Свято-боголюбский женский монастырь в боголюбово
Содержание:
- История основания обители
- В помощь паломникам и туристам
- Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове
- Дворец-замок Андрея Боголюбского
- История Боголюбовского монастыря
- Архитектурный ансамбль монастыря
- Разрушение монастыря
- Как доехать до церкви Покрова на Нерли
- Свято-Боголюбский монастырь: что рядом?
- Древняя княжеская резиденция
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы
- История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
- Архитектура и убранство
- Музеи Владимира
- Фото и описание
- Собор Боголюбивой иконы
- История монастыря
- Возрождение монашества
История основания обители
Боголюбский женский монастырь — православная обитель Рождества Божьей Матери, расположенная на территории бывшего замка князей Боголюбовых, построенного в домонгольские времена. Боголюбский женский монастырь берет свое начало с начала XII столетия, времени правления на владимирских землях владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.
Свято-Боголюбский женский монастырь
В 1158 году в Боголюбово была основана княжеская резиденция и основана церковь Рождества Божьей Матери. По преданию, причиной выбора места для возведения православной святыни стало явление в 1955 году князю на берегу реки Клязьмы Богородицы.
Причиной не планированного привала стала внезапная остановка лошадей, везущих воз с иконой Богородицы. Кони встали, как вкопанные, и их не могли сдвинуть с места. Целую ночь провел перед иконой в молитве князь, во время молитвы ему явилась Матерь Божия, повелевшая построить во Владимире монастырь.
С 1157 года святой образ Владимирской Богородицы является святыней и символом Православной Церкви на Руси. Князь Андрея повелел написать еще одну икону Богородицы, названную Боголюбской. Это был первый святой образ Божьей Матери, написанный русскими иконописцами, до этого времени иконы передавали из Византии.
Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»
Созидатель Русских земель Андрей Юрьевич благословил возведение на русской земле более тридцати монастырей и церквей, стремление к объединению Руси стало причиной мученической смерти князя в 1174 году. Переживший разорения и восстановления, часто посещаемый царскими особами, храм продолжал свое существование.
В 1263 году в Боголюбском храме отпевали Александра Невского, панихида была совершена митрополитом Петром.
В XIV столетии на протяжении 10 лет с 1364 года в святой обители служил будущий святой, епископ суздальский Иоанн.
Царь Иоанн Грозный посетил Владимирскую жемчужину в 1552 году, не раз бывали здесь Иосиф и Никон, патриархи всея Руси, цари всех времен, в числе их был Петр Первый и последний российский император Николай Второй, убитый с семьей 17 июля 1918 года, в день поминовения князя Боголюбского.
В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали грамоту, по которой монастырь приобрел статус патриаршего, с 1753 года числится синодальным.
Убийство князя Андрея было совершено в его доме, в лестничной башне, над которой в XVIII веке надстроили шатровую колокольню, но в 1722 году Рождественский белокаменный собор рухнул, был восстановлен через 30 лет.
Духовный расцвет монастыря приходится на XIX столетие, когда стремительно росло число насельников, и возводились новые постройки. Уникальная монастырская колокольня возвышается над городом с 1842 года, в 1855 году приступили к возведению главного храма, освященного в 1866 году в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
Собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери
Главный архитектором монументального строения стал Никифоров Я.М., а спонсировала постройки купчиха А.Г. Алексеева. Свято-Боголюбский женский монастырь и поныне занимает лидирующее место среди самых больших храмовых построек в России.
В 1882 году управление обителью переходит под покровительство викариев Владимирской епархии, благословившие возведение храма иконы Богоматери «Боголюбская».
В начале XX столетия численность насельников обители достигла 75 человек, но пришло время разорения, пришла революция.
В помощь паломникам и туристам
Из Москвы до Боголюбово проще всего добраться поездом, который ходит с Курского вокзала или доехать до города Владимира, пересесть на автобусы, идущие от хлебного завода, доехать до Боголюбово, а там уже нетрудно увидеть архитектурное чудо русско-византийского стиля с голубыми и золотыми куполами.
От Владимира ходят электрички, которые довезут до остановки Вязники или Ковров, далее можно воспользоваться автобусом или пройтись пешком. При монастыре работает гостиница и трапезная, заказ следует делать предварительно.
Расписание богослужений можно уточнить на сайте http://sv-bogolubovo.ru/
Боголюбский женский монастырь во Владимирской области
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбове
2 оценило
Боголюбский монастырь — это женский православный монастырь в пос. Боголюбово Суздальского района Владимирской области
Боголюбовский монастырь
Дворец-замок Андрея Боголюбского
Монастырь был построен на территории дворца-замка Андрея Боголюбского, в настоящее время это единственное гражданское (не церковное) здание Древней Руси, однако дошедшего только частично.
Основная статья: Замок Андрея Боголюбского
История Боголюбовского монастыря
Основан как Боголюбский замок около 1158 года. После того, как Андрей Боголюбский был убит, в этом месте был основан монастырь. В настоящее время от замка сохранилась часть, над которой надстроена колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы.
С 1687 года монастырь стал Патриаршим домовым монастырём, в 1753 году — синодальным, позже перешёл в ведение Владимирских архиереев, с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. Собор в честь Боголюбской иконы Божией матери построен в 1855-66 годах в «русско-византийском стиле» по проекту К. А. Тона.
С 1924 года все монастырские постройки передавались в ведение музейного отдела.
В 1991 году часть зданий была передана верующим для восстановления монастыря.
Архитектурный ансамбль монастыря
В архитектурный ансамбль Боголюбского монастыря входят:
- Рождественский собор (1751)
- Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
- Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
- Боголюбский собор (1866)
- Надвратная колокольня (1841)
Помимо этого в монастыре существуют другие постройки и объекты:
- Настоятельский корпус (XVIII в.)
- Привратная сторожка
- Святые ворота (новые)
- Келейный корпус (XIX в.)
- Иустиновский корпус (XVIII в.)
- Башни ограды (нач. XIX в.)
- Стены ограды (нач. XIX в.)
- Ворота
- Гостиничный корпус
- Монастырский пруд
- Россия
- Владимирская область
- Боголюбово
Разрушение монастыря
Ничего этого не осталось в 1920 году. Деревянный монастырь сравняли с землёй, монастырские постройки разобрали на брёвна, детей из приютов перевели в детдом, через сестринский корпус протянули линию электропередачи. А в 70-е годы бульдозером засыпали чудотворный источник, который бил из-под горы раз в год 1 июля, в престольный праздник святой обители — день Боголюбской иконы Божией Матери. Кстати, именно с этого источника и началось возрождение Боголюбского монастыря в начале XXI века.
Митрополит Кирилл совершил великое освящение Боголюбского источника при монастыре. За святой водой в обитель приехали более тысячи паломников. Фото: Павел Ворожцов
Как доехать до церкви Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли находится в полутора километрах от города Боголюбово Владимирской области, на территории историко-ландшафтного заповедника «Боголюбовский луг — церковь Покрова на Нерли». Мы сразу хотим оговориться, что не искали самый удобный путь, а просто воспользовались описанием дороги одного из онлайн-путеводителей по Владимирской области. Очень может быть, что к Церкви Покрова на Нерли можно доехать более рациональным путем, чтобы потом не идти около полутора километров пешком по полю.
Для того, чтобы доехать до Боголюбово на автомобиле, необходимо выехать из Владимира на трассу в сторону Нижнего Новгорода (если вы объезжаете Владимир по окружной дороге трассы М7, то вам наоборот нужно после слияния с трассой двигаться в сторону Владимира). Поселок Боголюбово очень сложно не заметить, потому что в самом центре поселка вы увидите большой Свято-Боголюбский монастырь. Монастырь очень красивый и, если у вас есть свободное время, обязательно посетите его. Тем более, что кроме Церкви Покрова на Нерли и Боголюбского монастыря, здесь особо смотреть нечего.
Но вернемся к тому, как доехать до Храма Покров на Нерли: после того, как вы добрались до Боголюбово, необходимо свернуть к одноименной железнодорожной станции (если едете из Владимира, то поворот будет направо, сразу же после Боголюбского монастыря). У самой станции Боголюбово есть небольшая парковка, где можно оставить свой автомобиль, а дальнейшая прогулка пройдет пешком.
Если вы путешествуете общественным транспортом, то необходимо доехать на поезде или электричке восточного направления (Ковров, Вязники или Гороховец) до станции Боголюбово. Но есть одна очень большая сложность — поезд ходит всего несколько раз в день и, например, между 8:30 и 15:30 его нет, так что иногда лучше воспользоваться автобусом.
У Золотых ворот или Соборной площади Владимира необходимо сесть на автобус №103 или 152, эти маршруты довезут вас до центра Боголюбово, остановка как раз рядом с монастырем. Здесь и не обходимо выйти, затем пройти метров 200-300 вдоль дороги и первый поворот направо приведет вас к железнодорожной станции.
Чтобы перейти на другую сторону необходимо воспользоваться пешеходным мостом, для людей с инвалидностью можно попробовать подняться на лифте, но когда мы там были, он не работал.
Перед самим мостом стоят многочисленные торговцы сувенирами, здесь же останавливаются туристические автобусы с группами.
После того, как перейдете на другую сторону железнодорожного полотна, перед вами будет всего одна вымощенная камнем тропинка, а вдалеке вы увидите то, ради чего и забрались в глухую Владимирскую глубинку — Церковь Покрова на Нерли.
На этой стороне вы тоже сможете найти большое количество сувениров, цены примерно такие же, как и перед мостом.
Свято-Боголюбский монастырь: что рядом?
Свято-Боголюбский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Церковь Иоакима и Анны ~ 0,0 км. Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км
Собор Боголюбской иконы Божией Матери Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Боголюбского монастыря ~ 0,1 км
Церковь Покрова на Нерли ~ 1,6 км
Церковь Михаила Архангела в Красном селе ~ 6,7 км
Князь-Владимирская церковь ~ 8,5 км
Успенская церковь ~ 9,8 км
Дом-музей Столетовых ~ 10,3 км
Древняя княжеская резиденция
Согласно древней легенде, повествующей об основании Боголюбова, у слияния вод Клязьмы и Нерли Андрею Боголюбскому снизошёл образ божьей Матери. После, у слияния рек, был возведён каменный град. А на месте явления образа Богоматери был заложен собор Рождества Богородицы. Согласно замыслу князя, это должен был быть небольшой город-крепость, с хорошими военными укреплениями.
Собор Рождества Богородицы
Собор Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке Реконструкция В К Емелина
Рождественский собор стал центральной частью всего княжеского ансамбля. При его строительстве князь Андрей был весьма щедр, благодаря чему храм получился грандиозным! По убранству и всецелому великолепию своему он походил на Успенский собор во граде Владимире. А летописцы, восхищённые новым собором сравнивают его в своих трудах с храмом царя Соломона!
Рождественский собор был одноглавым, а его крышу и единственную главу покрывали листы золота. Снаружи собор был отделан искусной резьбой по камню, запечатлевшей женские и львиные маски. Аркатурный пояс окружавший храм был украшен драгоценными камнями и позолотой. Площадь около храма была устлана шлифованными белокаменными блоками, а возле ворот была установлена огромная большая чаша для освещения воды. Древние мастера вырезали её из единого куска камня.
Вырезанные из камня женскме лики
Рождественский собор обильно украсили драгоценностями, золотом и серебром. Многообразие церковной утвари, выполненной искусными мастерами-умельцами создавало внутри храма неповторимую атмосферу. Окна украшали витражи, а пол устилала керамическая плитка. Великолепные фрески храма восхищали своей красотой и грандиозностью.
Княжеские покои
Великокняжеский замок в Боголюбове
Кроме собора Рождества Богородицы в княжеской резиденции располагалось ещё несколько значимых архитектурных объектов. Во-первых, это замок Князя Андрея Боголюбского, состоявший из двух этажей и примыкавший к Рождественскому собору при помощи галереи (к правой части собора, относительно входа в него).
Княжеский замок поражал иностранцев своим великолепием. Верхние княжеские покои были связаны галерейным переходом с собором Рождества Богородицы и имели выход напрямик в церковные хоры. Многих иноземных гостей приводил в это место великий князь, а после, иностранные послы разносили по всем странам весть о невиданном доныне по красоте белокаменном граде – Боголюбове, и о его властителе – Андрее Боголюбском!
Окрестные строения
С противоположной стороны собора, при помощи подобной галереи была пристроена башня лестничного типа. Как и храм, она впечатляла своими формами и красотой.
Великое многообразие строений входило в замковый архитектурный комплекс и окружало его. Наиболее значимыми из них являлись: церковь святого Леонтия, построенная на некотором отдалении от собора Рождества Богородицы и каменные ворота монастыря, венчавшиеся надвратной церковью имени Андрея Первозванного. Вокруг всего этого великолепия были насыпаны земляные валы и прорыты рвы. А самым надёжным укреплением служила круговая каменная стена.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Особо нарядным был Рождественский собор, в нем находилось много золотой и серебряной утвари. Пол, покрытый медной плиткой, блестел, как золото, а хоры устилала майолика (керамическая плитка), расписанная узорами и цветами, а также изображающая зверей-чудищ. Двери храма были окованы золотом, а стены и свод покрыты фресками. Необычны для того времени были и колонны, круглые по форме, сверху украшенные большими «коронами» с лиственным орнаментом (капителями), что говорит о причастности к строительству итальянских зодчих.
Перед собором находился киворий (навес, поддерживаемый восемью колоннами). В центре его располагалась белокаменная чаша для освящения воды. Купол кивория блестел от позолоты.
Еще в конце XVII века собор был в неплохом состоянии, однако, в 1722 году игумен Ипполит решил увеличить ширину окон, чтобы в храме стало светлее, в результате строение рухнуло. Удалось сохранить лишь Лестничную башню и переход к ней, это было самое почитаемое место — здесь погиб князь Андрей. Сейчас, можно заметить, что на исторической Лестничной башне сооружен шатер Колокольни более позднего периода — XVIII века.
Новая Рождественская церковь построена в 1751 году, в ее основании сохранились стены и столбы древнего собора XII века.
История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.
Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.
Наиболее популярной считается точка зрения, согласно которой церковь Покрова на Нерли построили в 1166 году.
Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.
В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.
Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.
Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.
Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.
Максим Данков
На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.
Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.
Архитектура и убранство
Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области поражает своей грандиозностью и торжественностью. На сегодняшний день это самый крупный из монастырей Владимирской области.
Внешний вид
Изначально загородная резиденция задумывалась Андреем Боголюбским как хорошо укрепленная крепость с толстыми стенами, бойницами, боевыми башнями. Замок был обустроен по примеру западно-европейских: он был окружен по периметру земляными валами и рвом с водой.
Центром дворцового ансамбля был белокаменный Рождественский собор. Он был богато украшен резьбой по камню и имел позолоченный купол. С собором башнями и переходами был связан княжеский замок так, чтобы Андрей мог перейти прямо в храм, не выходя из дворца.
Площадь перед воротами в замок была замощена камнем, и на ней стоял киворий – каменный шатер над чашей со святой водой. Он располагался на том самом месте, где князю явилась Богородица.
Возведенные позже церкви являются типичными образцами русско-византийского зодчества: белокаменные стены, золоченые или голубые купола.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство церквей было не менее впечатляющим: иконы в золотых окладах, богатая настенная роспись. Церкви в Боголюбово Владимирской области мастера расписывали по подобию фресок Андрея Рублева.
Своды храмов поддерживаются колоннами, раскрашенными под мрамор, в окнах – витражи удивительной красоты. В нишах располагаются иконы, отделанные драгоценными камнями.
Музеи Владимира
Главный музей Владимира — Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник – это комплекс, состоящий музеев в городах: Владимир, Суздаль, Боголюбово, Кидекша, Муромцево, Гусь-Хрустальный.
карта музеев Владимира
Во Владимире в состав государственного музея входят:
Дмитриевский собор — канонический бело-каменный храм владимиро-суздальской архитектурной школы с изысканной каменной резьбой. На фасадах собора находятся более полутора тысяч резных камней. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом – отличная смотровая площадка.
Свято-Успенский православный собор — Основанный в 1160 году собор, который сотни лет оставался центром Русской православной церкви. Памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси, построенный еще в XII веке. Православный храм, действующий музей, внутри которого сохранились подлинные фрески Андрея Рублева. Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Музей «Старый Владимир» в водонапорной башне – хороший музей о жизни города начала ХХ века, на верхнем ярусе смотровая площадка, к которой ведет красивая винтовая лестница.
Дом-музей Столетовых – род Столетовых подарил миру несколько значимых личностей, сыгравших важную роль в военной истории и в жизни Владимира, один по сути основал Болгарскую армию, другой – выдающийся ученый-физик
Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Богородицы — Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Ворота построены по указу князя Андрея Боголюбского, Они стали главным въездом во Владимир. Аналогичные постройки существовали в разные годы в крупных православных городах – Иерусалиме, Киеве и Константинополе. А до сегодняшних дней сохранились только во Владимире.
Музей природы – птички, зверюшки, камни, растения – все, как всегда про родной край
Исторический музей – экспозиция небольшая, с экскурсоводами проблема, туалета нет, но здание красивое
Музейный центр «Палаты» — музей с временными выставками и постоянными экспозициями, вид на Клязьму отличный
Музей «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» — экспозиция художественных промыслов Владимирского края. И хоть вышивку и лаки нам не показали – закрыто – первый этаж с экспозицией изделий гутного промысла – стеклянными и хрустальными — понравился очень. Музей расположен в церкви Троицы Живоначальной рядом с Золотыми воротами. Эта церковь — последняя культовая постройка старого губернского Владимира. Участок земли близ Золотых ворот купила старообрядческая община, состоящая преимущественно из купцов. Влияние купцов-старообрядцев было настолько велико, что им разрешили построить новую церковь в центре города. Она сложена из красного кирпича крестовой кладкой. Церковь славилась резным иконостасом из чёрного дуба, искусно выполненными иконами – всего этого сейчас нет. Сегодня это светлый, воздушный выставочный зал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Венец экспозиции – яркая стекольная инсталляция «Воспоминание о Венеции».
- Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор, фрески Андрея Рублева
- Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Успенский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Козлов вал
- Владимир, Золотое кольцо России, Старая аптека
- Владимир, Золотое кольцо России, Дмитриевский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Дмитриевский собор
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры
- Владимир, Золотое кольцо России, Водонапорная башня
- Владимир, Золотое кольцо России, Золотые ворота
- Владимир, Золотое кольцо России, Золотые ворота
Дом-музей пряника – все о пряниках, как и во многих городах Золотого кольца
Музей ложки – во Владимире таких музея два, оба — частные
Музей сказка Бабуся-Ягуся – для детей и их родителей
Музей науки и человека «Эврика» — для семей с детьми в самый раз
Музей «Старая аптека» — небольшая, но атмосферная экспозиция про уездные старинные аптеки
Владимирский планетарий понравится семьям с детьми.
- Владимир, Золотое кольцо России Успенский собор и Палаты
- Владимир, Золотое кольцо России старый город
Фото и описание
Свято-Боголюбский монастырь – один из старейших российских монастырей, который находится на Владимирской земле. Слава Владимира, как древнерусской столицы началась отсюда – из Боголюбова монастыря.
В 1155 г. князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, выехал на северо-восток Руси из Киева. На крутом берегу Клязьмы, в 7 верстах от Владимира, лошади, везущие возок с иконой Божией Матери, вдруг встали и не могли идти дальше. Всю ночь князь провел перед иконой в молитве. Ему явилась Пресвятая Богородица и велела чудотворную икону поставить во Владимире, выстроить на этом храм и устроить монастырь.
В 1157 г. было начато строительство. Чудотворную икону назвали в честь города – Владимирской. Именно с этого времени она – главная святыня и символ Святой Руси. По повелению князя также была написана икона Богоматери в память о чудесном видении князю, она была названа Боголюбивой или Боголюбской. Эта икона была первой, которую написали на Руси, до этого времени все иконы привозили из Византии.
Великий князь Андрей Боголюбский был первым после великого князя Владимира устроителем и созидателем Русской земли. За его благочестие князя прозвали Боголюбским. Он наизусть знал весь церковный Богослужебный круг, ему являлась Пресвятая Богородица, он подарил Руси две ее чудотворные иконы, построил более 30 монастырей и храмов. Летом 1174 г. князя убили заговорщики за то, что он стремился к объединению русских княжеств в единое государство. До наших дней в Боголюбском замке сохранилось место мученической смерти князя.
После гибели Андрея Боголюбского монастырь несколько раз разорялся и разграблялся, но продолжал существовать. Сюда часто приезжали цари, князья, другие именитые лица. Здесь бывал святой князь Александр Невский, а в 1263 г. после внезапной его кончины сюда привезли его тело. Митрополит Петр, святитель московский, совершал здесь богослужения. Здесь с 1364 по 1373 годы подвизался епископ Суздальский Иоанн, который потом был причислен к лику святых. Во время своего казанского похода в 1552 г. здесь побывал Иоанн IV. Приезжали сюда на богомолье московские патриархи Иосиф и Никон. В почетных богомольцах монастыря также – Димитрий Пожарский и Александр Суворов, Андрей Рублев, царь Феодор Алексеевич, царь Петр I, Павел I, Александр I, Александр II и многие великие князья. 13 мая 1913 г. Боголюбскую обитель своим посещением почтил Николай II с семейством. 17 июля 1918 г. в день памяти князя Андрея Боголюбского семья Николая II была злодейски убита, как и князь Андрей.
19 век являлся духовным расцветом обители: выросло число насельников, выстраивались новые корпуса, в 1842 г. возвели новую монастырскую колокольню, а в период с 1855 по 1866 гг. был построен новый соборный пятикупольный храм в честь Боголюбской иконы Этот храм является одним из самых больших в Центральной России. Он вмещает порядка 5 тыс. верующих. Его построили на средства купчихи А.Г. Алексеевой по проекту архитектора Никифорова Я.М., который за основу взял разработки К.А. Тона. Храм был освящен в 1866 г.
К началу 20 в. в обители насчитывалось около 75 человек братии. Последний настоятель монастыря до его закрытия в 1923 году был Афанасий Сахаров, сегодня причисленный к лику святых.
После революционных событий для монастыря настало время запустения, храмы были разорены, колокола сброшены, святыни осквернены. Монахи были разогнаны, многие приняли мученическую смерть. В корпусах монастыря размещались больница, школа, почта, милиция, консервный завод, а в храмах были устроены склады и хранилища. Восстановление святыни началось в 1994 г., когда в Боголюбскую обитель перевели 60 сестер и архимандрита Петра (Кучера) из Преображенского женского монастыря (Задонск). Сегодня в монастыре более 170 насельниц, его настоятельница – игумения Антония (Шаховцева), духовник обители – архимандрит Петр (Кучер), старший священник – иеромонах Герман.
Силами Боголюбского монастыря ведется строительство подворья в урочище Спас-Купалище в Судогодском районе, которое находится рядом с местом впадения Судогды в Клязьму. По легенде там во время купания тонул царь Иоанн Грозный. Чудесным образом он был спасен, и построил по обету в честь Преображения Господня храм.
Собор Боголюбивой иконы
В Суздальском районе множество красивейших церквей. Но наиболее интересной можно по праву назвать собор в честь Боголюбивой иконы Божьей матери. Его принято считать младшим братом храма Христа Спасителя, что расположен в Москве. Оба здания строились по проекту одного и того же архитектора, и в их чертах просматривается некоторое сходство. Единственное, что их отличает — время возведения, последний строился несколько позже.
Наиболее уникальной чертой храма является его отопительная система, которая работает и по сей день. Аналогов у нее нет. После революции, как и большинство религиозных заведений, храм был закрыт. Но в 1985 году начались реставрационные работы, которые немного затянулись и длятся до сего момента.
В настоящее время основным достижением работающих здесь людей является то, что они смогли полностью восстановить икону Боголюбской Божьей матери, которая была написана еще в XVII веке.
История монастыря
На тот момент, по общероссийской переписи населения 1897 года, из 605 жителей посёлка православных было 101. Чтобы просвещать христианством местных жителей, сюда пригласили очень харизматичного и яркого миссионера из Ярославской епархии архимандрита Зосиму (Рашкина), в миру Дмитрия. Старец родился в 1840 году в Черниговской губернии. В своей автобиографии он намекал на то, что был незаконно рождён от цесаревича Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II, и еврейской девушки, с которой царь познакомился в Чернигове. После обучения в военном училище и недолгой службы в армии он принял решение уйти в монастырь, и в 1870 году его постригли в монахи.
До Октябрьской революции женский монастырь располагался на этой горе. Сейчас здесь находятся уличный алтарь и часовня на месте бывшего Боголюбского храма, а справа под горой – святой источник, который бьёт раз в год 1 июля, в праздник Боголюбской иконы Богоматери. Фото: Павел Ворожцов
– На уральскую землю архимандрит Зосима прибыл осенью 1895 года, – рассказывает экскурсовод паломнического отдела Екатеринбургской епархии Наталья Ванькова. – И уже через девять месяцев он основал Боголюбский женский монастырь на горе рядом с селом Сарсы-Вторые. Здесь под горой стоял храм в честь Бориса и Глеба, вокруг этой церкви старец начинает обустраивать монастырь и строит Боголюбский храм. Каждую неделю к нему приходило до 600 человек. В 1900 году в обители было 90 насельниц, а 16 лет спустя уже 210 — 38 монахинь и 172 послушницы. Они жили в огромном сестринском корпусе, выращивали пшеницу и держали скотный двор. При обители работала школа, где грамоте и русскому языку обучалось более двухсот детей-иноверцев из окрестных деревень. Ещё было два приюта для девочек и мальчиков.
Возрождение монашества
Женский монастырь в Боголюбово Владимирской области начал возрождаться только в 1991 году. Именно тогда часть зданий была передана монаху Никодиму, который в тот момент был схиигуменом. В 1997 году сюда перевели 60 сестер из Задонского Спасо-Преображенского монастыря. Образовались два монастыря (женский и мужской), после этого началось еще более активное их восстановление.
Собор Боголюбской иконы Божией Матери тщательно оштукатурили, провели паровое отопление. В самом здании установили паникадила — центральное было весом около двух тонн, также повесили еще девять боковых, значительно меньшего размера. Пол выложили мрамором и гранитом, алтарь, престол, горнее место и жертвенник — белым мрамором.
Были отреставрированы большинство росписей Свято-Боголюбовского женского монастыря в Боголюбово, а в 2002 году специально был изготовлен трехъярусный резной иконостас с позолотой. Удалось достаточно быстро восстановить хозяйственные постройки, келейные корпуса, даже высадить настоящий фруктовый сад. Сегодня на территории женского монастыря в Боголюбове есть своя иконописная, столярные мастерские, швейная. По праздникам окрестности оглашает благовест от трех колоколов весом от одной до восьми тонн. Неподалеку от монастыря в Боголюбово Владимирской области есть святой источник, возле которого выстроены две купели и небольшая часовня.