Храм василия блаженного (покровский собор), москва

История строительства собора

2 октября 1552 г. казанские походы царя Иоанна Грозного увенчались успехом. Казань пала и Казанское ханство оказалось в составе Московского государства. Это произошло на следующий день после Покрова. В течение всей военной кампании на Красной площади строились деревянные церкви, где прославлялись военные победы над татарами. Грозный повелел собрать «походные» храмы вместе и воздвигнуть в центре Москвы каменный собор.

Первоначально храм построили деревянным и освятили 1 октября 1554 г. Через несколько месяцев на его месте заложили каменный собор, законченный к концу лета 1561 г. Имя зодчего, создавшего проект и осуществившего его реализацию, до сих пор точно неизвестно. Историки выдвигают три версии, каждая из которых имеет право на существование.

Часть исследователей полагает, что храм Василия Блаженного построил псковский каменщик Постник Яковлев, которого часто называли Бармой. Другие считают, что Барма и Яковлев – это разные люди и оба они принимали участие в строительных работах. Наконец, третья версия заключается в том, что собор строил итальянец. Опыт подобного сотрудничества у Московского государства уже был: во второй половине XIV в. Аристотель Фиораванти работал над Успенским собором, а Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари – над Грановитой палатой.

Первоначально собор содержал лишь девять церквей, но в 1588 г. к нему пристроили десятую. Ее освятили в честь Василия Блаженного. Московский юродивый обладал даром предвиденья и совершил множество чудес. Иоанн Грозный боялся Василия Блаженного, справедливо считая его «провидцем сердец и мыслей человеческих». В 1588 г. Блаженный был канонизирован, и десятая церковь появилась на месте его погребения.

В конце XVI в. взамен утраченных при пожаре главок на соборе установили новые фигурные купола. Шатровую колокольню пристроили в 1670-х гг., тогда же появился придел над могилой Иоанна Блаженного. Он был похоронен на Красной площади в 1589 г.

На протяжении существования собора многократно случались реставрации. Чаще всего ремонтные работы становились следствием пожаров, которые бушевали в Москве в те годы очень часто. Например, в 1737 г. храм Василия Блаженного практически полностью выгорел после Троицкого пожара. Масштабная реконструкция была проведена в конце XIX в., когда укрепили полы в церквях и украсили витражами ризницу.

После революции храм передали музейному ведомству, а после победы в Великой Отечественной войне начали восстанавливать. Реставраторы обнаружили под слоями краски росписи XVI в., имитирующие кирпич, и вернули наружным стенам храма первоначальный облик. Последняя кампания по ремонту сооружения пришлась на 2001 г. В результате интерьеры десяти церквей собора были восстановлены, икона Покрова Богородицы реставрирована и в храме теперь проходят богослужения.

Церковь Покрова Богоматери

После осмотра подклета, мы поднялись по узкой секретной лесенке наверх. Наверху посетителей ждет самое интересное – 8 церквей, непохожих друг на друга, объединенных в единый собор. В центре находится Церковь Покрова Богоматери с потрясающим иконостасом. Признаться, честно, подобный иконостас я не видела никогда. Высота церкви — 47,5 метров. Долгое время она оставалась самым высоким строением в Москве.

Церковь Покрова Богоматери

Церковь Покрова Богоматери

Церковь Покрова Богоматери

В центральную церковь ведут три не похожих друг на друга портала, оформленные резьбой по кирпичу.

Порталы

История

Версии о создании

Версии о создании

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана
Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько
версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был
известный псковский
мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко
известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба
участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела.Шаблон:Нет АИ По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее —
значительная часть сооружений
Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль,
сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Vkontakte User @ Vkontakte

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены
по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить
подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он
не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после
строительства собора участвовал в создании
Казанского кремля.

Собор в конце XVI — XIX вв.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного,
для устройства которой в северо-восточной части собора были
заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь
представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен
первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного
пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли
существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую
галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами
возвели крыльца, украшенные шатрами.


Saint Basil’s Cathedral — Jorge Lascar @ Flickr

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.

Реставрация

Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили
Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём
проводились ремонтные работы. На протяжении более чем
четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли
его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.

В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя
архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились
работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так
называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные
ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины
II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В
1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор
С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные
работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и
А. А. Желябужский.Шаблон:-1

Советские годы. Музей

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников
культуры, взятых под государственную охрану, как памятник
национального и мирового значения. С этого момента началась его
музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В
послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во
многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже
внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал
порядок в соборе.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов.

В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом
Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. В
середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал
разрушения. Cразу же после войны приступили к систематическим
работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день
празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел
широкую известность не только в России, но и далеко за ее
пределами.

С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании
музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в
храме были возобновлены богослужения.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Кто такой Василий Блаженный

Василий Блаженный был известным русским юродивым, жившим в Москве в эпоху Ивана Грозного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца — способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Так, например, он предсказал грандиозный московский пожар 1547 года, который уничтожил 1/3 столичных зданий и унес почти 2000 человеческих жизней.

Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам.

Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу.

Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения — кладбища у основания будущего Покровского Собора.

В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.

Архитектурный стиль

Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.

Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.

Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.

Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.

Интересные факты о соборе Василия Блаженного

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. В свое время священнослужитель пользовался особой любовью и уважением у москвичей. Его расстреляли большевики в 1918 г. за миссионерскую деятельность.

По этому поводу очевидцы рассказывали:

По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу.

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

А вот еще несколько интересных фактов о соборе:

  1. Через несколько десятилетий ему исполнится 5 веков, что делает его одним из древнейших соборов мира.
  2. Церковные службы во времена СССР в соборе Василия Блаженного не проводились. Вплоть до развала Союза он работал в качестве музея, как и многие другие древние храмы, например, Казанский собор в Санкт-Петербурге (см. 16 интересных фактов о Казанском соборе).
  3. Возведён он был всего за 6 лет, что в 100 раз быстрее, чем знаменитый Кёльнский собор в Германии, строительство которого отняло около 6 веков.
  4. Собор Василия Блаженного — народное название, а не официальное. А тот самый ров, что упомянут в оригинальном названии, исчез уже века назад.
  5. Чтобы внутри была правильная акустика, при строительстве собора в стены замуровали большое количество глиняных горшков, горловины которых направлены вовнутрь.
  6. Сейчас у собора Василия Блаженного десять куполов, но некогда их было целых двадцать пять.
  7. При строительстве в нём был обустроен потайной ход, соединявший собор с царской сокровищницей. Его случайно обнаружили около сотни лет назад.
  8. Во время Отечественной войны 1812 года Наполеон, войдя в Москву, повелел взорвать собор Василия Блаженного. Но погода не дала ему этого сделать — дождь намочил порох (см. 15 интересных фактов о войне 1812 года).
  9. Мощи Василия Блаженного, канонизированного после кончины, и по сей день находятся в соборе, который носит его имя.
  10. Сам Василий Блаженный прославился при жизни благодаря тому, что учил окружающих нравственности, подавая людям личный пример.
  11. Имя архитектора, построившего собор, до сих пор доподлинно неизвестно. Причём Иван Грозный, согласно легенде, после завершения строительства казнил либо ослепил его, чтобы несчастный архитектор никогда не смог построить ничего лучше.
  12. Фактически собор Василия Блаженного представляет собой одиннадцать церквей, объединённых в единый комплекс. А четыре из них посвящены святым, дни поминовения которых совпадали с днями важных сражений за Казанское ханство (см. 25 интересных фактов о Казани).
  13. До того, как Иван Грозный повелел построить каменный собор Покрова Святой Богородицы, на этом месте уже стояли деревянные церкви. Некоторые из них были возведены ещё в эпоху правления Ивана III Великого.
  14. Собор Василия Блаженного включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
  15. Официально он принадлежит не РПЦ, а Государственному историческому музею. Хотя богослужения в нём всё равно проводятся.

Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас

Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Во второй половине XVII века к комплексу была пристроена Шатровая колокольня.

Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Одна из самых почитаемых святынь храма – резная арка над захоронением Василия Блаженного.


Иконостас. Фото:igid.ru

Главная ценность собора – его уникальный иконостас, в котором собрано более четырех сотен икон XVI-XIX столетий, исполненных новгородскими и московскими мастерами церковной живописи. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором О. Чириковым.

Интерьеры

Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.

Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.

Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.

В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552–1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555–1561 годах зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме — 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже — во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.
  • Южная церковь — во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь — во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь — во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная — во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда — символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector