Храм покрова пресвятой богородицы в медведкове (москва)

История

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.

После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).

В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.

Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского

«Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.

С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.

После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

История

Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова»

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции. Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского, основанная не позднее 1623—1624 годов.

По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: Знамения Пресвятой Богородицы, Петра Александрийского, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина. Название каждого придела связано с Великим Новгородом, где Пожарский в 1628—1630 годах служил воеводой: икона Знамения — главная святыня этого города и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники. В 1652 году, к десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, его наследник, князь Иван Дмитриевич Пожарский, получил грамоту на освящение престола нового придела в честь Девяти мучеников Кизических.

В 1685 году, после смерти последнего представителя рода Пожарских — боярина Юрия Ивановича, село Медведково досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи, князю Василию Васильевичу Голицыну. Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трёх (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвертый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского был основан позднее, в 1690 году.

В 1687—1688 годах по заказу Голицына был сделан иконостас главного храма. Иконы создавались при участии одного из ведущих мастеров Оружейной палаты — Карпа Золотарёва, который также украсил иконостас резьбой. Не меньшую ценность представляло и так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, царевной Софьей. Вплоть до 1919 года эта реликвия хранилась в храмовой ризнице; сведения об её дальнейшем местонахождении отсутствуют.

В XIX веке храм претерпел ряд изменений: в значительной мере был перестроен иконостас; резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами и частично утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата, созданные в XVII веке; существует предположение, что они были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербурге.

За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.

В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись: «Крест — победа над смертью».

Несмотря на то, что создание храма связано с освобождением Москвы и России от польской интервенции, в храме находится список с главной польской святыни — Ченстоховской иконы Божией Матери.

Современность

В наши дни собор посещают тысячи прихожан и туристов, художников и архитекторов, искусствоведов и историков. Спустя четыре столетия собор рассказывает нам о развитии не только духовной стороны общества или области зодчества, но и всего народа, а вместе с ним и Руси.

В послевоенное время существенно изменяет свой первоначальный вид иконостас. После войны деревянный иконостас заметно пострадал и требовал реставрации. Пропавшие и утраченные иконы заменили на вновь написанные. Художники уверяют, что во время работ изменили основной цвет иконостаса. Вместо старой звонницы была построена колокольня в новом стиле.

Сегодня храм принадлежит русской православной церкви и посетить архитектурной ансамбль можно в любое удобное время. Посетителей просят соблюдать правила поведения и отказаться от «экскурсий» на время служб, дабы не мешать общению верующих с Богом.  

Современные гости и прихожане видят удивительную постройку, напоминающую игрушечный город со своей непохожей на мирскую жизнь, своими законами и правилами. Там царит особая атмосфера спокойствия, а колокольный звон погружает гостей в жизнь Руси XVII столетия.

В эпоху большевистского лихолетья

Как известно, приход к власти большевиков стал началом длительного периода гонений на веру. По всей стране массовым порядком закрывались храмы и монастыри, а священнослужители и наиболее активные прихожане подвергались репрессиям. Однако, как и в годину наполеоновского нашествия, беды обошли стороной церковь в селе Медведково, и на протяжении всех десятилетий коммунистического режима она продолжала действовать, не закрываясь даже в период Великой Отечественной войны.

В 70-е, когда Москва была охвачена масштабными работами по реализации градостроительного плана, постройки, составлявшие некогда село Медведково, начали сносить, а на их месте возводить многоэтажные жилые корпуса. Постепенно вся эта обширная территория отошла к Северо-Западному административному округу столицы, став одним из густонаселенных городских районов, но сохранив при этом свое прежнее название.

Краткая история покровского храма

Правление Иоана I. V. принесло в страну междоусобицу и ослабило границы. Страна больше не была единым целым, ее изнутри раздирали споры бояр и мелкоземельных князей. В это время в Москве, оставшейся после смерти государя, с пустым троном, зрело народное недовольство.

Чтобы избежать восстания и дать народу хоть какой-то ориентир, монархи и тогдашняя Дума, состоявшая из родовитых бояр, списались с Польским королем Сигизмундом III. В обмен на личные привилегии для бояр, государем был провозглашен малолетний сын Сигизмунда — Владислав. И для укрепления власти польского королевича, оттуда прибыло войско, занявшее в 1610 году Москву. Не рассматривая этот город как возможность развития, а только имея целью обогатиться в этом походе, солдаты и командиры войска польского вели себя как захватчики. Отмечались многочисленные случаи мародерств, погромов и насилия.

Два долгих года находилась Москва в оккупации поляками, пока не вызрело народное восстание. Главой восстания стали два очень непохожих человека — князь Дмитрий Пожарский и горожанин Кузьма Минин. Благодаря их дальновидности и красноречию, под стены Москвы со всех окрестных городов собралось около 13 тысяч человек, из которых 70%!б(MISSING)ыли дворяне разного рода, обученные военному ремеслу.

История Медведково и появления храма

Более подробно о битве за освобождение Москвы вы можете прочесть в исторических хрониках. Нас же больше интересует судьба небольшого подмосковного городка Медведково. Ранее это был город Медведово, часть вотчины отца князя Пожарского, полное имя которого Василий Федорович Медведь Пожарский.

Именно там, после окончательной победы в 1623 году, по приказу князя был выстроен деревянный храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.

И с этого момента начинается его история.

Через 15 лет на месте деревянного храма была выстроена большая уже каменная церковь. Колокол, отлитый в честь победы над поляками, был торжественно перенесен в новую колокольню. Интересно что по своему строению эта церковь является одношатровым храмом, последним своего рода выстроенным на Руси. Ведь уже через 10 лет, в 1652 году строения такого типа были запрещены патриархом Никоном, как не подобающие церковному образцу.

В конце XVII века село перешло во владение князя Голицына. Благодаря своим финансовым возможностям, он внес большой вклад в развитие храма. Так, по его заказу был установлен золотой иконостас, иконы для которого создавались известным Карпом Золотаревым.

Знаменитое напрестольное Евангелие, с миниатюрами, выполненными самой царевной Софией, появляется в Храме примерно в это же время. К сожалению, во время революции это уникальное произведение искусства было утрачено. Вот уже целое столетие его судьба остается неизвестной.

До XIX века храм простоял без кардинальных изменений. Часть иконостаса с резьбой была с течением времени утрачена. Утраченными оказались также часть икон, упоминания о которых можно найти с конца XVII века.

В конце XIX века, силами набожных дворян и с привлечением ведущих художников того времени, была проведена частичная реконструкция. Коснулась она, в частности, иконостаса — его обновили, изменив даже сам его цвет. А также икон, упомянутых в исторических летописях — они были заново написаны по имеющимся описаниям. Звонница храма к тому времени пребывала в аварийном состоянии и на ее месте была выстроена новая колокольня.

Адрес храма

Храм Богородицы находится в северной части современной Москвы, в пределах МКАД. В XVII веке его построили в небольшом селе Медведково, бывшее личной резиденцией боярина князя Дмитрия Пожарского. Об этом говорится в летописи 1623 года.

В первых записях оно упоминается как Медведево. Изначально село располагалось на берегу реки Яузы и Чермянки. Именно так строили все храмы в середине тысячелетия. Наличие водоема было обязательно, как и лес. Современный вид заметно отличается от того, как храм выглядел пять столетий назад.

Добраться до собора можно на метро из центра Москвы по красной ветке до станции Свиблово. После этого пройти около километра пешком. Отправляясь в собор вы можете прогуляться по парку Свиблово. На территории церкви находится колокольня и кладбище.

История Медведково и появления храма

Впервые в исторических хрониках с. Медведево упоминается в XVI в. Происхождение его названия связано с первым владельцем этой местности князем из рода Пожарских Василием Фёдоровичем, прозванным Медведем.

В начале следующего столетия именно отсюда отправились отряды ополченцев под командованием князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина на Москву.

Считается, что лагерь русских ополченцев был разбит на месте нынешнего храма.

Через 10 лет после освобождения российского государства от иноземцев Медведево стало главной вотчиной славного княжеского рода.

Народный герой в память об исторических событиях приказал возвести деревянную церковь.

Выбор шатрового архитектурного стиля не был случайностью, так как по сложившейся в России традиции именно такие культовые сооружения строили в качестве монументальных памятников, посвященных важным историческим событиям. Звонницу храма украшал большой колокол, отлитый по заказу основателя в честь недавней победы над поляками.

Из-за частых пожаров деревянную постройку снесли, воздвигнув на её месте белокаменный шатровый храм, который сохранился до современности. Новая пристройка имела 5 приделов, число которых сократилось до трёх в конце XVII в. В это время медведковским имением владел фаворит царевны Софьи Василий Васильевич Голицын.

Новый хозяин провёл ряд преобразований культовой постройки:

  • Установка большого позолоченного иконостаса в главном приделе.
  • Замена всех колоколов звонницы, на главном из которых мастера расположили надпись, подтверждающую право рода Голицыных на подмосковное имение.
  • Обновление коллекции храмовых икон и ценностей, главной среди которых является евангелие, украшенное миниатюрами за авторством царевны Софьи.

Следующая значительная перестройка культовой постройки произошла во второй половине XVIII в. во время владения Медведково родом Нарышкиных.

Были осуществлены следующие переделки:

  • реконструкция открытых гульбищ в крытые переходы;
  • уничтожение фигурных изразцов, украшающих шатёр;
  • формирование новых оконных проёмов в шатре, восьмерике и основном объёме;
  • превращение круглых малых барабанов в восьмигранные;
  • перестройка колокольни;
  • отделка шатра железом.

В XIX в. с. Медведково переходило от хозяина к хозяину. Но несмотря на частую смену владельцев, покровский храм продолжал обновляться. Одним из главных новшеств была полная перестройка колокольни в классическом стиле. Также обновили иконостас и ряд больших икон, созданных в XVII в.

В советское время храм продолжал духовную деятельность. Возможно, это связано с тем, что в 20-30-х гг. он располагался за пределами городской черты столицы. До окончания Великой отечественной войны богослужения проходили в нижнем храме.

В 70-е гг. была проведена значительная реставрация старинного культового здания. На волне возрождения духовной жизни в российском обществе при храме начала работу воскресная школа, построен дом причта. Историческое здание — памятник архитектуры федерального значения.

Праздник Покрова Богородицы

Весь православный мир почитает праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. Ранее по старому стилю верующие люди приходили в церковь 1 октября, чтобы обратиться в молитве к Пречистой. Этот праздник не включен в число двунадесятых, но, не смотря на это, является одним из самых любимых и почитаемых православными христианами.

Ежегодно во время богослужения 14 октября духовные отцы вспоминают историю этого праздника, связанную с явлением Богородицы богобоязненному Юродивому Андрею и его ученику Епифанию.


Об этом событии в своих исторических трудах указал святитель Макарий Московский. Макарий, изучая слово Божье, много путешествовал, потому побывал и в Константинополе. Он описывает видение, согласно которому Божья Матерь явилась воочию возле Влахернской церкви Константинополя и по воздуху вошла в город в сопровождении ангелов.

Так же по воздуху войдя в церковь, Богородица сняла с головы святой омфор и держала его над головами молящихся прихожан, которые в это время не видели её, но ощущали сильное духовное присутствие. Во время того молебна многие люди исцелились и обрели новый смысл в жизни, а не верующие горожане в тот день обрели себя во Христе.

И с этого дня ежегодно верующие люди приходят в церковь и просят у Богородицы заступничества перед Сыном и Отцом. К Божьей Матери обращаются с разными просьбами и молитвами. Чаще всего её просят о помощи в таких делах:

  • избавление от болезней;
  • помощь заключенным в тюрьмах;
  • помощь путешественникам в дороге;
  • просьбы о беременности и легких родах;
  • способствование в примирении с родственниками;
  • защита от сглаза и злого слова;
  • просьбы о защите семьи, дома и двора.

Родовое село, ставшее дачным поселком

На протяжении всего последующего XIX столетия эта земельная собственность многократно продавалась, наследовалась и, как результат, переходила от одних владельцев к другим. По счастливому стечению обстоятельств беды, обрушившиеся на российские города и села в период наполеоновского нашествия, не коснулись Медведково, так как захватчики не дошли до него и не причинили урона ни храму, ни местным жителям.

В 80-е годы хозяином земельного участка стал московский купец 1-й гильдии Н. М. Шурупенков, преобразовавший бывшее село в дачный поселок, пользовавшийся популярностью среди москвичей среднего достатка. Есть сведения о том, что здесь неоднократно проводили летние сезоны такие известные деятели российской культуры, как поэт Валерий Брюсов и художники Михаил Врубель и Константин Коровин.

Особенности архитектуры

Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.

Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.

Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)

Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.

Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.

В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.

Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.

В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.

Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.

Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.

Храм очень красивый, содержит мастерские, книжную лавку и многое другое

Готовое здание очень тяготеет к традициям Византийской архитектуры XI – XII веков. По форме здание походит на крест, что напоминает о жертве Спасителя. Наверху пять куполов — это символ пяти Евангелий и Иисуса Христа в их окружении.

Центральный купол покрыт золотом, дабы изобразить то, что Мессия — это ещё и Царь небесный. Малые купола окрашены в синий цвет и покрыты звёздами. Такая раскраска традиционна для храмов в честь Пресвятой Богородицы.

В западной части здания установлены звонницы.

Днём храм естественным образом освящается через окна в барабане.

800

столько человек одновременно вмещает Покровский храм в Ясенево

Фасад здания производит очень сильное впечатление. Он величественно возвышается на округлом постаменте, а к центральному входу ведёт широкая лестница. Вместимость здания — 800 человек.

К 2021 году в храме уже появились:

  • конференц-зал;
  • крестильный храм;
  • книжная лавка;
  • ювелирная мастерская;
  • хор;
  • мозаичная мастерская.

У руководства далеко идущие планы, останавливаться на достигнутом никто не намерен.

Здание разделено на два храма — верхний и нижний.

Верхний храм — это огромная площадь с очень красивым убранством. Она способна впечатлить искусными мозаиками. Прихожане сравнивают их с произведениями искусства. Это не удивительно, ведь здешние композиции действительно очень сложные, а игра цветов очень выразительна. Видно, что над их созданием работали талантливые художники.


Роспись и мозаика верхнего храма в Ясенево

При этом мозаики украшают все стены и расположены они с тем расчётом, чтобы производить максимально сильное впечатление. В них виден сильный эмоциональный посыл, но в то же время сохранена духовная лёгкость, практически невесомость.

Нижний храм — это более лаконичное пространство. В нём больше размеренности, аккуратности. Это место не менее красивое, но его задача иная — привести человека не в восхищённое, а в умиротворённое состояние. Человек тут настраивается на диалог с Богом, размышляет о вечном и напитывается благодатью.


Интерьер нижнего Покровского храма в Ясенево

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector