Храм богоявления господня в китай- городе москва

Святыни собора

Самая почитаемая святыня собора да и всей православной Руси — это мощи Московского митрополита Алексия, возглавлявшего русскую церковь в середине XIV века.

В конце 80-х годов в Богоявленский собор были перенесены для поклонения верующих такие святыни, как частица древа Животворящего Креста Господня, десница апостола Андрея Первозванного, частица мощей Святителя Николая Чудотворца.

В храме пребывают особо почитаемые образы Пресвятой Богородицы:

  • Млекопитательница, написанная на Афоне;
  • «Всех скорбящих радость»;
  • Тихвинская;
  • «Взыскание погибших»;
  • Казанская.

    Казанская икона Божьей Матери в Елоховском храме

Люди идут приложиться к образу Преподобного Серафима Саровского с частицей камня, на котором молился Преподобный и с частицей его облачения.

Никогда не иссякает поток верующих и к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери.

Читайте о других почитаемых иконах:

  • «Неопалимая купина»
  • «Непроходимая дверь»
  • «Нерушимая стена»

История храма

Первые воспоминания о нем датированы 1694 годом. До 1711 года это был деревянный храм с приделом в честь Благовещения. В 20-х годах 18 века было принято решение Петром 1 о перевоплощении храма в камень. Деньги были выделены из пожертвований царевны Прасковьи Ивановны. Летом 1731 года было произведено освящение храма.

Через пол столетия провели капитальную перестройку храма. в начале 19 века была возведена колокольня. Все последующие года собор периодически восстанавливали и занимались облагораживанием внешнего и внутреннего вида. Высота храма от фундамента и до креста на центральном куполе составляет 56 м. Вместительность храма рассчитана на 3000 человек.

Название храма тесно связано с А.С.Пушкиным. он был крещен в данном храме. А через столетие праздновался его юбилей. На входе даре разместили мемориальною доску о том, что в данном храме было проведено крещение над великим поэтом.

Полезные статьи:

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ОБИДНО?
Что делать когда обидно и когда не можешь справиться с обидой? Как-то оптинский старец Никон получил письмо с оскорблениями и руганью. У старца мелькнула мысль: «А кто это мог написать? От кого письмо? » Но он тут же взял себя в руки: «Никон, это не твое дело, не надо допытывать… Читайте далее

Как должна поступить мать, которая любит детей?
Я сегодня с одной маманей разговаривал, чувствую, она глазами хлопает, ни шиша не понимает. Дети выросли, обнаглели, не работают, не хотят учиться, за квартиру не платят, она их кормит. Как должна поступить мать, которая любит детей?
А ещё хамят, младший ей говорит: «А ты здесь �… Читайте далее

«Родительские проклятия действуют очень сильно».
Знайте, что проклятие, даже (просто) негодование родителей действуют очень сильно. И даже, если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у детей нет потом ни одного светлого дня в их жизни: вся их жизнь одно сплошное мучение. Потом такие де… Читайте далее

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!!! ДО СЛЁЗ, ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ!
Жил в старой деревне отшельник-горбун,
Его опасались, его не любили.
Шли слухи о нём, будто он — злой колдун,
И люди его стороной обходили.Бродил он с картофельным ветхим мешком,
В пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без о… Читайте далее

В начале 30-х годов в храм передали церковную утварь, а также иконы из закрытых монастырей, которые располагались неподалеку. Во времена проведения антрирелигиозной  борьбы несколько раз возникали решения о закрытии храма, но каждый раз этого избегали. В 1941 году духовенство собора обратилось к прихожанам с прошение о помощи в сборе денег для армии и все откликнулись. Было собрано немало денег, которые передали для нужд солдат.

Обязательно к прочтению:  Мужские и женские действующие монастыри Москвы

С тех пор все последующие годы собор находился в обычном режиме. Туда привозили святыни из других храмов, передавали иконы и мощи для хранения. Со временем он стал Кафедральным собором столицы.

История Елоховского кафедрального собора

Елохово — историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.

Да-да… Возможно вы этого не знали, но второе название Елоховского Кафедрального Богоявленского собора — Елоховской церкви, происходит от слова елоха, от есть ольха…

По распространённой версии на месте нынешних улиц Басманных и Спартаковской в 14 веке рос ольховый лес,а рядом с ним появилась деревня Елох.Кстати,считается,что именно здесь в 1469 году родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.В конце 17 века в деревеньке выросла церковь,сначала деревянная,а позже каменная.По преданию кирпич на строительство храма пожаловал сам Пётр 1.Со временем церковь стала мала,её разобрали,а на её месте в 1837 году возвели новую.

Елоховский собор-особый храм.Он не прекращал действовать даже после Октябрьской революции при советской власти,несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть в здании собора кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади».К счастью этого не произошло,и более того в 30-е годы сюда была перенесена кафедра митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом.Долгие годы Елоховская церковь оставалась главным храмом Москвы.

Для нас она,конечно,интересна ещё и тем,что в 1799 в метрической книге храма появилась запись: «“Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня восприемник Граф Артемий Иванович Воронцов кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина”. Дом на пересечении Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка,где родился поэт,к сожалению,не сохранился.Зато совсем рядом с Елоховским собором на Старой Басманной улице сохранился дом его дяди-поэта Василия Львовича Пушкина,у которого Александр Сергеевич бывал…(думаю,придёт время рассказать и о постройках Старой Басманной улицы)…

На этом фото первый дом справа именно дом В.Л.Пушкина.

Ну а в этой публикации мне хотелось бы показать вам фото Елоховского храма разных лет и немножко рассказать о том,каким он видится мне сегодня.

Я хожу мимо этого храма несколько раз в неделю,и каждый раз,проходя мимо него,я думаю о том,какое впечатление он должен был производить своим величием на прихожан 19 века.Ведь это даже по современным меркам огромное и очень высокое здание.А как оно выглядело на фоне относительно невысоких построек бывших Немецкой и Капитанской слобод…

Сейчас храм окружают и современные строения.И очень интересна эта перекличка эпох.

А ещё я всегда любуюсь золотыми куполами храма на всегда необыкновенном небе…

А рядом в сквере цветут каштаны,сирень.липы…К сожалению,никакие фотографии не способны передать благоухание цветущего сада после дождя…

Но больше всего мне нравится проходить здесь зимними вечерами…Возвращаюсь с работы я довольно поздно,когда на улице зимой почти нет пешеходов.Да и машин уже мало.И только тихо падает снег в свете фонарей…И площадь перед Собором такая уютная и родная…

И ещё несколько фотографий разных лет…

Надеюсь,вам было интересно.Спасибо.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Одна из замечательных особенностей нашей веры – это почитание святых икон. Существует даже специальный догмат, касающийся иконопочитания. Он был принят VII Вселенским Собором.

Однако что такое икона, и почему люди молятся перед ней? Такой вопрос часто задает современный человек.

Икона – это изображение, образ Бога, или Богоматери, или Ангела, или святого. Но ведь Бог – невидимый Дух; можно ли приписывать Ему образ, изображать Его?

Невидимый Бог, воплотившись, зримо являет Себя людям

И нам особенно важно то, что в Лице Иисуса Христа Божество соединилось с человечеством, Бог стал Человеком

Человечество Христа есть основа иконопочитания. Поклоняясь Христову Лику, изображенному на Плащанице или иконе Спаса – мы поклоняемся Богу Незримому.

На VII Вселенском Соборе отцы Церкви выработали формулу: от образа – к Первообразу. Мы молимся не изображению как таковому, поклоняемся не доске и краскам.

Обращаясь к иконе, мы с помощью иконного образа адресуем нашу молитву Самому Богу, или Пречистой Деве, или святому. Икона – не идол, не кумир, но образ невидимой реальности, таинственно связанный с изображенным высоким Лицом.

Благодаря такой духовной связи образа с Первообразом, икона – это место особого присутствия Бога или святого.


Через икону вернее, надежнее устанавливается молитвенный контакт со святым. Святой слышит молитвы людей, предстоящих его иконе, отвечает каждому в меру его веры и нужды, и единит молящихся между собой.

Икона – это место присутствия благодатных Божественных сил, источаемых Божьими угодниками. Потому от икон могут происходить чудеса. Подобные иконы называют чудотворными.

В принципе всякая, даже бумажная или фотографическая икона, может оказаться чудотворной. Однако существуют знаменитые древние, великие иконы, прославленные на протяжении веков многочисленными чудесами. Такова Владимирская икона Богоматери, по преданию написанная евангелистом Лукой. По молитвам русских людей перед ней, Божия Матерь в 1395 году спасла Москву от разграбления Тамерланом.


Такова икона Казанская, найденная в XVI веке в земле в соответствии со сновидением девятилетней девочки. Чудеса от иконы столь многочисленны, что царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения иконы выстроить монастырь. Образ Казанской чудотворной иконы Божией Матери в Елоховском Соборе особо почитаем православными людьми.


Прославилась и Донская икона Богоматери. Во время Куликовской битвы 8 сентября 1380 года она находилась в войске Дмитрия Донского.

С этих и многих других чудотворных икон писались так называемые списки -копии, более или менее точно воспроизводящие оригинал.

Самое главное для иконописца передать святость лика, выразить духовное присутствие Первообраза в образе. Иконописец поэтому должен быть не только художником, но и благочестивым, духовно опытным человеком.


Трудно понять, почему тот или иной святой особенно чтили некоторые иконы. Так блаженная матушка Матрона, еще в детстве, не видя, выбрала икону Божией Матери – Взыскание погибших. Она сама убедила своих земляков собрать деньги на написание этой иконы и – поместить в храме.

По тому, какие чудесные имена дают иконам Богородицы можно понять, как близка она нам, и какие чудеса происходят от этих образов.

Скоропослушница, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Утоли моя печали, Млекопитательница, Прибавление разума, Неупиваемая Чаша и множество других.

20 марта мы чтим образ Богородицы – Споручницы грешных. Чудотворная икона хранится в храме Святителя Николая в Хамовниках.

История

Мужская обитель была основана на рубеже XIV—XV вв. учеником Сергия Радонежского — Никитой Костромским. Все строения тогда возводились из дерева, и лишь в 1559 году по инициативе игумена Исайи здесь было заложено первое каменное здание — Богоявленский собор. Крупные суммы на его строительство жертвовал внук государя всея Руси Ивана Великого и двоюродный брат первого венчанного царя Ивана Грозного — удельный князь Владимир Старицкий. Спустя 10 лет его по оговору казнят, а еще через год та же участь постигнет и богоявленских монахов во главе с Исайей.

В XVI ст. к монастырю приписали две женские обители — Анастасиин монастырь, названный в честь его основательницы Анастасии, дочери Александра Донского, и Крестовоздвиженский. После государственного упразднения монастырских вотчин, они слились в единый Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь.

Луковичные главы, Алексей Задонский

XVII в., несмотря на разграбление Богоявленской обители войсками Лжедмитрия II в. 1608 г., отметился обширным строительством. В это время появились новые храмы, служебные здания, каменные башни и массивное ограждение высотой 7 м.

В 1847 г. Богоявленский монастырь сгорел и был упразднен. Пострадавшие от огненной стихии костромичи принялись разбирать каменные строения для восстановления своих домов, в результате чего были безвозвратно утеряны многие здания комплекса. Спустя 16 лет Святейший Синод разрешил присоединить оставшиеся руины к расположенной по соседству женской обители, после чего монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным. Комплекс начал возрождаться с 1863 г. благодаря усилиям игуменьи Марии. Следующий разрушительный пожар случился в 1887 г.

Монастырская стена с колокольней (ул. Симаковского) , Алексей Панин

В 1918–19 гг. обитель закрыли и сестры разошлись кто куда. В следующем 10-летии стены, башни и несколько храмов разрушили, кладбище ликвидировали, а сохранившиеся здания использовали под архив, клуб, музей, биологическую станцию и больницу. Территорию окружили жилыми домами. В 1981 г. при очередном пожаре пострадал Богоявленский собор и погибли фрески XVII в. В 1991 г. обитель вновь ожила. Сюда пришли монахини из Пюхтицкого Успенского монастыря, и вскоре начались богослужения.

Престольный праздник Богоявленско-Анастасиина монастыря отмечается 4 января, в день памяти Анастасии Узорешительницы.

Контакты и расписание богослужений

Как доехать до храма

  1. От метро «Бауманская»: пешком по улице Бауманская, после свернуть на улицу Спартаковская;
  2. От метро «Красносельская»: можно также дойти пешком по улице Нижняя Красносельская или добраться на трамвае №37, №45, №50 до метро Бауманская;
  3. От метро «Комсомольская»: от остановки «Фабрика «Большевичка» — Комсомольская площадь» ходит автобус №Т88 и троллейбус №22, оба следуют до остановки «Елоховская площадь».

Расписание богослужений

  1. 8:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня и Утреня.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 6:30 – Ранняя Литургия;
  2. 9:30 — Поздняя Литургия;
  3. 17:00 – Всенощное бдение.

В зависимости от дня недели вечерние службы различаются:

  1. По вторникам акафист проходит перед иконой Богоматери «Взыскание погибших»;
  2. По средам – перед образом Николая Чудотворца;
  3. По пятницам – перед Богоматерью «Казанской»;
  4. По воскресеньям – перед мощами святителя Алексия, митрополита Московского.

Отдельные часы выделены для крещения и свадеб:

  1. В будни крещение проходит в 11:00 и 15:00, по выходным – в 9:00, 12:00 и 15:00;
  2. Венчание с участием хора возможно в понедельник, среду, пятницу и воскресенье.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при князе Данииле Московском. Младший сын благоверного князя Александра Невского, получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.


Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат преподобного Сергия Радонежского — игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Кратко о Богоявленском соборе в Елохове – описание для туристов и паломников

Адрес: Москва, улица Спартаковская, д. 15Проезд: ст. метро «Бауманская»

Богоявленский кафедральный собор в Елохове – храм Москвы с наиболее счастливой судьбой, так как даже в годы религиозных гонений во времена советской власти никогда не закрывался, и никогда в нём не прекращались богослужения. Чаще в обиходной речи среди москвичей Богоявленский собор в Елохове принято называть просто – Елоховским. Первое документальное упоминание церкви Богоявления Господня села Елохова встречается в указе Патриарха Адриана от 1694 года. Правда, упомянутая церковь в те времена была ещё деревянной, а село Елохово располагалось за пределами официальной границы Москвы. В 1717 году церковь в Елохово была перестроена в каменном обличие. А современный свой вид Богоявленский кафедральный собор в Елохове приобрёл после реконструкции в 1837-1845 годах по проекту архитектора Е.Д.Тюрина, став одним из самых больших и красивых в Москве. Кстати, высота его от земли до вершины центрального купола – 56 метров, а вместимость – 3 тысячи человек.

Интересной и памятной датой в биографии Елоховского собора значится 8 июня 1799 года – день, когда в его стенах был крещён будущий великий поэт – Александр Сергеевич Пушкин.

После Октябрьской революции и массового закрытия и разорения многих московских церквей Елоховский собор становится одним из главных духовных центров страны. В 1938 году он удостаивается статуса кафедрального собора Москвы. А в 1945 года году получает статус Патриаршего собора и сохраняет его вплоть до 1991 года. А ещё в течение всего советского периода истории России Богоявленский собор в Елохове являлся местом интронизации московских патриархов.

Благодаря высокому статусу в Елоховский собор святыни перемещены были из многих закрытых московских церквей. Среди обретших новый дом христианских реликвий Москвы – особо почитаемый список Казанской иконы Богоматери из Казанского собора на Красной площади и мощи святителя Алексия, Московского чудотворца. В Елоховский собор мощи святителя Алексия попали из Чудова монастыря, который находился на территории Кремля и в 1929 году был разрушен. Святитель Алексий прославился при жизни многими чудесами и целительством. Продолжает он помогать страждущим и после смерти. Традиционно к мощам святителя Алексия, Московского чудотворца приходят за помощью в исцелении болезней глаз.

Позднее в Елоховском соборе нашли последний земной приют ещё два иерарха РПЦ. – 18 мая 1944 года в северном Никольском приделе собора был похоронен Патриарх Сергий. Кстати, мраморное надгробие над его захоронением изготовлено было по проекту знаменитого архитектора Щусева. А 9 декабря 2008 года в южном Благовещенском приделе собора был похоронен Патриарх Алексий II.

Находится Елоховский собор в Москве по адресу: Спартаковская улица, дом 15. Добраться до него проще всего на метро. Ближайшая станция метро – Бауманская. Дорога пешком от станции метро Бауманская до Елоховского собора займёт около 5 минут. Причём почти весь маршрут лежит через закрытую крышей галерею, благодаря чему ни дождь, ни снег не омрачат путь к храму. Галерея эта находится прямо напротив выхода из метро Бауманская, на противоположной стороне улицы между зданиями торгового центра «Елоховский пассаж» и Московского детского театра эстрады. Пройдя чрез всю галерею, Вы окажитесь прямо напротив Елоховского собора.

Гостиницы рядом с Елоховским собором в Москве удобны тем, что находятся близко к центру столицы. Правда, именно поэтому цены в них не сильно радуют своей доступностью. Зато, кроме дорогих отелей, в районе метро Бауманская можно найти и большое число хостелов, которые как раз и ориентированы на бюджетных туристов.

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов.

Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

Храм Воздвижения Креста Господня

Адрес: 1-й Тружеников пер., 8


Фото: hramkresta.ru

1 мая, Великая суббота

Освящать куличи, пасхи и яйца в храме будут весь день с 09:00 до 20:00

  • 08:00 Исповедь
  • 08:30 Часы. Изобразительны.
  • 09:00 Вечерня. Литургия.
  • 22:00 Исповедь
  • 23:30 Пасхальная полунощница

2 мая, Пасха

  • 00:00 Крестный ход. Утреня.
  • 01:00 Часы. Литургия.
  • 10:00 «Детская» литургия
  • 17:00 Великая вечерня

Интересный факт: Храм Воздвижения Креста Господня долгое время был недействующим: его закрыли в сентябре 1931 года, в здании расположили жилые помещения, а позже производственные цеха. Богослужения в храме возобновились только в 1992 году.

Наследники Византии

Летело время. Москва горела в огне пожаров в годины испытаний войны с Наполеоном. Но церковь уцелела. Однако ее было решено реконструировать. Это было поручено Евграфу Дмитриевичу Тюрину. Над проектом он начал работать в 1837 году, а спустя 26 лет храм был освящен митрополитом Филаретом. В те времена мысль об империи, которая объединяет необъятные просторы, была господствующей. Это не так и плохо. Империя — древнейшее понятие, пришедшее к нам с Востока через Византию, или как они сами называли свое государство, «империю ромеев», хранившую традиции Римской империи, римского права и православия. Так вот, новая церковь задумывалась и строилась в имперском стиле ампир. Ее величие должно было подчеркнуть и разгром Наполеона, и взятие Парижа, и мечту о высоких судьбах страны.

Мещанский сын, талантливый архитектор, спроектировал и построил грандиозный собор с пятью куполами. Центральный купол так же мощен, как и архитектурные сооружения Микеланджело в Риме. Колокольня иглой устремлена в небо и возносится над всеми окружающими зданиями до сих пор. В ней сохранились почти все колокола, которые ставились при строительстве. Это старый, зачастую одноэтажный, Басманный район. Бауманская Елоховская церковь — центральное объединяющее ядро этого места. Сияющая лазурью и золотыми куполами, она ярко выделяется из неброского пейзажа и притягивает взгляд. Мимо пройти невозможно. Войдем же в нее.

Входы – это триумфальные арки. Внутри Елоховская церковь на Бауманскойзановорасписана, вызолочен иконостас в пять ярусов. Сияние, византийская роскошь, благовония, намоленность – атмосфера, которая завораживает и погружает в мысли, далекие от повседневности. Душа укрепляется и проникается чистотой и поэзией. Ее наполняет смирение, терпение и любовь. Падший поднимается неведомою силой. Ищущий постепенно начинает разбираться, для чего следует жить и ради чего умирать. Недаром центральная ротонда так велика, что вмещает тысячи людей с разными мольбами и немощами. Свет проходит в нее через высокие окна. Большие боковые входы разделены колоннами. Каждый придел имеет свое название. Церковь никогда не закрывалась, хотя ей и грозила такая печальная участь – стать кинотеатром или вообще быть уничтоженной.

Архитектор и внешняя отделка собора

По просьбе прихожан в 1835 г. храм начали отстраивать заново. Архитектором был Евграф Тюрин. Треть расходов на строительство возместил Василий Щапов. Купец регулярно выделял средства в пользу православного храма, до самой смерти. Строительство закончилось в 1845 г. Проект был создан в стиле ампир. Пятикупольное здание, высотой 56 м., в центре купольная ротонда.

Интересно, что купола имеют широкие и высокие оконные проемы с тонкими переплетами, за счет чего возникает ощущение, будто главный купол парит в воздухе. Ротонда в центре украшена расписным узором над окнами. С севера и юга собор декорирован колоннадой и пилястрами. Множество декоративных элементов в проекте Тюрина скрывает тяжеловесность кубического здания и придает красивый вид.

В 1853 г. здание было освящено митрополитом Филаретом. А в конце 50-х гг. по проекту Петра Зыкова  заново возвели верхние колокольни. В 1889 г. по его же проекту был создан граненый купол, расположили его над трапезной, соединенной с основным зданием небольшим проходом. На боковых фасадах выстроены ступенчатые аттики. Вдоль южного и северного фасада выложен трехарочный портик.

Отделка трапезной дополнена фигурными розетками, капителями пилястр и оконными наличниками. Стены колокольни украшены сквозными арками и круглыми колоннами. Верхушка здания – крест и маковка – украшений не имеет. В 1970-х гг. доделаны центральные капители, не оконченные при строительстве нового проекта. Главный алтарь расширен, восстановлена лепнина и живопись на трапезной и куполах.

Колокольня насчитывает 17 колоколов, общей массой более 6 т., главный из которых отлит в 1900 г. на заводе Самгина. В настоящее время собор выкрашен в светло-зеленый цвет, который великолепно оттеняет белоснежные украшения. Темный металл куполов покрыли позолотой, отдав дань новым веяниям.

Внутреннее убранство

В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.

Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.

Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.

История

Святыня ведет свою историю от небольшой деревянной церквушки, которая стояла в месте, которое тогда было не центром столицы, а подмосковной деревушкой — Елох или Елохово. По преданию, именно здесь на паперти увидел свет знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, чье имя носит один из самых знаменитых храмов Москвы.

Но первое документальное упоминание встречается в 1687 г., тогда строение все еще было деревянным. Уже через 30 лет его сносят и возводят вновь в камне. Новая святыня строилась на пожертвования прихожан, а кирпич был подарен самим императором Петром I.

Правда, новому зданию не суждено было простоять больше столетия – Елоховская церковь на Бауманской оказалась теперь в самом центре стремительно растущего города и больше не могла вместить всех прихожан.

В 1837 г. здание частично разбирают и начинают перестраивать в модном тогда стиле ампир под руководством зодчего Евграфа Тюрина. Теперь он должен был стать полноценным пятикупольным собором. Архитектору удалось прекрасно соединить каноны православного строительства с лучшими образцами классической архитектуры.

План строения, представляющего собой пятиглавый куб, – типичное решение для русских церквей. Но сами купола выглядят очень легко, практически паряще, благодаря тому, что барабаны, в соответствии с заветами ампира, превратились в ротонды с огромными оконными проемами. В 1853 святыню украсил роскошный резной иконостас. При этом часть Елоховского собора в Москве осталась не тронутой. Речь в частности о трапезной, которая сохранилась с XVIII века.

ХХ век принес одному из самых известных храмов Москвы серию испытаний и одновременно сделал его важнейшей православной святыней столицы и всей Русской Церкви. С установлением советской власти богослужения в Елоховском соборе должны были прекратиться. Долгое время ему прочили то судьбу рабочего клуба, то кинотеатра.

Когда в 1938 г. был снесен Богоявленский собор в Дорогомилове, бывший кафедральным, все ожидали, что такая же судьба постигнет и Елоховскую Богоявленскую церковь. Но Великая Отечественная война все изменила, и вслед за восстановлением патриаршества именно этот храм стал главным для всей Русской Православной Церкви.

Вплоть до восстановления храма Христа Спасителя он был местопребыванием патриарха Московского, и Елоховский собор в Москве, чей адрес теперь был известен каждому православному, занял особое место в жизни верующих нашей страны.

Внутреннее убранство

В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.

Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.

Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.

Как добраться до храма Богоявления Господня

Собор расположен в центре Москвы, недалеко от Кремля. Добраться сюда удобней на метро:

От станции «Площадь революции».

У станции два выхода, чтобы попасть к собору, необходим выход к Красной площади, улицам Ильинка, Никольская, магазину Детский мир, Гостиный Двор. Дальше подняться на эскалаторе.

От станции «Китай-город».

Над выходом с лестницей расположена вывеска «Выход в город»: к улице Маросейка и Ильинка, Новой площади, Гостиному Двору, Политехническому музею. Поднявшись по лестнице, затем на эскалаторе, выходите в длинный переход, повернув налево, идете до конца. Выход из метро расположен в начале улицы Ильинка, по которой надо пройти до Богоявленского переулка, где и расположен храм.

Контактные данные

Собор расположен по адресу: Москва, Богоявленский переулок, дом 2/6 строение 4. Телефон: (495) 698-38-25, (495) 698-37-71. Кроме того, для связи с прихожанами у храма есть электронный адрес, который можно узнать на официальном ресурсе святыни.

Где находится и как добраться

Собор расположен на улице Спартаковской, дом 15, в Басманном районе ЦАО города Москвы, Россия.

Доехать можно на метро:

  1. До станции “Красносельская”, затем пройти пешком по улице Нижняя Красносельская. Или воспользоваться трамваем, маршруты NoNo 37, 45, 50 до остановки “Бауманская”.
  2. До метро “Бауманская”, далее пешком по \улице Бауманской и Спартаковской.
  3. Доехать до станции метро “Комсомольская”, далее от остановки “Фабрика Большевичка” автобусом No 88 или троллейбусом No 22 ехать до остановки “Елоховская площадь”.

Богоявленский храм – один из немногих в России, которому удалось избежать закрытия и осквернения, в нем всегда проходили службы. Верующие всегда найдут здесь поддержку и понимание в радости и горе.

В Москве мы рекомендуем следующие отели:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector