Церковь вознесения господня в коломенском в москве

Содержание:

Что посмотреть в Коломенском

Выставка деревянного зодчества

Экспонаты для музея собирали по всей России. В числе достопримечательностей фрагмент защитного сооружения Братского острога. Казаки построили эту башню на Ангаре в середине XVII века. На несколько лет моложе два других экспоната: церковь Георгия Победоносца из Архангельской области и проездная башня Николо-Корельского монастыря. Благодаря стараниям первого директора Петра Барановского в подмосковное село перенесли Моховую башню из Сумского острога и домик Петра I с берегов Северной Двины.

Церковь Вознесения

Первый шатровый храм в России. Возведён в 1532 году. Высота башни — 62 метра. Если вы не были в Коломенском, то наверняка видели церковь в сериале «Гардемарины, вперёд». Эпизоды в монастыре игуменьи Леонидии снимали именно тут.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Всего в России сохранилось два многостолпных храма XVI века. Первый — храм

Василия Блаженного на Красной площади. Второй — Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. Она построена в 1580 году. Недавно отреставрирована. Сейчас в церкви регулярно проходят богослужения.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Пятиглавая церковь построена в 1653 году. В ней хранится икона «Державная» — одна из самых почитаемых в России. Особенно среди монархистов. По легенде, её нашли в подвале церкви Вознесения в день, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Водовзводная башня

Здание высотой 40 метров построено во второй половине XVII века для поставки воды в царскую резиденцию. Сейчас здесь находится музей, рассказывающий об истории водоснабжения.

Передние ворота

Главный въезд в царскую резиденцию построен в 1671 году. Раньше с двух сторон от ворот были установлены деревянные фигуры львов. Вот только были они необычные. В отведенное время из пасти львов раздавался громкий рык. Звук создавало «органное устройство», которым управлял часовой механизм.

Дьяково городище

В 1864 году на юге Коломенского нашли следы старинных строений. Проведя раскопки, учёные обнаружили, что это самое древнее поселение человека, найденное на территории нынешней Москвы. Дьяково городище появилось в V—IV  веке до нашей эры. Поселение окружал земляной вал. Жители занимались скотоводством, земледелием и собирательством.

По имени этого городища учёные назвали археологическую культуру Дьяковской. Она описывает жителей раннего железного века на территории современной центральной России.

Интересные факты

В 20 в. на ул. Неждановой часто поселялись певцы, актёры, композиторы, в том числе очень известные, многие учёные и общественные деятели. Возможно, просьбы знаменитых и признанных мастеров в 30-е гг. помогли сохранить храм открытым.

Его особое положение позволило уберечь множество святынь из разрушенных окрестных храмов, например, икону «Взыскание погибших», перед которой в храме Рождества Христова в Палашах венчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Храм этот разрушен в 30-е гг., а чудотворный образ в левом клиросе храма по-прежнему даёт утешение и надежду огромному числу людей.

Существует рассказ о некоем московском жителе, которому раньше принадлежала икона. После смерти жены он один воспитывал двух подрастающих дочерей и возносил молитвы за девочек перед этой иконой. Когда дети выросли, он получил во сне указание, и, следуя ему, передал икону в храм.

Во время наполеоновского нашествия многие московские святыни были разграблены, а пожар при оставлении Наполеоном Москвы уничтожил то, что не взяли мародёры. Но икона «Взыскание погибших» не была утрачена, хотя и пострадала. Реставрировал её Т.Г. Мягков.

В 1981 г. возле почитаемой иконы вспыхнул пожар от непотушенной свечи, но обгорел только киот, сама же икона осталась почти невредимой.

Во всех войнах, эпидемиях, пожарах, в страшных социальных потрясениях Церковь Вознесения сохраняла своё значение духовного центра Москвы. Протоиерей Артемий Владимиров вспоминает неформальные вечерние беседы в конце 80-х, которые устраивал владыка Питирим на улице Неждановой. Это были чтения Священного Писания с подробным разбором и толкованием.

Присутствовавшие там священники по очереди комментировали строки текстов, постигая смысл Книги. О. Артемий в начале своего служения получил редкую возможность учиться у владыки, а позже уже проводил эти чтения сам.

Подобное мероприятие, также при поддержке владыки Питирима, в течение многих лет проводил другой священник, Владимир Ригин. Он собирал прихожан для чтения Феофана Затворника, находя у него много полезного для правильного устроения духовной жизни.

Оформление статьи: Мила Фридан

Памятные места

На заповедной территории Государева двора можно увидеть памятный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права, челобитный столб XVII века, домик Петра I – это единственная в Москве деревянная постройка, в которой жил великий реформатор России.

Домик был построен в мае 1702 г. на острове в устье Северной Двины, здесь останавливался царь Петр I во время возведения Новодвинской крепости, защищавшей Архангельск от шведов. В 1934 году домик был перевезен в Москву.

В XX веке на территорию Коломенского из разных мест России были перевезены редкие памятники деревянного зодчества – в северо-восточной части заповедника в 2008 году был создан музей деревянного зодчества.

Коломенское было одним из любимых мест государевой охоты, царь любил соколиную охоту. На Соколином дворе открыта экспозиция, посвященная одной из любимейших потех царя Алексея Михайловича – соколиной охоте, лучшей в Европе того времени. Здесь в вольерах можно полюбоваться ловчими птицами – соколами и ястребами, узнать об искусстве дрессировки хищных птиц, истории соколиной охоты на Руси. Царь приезжал в село и на зимнюю потеху – в окрестных лесах водились лоси, волки, лисицы, зайцы, дикие утки.

Важнейшей частью Государева двора были Казанский и Вознесенский сады, любимые царями, они давали летом покой и прохладу.

Здесь можно заказать самую интересную Экскурсию в Москве

В шести садах на территории Коломенского росли плодовые деревья – яблони, груши, белая, красная и черная вишни, кусты малины, крыжовника, смородины. В Казанском и старом Большом садах были посажены кедры, два дерева грецкого ореха, две пихты. В Вознесенском саду растут древнейшие дубы – их возраст около 600 лет, в аптекарском огороде выращивали лекарственные растения.

Голосов овраг:

Лестница от Москвы-реки к церкви Вознесения:

Музей-заповедник Коломенское сохраняет не только архитектурный ансамбль, но и памятники природы, исторического ландшафта, уникальной исторической и природной среды государевой подмосковной усадьбы, он остается настоящей жемчужиной русской старины.

Посмотрите небольшой видео-рассказ.

Над чем до сих пор ломают голову историки

А может, всё было так?

Теперь о загадках. Хотя церковь построена почти 500 лет назад, в годы с 1528 до 1532, до наших дней среди историков не умолкают споры о точной дате её постройки, о том, в каком же году всё-таки состоялось начало её строительства. Одни историки утверждают, что храм посвящён радостному событию: рождению у царя Василия третьего долгожданного сына. То есть будущий Иван Грозный уже появился на свет, и в его честь возвели храм.

Но такое объёмное строение в те годы просто физически не смогли бы построить всего за 2 года, прошедшие со дня рождения Ивана (вспоминаем уроки истории), с 1530 года. А достоверно известно, что церковь Вознесения в селе Коломенском была полностью построена и в торжественной обстановке освящена в 1532 году.

Личная жизнь царя

Вот поэтому существует ещё один вариант тех далёких событий. Строительство началось ещё за 2 года до рождения младенца, и у храма было несколько другое предназначение. Да, оно связано с рождением ребёнка в царской семье, но… Изначально храм планировался как молельный, в нём молились о рождении наследника у царственной супружеской четы.

А дело было в том, что на царя Василия была наложена двухгодичная епитимья. Это церковное наказание русский царь получил за двоеженство. Потому что первая жена Василия за 20 лет их совместной жизни не родила ему ни одного ребенка, и царь отправил её за это в монастырь. А сам, по-быстрому, нашёл себе другую. Вот так и получилось, что царь оказался двоеженцем — всё могут короли!

Хотя монастырь — это ещё не худший вариант. Если учесть, что на Руси брак мог быть расторгнут только в случае смерти одного из супругов, то угадайте, кто бы это мог быть из двух царственных особ? Ну, уж никак не муж. Он же царь…

Так вот, Василий женился во второй раз. А за первую женитьбу на него и была наложена епитимья.

Церковь Вознесения в Коломенском

Домовой церковью московских князей и царей на весь 16 век стал храм «Вознесения Господня в Коломенском», архитектором которого был, предположительно, выходец из Италии, прозванный на Руси Петроком Малым.

В сочетании с русскими традициями, всего на одно 16 столетие появилось на Руси совершенно уникальное явление – ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО! Самым известным примером которого является «Покровский Собор» на Красной Площади, прозванный в народе «Храмом Василия Блаженного».

А «Церковь Вознесения в Коломенском» является самым ПЕРВЫМ из сохранившихся и поныне архитектурным шедевром этого особенного, русского стиля!

Церковь Вознесения в Коломенском.

Заложен храм был в начале 16 века московским князем Василием III, отцом будущего Ивана Грозного, предположительно, как молельный о даровании сына — Наследника Престола, или через год, когда уже Наследник появился.

«… бе же церковь та вельми чюдна высотою красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» — такую хвалу воздаёт храму летописец. И Вы взгляните на этот великолепный, украшенный строгой, перекрёстной, белокаменной резьбой, шатёр! Под ним несколько рядов длинных пилонов и русских кокошников, но не золотых, как во многих русских церквях, а серых, металлических, органично и строго вписывающихся в общую композицию белокаменного строения, которое опоясывает высокая подклеть церкви с галереей.

В наши дни, церковь поделена музеем и храмом на две части и обе можно посетить, поднявшись   по высокой, опоясывающей храм широкой лестнице.

Ещё в эпоху глубокого Средневековья, в 13 веке, несколько семей из города Коломны, спасаясь от хана Батыя и нашествия его монгольских орд, по реке приплыли под тогдашнюю Москву и обосновались там. А сельцо своё назвали в честь родного города — Коломенским. «Они разложили здесь свои сады и огороды…»

За 150 лет село Коломенское обросло причудливыми теремками и церквями, и вот уже в 14 веке впервые оно упоминается в летописи московского князя Ивана Калиты. А с 15го становится так называемой Подмосковной всех московских князей.

В 16 же веке, в эпоху шатрового зодчества на Руси и появляется этот великолепный храм на живописнейшем склоне Москвы реки. Место сие на высоком склоне холма само по себе символизирует Вознесение Господне!

Здесь мы наконец-то отходим от традиционной византийской системы построения, когда купол зиждется на равностороннем греческом кресте. А уже в 17 столетии, при Церковном расколе и реформе патриарха Никона шатровые церкви строить на Руси запретят.

16 век так и останется эпохой шатрового зодчества на Руси, А Церковь Вознесения в Коломенском – первым и самым уникальным Шатровым храмом!

Сейчас же Коломенское – это часть Москвы, до которой несложно добраться в любой день и на любом транспорте, в любом составе семьи!

Тут растут и самые старые дубы Москвы, и огромный яблоневый сад, есть и «Аптекарский огород»! Сюда привезены и пушки, участвовавшие в сражении со шведами под Полтавой! Тут находятся Целебные родники, около одного из которых, по преданию, Георгий Победоносец бился со змием! Здесь же возведён и храм – звонница Георгия Победоносца. Несчесть здесь и храмов любых времен! Вокруг некоторых положена воссоздающая улочки тех времён брусчатка. А есть в глубине сада и небольшие деревянные церковки, где, прямо на траве, их издавна облюбовали одинокие студенты и школьники   — художники, есть здесь и музеи!

Дорогие родители! Если Ваши дети устали в музее, то помните: любой человек за 20 «музейных» минут устаёт чисто физически и должен передохнуть сидя или же бегом, это уж по Вашему усмотрению на данный момент: погоду, место, возраст, пожелания, состав семьи (лучше, всё-таки, не больше 9 человек). А в Коломенском есть возможность любого из видов отдыха. Так что, отдохните через 20 минут и вы сами.

В подклети храма Вознесения до сих пор сохранена часть той древней кирпичной кладки. Ведь храм поначалу был кирпичным. Здесь, в подвале, в начале 20 века была найдена икона Богоматери «Державная», находящаяся ныне в соседней Церкви иконы Казанской Богоматери.

Коломенская верста

Так называют человека очень высокого роста, верзилу.

В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает…

Фотографии автора.

Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»

В субботу 23 февраля в нашем киноклубе состоится показ художественного фильма «Излечить страх» о жизни и подвиге святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, удивительного человека, врача, хирурга, ученого, исповедника.

Начало показа в 15-15 (в зале на первом этаже нашего храма). Приглашаем всех желающих!

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла: «Продюсеру кинокомпании «Патриот-фильм» Олегу Сытнику и творческому коллективу фильма «Излечить страх».

Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену

Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке

Подробнее: ФИЛЬМ О СВЯТИТЕЛЕ ЛУКЕ КРЫМСКОМ

Впервые об отце Мелетии мы узнали из хранящегося в Государственном Архиве Российской Федерации  следственного Дела настоятеля Казанского храма в Котельниках священномученика Вячеслава Занкова. Осенью 1937года на допросе в Таганской тюрьме отец Вячеслав  ответил, что вместе с ним в Казанском храме служили монахи Мелетий и Вадим, фамилии которых он не назвал.

В какие бы архивы мы не обращались, нам  не удавалось выяснить их судьбу, поскольку не знали ни их имен, ни возраста. Но промыслительно сложилось так, что к 1000-летию празднования русского монашества на Святой Горе Афон стали выходить в свет первые тома 25-ти томной серии книг «Русский Афон».

Важно

Во втором томе этой серии, «Монахологии»,  приводятся биографические сведения обо всех русских монахах, когда-либо подвизавшихся на Святой Горе.

 Мы конечно понимали, что это – соломинка, но все же в надежде, что разыскиваемые нами монахи могли прежде служить на Афоне, выписали из этой книги всех монахов с именем Мелетий и Вадим и, получив разрешение на доступ в отдел репрессированных,  отправились в ГАРФ. И чудо произошло.

Подробнее: 13 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АФОНСКОГО СТАРЦА, ИЕРОМОНАХА МЕЛЕТИЯ…

Священномученик Димитрий Смирнов родился в 1868 году в селе Чернеево Дмитровского уезда Московской губернии.

После окончания в 1883 году Звенигородского Духовного училища он несколько лет проживал вместе с родителями в селе Троицком Одинцовского района Московской губернии. Его отец – Василий Тимофеевич Смирнов (47 лет прослуживший священником) был настоятелем Троицкого храма.

Здесь в Троицком в 1874году в семье отца Василия родился ещё один сын – Всеволод, впоследствии тоже ставший священником и священномучеником.

     130 лет назад, в апреле 1889 года, Дмитрий Васильевич  Смирнов приехал в Котельники и потом 21 год служил  псаломщиком в нашем храме Казанской иконы Божией Матери.  

Подробнее: Священномученик Димитрий Смирнов

Выдающийся труженик на ниве церковной, апостол Христов нового времени, святитель Макарий родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии.

Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб, поэтому в этот  же день был крещен с именем Михаил,  в белой крестильной рубашке положен под святые иконы и по молитвам родителей младенец остался жить.

Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения.

Совет

Особенно ухудшилось положение, когда сгорел их дом и многодетная семья вынуждена была жить в тесной церковной сторожке. 

Подробнее: Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Церковь Вознесения в селе Коломенском

Одним из шедевров русского зодчества этого ансамбля является Церковь Вознесения Господня, уникальный памятник архитектуры, построена в 1532 году.

Согласно преданию, церковь была возведена в честь рождения у великого князя московского Василия III долгожданного наследника престола, княжича Ивана, будущего первого русского царя Ивана IV Грозного. Церковь Вознесения в Коломенском – самое высокое архитектурное сооружение своего времени на Руси, высота храма – 62 метра, это первая русская каменная шатровая церковь, впервые появляется конусообразное завершение “шатер”; толщина стен достигает 2,5 – 3 метра для обеспечения прочности и долговечности.

Праздник Покрова у церкви Вознесения:

Храм расположен на высоком берегу Москвы-реки. Церковь Вознесения была домашней церковью семьи Василия III, здесь на галерее находится кресло Василия III, с которого он наблюдал за потешными боями на противоположном берегу реки, отсюда открывается прекрасный вид на реку.

Высокая, устремленная в небо церковь, стоящая на крутом берегу реки, всем своим возносящимся обликом напоминает о Вознесении Христа – событии, которому посвящен праздник Вознесения Господня.

Вид на Москву-реку с галереи церкви:

В 1994 г. церковь Вознесения Господня в Коломенском была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник, имеющий мировое художественное значение.

Здесь же на Вознесенской площади расположено здание церкви Святого Георгия. Георгиевская колокольня XVI века с трапезной церкви Св. Георгия середины XIX века составляют единый комплекс Георгиевской церкви. Колокольня построена на месте древнейшего деревянного храма села Коломенского, служила звонницей церкви Вознесения Господня.

Рядом находится Водовзводная башня (1630 – 1640 г.) – уникальное сооружение русской средневековой архитектуры, построена по приказу царя Алексея Михайловича, она обеспечивала подачу воды для нужд Государева двора. Здесь размещена экспозиция с действующей моделью водоподъемного механизма.

Внутреннее убранство

Несмотря на внушительные размеры снаружи, внутреннее пространство невелико, ведь изначально церковь строилась для княжеской семьи, как домовой храм. Но великолепие внутреннего убранства заставляет забыть и о маленьких залах, и обо всем остальном.

Через множество окон струятся солнечные лучи и освещают и без того светлые стены. От этой игры света создается ощущение огромного простора. Уходящий ввысь шатер напоминает лестницу к небесам. Стены расписаны библейскими сюжетами в позолоте.

Иконостас в нынешние дни собран из икон, которые смогли уцелеть и сохраниться, ведь за все время существования храма его несколько раз реконструировали

Замечательная акустика позволяет голосам певчих переливами взлетать под купол и возвращаться прямо в души прихожан.

Церковь Вознесения в Коломенском селе сегодня, как и в год создания, продолжает изумлять своей грандиозностью, индивидуальностью и гармонией красоты. Оставаясь местом паломничества, своды храма дарят ощущения великого чуда и Божьей Благодати.

Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва

Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь — такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому. Немалое значение для истории страны приобрело и событие, в честь которого храм был воздвигнут.

Подмосковное село Коломенское, находившееся на южных подступах к столице, имеет длительную историю. По преданию оно было основано в середине XIII века жителями Коломны, которые были вынуждены бежать из родного города во время нашествия Батыя. В XIV-XV столетиях селом владели представители московской ветви династии Рюриковичей, потомки князя Ивана Калиты — Владимир Храбрый и Василий I. В дальнейшем Коломенское стало великокняжеской, а затем и царской загородной резиденцией — здесь строились жилые и хозяйственные сооружения, крепостная ограда, церкви. Особенно красиво выглядело Коломенское при царе Алексее Михайловиче. Тогда по соседству с каменными храмами на высоком берегу Москвы реки находился великолепный царский дворец, состоявший из множества нарядных теремов и палат разнообразной формы, связанных в единое целое причудливыми галереями, лестницами и переходами. Однако к моменту воцарения Алексея Михайловича церковь Вознесения стояла в Коломенском уже более века. Ее воздвигли в 1530—1532 годах при великом князе Василии III.

Непосредственно на выбор места закладки церкви повлияло наличие родника, бьющего из основания берега под церковью, прямо на продолжении продольной оси храма. Случайное совпадение здесь полностью исключено — на ключи всегда смотрели как на «чудо», им поклонялись с древнейших дохристианских времен. Старинная легенда гласит, что будто бы по дну оврага в Коломенском Георгий Победоносец гнался на коне за змием. Копыта коня ударяли о землю и под ними чудесно открывались родники с чистой водой, исцеляющей и глазные, и почечные болезни, и особенно бесплодие у женщин. И с тех пор женщины молились в Коломенском о даровании потомства.

Новая белокаменная церковь удивляла современников необычностью своей архитектуры. Однако точно установить имя зодчего, построившего этот выдающийся памятник, нельзя — предположительно, его построил итальянский архитектор Петр Францизск (Франческо) Анибал (в русских летописях — Петр Фрязин или Петрок Малый). По ряду версий, Петрок приехал с готовой идеей вертикальной композиции Вознесенской церкви, которая оттачивалась на образцах архитектуры разных стран: в первую очередь на образцах итальянских и лишь в последнюю очередь — русских. В пользу «итальянской» версии говорит декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, а также проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова). Ни арабские цифры, ни летоисчисление от Рождества Христова на Руси в то время не использовались.

Храм соединялся крытым переходом с дворцом

Кроме того, он имел важное оборонное значение сторожевой башни, с которой дозорные принимали из Подмосковья «телеграфные» огненные сигналы об опасности. С помощью факелов или зажженной бересты их передавали дальше — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого

Ведь именно с юга тогда грозила наибольшая опасность рубежам Москвы — татарские набеги.

Церковь Вознесения была построена из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения. Здесь же Иван Грозный мог принимать челобитные.

В 1917 в храме была обретена чудотворная икона Богоматери «Державной» — по сведениям, в тот самый день, когда император Николай II отрекся от престола.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

  • Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов.
  • Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе.
  • Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Сады в Коломенском

Неотъемлемой частью царской резиденции в Коломенском являлись фруктовые сады. На территории шести садов было высажено свыше тысячи яблонь, сотни груш, вишен, кусты малины, смородины, крыжовника и других плодовых культур. Помимо фруктов, государева загородная резиденция славилась заповедной дубовой рощей, где царь любил охотиться. Прекрасные сады есть и в современном Коломенском, во время весеннего цветения это место особо популярно у фотографов.

Помимо прогулки по садам Коломенского можно посетить усадьбу Пасечника, которая расположилась недалеко от Государева двора.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Заключение

При всей исторической и художественной ценности Вознесенской церкви, ее состояние в наши дни вызывает серьезные опасения. В стенах здания появились глубокие трещины, разделившие его на четыре отдельных блока. Образовались они, потому что церковь расположена на берегу, почва которого подвержена оползням.

Кроме того, в 70-х годах для уэффективнеения судоходства реки был проведен цикл работ, после которых уровень воды повысился. Из-за этого вблизи церкви образовались опасные промоины. Несмотря на всю опасность данной ситуации, серьезных мер для предотвращения обрушения здания принято не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector