Буддистский монастырь и храм (видео)
Содержание:
- Внутреннее убранство буддийского храма
- О дацанах
- Ступы в России
- Лунмынь
- Раннее развитие в Индии [ править ]
- 5 красивейших храмов буддизма в России
- Архитектурные стили
- Слайды и текст этой презентации
- Четыре ступы, связанные с чудесами
- Раннее развитие в Индии
- Культовое значение
- Общая информация, история и архитектура
- Немного истории
- Типология храмов
- Новая архитектура
- Различные списки и места нахождения ступ
- Ступы сегодня
- Дамбулла
- Разнообразие ступ в наше время
- Краткое описание буддийского храма
Внутреннее убранство буддийского храма
Внутри храма располагаются так называемые молитвенные барабаны. Буддисты, проходя мимо них, касаются их рукой, в результате чего барабан начинает вращаться. В чём тут смысл? Смысл в том, что внутри барабана на тончайшей бумаге написаны мантры либо сутры, и считается, что во время вращения священная энергия мантры или сутры спирально закручивается и действует во благо всех живых существ. И так буддисты могут часами ходить и вращать барабаны, тем самым меняя вибрации в пространстве на более благостные.
Напротив входа обычно располагается алтарь. В центре, конечно же, располагается образ Будды, сидящего в Позе лотоса. Чаще всего образ Будды окружён изображениями или статуями бодхисаттв — просветлённых существ, которые распространяют Учение Будды и помогают живым существам вырваться из оков Сансары.
Помимо центрального зала, также есть лекционный, в котором монахи и прихожане собираются для того, чтобы читать и слушать лекции, проповеди, сутры, медитативную музыку. Здесь же могут проводиться и сами медитации, либо же для этого есть другие помещения. Также внутри храма есть библиотека, жилые помещения для монахов, столовая и подсобные помещения.
При входе в храм принято здороваться с образами Будд, божеств и бодхисаттв. Традиционно буддист подходит к образу, складывает руки в молитвенном приветствии и подносит их сначала ко лбу, приветствуя образ от ума, затем ко рту, приветствуя образ речью, и к груди, приветствуя образ от сердца.
Вот такое примерное описание буддийского храма. Разумеется, особенности архитектуры и внутреннего убранства могут отличаться в зависимости от направления учения и особенности самого строения: это может быть буддийский университет, храм или монастырь.
О дацанах
Как мы уже выяснили, правильное название буддийского храма — «дацан». Изначально так называли буддийские монастыри-университеты, а в тибетском буддизме дацанами называют отдельные факультеты таких университетов. Обычно в классическом дацане было три факультета: один был посвящён изучению философии, второй — изучению медицины, а третий — тантрическому направлению в буддизме. Дацаны были особенно распространены на территории Бурятии.
До Октябрьской революции в Российской Империи насчитывалось 35 дацанов, практически все из них — в Забайкальской области и только один — в Санкт-Петербурге. Не все из храмов пережили суровые годы революции и гражданской войны, поэтому на сегодняшний день их осталось не более тридцати.
Ступы в России
Большое множество ступ различных видов возведено в Бурятии, Калмыкии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае. Здесь ступы-субурганы являются неотъемлемым элементом пейзажа. Их можно встретить на вершинах гор, на берегах рек, в степи, у аршанов (минеральных источников), на въезде в населённые пункты, на улицах сёл и деревень. Большой комплекс субурганов находится в Иволгинском дацане. Самой большой ступой в России на данный момент является субурган Джарун Хашор в Кижингинском районе Бурятии. Один из субурганов находится на острове Огой (озеро Байкал, пролив Малое море, напротив посёлка Курма). Летом 2011 года был освящён субурган «Бадма Чортен» в Иркутске. Ступа Лотоса установлена в селе Харба Юстинского района Калмыкии.
Ступа Джарун Хашор. Кижингинский район Бурятии
С 1996 года в Республике Алтай существовала ступа, сооружённая в Каракольской долине на месте кремации ламы Боора, однако в 2002 году она была разрушена местными шаманистами. Небольшой субурган находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в Уймонской степи, на значительном удалении от автотрассы Усть-Кокса — Тюнгур в сторону Теректинского хребта, между сёлами Курунда и Теректа.
Стела Здоровья, Счастья и Благополучия (Ступа Лонгсал) в Ижевске
Вплоть до 2008 года единственными ступами, построенными не на территории традиционных буддийских регионов России, были два субургана на горе Качканар в Свердловской области. В 2008 году ступа была возведена при московском Музее имени Н. К. Рериха в Москве.
Другая московская ступа «Карма Дакини», подчиняющей демонов зависти, находится на правом берегу реки Лихоборки, недалеко от Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий, в районе Отрадное.
Там же, на территории строящегося буддийского храма Тупден Шедублинг в 2016 году начали возводить 13 метровую Ступу Просветления. На лето 2012 года было запланировано начало строительства большой ступы под Санкт-Петербургом и открытие Ступы Просветления в поселке Морки (Республика Марий Эл).
В ноябре 2011 года государственным оракулом Тибета была освящена первая ступа на территории Волгоградской области в селе Солянка под Волгоградом. В сентябре 2012 года была открыта ступа Просветления в посёлке Бударино в Астраханской области.
В 2012 году была возведена Ступа Лонгсал («Стела здоровья, счастья и благополучия») в городе Ижевске.
В Мурманской области в 2014 году начали строить одну из самых северных ступ на въезде в город Апатиты, а в августе 2016 года её освятил лама дзогчен Тангранг Ринпоче.
В Москве в 2017 году было завершено строительство Ступы Просветления в Отрадном.
Лунмынь
В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».
Монастырь Луньмэнь, Китай
Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.
Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.
Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.
К главным пещерам относятся:
- Биньян;
- Гуян;
- Фынсянь.
Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.
15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай
Раннее развитие в Индии [ править ]
Большая ступа в Санчи
Храм периода Гупта в Санчи, помимо Апсидального зала с фондом Маурья
Характерным новым развитием буддийских религиозных объектов стала ступа . Изначально ступы были больше скульптурой, чем строением, по сути, маркерами какого-то святого места или памятью святого человека, который там жил. Более поздние формы более сложны и также во многих случаях относятся к модели горы Меру.
Одно из самых ранних буддийских мест, которые все еще существуют, находится в Санчи , Индия, и это сосредоточено на ступе, которая, как говорят, была построена королем Ашокой (273–236 до н.э.). Первоначальная простая структура заключена в более позднюю, более декоративную, и в течение двух столетий весь комплекс был переработан. Четыре стороны света отмечены сложными каменными воротами.
Как и в случае с буддийским искусством , архитектура последовала за распространением буддизма по всей Южной и Восточной Азии, и именно ранние индийские модели послужили первым ориентиром, хотя буддизм практически исчез из самой Индии в X веке.
В течение последних двух столетий до нашей эры украшение буддийских мест становилось все более сложным, с появлением табличек и фризов, в том числе человеческих фигур, особенно на ступах. Однако Будда не был представлен в человеческом обличье до I века нашей эры. Вместо этого использовались аниконические символы. Более подробно это рассматривается в буддийском искусстве аниконической фазы. Это повлияло на развитие храмов, которые со временем в большинстве случаев стали фоном для изображений Будды.
По мере распространения буддизма буддийская архитектура различалась по стилю, отражая аналогичные тенденции в буддийском искусстве. На форму здания также в некоторой степени повлияли различные формы буддизма в северных странах, в основном исповедующие буддизм Махаяны, а на юге, где преобладал буддизм Тхеравады .
5 красивейших храмов буддизма в России
Золотая обитель Будды Шакьямуни — Калмыкия, Элиста
Этот молодой храм буддизма открыли в 2005 году. Он стал одним из крупнейших в Европе. В семиуровневом здании расположены резиденции главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо.
Вокруг храма буддистов стоят 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда и более сотни белоснежных ступ. А внутри находится самая большая статуя Будды в Европе. Она украшена сусальным золотом и бриллиантами, а внутри спрятаны священные предметы — мантры, благовония, драгоценности и земля из всех районов республики.
Сякюсн-сюме — Калмыкия, Элиста
Еще один буддийский храм расположен на окраине Элисты. Храм в тибетском стиле украшен резьбой по дереву, соответствующей символикой и скульптурами. Внутреннее убранство организовано в традиционном стиле — большую статую Будды окружают панно с изображениями божеств и монахов.
Снаружи тоже есть, на что посмотреть — вокруг храма расположены молитвенные барабаны, сюме, домик для лам и 3 ступы.
Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг» — Забайкальский край, Чита
Целый монастырский комплекс за 5 лет выстроили в Чите в начале 2000-х. Дацан продолжал преображаться и после открытия — спустя несколько лет с трех сторон буддийского храма возвели конструкции с молитвенными барабанами. Из Улан-Удэ в храм приехали латунные фигуры львов, жертвенный сосуд-курильница и статуя Будды Шакьямуни.
Сейчас дацан — место проведения служб-хуралов, ежедневных ритуалов и других обрядов.
Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг» — Забайкальский край, Амитхаша
Этот буддийский монастырь основали в начале XIX века и уже тогда он обосновался собственными медицинской, философской и астрологической школами. Сейчас в дацане действует один храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.
Вокруг буддийского храма возвели множество культовых сооружений: ступа «Юндум Шодон», дуган Зула, «Восемь священных ступ» и статуя Майдари.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге — «Дацан Гунзэчойнэй»
Необязательно уезжать на российский Восток, чтобы увидеть один из красивейших буддийских храмов. Он находится в Санкт-Петербурге и стоит уже больше века. Храм выстроили из колотого гранита, а витражи в нем разрисовывал Николай Рерих.
Помимо духовной ценности, он насыщен и эстетической: чего только стоят восточный колорит и буддийский барабан, который приносит счастье.
Архитектурные стили
Рассматривая вопрос о том, как называется храм у буддистов, следует рассказать об их архитектуре. Большинство дацанов строится по определенному принципу, который и придает им свой стиль. Следует отметить, что монастыри в Бурятии и Тибете внешне отличаются друг от друга, так как последние возводятся по другому принципу. Всего существует три стиля – это китайский, тибетский и монгольский (форма юрты).
Тибетский стиль – это стены, построенные с наклоном, ступенчатый объем, пирамидальность и ярусность, а также постепенное убывание массива по вертикали. Венчает такие дацаны массивный фриз, который имеет ярко-красный цвет.
Большинство из них отличается по своему стилю потому, что они строились при участии русских мастеров, которые ранее занимались возведением православных храмов. В связи с этим на бурятских дацанах несколько отразилось влияние русского храмового зодчества.
Слайды и текст этой презентации
Буддийские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия.
Особенности буддийской пластики и живописи. Выполнила: учитель МХК Чепукова О.В.
Царевич Гаутама Шакьямуни – Будда (Просветленный)
Образу Будды придавались гуманистические черты эллинистической скульптуры: мягкость и кротость облика, милосердие в выражении лица. Образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их числе — урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей.
Буддизм – учение достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание.
8 заповедей буддизма:
не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй грязным речам, не принимай вреда внутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от чрезмерного чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от чрезмерной роскоши. Считается особой добродетелью доставлять радость несчастным. Поэтому, кроме содействия нуждающимся и одаривания их, непременной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.
Классическая форма буддийского культового сооружения – ступа.
Большая ступа. I в. до н.э. Санчи
Сакральный план ступы символизирует космос и божественное присутствие.
3 буддийские ценности: Будда, учение, монашеская община.
Ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.
«Дерево мудрости»
Рельеф западных ворот
Знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающих его самого.
Бык – символ рождения.
Цветок лотоса – медитация.
Колесо и олень – аллегория первой проповеди.
Ступни – намек на реальное присутствие Будды и знак духовного следа, оставленного учителем на Земле.
Ступа – вхождение в нирвану.
Свастика – воплощение солнечной энергии и распространение ее по четырем сторонам света.
Статуя Будды, достигшего просветления.
Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным формам.
— Стройная фигура, как у дерева баньян- Ноги, как у газели- «Львиный корпус» – широкие плечи, тонкая талия- Разрез глаз, напоминающий изгибы лотоса-Знаки величайшей мудрости
Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм.
Пещерные храмы в Аджанте IV-VII вв.
В росписях преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений.
Культура Древней Индии.
Метафора сакрального, представление об Абсолюте
Любовь к созерцательности, склонность к радостям и наслаждениям.
Вдохновение
Беспредельное стремление к АбсолютуЧувственное жизнелюбие
Четыре ступы, связанные с чудесами
К вышеперечисленным 4 местам паломничества впоследствии добавились еще 4, связанные с чудесами, которые совершил Будда. Это Вайшали, Санкасья (Шинкаси), Шравасти и Раджгир. В последнем Будда усмирил взбесившегося слона. Животное наслал на него Девадатта, его двоюродный брат.
Буддийская Ступа единства, или примирения, была сооружена в честь примирения сангхи. Здесь же после ухода Будды состоялся Первый буддийский собор. На нем были зафиксированы тексты Винаи и Сутр.
Ступа чудес построена в Шравасти в честь победы, одержанной Буддой над шестью учителями в роще Джетавана, которую ему подарил купец Анатхапиндака. Эти учителя были приверженцами неправильных взглядов. Будда показал двойное чудо. Он поднялся в воздух, где испускал из себя языки пламени и струи воды одновременно, а потом, сидя на лотосе, явил перед ними в небе множество Будд. Этот памятник был возведен неким Лисаби.
В Шинкаси сооружена Ступа схождения Тушита с небес. Будда Шакьямуни повторил практику, которую демонстрировали предшествующие Будды. В соответствии с ней он поднялся на небеса Тушита. Здесь Будда проповедовал Абхидхарму умершей матери, а также 33 божествам вместе с их свитой. После этого он спустился на землю по чудесной лестнице, созданной для него богами Индрой и Брахмой. Символом этого схождения являются многочисленные ступени, представленные на памятнике.
Ступа совершенной победы возникла в Вайшали. Здесь во времена Будды чума опустошала город. Ему удалось остановить ее. Этим Будда вызвал любовь и уважение местных жителей. Когда он вновь посетил Вайшали, обезьяны выкопали для Будды пруд, а также предложили учителю мед. На этом месте раньше была манговая роща, которую куртизанка Амрапали подарила Будде. Здесь он объявил ученикам о том, что скоро уйдет. Однако они попросили его не покидать их. Будда продлил срок своей жизни на три месяца, тем самым победив смерть и время.
Раннее развитие в Индии
Большая ступа в Санчи
Храм периода Гупта в Санчи, помимо Апсидального зала с фондом Маурья
Характерным нововведением буддийских религиозных объектов стала ступа . Изначально ступы были скорее скульптурными, чем строительными, по сути, маркерами какого-то святого места или памятью о святом человеке, который там жил. Более поздние формы более сложные и во многих случаях относятся к модели горы Меру.
Одно из самых ранних буддийских мест, которые все еще существуют, находится в Санчи , Индия, и это сосредоточено на ступе, которая, как говорят, была построена королем Ашокой (273–236 до н.э.). Первоначальная простая структура заключена в более позднюю, более декоративную, и в течение двух столетий все это место было переработано. Четыре стороны света отмечены сложными каменными воротами.
Как и в случае с буддийским искусством , архитектура последовала за распространением буддизма по всей Южной и Восточной Азии, и именно ранние индийские модели послужили первой точкой отсчета, хотя буддизм практически исчез из самой Индии в 10 веке.
В течение последних двух веков до нашей эры украшение буддийских мест становилось все более сложным, с появлением табличек и фризов, в том числе человеческих фигур, особенно на ступах. Однако Будда не был представлен в человеческом обличье до I века нашей эры. Вместо этого использовались аниконические символы. Более подробно это рассматривается в буддийском искусстве , аниконическая фаза. Это повлияло на развитие храмов, которые со временем в большинстве случаев стали фоном для изображений Будды.
По мере распространения буддизма буддийская архитектура различалась по стилю, отражая аналогичные тенденции в буддийском искусстве. На форму здания также в некоторой степени повлияли различные формы буддизма в северных странах, в основном исповедующие буддизм Махаяны, а на юге, где преобладал буддизм Тхеравады .
Культовое значение
Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения (накопления) доброй кармы. При этом в Тибете и Бутане гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: сначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле в полный рост, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом.
При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может совершить множество кругов в течение нескольких часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания.
Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней. Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них.
Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям.
Разрушение ступы считается деянием, подобным описанному в буддийских сутрах одному из т. н. «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни.
Гомбожаб Цыбиков. Ступы. 1900-е годы
Общая информация, история и архитектура
Прамбанан (Prambanan) – это большой комплекс индуистских и буддистских храмов 8-10 веков недалеко от города Джокьякарта в центральной части острова Ява в Индонезии (Прамбанан на карте). Наряду с храмом Боробудур является самой популярной исторической и культурной достопримечательностью острова Ява и Индонезии в целом. Включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прамбанан – большой комплекс, он намного масштабнее Боробудура. Кроме того вокруг него в окрестностях находится еще очень много небольших храмов, которые хотя формально и не являются частью архитектурного парка Прамбанан, но связаны с ним исторически и культурно, и посещаются вместе с ним. Посетить Прамбанан и храмы вокруг можно самостоятельно или с экскурсией из Джокьякарты и с других курортов, включая остров Бали. На посещение вместе с соседними храмами стоит выделить целый день. Входная плата для иностранцев составляет 350 000 рупий (1793.46 руб.) или 630 000 рупий (3228.23 руб.) единый билет с Боробудуром или дворцом Рату Боко. Работает 06:00 – 17:15, без выходных. После осмотра Прамбанана можно встретить закат во дворце Рату Боко, от работает до 18:00.
Подробнее про все вопросы посещения смотрите в конце страницы.
Прамбанан
Это очень интересное и удивительно место часто теряется в тени куда более известного и самого большого в мире буддистского храма Боробудур, который также находится рядом с Джокьякартой. Однако, по нашему мнению, храмы Прамбанана куда более разнообразны и интересны, чем даже сам Боробудур, и однозначно стоят посещения. Если время позволит, непременно посетите его, тем более что посещение обеих комплексов возможно по единому билету, который стоит дешевле, чем их раздельное посещение. Стоит, правда сказать, что их посещение – удовольствие недешевое, входные билеты для иностранных туристов стоят очень дорого.
Существует много версий появления этого храмового комплекса, в котором соединились сразу две религии, и его последующего забвения на долгие столетия. По одной из самых правдоподобных версий, в 8-м веке королевство Матарам на острове Ява было разделено на две династии, каждая из которых исповедовала свою религию. В конце 9-го века династии породнились, после чего в изначально индуистском храмовом комплексе было возведено множество смешанных храмов. Спустя два века храмы были полностью заброшены, а столица королевства переместилась на восток острова. По одной из версий это произошло из-за извержения вулкана Мерапи. В 16-м веке храмы были значительно повреждены в результате мощного землетрясения, и в последующие столетия разбирались местными жителями на строительные материалы. Лишь в 20-м веке комплекс был отреставрирован, и сегодня большинство из памятников – отреставрированные реплики, лишь в своей основе состоящие из оригинальных камней. Еще один удар Прамбанан получил в 2006 году во время очередного сильного землетрясения. Некоторые из пострадавших тогда храмов до сих пор находятся на реставрации.
ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Мск-Бали ⇄ от 43 550₽ Спб-Бали ⇄ от 44 610₽ НвСб-Бали ⇄ от 50 923₽ Мск-Джакарта ⇄ от 53 686₽ ЕкБ-Бали ⇄ от 62 775₽
Немного истории
У многих народов издавна существует традиция отмечать курганами места захоронения предков и посещать их в знак уважения. Первые ступы появились в Индии еще до того, как буддизм оформился в религиозное течение. В те времена им отводилась роль памятников великим античным правителям.
Буддийская ступа – это куполообразное сооружение, заполненное изнутри мелкими камнями или землей. Иногда в таких строениях располагается храм. В странах Азии после смерти человека, его тело кремируют. Со временем в ступы стали помещать то, что осталось от кремации прославленных в духовном плане людей. В Тибете святилища строились в качестве путевых знаков высоко в горах.
В буддизме существует восемь мест паломничества. Часть из них отмечена Буддой Шакьюмани, вторая часть связана с совершенными им чудесными вещами. Эти святилища выполняют функции реликвариев, в них хранятся телесные останки Будды. Восемь памятников носят название ступы:
- Лотоса.
- Просветления.
- Схождения с неба Тушита.
- Примирения.
- Мудрости.
- Чудес.
- Совершенной победы.
- Паринирваны.
Типология храмов
Морфология
Специализированные
Помимо этого набора, могут строиться храмы, посвящённые какому-либо отдельному будде, бодхисаттве или идаму, особым образом связанному с данным монастырём, напр. храм Майтреи в Иволгинском дацане и т. п.
Архитектура
Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан)
Реконструкция храма Майтреи. Проект монаха Агваанхайдава, сер. XVIII века
В старинной архитектуре Монголии искусствоведом Н. Цултэмом различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:
Монгольский стиль
Юрты и шатры стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры. Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.
Тибетский стиль
В тибетском стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре Эрдэни-Дзу лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.
Китайский стиль
Китайский стиль был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов Амарбаясгаланта.
Смешанные стили
Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в Улан-Баторе сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.
Новая архитектура
Сегодня храмы буддистов России несколько отличаются от тех, что строили на заре появления этой религии на территории Российской империи. Связано это с тем, что в конце 19 века архитектура таких сооружений несколько изменилась. У новых дацанов план здания был приближен к квадратной форме, само строение возводилось в виде ступенчатой пирамиды, имеющей колоннады и галереи на верхних ярусах (этажах).
Крыша имела загнутые вверх углы (китайский тип) и яркую полихромию (многоцветность окраски), они стали отличительной чертой новых храмов. В интерьерах здания использовалась дорогая отделка по тибетскому принципу. Также новые дацаны выделяются большим количеством колонн, опоясывающих галерею. Сама архитектура храма является символом божественного тела Будды.
Различные списки и места нахождения ступ
Следует отметить, что описанные выше места паломничества, а также возникшие в них ступы только частично пересекаются с реликварными ступами, о которых говорится в Махапаринирвана-сутре. В тибетских источниках имеются разные списки тех из них, которые связаны с жизнью Будды. Кроме того, места их нахождения также варьируются. Скорее всего, данные списки были составлены на основании устной традиции. Они связаны с существовавшим обычаем паломничеств к памятным местам. В разное время в этих местах было создано множество ступ. К примеру, в Сарнатхе в наши дни сохранились руины нескольких из них. Ученые не могут решить, какая из двух – Дхамекх или Дхармараджика – была возведена на месте, где когда-то Будда дал первые поучения.
Ступы сегодня
С распространением буддизма за пределами Азии западные ученики стали строить в своих городах и ступы как объекты для «накопления заслуги». Поскольку в западном мире в первую очередь получил распространение тибетский буддизм, большинство ступ построены в традиционном тибетском стиле, зачастую с использованием современных технологий. Конечно же, буддисты из Таиланда, Вьетнама возводят пагоды, а мастера из Непала — ступы в традиционном непальском стиле. Например, в 2005 году на острове Огой на Байкале под руководством Ламы Ранриг Дордже Ринпоче из Непала была построена ступа в непальском стиле, напоминающая Ступу Боднатх в уменьшенном виде.
Такое многообразие ступ, их форм и назначений не должно смущать. Их внешний вид, с одной стороны, отражает буддийское учение, практикуемое в данной местности, с другой — в нем воплощается местный колорит и архитектурные пристрастия. Многообразие буддийских школ и направлений нашло свое выражение во внешнем облике ступ, пагод, субурганов и чортенов. Суть их остается сегодня примерно одной: на символическом уровне показывать практикующим путь к Освобождению и Просветлению, позволять им делать подношения, помогать очищаться от негативных впечатлений, увеличивая позитивные, взращивать заслугу и мудрость. Все это — предпосылки для достижения высочайшего Просветления.
Ступа в Беналмадене высотой 33 м —самая большая в Европе
Ступа на островеХортица. Украина
Пагода Мира в Японии
Ступа Чудес в Кухарах. Польша
Ступа в непальском стиле
Пагода Мира в США
Ступа Просветления в Калмыкии
Ступа Калачакры в Карма Гёне. Испания
Тыва
Дамбулла
Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.
Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.
Храм Дамбулла, Шри-Ланка
Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма.
Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией.
Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.
Статуи Будды в храме Дамбулла
Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:
- Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
- Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная ступа окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
- Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
- Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
- Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.
Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.
Разнообразие ступ в наше время
В настоящее время реликвариями являются далеко не все ступы, так как не во всех из них помещены телесные останки. В ступу часто кладется только частичка останков, что едва ли можно назвать захоронением. В нее могут помещаться также священные тексты или предметы, одежда просветленного учителя. Кроме того, в ступе могут вообще отсутствовать реликвии. В этом случае она служит лишь обозначением памятного места, создается в память о важных событиях, которыми был отмечен буддизм. Кратко рассказать о ступах непросто. Существует множество их видов
Построенные в честь важного события ступы называют мемориальными. Также их можно возвести, следуя обету
В рамках этой статьи мы рассмотрим важнейшие ступы, которые были созданы в честь Будды. Они относятся к реликварным.
Краткое описание буддийского храма
Буддийский храм называется «дацан». Архитектура буддийского храма представлена следующим образом: это единый комплекс, который обнесён высоким забором, ворота в храм традиционно располагаются с южной стороны. Чаще всего ворота украшены различными божествами и воинами, именуемыми «дхармапалами», которые призваны защищать храм от различных посягательств недоброжелательных существ — духов, зверей и людей.
Краткое описание буддийского храма: внутри храмового комплекса, как правило, располагается несколько построек, чаще всего — в два или три этажа. Классические храмовые постройки стараются делать невысокими, чтобы не нарушалась гармония окружающего мира — постройки не должны выделяться на фоне общего пейзажа. Сверху постройки покрыты скошенными крышами с украшенными росписью карнизами. Карнизы у буддийских храмов весьма своеобразные — они загнуты так, что располагаются практически горизонтально. Внешний вид храмового комплекса чаще всего представлен жёлтыми и красными цветами.
Над входом в храм часто располагается так называемая «дхармачакра» — колесо учения и две газели по обеим сторонам. Этот символ давней легенды о том, что на первую проповедь Будды, помимо пяти его друзей-аскетов, пришли также две газели, которые слушали Будду. «Колесо учения» состоит из восьми спиц, которые символизируют так называемый Восьмеричный путь — восемь наставлений, следуя которым можно достичь совершенства.