Благовещение пресвятой богородицы: история, традиции, храм и интересные факты

Повседневная жизнь храма

В храме проводятся ежедневные и праздничные богослужения.

Многогранная приходская деятельность охватывает различные духовные сферы:

  • работает детская воскресная школа;

  • под опекой церкви находится православный детский дом;
  • организована певческая и театральная студия;
  • проводятся встречи молодежного христианского клуба;
  • открыты богословские курсы для прихожан;
  • проводятся ознакомительные, просветительские беседы перед священными таинствами;
  • функционируют курсы по избавлению от привязанности к употреблению алкоголя;
  • организована патронажная служба;
  • работает класс обучения иконописи;
  • проводится программа на радио;
  • работает гимназия;

  • выпускается ежемесячный журнал;
  • работает виртуальный клуб и библиотека.

Храм Василия Блаженного

Одной из главных открыточных достопримечательностей не только Москвы, но и всей России, является Храм Василия Блаженного, расположенный на Красной площади. Полное его название звучит как – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Является памятником русской архитектуры и объектом ЮНЕСКО.

Храм Василия Блаженного

Строительство собора продолжалось с 1555 по 1561 год. Сооружение посвящалось взятию Казани. Выполнено в архитектурном стиле шатровое зодчество. В годы советской власти в церкви был открыт музей, который продолжает действовать и на сегодняшний момент. С начала 1990-х здесь разрешили проводить богослужения.

Адрес: Москва, Красная площадь, дом 2.

График работы музея: в тёплое время года –  с 11:00 до 18:00, в холодное – с 11 до 17:00. Более подробная информация о расписании музея здесь.

Метро

Рядом расположены три станции метро: «Охотный Ряд» Сокольнической (Красной) линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской (Синей) и «Театральная» Замоскворецкой (Зелёной).

Расположение ближайших станций на карте

Сориентироваться при выходе из подземки будет просто – необходимо идти по направлению к Кремлю (который виден издалека), а значит и к собору.

Также неподалёку от церкви находится станция метро «Китай-город» двух веток: Калужско-Рижской (Оранжевой) и Таганско-Краснопресненской. После выхода из подземки нужно будет пройти около 700 метров по улице Варварка мимо нового парка Зарядье.

Маршрут от станции метро «Китай-город»

Городской наземный транспорт

Ещё ближе, чем метро, к собору расположена автобусная остановка «Красная площадь» (немногим более 100 метров). Здесь следуют автобусы под номерами 158 и М5.

Остановка «Красная площадь»

По Москворецкой набережной, что примерно в 500 метрах от Собора Покрова Пресвятой Богородицы, ходит автобус №225. Остановка называется «Зарядье».

Наибольшее количество маршрутов городского наземного транспорта проходит в некотором отдалении от Собора Покрова Пресвятой Богородицы по Моховой улице. Здесь, на остановке «Манежная площадь» останавливаются автобусы под номерами: 114, С43, М1, М2, М3, М27, а также ночные Н11 и Н2. Выйдя на «Манежной площади» нужно будет пройти около 800 метров мимо комплекса «Охотный Ряд», Исторического музея и всей Красной площади.

Пеший маршрут от остановки «Манежная площадь

Примечания

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — М., 1980. — С. 106.
  2. Указ президента Российской Федерации об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения от 20 февраля 1995 года № 176.
  3. . Московская городская епархия (10.11.2020). Дата обращения: 1 марта 2021.
  4. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 320.
  5. Волобуева Т. И., Кузнецова О. П., Романова С. Н., Савостьянова Н. Ю., Столярова З. Н. // Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. — Тверь, 2013. — С. 334.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Храм Благовещения в Петровском парке и императорская семья

  • Близость к императорскому дворцу благоприятно повлияла на благовещенскую церковь. Вскоре после освящения в ней был сделан первый ремонт из-за того, что в 1856 году ожидалась коронация нового императора Александра II. А также для него был подготовлен Петровский дворец.
  • Известно, что Александр Освободитель очень любил в нём останавливаться. По аллеям Петровского парка Александр II каждое утро без какой-либо охраны совершал прогулки. Кстати, императором было разрешено бесплатно, допускать на экскурсии всех желающих осмотреть Петровский дворец, за исключением тех дней, когда во дворце находилась императорская семья.

Церковь Благовещения в Петровском парке

Парк, окружающий Петровский путевой дворец, некогда был гораздо больше. Многое из его наследия утрачено безвозвратно, но сохранилась уникальная церковь – памятник рано умершей внучке от безутешной бабушки.

В 1820‑х годах за Петровским путевым дворцом на Петербургском шоссе, созданным по указу Екатерины II в 1775‑1782 годах, был разбит обширный пейзажный парк. Он получил название Петровского. Территория быстро стала популярной у москвичей, устраивавших здесь прогулки: появились летний театр и здание для концертов, качели, беседки, бильярдные и другие увеселительные заведения. Также часть земли нового парка была отдана московским дворянам для строительства загородных дач. Неподалеку от дворца появилась дача супруги камергера Анны Дмитриевны Нарышкиной, которую в 1841 году постигло горе: здесь скончалась её внучка, графиня Анна Булгари. По этой причине она просила императора Николая I и митрополита Московского Филарета разрешить ей построить на месте собственной дачи храм в память о внучке, что и было удовлетворено.

Первоначальный проект храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке принадлежал архитектору Е.Д. Тюрину, но был отвергнут властями: согласно ему новая двухколоколенная церковь с галереями превращалась бы в уменьшенную копию Петровского дворца. Альтернативный вариант был предложен зодчим Ф.Ф. Рихтером – он и был воплощен в жизнь в 1844‑1847 годах. Прототипом Благовещенского храма послужила древняя церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сегодня располагающаяся на территории музея в Коломенском – такой тип храмов называют «столпообразным». Здание было создано двухъярусным: на прямоугольный в плане нижний храм поставлен восьмерик верхнего храма, завершающийся полукруглыми и треугольными кокошниками с одной широкой шлемовидной главой на барабане. При этом грани верхней церкви прорезаны длинными узкими окнами, доходящими до пола. С запада к церкви примыкает обширное крыльцо с двумя лестницами, отделанное в русском стиле и завершенное четырехгранной шатровой колокольней.

В верхнем храме расположился главный престол во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в нижнем же появились приделы: первый – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, второй – во имя преподобных Ксенофонта и Марии. Все названия были даны в честь святых покровителей храмоздательницы, её покойной внучки и других родственников. В 1904 году в новой пристройке к нижнему храму был освящен дополнительный придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. В 1916‑1917 году художником А.Д. Бороздиным были заново расписаны стены и своды церкви.

Точная дата прекращения богослужений в Благовещенской церкви не установлена, это произошло где-то в середине 1930‑х годов. Петровский парк в 1918 году стал местом массовых расстрелов, позже его территория была существенно сокращена: дачи снесены, большая часть земли передана под строительство стадиона «Динамо» и других спортивных сооружений при нем. Превращенный в склад, храм перешел в ведение академии Жуковского, разместившейся в Петровском путевом дворце. Храм утратил свои завершения, интерьеры также серьезно пострадали. С 1991 года в Благовещенской церкви снова ведутся богослужения, реставрационные работы вернули ей прежний облик.

После революции

После революции в храме еще несколько лет велись службы. В 1922 году Благовещенской церкви был присвоен статус архитектурного памятника Елизаветинской эпохи. Даже составили опись икон и серебряных предметов, имевших историко-художественное значение. Увы, в том же году началась кампания по изъятию церковных ценностей, и часть этих икон и утвари была упакована для того, чтобы быть переданной в Эрмитаж как музейная редкость. В этот период храм несколько раз был ограблен и осквернен, часть ценностей была утеряна.

В марте 1936 года храм был закрыт с целью передать его под некие «культурные цели», его святыни частично пропали, частично были переданы в музей. Известно, однако, что синий с золотом, потрясающей красоты иконостас Зачатьевского придела был отдан в храм Святой Троицы (известный, как «Кулич и Пасха»), где его установили в центральном приделе. Он и ныне находится там.

В 1941 году, с началом войны, начали разбирать купола храма, но успели разобрать только центральный. 26 июня 1943 года немецкий снаряд попал в колокольню и разрушил свод и карниз. Одна из стен дала трещину.

Восстановление Благовещенского храма началось только в 1952 году. Но восстанавливали стены, пол и кровлю. Живопись же на стенах подверглась основательному разрушению. Она вообще считалась не имеющей художественного значения, так как была выполнена во 2-й половине XIX века.

Святыни

Перечень:

  • Особая храмовая святыня — почитаемая икона «Господь Вседержитель». Святой образ появился в храме по Промыслу Божьему: в церковь принесли потемневшие доски, на которых едва проступал лик Христа. Во время реставрации под верхним рисунком 19 века открылась икона северной росписи середины 17 века, изображающая Спасителя с Евангелием в образе Владыки мира и судьи. Считается, что у чтимой иконы нет аналогов. Икона производит удивительное впечатление, поражает своей глубиной. В изображении нет приукрашивания, искусственности. В облике Вседержителя присутствует монашеская строгость и отрешенность. Огромные прекрасные глаза Христа не воспринимаются на эстетическом, поверхностном уровне, они проникают в глубину подсознания, вызывают трепет и смирение.

  • В алтаре Боголюбского придела размещена икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца, с частичкой мощей. Первый Воронежский епископ, был причислен к лику святых за беззаветное служение Богу, добрые деяния, милосердие и сострадание. Мощи чудотворца не единожды являли чудеса исцеления, избавления от мук.
  • Икона Иверской Божией Матери, датируемая 19 веком, передана в дар церкви потомками русского богослова Полозова.

  • Храмовая реликвия — могильный крест с места захоронения отца Валентина, настоятеля московского Архангельского собора, почитаемого москвичами как чудотворец. Духовный отец при жизни утешал всех, кто приходил к нему со своими бедами. Протоиерея Валентина похоронили на Ваганьковском кладбище. К могиле приходили паломники, читали молитвы, просили помощи. В 30-е годы власти место захоронения уничтожили. Крест с разоренной могилы удалось вывезти и сохранить. Сейчас реликвия хранится в северном приделе.

Престольной иконой является икона Благовещение Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария.

Когда храм восстанавливался, настоятель выкупал для него старинные иконы.

Поговорим о традициях

Каждый праздник имеет свои традиции, тем более это утверждение актуально, когда мы говорим о церковных праздниках. Правила празднования Благовещения сформировались еще в Древние века и сегодня соблюдаются неукоснительно всеми христианами.

За день до праздника женщины приступали к выпечке просвир. Этим словом назывался пресный хлеб в форме небольших булочек. Его количество всегда приравнивалось к числу домочадцев. Утром в праздник просвиры требовалось отнести на службу и освятить. Только после этого члены семьи могли приступить к праздничной трапезе, за которой и съедался хлеб

Делалось это с большой осторожностью, чтобы не уронить мимо рта ни одной крошки. Если же это происходило, то все остатки просвиры собирались и отдавались скотине

Считалось, что это способствует сохранению ее здоровья и плодовитости. Однако необходимо было съедать освященный хлеб на голодный желудок. Это являлось непременным условием для богатого урожая и семейного благополучия.

Так как Благовещение – это очень важный праздник, то работать в этот день категорически запрещено. Наши предки никогда не стали бы забивать скот, шить, убирать дом и заниматься другими делами. Однако и затевать излишне шумное веселье тоже возбранялось. Люди должны были осознать святость этого дня и проникнуться ею.

Хочется заметить, что на Руси этот церковный праздник считался одновременно и днем, когда было принято звать весну. Считалось, что после Благовещения зима окончательно отступает и начинается новый виток жизни в природе. Для того чтобы избавиться от хвори, наши предки разводили костры. Вокруг них водили хороводы, пели песни и «зазывалки». Особо смелые даже прыгали через костер, тем самым очищаясь от всех болезней и нечистых помыслов.

Особо красивой традицией в Благовещение было выпускание птиц. До праздника на улицах и в лесах отлавливали пернатых певчих, которых сажали в клетки. После посещения церковной службы молодежь собиралась во дворах храмов и открывала клетки. Птицы, взмывающие в небо, являлись символом благой вести, когда-то принесенной человечеству.

В Благовещение на улицы часто выгоняли скот. Он должен был пройти под звон колотушек и колокольчиков. Это, как думали наши предки, защищало скотину от хворей и хищников.

Ассортимент праздничных блюд традиции Благовещения никак не ограничивают. Все зависит от того, на какой день выпадает данная дата. К примеру, в текущем году это была Страстная пятница. Поэтому верующие не могли позволить себе употребить в пищу даже рыбу. Хотя обычно, если праздник совпадает с постом, православные имеют некоторые послабления. К ним относятся и морепродукты.

История создания храма

Этот храм неизменно ассоциируется с императорской семьёй. Почему так?

Во-первых, спонсором и идейным вдохновителем стала камергерша Анна Нарышкина, которая захотела построить церковь в Петровском парке в честь своей внучки Анны Булгари. Девочка умерла в возрасте 13 лет и Нарышкина долго по ней горевала.

Во-вторых, разрешение на постройку было выдано по указу самого императора. Анна Нарышкина обратилась к нему с личной просьбой, когда, взяв в аренду территорию Петровского парка ей было отказано в строительстве там.

Дело в том, что территория эта относилась к приходу церкви Всех Святых и ее служители были против возведения еще одного храма, ведь тогда они бы потеряли существенный доход. И Совет Консистории одобрил запрос на постройку только после обращения самого императора. Аренду парка и строительство по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера полностью проспонсировала Нарышкина.

Император также принял участие в строительстве, именно он одобрил проект Рихтера и отказал Тюркину, который изначально должен был строить, поскольку его проект слишком был похож на Петровский дворец. В итоге, 7 апреля 1844 года был заложен храм Благовещения, а уже к концу 1844 года большая часть работ была закончена.

В 1847 году Нарышкина оповестила митрополита Филарета о конце строительства и готовом убранстве. Духовенство было назначено из церкви св. Иоакима и Анны с Большой Якиманке, а всего на строительство было потрачено более 200 тыс. рублей, исключая затраты на покупку утвари, книг и прочего убранства. Помимо этого, Нарышкина выделила 10 000 рублей на содержание служителей и их жилье.

Приходской церковь стала не сразу, первое прошение Нарышкиной об этом было отклонено и храм остался без прихода. Это было сделано в пользу Всехсвятской церкви. Анна Дмитриевна сагитировала жителей Петровского парка для составления нового прошения, которое было удовлетворено Консисторией.

Близость к императорскому дворцу и царской семье стало причиной роста прихожан и благосостояния самого здания. Так, в 1856 году в нем был сделан ремонт по случаю коронации Александра II.


Мозаичная икона «Благовещение» на южном фасаде Благовещенской церкви в Петровском парке

История его содержит несколько важных дат:

  • 1881 год — построены новые дома для служителей купцом И. В. Натрускиным;
  • 1880-е — построен забор;
  • 1884 год — начинается строительство приходского училища для юношей;
  • 1899 год — капитальный ремонт и новое освящение;
  • 1901 год — устанавливают тяжелые колокола;
  • 1900-е — здание расширяют за счет постройки 2 боковых приделов и осуществляют его реконструкцию по проекту И. Гаврилова;
  • 1916-1917 года — оформляют интерьер нижнего храма.

С приходом советской власти приход, как и другие церковные здания, серьезно пострадал. Его закрывают предположительно в 1934 году и перестраивают, для чего были разрушены близлежащие деревянные постройки.

Внимание! Только с 1990-х начинается его реконструкция и восстановление, вскоре после передачи его обратно в лоно Православной Церкви в 1991 году и повторного освящения. В 1997 году храму было 150 лет. Он стал местом паломничества и просто регулярного посещения местными прихожанами и всеми желающими

Адрес и как добраться

Храм находится по адресу улица Красноармейская, дом 2А, телефон: (495) 614−95−70.

Проще всего дойти от метро «Динамо». Для этого нужно выйти в сторону Театральной аллеи, затем:

  • пройти Петровский парк наискосок в сторону Центрального дома авиации и космонавтики;
  • пройти вдоль Ленинградского проспекта мимо всего парка, свернуть возле Петровского путевого дворца на Левую или Правую Дворцовые аллеи, дойти до круглой площади космонавта Комарова и свернуть на Красноармейскую улицу или Нарышкинскую аллею;
  • пройти вдоль Ленинградского проспекта до улицы Серегина, свернуть на нее и пройти до Красноармейской улицы.

Также можно доехать следующим образом.

  1. Метро «Аэропорт»: от остановки «Метро „Аэропорт“ (южный вестибюль)» ходят автобусы 105, 412, 456, М1, Н1 и троллейбусы 6, 12, 43, 65, 70, 82. Выйти необходимо на остановке «Улица Серегина», затем пройти по ней до Красноармейской улицы и свернуть на последнюю.
  2. Метро «Беговая»: от остановки «Платформа Беговая» до «Путевой дворец» ходит автобус Т8. Затем потребуется обогнуть Петровский путевой дворец и пройти по Красноармейской улице или Нарышкинской аллее.
  3. Метро «Белорусский вокзал»: от остановки «Тверская застава» до «Улица Серегина» ходят автобусы 456, 904, 905, М1 и Н1. Выйдя на остановке, нужно пройти по улице Серегина и свернуть на Красноармейскую улицу.
  4. Метро «Савеловская»: от остановки «Вятская улица» до «Петровско-Разумовской аллея» следуют автобус 727 и троллейбус 42. Выйдя из транспорта, нужно пройти по Мирскому переулку до Петровско-Разумовской аллеи, пересечь парк по прямой до круглой площади космонавта Комарова. Затем перейти на улицу Красноармейская.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы рядом с Петровским парком был построен в XIX веке и чудом пережил советскую власть. Построенный для нужд дворянства, проживавшего на дачах в Петровском парке, он стал популярным местом у верующих. При храме открыто более десятка секций и кружков для людей всех возрастов.

Особенности церковной службы: день и вечер накануне праздника

Кроме общих традиций празднования Благовещения, о которых мы уже рассказали, существуют и определенные нюансы проведения церковных богослужений. Верующие обычно узнают о них уже на службе, однако кое-что могут и выпустить из своего внимания. Мы расскажем читателям обо всех особенностях встречи праздника согласно церковным канонам.

Днем накануне праздника верующие посещают вечерню. Во время нее священнослужители читают стихиры и выдержки из Священного Писания, посвященные страданиям Христа, благой вести, принесенной Деве Марии архангелом, пророчества о Сыне Божьем, а также тексты о принятии им мучений ради спасения людских душ. На заключительном этапе службы поется тропарь Благовещения и канон «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». После этого служба заканчивается и верующие расходятся на некоторое время.

Вечером того же дня совершается утреня. На ней необходимо присутствовать всем православным, которые желают в полной мере проникнуться святостью момента. Начинается служба с песнопений, переходящих в шесть псалмов и тропари:

  • «Благообразный Иосиф»;
  • «Егда снизшел еси к смерти»;
  • «Мироносицам женам».

Далее служба продолжается чтением выдержек из Евангелия и праздничных канонов. Нельзя представить себе данную службу без канонов Благовещения и Великой субботы. Они считаются особенными, так как читаются только по большим праздникам и имеют необычную структуру. Канон Благовещения написан в виде беседы Девы Марии и архангела. А вот второй канон – это фактически философские рассуждения на тему процессов, происходящих от распятия до воскрешения Христа.

Интересные факты

На Благовещенском подворье построено новое сооружение с невероятно красивым внутренним оформлением — крестильная церковь мученика Владимира Медведюка и Российских Новомучеников и исповедников. Церковь памяти отца Владимира, расстрелянного в годы репрессий, создавали в течение 18 лет. В августе 2018 года состоялось освящение крестильной церкви.

Аккуратное маленькое светлое здание образует с Благовещенской церковью замечательный архитектурный ансамбль. Четырехгранное молитвенное сооружение по стилю схоже с романскими крестильными церквями, в упрощенном современном варианте. Опорой купольного барабана служат несущие стены с прорезанными арками.

Внутри квадратное помещение обустроено галереей второго яруса, множеством арок и напоминает маленький 2-этажный уютный дворик.

В мраморе и граните выполнен пол, низ стен, а также лестница, ведущая на верхний ярус. Все основные интерьерные детали оформлены восхитительными мозаичными полотнами, напоминающими знаменитые шедевры византийской мозаики Сан-Марко и Сицилии. Поражает монументальное изображение Христа, занимающее четырехметровое пространство купола церкви.

От лика Спасителя исходит необыкновенная аура добра и силы. В барабане купола выложены из цветной мозаики величественные фигуры апостолов, стоящие на полосе изумрудной земли в обрамлении красивых орнаментов. Мозаичные полотна нижнего яруса включают изображения царской семьи и святых, принявших мученическую смерть от атеистического советского режима.

Архитектор Сергей Яковлевич Кузнецов, посвятивший больше четверти века восстановлению Благовещенского храма, перестройке подворья, созданию крестильной церкви как-то обмолвился, что у него имеется личная история, связанная с этим проектом.

Будучи студентом, он рисовал в Петровском парке этюды. Храм тогда в полуразрушенном состоянии с забитыми окнами, без куполов и крестов, печально прятался за безобразным зеленым забором. На своем рисунке Сергей Яковлевич пририсовал церковному зданию купол в виде шлема, увенчанный простым четырехконечным крестом.

Прохожий, заинтересовавшийся работой художника, заметил, что креста на церкви нет. Сергей Яковлевич тихо пообещал, что крест будет. Через 24 года к нему обратились с просьбой продумать проект купола. В качестве эскизной работы выступил старый этюд. По нему были выполнены рабочие чертежи, и теперь над святым строением сияет золоченый купол в виде шлема с простым крестом.

Присутствует ощущение высшего вмешательства в судьбу Храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Петровский парк был свидетелем трогательной истории создания, незримого вдохновения на восстановление церкви и чудесного обретения святынь. Несомненно, это место наполнено особой духовной силой и притягательной красотой.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке – основание

  • Основала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Москве жена камергера Анна Дмитриевна Нарышкина. В 1842 году она подала прошение в Московскую Духовную Консисторию на возведение храма на территории Петровского парка. Парк был взят А. Д. Нарышкиной в долгосрочную аренду у Дворцового управления Москвы.
  • Духовная Консистория, проведя изыскания и наведя справки, выяснила, что приход Петровского парка относится к церкви Всех Святых. Её руководство было против строительства новой церкви, так как с появлением нового прихода оно теряло бы существенный доход.
  • Совет Консистории отказал в прошении по нескольким причинам. Тогда А. Д. Нарышкина обратилась с прошением лично к императору, который дал разрешение на строительство храма.

Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве

Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.

Также богослужения проходят в честь следующих праздников:

  • Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
  • Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
  • Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
  • Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.

В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.

Julia Alisova

История праздника

Рассказ о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы необходимо начинать с краткого описания жизни Девы Марии.

Не каждый знает о том, что от рождения девочка, ставшая Богоматерью, была обещана храму. Ее жизнью должно было стать служение Господу, к чему и готовили малышку. Свое детство она провела в Иерусалимском храме и воспитывалась его настоятелями. Но к четырнадцати годам юная Мария по иудейским законам должна была выйти замуж. Это очень смущало святых отцов, молившихся день и ночь о нахождении самого лучшего решения для определения судьбы девочки. После тщетных молитв на одного из старцев снизошло озарение, и он приступил к поиску мужа для Марии, который смог бы защищать ее на протяжении всей жизни, но тем не менее не предъявлять на нее прав, как делает это муж на свою жену. Поиски были недолгими, и вскоре Мария стала женой Иосифа, которому к моменту бракосочетания уже исполнилось восемьдесят лет. Нареченный муж слыл настоящим праведником и провел всю свою жизнь в трудах и молитвах. До встречи с Марией Иосиф ни разу не был женат.

В один из дней перед смущенной девушкой предстал архангел Гавриил. Согласно Евангелию от Луки он и возвестил Марии благую весть о том, что она выбрана в матери Сыну Божьему. Однако важным было не только рассказать девушке о том, что ее ожидает, но и получить ее согласие. Без него Господь не смог бы исполнить свою волю.

Услышав такие вести, Мария усомнилась в возможностях непорочного зачатия. Однако Гавриил пристыдил ее, напомнив о том, как зачала, выносила и родила младенца ее родственница, до преклонного возраста считающая себя бесплодной. Этим ангел хотел доказать безграничные возможности Господа и успокоить Марию. Будучи послушной и праведной, девушка согласилась с Божьей волей и зачала ребенка.

Интересно, что, узнав о беременности своей жены, Иосиф подумал о ее неверности. Он решил, что девушка нарушила обет невинности, и предложил ей покинуть его тайно, под покровом ночи. Однако во сне к нему явился ангел, рассказавший всю правду о зачатии Сына Божьего, и повелел мужчине охранять свою жену и заботиться о ней.

Важность Благовещения Пресвятой Богородицы заключается еще и в том, что до этого момента человечество не получало от Господа благих вестей. Последними слышали волю Творца Адам и Ева, но последующие поколения были лишены этой благости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector