреть галерею

Интересные факты о храме Воскресения Христова в Сокольниках

Имя создателя и история основания культового сооружения обросли легендами:

  • Протоиерей Иоанн, расстрелянный в годы репрессий и причисленный к лику святых, инициатором возведения грандиозного храма стал не сразу. Долгое время он пребывал в сомнениях по поводу рациональности строительства большого храма в промышленном районе, опасаясь, что средств бедного люда не хватит на завершение благого дела.
  • Из уст в уста передается легенда, что во сне явилась Иоанну Богородица и приказала строить новую красивую церковь, колокольный звон которой напоминал бы людям о духовности, покаянии и смирении. Отец Иоанн откладывал деньги паствы, но не решался начать строительство. Богородица еще раз пришла к нему в видении. Лик ее был властен и строг, и, побоявшись непокорности, священник приступил к работе, положившись на Волю Господню.
  • Однако денег для проведения всех работ оказалось недостаточно. По Божественному проведению в это время один московский торговец дал обет пожертвовать средства на храм и просил Создателя указать его. В сонном видении перед ним предстали святые Петр и Павел и рассказали о строящейся церкви. Купец нашел молитвенное сооружение и внес значительную сумму для расчета со строительной артелью.
  • Затем к настоятелю Иоанну пришел паломник с просьбой приютить его на одну ночь. Священник его накормил и разместил на ночлег в келье при церкви. Утром странник ушел незаметно, а на столе в комнате оставил деньги — ровно столько, сколько необходимо было для завершения храма.

История создания являет пример Божественной помощи благим начинаниям, подтверждение того, что чудесные события могли происходить не только во времена Старого Завета, но и в современной действительности могут случаться.

Посещение храма Воскресения Христова, расположенного в Сокольниках, оставляет глубокое, ни с чем несравнимое эмоциональное впечатление.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Где находится храм Воскресения Христова в Сокольниках

Столетия назад Сокольники служили местом проведения монарших охотничьих забав. С ходом времени охотничьи просторы преобразовали в парк, а чуть позже часть парковых земель была отдана под промышленную застройку. Индустриальный район составили фабричные здания, заводские цеха, дома рабочих. Нашлось место и больнице с приписанной к ней небольшой церковью.


Со временем на месте больничного культового здания был возведен просторный, великолепный храм, который сейчас является визитной карточкой муниципального столичного округа Сокольники. Красочное молитвенное сооружение на Сокольнической площади, 6, — эффектный архитектурный акцент градостроительной среды, представленной в своей основе типовыми многоэтажными зданиями.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство огромного, ярко освещенного здания делится на 3 составляющие: широкий основной неф и 2 придела. Целостность решения центральной части позволяет одновременно обозревать иконостас, расположенный полукругом, и великолепные киоты.

Двухъярусный резной иконостас сделан из кипариса, напольные киоты с художественной резьбой в стиле эклектики выполнены из дуба.

В отличие от позолоченной перегородки с иконами нижнего Рождественского храма, верхний иконостас лишен позолоты. Его естественный, благородный цвет привносит в атмосферу строгую и немного печальную нотку. По преданию, в годы строительства храма у настоятеля Иоанна умерла дочь. На молитвенную память об утрате он повелел не украшать золотом иконостасы и 8 малых купольных главок. В организации внутреннего храмового пространства есть своя особенность. Пол, по задумке архитектора, сделан с уклоном от входной группы к алтарю, что при большом скоплении верующих обеспечивает хороший обзор на солею даже тем, кто находится в последних рядах.

В дополнение к визуальным эффектам, продумана акустическая составляющая: свод оборудован резонаторами, придающими объемность и силу звучанию хора.

В эстетике изящного и выдержанного модерна белые стены не изобилуют живописной росписью. Полотна с изображением евангелистов украшают парус основного объема, стену над выходом в трапезную. Над центральным алтарем живописно прорисована фигура Христа.

Парящий над облаками ангел с рукописным свитком, изображенный на входном своде, — напоминание о том, что у церкви есть свой Хранитель. Он рад каждому пришедшему для вознесения молитвы и заносит его имя в свой манускрипт. Более богато украшены приделы. Красочно расписаны не только апсиды, но и боковые стены

В левом приделе акцентирует на себе внимание живописное полотно с образами святых Петра и Павла, в правом алтаре — изображение Богородицы с Младенцем Иисусом на руках

Несмотря на доминирование белоснежного цвета основных поверхностей, интерьер не безмолвен, благодаря акцентным красивым изображениям, чередованию ярко освещенных и затемненных интерьерных деталей, контрастному убранству из темного благородного дерева. Роскошный элемент — монументальные паникадила, выполненные в соответствии с византийскими художественными традициями.

Архитектура храма

Время создания храма относится к эпохе модерна. Храм площадью 960 м² имеет форму креста. Особенностью храма является то, что алтарная часть ориентирована на юг. Как правило православные храмы ориентированы с запада на восток, но храм Воскресения уникален, поскольку направлен в сторону Святой Земли, на Иерусалим. Эта идея была предложена протоиереем Иоанном Кедровым. Из девяти главок центральная позолочена, а остальные — чёрные. Барабаны главок опоясаны абрамцевской плиткой интенсивно-синего цвета. В интерьерах сохранились иконостасы из кипариса и киоты художественной резьбы из дуба. Внутрихрамовая живопись выполнена под явным влиянием фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Уникальны акустические и визуальные приемы архитектора. Пол имеет уклон от входа к алтарю, что позволяет ясно видеть богослужение при скоплении народа. Главный свод изнутри покрыт голосниками, усиливающими звучание хора.

Вот уже несколько лет ведутся интенсивные работы по ремонту всех систем храма. Заканчивается капитальная гидроизоляция фундамента, реставрация фасада с использованием самых современных материалов и обустройство паркового участка храма.

Воскресенский храм в Сокольниках архитектура

Воскресенский храм в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному московскому району Сокольники подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Главная отличительная особенность Воскресенского храма — его необычная для православной традиции пространственная ориентация. Апсида обращена на юг. Насколько известно, это связано с желанием отца Иоанна Кедрова обратить алтарь храма в сторону родной земли Иисуса Христа. В отдельных случаях Церковь допускает такие отклонения от канона.

Храм стоит на высоком подклете. Композиционно это четырех-столпный крестово-купольный храм в соответствии с древней русской традицией; однако в остальном его формы — творческая интерпретация традиционных мотивов вплоть до их полного переосмысления. На массивный крестообразный центральный объем водружен легкий восьмерик, увенчанный шатром; по угловым граням восьмерика поставлены четыре малые главки — подчеркнуто вытянутые по вертикали «луковицы». Им вторят четыре чуть более крупных главки, завершающие пониженные угловые объемы в пазухах центрального «креста». Рукава этого креста — широкие, завершением имеющие крупные закомары. Архитектору удалось решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: сделать храм вместительным и одновременно изящным, создать иллюзию утонченности, даже миниатюрности. Массивному, но обтекаемому низу противопоставлено динамичное, летучее девятиглавие. Чтобы диалектика не обернулась диссонансом, основному объему приданы крыльца с высоким щипцовым завершением, подчеркивающие вертикальный порыв центра. Таким образом, громоздкую нижнюю часть удалось умело примирить с излюбленным в культовой архитектуре эклектики и модерна приемом — шатровым завершением.

Возрожденный шатер применялся архитекторами московского модерна часто и в разных «ипостасях»: достаточно вспомнить стройную свечку старообрядческой Георгиевской церкви в подмосковном Новохаритонове (в районе Гжели), сложенный из 24 кокошников шатер храма в Серафимо-Знаменском скиту (Битягово) или вообще ни на что не похожий верх тоже старообрядческой Покровской церкви в Москве. Нетрудно заметить, кстати, что перечисленные храмы по сравнению с нашим Воскресенским — все-таки «малая форма», и именно в Сокольниках удалось успешно установить изящный шатер на очень массивное здание.

Саша Митрахович 14:45

Русская Православная Церковь Московская Патриархия Храм Воскресения Христова

Добро пожаловать на сайт Храм Воскресения Христова в д.Поповка!

На нашем сайте вы можете скачать расписание богослужений, узнать историю и новости нашего Храма,почитать интересные статьи о христианской жизни, посмотреть фотографии праздников и знаменательных событий.

Адрес: 143396 г. Москва, Троицкий АО, пос. Первомайское, дер. Поповка

Духовенство Протоиерей Андрей Шлыков

Уважаемые братья и сестры!

29 МАРТА СОБОРОВАНИЕ В 13.00

Храм открыт. Просьба приходить за 30-20 минут до начала службы

и заранее дома (либо по электронной почте)

написать записки о здравии и упокоении.

Необходимо соблюдать дистанцию и надевайть маску !

или по телефону WhatsApp

В записочках писать православных христиан в церковном имянаречении.

Календарь на каждый день

Храм трехпрестольный. Главный престол посвящен Воскресению Христову в память об утраченной святыне, один престол — равноапостольному князю Владимиру, второй — преподобному Сергию Радонежскому.

На данный момент полностью выполнена внешняя отделка храма, построена ограда, завершается внутренняя роспись. Несмотря на то, что общестроительные работыз акончены, есть еще несколько нюансов, которые нужно доделать, чтобы храм был сдан во всем великолепии. В частности, завершить внутренние работы.

Закладку храма в честь Воскресения Христова, совершил протоиерей Сергий Махонин в апреле 2021 года.

Слова благодарности мы выражаем нашим строителям, инвестору, администрации и всем тем, без кого мы не смогли бы построить эту красоту! Спаси Вас всех Христос!

Главный архитектор проекта: Щепетков Д. Н. Проектировщик: ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская «ФАРОСЪ», г. Москва Генеральный подрядчик: ООО «КСК-холдинг», г. Москва Начало строительства: апрель 2021г. Архитектурные решения: Архитектура храма Воскресения Христова решена в традиционных формах русского храмового зодчества.

Архитектурное решение:

Архитектура храма Воскресения Христова решена в традиционных формах русского церковного зодчества. Основной объем бесстолпного храма – четверик, 10Х10 м в осях. Он перекрыт сводом и увенчан внушительной главой (диаметр главы 6 м) на высоком барабане. Снаружи декоративное решение бесстолпного четверика выполнено в традиционных формах трехчастного закомарного объема. С восточной стороны – алтарь в форме трех апсид, которые завершаются конхами. С трех других сторон, северной, западной и южной, четверик окружен полутораэтажной закрытой галереей с односкатной кровлей по каждой стороне. В северном и южном крыле этой пристройки симметрично размещены северный и южный приделы с небольшими алтарями. Престолы обоих приделов символически обозначены малыми главками. В западной части галереи скомпонованы крестильня, служебные, вспомогательные и технические помещения, в этой же части — лестница, ведущая на второй этаж. На втором этаже под наклонным потолком размещены технические помещения и проход на хоры, антресоль четверика и звонницу, которая находится с южной стороны четверика, над южным приделом.

История прихода:

Храм Воскресения Христова в дер. Поповка г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) входит в программу строительства «200 храмов».

2 марта 2021 года был совершен молебен на начало строительства храма.

16 ноября 2021 года была произведена закладка памятного камня (с капсулой).

30 октября 2021 года был совершен чин Воздвижения Креста и освящения куполов.

В тот же день на возведенном храме были установлены купола и кресты.

История местности:

Деревня Поповка располагается в черте поселка Птичное — бывшее село Воскресенки Подольского уезда. Село Воскресенки (Воскресенское) на реке Десне (Малой Пахре) упоминается в писцовых книгах 1627 года, название и статус села указывают на существование Воскресенской церкви уже в то время. Владелец земель — граф П. М. Бастужев–Рюмин основывает здесь в конце XVII века усадьбу, на территории которой в 1701 году, освящают каменный храм Воскресения Христова. Усадьба просуществовала, меняя хозяев, до октябрьского переворота. В 1918 году передана совхозу «Красное поле», преобразованному вскоре в племхоз «Птичное». В 1938 году храм был полностью разрушен.

История

Воскресенский храм в Сокольниках был выстроен на месте, где некогда был небольшой храм при больнице, посвященный иконе Божьей матери «Всех скорбящих радость», настоятелем которой был отец Иоанн, возносящий ежедневные молитвы о своей церкви и пастве. Дело в том, что в конце XIX века район, где расположилась церковь был местом, где преимущественно жили простые рабочие люди. Ведя полунищее существование, они сосредотачивали все свои силы на том, чтобы заработать на пропитание.


Церковь Воскресения Христова в Сокольниках, Москва

Храм, таким образом, чаще пустовал, лишь единицы испытывали потребность в Боге и посещали это место. Отец Иоанн всецело доверял Господу и продолжал молиться, вскоре на его молитвы он получил ответ — во сне явилась ему Богородица и велела начать строительство большого, красивого храма в Сокольниках.

Сон этот батюшкой был воспринят не сразу, его одолевали сомнения в необходимости строительства нового храма, ведь и в нынешнем на службах очень мало людей, к тому же, средств на строительство совсем не было. Через некоторое время ему вновь приснилась Богородица, была она рассержена и со всей строгостью велела вновь начинать строительство. Отец Иоанн, всегда был послушный перед Богом, и теперь решил начать строительство церкви, доверяя проблему финансирования стройки Богу.

Удивительно, но ровно в это же время, в Москве, один знатный купец молил Бога о том, чтобы он указал ему место, куда стоит внести пожертвование. Вскоре во сне явились этому купцу апостолы Петр и Павел и поведали о строительстве храма в Сокольниках и нужде в финансах.

По мере того, как стройка подходила к окончанию, денег на оплату труда рабочих все больше не хватало. В один из таких дней к о. Иоанну на ночлег попросился старик, батюшка разместил его в одной из келий, накормил ужином и весь вечер провел в беседах с этим стариком. Утром, решив поздороваться со странником и пригласить его к завтраку, отец Иоанн нашел келью пустой, но на столе лежала довольно приличная сумма денег, которых как раз хватило на окончание строительства. Имя этого человека Иоанн запомнил за всю жизнь, его звали Николаем. С тех пор в храме особо чтут образ Николая Чудотворца.

Интересно! Даже в самые тяжелые для России годы многие храмы Москвы были закрыты, в них открывали архивы, музеи, библиотеки, двери же Церкви Воскресения Христова в Сокольниках оставались открытыми для прихожан, которые в эти моменты все чаще обращались к вере.

Место соколиной охоты и парк и отдыха

На месте современного парка когда-то находился лес. Сюда часто приезжал царь Алексей для соколиной охоты. У него был любимый сокол по кличке Ширяй, в честь которого это место и назвали Ширяевым полем. Русские цари Петр I, а затем Александр І устраивали в Сокольниках гуляния для народа и знати.

Постепенно в лесу стали появляться рукотворные просеки, а само место облюбовали московские дачники.

В первой половине XIX века на территории леса стали организовывать и развивать парковую зону. А в 1931 году официально было объявлено о создании базы культурного отдыха для советских трудящихся. Здесь были открыты танцевальные площадки, бары, кафе, рестораны, буфеты, концертные эстрады. Парк стал очень популярен среди москвичей.

Архитектура

Церковь Воскресения Христова в Сокольниках.6 июля 2014

Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector