Архивы тега: алексеевский женский монастырь

Как Феникс возрождаясь из пепла

 Волга – главная транспортная артерия Руси, и городам, выросшим на ее берегах суждено было стать крупными торговыми и перевалочными центрами. После Смуты численность населения Углича росло медленно, несмотря на многочисленные льготы, дарованные городу первым царем из династии Романовых Михаилом. Оставшиеся в живых плотники отстраивали заново крепость, рубленую из угличских сосен, жилые дома, храмы. И хотя по количеству проживающих горожан Углич так и не смог, до нынешних дней, превысить уровень 1601 г., а пожары вплоть до 1921 г. наносили ему немалый ущерб, слизывая огненными языками почти все еще недавно построенное, город жил, и не только молитвами – мастерством рук своих умельцев, их трудом. Плотники не только рубили избы – строили суда, которым суждено было плыть с товарами по Волге, ставшей русской рекой от истоков до устья. Волго-Донского канала еще не было, и в районе Царицына струги перетаскивали волоком: ставили на катки и по дубовым, смазанным жиром, рельсам конной тягой отправляли к Дону, откуда они добирались до Черного моря. 

Купеческий дом — здесь открыт музей городского быта

Славились угличские кузнецы и ювелиры, кожевники, торговали здесь хлебом, мясом, рыбой, сукном, бумажными, шелковыми и шерстяными материями и мелким товаров для женского рукоделия, называемого щепетильным.  Отец Константина Евреинова Дмитриевич начал свое бакалейное дело с нуля, и добился немалых оборотов, а сын уже открывал филиалы в ближайших городах. Евреиновы не купались в роскоши, и значительную часть своих прибылей отправляли на благотворительные нужды, поощряли развитие образования, науки, в том числе исторических исследований, искусства. 

Здание администрации — бывший дом купцов Евреиновых

В 1784 г. Екатериной был утвержден план городской застройки – и на спрямленных улицах, образовавших правильной формы кварталы по «красным линиям» стали строить дома по образцам, присланным из столицы. При этом учитывали образующую роль Кремля, стены которого снесли за ненадобностью, и сложившихся монастырских храмовых комплексов. Причем в глубине кварталов оставались здания, построенные в прошлых веках – например, старейший в Угличе деревянный дом Меховых во дворе на Ярославской улице дошел до нас из первой половины XVIII столетия. К сожалению, нуждается в серьезной реставрации.

Дом Меховых-Ворониных

Углич порой называют заповедником русской архитектуры, сохранившим примеры творческой мысли зодчих разных столетий. Полюбоваться волжским городом приезжали многие деятели культуры и искусства: Жуковский, Салтыков-Щедрин, Островский, Суриков, представители правящей династии. А однажды к пристани причалил пароход, на палубе которого стоял Александр Дюма, совершавший в 1858 г. путешествие по России. 

Доходный дом. Конец XIX – начало XX вв.

Алексеевская церковь

Апсиды Алексеевской церкви до её перестройки в 1930-х годах на рисунке угличского краеведа И. Н. Потехина.

Церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы, на средства наместника Фомы Колычева — святого Фомы Угличского. В 1629—1631 годах она была восстановлена после Смутного времени, c южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке (возможно, по проекту, созданному под влиянием или при участии Ярославского губернского архитектора П. Я. Панькова после 1829 г. церкви был придан классицистический вид, пристроена трапезная) однако, судя по натурной зарисовке И. Н. Потехина, основной объем и апсиды сохранялись до перестройки здания в картинную галерею в 1930-х. В начале 2000-х годов архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченных абсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные абсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522—1524) и Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

Помогающие людям Образы

Сейчас в храмах полным ходом идут восстановительные работы. Уже проходят богослужения, но ещё многое нужно сделать для воссоздания красоты обители.

Хранятся в соборе многие почитаемые в православном мире иконы. Это Феодоровская икона Божией Матери, помогающая просящим о рождении и воспитании детей, о возвращении в семью счастья и благополучия.

Также глубоко почитаются верующими:

  • икона с частями мощей благоверного Романа Угличского, который правил Угличским княжеством, построил здесь множество храмов и горячо заботился о жителях города;
  • икона Иоанна-младенца, Ванечки Чеполосова, зверски убитого в 6-летнем возрасте;
  • очень древняя икона «Недремлющее Око» Божией Матери, через помощь которой получили исцеление многие больные люди, излечению которых не помогла традиционная медицина;
  • и другие иконы, хранящиеся в монастыре.

Каждый посетитель может поклониться им, обратиться с молитвой и попросить о помощи.

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Ближе к Волге, за пределами Воскресенского монастыря стоит удивительный храм Иоанна Предтечи. Его можно назвать настоящей жемчужиной Углича.

Он смотрится как отдельная церковь, но тем не менее также сейчас принадлежит мужской обители.

Необычна история этой церкви. В 1689 году она была построена на личные средства купца Никиты Григорьевича Чеполосова. Так богатый житель Углича решил увековечить память о своем сыне Иване, который мученически погиб в возрасте всего 6 лет.

Повествование гласит, что приказчик Федор Рудак в обиде на купца похитил его ребенка. 16 дней он держал его в погребе и ежедневно издевался на мальчиком, заставляя отречься от своих родителей. В итоге нанес ему множество ножевых ранений, от которых Ваня Чеполосов скончался.

Тело убитого младенца Рудак скрыл в болоте, но через несколько дней оно было обнаружено пастухами. После отпевания, Ивана похоронили рядом с деревянной церковью Иоанна Предтечи и Спаса Нерукотворного.

Во время строительства каменного храма на этом месте были обнаружены останки Иоанна, которые оказались совершенно нетленными. Мощи мученика были с почестями перенесены во вновь отстроенный каменный храм Рождества Иоанна Крестителя.

В декабре 1935 года храм был закрыт.

Второе обретение мощей угличского мученика Иоанна-младенеца состоялось уже в 20-м веке. Они были случайно обнаружены в 1970 году во время реставрации. После освидетельствования мощи были признаны подлинными и чудотворными.

С почестью их перенесли в другой храм Углича: Корсунской Божьей Матери, где они находятся и в настоящее время.

Самое удивительное в истории Предтеченской церкви было то, что в сталинское время было принято решение советских властей о сохранении этого уникального памятника в связи с его высокой художественной ценностью.

Даже при проектировании Угличской ГЭС сместили местоположение электростанции выше по течению, чтобы сохранить здание храма Рождества Иоанна Крестителя в Угличе.

Внутрь зайти нам не удалось: двери храма были закрыты. Но зато мы полюбовались красотой этой церкви снаружи.

Этот храм вдохновлял многих художников. Вот, к примеру, картина Н. Рериха «Углич. Воскресенский монастырь».

Именно со стороны крыльца церкви Иоанна Предтечи написал он вид на древнюю обитель.

Иоаннопредтеченская церковь имеет 3 предела. Центральный освящен в честь Образа Спаса Нерукотворного, два других престола — Рождества Иоанна Крестителя и Симеона Столпника.

История

До момента основания монастыря на его месте находилась кереметь — языческое святилище, оставшееся ещё с дославянских времён.

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков.

Дивная церковь

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал третьеклассным. В 1898 и 1901 годах в монастыре были выстроены две каменные часовни. Монастырю принадлежало 216 десятин и 803 квадратных сажени земли в Угличском и Мышкинском уездах и 79081 рубль капитала.

Удивительный знак Свыше

Красивая история связана со строительством этого великолепной обители. Когда-то давно, на этом самом месте был фруктовый сад. Однажды весной, когда пышным цветом, заполняя воздух прекрасным ароматом, цвели яблони, хозяйка сада заметила, что в саду обосновались три прелестных белых лебедя. Несколько лет подряд они прилетали сюда, на одно и то же место.

Женщина решила, что это знамение. Когда землю стали продавать монастырю, она рассказала эту удивительную историю игуменье и показала заветное место. Тогда же настоятельница решила распланировать будущий собор так, чтобы его алтарная часть располагалась именно на том месте, где любили строить своё гнездо красивые лебеди.

Женский монастырь Богоявления славился непревзойдённым мастерством насельниц-золотошвеек. От старших к младшим передавались здесь секреты восхитительного искусства: вышивки серебряными и золотыми нитями. Эти мастерицы расшивали церковную утварь и одежду.

Но монастырь славился не только рукодельницами. Его территориальное расположение и толстые стены с кельями-одиночками, отлично подходили для проживания ссыльных женщин царствующего рода, пытающихся лично влиять на ход истории. Здесь насильно постригли в монахини Марию Федоровну Нагую, которая была матерью царевича Димитрия после его безвременной гибели.

Сейчас монашеские кельи выглядят более, чем позитивно.

В 30-е годы монастырь закрыли, все церковные вещи национализировали, монахинь выселили. В зданиях обители устроили школу и другие учреждения. В самом Богоявленском соборе разместилась керосиновая лавка, а в храмах — различные склады

Из-за неосторожного обращения с огнём вспыхнул сильный пожар, который уничтожил многие неповторимые церковные ценности

История обители

По мнению историков, еще задолго до возникновения монастыря на горе Огнева существовало дославянское святилище или кереметь. Мужская обитель была создана в 1371 году с благо митрополита Киевского и всея Руси Алексия.

Алексеевский монастырь в Угличе с высоты птичьего полёта

Поначалу монастырь посвятили Успению Богородицы. Имя одного из своих основателей он получил позднее – в 1439 году. Долгое время все монастырские постройки были деревянными. Со стороны дороги, ведущей в Ярославль, обитель окружала оборонительная стена из бревен, которая должна была уберечь горожан от неприятеля.

В 1534 году здесь появился каменный Алексеевский храм. В XIX веке храмовое здание переделали, поэтому от древней церкви сохранились только основной объем и апсиды.

Вид на ограду и церковь Успения Пресвятой Богородицы Алексеевского монастыря с улицы Шаркова

В начале XVII века Алексеевская обитель, как и другие монастыри Углича, встала на защиту местных жителей от польских захватчиков. Силы были неравными. Вражеские солдаты, которыми командовал Ян Сапега, ворвались в город и сожгли его дотла. Все монахи были убиты, а святыня – разорена.

После изгнания польско-литовских войск началось восстановление русских городов. В 1628 году в Алексеевской обители построили каменную Успенскую церковь, которую за красивые пропорции и декор прозвали «Дивной».

Слева направо: церковь Успения Пресвятой Богородицы, часовня, святые ворота

После церковной реформы Екатерины II положение угличской обители изменилось. Монастырь утратил былой статус и стал третьеразрядным. Каменное строительство продолжалось, но монашеская община уже не получала больших пожертвований, как раньше.

В советские годы монастырь закрыли, а здания стали использовать под квартиры для горожан. Потом власти захотели сделать в бывшей обители музей, поэтому были проведены большие реставрационные работы. В переоборудованной Алексеевской церкви открылась художественная галерея, где можно было увидеть картины угличского художника Петра Дмитриевича Бучкина.

Вид на святые ворота Алексеевского монастыря

Перемены в судьбе обители произошли, когда 17 февраля 1997 года Алексеевский храм передали Русской Православной Церкви. С 1990-х годов началось восстановление древней святыни, как женского монастырь. Постепенно к обители отошли все храмы и сохранившиеся постройки.

Монастырь в Смутное время

Одной из самых драматических страниц в истории Углича и его Алексеевского монастыря стал период Смутного времени, после которого в обители и появился храм Успения Божией Матери.

В 1609 году город, который еще не успел толком оправиться после так называемого Годунова разорения, подвергся нападению интервентов. Его осадили отряды, которыми руководил гетман Ян Сапега, командующий всеми вооруженными силами Речи Посполитой.

За деревянными монастырскими стенами храбро сражались 60 представителей монашествующей братии и с ними около полутысячи горожан и жителей округи, искавших в Угличе спасения от притеснений интервентов. Их сопротивление было долгим и упорным, однако в итоге захватчики одержали верх и ворвались в святую обитель. Расправа была жестокой, по сведениям некоторых летописцев, оставшихся в живых пленных поляки, разъяренные их долгим сопротивлением, заживо замуровали в подвале.

В эти дни в Угличе царили смерть и страшное разорение, город горел, подожженный интервентами, а разгромленный Алексеевский монастырь лежал в руинах. Неприятель разрушил городской собор, княжеский дворец, и лишь одна из каменных дворцовых палат удельных князей каким-то чудом уцелела.

Успенскую церковь воздвигли на вершине Огневой горы в 1628 году, и жители очень скоро окрестили ее за красу и оригинальность Дивной. Храм и сейчас является известнейшим элементом монастырского ансамбля.

Действительно, подобных храмов не только в Угличе, но и во всей России было — по пальцам перечесть. А до наших дней дошло и всего-то две — «Дивная» в Угличе и Одигитриевская в Вязьме. Рядом с Успенским храмом в 1681 году возвели храм Иоанна Предтечи — опять-таки первый в своем роде. Первый бесстолпный Православный храм в Угличе.

Алексеевский монастырь, частью которого стала Дивная церковь, изначально был окружен каменной оградой со Святыми воротами, которая, в отличие от храма, с течением времени почти полностью разрушилась. Когда же в годы советской власти был утрачен и местный Покровский монастырь, храм Успения Пресвятой Богородицы остался самым старым из городских построек Углича.

Обитель всегда оставалась прочной опорой как церковной, так и государственной власти. Известно, что с 1698 года в крепких стенах обители содержались пленные стрельцы — участники знаменитого бунта, направленного против царя Петра I и увековеченного в знаменитой картине живописца Василия Сурикова.

История

Мы точно не знаем, когда именно был основан Воскресенский Угличский мужской монастырь в Угличе. По этому поводу рассказывают много разных легенд. Одна из них говорит о том, что его строительство связано с биографией святого Паисия Угличского. Якобы этот монастырь основали, когда в городе был архимандрит Нафанаил, приехавший освятить соборную Покровскую церковь. Случилось это 1 октября 1482 года. Сохранилась грамота удельного князя Димитрия Жилки от 1509 года, по которой монастырь получил во владение несколько окрестных сел. По крайней мере, на то время он уже был крупным земельным собственником.

А другие источники уверяют, что монастырь намного старше. По этой версии его построил угличский князь Роман Владимирович еще в тринадцатом столетии. В XVI веке здесь было шесть деревянных церквей. В 1609 году, в Смутное время, монастырь штурмом взяли польские войска. Погибло пятьсот жителей города, около шестидесяти иноков и архимандрит. В XVII столетии каменные здания построили на новом месте. Но уже в восемнадцатом веке этот монастырь перестал существовать. Его ликвидировали, а храмы превратились в приходские городские церкви. Бытовые же постройки на территории монастыря закрыли. С течением времени и количество действующих приходских храмов сократилось.

Церковь царевича Димитрия «на поле» (Углич)

На поле, где угличане остановили процессию с телом царевича и прощались с ним, сначала была воздвигнута часовня, потом деревянный храм, а в 1800 г. – нынешний, «На поле» или «На кладбище». Это единственный действующий храм, который советская власть оставила народу.

Здесь хранятся: мощи благоверного князя Романа Угличского, частица мощей царевича Димитрия, кафтан царевича Димитрия, Феодоровская икона Божией Матери, перед которой молился царевич Димитрий, Афонская икона Божией Матери, икона Покрова Божией Матери, которая явилась в XIV в. (такая же икона хранится в историко-художественном музее, какая из них список, неизвестно) и другие святыни. До недавнего времени открыто лежали окровавленные орешки, вынутые из руки убиенного царевича, но были украдены.

В день убиения царевича Димитрия – 15 (28) мая – бывает крестный ход из храма в кремль. Местные власти пропагандируют этот праздник как детский.

Адрес:

ул. Ростовская, 66

Телефон:

+7(48532) 2-22-67

История

До момента основания монастыря на его месте находилась кереметь — языческое святилище, оставшееся ещё с дославянских времён.

Монастырь был окружен деревянными стенами, призванными защищать подступы к Угличу со стороны Ярославской дороги. Сначала монастырь назывался Успенским и только с 1439 года назван в честь святителя Алексия. В 1534 году здесь строится кирпичный храм в честь Алексия, первый каменный храм вне стен кремля. В XIX веке он был полностью перестроен и от него ничего не сохранилось. В 1609 году монастырь держал упорную оборону против польско-литовских интервентов под командованием Яна Сапеги. Интервенты истребили всех иноков.

Дивная церковь

После изгнания интервентов, предположительно как памятник погибшим угличанам, в монастыре была построена Успенская церковь, за свою красоту названная Дивной. Это одно из первых каменных сооружений России, выстроенных по окончании Смутного времени, когда государственная казна ещё не могла себе позволить масштабных строительных работ. После разрушения в советские годы Покровского монастыря эта церковь осталась старейшей в Угличе по времени постройки. В 1698 году в монастыре были заточены стрельцы, участвовавшие в бунте против Петра I.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь стал третьеклассным. В 1898 и 1901 годах в монастыре были выстроены две каменные часовни. Монастырю принадлежало 216 десятин и 803 квадратных сажени земли в Угличском и Мышкинском уездах и 79081 рубль капитала.

Полезная информация для туристов

Старинная обитель открыта для всех желающих с утра до вечера. Туристов бесплатно пускают в храмы, музей митрополита Никодима, дом-музей тайной монахини Алексии и народную художественную галерею. Насельницы монастыря проводят для гостей интересные экскурсии.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря (слева), церковь Успения Пресвятой Богородицы — Успенская Дивная церковь (справа)

Церковные службы проходят ежедневно – в 8:00 и 17:00. При монастыре открыт кризисный центр «Покров» и семейный приют для девочек-сирот. Обитель оказывает благотворительную помощь угличским семьям, которые воспитывают детей с проблемами развития.

Храмовые реликвии

Неповторимые ценности православия хранились в Воскресенском монастыре: одна из главных икон храма «Воскресение со страстями» 17 века, написанная художниками царского двора; старое Евангелие ещё 1644 года, древний позолоченный серебряный крест.

В Смоленском храме располагалась небольшая библиотека старых рукописей. Вблизи монастыря находилось кладбище, где хоронили знатных людей.

В 1736 году к монастырю присоединили мужскую Успенскую пустынь, в которой уже тогда проживало 935 мужчин. Позже обитель закрыли, там открылась приходская церковь. А все церковные предметы были переданы в Алексеевский монастырь, позже их вернули.

Где находится, сколько стоит


Вход на территорию Угличского Кремля бесплатный. Но для посещения Палат Угличских князей, церкви на Крови и других выставочных экспозиций нужно купить входной билет.

Если необходимо экскурсионное сопровождение, то это стоит отдельных денег.

Судя по прайс-листу, можно заказать как живого экскурсовода, так и аудиогида. Дополнительно оплачивается фото и видеосъемка внутри помещений.

Мы покупали только входные билеты. После целого дня, проведенного в Угличе и огромного количества полученных впечатлений, новую информацию уже было некуда загружать.

Время работы музеев в Кремле сильно ограничено:

  • в зимний период они работают с 9 до 16 часов:
  • в летний — 9 до 17.

Для того, чтобы подняться на колокольню, попробуйте спросить ключ в церковной лавке Спасо-Преображенского собора. Возможно, вам тоже повезет, как и нам.

История основания Алексеевского монастыря

Монастырь в Угличе, известный как Алексеевский, является одним из наиболее древних не только из сохранившихся в городе, но и на территории России. История его основания уходит корнями в 70-е гг. XIV века, когда при князе Дмитрии Донском, с его дозволения, митрополит Алексий учредил Успенскую мужскую обитель. Алексеевским монастырь стали называть с 1439 года, уже после кончины святителя. В 1534 году на территории появился каменный храм во имя Алексия.Первоначально все церковные, жилые постройки и ограда были деревянными. В 1609 году монастырь был практически стерт с лица земли польско-литовскими захватчиками. При этом были жестоко убиты несколько десятков человек, среди которых и иноки, и местные жители. Как следует из летописных источников, погибли многие, державшие оборону за монастырскими стенами, а оставшихся в живых засыпали в подвалах. Но обитель возродилась.По преданию, в память о погибших в 1628 году была отстроена великолепная каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В народе этот храм назвали «Дивным», и это имя сохранилось за ним и по сей день. Белоснежная церковь, покрытая тремя устремляющимися ввысь шатрами с небольшими главками, возвышается близ Каменного ручья на холме, который раньше называли Огневой горой. Шатровых храмов по всей России остались считанные единицы, что придает Дивной особую уникальность. Строение поставлено на подклет. К основному объему храма с тремя апсидами пристроена двухэтажная трапезная, которая, предположительно, предназначалась для праздничных дат, так как кухня в ней отсутствует. Центральный шатер, более высокий относительно боковых, вероятно, имел когда-то открытое основание. Шатры по бокам, смещенные к востоку, выполняют декоративную функцию. Близ церкви Успения располагается храм Иоанна Предтечи, возведенный в 1681 году. По сравнению с изящной Дивной эта постройка смотрится грузно и приземисто. Внутри частично сохранились росписи, датируемые XIX в. Но особенная изюминка — изразцы XVII столетия, украшающие фасады. Алексеевская церковь, воздвигнутая на заре XVI в., в XIX столетии претерпела значительную переделку, что изменило ее первоначальный вид. Но в наши дни ее и вовсе нельзя узнать в обветшавшем одноэтажном здании с колоннами в духе классицизма. В годы советской власти здесь располагались детский сад, а затем картинная галерея. Но, как оказалось, не узнаваемая внешне религиозная постройка сохранила внутри не только фундамент, но и стены и своды прежней церкви. К такому выводу пришли ученые-археологи, исследовавшие здание в начале 2000-х гг.В советское время монастырь был закрыт. Были разобраны некоторые строения, взорвана колокольня, уничтожено монастырское кладбище, где хоронили не только монахов, но и известных жителей города.

Святыни и храмы Углича

В Начале 17 столетия на месте кровопролития появилась деревянная церковь, которая к концу века была перестроена в каменных храм.

Не смотря на некоторые перестройки 19 столетия, церковь отлично сохранилась до нынешнего времени. Внутренняя роспись фресок с 18 столетия, и алые кровавые стены выглядят впечатляюще.

В одной части здания находится художественный и историко-архитектурный музей, а вторую посещают православные прихожане и гости города, чтобы поклониться чудотворным носилам, на которых переносили тело Цесаревича, Иконам и святыням храма.

Спасо-Преображенский Кафедральный Собор Углича был возведен в 1710 году. Особенностью храма, помимо архитектуры, является внутреннее убранство.

Здесь находиться около 60 расписных фресок, описывающих сюжеты эпохи Нового Завета, а так же шести ярусный деревянный иконостас и копия фрески знаменитого Рафаэля из Ватикана.

Именно этот собор пробил тревожную новость для населения Углича о смерти Цесаревича, после чего местные жители расправились с убийцами Дмитрия.

Собор оснащен часовым механизмом, поэтому здесь можно услышать время, которое отбивают купола. А приклониться к старинным иконам 17-19 столетий по сей день приходят православные прихожане.

Алексеевский монастырь — один из древнейших монастырей в России. Постройка монастыря датируется 14 столетием. Однако во время польско-литовских вторжений все здания монастыря были полностью разрушены.

В 17 столетии обитель вновь начали отстраивать. Сейчас основными храмами монастыря является Успенская церковь, которую за ее красоту, местные жители прозвали — Дивная и Храм Святого Иоанна Предтечи.

Богоявленский женский монастырь был возведен из камня в 18 столетии на месте деревянных построек 14 столетия.

Со временем обитель стремительно развивалась и обрастала новыми сооружениями. Основными святынями на территории монастыря является одноименный Богоявленский Собор и Федоровский собор, а так же чудотворная икона Федоровской Божьей Матери, икона Божией Матери «Недремлющее Око», икона с частицей мощей Святого князя Романа Углического.

В советское время обитель была закрыта, а в помещениях разместили школы и общежития. Спустя десятилетия, после распада советской власти, храмы и часть зданий вернули обители.

Воскресенский монастырь дошел до нашего времени из каменных строений 17 столетия. Хотя первые воспоминания о мужской обители датируются 14 столетием.

На протяжении нескольких столетий монастырь был упразднен, а храмы служили для православных прихожан.

Основные святыни, возведенные на территории монастыря — Воскресенский Собор и церковь Одигитрии, звонница.

Воскресенский монастырь не отличается пышным убранством и архитектурой, однако старинные деревянные фрески и иконы, дошедшие до сегодняшних времен, — просто бесценны. Стены монастыря открыты ля прихожан по сегодняшний день.

Казанская церковь была возведена из камня в 1778 году. На месте двух деревянных храмов.

Вокруг расположения церкви ходят легенды. Казанская церковь находится на Успенской площади, которая не раз переименовывалась за время своего существования. Все храмы, находившиеся на этом месте подвергались пожарам, в которых разрушались. Казанская церковь не стала исключением, на ее долю пали два пожара в 1793 и 1921 годах .

Здание храма удалось сохранить, его приходилось реконструировать много раз. Главной потерей храма является икона Божией Матери «Казанская», которая сгорела при последнем пожаре. В советское время церковь была закрыта и разграблена. С 20 по начало 21 столетия велись долгие реконструкционные работы, которые возродили храм.

Корсунская церковь была возведена в 18 столетии на месте сгоревшего монастыря. В начале строительства церкви, на месте пожара была найдена икона Корсунской Божией Матери, чудом уцелевшая. В ее честь храм и освятили.

В советское время, церковь, как и многие святыни, была закрыта, лишь с 90х годов, после долгой реставрации храм вернули русской православной церкви. Храм по сей день принимает православных местных жителей и гостей города.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи имеет трагическую историю сооружения. Храм был возведен на средства местного купца Н.Г.Чеполосова, на месте гибели его сына, который был убит в младенчестве.

Церковь возведена в 17 столетии, ее архитектура принадлежит к памятникам культуры, поэтому для строительства местной ГЭС пришлось властям изменить проект, чтобы сохранить святыню. Что удивительно для советской власти.

Храмы обители

Церковь Смоленской иконы Богоматери

В 1700 году построили первую церковь из камня. Это самый древний храм обители. Сначала церковь называлась Богоявленской, а позднее была переименована в Смоленскую. Это высокое здание своими пятью главами тянется ввысь, отчего выглядит стройным и изящным.

Сама церковь небольших размеров. К ней пристроена удлинённой формы трапезная, галерея и один придел.

Раньше около храма возвышалась колокольня, но до нашего времени она не сохранилась. А возле алтарной части (снаружи) расположена мозаичная икона Смоленской Богородицы.

Церковь Феодоровской иконы Богоматери

В честь Феодоровской иконы Божией Матери, которую подарила обители инокиня Марфа, мать первого русского царя фамилии Романовых — Михаила Фёдоровича, в 1818 году поставили здесь ещё один храм.

Феодоровская церковь необычна по своей планировке. Её центральная часть со всех сторон окружена пристройками полукруглой формы, поэтому получается, что здание имеет форму правильного креста. Необычно и очень красиво!

В 1862 году церковь была заново расписана, сохранились и чудесные фрески того времени, сюжеты которых рассказывают о случаях удивительных исцелений с помощью чудотворной иконы, а также евангельские повествования.

Но восстанавливать внутри придедется еще долго. Росписей на нижних ярусах храма, практически, не осталось.

В храме на почетном месте установлена большая икона Феодоровской Богородицы. Под стеклом видно много даров, которые были принесены этому Образу за скорое услышание молитв и чудесные исцеления.

Раньше к Феодоровской церкви примыкала трёхъярусная колокольня, на её 1 этаже размещалась библиотека. Но всё это было разрушено и не сохранилось. В наши дни очень активно ведутся работы по строительству новой колокольни.

В храмах Богоявленского женского монастыря даже можно заказать именной кирпич, который навечно останется в кладке с Вашим написанным именем.

Богоявленский собор

Постройка величественного Богоявленского собора завершилась в 1853 году.

Полностью строительство стоило 60 тысяч рублей серебром и продолжалось 10 лет.

В то время (да и сейчас), 5 ярко-голубых, великолепно украшенных золотыми звёздами куполов этого грандиозного храма были видны даже из дальних уголков города.

Храм Корсунской иконы Божией Матери (Углич)

Храм Корсунской иконы Божией Матери построен в 1730 году. Центральный престол освящен в честь Корсунской иконы, придел в честь преп. Макария Египетского, в воспоминание бывшего монастыря.

В 1942 году храм был закрыт. В 1972 году была проведена реставрация под руководством ведущего реставратора Ярославской области С.Е.Новикова.

Богослужения возобновлены 1 мая 1994 года.

В 1996 году по благословению Архиепископа Михея в храм были принесены мощи муч.мл.Иоанна Чеполосова, в 2002г. церкви передана храмовая Корсунская икона Божией Матери.

Адрес

: Россия, Ярославская область, город Углич, улица Нариманова, 5а

Телефон:

+7(48532)502 81

Электронная почта:

Алексеевский монасырь в наши дни

В 90-е гг. XX столетия обитель была возобновлена. Теперь это православный женский монастырь, где мало-помалу реставрируются храмы, восстанавливаются другие строения. На месте бывшего погоста теперь благоухают розы. В Успенском храме хранится чудотворная икона «Свеча Неугасимая Огня Невещественного», или «Вратарница Угличская», где Богородица изображена со свечой в темном монашеском облачении. По преданию, в XIX веке прибыл в Углич серьезно больной купец из Петербурга. Он рассказал настоятелю о своем сне, где явилась ему Пресвятая Богородица, обещавшая исцеление по молитве перед ее образом. По видению, описанному купцом, в монастырской кладовой нашли данную икону и с почестями перенесли в храм Успения. Помолившись перед ней, мужчина выздоровел, а образ прославился и другими чудесными исцелениями. И сегодня со всех сторон стекаются люди со своими просьбами и чаяниями с искренней верой и молитвами к милосердной Заступнице всех православных.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

Монастырь в советский период

После революции приходские церкви переживали упадок. Главный собор сильно обветшал, а грунт под ним начал проваливаться. При советской власти он первоначально был передан музею древностей, где были собраны многие шедевры древнерусского искусства, в том числе прикладного. Но в период так называемого активного безбожия (1923-24 годы) все храмы монастыря были закрыты. А вот после войны и особенно с шестидесятых годов прошлого века их постепенно начали восстанавливать. В 1975 году ансамбль Воскресенского монастыря в Угличе был отреставрирован с применением новейших на то время технологий. Прежде всего, они были использованы для того, чтобы укрепить грунт под фундаментами, которые просели. В 1999 году монастырь и все его здания были возвращены Православной церкви.

Спасо-Преображенский собор (Углич)

Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему.

Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея.

Адрес:

Россия, Ярославская область, г. Углич, Кремль, 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector