Алексиевский акатов женский монастырь
Содержание:
- Храм в честь победы над врагами
- Как доехать до Алексеево-Акатова монастыря
- Открытие монастыря
- Советский период
- Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальный мужской монастырь
- История обители в XIX в
- История воронежского Кафедрального собора
- Литература
- Обустройство монастыря
- Интересные факты и легенды
- Святыни монастыря
- Новое время
- Святыни монастыря
Храм в честь победы над врагами
Монастырь находится рядом с Воронежским водохранилищем в частном секторе рядом с Чернавским мостом. Когда-то очень давно в пустынной лесной чаще на Акатовой поляне в двух верстах от города было решено построить храм. Свое название он получил в честь памяти первого русского святого Митрополита Московского Алексия. В 1620 году враги (литовцы и черкасы) пришли на эту землю. Жители, отразив нападение, в честь победы заложили на этом месте церковь. Этот день как раз выпал на день памяти святителя Алексея. Вот так и получил свое название Алексеево-Акатов монастырь в Воронеже (с расписанием богослужений в нем можно ознакомиться ниже).
Как доехать до Алексеево-Акатова монастыря
Точный адрес: город Воронеж, улица Труда,1. Монастырь видно с набережной, поэтому изначально можно доехать до неё. В сторону монастыря едет общественный транспорт, выходить нужно на остановке «Манежная». В сторону монастыря идут автобусы, маршрутные такси и троллейбус.
Монастырь привлекает своей исторической и духовной ценностью. Здесь регулярно проводятся служения Богу.
Одновременно проводятся реставрационные работы, так как вандалами была уничтожена большая часть храма, и восстановить её до конца пока не удалось.
Видео: Песнопения сестёр Свято Алексеевского Акатова монастыря
https://youtube.com/watch?v=652B_iCpknc
Открытие монастыря
В 90-х годах начались восстановительные работы на территории всего монастыря, когда по благословению российского патриарха Алексия II его передали в Воронежскую епархию, а затем открыли здесь женский монастырь. В день Казанской иконы Божией Матери (4 ноября 1990 года) в храме наконец-то начали звучать молитвы Божественной литургии. В начале января 1992 годы десять сестер приняли первый постриг. Среди них была монахиня Варвара (Сажнева), которая вскоре стала настоятельницей, возведенной в сан игуменьи (апрель 1993 г.).
В настоящее время в монастыре служат и трудятся во Славу Божию уже полсотни сестер. Еще несколько постоянно живут недалеко на подворье обители, где ухаживают за хозяйством – коровами, телятам и разной домашней птицей. Сестры также обрабатывают и землю во время сезонных работ. С 1994 года монастырь в своей воскресной школе обучает детей от 5 до 15 лет Божьему Закону, церковно-славянскому языку, церковному пению и основам живописи.
Советский период
После 1917 г. монастырская община была вынуждена отдать церковные реликвии и священные предметы. Большая часть утвари создавалась искусными мастерами в разные века, поэтому художественная работа ценилась порой выше, чем сам материал.
- В 1926 г. Акатова обитель стала единственным духовным центром всего Воронежа. В это же время большевики арестовали настоятеля и епископа Петра и архимандрита Иннокентия, прибывшего для поддержки местного православного населения. Святителей сослали в Соловецкий лагерь, где они и скончались.
- Новым епископом назначили преподобного Алексия, спустя несколько лет большевики осудили его в создании подпольной антигосударственной организации.
- В 1930 г. советские власти прибыли на территорию комплекса затем, чтобы арестовать монахов, настоятеля Тихона (Кречкова) и преподобного Федора. Нескольких святителей расстреляли, в 2000 г. состоялась их канонизация.
- В 1930 г. рабочие местного предприятия подали ходатайство городскому совету о закрытии Акатовой обители, прекращении колокольного перезвона и переплавки колоколов и церковных глав для нужд завода. Большевики желали конфисковать все решетки и разобрать памятники. Официальное закрытие монастыря состоялось в летний период 1931 г., братию выгнали, а имущество разграбили.
- Многие иконы, которые вывозились из города в преддверии наступления немецких военных, были безбожно сожжены в период оккупации. Икона под названием «Живоносный источник» чудесным образом спаслась от уничтожения.
- В период ВОВ немецкие оккупанты уничтожили надвратную колокольню. После того как враг покинул эти места, монастырскую территорию освоили под жилые помещения, склады и конюшни. В 1960-е годы некоторые здания использовалась художниками в качестве мастерских.
- В 1970 г. монастырь передали в управление краеведческого музея. Местные власти распорядились разрушить казначейский корпус, а второй этаж настоятельских покоев, сделанный из дерева, продали колхозу на стройматериалы.
На заметку! На южной стороне монастырского комплекса располагалось кладбище, где покоились монахи и богатые жители Воронежа. Оно стало расширяться, когда братии запретили закапывать тела рядом с приходскими церквями.
В 1784 г. здесь похоронили иеромонаха Палладия, погребальным ритуалом руководил преподобный Самуил. Во время похорон знати на кладбище присутствовали архимандриты Воронежской епархии. Место захоронений регулярно использовалось до революции, в советское время его разрушили. В 1990 г. здесь создали символический некрополь.
Серафимо-Саровский мужской монастырь с.Новомакарово Епархиальный мужской монастырь
Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество людей, ищущих спасения души.
Первые насельники появились здесь в 1995 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года было освящено место и первый закладной камень в основании храма обители, носящего имя Всероссийского светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители.
Обратите внимание
Трижды в монастыре находился мироточивый образ царя – страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апреле 2002 года икона царя – мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы»
В память всех этих событий и в ознаменование пребывания чудотворного образа царя мученика Николая был заложен летний храм в честь царственных мучеников.
В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием, Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.
На территории монастыря имеется святой источник, который был известен с незапамятных времен и в народе считался целебным. Сейчас расчищенный, благоустроенный и освященный в честь преподобного Серафима, он привлекает к себе водой, имеющей целебную силу. «С верою кто да примет, здрав бывает. Всяку немощь попирает зело».
В благодарность Царице Небесной ископан источник и построена купель в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которые были освящены в день памяти убиения Царственных мучеников 17 июля 2005 года. В этом источнике по вере прибегающих к молитвенному заступничеству Божией Матери получают исцеления от душевных и телесных недугов, в том числе, пьянства, наркомании и табакокурения.
История обители в XIX в
В 1804 г. Алексеев обитель получила в дар от А. Аникеевой крупную сумму денег, которую решили потратить на воздвижение нового каменного храма в честь святого митрополита Алексия. Строительством руководил подрядчик Н. Богданов. Изначально предполагали, что работы завершаться спустя три года, но через 12 месяцев после начала у здания обрушился карниз.
Часовня в память новомученников Алексеево-Акатового монастыря
Ошибку списали на самого Н. Богданова, который проявил неосмотрительность, когда ориентировался не на тот архитектурный план. А. Аникеева отстранила от работ подрядчика и поручила их местным мастерам. Храм строился целых восемь лет, нижний ярус освятили в 1812 в честь Алексия, верхний же достроили только в 1819 г.
- Новая церковь не имела колокольни, строение соединялось двухэтажной галереей с настоятельскими покоями. Интерьер храма был выполнен в форме круга, что символизировало вечность по христианской традиции. В Алексеевской церкви находилось несколько серебряных крестов, созданных в XVII столетии, образ Живоносного источника, один или два списка В. Васнецова, икона «Троеручица», вокруг которой было принято развешивать серебряные фигурки человеческих органов. В 1840 г. состоялся первый капитальный ремонт нижней церкви, работами руководил архимандрит Елпидифор.
- В 1880 на в монастырском комплексе воздвигли четырехъярусную колокольню высотой 49 м, на её вершине стоял православный крест. На первом этаже постройки находился храм Сергия Радонежского, освященный только в 1903 г., второй использовали для народных чтений. На колокольне имелось десять колоколов, самый тяжелый весил более 5 тонн.
- С середины XIX в стенах Акатовой обители действовал духовный совет и комитет епархии по вопросам православного миссионерства. На территории также находились: двухъярусный настоятельский дом, корпусы братии, трапезная, пекарня и воскресная школа, где обучение проходили педагоги воскресных училищ и преподаватели церковного пения.
На заметку! В 1912 г. краевед Н. Валукинский сделал несколько замечаний по внешнему виду старой колокольни. Он отметил, что корпус строения состоял из трех частей: нижний — четверик, средний — призма с восемью углами, верхний — пирамида.
Другие исследователи отмечали, что подобные формы легко воспроизводятся на деревянной основе, поэтому русские мастера часто применяли подобные техники в деле воздвижения церковных зданий.
Колокольня создавалась в стиле отечественного зодчества, имела толстые стены, небольшие отверстия, передняя её часть обладала крупными формами. Со всех четырех сторон находились арки для звона.
История воронежского Кафедрального собора
История Кафедрального собора берет свое начало с XVI века. Когда после крепости возник город, построили деревянную церковь (1586 г.). Но часто из-за набегов татар, половцев, других внешних врагов храм загорался. Его тушили, снова восстанавливали. После образования Воронежской Епархии было принято решение строить новый храм (1682 г.).
До нас дошли скупые очертания того первого храма. Известно, что его стены были высокие и прямые, окна располагались в два ряда, крыша была пятиглавая с крестами. Иконостас располагался в шесть ярусов, а наиглавнейшие иконы и Царские врата были отделаны мастерами серебряными и позолоченными окладами. Вскоре храм стал разрушаться, так как стоял у рва.
При митрополите Пахомии (Шпаковском) построили каменный храм. Стройка велась 1718-1735 годы. Событие 1836 года – это открытие Митрофановского монастыря. С 1913 года управлять Воронежской епархией поставили митрополита Тихона (Никанорова). Благовещенский кафедральный собор просуществовал десять лет (до 1929), после закрытия властями Митрофановского монастыря (в 1919).
Во время оккупации немцами города произошло разрушение собора (1942-1943). Прихожанам открыли Покровский собор, но он не заменял прежнего. Власти совместно с духовенством приняли решение о строительстве Благовещенского собора (1998). Проект исполнил архитектор Владимир Петрович Шевелев.
Создание первого собора
Создание первого собора историки оценивали неоднозначно. Е.А. Болховитинов определил дату строительства – 1620 год. Исследователь Н.И. Поликарпов считал, это ближе ко времени основания крепости (1585). Тогда же в пригороде построили церковь.
Было два престола: Благовещения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца. После набега черкас в 1590 году была сожжена крепость, пострадал собор, восстановленный в 1594 году, его перенесли в черту города.
В 1625 году вновь построили деревянный собор, 13 сентября 1628 года храм сгорел. В июле 1629 года указом царя было дано разрешение восстановить собор в Воронеже. (1634). Он избежал огня, просуществовал до создания Воронежской епархии (1682), которую возглавил епископ Митрофан (Соколов). Владыко славно потрудился, помогая возрождению Воронежского края. Он собирал средства, помогая Петру I при постройке кораблей.
Благовещенский храм стал Кафедральным собором в 1682. Вскоре построили каменный храм (1690), здесь с 1682 года была резиденция Архиерея, с 1745 до 1822 года – Духовная семинария Воронежа.
Строительство нового Кафедрального собора в Воронеже
Первый камень при строительстве заложен 28 августа 1998 года. Закладка освящена 15 ноября 1998 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года подняли купол. В период с марта 2002 по декабрь 2003 был поднят на звонницу главный колокол, и завершено строительство колокольни, а также поднят крест со шпилем.
В мае 2003 г. открыли выполненный из бронзы памятник святителю Митрофану (его скульптор И.П. Дикунов). Также в его честь в августе 2003 г. был создан «Фонд святителя Митрофания». Денежные средства, собранные с помощью этого фонда, предназначались для завершения строительства собора. По радио, телевидению и в газетах были объявления о сборе средств в этот фонд. Горожане перечисляли деньги, кто сколько мог, на строительство собора.
Говоря о строительстве, нельзя не отметить, что стройка была общегородская. Многие предприятия приняли участие в его строительстве. Например, Воронежское предприятие “Вера” делал колокола, а ООО “Восток-сервис” возводил стены собора. Многие организации и частные лица перечисляли крупные суммы денег на строительство собора, например, бывший губернатор области Иван Шабанов.
7 апреля 2004 года во временном нижнем храме была совершена литургия, со следующего дня стали ежедневно совершаться богослужения. 6 декабря 2009 состоялось открытие Благовещенского собора. 18 сентября 2011 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита освятил собор, передал в дар икону с Руденским образом Божией Матери.
Литература
- Болховитинов Е. А., Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, Воронеж, 1800, 66-69.
- Иларион (Боголюбов), архим., Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря, Воронеж, 1859.
- Яворский Ф. К., «Алексеевский Акатов монастырь,» Воронежские ЕВ, 1869, № 9, 373-382; № 10, 410-424; № 11, 448-464; № 12, 481-497; № 13, 517-528; № 14, 558-570.
- Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1884, вып. 1, 44-45; вып. 2, 207-213.
- Зверев С. Е., «Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря,» Воронежские ЕВ, 1892, № 21, 842-847.
- , «Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»,» Воронежская старина, 1909, вып. 8, прил., 183-213.
- Успенский Ю. И., Старый Воронеж, Воронеж, 1922, 30-32.
- Акиньшин А. Н., Храмы Воронежа, Воронеж, 1994, 103-113.
- Мирошкина В., «Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление,» Воронеж-Липецк православный, 1997, № 8 (8), 3.
Обустройство монастыря
Данная обитель оказалась единственным в городе мужским монастырем. Настоятель его имел чин архимандрита. В начале XVIII века архимандрит Никанор привез в монастырь список с древней иконы Пресвятой Богородицы «Троеручницы», которую со временем стали почитать как чудотворную.
С 1746 по 1755 годы при настоятеле Ефреме был возведен второй этаж, и размещен храм в честь иконы Владимирской Богородицы. Затем были организованы пределы в память святых Антония и Феодосия.
Во времена правления Екатерины Великой Алексеево-Акатову монастырю Воронежа дали второй класс по значимости. Он стал содержаться за счет государства (714 рублей серебром в год), в его владениях осталось 8 десятин земли и озеро.
Известным фактом является то, что в XVIII веке в стенах обители жил схимонах Агапит (иеромонах Аввакум в прошлом), получивший благословение от святителей Тихона Задонского и Митрофана, и отставной военный дворянин Георгий Машурин, ставший впоследствии монахом-затворником.
Со временем монастырь расширялся, строились новые здания и сооружения в виде башен.
В начале XIX века Аникеева Авдотья Васильевна пожертвовала монастырю большую сумму денег, на которую возвели новый каменный храм в византийско-русском стиле. Нижнюю часть храма освятили в 1812 году, верхнюю — в 1819 году.
Интересные факты и легенды
На территории Митрофановского монастыря, в комплекс которого некоторое время входил Благовещенский собор, был построен странноприимный дом. Он сохранился до сих пор. В нем жили богомольцы-паломники, останавливались нищие, пришедшие к монастырю за подаянием, и трудники. Среди постояльцев странноприимного дома летом 1891 года жил Алексей Пешков (Максим Горький).
После революции Благовещенский собор закрывали дважды. Впервые храм был закрыт в 1919 году, но через 3 года священнослужители объявили его «обновленческим». Это оппозиционное движение в русском православии, поддерживаемое некоторое время большевиками для разрушения канонической церкви и ослабления ее влияния на людей, внесло временный раскол в духовенство.
Открытый храм проработал до 1929 года, потом вновь был закрыт. Первомайский сад, где ныне возвышается величественный собор, как «символ веры, единства и покаяния», во все времена был любимым местом отдыха воронежцев. Открытый в 1840 году, он встречал гостей зимой катком, летом – выступлением артистов. В 30-е годы XX века здесь построили театральное здание, расположился цирк.
Страшная история сада стала известна после закладки Благовещенского собора. Оказалось, что здесь в тридцатые годы содержались арестанты перед отправкой в лагеря. Здесь были и «политические» узники, и осужденные «за веру». Многие умирали, не доживая до перевозки к месту заточения. Земля, где поставлен храм, была полита кровью людей.
Говоря о новом Благовещенском соборе, необходимо помнить, что его история пока еще коротка, но здесь уже зародились интересные обычаи и традиции:
- В Благовещенском соборе есть традиция: ежегодно отмечается международный праздник «День пожилого человека». Согласно светскому календарю празднование приходится на 1 октября. Церковь примкнула к хорошему начинанию и по окончании Божественной литургии поздравляет пожилых людей, приходящих на церковные службы. Для них накрывается праздничный стол с чаем и выпечкой, за которым ведутся разговоры о жизни.
- Принимая участие в нравственном воспитании детей, миссионеры Благовещенского собора проводят занятия в учебных заведениях города. Занятия в рамках «Недели добра» помогают ребятам сформировать правильное представление об этих двух категориях, грань между которыми в наши дни, к сожалению, стирается.
- При соборе работает воскресная детская школа. Помимо прохождения образовательной программы ребята участвуют в театральных постановках, совершают паломнические поездки, принимают участие в городских мероприятиях. Воспитанники воскресной школы и их родители в День города (21 сентября) организовали акцию «Белый цветок». В «торговых» рядах с выпечкой и лакомствами дети раздавали за небольшие пожертвования самодельные белые цветы – символ доброго дела и милосердия.
В Воронежской епархии работает «Телефон доверия» – (473)-255-38-12 (с 10 до 17 часов).
Святыни монастыря
Икона изображает Богородицу, выходящую из воды. На руках Мария держит Младенца. В стенах монастыря святыня находится с 1991. В сентябре 1992 в преддверии праздника Сретения Владимирской Пресвятой Богородицы икона начала мироточить.
В стенах монастыря находится икона Тамбовского Питирима, созданная в начале 20-го века.
Она передана храму в день его открытия настоятелем сельской церкви в качестве дара. Из-за неподходящих условий хранения изображение на иконе практически не различалось. Вечером 1997 после вечерней литургии настоятель храма заметил, что образ просветлел, а надпись стала читабельной. На следующий день при проведении богослужения икона начала мироточить.
- В монастыре источает миро еще одна чудотворная икона. Это изображение святителей Воронежского Митрофана и Задонского Тихона. В 2002 проведена реставрация иконы, после чего святыня начала мироточить.
- В Алексеево-Акатовом монастыре находится копия иконы чудотворной Афона, Андреевского Русского скита, называющаяся «В скорбех и печалех Утешение».
Летом 1999 икона начала мироточить, выделяя струйкой из глаз образа миро. Позже икона некоторое время также выделяла миро, но уже с меньшей обильностью.
В монастыре пребывают иконы с небольшими частицами мощей священномученика Петра Зверева, Исповедника Харитона преподобного. В 2000 Петр Зверев был причислен к лику святых. В феврале 2004 икона с его изображением, а также частицами мощей перевезена в стены женского монастыря.
Новое время
Восстановительные работы на территории монастыря начались с 1980-х г., сперва была отреставрирована колокольня. В 1989 г. Алексеевскую обитель вернули РПЦ, за два года была отстроена главная двухэтажная церковь. Надвратную колокольню превратили в храм, который увенчали 5-ю главами. На территории вновь отстроили братские кельи, хозяйственные помещения, а также водосвятную часовню.
Внутреннее убранство монастыря
- В 1990 г. монастырь стали называть женским, до 1992 г. настоятельницей служила игумения Любовь, которую сменила матушка Варвара.
- В 1999 г. Акатовой обители приписали находящуюся за её пределами Введенскую церковь, которая считается архитектурным памятником и красивейшим зданием Воронежа.
На сегодняшний день удалось восстановить все уцелевшие постройки, а также возвести несколько новых часовен.
Деятельность прихода
При монастыре работает воскресная группа, в которой изучаются обязательные предметы православной науки: Закон Божий, история Церкви, церковный язык. Ученикам также преподают рисование, пение и рукоделие. Дети участвуют в богослужениях, помогают в алтарях, путешествуют по святым местам.
С 2007 г. в обители действует газетное издание, его выпуски посвящены духовно-нравственной тематике и созданы на основе святоотеческих произведений.
Община оказывает посильную социальную помощь всем нуждающимся: кормят обедами, раздают одежду, помогают решить семейные проблемы.
Информация для паломников
Акатова обитель находится в городе Воронеже, на улице Освобождения Труда, строение 1В. Ближайшая остановка транспорта — «Манежная».
Богослужения здесь проходят ежедневно: по будням с 7:30 совершается литургия, в 17:00 начинается вечерня. По воскресным дням с 6:00 проходят ранние богослужения.
Интересно! Главная святыня Акатова монастыря — икона «Живоносный источник», созданная в середине XIX столетия. Реликвия неоднократно мироточила. Большим почетом пользуется ковчег, где хранятся мощи преподобных Митрофана, Тихона, Кирилла.
Главный престольный праздник — обретение и перенесение чудотворных останков святого Алексия, торжество отмечают 2 июня.
Настоятельницей комплекса с 1992 г. служит игуменья Варвара.
Алексиево-Акатов монастырь Воронежа
Святыни монастыря
Икона изображает Богородицу, выходящую из воды. На руках Мария держит Младенца. В стенах монастыря святыня находится с 1991. В сентябре 1992 в преддверии праздника Сретения Владимирской Пресвятой Богородицы икона начала мироточить.
В стенах монастыря находится икона Тамбовского Питирима, созданная в начале 20-го века.
Она передана храму в день его открытия настоятелем сельской церкви в качестве дара. Из-за неподходящих условий хранения изображение на иконе практически не различалось. Вечером 1997 после вечерней литургии настоятель храма заметил, что образ просветлел, а надпись стала читабельной. На следующий день при проведении богослужения икона начала мироточить.
- В монастыре источает миро еще одна чудотворная икона. Это изображение святителей Воронежского Митрофана и Задонского Тихона. В 2002 проведена реставрация иконы, после чего святыня начала мироточить.
- В Алексеево-Акатовом монастыре находится копия иконы чудотворной Афона, Андреевского Русского скита, называющаяся «В скорбех и печалех Утешение».
Летом 1999 икона начала мироточить, выделяя струйкой из глаз образа миро. Позже икона некоторое время также выделяла миро, но уже с меньшей обильностью.
В монастыре пребывают иконы с небольшими частицами мощей священномученика Петра Зверева, Исповедника Харитона преподобного. В 2000 Петр Зверев был причислен к лику святых. В феврале 2004 икона с его изображением, а также частицами мощей перевезена в стены женского монастыря.