Самые интересные факты о таврическом дворце: триумф русского классицизма

Краткая творческая биография Ивана Старова

Знаменитый архитектор, стоящий у истоков русского классицизма, родился 23 февраля 1745 года в Москве. Так как его отец был дьяконом при одном из московских храмов, то свое начальное образование он получил в школе для отпрысков духовного чина. По достижении одиннадцатилетнего возраста мальчик был определен для дальнейшего обучения в гимназию. Через год Иван Старов перевелся в Санкт-Петербург. Там он продолжил свои занятия в гимназии при Академии наук, после окончания которой в 1758 году поступил в художественную академию. Здесь его учителями становятся знаменитые архитекторы того времени А.Ф. Кокорин и Ж.-Б. Валлен-Деламот.

По окончании художественной академии Старов отправляется для изучения европейского зодчества в Париж. В 1769 году, после завершения своей первой самостоятельной работы, которой стал Сухопутный шляхетский корпус, молодой 24- летний архитектор был признан академиком. В 1770 году был назначен при Академии художеств на должность адъюнкт-профессора. В 1794 году Иван Старов получает звание профессора и занимает должность ректора этого учебного заведения.

Вкусный и ароматный блочный песочный пирог с творогом: рецепт

На ремонт жилья россияне потретили в 2020 году в среднем 265 тысяч рублей

Мятное суфле под шоколадной шапочкой: готовим эффектный десерт

Потёмкинские вечера

В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».

Боковые здания Дома конной гвардии

С боковых сторон к зданию Таврического дворца (архитектор Старов) подходят одноэтажные более скромные галереи, которые объединяют Дом с флигелями.

В боковых помещениях кроме повседневных жилых и служебных комнат находилась и часть помещений с парадными функциями: небольшие гостиные, различного рода танцевальные комнаты­, прекрасный концертный зал и тому подобное.

По направлению к парадному двору боковые здания отличаются скромными отдельными выходами с четырехколонными портиками. В противоположную сторону от Шпалерной улицы, на которой стоял дворец, боковые здания образуют симметричные выдвигающиеся элементы меньшей величины, около которых стоят одноэтажные ответвления дворца. Торцы этих элементов декорированы шестиколонными ионическими греческими портиками и являются боковыми ризалитами основного здания дворца по направлению к парку. Главный портик дворца выделяет вход в парадный вестибюль.

История

Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.

«Таврический сад 18 века», картина Бенджамина Паттерсона

Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.

После наказания грабителей Таврического дворца и возвращения награбленного, в его здании были созданы казармы Конногвардейского полка

После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.

Государственная дума Российской империи, винтажное фото

В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.

В помещениях дворца часто проводились партийный съезды и выступления значимых государственных лиц

Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».

В наше время в Таврическом дворце проводятся различные встречи. Здесь собираются политики, влиятельные и успешные люди, а также проводятся Рождественские вечера

Архитектурные особенности Таврического дворца

Архитектор построил дворец в новом для Петербурга стиле – классицизме.

Эталон русской дворцовой усадьбы

В основе здания – четыре помещения. Это Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и Зимний сад. По размерам здание площадью 65700 квадратных метров являлось в то время одним из самых крупных в Европе.

В основу проекта Старов положил традиционную усадебную схему – главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они охватывают большой парадный двор.

После окончания строительства архитектора осаждали многочисленные желающие заказать ему проект своего дома. Всех поражала и привлекала простота и удобство постройки.

Простота и оригинальность внешнего вида

Снаружи дворец выглядел совсем просто: нет ни наличников на окнах, ни скульптуры на самом здании. Это придавало строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный излишних украшений.

Архитектурный ансамбль Таврического дворца состоит из основного, центрального 12-метрового двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Его венчает барабан с плоским куполом.

Два боковых флигеля придают зданию П-образную форму. Фасад корпуса растянут в длину на 260 метров. Гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами.

С боковых сторон к зданию Таврического дворца подходят одноэтажные, более скромные галереи, которые объединяют дом с флигелями, увенчанными купольными башнями. Здесь располагались небольшие гостиные, танцевальные комнаты, концертный зал.

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит дом садового мастера В. Гульда, который в 1800 году заложил Таврический сад.

Преддворцовая панорама

Панорама первоначально открывалась со стороны Невы. Перед дворцом – цветочный партер и круглая гавань, соединенная каналом с Невой. На берегу гавани находилась гранитная пристань, где стояли суда потемкинской прогулочной флотилии.

Позади здания – Таврический сад. На его территории располагаются невысокие холмы, небольшие искусственные водоемы, проточные каналы, деревянные мостики, большие цветочные клумбы, оранжереи, теплицы для экзотических растений.

Таврический сад для императорского двора

Сначала Таврический сад был закрыт для публичного посещения, поскольку он входил в ведение императорского двора. На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов, соединённых протоками. При сооружении прудов были насыпаны видовые горки, созданные их вынутого грунта.

В южной части Большого пруда создали два острова, один из них засадили деревьями. В северной части Большого острова насыпали высокий холм, откуда открывался прекрасный вид на дворец. Большой остров соединили с берегом двумя мостами, один из которых создал механик Иван Кулибин в 1793 году. Позднее его разобрали.

Большинство деревьев посадили по краям участка, отгораживая таким способом его от городской застройки. В 1793-1794 годах в Таврическим саду установили два пешеходных металлических моста, ставших первыми переправами с металлическими пролётами в Петербурге.

В пруды Таврического сада, которые наполнялись водой из Лиговского канала, запустили стерлядь. В 1794 году по проекту Фёдора Ивановича Волкова в Таврическом саду построили Дом садового мастера, другие служебные постройки, ограду и каменный подъездной мост.

Фёдор Иванович Волков — российский архитектор и академик, профессор и адъюнкт-ректор Императорской Академии Художеств, мастер строгого классицизма. Он построил здесь также теплицы, садовые мосты и скамейки.

В теплицах выращивали арбузы, дыни, персики, абрикосы и ананасы. На берегу Большого пруда Волков возвёл беседку, названную «Адмиралтейством». В этой беседке содержались лодки для водных прогулок. 

Фотогалерея пешеходного маршрута #17

Новогодний проспект Чернышевского Хлебозавод Арнаут (слева), Управление протопресвитера армии и флота

Фурштатская улица

Главное управление и Штаб отдельного корпуса жандармов Фурштатская улица зимней ночью Особняк статского советника Н.С.Петелина (слева), следующее здание — Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя Доходный дом купцов Кононовых Фурштатская улица летом Дворик на Фурштатской, 50 Доходный дом А.В.Малова Дворец бракосочетания №2 (особняк К.А.Варгунина) Доходный дом И.Я.Мюргеда (в центре), доходный дом С.Н.Герке (правее) Дворик на Фурштатской улице Дворец Малютка (особняк Н.В.Спиридонова) Фурштатская улица Доходный дом Н.В.Спиридонова Дом Боткиных на перекрёстке Фурштатской и Потёмкинской

Императорский выставочный зал Ленинград Центр Ленинград Центр ночью Доходный дом графини Н.В.Толстой (розовый) Каток в Таврическом саду Экономический факультет СПбГУ (особняк А.С.Дубасовой) Улица Чайковского Казармы Кавалергардского полка Дом В.Гульда

Захарьевская улица

Доходный дом К.А.Шрейбера на Захарьевской Три грации дома Шрейбера Захарьевская улица Военный инженерно-технический институт Особняк Нейдгарта Доходный дом Н.М.Нельговской

Воскресенская набережная

Памятник кораблю «Полтава» на Воскресенской набережной Музей кофе Памятник жертвам политических репрессий Кресты Памятник Анне Ахматовой

Шпалерная улица

Пальмовая оранжерея Шпалерная улица Главная водопроводная станция Зенитки на Водоканале Центральная водопроводная станция Водоканала Санкт-Петербурга Труженикам «Водоканала», погибшим во время блокады Ленинграда Осколок снаряда, застрявший в циферблате часов Бронированная будка, в которой прятались работники водоканала во время бомбёжек Памятник Водовозу Музей «Вселенная воды» Таврический дворец Таврический дворец

Таврическая улица

Особняк А.С.Обольянинова Доходный дом А.С.Обольянинова на перекрёстке Таврической и Тверской Доходный дом И.И.Дернова на перекрёстке Таврической и Тверской Экономический факультет СПбГУ на Таврической Жилой дом начсостава ВМФ на Таврической

Таврический сад

Таврический сад Вид на Таврический дворец из Таврического сада Таврический сад Каналы Таврического сада Памятник пионерам-героям в Таврическом саду Остров в Таврическом саду Таврический сад Таврический сад зимой Музей Суворова

Кирочная улица

Церковь Елены Царицы при Медицинском университете имени Мечникова Кирочная улица Музей Суворова Фасад музея Суворова

Шпалерная улица

Памятник Ф.Э.Дзержинскому Жилой дом Памятник Ф.Э.Дзержинскому Кикины палаты Ленинградский научно-исследовательский радиотехнический институт Смольный собор Смольный собор

Интересный факт

Финальный визит графа Потемкина в свою столичную резиденцию пришелся на последний год его жизни: граф захотел устроить невероятный по размаху бал в честь императрицы. К тому моменту Екатерина охладела к своему фавориту, и отдала свое сердце Платону Зубову, который был моложе Григория Александровича почти на 30 лет. Сей бал стал беспрецедентным событием в жизни Петербурга. Однако, боготворимая Потемкиным императрица обернула попытку отвоевать свое сердце у юного соперника в прощальный подарок отвергнутому фавориту. После смерти Потемкина, не блиставший талантами Платон Зубов стал его преемником не только в любовных, но и в политических делах. Он был назначен командующим Черноморского флота, унаследовав все полномочия своего предшественника.

Софийский (Вознесенский) собор

Этот собор всегда имел особое значение для истории России, так как напоминал о ее победах в многочисленных войнах с Турецкой империей. Софийский (Вознесенский) собор был заложен 30 июля 1782 года. Проект собора был исполнен архитектором Ч. Камероном при тесном сотрудничестве с И. Старовым. По желанию императрицы храм был спроектирован так, чтобы он напоминал константинопольский собор Святой Софии. Строительство храма продолжалось около 7 лет и было завершено в 1789 году.

Блогер Лиза Исаева рекомендует: 5 наиболее результативных упражнений

Кинолог рассказал о вегетарианской диете для собаки: допустимо ли это вообще

“Ушла, потому что так решила”: Лена Перова об уходе из “Последнего героя”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector