Храм иоанна воина на якиманке москва

Храм и новая власть

XX век даже для внешне благополучно переживших его храмов все же был страшным временем. Не стал исключением и храм Иоанна Воина.

Однако храм не закрыли. Он стал не только единственной действующей церковью на большой окрестной территории, куда стекались не боявшиеся исповедовать свою веру прихожане разных замоскворецких храмов, но и своеобразным хранилищем святынь из храмов, которые закрывали один за другим.

Вместе со святынями церковь обрела и новый иконостас: сюда перенесли иконостас 1708 года из церкви Трех Святителей у Красных Ворот, которую сломали для расширения Садового кольца. Так в храме появился иконостас-ровесник. Вместе с вещами и святынями из других приходов приходили и люди.

В 1930 году настоятелем церкви стал бывший настоятель древнего храма Марона Пустынника Александр Воскресенский, переживший вместе с ней и сталинские репрессии и Великую Отечественную войну.

История

Низменности между современной улицей Большой Якиманкой и Москвой-рекой регулярно затопляло весной, там проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесённый в результате наводнения, заметил разрушения церкви Святого Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


Храм Иоанна Воина, 1882 год

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годах (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785—1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как проповедник.

В 1779—1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-х годах. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир. В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала. (Прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника в Старых Панех, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

По воспоминаниям Никиты Кривошеина:

История

Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

Храм Живоначальной Троицы на Грязех в 2008 году.,  NVO

Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

SergeyStepykin

В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

Храмы Иоанна Воина

Всего насчитывается двенадцать церквей и часовен имени святого Иоанна Воина в нескольких странах. В Украине: Донецк, Полтава, Николаев, Харьков, Дружнивка (Донецкой области), Кременчук (Полтавской области), Киев. В России: Ростов-на-Дону, Краснодар (у Высшего Военного Авиационного училища лётчиков), Владикавказ, Новокузнецк, Москва. Ниже мы изложили подробную информацию о двух самых популярных и известных храмах имени святого Иоанна.

Храм Иоанна Воина на Якиманке

Церковь Иоанна Воина впервые упоминается в исторических документах в 1625 году как «Церковь Иоанна Воинственника«. Месторасположение тех годов — берег Москва-реки, ближе к Крымскому мосту. Сегодня там начинается территория Центрального Дома Художников и пересечения Якиманского и второго Бабьегородского переулков. Здание находилось под горой и постоянно поддавалось затоплению усиливающимися разливами водоёма. Так продолжалось вплоть до 1786 года, пока не был возведён Водоотводный канал.

Само строительство храма началось благодаря стараниям воинов-стрельцов, чьим покровителем считался Святой Иоанн Воин. Первое вариант храма был возведён в довольно короткие сроки, однако простоять ему было суждено недолго. Так как после стрелецкого восстания все они, вместе со всеми их семьями, были выселины из города. Церковь осталась пустовать, а вскоре была затоплена во время страшного наводнения.

По одной из народных легенд, Пётр Первый проезжал по Якиманке и увидел храм в воде, к которому миряне массово плывут на лодках. Царя поразило увиденное, и он приказал перестроить этот храм, но уже на возвышении у самой Большой улицы. Пётр выделил большой бюджет и прислал план. На этом его помощь не закончилось, он лично приезжал контролировать процесс возведения.

На освящение церкви в 1717 году Пётр Великий прислал сосуды из чистого золота, картину и пудровую гирю на массивной цепи, которую повесили на ваходе для того, чтобы прихожане помнили о соблюдении порядка во время прохождения богослужений. Интересный факт: на картине, подаренной храму Петром, виднелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«.

Храм Иоанна Воина на Якиманке расписание

Расписание храма Иоанна Воина на Якиманке постоянно меняется, потому лучше перед визитом уточнить актуальную информацию на официальном сайте. Однако храм работает ежедневно. Проводятся утренние и вечерние литургии, всенощное бдение, вечерний молебен, малая вечерня, водоосвящение, литургии с выносом Животворящего Креста, литургии с полиением, ранние литургии, а также литургии с чином Божией Матери.

Состав притча: исполняющий обязанности настоятеля протоиерей Геннадий Героев, протоиерей Георгий Мезенцев, протоиерей Алексей Палинов, иерей Антоний Смирнов, диакон Даниил Семин.

Храм Иоанна Воина Новокузнецк

Храм Иоанна Воина расположен на самой окраине города Новокузнецк, неподалёку от шахты «Зыряновская». Дорога к нему лежит через крутой подъём, который достаточно сложно осилить пожилым и людям с ограниченными физическими возможностями. Выполнено построение из резного дерева. Из него же выполнен большой православный крест, виднеющийся на холме справа от храма. Его установили в честь погибших на работе шахтёров. Церковь окружают маленькие посёлочные домики и прекрасные пейзажи. Из окна сразу можно заметить лик Божьей Матери.

В храме Иоанна в Новокузнецке проводят обряд изгнания бесов. Православная церковь считает любую физическую болезнь следствием болезни духовной, которую также нужно лечить: посещать богослужения, молиться, причащаться, соблюдать пост, исповедоваться, а в крайних случаях — обращаься за бесоизгнанием. Святой отец отмечает, что по-настоящему бесноватые люди на самом деле встречаются крайне редко. В основном люди, пришедшие за очищением впадают в транс, начинают говорить разными голосами на неизвестных никому языках, лаять, мяукать, кричать, использую обсценную лексику.

Храм Иоанна воина в Новокузнецке расписание

  • Понедельник: отчитка с 10.00.
  • Четверг: отчитка с 10.00.
  • Пятница: молебен с акафистом Богородице с 10.00.
  • Пятница: вечерняя служба с 16.00.
  • Суббота: Божественная Литургия с 8.30, панихида.
  • Суббота: вечерняя служба с 16.00, исповедь.
  • Воскресенье: Божественная Литургия 8.30, по окончании молебен.

Исторические сведения

В 1625 году, в районе Большой Якиманки, проживали стрелецкие семьи, считавшие, что Иоанна Воин является их покровителем, поэтому они собрали средства и возвели церковь в честь своего хранителя. Стрелецкое восстание причиной опустошения поселения и храма.


Церковь Иоанна Воина на Якиманке, Москва

Наводнение 1708 года практически затопило церковь, но люди, чтобы попасть в нее, плыли на лодках. Этот факт заинтересовал проезжавшего по этой местности Петра Первого, по велению которого была построена новая церковь, расположенная на возвышенности. Чертежи церковных построек были сделаны самим царем, а проект разрабатывал любимый архитектор Петра Первого Иван Зарудный.

История храма Иоанна Воина на Якиманке

Церковь была основана в память о Полтавской битве по прямому указанию Петра I, вместо поврежденной при наводнении 1709 г. церкви Святого Иоанна Войственника, покровителя стрельцов. Государь лично оценил ущерб и решил, что восстановление может оказаться затратнее, чем строительство нового дома Божьего. К слову, подтопления в низине случались каждую весну, поэтому старую «стрелецкую» церковь приходилось постоянно ремонтировать.

Для будущего храма выбрали более безопасное место — на пригорке, подальше от Москвы-реки. На строительство царь «предоставил вклад в 300 рублей» (за пуд хлеба в то время платили не больше 10 коп.), о чем была сделана соответствующая запись в «Книге вкладов», и прислал, согласно преданию, собственноручно сделанный план. Уже в 1711 г. южный придел стал местом богослужений, а общее освящение церкви состоялось в 1717 г. К этому торжеству Петр I доставил подарки — картину, сосуды из чистого золота и впечатляющих размеров гирю, чтобы напоминала прихожанам как вести себя на службах.

Церковь сильно пострадала и была осквернена французами во время наполеоновского нашествия, однако бушевавший в Москве пожар ее практически не затронул. Именно в эти дни службы в храме не проводились. Его вновь освятили в 1813 г., а к 1840 г. прежние богатства церкви, благодаря щедрым дарам прихожан, были восстановлены.

Храм Иоанна Воина на Якиманке: google-панорама

Мученик Иоанн Воин

Святой помогает в горестях и напастях, ему молятся о возвращении украденных вещей, заступничестве и утешении в обиде или скорби. Обязательными атрибутами святого являются крест, копье и щит. Первый символизирует пронесённую сквозь муки и искушения веру, второй — борьбу с грехом и безбожием, третий — защиту Всевышнего.

Иоанн Воин жил в IV в. и, находясь на службе языческого императора Юлиана Отступника, вынуждено принимал участие в гонениях на христиан. Однако при первой возможности он старался предупредить единоверцев о готовящейся облаве, проникал в темницы к заключенным, поддерживал их и даже устраивал побеги. В результате его арестовали и приговорили к смерти, но здесь ему повезло — после гибели Юлиана мученика отпустили. Он умер в глубокой старости, до конца дней помогая нуждающимся. Его чудотворные мощи хранятся в церкви Иоанна Богослова в Константинополе (ныне — Стамбул).

12 августа, в день памяти святого Иоанна Воина, в церкви совершается праздничная служба и проводится крестный ход.

История, достопримечательности и святыни храма

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.

Храм Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва

Описание Храма Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва

Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве — православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка (улица Большая Якиманка, 46).

Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный.

Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей» (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Южный придел храма — во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный — свт. Димитрия Ростовского; приставной — великомученицы Варвары; в храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.

В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами — в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» — пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.

Как была построена церковь

Впервые о церкви Иоанна Воина написали в 1625 году. В документах того времени ее называют “храмом Иоанна Войнственника”. Деревянная церковь стояла на правобережье реки Москвы, примерно в том месте, где теперь находится здание Центрального дома художников. Низинный берег создавал немало проблем. После весеннего паводка река наполнялась талыми водами, и храм подтапливало.

Стрельцы считали Иоанна Воина своим покровителем, поэтому в 1671 году они снесли обветшавшую деревянную церковь и построили новый каменный храм. В конце XVIII века стрельцы устроили бунт против царя. Молодой царь Петр I жестоко подавил восстание и упразднил все стрелецкие полки. Часть бунтовщиков публично казнили на Лобном месте, а остальных вместе с семьями выселили из города. Храм Иоанна Воина остался без присмотра и опустел.

Летом 1709 года река в Москве разлилась так сильно, что затопила все окрестные улицы. По легенде, после победы в Полтавской битве Петр I возвращался в Москву по Калужской дороге. На Якиманке перед глазами царя предстало удручающее зрелище – почти затопленный водой православный храм.

Когда императору сказали, что это полузаброшенная церковь мученика Иоанна Воина, он был очень огорчен и распорядился построить новый храм из камня, на возвышенности, рядом с Большой дорогой. Через пару месяцев Петр I внес на строительство 300 рублей и привез подробный чертеж будущей церкви.

Под строительство храма с погостом отвели участок земли, который состоял из пустыря и бывших земель опальных стрельцов. Проект здания подготовил любимый зодчий царя Иван Петрович Зарудный, а все хозяйственные заботы взял на себя священнослужитель Алексей Федоров.

В 1717 году новая церковь была готова. К дню ее освящения государь подарил приходу большую картину с текстом «Аптека, врачующая грехи», драгоценные богослужебные сосуды и тяжелую гирю на железной цепи. Чтобы необычный подарок царя был виден всем, гирю повесили возле входа в зал для молений.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

  • Икона праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Это храмовая икона из одноименной церкви, которая когда-то дала название самой улице (Якиманка) и была снесена в 1970 году. Иоаким и Анна — почитаемые православной церковью родители Пресвятой Богородицы.
  • Икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары. Этот образ также был перенесен сюда из закрытого, а позднее разрушенного храма. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском и была казнена собственным отцом-язычником за то, что отказалась отречься от христианства. Сегодня она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти и покровительницей горняков, пожарных и альпинистов.
  • Икона мученика Иоанна Воина, в честь которого и освящен храм. Святой Иоанн жил во времена римского императора Юлиана Отступника и служил в его воинстве. При этом он тайно помогал христианам, которые в то время подвергались гонениям, за что и был брошен в темницу.
  • Икона Божией Матери Владимирской с клеймами. Это один из самых почитаемых в Русской православной церкви образов Богородицы. По преданию, самая первая из таких икон была написана евангелистом Лукой.
  • Икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями брака и замужних женщин.
  • Икона Василия Блаженного. Василий, Христа ради юродивый, жил в Москве во времена Ивана Грозного. Он прославился многими чудесами, которые совершал как при жизни, так и после смерти. В наше время Василий Блаженный считается покровителем всех обманутых и обездоленных.
  • Образ Спаса Смоленского. Когда-то эта икона хранилась в часовне возле Спасской башни Кремля. Образ был написан в 1514 году в честь освобождения Смоленска от литовцев.
  • Икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей. Святая Анна Кашинская была супругой Тверского князя и жила во времена татаро-монгольского нашествия. Судьба ее сложилась трагически: ее муж, двое сыновей и внук были казнены монголами. После их гибели, Анна приняла монашеский постриг, а позднее — схиму. Считается, что она помогает людям, потерявшим своих близких.
  • Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Иеромонах Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских святых, жил в XVIII—XIX веках. Он прославился своими духовными подвигами, строгим аскетизмом и многочисленными чудесами.
  • Аналойная икона Христофора (Надеждина) — бывшего настоятеля храма. В 1922 году он был арестован и расстрелян ЧК по надуманному обвинению. В августе 2000 года настоятель был канонизирован Архиерейским Собором в чине священномученика.

Святыни храма

А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Социальная значимость проекта

Приход храма мч. Иоанна Воина делает жизнь окружающих лучше. Даже краткий перечень проводимой верующими работы занимает немало места. По завершении строительства верующие смогут осуществлять еще целый ряд благотворительных начинаний.

При церкви действует сестричество милосердия, разнообразные бесплатные кружки для детей и взрослых, священники храма окормляют детский сад № 398 г. Челябинска для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, специализированный

дом ребенка № 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики имени Зинаиды Антоновой, исправительная колония строгого режима № 2 г. Челябинска. Ведется помощь нуждающимся прихожанам. Социальная служба храма организует кормление бездомных людей в Калининском районе.

Силами прихожан и сестер милосердия с 2016 года организуются благотворительные акции на Рождество, Пасху, на новый учебный год. Акции заключаются в сборе денежных средств и подарков для людей, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях и особенно чувствует нехватку внимания и заботы: детям областной психоневрологической больницы № 1, сотрудникам дома ребенка № 2, пациентам областной клинической больницы № 4, центру реабилитации «Трезвение» и др.

По завершении строительства планируется создание:

1

Семейного центра, в котором будет совершаться поддержка современной семьи, семейных ценностей и уделяться особое внимание воспитанию детей в христианском духе

2. Молодежного клуба, направленного на развитие и укрепление в подрастающем поколении духовно-нравственных ценностей, патриотизма и любви к ближнему.

3. Детского лагеря, в котором также могут быть дети из малоимущих и многодетных семей.

4. Благотворительной столовой, в которой будут питаться малообеспеченные граждане и пенсионеры.

Собранные Вами средства на приобретение купольного креста для храма приблизили осуществление этих важных начинаний! Поможем завершить благоукрашение этого святого места!

Благодарим всех, кто принимает участие в святом деле!

В условиях большого города храм часто становится местом, где люди могут просто познакомиться с соседями, найти искреннее общение, вырваться из постоянной гонки и суеты, принять участие в делах, от которых светлеет душа. Мы с Вами помогли в этом жителям Челябинска. Те, кто хочет продолжить это доброе дело, могут принять участие в приобретении колокола для храма святого Иоанна Воина.

Расписание богослужений в храме Иоанна Воина на Якиманке

Традиционно в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке придерживаются установленного порядка богослужений.

Ежедневно 08:00 17:00 — Утренняя служба, Божественная Литургия; — Вечерняя, Утренняя службы
Воскресенья и великие праздники 07:00 10:00 — Ранняя Божественная Литургия; — Божественная Поздняя Литургия

В канун воскресений и великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).

С начала июня до конца августа действует летнее расписание богослужений.

Понедельник, Вторник,

Среда

08:00 — Утренняя служба, Божественная Литургия
Четверг, Пятница,

Суббота

08:00 17:00 — Утренняя служба, Божественная Литургия; — Вечерняя, Утренняя службы
Воскресенье 09:00 17:00 — Божественная Литургия — Вечерняя, Утренняя службы
Великие праздники 07:00 10:00 — Ранняя Божественная Литургия; — Поздняя Божественная Литургия

Накануне великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).

Немного истории

Имя архитектора храма Иоанна Воина в анналах истории не сохранилось. Предполагается, что им был Иван Зарудный — признанный мастер виртуозного смешения традиций русской архитектуры и европейского барокко. Легенда гласит, что план храма начертал сам император Пётр I, впрочем, достоверного подтверждения этому нет. Как бы там ни было, в 1704 году церковь была заложена, а для прихожан она открылась в 1717-ом. В конце 18 века храм обзавёлся фресками и иконостасом, однако до наших дней они не сохранились — нынешний иконостас был перевезён сюда в 1920-е годы из разрушенного храма у Красных ворот. Храм Иоанна Воина никогда не закрывался, и в 1930-е годы сюда свозились многие ценные иконы из уничтоженных церквей, чем и объясняется сегодняшнее богатство его коллекции.

В приставном приделе находится почитаемая икона великомученицы Варвары и часть её перста с перстнем.

История, достопримечательности и святыни храма

  • В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
  • Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
  • Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
  • Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
  • Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
  • Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector