Храм усекновения главы иоанна предтечи

История храма

Он основан в 1685 г. на месте проведения традиционных купаний, посвященных Ивану Купале. Забава берет начало в языческом прошлом и, как утверждают священнослужители, похожа на любовную вакханалию, унижающую человеческую личность.

Озабоченное суеверными предрассудками населения духовенство, решило воздвигнуть здесь православную церковь, чтобы искоренить безнравственные традиции. Вместо перепрыгивания через костер, люди будут посещать храм, где им предстанет примером благочестия креститель Господень, Иоанн Предтеча.

С благословения Патриарха Иоакима началось строительство одиночного деревянного сооружения, без приделов. Завершилось оно быстро. Осенью того же года храм был освящен.

В 1714 г. было решено возвести каменное здание церкви, а деревянное сломать. Значительный вклад в это внесли пожертвования некоторых состоятельных прихожан. Но Петр I, желавший быстрее отстроить Санкт-Петербург, запретил строительство в камне во всей Российской империи, и работы приостановили.

Возобновились они только в 1728 г., после отмены царского указа, и продлились несколько лет. В связи с чем, настоятель храма попросил у Синода разрешение на строительство утепленного придела. Прошение было одобрено. У церкви появился придел, который освятили в честь Иоанна Воина.

Скромное, сдержанное здание в средневековом стиле достроили в 1734 г. Вид его не изменялся 70 лет. В 1804 г. произошел пожар, где пострадала колокольня. Через 2 года, на средства купца и церковного старосты Резанова, началось возведение трехъярусной колокольни, длившееся 4 года.

Храм Рождества Иоанна Предтечи довольно мирно существовал на Пресне, не подвергаясь лишениям, разгрому и глобальным реконструкциям. В 1828 г. по проекту известного архитектора была построена трапезная, а спустя 15 лет, на средства доктора медицины М.Я. Мудрова возвели еще один придел, во имя Премудрости Божьей, Софии.

Богослужения проходили и при власти Советов. Храм не был закрыт или преобразован под хозяйственные помещения, не подвергался осквернению. Заслугу чему приписывают Алексию Флерину, являющемуся настоятелем вплоть до 1937 г. Но 1 раз храм все-таки ограбили.

Это произошло в 20-х гг. XX века, во времена бесчинства и грабежей, закамуфлированных под конфискацию имущества во имя простого люда. Вынесли золото, серебро, мелкий жемчуг, рубин и бриллианты. А в 1930 г., когда официальные власти, продолжавшие антирелигиозную пропаганду, активно уничтожали церкви, вандалы сорвали колокола, повредив при этом ступени на крыльце.

В остальном он не пострадал. Прихожане исправно посещали храм, вносили пожертвования. Их стараниями он обновлялся, проводились реставрации и ремонт. Приход значительно увеличился, расширилась трапезная. Вскоре храм стал очень почитаемым, к нему съезжались верующие из разных городов.

Тайные знаки

В строительстве храма Посник заключил не открытую до сих пор тайну. При реставрации свода главного купола обнаружили изображение спиралевидного круга, похожего на свастику, выложенного красными кирпичами. Точно такая же и в Покровском. Объяснение звучит не очень убедительно: символ изображает Христа, вечное движение человека к Богу. На деле круг и спирали имеют более глубокое сакральное значение. По окончании работ изображение почему-то закрасили.

Ещё один секрет: храмовые полы из надгробных плит. На некоторых сохранились и читаются обрывки надписей и дат. А ведь в средние века за такое кощунство могли посадить на кол.

Современность

Сегодня церковь на Пресне — одно из самых посещаемых культовых религиозных мест столицы. После падения советского режима духовная жизнь российского общества начала возрождаться очень быстрыми темпами. Иоанновская церковь активно реставрировалась и обновлялась. В 90-е годы провели следующие работы:

  • провели капитальный ремонт крыши с заменой перекрытий и кровли;
  • обновили позолоту на крестах;
  • возобновили работу колокольной звонницы, вернув на неё старые малые и новый большой колокола;
  • вернули на свои места иконы, украшающие главный фасад (образы святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца);
  • отреставрировали иконы в нишах южного и северного фасадов;
  • удалили загрязнения со стен и сводов церковных залов.

Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).

Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.

Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.

Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.

Итак, сначала о монастырях.

Герой нашего времени

Немного дорожной философии перед сном.

С увеличением скорости мы незаметно начинаем терять что-то невыразимое, но очень значимое. Мы живем в ограниченном пространстве… Оно ограничено какой-то локацией, в которой мы как-то действуем. Здание, парк, город… И иногда мы переносимся в другую локацию. Прыгаем в машину/метро/самолет, вставляем в уши наушники/утыкаемся в телефон/затягиваемся сигаретой/засыпаем — и перепрыгиваем через десятки/сотни/тысячи километров, «проскакивая» это пространство. Такая условная «телепортация».

Вело-дзен. Привал

        И не задумываемся — что там, между «локациями» и есть-ли вообще? Не важно — нас не касается. Там может кто-то жить/страдать/любить/плакать/смеяться/умирать, там может светить солнце/идти дождь, там может быть день/ночь… Или с таким-же успехом там может быть пустота. Мы как в компьютерной игре — прыгаем между островками локаций, пространство между которыми занимают вращающиеся песочные часы…

Вело-дзен: Тихие заводи

Мы начинаем стремиться к мгновенному результату, пропуская этап труда. Получить как можно быстрее. Пойти купить, если сломалось — выкинуть и купить новое. Оказаться мгновенно там, где хочется — а если оказаться там требует труда и упорства, взять цель ближе. И если мы ждем кого-то — он должен поторопиться, потому что через час наши приоритеты изменятся.

Мы забываем что такое долгое ожидание, мы забываем про напряженное упорство.

Я буду долго гнать велосипед

Вело-дзен: как оно есть

К чему это долгое вступление… Я наконец сделал то, что давно собирался — трехдневная поездка на велосипеде из одной локации в другую. 300 км.

Времени на подумать было немного — три дня. Три дня я «сшивал» пространство между локациями, проживая каждый метр. Три дня я наполнял реальность между локациями физическим трудом. Как натаскать воды в озеро ведром… И три дня меня ждали как, наверное, ждут моряков… И долгое ожидание — это тоже труд. И это ожидание тоже сшивало пространство. Понимаю что три дня по населенным местам — это примерно «ни о чем» для опытных туристов. Но туризм — это история о другом. Поход как правило — само по себе действие в обширной локации «лес»/»горы»/»река». Ты быстро перемещаешься в эту локацию и начинаешь там жить и действовать.

Вело-дзен: в путь

 Осмысленное перемещение между локациями — это другая история. История про целый и неразрывный мир, история про ожидание, история про упорное движение к ожидающим тебя людям. В эти три дня стал понятней «Ночной полет» Экзюпери… Он и до этого был понятен на уровне сознания, но теперь он стал ближе и по ощущениям.

Василий Григ

Просмотрено 230 раз

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Архитектурный ансамбль собора

Архитектурный ансамбль храма составляют:

  • Здание церкви с приделом в честь Иоанна Воина.
  • Трапезная с приделом в честь Премудрости Божьей, Софии.
  • Колокольня.

Кроме того, отдельно стоит хозяйственная постройка, в которой обустроили кухню, столовую и санузел. Скромное здание церкви почти не имеет украшений. Расписаны только боковые ниши главного входа и оконные проемы трапезной. Окна храма украшены белоснежными полукруглыми наличниками, которые еще больше подчеркивают праздничный вид ярко желтого здания.

Семейная пара ландшафтных дизайнеров, регулярно посещающая храм Рождества Иоанна Предтечи, разбила на его дворовой территории красивейший сад. Проект по озеленению супруги создали и реализовали своими силами и на свои сбережения. Высаженные растения они гармонично совместили с разбросанными кое-где деревьями и кустарниками.

Их проект включает много символических элементов. Приветствует посетителей колючая слива, предупреждающая о последующем наказании за грехи. По центру они проложили яйцеобразную дорогу, означающую зарождение новой жизни. В тени 7 туевых деревьев, расположили беседку, позади которой высадили терн, напоминающий о страданиях сына Божьего, Иисуса Христа.

К беседке по обе стороны примыкают кусты белого кизила – по 3 шт. с каждой стороны, — имитируя шестикрылого Серафима. Клумба с белыми лилиями – символ чистоты и невинности. Отсутствие возможности разбить пруд не остановило дизайнеров, и они составили его из растений. В соседстве друг с другом они создавали вид водной глади.

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите Его, вси людие.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Либерия

В летописях есть слабые указания на то, что незадолго до смерти Иван Грозный спрятал на территории Коломенского свою знаменитую библиотеку.

Царь очень любил эти места. Москвовед И. Стелецкий, положивший жизнь на ее отыскание, в 1933 г

обратил внимание на возвышенность между обрывом, над которым стоит Предтеча, и берегом реки. Выяснилось, что это отвалы песка, между тем как окружающие почвы представляет суглинок

Без сомнения, когда-то здесь проводились крупные земляные работы. Начав раскопки, на глубине 7 метров, Стелецкий обнаружил каменную кладку. Работы велись на территории старого кладбища, поэтому их пришлось свернуть по требованию местных жителей. Находка ученого не говорила, что за кладкой прячется сокровище, но предполагала о подземных сооружениях близ древнего храма, вход в которые мог начинаться внутри его.

Для богослужения Предтечу открыли в 1992 г. Службы проходят по расписанию, в выходные, но не каждую неделю. Так что попасть внутрь не просто. А посмотреть снаружи – всегда пожалуйста!

Реклама:

XIX век

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).


1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове основана в 1529 годы

Церковь в Дьякове основана в 1529 годы. Но более современное здание храма по разным исследованиям датируется с 1529 по 1570 годы.

1529 — 1570
период основания церкви в Дьякове

К сожалению, архитекторы строительства Дьяковской церкви неизвестны. По некоторым предположениям, говорят, что это были Барма и Постник.

Но если присмотреться к самому храму, то можно увидеть, что его архитектура очень схожа  с архитектурой храма Покрова на Рву на Красной площади.

Именно по этому храму и судят, что это были те самые архитекторы, что строили храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Барма и Постник — известные архитекторы 16 века. По некоторым предположениям, им приписывают строительство храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи,  в селе Дьяково

По другой же версии, утверждают, что архитекторами храма были итальянские зодчие.

Храм был возведен на том самом месте, где великий князь Василий третий узнал о зачатии сына — будущего царя Ивана Грозного, после возращения с охоты.

В самом начале храм был предназначен для Царя и царского двора. Есть некоторые исторические свидетельства, в которых сообщается о конкретных случаях присутствия царских особ на богослужениях в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Но уже с конца 17 века храм постепенно перешел в разряд приходских храмов.

На территории храма в Дьякове находится кладбище, на котором старинные надгробия

К началу 20 века стали вноситься некие существенные изменения, чтобы постараться приблизить храм к его первоначальному виду. Была снесена паперть, боковые галереи были сужены.

Также следует сказать, что на территории храма расположено кладбище. На нем размещены до 80 исторических белокаменных надгробий, которые когда то были привезены из разных мест как в музей.

Самое древнейшее надгробие относится к 14 веку.

Ограда самого кладбища была построена в начале 20 века настоятелем храма Сергием Воскресенским.

На кладбище похоронен известный фотограф Барщевский, первый человек, начавший систематически фотографировать московские храмы. В августе 2014 года за алтарем был сооружен трехметровый деревянный крест в память всех священнослужителей  и мирян, которые были погребены на этом кладбище.

Фотограф Барщевский — самый первый человек, который начал фотографировать московские храмы. Этот человек  похоронен на кладбище в селе Дьяково

Кладбище имело большую протяженность, оно разрослось довольно далеко за его ограду. Простиралось на сотни метров вдоль улицы, но в настоящее время все эти захоронения была удалены.

В настоящее время в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи служил игумен Алексий, который был пострижен в монашество в 2000 году архимандритом Алексием Поликарповым. Он же и считается настоятелем храма в Дьякове. А также иерей Зыков Евгений Борисович.

Алексей Поликарпов — настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

В настоящее время утренние богослужения бывают по расписанию по субботам, Престольным и великим праздникам. Расписание богослужений обновляется каждый месяц, его можно уточнить на официальном сайте храма.

Начало богослужений в 8:00, а вечерние в 18:00.

В храме находятся такие святыни, как икона Честной Главы Иоанна Предтечи на блюде, Казанская икона Божией Матери и икона Священномученика Сергия Дьяковского.

Схема проезда к храму:

Информация для посетителей

С 1995 г. духовенство храма занимается духовным наставничеством пациентов больницы №19.

Церковью организовано множество программ общения. Есть молодежный клуб, проводятся курсы по основам веры и воскресная школа, имеющая 15 л. стаж работы. Для желающих проявить себя в благотворительных делах, создана социальная служба помощи нуждающимся.

Беседы на вероучительных курсах проходят в 7 ч. вечера во вторник и в 3 ч. дня в субботу. По субботам, после Всенощного бдения, проводятся религиозные беседы по библейским сюжетам и о преодолении человеческих страстей.

Созданный для искоренения языческого культа в обществе, храм Рождества пророка Иоанна Предтечи, легко справляется со своей миссией. Он избежал разрушений, грабежей, закрытия, словно сам Господь охраняет его, дабы он продолжал свое благое дело и избавил души людей, живущих на Пресне от искушения дьявола.

Оформление статьи: Владимир Великий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector