Музей-заповедник коломенское фото парк, церковь вознесения в коломенском

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Звонница

Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.

В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.

Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.

Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Какие поминальные записки можно подать в нашем храме и чем они различаются?

В целом записки, подаваемые прихожанами за свечной ящик, делятся на две категории:

— разовые: к ним относятся записки «о здравии»(о живых) и «о упокоении»(о усопших). Их виды: простая записка, заказная записка (её ещё называют «обедня» или «заказная обедня») и

— длительные: поминовения на определённый срок: сорокоусты (на 40 дней) и поминовения на срок от месяца до года, также, разумеется, о здравии и о упокоении.

Простую записку читают в алтаре во время богослужения с молитвой о здравии или о упокоении поминаемых в ней людей. Поминовения на месяц, полгода и год отличаются от простых записок только сроком поминовения.

Заказная записка имеет принципиальное отличие. Священник поминает по именам людей, записанных в ней, на ПРОСКОМИДИИ. Проскомидией в данном случае называется поминовение людей с изыманием частиц из просфор в память о поминаемых крещёных членах Церкви, живых или мёртвых. Эти частицы изымаются с чтением поминальных слов,а затем на Литургии погружаются священником в Чашу со Святыми Дарами при произнесении молитвы: «отмый (т. е. очисть), Господи, грехи поминавшихся здесь», то есть священник просит Христа,чтобы Он Своей Кровью, пролитой за грехи мира, очистил от грехов всех тех, за кого и в память о ком вынуты из просфор частицы.

Проскомидия считается частью Литургии, однако читать заказные записки и изымать из просфор частицы в праздничные и воскресные дни священники начинают в алтаре накануне Литургии, за Всенощным Бдением, поэтому заказные записки лучше подавать накануне вечером.

Панихида служится в боковом приделе после каждой Литургии, кроме великих праздников. Панихидой называют особую усиленную молитву об усопших. На неё подаются отдельные записки, которые так и надписываются: «панихида». Эти записки в алтаре не читаются. Понятия «заказная» или «простая» панихида не существует.

Молебен с водоосвящением служится по субботним и воскресным дням в центральной части храма, кроме великих праздников. Совершение молебна всегда отражается в расписании (см. раздел «Расписание богослужений»). На молебен подаются отдельные записки с поминовением о здравии,которые надписываются: «молебен Господу благодарственный», «молебен перед такой-то иконой Божией Матери» или «молебен такому-то святому». Эти записки в алтаре также не читаются. Понятия «водосвятный молебен» и «заказной молебен» в нашем храме тождественны.

Обращение митрополита Ювеналия «Восстановим порушенные святыни»

В субботу 23 февраля в нашем киноклубе состоится показ художественного фильма «Излечить страх» о жизни и подвиге святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, удивительного человека, врача, хирурга, ученого, исповедника.

Начало показа в 15-15 (в зале на первом этаже нашего храма). Приглашаем всех желающих!

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла: «Продюсеру кинокомпании «Патриот-фильм» Олегу Сытнику и творческому коллективу фильма «Излечить страх».

Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену

Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке

Подробнее: ФИЛЬМ О СВЯТИТЕЛЕ ЛУКЕ КРЫМСКОМ

Впервые об отце Мелетии мы узнали из хранящегося в Государственном Архиве Российской Федерации  следственного Дела настоятеля Казанского храма в Котельниках священномученика Вячеслава Занкова. Осенью 1937года на допросе в Таганской тюрьме отец Вячеслав  ответил, что вместе с ним в Казанском храме служили монахи Мелетий и Вадим, фамилии которых он не назвал.

В какие бы архивы мы не обращались, нам  не удавалось выяснить их судьбу, поскольку не знали ни их имен, ни возраста. Но промыслительно сложилось так, что к 1000-летию празднования русского монашества на Святой Горе Афон стали выходить в свет первые тома 25-ти томной серии книг «Русский Афон».

Важно

Во втором томе этой серии, «Монахологии»,  приводятся биографические сведения обо всех русских монахах, когда-либо подвизавшихся на Святой Горе.

 Мы конечно понимали, что это – соломинка, но все же в надежде, что разыскиваемые нами монахи могли прежде служить на Афоне, выписали из этой книги всех монахов с именем Мелетий и Вадим и, получив разрешение на доступ в отдел репрессированных,  отправились в ГАРФ. И чудо произошло.

Подробнее: 13 ФЕВРАЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 80 ЛЕТ СО ДНЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АФОНСКОГО СТАРЦА, ИЕРОМОНАХА МЕЛЕТИЯ…

Священномученик Димитрий Смирнов родился в 1868 году в селе Чернеево Дмитровского уезда Московской губернии.

После окончания в 1883 году Звенигородского Духовного училища он несколько лет проживал вместе с родителями в селе Троицком Одинцовского района Московской губернии. Его отец – Василий Тимофеевич Смирнов (47 лет прослуживший священником) был настоятелем Троицкого храма.

Здесь в Троицком в 1874году в семье отца Василия родился ещё один сын – Всеволод, впоследствии тоже ставший священником и священномучеником.

     130 лет назад, в апреле 1889 года, Дмитрий Васильевич  Смирнов приехал в Котельники и потом 21 год служил  псаломщиком в нашем храме Казанской иконы Божией Матери.  

Подробнее: Священномученик Димитрий Смирнов

Выдающийся труженик на ниве церковной, апостол Христов нового времени, святитель Макарий родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1835 году в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии.

Он был восьмым ребенком в очень бедной семье Андрея Парвицкого, причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Ребенок был очень слаб, поэтому в этот  же день был крещен с именем Михаил,  в белой крестильной рубашке положен под святые иконы и по молитвам родителей младенец остался жить.

Это было первое чудо в его жизни, отмеченной многими духовно незаурядными событиями. Благодатная помощь Божия и Покров Богородицы не оставляли его на протяжении всей его девяностолетней жизни. Многодетная семья Андрея Парвицкого испытывала тяжкие лишения.

Совет

Особенно ухудшилось положение, когда сгорел их дом и многодетная семья вынуждена была жить в тесной церковной сторожке. 

Подробнее: Житие святителя Макария (Невского; 1835-1926), митрополита Московского и Коломенского

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Сады в Коломенском

Неотъемлемой частью царской резиденции в Коломенском являлись фруктовые сады. На территории шести садов было высажено свыше тысячи яблонь, сотни груш, вишен, кусты малины, смородины, крыжовника и других плодовых культур. Помимо фруктов, государева загородная резиденция славилась заповедной дубовой рощей, где царь любил охотиться. Прекрасные сады есть и в современном Коломенском, во время весеннего цветения это место особо популярно у фотографов.

Помимо прогулки по садам Коломенского можно посетить усадьбу Пасечника, которая расположилась недалеко от Государева двора.

Белокаменная красота

Трёхэтажное здание имеет форму чуть вытянутого куба, стоящего на высоком подклете и увенчанного пятью куполами.

Его украшают арочные пролёты, дуговые перекрытия, пилястры и балконы, чередующиеся с окнами различной формы.

На одну из прогулочных аллей парка выступает крыльцо с оригинальной остроконечной крышей. Крыльцо с северной стороны одновременно является и основанием шатровой колокольни. Необычный план для зодчества того времени!

Когда-то внутреннее пространство храма сплошь было украшено богатыми коврами и тканями, иконы хранились в роскошных резных киотах.

По воспоминаниям современников, содержащихся в древних летописях, здесь для молящихся существовала своя иерархия: у каждого было своё, строго отведённое место. Царь с царицей восседали на празднично украшенных тронах, особо приближённые к царским особам произносили молитвы перед иконостасом, находящимся непосредственно в храме. Вся остальная свита молилась в помещении трапезной.

К сожалению, почти ничего из внутреннего убранства не сохранилось. Изначально на стенах не было никакой живописи. Около 2 десятков лет назад стены храма были расписаны. А 5-ярусный иконостас, появившийся не так давно, создан из икон, некоторые из которых сохранились с 17 века.

Появление храма в Коломенском

С давнего времени село Коломенское, раскинувшееся на берегу Москвы-реки, притягивало к себе московскую знать. Живописная деревня, скрытая от чужих глаз, в сосновом бору – служила отличным местом для охоты и отдыха именитых особ.

Не обделял вниманием Коломенское и князь Василий III. По легенде Московский князь долго не мог иметь сына

Долгожданный наследник появился, когда Василий был уже в зрелом возрасте. В честь крещения будущего русского царя и была построена Церковь Вознесения в 1532 году. Правитель настолько был впечатлен храмом, что окончание строительства праздновалось 3 дня торжественными пиршествами с присутствием самого князя и митрополита.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector