Зимний дворец

Немного истории

Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.

Зимний дворец

Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.

Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.

То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.

Зимний дворец сегодня

Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.

Завершение работ

С завершением строительства Зимнего дворца в России официально завершается эпоха скромных царских жилищ, она окончательно уходит в прошлое. Этот дворец становится самым роскошным и торжественным в Петербурге. Удивительно, что при этом ему удается остаться органично связанным с окружающей застройкой, в которую он максимально органично вписывается. В этом ему не мешают даже масштабность, большой размер окон, высокие карнизы. Все это свидетельствует о закладке основ для петербургской архитектурной школы, которые затем соблюдались на протяжении столетий, сохраняя особенную петербургскую архитектурную атмосферу.

Строительство новой части дворца завершается к концу 1723 года. 24 ноября в новом Кавалерском зале проводят громадный и шикарный пир, который завершается масштабным и зрелищным фейерверком, устроенным прямо на льду Невы.

Девятого декабря в Большом дворцовом зале сотни гостей присутствуют на торжественной церемонии обручения герцога Голштинского со старшей дочерью императора, Анной.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Основные экспозиции

Первым экспонатом является воссозданный фрагмент парадного двора — пять арок и мостовая. На мостовой расположены золотые карнавальные сани в виде дракона и коляска, на которой царь катался по аллеям Петергофа.

Далее путь лежит в подвал со стеклянной стеной, через которую можно увидеть настоящие вещи, найденные при раскопках археологами (трубки для курения, предметы быта, посуда, личные вещи Петра I).

Следующее сохранившееся помещение — рабочий кабинет. Петр предпочитал работать стоя, он создал эскиз высокой конторки (для удобства при своем высоком росте), которую изготовили на заказ. В углу расположился небольшой камин, расписанный разными фрагментами пейзажей.

Токарня — в ней находится инструменты и станок царя. Стены украшают картины с кораблями (они принимали участие в экзаменации). Император сам лично проверял знания моряков.

Столовая — очень скромная по размерам, как и все помещения Зимнего дворца Петра I. Царь не любил больших комнат (их площадь составляет всего 16–21 кв. м). В центре стол со стульями, два окна с низкими подоконниками, украшенные царскими шторами, между окон большие золотые часы, стены с дорогими гобеленами, по углам иконы.

Фрагменты стен, старой штукатурки, кирпичной кладки, деревянных перекрытий, гравюра церемонии прощания с Петром, множество портретов, старинные рисунки. Все комнаты можно наблюдать через окна и дверные проемы, так как Зимний Дворец невелик по площади.

На лестнице расположен экран и постоянно идет видео с исторической справкой, длится всего 10 минут, но очень информативно, стоит остановиться и посмотреть, много интересных фактов рассказано доступным языком.

После смерти Петра с его тела сняли гипсовые слепки, по которым скульптор Растрелли воссоздал фигуру царя — руки и ноги из дерева на шарнирах, чтобы можно было менять положение, из натуральных волос хозяина сшили парик (волосы остались со времен Персидского похода в 1722 году, когда царя постригли из — за сильной жары), воск имитирует кожу лица и рук. Копия этой фигуры гордо восседает на троне, можно рассмотреть каждую деталь и оценить рост и пропорции первого Всероссийского Императора. Когда стоишь перед ним, захватывает дух от понимания всего величия этого человека не только физически, но и морально.

Где находится и как добраться

Зимний дворец располагается по адресу Дворцовая набережная, дом 32. До дворца довольно просто добраться, так как он располагается в самом начале Невского проспекта. В непосредственной близости находится станция метро Адмиралтейская. Стоит иметь в виду, что вход в Зимний дворец выглядит довольно непримечательно. Чтобы обнаружить его придётся обогнуть Эрмитаж по правую сторону (направо, если смотреть на фасад Эрмитажа). Затем пройтись вдоль печально известной питерской Зимней канавки, чтобы очутиться на Набережной. Вы вряд ли пропустите нужный фасад – коричневатый на фоне светло голубых стен.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

История Зимнего дворца

В своем стремлении превзойти роскошные европейские дворцы Елизавета Петровна очень придирчиво оценивала все предложения по оформлению. Тем не менее в 1754 г. проект был окончательно утвержден. В процессе работы вносились незначительные правки, позволяющие отойти от привычных строгих форм, и визуально сделать конструкцию более легкой и воздушной.

По суровой иронии судьбы императрице Елизавете Петровне не было суждено жить в новом дворце — она скончалась задолго до завершения работ. Первым хозяином новых покоев стал Пётр III, переехавший еще в недостроенное здание. Чтобы быстро освободить захламленную строительным мусором площадь, правитель пошел на хитрость: объявил на весь Петербург, что все, что находится перед дворцом, отдается бесплатно. Порядок был наведен менее чем за один день.

Первой полноценной хозяйкой царских хором стала Екатерина II. При ней Зимний дворец претерпел следующие изменения:

  • Был оформлен Большой Тронный зал, позже именуемый Георгиевским. Там проходили все официальные церемонии, пиры и торжества. Стиль барокко в этом помещении выдержан максимально строго.
  • Начала формироваться коллекция живописи, позже ставшая достоянием Эрмитажа. Царица не жалела средств, чтобы получить в свое распоряжение настоящие шедевры, которые закупались по всему миру.
  • В непосредственной близости от дворца стали возводиться дополнительные здания. Позднее они были объединены в комплекс, с рядом многочисленных наземных и подземных переходов.

Большой Тронный зал

В 1837 году неисправность дымохода привела к сильному пожару, уничтожившему все оформление, выполненное под руководством Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, в связи со скорой женитьбой наследника престола Александра II необходимо было провести перепланировку юго-западного крыла. Там планировалось сделать покои молодой семьи.
Все работы выполнялись Василием Стасовым и Александром Брюлловым, добавившим обстановке во дворце дополнительного богатства и роскоши. Однако в 1904 году Зимний дворец уступил свои позиции Александровскому дворцу в Царском селе — теперь он считался резиденцией царской семьи. Дворцовый комплекс в Санкт Петербурге использовался в качестве музея, куда могли попасть только высокопоставленные особы.

Первая мировая война принесла в покои дворца существенные изменения — уникальная художественная коллекция была частично вывезена в Москву, а многочисленные залы теперь использовались в качестве госпиталя. После Февральской революции дворец перешел в государственную собственность и официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Новый режим сделал дворец доступным для посещения всеми желающими.

Во времена Второй мировой войны вся художественная коллекция была вывезена на Урал, а некогда шикарные помещения использовались в хозяйственных целях. Однако, начиная с осени 1945 года, Зимний дворец начал принимать посетителей в штатном режиме. За это время редкая коллекция была не только возвращена, но и приумножена.

Корректировки проекта

В 1718 году Петр возвращается из очередной поездки по Европе и вносит существенные корректировки в проект дворца. Он приказывает сделать «восемь камор верхнего жилья». Приходится начинать значительную перестройку. Но все же в этом же году удается начать внутреннюю отделку, а также класть штукатурку снаружи здания.

Работая по эскизам Маттарнови, рабочим удалось провести блестящую отделку, используя на стенах Большого зала красный мрамор, а также гипсовые рельефы, двери из дуба. Всего во дворце было четыре дубовые лестницы. Окончательно дворец был готов к февралю 1720 года. 27 декабря в нем была проведена первая ассамблея.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, — дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I.

Южный фасад Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Своим гигантским объемом и большей, чем у соседних зданий, высотой он доминирует над окружающим пространством. В громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности. Бесчисленные белые колонны то собираются в группы, особенно живописные и выразительные на углах здания, то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. Установленные на балюстраде кровли десятки декоративных ваз и статуй усиливают впечатление нарядности. Великолепны углы здания, окаймленные колоннами и пилястрами.

Зимний дворец и дворцовая площадь, вид сверху

От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухъярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось. Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Северный фасад Зимнего дворца

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов
Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой
тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец
приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид.
Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора
появилось в 1946 году.

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

Блудный сын

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Завтрак

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Открытие в XX веке

После смерти Екатерины I Зимний дворец Петра Великого постепенно начал приходить в упадок. Анна Иоанновна, хотя и перевезла двор из Москвы обратно в Северную столицу, была мало озабочена вопросами сохранности этого удивительного архитектурного питомника и предпочла остановиться в доме Апраксина. Старый Зимний дворец начали использовать от случая к случаю, пока в конце восемнадцатого века не наступил тот самый критический момент в его истории – Зимний дворец было решено снести, чтобы на его месте возвести ещё более великолепный Эрмитажный театр Джокамо Квареги. Казалось бы, тут и следовало бы поставить точку в жизнеописании этого некогда сверкающего всеми огнями места, но обстоятельства сложились по-иному.

Николай I предпринял попытку обнаружить тот самый Большой зал, где погиб первый хозяин Зимнего дворца, но это предприятие оказалось провальным. Впоследствии, уже в последней трети XX века был предпринят ещё ряд попыток обнаружить фрагменты Зимнего дворца. На этот раз удача оказалась на стороне искателей, и вскоре стало ясно, что Кваренги из-за недостаточно большого запаса времени не стал уничтожать старый дворец полностью. Так, отдельные помещения цокольного и первого этажей оказались погребены под сценами. Постепенно открывали всё новые и новые помещения: часть парадного двора, несколько «Малых палаток», которые возводились ещё при Петре, и даже сам кабинет монарха.

В последнем превосходно сохранились камин и печь, оформленные в голландском стиле. Обстановка также почти не пострадала. Это позволило исследователям получить многочисленные артефакты, которые стали частью коллекций Эрмитажа. Последней крупной находкой стали покои Екатерины I, возведённые Трезини. Двенадцать так же хорошо сохранившихся помещений были разбросаны вдоль Зимней канавки.

Работа предстояла действительно кропотливая, так как исследователи и архитекторы не ограничились пассивным изучением переписок, чертежей и эскизов. Открытия помещений им также показалось недостаточно. Мастера начали слой за слоем снимать слои штукатурки, чтобы обнаружить медальоны, руст и остатки краски, которая ложилась на стены во времена проведения первых работ по оформлению Зимнего дворца.

Немного истории

Санкт-Петербург изобилует огромным количеством памятных и исторических мест, с которыми связаны судьбоносные события в жизни государства Российского. Одно из таких живописных мест — дворец Петра I в Летнем саду, выстроенный в 1710-х годах.

Для государя-реформатора, человека настолько неприхотливого в быту, что он прекрасно чувствовал себя о и в простой солдатской казарме, и в обычной рыбацкой хижине, одновременно со строительством столицы началось возведение и нового императорского дворца, место для которого он выбрал лично.

Внимание государя обратило на себя имение бывшего шведского офицера Эриха Конау, расположенное в живописном уголке между водными артериями новой столицы — Мойкой (в то время — Мьей) и Фонтанкой (в то время — Безымянным Ериком) и довольно хорошо обжитое

В 1703 году мастером по обустройству усадьбы Петр I назначил строителя, служившего в бомбардирской роте государя в 1702 году — Ивана Матвеевича Угрюмова (более известного, как Иван Матвеев), который и выстроил для императора деревянный дворец, самим Петром называемый «летним домом», а также подготовил место для регулярного парка, распланировал аллеи и вырыл небольшую гавань. В то время царские хоромы представляли собой небольшой домик по голландскому типу, богато украшенный живописью, орнаментами и позолоченными оконными рамами.

Спустя всего несколько лет в городе началось каменное строительство, коснувшееся и царской резиденции. По указу Петра I известный архитектор Доменико Трезини создал проект нового дворца, воплотив в камне замыслы государя о добротном небольшом и практичном доме, где критерий удобства являлся основополагающим фактором.

Санкт-Петербург обустраивался, осваивалась заболоченная местность, соединялись каналами небольшие речушки, образовывая островки. Один из таких каналов — Лебяжий — соединил Неву и Мойку, в результате чего бывшая шведская усадьба оказалась с трех сторон окружена водой. И в северной части острова началось возведение нового дворца, у стен которого плескалась вода и чье сходство с мчащимся по волнам кораблем оказалось созвучно замыслам государя о выходе к Балтийскому морю и созданию мощного российского флота.

Каменный особняк в стиле «барокко», строительство которого продолжалось более трех лет (с 1710 по 1713 год), после окончания всех наружных и внутренних работ мало походил на императорские хоромы. Изначально дворец задумывался как летняя резиденция, поэтому стены не утепляли, сделав их достаточно тонкими, а в окна вставили одинарные рамы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector